К какой национальности относятся цыгане. Кто такие цыгане, и откуда они появились? Жизнь, история и фото

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

В ПОИСКАХ ЦЫГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Прародина цыган - Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХVIII века. Студент Лейденского университета венгр И.Вайя подметил сходство цыганского языка с языком его сокурсников, родиной которых был Малабарский берег.1 Статья об этих наблюдениях в венской газете попала в руки немецкого ученого Г.Грельмана, который, сравнив цыганский язык с индийским санскритом, выдвинул гипотезу об индийской прародине цыган.2 Но только через столетие, благодаря исследованиям немецкого филолога А.Потта, гипотеза приобрела вид доказательной теории, не потерявшей научного значения до настоящего времени.3 Открытие цыганской прародины было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других источников - археологических, документальных, которыми могли бы воспользоваться цыганологи, - очень ограничен. В традиционной культуре цыган также прослеживаются некоторые черты, которые ученые связывают с индийскими корнями народа.
В литературе высказано немало и других, иногда ничем не доказанных, порой фантастических, предположений о происхождении цыган. Родину цыган искали в Ассирии и Персии, Занзибаре и Намибии, в Египте и на Дунае. Их считали строителями египетских пирамид и жителями легендарной Атлантиды, которые приплыли накануне ее исчезновения.4
Если вопрос о прародине цыган решен в этнографической науке, то немало спорного остается в цыганской истории. Ввиду отсутствия достоверных исторических источников до конца не раскрыты загадки ранней цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказывались неоднократно. Больше всего споров вызывают вопросы о том, когда и почему предки цыган покинули свою прародину, какая индийская народность отправилась искать новую родину.
О том, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят до настоящего времени. Одни авторы называют V век, другие - Х век. Авторы монографии «История цыган: Новый взгляд» считают, что правы обе стороны: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее».5 Российские цыганологи Е.Друц и А.Гесслер утверждают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время.6 Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными набегами мусульманских завоевателей.7
Какой народ отправился в далекое кочевье? Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие, как, например, Е.Друц и А.Гесслер, отмечают, что цыгане - потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, ее представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами. Каста относится к низшим слоям индийского общества.8
Н.Деметр, Н.Бессонов... не соглашаются с данной точкой зрения и считают, что предки цыган занимали среднее положение в кастовой иерархии. Исследуя уклад цыган, они пришли к выводу о том, что при дворах индийских князей была особая социальная прослойка, представители которой развлекали их музыкой и танцами, а также были заняты по хозяйству, занимались ремеслами, что объясняет тягу цыган к золоту и украшениям, кочевому образу жизни.9
Путь, который прошли цыгане, реконструируется учеными сегодня так: «Из Индии они двинулись через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении. Цыгане, осевшие в Средней Азии, Армении, Персии, составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этого региона (мугат, карачи, боша и др.). Далее произошло разделение, часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась... на территорию Византии».10

Из полевых наблюдений
Вопрос о происхождении цыган всегда был в центре внимания наших полевых исследований: что помнит народ, как он объясняет свое происхождение. Оказалось, что практически все в таборе знают об Индии как родине своих далеких предков. Одни узнали об этом из журналов, научно-популярных изданий, другие - от своих родителей. Даже Замбила Георгиевна Кулай (1914 г.р.), старейшая в таборе, также поведала нам о том, что цыгане вышли из Индии. Кто-то принимает факт индийской прародины на веру, соглашаясь с исследователями; кто-то знает об этом, но не верит, считая, что родина цыган находится где-то поближе, например в Молдавии.
Некоторые серьезно задумываются над своими корнями и даже выдвигают свои версии слова «цыгане»: «В Индии есть река Ганг, ее еще Гана называют, вот цыгане там раньше у реки и жили. А потом и пошло, люди из Ганы – ганы. Но не ганами стали называть, а добавили букву ц и получилось – цыгане».*

Об общности с Индией напоминают цыганам и индийские фильмы: цыгане понимают некоторые слова. Кто-то высказывается и более определенно: «Индийские песни поют, мы первый куплет понимаем, а на втором куплете уже и подпеть можем».
Сохранились в таборе и более древние «свои» предания и легенды о происхождении цыганского народа. Вот лишь некоторые из них, которые нам удалось записать.
О том, как появились на свете разные народы, почему они отличатся друг от друга, известно такое предание: «Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошел к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Сколько гороху растет, столько чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, черную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. Нос и длинный у евреев, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они как виноград красивые. У них раньше тоже были брички. Они ехали и смотрят: это яблоко, это груша, это прошли, а где виноград - остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы».
Ответ на вопрос о том, почему цыгане кочуют, почему у них нет своей земли, находим в старинной цыганской легенде: «Есть легенда такая, что Бог им не дал земли. Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошел к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришел”».
Другая цыганская легенда объясняет, почему цыганам разрешено обманывать: «Бог разрешил цыганам обманывать. Когда Иисуса Христа понесли на распятье, тогда цыган украл гвоздь, последний гвоздь, которым хотели пробить сердце. И цыган украл этот гвоздь. Когда его спросили, сказал: “Ей Богу, не брал!“. Взял и проглотил этот гвоздь. И тем самым немножко продлил жизнь Иисусу Христу. Ему опять Бог сказал, что будешь жить своей хитростью. От этого хитрость появилась у цыган. Есть такая легенда, что именно Бог нам придумал так, чтоб наш народ гадал, чтоб своим умом мы жили, своей хитростью». Эта легенда в разных вариантах широко распространена не только среди цыган, но и у других народов.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Появление цыган в Византии историки относят к ХII - ХIII векам. Встречается и более ранняя дата - ХI век. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Европы.
Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу ХV века.11 В немногочисленных сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников ХIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов греческой православной церкви».12 Христианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа - цыгане.13 Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории.14 Некоторые цыганологи считают, что и гаданию цыганки научились именно в Византии, где в то время были достаточно сильны суеверия, вера в возможность предсказания судьбы.15
Начало ХV в. отмечено экспансией мусульман, в результате территория империи стала сокращаться, увеличилась численность цыганского населения, что, по-видимому, и послужило причинами «великого цыганского похода» в Западную Европу, начавшегося в 1417 году.

Из полевых наблюдений
Как цыгане расходились по всему миру, представить довольно сложно. Однако, наверное, в каждом таборе сохранились свои предания, в которых раскрывается цыганская история. Есть такие и у пермских цыган-кэлдэраров. Вот одно из них, рассказанное Гранчо Додовичем Буцо (1941 г.р.): «У моего деда было шестеро братовей. От одного брата табор находится в России, а остальные разошлись по всему миру еще во времена революции и до войны. Перед войной вот такой случай был, я от отца слышал. Вышел в таборе спорный вопрос, поспорили, может, из-за невестки, поругались, мелочное дело. И они решили на время разойтись, думали на неделю, на месяц, может, на две недели. А получилось так, что разошлись очень далеко. Одни оказались в России, а другие - за границей. После войны уже венгерские цыгане сказали нам, что наша родня выехала на пароходе в Америку. Но мы о них ничего не знали. И вот только недавно наши цыгане из Пензы ездили в Аргентину. Так получилось, что у пензенских цыган (тоже кэлдэрары), родня живет в Аргентине. Из Аргентины в Пензу цыгане приезжали, сказали, что в Аргентине живет и наша родня. Там моего отца двоюродный брат, его дети живут. У нас у каждого табора прозвище есть. Мы рода рувони (от цыганского рув - волк). Вот у нашего рода в Перми табор и в Аргентине».

ИСТОРИЯ ЦЫГАН ПОСЛЕ ХV ВЕКА

Переселившиеся в Западную Европу цыгане составили основу современных этнографических групп цыганского населения (кале, трэвэлс, синти, польска рома), проживающих в Англии, Германии, Франции, Польше и других странах. От западноевропейской ветви ведет свое происхождение особая этнографическая группа - русские цыгане.
Однако не все цыгане в начале ХV в. покинули территорию Византии. Значительная их часть продолжала проживать в греческих областях, где впоследствии сложились этнографические группы арлия, румелия, фичира, джамбаза. Немало цыган оказалось и на сопредельных территориях: в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Эти цыгане составили основу восточноевропейской ветви цыганского народа - этнографические группы сэрвы, влахуря, урсары, крымы, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары и др. Они выступали с дрессированными животными, вели полукочевой образ жизни. Были среди цыган кузнецы, лудильщики, мясники, маляры, сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные.16 Часть цыган, оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.
Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с ХV века цыгане стали зависимым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу до середины ХIХ века крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года.17
Цыгане, которые жили на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХVIII века в рамках ассимиляционной политики государства цыганам выдавались паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки навязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили гражданские права и возможность «врастать» в общество.
Все эти события повлекли за собой так называемый «миграционный взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде всего кэлдэрары в ХIХ в. стали покидать ареал формирования. Цыганские таборы кэлдэраров появились в Западной Европе, Польше, России и других странах.18

В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни (в то числе пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обусловлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений
При проведении опросов мы были удивлены насколько хорошо пермские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рассказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), ловари, влахури, плащуны, сэрвы, то есть практически все группы, которые населяют Россию.
Молдавские цыгане и считают, что в их языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, отличается от диалекта молдавских цыган и произношение отдельных звуков и слов. Отмечается также, что лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских цыган, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере». В отличие от русских и молдавских цыган, крымы исповедуют ислам, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях. Крымские цыгане, наоборот, строго придерживаются старых «законов».

ЦЫГАНЕ В РОССИИ И В ПРИКАМЬЕ

Этнографические группы цыган разными путями и в разное время проникали на территорию России. Вопрос о времени появления цыган в России всегда вызывал затруднения у исследователей. Границы Российского государства в разные периоды его истории изменялись. Часто на присоединенных территориях уже проживали цыгане, поселившиеся там до того, как они вошли в состав Российской империи.
Сегодня в России можно встретить цыган не только из самых больших этнографических групп - русские цыгане (самоназвание - русска рома) и кэлдэрары (котляры), но и цыган, -выходцев из среднеазиатских районов и Закавказья, украинских цыган (сэрвы), крымских цыган, цыган-влахов, ловари, кишиневцев и др. История появления в России каждой этнографической группы имеет свои особенности, изучение которых составило бы предмет отдельного исследования. Мы остановимся лишь на тех исторических событиях, которые привели в Россию цыган этнографических групп русская рома, крымские цыгане и кэлдэрары.
Русские цыгане - русска рома - одна из этнографических групп цыган западноевропейской ветви. В Россию они пришли в конце ХVII века. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец...».19 Так обозначен тот путь, которым пришли цыгане в Россию. О местах их былого пребывания говорит и множество немецких и польских слов, встречающихся в языке русских цыган. Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа - русские цыгане. Это одна из самых больших этнографических групп цыган России. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома... и др. В России русские цыгане вели полукочевой образ жизни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Именно русские цыгане в начале ХIХ века в Москве составили основу цыганских хоров, столь популярных в России.
Крымские цыгане (кырымитика рома) получили свое название от места проживания - Крыма, куда они переселились с Балкан. Ученые считают, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено и в их языке. Традиционными занятиями цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием женщины занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма.20
Цыгане третьей этнографической группы - кэлдэрары появились в России только в ХIХ. веке. Ареалом их формирования и проживания до середины ХIХ века, как мы отмечали, были румынские земли. Первые кэлдэрарские таборы проникли в Россию в 70-е гг. ХIХ века из Молдавии, где проживало немало цыган этой группы. Особенно мощная волна их переселения пришлась на рубеж конца ХIХ - начала ХХ века.
Среди пермских цыган этой группы также сохранилось немало преданий о времени переселения того или иного табора в Россию. По рассказам старейшей жительницы цыганского табора Замбилы Георгиевны Кулай (1914 г.р.), из Молдавии табор ее отца пришел в Россию в 1923 г. Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.) вспоминает, со слов родителей, что один из таборов рода рувони пришел в Россию из Молдавии в 1930-е годы и долгое время кочевал на территории Украины, Белоруссии и Западной России.
Традиционным занятием у мужчин было ремесло - изготовление и лужение котлов, у женщин - гадание. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают во многих городах и областях России: Ленинграде, Туле, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, Иркутске, Тюмени, Пензе, Казани и др.

Важным и исключительно сложным этапом в истории цыган России был советский период. С одной стороны, правительство еще в предвоенный период предпринимает ряд мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие цыганского населения России. Были приняты указы о первоочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Появилась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930-х годов все эти начинания были сведены на нет.
С другой стороны, был разрушен традиционный уклад цыганского обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Занятия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу жизни». Идеологический прессинг и обнищание населения не позволяли цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, которое обвиняли в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цыгане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории традиционного проживания.21
Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли свое место в советском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита товаров народного потребления.
Особенно значимым для кочевых цыган России было Постановление Совета Министров РСФСР №685 от 20 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно предусматривало суровые наказания, вплоть до лишения свободы на 5 лет, за кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все группы цыган перешли на оседлый образ жизни.22 Особенности истории цыган в советский период нетрудно увидеть на примере цыганского табора, проживающего в микрорайоне «Чапаевский».

Когда появился в г.Перми первый цыганский табор, неизвестно. Скорее всего, это были представители этнографической группы «русские цыгане», которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского населения Прикамья. Пермская земля была местом кочевания и других групп цыган. Перепись населения г.Перми 1890 г. не зафиксировала в городе ни одного цыгана.23 Значительное число цыган осело в г.Перми и Пермской области после принятия упомянутого постановления 1956 г. По данным переписи 1989 г. в Прикамье проживало 1492 цыгана. Однако полученная информация не всегда отражает истинное положение. Так, у крымских цыган в паспорте и других официальных документах чаще можно встретить запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане, записываясь молдаванами, бессарабами, румынами. С уверенностью можно сказать, что, в частности, в материалах переписи, под цыганами Прикамья отмечены, видимо, только представителей этнографической группы русских цыган. Среди трех этнографических групп цыган Прикамья только русские цыгане проживают в г.Перми, в городах и районах области. Крымские и молдавские цыгане имеют диаспоры только в г.Перми.
В г.Перми традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Русские цыгане проживают на Гайве, Южном, Запруде, Верхней Курье и других районах города. Крымских цыган в г.Перми насчитывается лишь несколько семей. Молдавские цыгане (кэлдэрары/котляры) проживают в микрорайонах «Чапаевский» и «Январский».

Из полевых наблюдений
Во время нашего пребывания в цыганском таборе мы познакомились практически со всеми его жителями. Чаще всего, как обычно, мы обращались к старожилам. Настоящим открытием экспедиции стала Замбила Георгиевна Кулай, одна из самых старых цыганок г.Перми. Познакомились мы с ней во время второго посещения табора, и с тех пор заходили к ней в каждый приезд. Замбила Георгиевна родилась в 1914 г. в Молдавии, откуда табор ее родителей в 1920-е годы перекочевал в Россию. Сегодня многие рассказы Замбилы Георгиевны о кочевой жизни, семейные предания можно назвать цыганской историей.
Замбила Георгиевна – одна из немногих жителей табора, которые помнят кочевание на цыганских бричках. Она прекрасный знаток цыганского фольклора. Именно от нее нам удалось записать рассказы о том, как появились на земле разные народы, почему идет снег и дождь, как появились пятна на луне и многие, многие другие. Рассказывая как-то древнее предание о появлении пятен на луне, она вывела нас на улицу. Был уже глубокий вечер, и на небе была полная луна. «Видишь, на луне пятна? Вот там и есть пастух со своими овцами. Бабушка Замбила не обманывает».
Не один раз слышали мы от Замбилы Георгиевны и ее детей семейное предание о родителях. Ее отец, Георгий, в 1930-е годы снимался в фильме «Последний табор». Мать Марица играла в фильме «Табор уходит в небо», в небольшом эпизоде. Замбила Георгиевна рассказывает, что смотрит она эти фильмы с трепетом, смотрит на своих родителей, вспоминает и плачет: «Видел, когда идет кино “Последний табор”? Там у одного старика был медведь. А это был мой отец с медведем. Когда идет это кино “Последний табор”, я плачу. Я смотрю на своего отца с медведем, а у меня слезы текут. А старуха, мать моя, “Табор уходит в небо” кино, она идет, гадает, говорит: “Эй, бриллиантовый, дай погадаю”. Я тоже плачу, когда вижу свою мать».

1. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

2. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.11.

3. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

4. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.

5. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.14.

6. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.

7. Там же. С.5.

8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.14.

9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.12.

10. Там же. С.13.

11. Там же. С.79.

12. Там же. С.17.

13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.16.

14. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.

15. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.18.

16. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.43.

17. Там же. С.44-48.

18. Там же. С.52.

19. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.

20. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 106-109.

21. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391; Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.196- 209.

22. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391.

23. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ - ХХ вв. С.36.

Кто такие цыгане? Это представители народа, который, в отличие от всех других, никогда не имел постоянного места обитания и своего государства. Однако они смогли через века и громадные территории пройти со своей культурой. Сохранили при этом свою самобытность, традиции, уникальную культуру, а также иные характерные отличия от других народов.

Исторические корни цыган

Последние научные исследования сумели определить точное время и место возникновения цыган. Они появились примерно полторы тысячи лет назад. Родина цыган - Индия. Цыганский язык в значительной свои составляющей - это санскрит. Также сильное влияние на него оказали древние языки персов и греков.

Исторические изыскания доказывают, что через 6 веков после того, как цыгане сформировались как народ, они начали приходить в Европу. Считается, что одной из возможных причин переселения является то, что их стали вытеснять мусульмане с исконных мест обитания.

Исследования позволяют выстроить маршрут их передвижений во времени и пространстве. Результат этих расчетов показывает с большой степенью вероятности, что прародина цыган - это современные Гуджарат и Кашмир (территории на западе Индии).

Пути расселения по миру

Специалисты в области генетики предполагают, что всех ромов (иное наименование цыган) объединяли некоторые основные факторы. Главное, то, что они - выходцы из Индии, а второе - по пути в Европу ромы активно заключали браки с представителями различных национальностей. По предварительным расчетам, в настоящее время на территории европейской части живет почти 11 млн цыган.

Основная зона их расселения - это Восточная и Центральная Европа. Особенно многочисленны они в Венгрии и Румынии. В этих странах, где живут цыгане большими анклавами, по приблизительным подсчетам их от 2.5 млн до 8 млн человек. Несмотря на то что численность их очень значительна, этот народ сложно изучать. Это является следствием того, что цыгане не поддаются никакому учету.

Со стороны общества отношение к ним сложилось неоднозначное. В основном это связано с тем, что эти люди имеют своеобразные традиции и обычаи, а также ведут специфический образ жизни. В обществе бытуют стереотипы - цыганам свойственно совершать обманы, кражи и мошенничество. Другие же считают их веселыми яркими людьми, присутствие которых украшает встречи, вечера и праздники. Представителей этого народа привечают за исполнение задушевных песен и искрометных танцев.

Сами себя цыгане называют - ром, рома или ромалы. Однако имеются и иные обозначения этой народности. Так, на севере Европы их называют «черными» (кале). Во Франции за ними закрепилось название «богемцы». Англичане зовут их «египтянами».

Определить конкретно, сколько цыган живет на той или иной территории, достаточно сложно. Это связано с особенностями быта и отсутствием «правовой видимости». Очень часто цыгане проживают табором. У них нет документов, паспортов, какой-либо регистрации.

Вероисповедание цыган разнообразное. Им присущи различные религиозные убеждения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).

У этого народа сохранились элементы веры в магию и мистические проявления. Имеет место верование в природных духов. До сих пор в их среде распространено для бога название «девел» (производное от индийского "дэва"). Лица, изучающие цыганские мировоззрения, связывают это с влиянием зороастризма, что еще раз подчеркивает, их прародина - древняя страна цыган Индия.

Классификация цыганского народа

В настоящее время принято выделять 6 ветвей этого народа. В основном это зависит от мест, в которых они проживают.

Кто такие цыгане западные:

  1. Рома - проживают на территории Европы, в основном в восточной части. Распространены на землях бывших республик СССР и России.
  2. Синти - так обозначают цыган, проживающих на территории Европы, у которых господствует немецкий и французский языки.
  3. Иберийские - это те цыгане, которые проживают в испаноязычных европейских странах либо тех, где основным является португальский язык.

Кто такие цыгане восточные:

  1. Люли - живут на территории Средней Азии, в Пакистане, Индии, Афганистане.
  2. Боша (Паша, Лом). Для них основные территории обитания - это северные районы Турции, а также кавказские республики.
  3. Дом - обитающие в странах Ближнего Востока и на территории Израиля.

Среди разновидностей цыган имеются и более узкие группы. В Венгрии они сформировали свой этнос, численность которого, по различным данным, составляет от 5 до 10% всего населения страны.

Особый интерес вызывает этническое объединение цыган, проживающее на море, представители которого называются баджо. Они ведут кочевой морской образ жизни в водах Индийского океана. Живут в плавучих хижинах, занимаясь ловлей рыбы. Выход на сушу у них связан с вопросами торговли, ремонтом плавсредств, а также при возникновении необходимости в похоронах умерших.

История российских цыган

Кто такие цыгане в России? Это пришедшие на ее современную территорию выходцы из балканских стран, перебравшиеся сюда ориентировочно в XV веке. На протяжении XV-XVII века установлено просачивание этой народности с территорий Польши и Германии.

До революционных событий 1917 года основными занятиями цыган в России было разведение и торговля лошадьми (этим занимались мужчины), а также гадание и попрошайничество (было уделом женщин). Оседавшие в больших городах представители этого народа с XIX века были востребованы как музыканты и танцоры. В это время их культурные традиции были очень популярны. Имеются многочисленные факты того, что представители российской знати женились на цыганках.

В послереволюционное время со стороны властей были предприняты попытки организации их образа жизни. Они направлялись на то, чтобы привлечь их к трудовой деятельности.

Многие представители этой народности участвовали в сражениях на стороне Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Так очень популярен у цыган выходец из этого народа - Тимофей Прокофьев, морской пехотинец, который стал единственным цыганом, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза.

Значительно изменилась жизнь этого народа в СССР после издания в октябре 1956 года Указа об оседлости. Он назывался «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». В этом документе государство впервые официально назвало их цыганами.

Реализация в жизнь постановления привела к началу репрессий. Их стали отлавливать на улицах, обвинять в несанкционированной торговле, тунеядстве. Однако у Указа были и положительные моменты, так как государство начало официально оказывать помощь цыганам в трудоустройстве, приобщении к образованию, в предоставлении земельных участков и строений.

Однако практика показала, что права на выбор сферы труда, а также на возможности получать образование, не слишком прижились у цыган. Только незначительная их часть этим воспользовалась.

День цыган

Предпринята была и попытка объединения цыган в мировом масштабе. Так, 8 апреля 1971 года на территории Англии в Лондоне был созван первый цыганский Всемирный конгресс. На нем было решено, что цыгане признают себя единой не территориальной нацией. Был принят и утвержден цыганский гимн, а также флаг. Гимн основан на народной цыганский песне «Джелем, джелем». В качестве герба использованы узнаваемые символы: колесо, подкова, колода карт. День начала Всемирного конгресса - 8 апреля - принято считать Днем цыган.

Особенности цыганской современной жизни

У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.

В национальной кухне у цыган прослеживаются традиции Венгрии, Болгарии и Румынии. Их пища достаточно проста. Предпочитают в еде птицу, баранину, говядину, разнообразные овощи. К традиционным блюдом относится тумала - рубленое мясо в кукурузной лепешке, харбу - блюдо из сала, печени с добавлением крови. Традиционным напитком является черный чай с травами и ягодами.

Традиции и обычаи

Цыганская жизнь - это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:

  1. Особая забота о детях. Беспризорных детей у цыган не бывают, их обязательно усыновляют, причем дети могут быть любых национальностей.
  2. Мнение старших цыган очень авторитетно. Пожилых людей в этом народе почитают. Поднять руку на старого человека считается особо страшным преступлением.
  3. Женщины в цыганских семьях находятся по иерархии значительно ниже мужчин. К слабому полу относятся достаточно непочтительно до момента появление ребенка. Только после того, как женщина стала матерью, ее начинают уважать.
  4. Женщина должна всегда мужчину обходить сзади, если есть такая возможность, но при этом не может стоять у него за спиной, если он сидит.
  5. К древним традициям относится и привычка курить. У цыган считается, что дым может отпугнуть нечистую силу.
  6. Этому народу свойственно ношение значительного числа золотых украшений. Предпочтение при этом отдается перстням, которые надевают на каждый палец за исключением большого. Какие цыгане без выставленных на показ украшений? Таких просто нет.
  7. У цыганского народа клятвенный ритуал очень важен, если необходимо доказать невиновность или правоту.

Цыганские законы

Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.

За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.

К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.

Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.

Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.

Цыгане, одна из самых загадочных наций, проживающих на территории России. Кто-то их боится, кто-то восхищается их веселыми песнями и задорными танцами. Что же касается происхождения этого народа, то на этот счет существуют самые разнообразные версии.

Версия первая: индийская

Самое удивительное, что цыгане, один из немногих народов в мире, который официально не имеет своей собственной страны. В 2000 году они юридически были признаны внетерриториальной нацией. На протяжении уже полутора тысячелетий они кочуют по всему миру. Самое парадоксальное, что до сих пор точно неизвестно, сколько представителей этого этноса живет на планете. Как правило, приводится цифра в 11 миллионов, но она часто подвергается сомнению. Бытует предание, согласно которому цыгане возникли на Земле магическим образом. Именно поэтому они будто бы обладают врожденной способностью к гаданию и ворожбе. Современные ученые, конечно, довольствоваться такой теорией не могут. По их данным, цыгане зародились на территории Индии, откуда в V веке эмигрировали в Переднюю Азию. Предполагается, что причиной, побудившей их покинуть эту страну, стало распространение ислама. Как свободолюбивая нация цыгане категорически не хотели попадать под давление каких-либо религиозных догматов.

Версия вторая: обывательская

К сожалению, выйдя из Индии цыгане не нашли себе новой Родины в странах Европы. С XIV по XIX век их откровенно побаивались и не любили. Их образ жизни, сильно отличающийся от европейского, вызывал резкое отторжение. В европейских странах появился целый ряд дискриминационных законов, направленных против цыган, в том числе запрет на их проживание в том или ином государстве. Рождалось и множество обывательских небылиц, многие из которых рассказывали о происхождении цыган. Поскольку у этого народа не было письменных источников, описывающих его историю, догадки о его приходе в Европу были одна невероятнее другой. Европейские горожане уверяли друг друга, будто цыгане — это остатки народа Атлантиды, древних египтян или немецких евреев. Примечательно, что египетская версия имела косвенное подтверждение. Дело в том, что по пути из Индии цыгане действительно побывали в Египте. По некоторым данным, их способность к магии и астрологии была унаследована ими от египетских жрецов. Данная гипотеза оказалась настолько популярной, что в Венгрии цыган стали называть не иначе как «фараонов народ», а в Англии – египтянами. Самое интересное, что цыгане не только не опровергали подобные выдумки, но и поддерживали их. Встречая негативное отношение к себе в странах Европы, они в качестве защиты напускали на себя мистического тумана.

Версия третья: афонская

Сегодня учеными на основании сходства языка цыган и ряда народностей Индии достаточно точно установлено место их происхождения. Тем не менее ряд древних авторов называли местом зарождения этого народа Азию. Известный ученый Анри де Спонд утверждал, что цыгане произошли от средневековой секты атсинган. Данная теория возникла благодаря первой письменной записи о появлении цыган в Европе, датированной 1100 годом. Ее авторство приписывают Георгию Мтацминдели, монаху Афонского монастыря. Он связывал цыган с сектой атсинганов. Византийские источники придерживались той же версии, считая атсинганов остатками манихейской секты, исчезнувшей в VIII веке. Важно отметить, что атсинганы не только внешне были похожи на цыган, они также активно практиковали магические обряды.

Версия четвертая: азиатская

Античные историки Страбон и Геродот связывали появление цыган с переднеазиатским племенем сиггинов. Действительно, лингвисты, изучая язык цыган, установили маршрут их расселения по миру. Из Индии племена цыган переселились на территорию Передней Азии, преимущественно в Иран, Афганистан и Армению. Следующей точкой их остановки стала Византия, из которой цыгане распространились по Балканскому полуострову. В XV веке они пришли в Венгрию, Чехию и Словакию. Спустя столетие племена цыган можно было встретить по всей Центральной, Западной и Северной Европе. В то же время необходимо отметить, что расселенные по миру племена цыган неоднородны по своему составу. За полтора тысячелетия скитаний по планете они вобрали в себя такое огромное количество представителей других народов, что во многом потеряли свою историческую национальную идентичность.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.