Нагрузки действующие на сварные конструкции. Классификация сварных конструкций

Большое разнообразие сварных конструкций затрудняет их единую классификацию. Сварные конструкции можно классифицировать:

    по способу получения заготовок (листовые, литосварные, кованосварные, штампосварные);

    целевому назначению (вагонные, судовые, авиационные и др.);

    характерным особенностям их работы (балки, рамы, фермы, емкости, сосуды, работающие под давлением, трубы и трубопроводы, корпусные конструкции и т. п.).

Типы сварных конструкций .

Балки - конструктивные элементы, работающие в основном на поперечный изгиб; жестко соединенные между собой балки образуют рамные конструкции.

Колонны - элементы, работающие преимущественно на сжатие или сжатие с продольным изгибом.

Решетчатые конструкции - система стержней, соединенных в узлах таким образом, что они испытывают главным образом растяжение или сжатие; к решетчатым конструкциям относятся фермы, мачты, арматурные сетки и каркасы.

Конструкции, испытывающие избыточное давление - конструкции, к которым предъявляют требование герметичности соединений; к этому типу конструкций относятся различные емкости, сосуды и трубопроводы.

Корпусные транспортные конструкции - конструкции, подвергающиеся динамическим нагрузкам, поэтому к ним предъявляют требования высокой жесткости при минимальной массе (основные конструкции данного типа - корпуса судов, вагонов, кузова автомобилей).

Детали машин и аппаратов работают преимущественно при переменных, многократно повторяющихся нагрузках, поэтому характерным требованием для них является получение точных размеров, обеспечиваемое главным образом механической обработкой заготовок или готовых деталей (примерами таких конструкций являются станины, валы, колеса).

При изготовлении сварных конструкций выполняют сварные соединения различных видов:

Стыковые соединения элементов плоских и пространственных конструкций наиболее распространены. Такие соединения имеют высокую прочность при статических и динамических нагрузках и могут быть выполнены практически всеми видами сварки плавлением. При сварке элементов различной толщины кромку более толстого элемента выполняют со скосом для обеспечения равномерности нагрева кромок и исключения прожогов в более тонком элементе.

Тавровые соединения элементов широко распространены при изготовлении пространственных конструкций. Их выполняют как без разделки, так и с односторонней или двусторонней разделкой кромок. При выполнении сварки в разделку должен быть обеспечен провар и высокая прочность соединений при любых нагрузках. Тавровые соединения могут быть выполнены всеми видами сварки плавлением.

Нахлесточные соединения часто применяют при сварке листовых заготовок при необходимости простой подготовки и сборки изделий под сварку. Такие соединения менее прочны, чем стыковые.

Угловые соединения обычно являются связующими и не предназначены для передачи рабочих нагрузок. Угловые соединения могут быть выполнены всеми видами сварки плавлением.

Иногда выполняют прорезные, торцовые и другие соединения .

Материал

Нормативное

сопротивле-

ние металла

Расчетное

сопротивление

металла угло-

вых швов


, кН/см 2

Марка сварочной проволоки при сварке в углекислом газе или в его смеси с аргоном

при свар-

электрода

при свар-

электродами

С285, Ст3кп,

Ст3пс, Ст3сп, 20

С345, С345Т,

С390Т, С390К,

С440, 09Г2С,

Св-08Г2С* Св-10Г2

Св-08ХГ2СДЮ Св-08Х1ДЮ

П р и м е ч а н и е: 1. Для проволок Св-08Г2С следует принимать

кН/см 2 и

кН/см 2 , кроме угловых швов с катетом

мм. 2. При соответствующем технико-экономическом обосновании для сварки конструкций допускается использовать материалы, не указанные в настоящей таблице. При этом свойства металла шва должны удовлетворять требованиям технических условий.

Использование данного материала уточнить по СНиП.

В отдельных случаях, например, при вибрационной нагрузке, рассчитывают и косые швы, разложив действующее усилие на перпендикулярное оси шва и действующее вдоль шва, находим (рис.4.5,б )


- перпендикулярно шву,


- вдоль шва,

где

- расчетная длина косого шва.

Сварные стыковые соединения, выполненные без применения физических методов контроля качества, при одновременном действии в одном и том же сечении шва нормальных напряжений

и

, действующих по взаимно


Рис. 4.5. К расчету стыковых швов

а – на продольную силу; б – на продольную силу стыка с косым швом; в – на изгиб

перпендикулярным направлениям «Х» и «У» и касательных напряжений

следует проверять по формуле:

Разрушение сварных соединений с угловыми лобовыми и фланговыми швами происходит как по металлу шва, так и по металлу границы сплавления (рис.4.6). В соответствии с этим расчет выполняют по одному из двух сечений: сечению 1 по металлу шва и сечению 2 – по металлу границы сплавления (рис.4.7), в зависимости от того какое сечение более опасно. Угловые швы всегда работают в условиях сложного напряженного состояния и срезывающее напряжение доминирует. Поэтому СНиП допускает производить расчет на срез, названный “условным” срезом.

Расчетная площадь сечения шва при разрушении по металлу шва равна

, при разрушении по металлу границы сплавленияA wz = z k f l w

Расчетным является сечение по металлу границы сплавления. В этом случае расчетная длина шва

.

Если

, то расчетным сечением является сечение по металлу

шва и напряжение . (4.3)

Если

, то проверка прочности соединения выполняется по металлу границы сплавления, тогда:


где

- усилие проходящее через центр тяжести соединения;- расчетная длина шва в сварном соединении, равная суммарной длине всех его участков за вычетом 1 см;и- коэффициенты, принимаемые по табл.4.3 и учитывающие проплавление металла при сварке. Физический смысл коэффициентови- отношение минимальных размеров в сечении шва к катету шва (см. рис.4.7). При ручной сварке, когда глубина проплавления невелика и заштрихованную площадь на рис.4.7,б можно считать равносторонним прямоугольником, а

.

Из формулы (4.3) и (4.4) можно определить катет шва “”, который должен

быть не меньше величин, указанных в табл.4.4. СНиП. Однако, чем меньше

отношение катета шва (или толщина шва) к толщине свариваемого металла

, тем более хрупким становится металл шва, что ведет к образованию


Рис 4.6. К расчету угловых швов

а - на разрушение соединений с фланговыми швами; б – с лобовыми швами; в – работающих на изгиб

трещин. Поэтому СНиП диктует, что катеты угловых швов должны быть не более

, где- наименьшая толщина соединяемых элементов.

Сварные соединения с угловыми швами при действии “

” в плоскости, перпендикулярной плоскости расположения швов, рассчитывают на срез:


Рис. 4.7 Расчетные сечения шва

1 – по металлу шва;2 – по металлу границы сплавления

по металлу шва


(4.5)

по металлу границы сплавления


(4.6)

где и- моменты сопротивления расчетных сечений сварного соединения соответственно по металлу шва и металлу границы сплавления;и

- коэффициенты условия работы шва,

и

во всех случаях, кроме конструкций, возводимых в климатических районах, указанных в СНиП 2.01.07-85;

и

- расчетные сопротивления металла шва и металла границы сплавления (см. табл.4.2 и прил.2).

При действии момента в плоскости расположения швов их рассчитывают на срез по формулам:

по металлу шва

(4.7)

по металлу границы сплавления

(4.8)

где x иy - коэффициенты точкиА сварного соединения, наиболее удаленные от центра тяжести;и- моменты инерции расчетного сечения сварного соединения по металлу шва относительно его главных осейx иy ;и- то же, по металлу границы сплавления.

При расчете сварного соединения с угловыми швами на одновременное действие продольной силы, поперечной силы и момента

должны выполняться условия


и

;

где и- напряжения в точке расчетного сечения сварного соединения соответственно по металлу шва и металлу границы сплавления, определяемые по формуле:


(4.9)

Т а б л и ц а 4.3. Коэффициенты проплавления в зависимости от вида сварки

Типы балок и область их применения

Балками называются элементы конструкций, работающие в ос­новном на поперечный изгиб (в отдельных случаях они работают и на косой изгиб или на кручение).

Балки являются наиболее распространенными элементами кон­струкций.

Сварные стальные балки изготавливаются для замены горячекатаных двутавровых балок. Сварные балки применяются для изготовления несущих конструкций, а именно, стропильных и подстропильных ферм и балок, а также рамных конструкций, эстакад, мостов, подкрановых путей, вагонов, пло­тин, самолетов, кранов, станков, каркасов зданий. Особенно эффективны сварные балки в большепролетных конструкциях промышленных зданий, цехов и других сооружений. Также, сварная балка используется для строительства опор здания, благодаря чему снижается масса всей конструкции. Во всех случаях служебное назначение балок заключается в том, чтобы, приняв нагрузку от других элементов конструкции, передать ее на опоры.

Сварная балка – балка бывает следующих типов: тип «Б»; тип «К»; тип «Ш». Прокатные, сварные, простые, составные, разрезные, не разрезные.


Классификация сварных конструкций.

1) В зависимости от способа, которым были получены заготовки, бывают:

Лито-сварная или лито-штампосварная конструкция; -листовая; -ковано-сварная; -штампо-сварная.

2) По назначению: -судовые; -строительные; -авиационные; -вагонные; транспортные и прочие.

3) В зависимости от определенных характерных особенностей их работы.

Балки – конструкционные детали, которые предназначены для работы на поперечный изгиб. С помощью жесткого соединения балок получают, так называемые, рамные конструкции.

Колоны. Эти детали работают обычно на сжатие, в том числе с продольным изгибом.

Конструкции решетчатые – состоят из стержней, которые соединяются в узлах так, чтобы они испытывали сжатие или растяжение. Такие конструкции бывают разных видов – это и мачты, и фермы, и арматурные сетки и т.д.

Конструкции, эксплуатирующиеся под сильным давлением. При изготовлении таких конструкций очень важно выполнение требований по герметичности соединений. К таким конструкциям обычно относят трубопроводы всех назначений, различного вида сосуды и емкости.

Корпусные транспортные конструкции. Эти конструкции подвергаются в основном динамическим нагрузкам. Они должны иметь высокие показатели жесткости и небольшой вес. К таким конструкциям относятся корпуса вагонов, кузовов автомобилей и пр.

Еще один тип сварных конструкций – это разнообразные детали аппаратов, техники и машин. Такие конструкции используются при неоднократно повторяющихся, переменных нагрузках. Главное характерное требование к таким деталям – это точные размеры, которые достигаются в ходе работы над заготовками. К таким конструкциям можно отнести: валы, станины, колеса.


3. Нагрузки, действующие на сварные конструкции .

По способу приложения нагрузки делятся на: сосредоточенные и распределенные. Сосредоточенные нагрузки передают свое действие через, очень малые площади. Примерами таких нагрузок могут служить давление колес железнодорожного вагона на рельсы, давление тележки тали на монорельс и т. д. Распределенные нагрузки действуют на сравнительно большой площади. Например, вес станка передается через станину на всю площадь соприкосновения с фундаментом.

По продолжительности действия принято различать постоянные и переменные нагрузки. Примером постоянной нагрузки может слу­жить давление подшипника скольжения - опоры валов и осей - и его соб­ственный вес на кронштейн.

Переменной нагрузке подвержены в основном детали механизмов пери­одического действия. Одним из таких механизмов служит зубчатая переда­ча, у которой зубья в зоне контакта смежных пар зубчатых колес испыты­вают переменную нагрузку.

По характеру действия нагрузки могут быть статическими и динамическими. Статические нагрузки почти не изменяются в тече­ние всего времени работы конструкции (например, давление ферм на опо­ры).

Динамические нагрузки действуют непродолжительное время. Их воз­никновение связано в большинстве случаев с наличием значительных уско­рений и сил инерции.

Динамические нагрузки испытывают детали машин ударного действия, таких, как прессы, молоты и т. д. Детали кривошипно-шатунных механиз­мов также испытывают во время работы значительные динамические на­грузки от изменения величины и направления скоростей, то есть наличия ускорений. Динамические нагрузки делятся из мгновенно приложенные, ударные в повторно-переменные.

Мгновенно приложенная нагрузка возрастает от нуля до максимума в течение долей секунды. Такие нагрузки возникают при воспламенении горючей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорании, при трогании с места железнодорожного состава.

Ударная нагрузка характерна тем, что в момент ее приложения тело, вызывающее нагрузку, обладает определенной кинетической энергией. Такая нагрузка возникает, например, при забивке свай с помощью копра, в элементах кузнечного молота.

Повторно-переменная нагрузка характерна своей периодичностью. Такие нагрузки испытывают при работе штоки, валы, оси железнодо­рожных вагонов, колеблющиеся элементы конструкция и др.