Заметка о городской игре по обж. Дидактические игры по обж

Зимняя игра по ОБЖ для школьников начальных классов ""

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы №47 городской округ Самара
Описание Данный материал будет полезен учителям начальных классов для использования на уроках окружающего мира и занятий по ОБЖ.
Цель: Закрепление правил безопасности в зимнее время
Задачи:
-Закрепить представления учащихся о безопасном поведении в зимний период.
-Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
-Воспитывать желание быть здоровым, чувствовать ответственность за личную безопасность.

Игру можно провести в конце второй четверти перед новогодними праздниками и началом зимних каникул, в начале третьей четверти.
Учащиеся, прослушав высказывание учителя и согласившись с его содержанием, дружно выражают свое коллективное согласие ответом-словами: "Это я, это я, это все мои друзья!" При чтении учителем текста, содержащего небезопасное поведение или неправильные действия, учащиеся должны дать ответ молчанием. Учитель может помогать дополнительными комментариями.
Учитель
Утром кто встал спозаранку
И скорее взяли санки,
Все на горку побежали
И с горы скатились в дали?


Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
В эти зимние деньки
Не стоят в углу коньки.
Кто выходит на каток
В дни когда крепчает лед?


Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
Кто по тонкому по льду
По реке идет гулять?
Там с друзьями можно бегать
И снежками побросать?


Дети
(Молчат)
Учитель
Стой!Ходить по льду опасно,
Это всем конечно ясно!
Пока непрочен лед, друзья,
Выходить на лед нельзя!
В реке холодная вода,
Под лед упадешь- придет беда!


Учитель
Шли по льду и подскользнулись,

И конечно растянулись.
Встали, тут же отряхнулись
И прохожим улыбнулись!


Дети
(Это я, это я, это все мои друзья)
Учитель
Вот и зимняя игра,
Веселиться всем пора.
Тот на санках, тот на лыжах,
На ледянке еще ниже.
Прокатились и в сугроб.
Хорошо, что цел, дружок!


Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
Выпал снег. Крепчал мороз.
Замерзают лужи.
Детям хочется кататься
Не хотят они признаться,
То что лужа не каток,
Упадешь на льду, дружок.
Поломать же можно ногу,
Разбежавшись по дороге.
Тут же рядом упадут,
Все, кто за тобой бегут.



Дети
(Молчат)
Учитель
С гор кататься- это классно!
Только у дорог опасно!
Едут по дорогам автомобили,
С ходу попадете прямо к ним под шины.


Дети
(Молчат)
Учитель
Мы на лыжах побежали,
В руках палки замелькали.
Эти палки так остры, ими сильно не маши.
Следом лыжники идут и под палки попадут.


Дети
(Молчат)
Учитель
Все запомните, ребята!
Снег не сахарная вата.
Захотел попить воды-
Чай у мамы попроси.


Дети
(Молчат)
Учитель
Кто с ребятами с разбегу
Прыгал в снег, копал пещеру.
Всю одежду промочил
И от мамы получил?


Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
Посмотрите –ка, сосульки!
Акробатки - крохотульки.
Кусок сосульки звонкой,
Попробуем, девчонки!


Дети
(Молчат)
Учитель
Если захотел ты вдруг
С ветром прокатиться,
За машину можно ловко
Руками зацепиться.
Ты не выучил, дружок,
Азбуку дороги!
Отцепившись от машины
Поломаешь ноги!


Дети
(Молчат)
Учитель
Будем помнить мы, друзья,
Можно что и что нельзя.
Будут зимние деньки
Беззаботны, веселы!

Ирина Тарасова

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Формула безопасности гласит :

предвидеть опасность;

при возможности избегать;

при необходимости действовать.

Можно для себя выделить ряд всевозможных опасностей, связанных с местом пребывания ребёнка :

1. Опасности дома;

2. Опасности на улице;

3. Опасности на природе;

4. Опасности в общении с незнакомыми людьми.

По каждому направлению в детском саду ведётся работа во всех возрастных группах.

Я хочу представить дидактические игры ,которые обучают детей безопасному поведению.

Игра «Можно- нельзя» состоит из картонных карточек, на которых изображены различные предметы, красных и зеленых фишек.

Игра поможет детям определять, какие предметы представляют серьезную опасность для жизни, а с какими нужно обращаться осторожно. Способствует воспитанию уверенности в своих силах и осторожность. Учит предчувствовать и оценивать опасность.

Варианты игры .

1. Ведущий показывает игрокам карточки. Если предмет представляет угрозу для жизни, то дети поднимают красную фишку. Зеленая фишка-с предметом необходимо обращаться осторожно. Ситуации проговариваются.

2. Разложите на поверхности стола карточки. Предложите ребенку самостоятельно разложить карточки на две группы по следующим признакам :

1-предметы, которые представляют серьезную опасность;

2-предметы, с которыми необходимо обращаться осторожно.

Дидактическая игра «Один дома» познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь.

Вариант игры .

Вместе с ребенком изучит цветную карточку «Что вокруг нас может быть опасным» . Предложите ребенку самостоятельно выбрать источники опасности для жизни, при этом проговаривать ситуацию.

Затем предложите рассмотреть черно-белые рисунки отметить красными фишками все опасные места в квартире.

Пусть вашим девизом станут слова : «Быть примером-не самый лучший, а единственный способ научить» .


Кубики «Что не ссориться с огнем»

Чтоб не ссориться с огнем,

Нужно больше знать о нем,

Отказаться от привычки

Свысока смотреть на спички

И запомнить навсегда,

Что бывает, если дети,

Те, что знают все на свете,

Зажигают спички эти

И бросают не туда.


Желаем всем творческих успехов!

Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-4 ЛЕТ

"Источники опасности"

Цель: Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила: Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие: Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

"Знаешь ли ты?"

Цель: Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила: Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия: Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

"О чём говорит светофор"

Цель: Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал: Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

"Четвёртый лишний "

Цель: Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила: Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие: Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

"На прогулке"

Цель: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.

На дороге я повстречал собаку. Можно, н ельзя (дети показывают карточку)

На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

"Телефон"

Цель: Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

"Пожар"

Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал: Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие: Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

Отчего происходит пожар?

Что нужно делать, если случился пожар?

По какому телефону вызывают помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

"Дело серьезное"

Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал: Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

"Тротуар и дети"

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

"Кто больше назовёт действий"

Цель: Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Игровые правила: Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия: Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«Можно - нельзя»

Цель : закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.

«Разрешается - запрещается»

Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.

Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам - с правильными действиями изображенных персонажей.

Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.

«По грибы»

Цель : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.

Оборудование : корзинки - по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.

Ход игры:

Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.

«О чем говорит светофор»

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.

Оборудование: светофор с переключением цветов, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.

Ход игры:

Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«Раньше и теперь»

Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

  1. Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

  1. Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

«Горит - не горит»

Цель: быстро и правильно выполнить ответственное действие; закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель - в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее - отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки

«Диалоги по телефону»

Цель: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы; способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

«Если возникает пожар»

Цель: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку; закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках не даром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный … (пожар).

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в… (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву).

Дым увидел - не зевай

И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин -

Этот номер … (01)!

«Хорошо - плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.

«Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

«Карточная викторина»

Цель : закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

«Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

«Выбери нужное»

Цель : формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Тема «Психологические основы самозащиты»

Игра «Кто он, какой он»

Цель: научить замечать опасность, то есть предвидеть ее; понимать внешность встречного человека, его жесты и мимику.

Оборудование : нет.

Условия : учитель просит помочь ему изобразить то, о чем он скажет на ушко. Ведущий изображает, а класс отгадывает, что сказал учитель. По просьбе учителя ведущий изображает: злого человека, веселого, скромного, печального и т.д. По окончании игры педагог делает заключение, что внешность может помочь нам определить, с каким человеком мы встретились, и почувствовать опасность заранее, пока она еще не наступила. А уметь предвидеть опасность — это значит наполовину себя защитить.

Тема «Ситуации криминогенного характера»

Игра «Прими решение»

Цель : познакомить с характерными ситуациями криминогенного характера, которые могут возникнуть в доме, в подъезде, во дворе, на улице.

Оборудование: карточки-ситуации.

Условия: Весь класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает свою карточку-задание, которое она должна разыграть как маленький спектакль, предложив свои варианты действий в данной ситуации. Работа в группах длится 5 минут. Затем каждая группа по очереди показывает свой спектакль. Класс обсуждает и предлагает варианты выхода из данной ситуации. В конце обсуждения группа называет свое решение по данной проблеме.

Варианты ситуаций

- «К вам подошли подростки и попросили денег».

- «Неизвестный мужчина предложил вам прокатиться на джипе».

- «Вас попросили зайти в подъезд и показать квартиру Смирновых».

- «Вы возвращались из магазина, и вас окружила толпа подростков».

- «Незнакомые дети предложили вам сходить в подвал дома, чтобы посмотреть котят».

Стихи к теме

Кто твой друг и кто твой враг

Забывать нельзя никак,

Кто твой друг, а кто твой враг!

Дома ты один остался.

Вдруг в двери звонок раздался.

Незнакомцам ты не верь -

Отворять не надо дверь!

Это вовсе не пустяк:

Может быть, за дверью враг?

Мама Глеба на работе.

Вдруг к нему приходит тетя:

«На конфетку, дорогой,

В зоопарк пойдем с тобой!»

Мальчик с тетей не пошел.

Это очень хорошо:

У чужих людей не надо

Брать конфет и шоколада!

Во дворе гулял Антон,

Чемодан увидел он.

Но сказала Катя строго:

«Чемодан, Антон, не трогай,

Открывать его опасно!

Это даже кошке ясно:

Можешь ты, его открыв,

Вызвать очень страшной силы взрыв!»

Ну а кто тогда твой друг?

Оглянись, дружок, вокруг!

Кто на свете лучший самый?

Ну, конечно, это - мама!

Кто дает тебе совет?

Это - папа, это - дед!

Бабушкино угощенье -

И оладьи и печенье -

И вкусно, и безопасно -

Это всем, конечно, ясно!

В зоопарк, в кино, в поход

Нас учитель поведет.

Забывать никак нельзя,

Кто - враги, а кто - друзья!

Е. Тамбовцева-Широкова

Находчивый Дима

Ноль, один, два, три, четыре!

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон

Вдруг проснулся телефон,

Трубку снять скорей просил.

«Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома - позови!

Свое имя назови!»

«Папы с мамой дома нет»! -

Дима произнес в ответ. -

А зовут меня Димон!»

Засмеялся телефон.

Незнакомец попрощался,

Передать привет просил,

Дима трубку положил

И опять один остался.

Час прошел, потом второй...

В дверь звонок: «Димон, открой»!

Прибегает Дима к двери:

«Кто там»? - «Папа!» -

«Нет, не верю:

Папа мой в командировке.

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили.

Обмануть меня решили?

Но не все смогли узнать.

Дверь не стану открывать!»

«Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик -

Больно ты, Димон, крутой!

Не мальчишка - Буратино!

Может, рядом есть Мальвина?

Так держись - достану вас:

Я - ужасный Карабас»!

Но находчивый Димон

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

«Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифры 01,

А еще 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри -

Ждут тебя ударные

Быстрые пожарные!

Если схватит вдруг удар,

Ждет со «Скорой» санитар!

А захочешь смыться, -

Ждет тебя милиция!»

Телефон быть другом может:

Если надо, он поможет!

Е. Тамбовцева-Широкова

Пословицы

Не всякому слуху верь, запирай крепче дверь.

Хороший замок - надежный друг.

Больше верь своим очам, нежели чужим речам,

Не каждый больной, кто стонет.

Изба крепка запором, а двор забором.

Кто много болтает, тот беду на себя накликает.

Не в свои сани не садись.

Дурная голова ногам покою не дает.

Не все то золото, что блестит.

Страх - плохой советчик.

Нет обороны - заклюют вороны.

Чужим умом долго не проживешь.

Не ищи пути с непутевым.

Не прикидывайся овцой - волк съест.

Друзья познаются в беде.

В миру живи по уму.

Друг научит, а недруг проучит.

Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.

Преодолев себя сам, преодолеешь первого врага.

Домашнее задание по теме

Нарисуй комиксы ситуаций и выхода из них.

Напиши мини-сочинение на тему «Береги себя».

Подготовь сообщения из газет нашего города о происшествиях с ребятами.

Тема «Опасные ситуации на улице»

Игра «Крестики-нолики»

Цель : проверить знания по теме «Опасные ситуации на улице ».

Оборудование: 10 цифр по порядку, записанных в тетради и на доске.

Условия: Учитель читает истинные и ложные высказывания. Дети должны напротив цифры-вопроса поставить « + », если они согласны с высказыванием учителя, если не согласны - «0». Сами предложения писать не надо, только цифру и « 0 » или « + ».

1. Если ты потеряешь ключи, то попадешь в квартиру через форточку.

2. Всегда надо иметь запасные ключи.

3. При ходьбе, во время гололеда надо ступать на всю стопу.

4. Увеличить сцепление ботинок со льдом нельзя.

5. Во время гололеда надо выйти из дома пораньше.

6. Находясь в толпе, надо избегать ее центра и края.

7. Если упали и подняться невозможно, надо зацепиться за кого-нибудь руками.

8. Нельзя подходить к чужим собакам.

9. Если вами заинтересовалась чужая собака, возьмите палку и отгоните ее.

10. Если собака присела, она вас боится.

Проверка

Тема «Итоговый контроль»

Игра «Парад знаний»

Цель: в игровой форме проверить, как дети усвоили тему; повторить изученный материал.

Оборудование: «Парадное поле» из 9 клеточек для каждой группы из 6 человек (размер поля 15x15 см), чистый листок для записи вопросов и путевой листок.

Условие: Эту игру можно использовать для закрепления любой темы программы. Класс разбивается на группы по б человек. Каждая группа получает свое «Парадное поле». На листке для вопросов дети придумывают и записывают 9 вопросов или творческих заданий по изученной теме. Ответы на них они должны знать наверняка.

Каждый вопрос записывается на специальном листе-воп- роснике. На работу отводится примерно 10 минут. Затем группа выбирает ведущего, то есть человека, который останется на месте и будет принимать гостей - ребят из других групп, задавать им вопросы, оценивать их ответы. Все остальные участники отправляются в путешествие по часовой стрелке, в гости к другим группам. На каждую остановку - по 5 минут. Все ответы оцениваются: 1 балл - слабо ответили, 2 - ответ правильный, но неполный, 3 - правильный ответ. Все баллы фиксируются в «Путевом листе», где указывается также имя ведущего, который принимал детей. Побывав у всех ведущих по очереди, группа возвращается к своему ведущему. Он подсчитывает заработанные группой баллы. По итогам можно распределить места, а можно выставить оценки. В этой игре вопрос может встречаться во время путешествия не один раз, а следовательно, даже если дети и не запомнили сразу какой-то материал, то через многократное повторение знание будет усвоено. Можно усложнить условия игры, разрешив группам зашифровать в некоторых вопросах буквы, из которых можно сложить ключевое слово по теме. Поскольку группы, приходя на станцию, выбирают номер вопроса по желанию, то слово они могут и не разгадать, но у них хотя бы появится желание выполнить как можно больше заданий на каждой станции. За разгадывание ключевых слов можно удвоить баллы, заработанные на данной станции.

Учитель следит за ходом игры, контролирует время пребывания на станциях, разрешает спорные вопросы, подает сигнал к переходу, подводит итоги.

Тема «Телевизор и компьютер — ваши враги или друзья?»

Игра-диспут

Цель : в игровой форме дать знания о правильном пользовании телевизором и компьютером.

Оборудование: карточки-задания.

Условие: На предыдущем уроке учитель разделил класс на две группы и попросил каждую группу выполнить к следующему уроку свое задание. Для предстоящей дискуссии необходимо повторить правила культурного спора.

Карточка-задание №1

Найдите или придумайте загадку о телевизоре.

В газетах, журналах и энциклопедиях найдите материал о том, как появились у людей телевизоры.

Докажите фактами, что телевизор и компьютер - наши друзья.

Карточка-задание №2

Найдите или придумайте загадку о компьютере.

В газетах, журналах и энциклопедиях найдите материал о первых компьютерах, истории их появления.

Докажите фактами, что телевизор и компьютер - наши враги.

На уроке учитель выстраивает диалог, корректирует высказывания детей. На последнем этапе урока предлагает детям составить памятку правильного обращения с телевизором и компьютером. Оценивает работу групп.

Домашнее задание по теме:

Составь комплекс упражнений для глаз.

Подготовь сообщение о правильном использовании телевизора и компьютера.

Тема «Смена климатогеографических условий»

Игра «Мозаика»

Цель: закрепить и систематизировать знания по теме. Оборудование: разрезанная на логические части таблица.

Условие : дети должны собрать таблицу и озвучить.

Принципы адаптации к новым климатогеографическим условиям

Как адаптироваться к местному времени

Как адаптироваться к смене климата

Как адаптироваться в горах

Питание в период адаптации

Постепенно входите в новый режим времени

Постарайтесь

выспаться

особенности того климата, куда собираетесь ехать

Проконсультируйтесь у врача о возможности адаптации к новому климату

Возьмите теплые вещи

Возьмите

просторную,

Пробуйте новую для вас пищу понемногу

Не ешьте сразу несколько непривычных для вашего организма блюд

Уменьшите

физическую

нагрузку

Организуйте

полноценный

Подберите одежду в соответствии с климатом местности

Возьмите солнцезащитные крем и очки

Пейте больше жидкости

Осторожно относитесь к экзотическим блюдам

Тема «Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в природных условиях»

Игра «Мозаика»

Условия: смотри выше.

Содержимое аптечки

Игра «Соедини стрелки»

Условие : Дети соединяют стрелками название лекарства с его назначением.

Лекарства

Тема «Значение белков, жиров и углеводов в питании человека»

Игра «Темная лошадка»

Цель : проверить знания детей о белках, жирах и углеводах.

Оборудование: нет.

Условия : Учитель читает характеристику, а дети должны угадать, что это: белок, углевод или жиры.

Примерные характеристики

«Они являются основой всего живого на Земле. Выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, служат строительным материалом, осуществляют сокращение мышц и т.д. Входят в состав клеток. Их