Творческий проект народные промыслы. Информационно- творческий проект для детей старшей группы: "Народные промыслы"

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 3 недели

Тип проекта: информационно – творческий.

Актуальность проекта: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями.

Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Задачи:

Образовательные: - продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, хохломской росписью полхов-майданской росписью); - вызвать интерес у детей к народному творчеству; - учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи; - учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; - научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Воспитательные: - воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству; - воспитывать любовь к народному творчеству; - воспитывать уважение к работе народных мастеров; - воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.

Развивающие: - развивать познавательную активность детей; развивать чувство цвета, композиционные умения; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать; активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель.

Планируемые результаты проекта: - знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: городецкой, гжельской, Хохломская роспись; умение детей ориентироваться в различных видах росписи; умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры: «Угостим матрешек чаем»

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».

Подвижные народные игры:

Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,

«У медведя во бору»

Социально – коммуникативная и познавательная деятельность

Беседа: «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров?», «Почему Гжель называется сине-голубой?». «История русской матрешки». Рассматривание альбомов для творчества: «Сказочная Гжель», «Городецкая роспись», «Матрешки», «Хохлома».

Альбомы для раскрашивания с элементами различных росписей (игрушки, матрешки, посуда).

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение стихов и загадок о Гжели, Городце, матрешках.

Художественно - творческая деятельность:

Рисование: «Чашка» (гжельская роспись), «Роспись матрешки» (полхов-майданская роспись).

Аппликация: «Декоративное блюдо» (Хохлома), «Чайник» (гжельская роспись), «Жар-птица»(Хохлома)

Лепка: «Филимоновские игрушки»

Презентация: «Народно – художественные промыслы России», «Русские народные ремесла», «Из истории матрешки». Городецкая роспись

Обобщающий этап

Оформление выставки рисунков и поделок детей.

Выставка изделий гжельской керамики, изделий городецкого промысла, изделия из хохломской росписью, матрешек.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для выставки;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать известные виды декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012

Елена Шейкина
Педагогический проект в старшей группе «Народные промыслы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска

Проект

«Народные промыслы России »

По доминирующей деятельности : познавательно-творческий

По количеству участников : групповой

Характер контактов : среди детей одной группы

По продолжительности : краткосрочный

Заявитель : дети старшей группы

Проблема : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, многие дети не знают,что такое музей. А так же дети не знают,какие народные промыслы есть в нашей стране .

Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не владеют обобщающим понятием, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к культурно-эстетическим ценностям родной страны.

Объект проектной деятельности : Народные художественные промыслы России .

Предмет проектной деятельности : Народные традиции .

Цель проект : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта :

Формировать знания у детей о народных промыслах России

Содействовать развитию речи ребенка : обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Гипотеза : если знакомить дошкольников с народными промыслами России , мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа , ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Ресурсы проекта :

Программное обеспечение : используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)

Нормативно-правовые ресурсы : пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада , игровая комната, музыкальный зал, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.

Материально-технические ресурсы : Группа детского сада , игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудиопроигрыватель, интернет, дидактические материалы, музей.

Кадровые ресурсы : Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, экскурсовод.

Этапы проекта :

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями

Организационный Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов. Проявление инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности. Помощь в подборке материала.

Основной Чтение книг, проведение бесед по теме проекта , пополнение развивающей среды. Подбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок. Разучивание песен. Оформление мини-музея народных промыслов . Организация экскурсии в музей. Активное участие в реализации проекта : участие в беседах. Самостоятельная творческая деятельность. Активное участие в экскурсии. Помощь детям разучивать стихи.

Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея . Рекомендации : Активно участвовать в образовательной работе группы . Вместе с детьми посещать выставки народных умельцев , приобретать народные игрушки , читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.

Заключительный Оформление выставки рисунков и поделок детей; Участие в экскурсии в «Первый музей славянской мифологии» . Участие в экскурсии выходного дня.

План образовательной деятельности :

Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая , подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие Дид. игра «Укрась слово» Дид. игры «Платье для барышни» - элементы дымков. росписи

- «Подбери тень»

-«Найди пару»

«Составь букет»

-«Разрезные картинки»

-«Русские узоры»

Лото «Хохлома»

Образовательные Трудовая деятельность на участке – сбор мусора и веток.

Беседа на тему : «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес?»

Настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Подборка дидактических игр по теме проекта .

Речевое развитие Обучение рассказыванию

«Русская народная игрушка » Заучивание небылицы «Богат Ермошка»

Чтение стихов : М. Г. Смирнова «Дымка» , «Красная девица» ; А. Дьякова «Весёлая дымка» , Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» ; В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» , П. Синявский «Хохломская роспись» , Ю. Николаева «Чаша» , В. Набоков «Хохлома» .

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки» , «Дымковская игрушка» , «Узоры гжели» , «Золотая хохлома»

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) . Иллюстрации по теме «Народные промыслы » .

Художествен-

ная литература.

Познавательное развитие Тематические беседы :

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

Просмотр презентаций : «Сине-голубое чудо. Гжель» , «Золотая хохлома» , «Дымковские мастера» , «Чудо филимоновских свистулек»

Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?» ; Иллюстрации с изображением народных промыслов .

Предметы прикладного искусства в мини-музее группы .

Видео презентация об истории разных видов народных промыслов . Консультация для родителей на тему : «Влияние народных промыслов («дымка» ) на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала; Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки» ; Лепка «Дымковская барышня» ;Рисование матрешек;Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома» ;Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель» ;Рисование «Гжельские петушки» .

Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями Раскраски, силуэты, обводки, карандаши, краски, фломастеры, мелки, пластилин, альбомы для рисования Создание альбома «Народные промыслы » .

Физическое развитие Подвижные народные игры ;

Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди» , «Каравай» , «Лохматый пес» , «У Миланьи, у старушки » , «У медведя во бору» ; Утренняя гимнастика «Матрёшки» , Гимнастика после сна «Неваляшки» .

Мячи, маски, скакалки, обручи и другие атрибуты для подвижных игр. Рекомендация включать в прогулки с детьми подвижные игры.

Ожидаемый результат :

В конце проекта дети имеют представления о видах народных промыслов . Проявляют интерес и желание еще больше узнать о промыслах и жизни русского народа . Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Принимают активное участие в познавательной и творческой деятельности проекта .

Критерии оценки результатов по диагностике :

Низкий : Ребенок затрудняется назвать большинство видов декоративной живописи. Не может различить их по внешнему виду. Не проявляет интереса к познавательной и творческой деятельности.

Средний : Ребёнок может назвать некоторые виды декоративной живописи с частичной помощью взрослого. Может определить некоторые виды живописи по внешнему виду. Может создать некоторые узоры по бразцу на бумаге с помощью взрослого. Проявляет творческий и познавательный интерес, но только в групповой деятельности .

Высокий : Ребёнок может самостоятельно назвать несколько видов декоративной живописи. Большинство может определить по внешнему виду. Принимает активное участие в познавательной деятельности. Самостоятельно может изобразить некоторые узоры на бумаге по образцу. Активно участвует в творческой деятельности, как в самостоятельной, так и в коллективной. Охотно принимает участие в игровой деятельности.

Продукт проекта :

Выставка рисунков и поделок детей;

Мини-музей «Народные промыслы » .

Консультация для родителей.

Видео о народных промыслах .

Альбом «Народные промыслы » .

Презентация проекта : Экскурсия в музей «Славянской мифологии» .

Рефлексия : В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа . Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции :

Негативные последствия Способы коррекции

Некоторые дети не проявили интерес к теме проекта Подобрать как можно больше интересной и красочной литературы по теме, аудио и видео материалы, дидактические игры.

Не удастся собрать материалы для оформления мини-музея. Привлечь как можно больше родителей для сбора предметов прикладного искусства, подготовив консультацию о художественно-эстетическом воспитании детей.

Родители не окажут помощи и не примут активного участия в реализации проекта . Провести беседу о необходимости и значимости участия родителей в образовательной и творческой деятельности группы . Заблаговременно сообщить о предстоящей теме проекта .

Список использованной литературы :

Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий» ;

О. В. Дыбина : «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада », 2014год;

Н. В. Коломина : «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» , 2010год;

Периодические издания;

Интернет ресурсы;

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» , 2014год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Кировское »

Творческий проект

«Народные промыслы России»

Выполнила:

обучающаяся 9 класса

Фартусова Наталья

Руководитель:

Иванова Оксана Анатольевна.

20 14

Тема «Народных промыслов» мною была выбрана не случайно. Я родилась и выросла в России и на весь мир известны Хохломская роспись, Городецкая роспись, Гжель, Городецкая вышивка, Богородские деревянные резные игрушки, Семеновские матрешки, Вологодские кружева – гордость русского народа.

Народные художественные промыслы это - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Реализация творческого проекта началась с исследовательской работы. Но идея создания альбома родилась сразу, как только я узнала, как богата наша Россия талантами и как мало, мы знаем о них. Альбом «Народные промыслы России» может быть интересен людям, любящим нашу историю, культуру, декоративно-прикладное искусство. На него могут смотреть множество людей, и получает информацию с его страниц. Подрастающее поколение с его помощью почерпнет знания о своей родине и культуре своего народа. Так же этот альбом вызовет интерес у гостей нашей страны, ведь каждая его страница – это экскурс в нашу историю и самобытное народное искусство России. Альбом может быть хорошим подарком для своих любимых и близких людей, друзей и коллег.

Целью проекта являлась практическая разработка альбома «Народные промыслы России» .

Задачи творческого проекта включали в себя:

    изучение народных промыслов России;

    Microsoft Office Power Point ;

    печать альбома.

Этапы реализации проекта:

Сроки 2013-2014 учебный год.

    Подбор информации по данной проблеме: сентябрь-декабрь 2013г..

    Анализ результатов: январь – февраль 2014г..

    Создание дизайн - макета в программе Microsoft Office Power Point : март 2014г..

    Печать альбома: апрель 2014г..

Подбор информации по данной проблеме.

Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских. Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.

Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение.

По словарю В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков».

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел» , «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

В России известны: , , тульское оружейное дело и многие другие.

Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и соответствующие им предприятия, предлагается таблица, после которой, следует краткая характеристика некоторых промыслов.

Вид художественного промысла

Основные предприятия

Роспись по дереву

«Семеновская роспись по дереву»

«Городецкая роспись» «Хохломская роспись»

«Хохломской художник»

Резьба по дереву

«Богородский резчик»

«Беломорские узоры»

Художественная керамика

"Дымковская игрушка"

"Скопинская художественная керамика"

Резьба по кости

"Холмогорская резьба по кости" "Уэленская косторезная мастерская"

Художественная обработка камня

"Уральский камнерез"

"Калининградский янтарный комбинат"

Художественная обработка металла

"Северная чернь"

Декоративная роспись на металле

"Жостовская фабрика декоративных изделий"

Лаковая живопись

"Холуйская лаковая живопись"

" Палехская миниатюра "

" Мстёрская миниатюра "

Вышивка

"Мстерская вышивка"

"Тарусская вышивка"

Кружевоплетение

"Елецкие кружева"

"Крестецкая строчка"

Художественные изделия из

бересты, лозы и соломки

"Сыктывкарское предприятие"

Изделия из фарфора и фаянса

"Сысертский фарфор" "Гжель"

Роспись по ткани

"Кунцево"

"Русский батик"

Хохлома. Хохломская роспись.

Русский народный художественный промысел; возник в 17 веке. Название происходит от села Хохлома (Нижегородская область). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким узором с изображением различных растений, выполненное красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Палех.

Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 году в посёлке Палех на основе иконописного промысла. Для Палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.

Городец. Городецкая роспись.

Русский народный художественный промысел; существует с середины 19 века в районе г. Городец (Ныне Нижегородская область). Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1938 г. основана артель (с 1960 г. фабрика Городецкая роспись), выполняющая сувениры.

Жостово. Жостовская роспись.

Русский народный художественный промысел; возник в начале 19 века в деревне Жостово (ныне Мытиженский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне. В 1928 году основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи).

Мстёра. Мстёрская миниатюра.

Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, литературные, исторические сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны.

Холуй. Холуйская миниатюра.

Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 году в поселке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла. Сюжетные композиции (современные, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) на фоне пейзажа.

Гжель. Гжельская керамика.

Изделия керамических предприятий в районе села Гжель (Раменский район Московской области) Во 2-й половине 18 века “черные” (простые) и “муравленные” (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с разноцветной росписью по белой поливе. В 19 веке производились фарфор, фаянс и полуфаянс. В наше время традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в посёлке Турыгино.

Создание дизайн - макета в программе Microsoft Office Power Point .

Прежде, чем приступить к созданию иллюстраций, была проведена большая работа по изучению истории изделий народных промыслов: приемов росписи и обработки. Информационной базой были готовые изделия, фотографии и пособия по росписи. Рисунки создавались в программе Microsoft Office Power Point . Программа была выбрана по следующим причинам:

    Программа традиционно используются для создания иллюстраций и рисунков, собственно для этого они и предназначены;

    Изображения могут быть напечатаны с высоким разрешением, что значительно повышает качество печатной продукции;

    Масштабирование в программе происходит без потери качества, поэтому формат изображений может быть от сколь угодно малого (карманный) до сколь угодно большого (постер);

Дизайн альбома выбран достаточно простым, весь акцент сделан на изображения. Так как все рисунки очень яркие, как и все изделия народных промыслов, то фон использовался подчёркнуто тёмным с незначительным добавлением яркости.

Итак – альбом. Его обложка - это сувенирная лавка, что же мы видим внутри?

Красоту цветов, изящество простых линий, яркость красок, прелесть нехитрых изделий и мастерство, прелесть, очарование русским талантом. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Вот так перелистывая страницу за страницей, мы совершаем небольшой экскурс в мир народных промыслов.

Заключение

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию, через процесс совместной с учителем творческой работы, через познание культуры России.

С помощью нашего проекта мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светит волшебное мастерство русских умельцев. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними в альбоме, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, практичность и красота.

Список литературы

1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1997.

2. Вишневская В.М. Хохлома. – Л., 1999.

3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль.: Академия развития, 1998.

4. Крупин В. Дымка. – М.: Малыш, 1988.

5. Пантелеева Л. Искусство русской глиняной игрушки // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – с. 43 – 47.

6. Полунина.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 2002.

7. Попова О.С. Русское народное искусство. – М., 1992.

8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997.

11. Интернет – ресурсы.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

Новосибирская область Убинский район с. Круглоозерное

Воспитатель 1 квалификационной категории Михалькова Анна Николаевна

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Участники проекта: дети старшей – подготовительной группы,

родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью

воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников

в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с

народными промыслами России, мастерством русских умельцев и

русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать

себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,

богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к

русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами

и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь,

повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех

видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного

творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические

картинки с элементами художественной росписи) ;

Подготовка материала по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки»

- «Дымковские игрушки»

- «Золотая хохлома »

- «Голубая Гжель»

- «Веселые матрешки»

- «Городецкая роспись».

2. Просмотр иллюстраций: «Гжель», «Золотая хохлома»,

«Дымковские мастера», «Филимоновские игрушки», «Веселые матрешки»,

«Городецкая роспись».

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений «Матрешки», «Дымковская игрушка»,

«Узоры гжели», «Золотая хохлома»

Художественно- творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Рисование «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка из соленого теста «Дымковские лошадки»;

4. Лепка матрешек;

5. Рисование «Золотая Хохлома»;

6.Рисование «Роспись – Морозные узоры Гжели»;

7. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь детям разучивать стихи;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей

к декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще

больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского

народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных

видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры

на бумаге. Таким образом, тема декоративно- прикладное искусство

в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить

не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность

в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

    В.Н.Волчкова Н.В.Степанова Познавательное развитие.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Т.Ц.Учитель

Воронеж, 2006.

    И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в подготовительной группе

детского сада. Т.Ц. Сфера Москва 2010.

3. Интернет ресурсы.

Дымковская игрушка. Лошадки.

Морозные узоры «Гжель»

Золотая хохлома.

Деревянные игрушки: «Ложки да матрешки».

Лепка Матрешка.

Итоговое занятие «Путешествие по городам мастеров»

Дымково.

Филимоново.

Гжель.

Городец.

Хохлома.

Налетел ветер и все перепутал. Помогите расставить все ремесла по местам.

Проект «Народные промыслы Нижегородского края». Старший дошкольный возраст

Возраст детей : старшая группа.
Тип проекта : информационно-творческий
Срок проекта: долгосрочный, октябрь 2018 г. – март 2019 г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
Цель проекта:
Знакомство детей с народными промыслами родного Нижегородского края.
Задачи проекта:
- Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями, с их особенностями.
- Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
- Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Повышение педагогического уровня по данной теме. Создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный:
Создание развивающей среды,
Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.
Подборка материалов о Нижегородских народных промыслах.
Анкетирование родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»
Разработка НОД.

Основной этап: Реализация проекта

Создание мини – выставки.
- Чтение произведений: В. Набоков «Хохлома», Е.Н. Никонова «Золотая хохлома», стихи и частушки о Городецкой росписи. П. Воронько, М. Котомцева «Городецкая доска».
- Просмотр презентаций «Золотая хохлома», Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;
- Просмотр фотоальбома «Народное искусство»;
- Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах;
- Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки Семёновская, Полх-Майданская);
- НОД «Русские матрешки»;
- Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи;
- Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью;
- Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома» (в подарок мамам).
- Лепка по мотива Хохломской росписи «Ложки расписные – хохломские»
- Оформление стенда элементами Городецкой росписи.
- Лепка по мотивам Городецкой росписи «Городец – молодец»;
Заключительный: подведение итогов практической деятельности детей.
Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада «Народные промыслы Нижегородского края».
Конкурс «Народная игрушка» (оформление выставки игрушек из соленого теста).
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Список используемой литературы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
Предметно - развивающая среда