Пожарная безопасность в быту: правила. § Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях в определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов в быту могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и

Донецкая общеобразовательная школа

I III ступеней №77

Разработка внеклассного мероприятия по правилам безопасности в быту

Подготовила:

2016 год

Правила безопасного поведения в быту

Подготовила:

учитель начальных классов ДОШ №77

Логвиненко Лилия Владимировна


Учитель. Ребята, всем вам необходимо помнить о том, что дома подстерегает много опасностей, о которых мы не задумываемся.

Первая группа опасностей

Предметы, которые несут угрозу для жизни и, пользоваться которыми детям запрещается: спички, газовая плита, включенные электроприборы и электророзетки.

Предметы, которыми дети учатся пользоваться в повседневной жизни (ножницами и ножом - с 4 лет, иголкой - с 6 лет).

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, сигареты, спиртные напитки, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты).

Вторая группа опасностей

- открытые окна и балкон.

Нельзя детям выходить без взрослых на балкон и выглядывать в открытое окно.

1-й ученик

Захочешь форточку открыть –

Старайся осторожней быть:

На подоконник не вставай

И на стекло не нажимай;

А вдруг не выдержит оно?

И расколется окно -

Ты свалиться можешь вниз...

Зачем тебе такой сюрприз?

Третья группа опасностей

- экстремальные ситуации в быту.

    Пожар в доме.

    Проникновение в дом преступников.

2-й ученик

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь? -

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!» - скажи,

Быстро трубку положи!


3-й ученик

Если квартира твоя высоко

И добираться домой нелегко,

Пользуйся лифтом, но только учти:

В лифт с незнакомыми - не заходи!

Могут обидеть тебя, напугать...

Можешь серьезно, мой друг, пострадать...

Будь осторожней, всегда берегись

И с незнакомцами в лифт не садись!

4-й ученик

Дома ты один остался,

«102» скорее набери

И полицию позови!

    Электроприборы не включай без взрослых и не засовывай в розетку посторонние предметы - это опасно для жизни!


5-й ученик

Ты, дружок, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть,

Шпильку, гвоздь туда совать –

Дело кончится бедой:

Ток в розетке очень злой!!!

    Когда дома один - не открывай никому дверь, не отвечай на телефонные звонки.


6-й ученик

Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?» - спроси всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не надо открывать!

    Не вставай на подоконник, не открывай окно и без взрослых не выходи на балкон - это опасно для жизни.


7-й ученик

На балконе - так и знай!

Ты на стулья не вставай,

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Это может быть опасно:

Падать сверху так ужасно!!!

    Не бегай дома, не катайся на роликах - можно сильно удариться.

    Не катайся на перилах. Будь аккуратен, спускаясь по ступенькам.

8-й ученик

Друг, по перилам опасно кататься!

Можешь качнуться - и не удержаться,

Или штанами за болт зацепиться...

Больно спиной на ступеньки свалиться!

Или сорвешься в пролет - что тогда?

Это уже по страшнее беда!

Так что собой не рискуй, не катайся,

А по ступенькам спокойно спускайся!

    Входя в квартиру, аккуратно закрывай входную дверь, чтобы не придавить и не поранить руку.

9-й ученик

Дверь входную осторожно

Надо закрывать;

А иначе, друг мой, можно

Пальцы там прижать...

Будет больно - и польются

Слезы в два ручья;

И тебя жалеть сбегутся

Все твои друзья...

    Не дотрагивайся до кастрюль и чайников - горячей водой и пищей можно обжечься.


10-й ученик

Когда в кастрюле кипяток,

Не прикасайся к ней, дружок,

И очень осторожен будь:

Ее так просто обернуть!

Поверь: кипящая вода

Была опасною всегда!

    Опасно засовывать мелкие предметы в нос, рот, уши, глаза.

    Когда ешь - молчи; играя, в рот ничего не бери - можно подавиться.

11-й ученик

В уши, нос нельзя совать

Мелкие предметы.

Могут там они застрять -

Помните про это!

И придется вас везти

К медикам в больницу!

Глупо так себя вести,

Просто не годится!

    Не бери лекарства и моющие средства без разрешения взрослых - можно отравиться.


12-й ученик

Пилюли и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом наши детки

Обязаны узнать.

Вот если заболеете,

Врача вам позовут,

То взрослые таблетку

Вам сами принесут.

Но если не больны вы,

Таблетки есть нельзя:

Глотать их без причины

Опасно вам, друзья.

Ведь отравиться можно:

В таких таблетках - вред!!!

Так будьте осторожны –

Живите много лет!!!

13-й ученик

Много тюбиков и баночек

Есть в шкафах у наших мамочек.

В них хранятся средства разные,

К сожалению, опасные...

Кремы, пасты и таблеточки

Не берите в руки, деточки:

Эта бытовая химия –

Как отрава очень сильная!

    Разлил воду - вытри пол, так как скользкий пол - источник ушибов и переломов.

    Острые, колющие и режущие предметы могут поранить. Чтобы этого не произошло, используй их по назначению.


14-й ученик

Не играйте острыми

Вилками, ножами.

Ведь такой «игрушкой» просто

Что-нибудь поранить.

Будет больно, будет грустно, Мама наругает...

Неужели вам игрушек

В доме не хватает?


15-й ученик

Сынок хотел, как папа, стать

И начал гвоздик забивать;

Попал по пальцу молотком -

На рёв сбежался целый дом...

Малыш, запомни наш совет:

С тобой чтоб не случилось бед,

Еще немного подожди:

Сперва придется подрасти...

    Включать плиту, зажигать спички и зажигалку - запрещается. Это может привести к пожару.


16-й ученик

Если ты газ зажигать не умеешь,

Не подходи, иль потом пожалеешь...

Очень опасно к плите приближаться:

Может она загореться, взорваться...

Мама сама всё согреет и сварит,

Суп приготовит и чайник поставит.

Ты же, малыш, не спеши: подрастешь –

Спичкой конфорку ты сам подожжешь!


17-й ученик

Ребята, вам твердят не зря:

Играть со спичками нельзя!

Огонь опасен, к сожаленью,

Для всех людей без исключенья!

Его так трудно потушить -

Он может всё вокруг спалить!

И вот уже в огне - весь дом...

Опасны шалости с огнем!

18-й ученик

Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по «101» -

Сразу все уладится.


    Если кто-то из ваших близких заболел, то не надо паниковать. Для этого существует «Скорая помощь», которая придет к вам на помощь.


19-й ученик

На белой машине с красным крестом Доктор примчится к больным в каждый дом. Машина поедет с сиреной, мигая, Нужна неотложно служба такая! Другие машины ей путь уступают. Скорую помощь все граждане знают!

- А теперь вам необходимо

запомнить следующие правила.


    Если ты оказался на улице один:

Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
- Не гуляй до темноты.
- Обходи компании незнакомых подростков.
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
- Не отправляйся один в дальние поездки.
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
- Не садись в чужую машину.
- На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.


Запомни эти номера!


Девочка

Сам не справишься с пожаром –

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

101 звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Пусть помнит каждый гражданин,

Пожарный номер 101!

Мальчик

Дома я один остался.

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда 102 набрал

И милицию позвал.

Не пройдет и пять минут,

Как воришку заберут!

Девочка

Если мама заболела,

Не волнуйся и не плачь.

Набирай 103 скорее.

И приедет к маме врач.

Если что-нибудь случится –

«Помощь скорая примчится»!

Мальчик

Если дома пахнет газом,

Ты не спи и не скучай.

Газ скорей перекрывай,

Окна шире открывай.

104 набирай –

Службу газа вызывай!

Учитель. Ребята! Соблюдайте правила безопасности! Это поможет сберечь жизни ваших родных, близких, друзей и главное самих вас.

Правила безопасного поведения в быту

Чем опасны электроприборы?

В определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

Такие ситуации могут возникать по двум причи­нам. В первом случае вы сами можете создать опас­ную ситуацию, нарушив правила использования обо­рудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, по­тек кран, перекрывающий воду в ванной, и др.

Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она воз­никла, уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила.

Правила пользования электроприборами.

Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жиз­ни необходимо соблюдать ряд общих правил без­опасного обращения с электричеством:

    не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;

    не включайте в одну розетку несколько электроприборов;

    соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем - шнур к сети.

Отключение прибора производится в обратном порядке;

    не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками;

    помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;

    об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Помните!
Нельзя тушить водой горящие элект­рические устройства, подключенные в электрическую сеть.

Компьютер очень полезная, а иногда и необходи­мая вещь. Однако неправильное обращение с ним мо­жет нанести вред здоровью.

Правила работы за компьютером:

    следите за тем, чтобы по­ложение монитора соответст­вовало направлению взгляда, середина экрана монитора располагалась на горизонта­ли, проведенной на уровне глаз или на 10-20° ниже;

    не работайте в темном или полутемном помещении.

    в соответствии с установленными нормами не­прерывная продолжительность работы школьника за компьютером не должна превышать 25мин;

    после каждого продолжительного занятия на ком­пьютере рекомендуется выполнять определенные фи­зические упражнения.

Бытовой газ и его свойства

Воз­можно, с разрешения родителей пользуетесь газовой плитой для приготовления пищи. Для использования бытового газа в квартире подведен газопровод и установлены газовая плита или газовая колонка. Вы постоянно пользуетесь различными электрическими приборами: утюгом, светильником, телевизором, ра­диоаппаратурой. Для этого существует электропро­водка, а в определенных местах установлены элект­ророзетки и выключатели комнатного освещения.

В настоящее время в быту очень широко исполь­зуется бытовой газ. Он может применяться в газовых плитах для приготовления пищи и в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие спе­цифический запах.

Правила безопасного обращения с газовыми приборами

Утечка газа может привести к отравлению чело­века и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом. Перечислим основные из них:

    чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран.

    не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра.

    следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки.

    заметив потухшую горелку, не пытайтесь ее зажечь вновь - это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.

Самая обыкновенная газовая плита на кухне может стать источником многих неприятностей, если не соблюдать некоторых мер предосторожности: ведь, сгорая, газ выделяет в воздух различные токсические вещества.

Поэтому пока горит газ, держите открытой форточку или фрамугу, а кухонную дверь обязательно закройте.

Следите, чтобы пламя над горелкой было голубым, без примеси желтого и красного цвета.

Чайники или кастрюли с широким дном старайтесь ставить на высокую подставку, иначе уменьшается доступ воздуха к горелке и газ сгорает неполностью.

Газ удобен и безопасен только при умелом и правильном обращении с газовыми приборами.

Необходимо постоянно помнить и выполнять правила пользования им:

    не оставляйте без присмотра включенные газовые приборы;

    не допускайте к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста, а также лиц, не знающих правил обращения с этими приборами.

Содержите в чистоте и исправности газовые приборы.

В период промерзания грунта не исключена возможность разрыва подземных газопроводов. Газ, выходя из поврежденных мест, может распространяться на дальние расстояния и проникать в подвалы, первые этажи даже негазифицированных зданий. Спускаясь в подвалы, не пользуйтесь открытым огнем и электровыключателями, не убедившись в отсутствии запаха газа.

При появлении запаха газа немедленно сообщайте об этом по телефону 04. До прибытия аварийной машины примите меры безопасности: не допускайте открытого огня и, по возможности, проветривайте помещение.

Будьте внимательны и осторожны!

Не пренебрегайте мерами безопасности. Экономьте газ.

Не допускайте длительной работы газовых горелок без посуды.

Регулируйте пламя газовых горелок. Убавляйте газ до минимального размера факела после закипания воды в посуде.

При наличии газовых горелок различной мощности применяйте большую горелку только в необходимых случаях.

Предупреждайте образование накипи в чайниках. Длительное кипячение воды увеличивает отложение накипи.

Закрывайте посуду крышками во время приготовления пищи, этот прием позволяет экономить 15% газа.

Что делать при утечке газа?

Выключите газовые конфорки. Перекройте газовый кран.
Избегайте всяких действий, вызывающих искрение и повышение температуры воздуха в помещении. Не трогайте электровыключатели, это тоже может вызвать появление искры. Обеспечьте интенсивное проветривание помещения, открыв все окна. Удалите всех присутствующих. Прекратите, по возможности, подачу газа. Вызовите мастера по 04.

Приборы, содержащие ртуть

Бытовые приборы, содержащие ртуть:

    лампы дневного света (это газоразрядные трубки, в которых находятся инертные газы и пары ртути). Все такие лампы содержат ртуть - от 40 до 70 мг.

    ртутные термометры;

    приборы для измерения давления (манометры).

Термометры находятся в каждом доме, они стеклянные и легко разбиваются при падении. Шарики ртути при этом легко закатываются в щели пола или всасываются в ковер.

Лампы дневного света нередко выбрасывают вместе с бытовыми отходами в мусорные баки, где они легко бьются, и пары ртути попадают в окружающую атмосферу.

Дети и подростки, разбивающие из хулиганства такие лампы, обычно даже не подозревают, что при этом попадает к ним в легкие.

Ядовитые свойства ртути

Ртуть - это тяжелый жидкий металл, серебристого цвета. Имеет сильно выпуклую поверхность. В маленьких количествах собирается в очень подвижные шарики. Легко проникает в щели полов, мебели, стен, впитывается пористыми телами, в том числе деревом, бумагой, тканью, штукатуркой, длительно сохраняясь там, является источником загрязнения воздуха помещений. Замерзает ртуть при -38,9°C. Ртуть испаряется при комнатной и даже нулевой температуре, пары ртути бесцветны, не имеют запаха.

Поступление ртути и ее соединений в организм возможно через легкие, желудочно-кишечный тракт, кожу.

Пары ртути и ее соединения очень ядовиты. При хроническом отравлении ртутью и ее соединениями появляются металлический привкус во рту, рыхлость десен, сильное слюнотечение, возбудимость, ослабление памяти. Опасность такого отравления есть во всех помещениях, где ртуть находится в контакте с воздухом. Особенно опасны мельчайшие капли разлитой ртути, забившиеся под плинтусы, линолеум, мебель, в щели пола. Общая поверхность маленьких ртутных шариков велика, и испарение идет интенсивнее.

У детей через несколько часов после начала вдыхания паров ртути может развиться тяжелая пневмония (воспаление легких) - появляются кашель, одышка, температура. При тяжелом отравлении возможен отек легких (это смертельно опасное состояние). Возможен понос (диарея), сонливость, сменяющаяся нервным возбуждением.

Действия при разливе ртути

Особенно опасны мельчайшие капли разлитой ртути, забившиеся под плинтусы, линолеум, мебель, в щели пола. Общая поверхность маленьких ртутных шариков велика, и испарение идет интенсивнее.

Если прибор разбился, и ртуть попала на пол, следует осторожно собрать все видимые шарики в герметично закупориваемый пузырек, протереть место разлива ртути тряпкой, смоченной раствором марганцовки, а затем обратиться в специализированную организацию, которая проверит, не остались ли в квартире пары ртути, а если остались, то поможет их удалить.

Ртутные люминесцентные лампы (лампы дневного света) в жилых помещениях лучше вообще не использовать. Помните, что одна ртутная люминесцентная лампа, разбитая в комнате средних размеров, может создать концентрацию паров ртути в воздухе выше предельно-допустимой.

Елена Парунзина
Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей

Безопасное поведение в быту (методическая рекомендация для родителей ) .

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создание условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения . Формирование опыта ребенка среднего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме (использование специально подобранных д/и, содействующих активному усвоению ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, постоянное общение взрослого с ребенком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, а также худ литература). Важным условием для взрослых является как можно больше давать ребенку активности и самостоятельности в освоении опыта безопасного поведения в быту .

Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста быту ) .

Изучая особенности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту включает в себя следующие задачи :

1. Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту .

2. Выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.

3. Изучить роль семьи и детского сада в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста.

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду : утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка/овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения (экскурсия в д/с на кухню, в прачечную) .

Цель : Понимать, что порядок в доме и детском саду не только для красоты, но и для безопасности . Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья :

Если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др., то можно порезаться или уколоться (наглядные предметы, иллюстрации, чтение рассказов «Умный наперсток» , «Как Стобед наступил на иголку» загадки, стихи, пословицы).

При пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар.

Дома и в детском саду можно упасть : на ровном месте (на мокром полу, запнуться о разбросанные игрушки и предметы, из окна балкона, с мебели (со шкафа, тумбочки, стула и др.) . Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, подоконник и т. п., чтобы достать что-нибудь с высокой полки, можно попросить об этом родителей или воспитателя ; нельзя выходить на балкон без взрослых.

Знать, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу) .

Знать о приемах оказания первой помощи :

При порезах и ссадинах, ожогов и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым

При пожаре – не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Освоение детьми опыта безопасного поведения в быту при участии родителей

В наблюдениях отмечается, что сфера отношений «родители – ребенок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная с взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей .

Ведущее направление – это работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания , возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

Задачи :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту

Закрепить полученные знания и формировать их на основе умения безопасного поведения в быту

Создать условия для применения детьми умений действовать с опасными предметами домашнего обихода

Вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности дома , избегая запреты

Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом не вызвать чувство страха и робости, используя обучение практическим действиям с опасными предметами домашнего обихода.

Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку (д/и, занятия, чтение худ, литературы) . Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на осторожное обращение с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения .

В работе c родителями предлагается широко использовать такой метод , как решение проблемных ситуаций. Например :

- «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз) . При этом вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажете ребенку?»

В работе с родителями надо стараться убедить их не сдерживать активность детей , а направлять ее в «полезное русло» . Поэтому родителям было предложена анкета смешанного типа, где часть вопросов содержит готовые ответы на выбор и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа.

Анкета для родителей состоит из 17 вопросов и позволяет определить :

Осознают ли родители необходимость ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту ;

Есть ли у родителей знания об источниках опасности и о порядке действий в некоторых опасных ситуациях в быту ;

Как знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, мерами предосторожности в доме, позволяют ли самостоятельно пользоваться опасными бытовыми предметами;

Необходима ли родителям помощь со стороны педагога по ОБЖ или воспитателя, и какая, в проведении такой работы.

Таким образом, анкетирование помогает проанализировать содержание компонентов опыта безопасного поведения в быту , что в дальнейшем скорректирует работу педагога по воспитанию безопасного поведения ребенка .

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дош . возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это значит, что данная работа должна рассматриваться не в краткосрочный, а в долговременной перспективе.

Анкета для родителей

Уважаемые родители !

Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей безопасности в быту . Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье , образование.

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту ? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости) :

а) родители ,

б) воспитатели,

в) школьные учителя,

г) медицинские работники,

д) преподаватели безопасности жизнедеятельности ,

е) другие (укажите) .

3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у вас в доме.

4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста :

а) нельзя играть спичками, зажигалками,

б) нельзя трогать электроприборы,

в) нельзя брать лекарства без разрешения,

г) при пожаре – не прятаться, позвонить по 01,

д) другие (укажите) .

5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

а) прячем,

б) учим пользоваться (уточните чем,

в) запрещаем,

г) (свой вариант) .

6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один? Если да, то, что Вы ему говорите, когда уходите :

а) не ешь грязные овощи и фрукты,

б) ни кому не открывай дверь,

в) не трогай лекарства,

г) не включай газ (плиту,

д) не играй спичками,

е) не подходи к телефону,

ж) (укажите свой вариант) .

7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?

в) не знаю,

г) только (укажите что) .

8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок как вызвать (подчеркните) :

Скорую помощь - да, нет, не знаю

Милицию - да, нет, не знаю

Пожарных - да, нет, не знаю

9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту ? (по возможности, укажите автора и название) .

10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название) .

11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагога д/с в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту ?

12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту ? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?

13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту , и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения?

14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите) :

а) порезы, д) отравления (чем,

б) ожоги (уточните какие, е) электротравмы,

в) переломы, ж) попадание инородных тел,

г) ушибы, з) другое (укажите) .

15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите) :

а) промыть рану проточной водой,

б) приложить холодный предмет,

в) прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,

г) обработать края раны йодом,

д) наложить повязку.

16. Первая помощь при термических ожогах (выберите) :

а) подставить под струю холодной воды,

б) смазать маслом или вазелином,

в) обработать йодом или спиртом,

г) вскрыть пузыри.

17. Что Вы будете делать , если в комнате начался пожар? Укажите.

Быт - это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

Каждый день вы умываетесь и чистите зубы, принимаете душ, для чего используете краны и смесители, установленные в ванной. С помощью кранов вы подбираете температуру воды и напор струи. Когда моете посуду, помогая маме, или набираете воду в чайник, вы используете воду, подведённую к кухне. Когда ходите в туалет, используете воду из сливного бачка, в котором установлен поплавковый затвор. Возможно, с разрешения родителей пользуетесь газовой плитой для приготовления пищи. Для использования бытового газа в квартире подведён газопровод и установлены газовая плита или газовая колонка. Вы постоянно пользуетесь различными электрическими приборами: утюгом, светильником, телевизором, радиоаппаратурой. Для этого существует электропроводка, а в определённых местах установлены электророзетки и выключатели комнатного освещения.


Всё это обыденно и привычно. Однако в определённых условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, протёк кран, перекрывающий воду в ванной, и др.

Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определённые правила.

Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьёзно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать ряд общих правил безопасного обращения с электричеством :

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;
  • не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
  • соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем - шнур к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке;
  • не прикасайтесь к включённому электроприбору мокрыми руками; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
  • об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголённых и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в жилых домах очень широко используется бытовой газ. Он может применяться в газовых плитах для приготовления пищи и в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах. Чем опасна утечка газа?

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом .

  • Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран.
  • Не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра.
  • Следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки.
  • Заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь вновь - это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.
  • Если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения.