Перечень международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Министерство финансов России своим приказом от 24.10.2016 N 192н ввело в действие 30 международных стандартов аудита. Они будут распространяться на контроль качества учета, аудит финансовой информации, задания по проведению обзорных проверок и другие сопутствующие аудиту услуги. Данные стандарты были признаны Правительством РФ еще летом 2015 года и с этого момента Международная федерация бухгалтеров приступила к официальному переводу на русский язык всех документов, содержащих международные стандарты аудита. Все они прошли необходимые экспертизы и вот теперь допущены для применения в России.

Перечень международных стандартов аудита, утвержденных Минфином

  1. Международный стандарт контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг";
  2. Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита";
  3. Международный стандарт аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
  4. Международный стандарт аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности";
  5. Международный стандарт аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля";
  6. Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";
  7. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения";
  8. Международный стандарт аудита 320 "Существенность при планировании и проведении аудита";
  9. Международный стандарт аудита 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски";
  10. Международный стандарт аудита 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации";
  11. Международный стандарт аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
  12. Международный стандарт аудита 500 "Аудиторские доказательства";
  13. Международный стандарт аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях";
  14. Международный стандарт аудита 505 "Внешние подтверждения";
  15. Международный стандарт аудита 520 "Аналитические процедуры";
  16. Международный стандарт аудита 530 "Аудиторская выборка";
  17. Международный стандарт аудита 550 "Связанные стороны";
  18. Международный стандарт аудита 560 "События после отчетной даты";
  19. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов";
  20. Международный стандарт аудита 620 "Использование работы эксперта аудитора";
  21. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов";
  22. Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов";
  23. Международный стандарт обзорных проверок 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации";
  24. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов";
  25. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 "Проверка прогнозной финансовой информации";
  26. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации";
  27. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов";
  28. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг";
  29. Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации";
  30. Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции".

Приказ об утверждении международных стандартов аудита зарегистрирован Минюстом 10 ноября 2016 года и вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Однако сами стандарты начнут применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, а именно с 1 января 2017 года. Это определено Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Тип статьи:

Список литературы

1.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

2.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и ос­новные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

3.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Докумен­тирование аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

4.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планиро­вание аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

5.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Сущест­венность в аудите», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

6.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

7.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понима­ние деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бух­галтерской) отчетности», утверждено постановлением Правительства Рос­сийской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

8.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 9 «Связанные стороны», утверждено постановлением Правительства Российской Федера­ции № 405 от 4 июля 2003 г.

9.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 10 «События после отчетной даты», утверждено постановлением Правительства Россий­ской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

10.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 11 «Приме­нимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», ут­верждено постановлением Правительства Российской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

11.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 12 «Согласо­вание условий проведения аудита», утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 532 от 7 октября 2004 г.

12.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудитор­ская выборка», утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации № 532 от 7 октября 2004 г.

13.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях», утверждено постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

14.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», утвержде­но постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

15.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 19 «Особенно­сти первой проверки аудируемого лица», утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

16.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитиче­ские процедуры», утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

17.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 21 «Особенно­сти аудита оценочных значений», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

18.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

19.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

20.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

21.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 25 «Учет осо­бенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность кото­рого подготавливает специализированная организация», утверждено постанов­лением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

22.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 26 «Сопостави­мые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постанов­лением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

23.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 27 «Прочая ин­формация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгал­терскую) отчетность», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

24.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 28 «Использо­вание результатов работы другого аудитора», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

25.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотре­ние работы внутреннего аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

26.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 30 «Выполне­ние согласованных процедур в отношении финансовой информации», утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 ав­густа 2006 г.

27.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 31 «Компиля­ция финансовой информации», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

28.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 32 «Использо­вание аудитором результатов работы эксперта», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

29.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

30.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

31.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудитор­ское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержден приказом Минфина России № 46н от 20 мая 2010 г.

32.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифи­цированное мнение в аудиторском заключении», утвержден приказом Минфи­на России № 46н от 20 мая 2010 г.

33.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополни­тельная информация в аудиторском заключении», утвержден приказом Мин­фина России № 46н от 20 мая 2010 г.

34.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержден приказом Минфина России № 16н от 24 февраля 2010 г.

35.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанно­сти аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», ут­вержден приказом Минфина России № 90н от 17 августа 2010 г.

36.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010) «Обязанно­сти аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита», утвержден приказом Минфина России № 90н от 17 августа 2010 г.

37.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011) «Аудитор­ские доказательства», утвержден приказом Минфина России № 99н от 16 авгу­ста 2011 г.

38.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011) «Особенно­сти аудита отчетности, составленной по специальным правилам», утвержден приказом Минфина России № 99н от 16 августа 2011 г.

39.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/2011) «Особенно­сти аудита отдельной части отчетности», утвержден приказом Минфина Рос­сии № 99н от 16 августа 2011 г.

40.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финан­совой информации» одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999, протокол № 5

41.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999, протокол № 6

42.ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

43.ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосо­четаний на русском языке. Общие требования и правила»

44.ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»

46.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверно­сти показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской от­четности (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине Рос­сии, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

47.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, про­токол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

48.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при провер­ке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрены Советом по ауди­торской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21 - 22 октября 2003 г.)

49.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, про­токол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

50.Аудит. Теория и практика: учебник для бакалавров / Н. А. Казакова, Г. Б. По- лисюк [и др.]: под общ. ред. Н. А. Казаковой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 385 с.

51.Аудит: учебник для студентов высшего профессионального образования, обу­чающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (профиль «Управленческий и финансовый учет»): учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Эконо­мика» / Р. П. Булыга и др.; под ред. Р. П. Булыги; Финансовый ун-т. при Пра­вительстве Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 431 с.

52.Аудиторская деятельность // Официальный сайт Минфина Российской Феде­рации. URL: www.minfin.ru/ru/accounting/audit/ (дата обращения 1.01.2016).

53.Бычкова, С. М. Аудит: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова; под ред. Я. В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. - 462 с.

54.Гутцайт, Е. М. Аудит и другие науки / Е. М. Гутцайт; Федеральное гос. обра­зовательное учреждение высш. проф. образования «Акад. бюджета и казначей­ства М-ва финансов Российской Федерации». - М.: ВивидАрт, 2011. - 373 с.

55.Ерофеева, В. А. Аудит: учеб. пособие для бакалавров / В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и фи­нансов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 640 с.

56.Парушина, Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения ау­диторских проверок: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специаль­ностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 560 с.

57.Подольский, В. И. Основы аудита: учеб. пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: базовый курс / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова; Ин-т проф. бухгалтеров и аудиторов России. - 4­е изд., перераб. и доп. - М.: Бинфа, 2009. - 187 с.

58.Рогуленко, Т. М. Основы аудита: учебник для студентов высших учебных заве­дений, обучающихся по специальностям 060500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 - Финансы и кредит, 060600 - Мировая экономика, 351200 - Налоги и налогообложение / Т. М. Рогуленко, С.В. Пономарева. - 4-е изд., пе­рераб. и доп. - М.: ФЛИНТА; НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 668 с.

59.Санникова, М. О. Основы аудита: учебник для студентов высших учебных за­ведений / М. О. Санникова. - Саратов, Буква: 2015. - 301 с.

60.Суйц, В.П. Аудит: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Налоги и налогообложение» / В. П. Суйц, В. А. Ситникова. - 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. - 167 с.

61.Теория аудита: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / С. И. Жминько и др.; отв. редакторы: Оксана Морозова, Ната­лья Калиничева. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 443 с.

62.Филипьев, Д. Ю. Основы аудита: учеб. пособие для студентов высших учеб­ных заведений, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080107 «Налоги и налогообло­жение» / Д. Ю. Филипьев, Н. В. Пислегина. - 2-е изд., перераб. - Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2012. - 219 с.

Юдина, Г. А. Основы аудита: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / Г. А. Юдина, М. Н. Черных. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2012. - 382 с

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок - повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Изменения с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности

1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    увеличение количества аудиторских процедур

    увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний

    новые стандарты качества проведения обязательного аудита

    новые стандарты информирования в аудиторском заключении

    введение модифицированного мнения в заключении

Для аудируемых компаний это означает:

ПЛЮСЫ: повышение качества в оценке бизнес-рисков;заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п; расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.

МИНУСЫ: увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года; увеличение сроков предоставления аудиторского заключения; удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

С 1 июля 2017 года положено начало размещения указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru/) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года и сдаче годовой финансовой отчетности не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, мы советуем компаниям:

Провести аудит в 2 этапа (1 этап - по итогам 9 м-в 2017 года в октябре-декабре 2017 года, 2 этап - по итогам 2017 года в первом квартале 2018 года).

В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете В этом случае организация сможет исключить спешку и ошибки в отчетах, снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям следует помнить, что ответственность за ошибки бухгалтера распространяется и на них тоже.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. За повторный аудит пересмотренной бухгалтерской отчетности -это дополнительная оплата времени работы аудиторов за проверку и также увеличатся сроки выдачи заключения. За аудит пересмотренной бухгалтерской отчётности Вам потребуется произвести доплату, так как объем работы аудитора увеличивается, соответственно и сроки тоже.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте, у бухгалтерии остаётся слишком мало времени, чтобы внести изменения. Одновременно с этим бухгалтеры готовят годовой отчёт и испытывают при этом двойную нагрузку, что не отражается наилучшим образом на результатах.

- Разбить проведение аудита по годам.

При проведении аудита в два этапа его стоимость равномерно распределится на 2017-2018 годы и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании в 2018 году.

- Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности. Формальный подход и формальное отношение к аудиту канули в лету. На сегодняшний день это не допустимо как со стороны аудируемых лиц, так и со стороны аудиторов.

Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании? Бухгалтеры организации исправят выявленные несоответствия вовремя, и не будут тратить на это много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

Если ошибки выявляются только в начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на доплату недоимок и пеней.

Напомним, что с 1 октября 2017 года правила расчета пеней для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года . Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени будут рассчитываться следующим образом:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки, что соразмерно процентам, уплачиваемыми по банковским кредитам.

- Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. Наша фирма «ФИН-АУДИТ» на рынке аудиторских услуг уже 17-ый год.

Деловая репутация и стандарты качества работы безупречны. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу с аудируемыми лицами по вопросам, возникшим в ходе аудита.

Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2017 год обязаны провести:

  • юридические лица, выручка которых в 2016 году превысила 400 млн. руб.
    или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • застройщики в рамках Федерального закона 214-ФЗ
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность
  • акционерные общества, в том числе и не публичные.
  • компании, публично размещающие ценные бумаги
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208 ФЗ «О консолидированной отчётности».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.

Компания, попавшая под критерии обязательного аудита, не может выбирать — сдавать или не сдавать аудиторское заключение в органы статистики. Сдавать придется однозначно.

Желаем ВАМ успешного прохождения аудита за 2017 год. Наша компания «ФИН-АУДИТ» в свою очередь готова обеспечить качественный подход при осуществлении аудиторских процедур и подготовке аудиторского заключения.

Стандарты позволяют осуществлять регулирование деятельности специалистов в области аудита . Отметим, что они являются признанными в большинстве стран мира, так как способствуют достижению объективности в вопросе аудиторского мнения и процессу создания всей отчетности предприятия, относящейся к финансовому сектору.

Используя их, существует возможность установки определенных критериев , которые являются едиными в сравнении результатов обеспечения деятельности аудиторского характера. Однообразие деятельности аудиторского вида – это важное условие для обеспечения многообразия методик, которые используются на практике.

Определение

На основе документов аудиторского характера появляется возможность сформировать программу , которая обеспечивает подготовку специалистов. Документы выступают в качестве основного доказательства во время судебного разбирательства и определения меры ответственности.

С их помощью существует возможность установить подход к проведению аудита, к масштабам аудиторской проверки, видам отчетов, методологии и так далее.

В том случае, если специалист во время осуществления своей рабочей деятельности отступает от применения правил, то он должен готов объяснить, на основании какой причины это было сделано .

Применение требований международного характера является очень важным в процессе выполнения работ. Это объясняется тем, что документы:

  1. Позволяют обеспечить качество осуществления проверки.
  2. Способствуют тому, что люди понимают весь происходящий процесс.
  3. Возможность создания имиджа данной деятельности.
  4. Отсутствие необходимости осуществлять контроль государственными органами власти.
  5. Помощь специалисту в вопросе ведения переговоров с заказчиками.
  6. Обеспечение связи между отдельно взятыми процессами.

Документы определяют подход к реализации аудиторских действий, масштабам проверки, различным сопутствующим вопросам. Отечественные разрабатываются на основании международных алгоритмов.

В общем виде, процедура может иметь национальный, внутренний и международный характер. В результате, общей целью является создание и использование пакетов внутренних стандартов, детализированных и регламентируемых требования к проведению проверок, а также оформлению заключений.

Каким образом осуществляется классификация

Стандарты аудиторской сферы представляют собой документы , в которых сформулированы требования и подходы для того, чтобы успешно осуществить проведение данной деятельности.

В основе лежат учебные программы для того, чтобы подготавливать аудиторов и требования для ведения экзаменационной деятельности. Их применение должно способствовать изменению экономических условий. Как следствие, они требуют регулярного пересмотра .

Они предназначены для того, чтобы обеспечить унифицированный подход в международных масштабах и развитие в тех странах, где их уровень является значительно меньшим, чем используемый во всем мире.

Итак, на сегодняшний день существует 39 стандартов . Они разделены между собой на 9 групп и 11 положений. Их общая характеристика следующая:

  1. Введение.
  2. Обязанности.
  3. Планирование.
  4. Обеспечение внутреннего контроля.
  5. Доказательства аудиторского характера.
  6. Применение «третьими лицами».
  7. Выводы и заключения.
  8. Специализированные области.
  9. Услуги сопутствующего типа.

К введению относят два стандарта, в которых максимально подробно изложены принципы и процедуры осуществления рабочей деятельности аудиторов и принципы формирования. В обязанности входит 8 документов, в которых находятся общие положения, в том числе задачи и цели, а также обеспечение контроля качества.

К третьей группе, в которой описано планирование, предоставлена информация про то, как осуществлять план проведения проверки. В данном случае сюда относят три документа.

Группа внутреннего контроля также имеет три стандарта . Здесь осуществляется изучение вопросов, которые относятся к оценке рисков и контролю проведения проверки в области информационных технологий. Под аудиторскими доказательствами подразумевают 11 документов, в которых разъясняется связь назначения доказательств и методов проведения проверок.

К группе применения работы третьих лиц относят три стандарта аудита, посвященных применению и оказанию дополнительных услуг экспертов, прочих аудиторов, а также материалов для проведения финансовой проверки. К выводам и заключениям относят 4 документа. Данный пункт посвящен завершению проверки и составлению заключения аудиторского характера.

К специальным областям аудита относят два основных стандарта , которые посвящены составлению отчета для проведения аудита путем использования специальных аудиторских заданий и применению финансовой информации, которая ожидается. Последняя, девятая группа – это сопутствующие услуги. Сюда входит три стандарта, которые посвящены услугам по аудиту отчетности финансового характера.

Начиная с 2017 года, на территории Российской Федерации функционирует 30 международных стандартов . В том числе, к ним относят:

  1. Согласование реализации процесса аудиторских знаний.
  2. Контроль качества при осуществлении процедуры.
  3. Создание документации.
  4. Создание заключительной финансовой отчетности.
  5. Информирование про ключевые вопросы.
  6. Мнение про заключения.

Помимо этого, начиная с этого года, в значительной степени увеличилась степень ответственности для специалистов . Министерство финансов России предлагает наказывать аудиторов не только штрафами, но и уголовной ответственностью за то, что ими было выдано заключение не соответствующее действительности.

Также составляется более подробное заключение, которое соответствует международным стандартам. Данная форма заключения может содержать оценку отчетности компании и обращать внимание на самые важные моменты в работе. Таким образом, одна из новых форм предполагает указание расширенной информации для специалистов бухгалтерии и других заинтересованных лиц .

Прежде всего, к ним относят акционеров, лиц, входящих в совет директоров, и прочих, принимающих ключевые решения в деятельности компании.

Новые требования уже смогли отразиться как на отдельно взятых специалистах, так и на организациях, которые проверяются. Именно поэтому, прежде чем составлять документацию, необходимо в полной мере ознакомится с правилами, которые были введены с января 2017 года.

Профессиональные внутренние

В соответствии с законодательством РФ, к внутрифирменным правилам и стандартам деятельности, которые функционируют в организации, осуществляющей аудиторскую деятельность, относят стандарты внутреннего вида .

Профессиональные внутренние стандарты – это документация, в которой детализированы и регламентированы одни требования, обеспечивающие осуществление и оформление аудиторской документации. Они принимаются и утверждаются аудиторскими организациями для того, чтобы обеспечить эффективность работы и соответствие определенным правилам ведения финансовой работы.

Организация должна выполнять работу по формированию пакета внутрифирменных стандартов. Они отражают собственный подход к проверкам, которые проводятся. Следствием становится составление заключения исходя из принципов организации и проведения аудиторской деятельности.

Внутрифирменные стандарты позволяют обеспечить регламент деятельности аудиторов в рамках компании и обеспечивают ряд дополнительных основ для того,чтобы регулировать реальные и потенциальные конфликты, возникающие во время рабочего процесса.

К стандартам аудиторской деятельности, которые принимаются внутри фирмы, можно отнести те, которые утверждаются в порядке, который был установлен законодательством или стандартами, инструкциями, разработками методического вида, пособиями и прочими видами документации. Они должны быть обязательны к использованию в аудиторских организациях. Дело в том, что такие документы позволяют раскрыть внутренний подход к реализации аудита. Вместе они представляют собой процесс описания подхода комплексного вида к организации и технологиям аудиторской деятельности.

Необходимо отметить, что такие стандарты утверждаются руководителем аудиторской компании, если внутренние документы не предполагают что-либо иное. Документы могут пересматриваться в случае, если осуществляются изменения в действующем законодательстве страны, в специализациях или же при изменении собственника.

Таким образом, крайне важно соблюдать правильность выполнения работы по финансовому аудиту предприятия или организации. Для этого рекомендуется обращаться за помощью в те компании, которые предоставляют услуги данного вида на протяжении длительного периода времени и, соответственно, знают нормативную базу, законодательство и нюансы выполнения работы по аудиту.

Если же данный вопрос изучать самостоятельно и углубленно, то на это уйдет очень много времени. К тому же, ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина N 192н. Также Приказом Минфина № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита.

В перечень международных стандартов аудита входит:

Согласование условий аудиторских заданий;

Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;

Аудиторская документация;

Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;

Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;

Модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА.

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита. Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Напомним, что в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2017 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2017 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.