Подключение пускового. Изучаем схему подключения магнитного пускателя

Содержание:

Контакторы относятся к коммутационному оборудованию для управления в основном трехфазными двигателями. У контакторов главная задача - это включение, выключение и реверс на расстоянии, которое определяется конкретным расположением движков. Но двигатели - это не единственные потребители электроэнергии, с которыми контакторы могут использоваться. Любые другие виды нагрузок можно так же дистанционно коммутировать этими коммутаторами. В принципе, они являются конструктивной разновидностью магнитного пускателя.

Принципиальное устройство

Контактор состоит из нескольких узлов:

  1. Энергетического.
  2. Силового.
  3. Коммутационного.

Энергетический узел обеспечивает формирование электромагнитного поля, достаточного для получения определенной однонаправленной силы. Это поле появляется как следствие протекания электрического тока через катушку с сердечником. Его форма делается либо П-, либо Ш-образной, в зависимости от конструкции этого коммутационного изделия.

Силовые линии магнитного поля наиболее сконцентрированы вблизи сердечника, и поэтому силовой узел выполнен так, чтобы воздействие на него со стороны энергетического узла получилось максимальным. Для более равномерного усилия, возникающего при протекании через катушку переменного тока, в ней делается короткозамкнутый виток. Он играет роль демпфера, который препятствует дребезгу контактов с частотой 50 Гц. Если катушка питается постоянным током, на ее сердечнике располагается диэлектрическая прокладка для предотвращения слипания намагнитившихся деталей.

Силовой узел содержит подвижный подпружиненный ферромагнитный элемент - якорь, который притягивается к неподвижному сердечнику катушки, передавая силу коммутационному узлу. В нем расположены контакты. Их число может быть различным, в зависимости от конструкции контактора. Для управления электродвигателями в трехфазных сетях контактов бывает три-четыре - одинаковых по своим характеристикам. Но могут быть и дополнительные маломощные контакты, используемые для управления вспомогательными элементами схемы.

  • Расположение дополнительных контактов определяют отличие контактора от магнитного пускателя. Они располагаются в группе с основными контактами, а не сбоку, как в магнитном пускателе.

Кроме контактов в коммутационном блоке расположены камеры для гашения электрической дуги.

Как работает

Пружина силового узла удерживает контакты в разомкнутом состоянии. Когда усилия со стороны якоря становится достаточно для преодоления упругих сил пружины, силовой и коммутационный узлы приходят в движение. Якорь деформирует пружину, одновременно увлекая за собой контакты, - происходит их замыкание. Якорь соприкасается с сердечником катушки и удерживается ее электромагнитным полем. После обесточивания катушки пружина возвращается в исходное состояние вместе с якорем и контактами.

Для нормальной работы контактора на клеммы его катушки подается напряжение строго определенной величины. Для контакторов, используемых в электросетях, это 220 и 380 В. Поэтому надо правильно сделать присоединение катушки к трехфазной сети. Если номинальное напряжение контактора - 220 В, катушка присоединяется к любой из фаз (к фазному напряжению). А если 380 В - между любыми двумя фазами (к линейному напряжению).

Для управления контактором применяется кнопочная станция. Она состоит из двух кнопок:

  • нормально разомкнутой для включения;
  • нормально замкнутой для выключения.

Схема подключения контактора объединяет дополнительный контакт и кнопочную станцию. Кнопка, предназначенная для включения, и дополнительный контакт соединяются параллельно, и через них напряжение подается на катушку. Нажатие на кнопку включения замыкает цепь катушки. Якорь приходит в движение и замыкает все контакты. Дополнительный контакт делает ненужной для питания катушки кнопку включения. Поэтому после срабатывания контактора ее можно отпустить.

Состояние контактора при этом не изменится. Он останется во включенном состоянии. Но контакты кнопки выключения замкнуты до тех пор, пока кнопка не нажата. Нажимаем на нее - цепь питания катушки разрывается. Магнитное поле исчезает, и контакты под воздействием пружины контактора размыкаются. Цепь питания катушки разрывается еще и по дополнительному контакту. Поэтому кнопку выключения можно отпустить, и это никак не повлияет на состояние контактора.

Особенности схем

Из иллюстраций, на которых показано, как устроен контактор, очевидно, что в нем нет какой-либо защиты. Но эксплуатировать схемы, в которых нет хотя бы плавких предохранителей, недопустимо. Особенно при наличии несварных и неспаянных соединений проводов и кабелей. В соединениях, выполненных с использованием метизов, при ослаблении прилегания контактов лавинообразно увеличивается переходное сопротивление. И, как следствие этого, нагрев токопроводящей жилы, расплавление изоляции, короткое замыкание и, возможно, воспламенение чего-либо.

Подобное ухудшение контакта может быть в любом электротехническом изделии, в котором провод прижимается винтом. Если этим изделием будет автоматический выключатель, в котором имеется тепловая защита, он отключится из-за нагревания корпуса. Однако контактор или магнитный пускатель такой защиты не имеют. Поэтому регулярный периодический осмотр и плавкие предохранители - единственная мера противодействия таким неисправностям.

Схема с контакторами (магнитными пускателями) всегда дополняется защитными элементами. В электроприводах, в которых эти коммутаторы находят самое широкое применение, такими элементами являются тепловые реле. Пример схемы электропривода с использованием контактора и тепловых реле показан далее.

1 - автоматический выключатель;

2 - кнопочная станция (альтернативное название «кнопочный пост»);

3 - дополнительные контакты (в данной схеме - магнитного пускателя);

4 - основные контакты (в данной схеме - магнитного пускателя);

5 - катушка магнитного пускателя;

6 - элементы термореле;

7 - трехфазный двигатель.

Дополнительные сведения

Принципиальной разницы между контактором и магнитным пускателем нет, и об этом уже было сказано выше. Их задача тоже одинаковая - дистанционное включение и выключение нагрузки. Схемы, в которых применяются эти разновидности коммутаторов, также идентичны. При описании схем используются некоторые специфические термины. Остановимся на них далее для полноты информации.

«Самоподхват». Это значит, что кнопка включения в кнопочной станции соединена параллельно с контактом, замыкающимся от действия катушки, питание которой начинается немедленно при нажатии на упомянутую кнопку. Самоподхват хотя и не упоминался ранее, но он присутствует в каждой из схем, показанных выше.

«Реверс». Схема с реверсом предусматривает получение из двух контакторов или магнитных пускателей переключение обмоток двигателя для изменения вращения его ротора на противоположное. Пример такой схемы приведен ниже.

Магнитный пускатель – это электрический аппарат, который предназначается для пуска на дистанции, помощи в работе, выключения и сохранения электрического двигателя. Легко собирается схема подключения магнитного пускателя через кнопочный пост. В основе работы МП лежит эффект появления магнитного поля при проникании тока через нагрузку индукции, то есть через катушку.

Для чего используют МП?

Часто пускатели используются для механического включения обогревателей, осветительных линий и т.д. Также они применяются для работы двигателей. Различаются схемы подключения МП главным образом в зависимости от того, какая катушка в нем находится. Включить пускатель самостоятельно не трудно, но можно сделать легче и приобрести пускатель уже в сборке, лучше всего, с пластиковым корпусом.

В нем конструкция уже в собранном виде и подсоединены управленские кнопки на крышке. Необходимо лишь подключить электрические кабели в верхней части и провод отхождения к нагрузке.

Катушка МП

Катушка – это главная часть МП, она создает электромагнитное поле, при прохождении электричества через нее, и вовлекает якорь, 3 либо 5 пар мобильных контактов. Вид катушки зависит от того, какое в установке напряжение. Они могут работать от 220 вольт либо рассчитываются на 380 вольт. Катушка, с просчитанными 220 вольт подсоединяется клеммами между заземлением и фазой. 380 вольт подсоединяются между фаз.

Значение напряжения обычно пишется на ее выводе рядом с болтом, которым зажимают провод. Если 220-ти вольтовую катушку включить, как 380в, она взорвется.

Подготовка к сборке

Перед непосредственно сборкой схемы для подключения, нужно:

Виды конструкций пускателя

Для реверсивной конструкции МП соединяются первая, третья и пятая клеммы с такими же номерами соседнего устройства. А исходящие провода соединяются перекрестно: второй с шестым, четвертый с четвертым, шестой с вторым. Провод, который питает электрический двигатель, подсоединяется ко второй, четвертой и шестой клеммам любого пускателя.

Перекрестная схема подсоединения запрещает одновременное срабатывание двух устройств, ведь это поведет за собой короткое замыкание.

Из-за этого необходимо, чтобы проводник блок цепи обоих пускателей прошел сначала через замкнутый контактор другого, после этого через разомкнутый контакт своего. Тогда при включении первого будет отключаться второе устройство и наоборот.

Некоторые конструкции МП предполагают только 5 пар контакторов, что замыкаются. Тогда провод блок цепи 1-го МП подсоединяется к закрытым контактам «Пуска» другого. Такая конструкция действует в порядке «пуск-стоп».

Ко второй клемме кнопки «Стоп» подсоединяются 3 провода: 2 блок и один, который питает «Пуск», эти провода включаются параллельно по отношению друг к другу. При этой конструкции «Стоп» выключает любое устройство и останавливает работу электродвигателя.

Все работы по установке и ремонту конструкций МП делают после снятия напряжения, даже если управление коммутирует нейтраль.

Схема подключения МП

Популярная схема подключения магнитного пускателя через кнопочный пост.

Главная схема имеет две части:

  1. Три пары силовых контактов, направляют электрическое питание на электрическое оборудование.
  2. Графическое изображение по управлению, которое составляют катушка, кнопки и дополнительные контакторы, которые принимают участие в работе катушки или не допускают ошибочных включений.

Наши читатели рекомендуют! Для экономии на платежах за электроэнергию наши читатели советуют ‘Экономитель энергии Electricity Saving Box’. Ежемесячные платежи станут на 30-50% меньше, чем были до использования экономителя. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления. Электроприборы потребляют меньше электроэнергии, снижаются затраты на ее оплату.

Наиболее распространенной является монтажная схема с одним устройством. С ней можно проще всего справиться. Для соединения ее основных деталей нужно взять трехжильный кабель и пару разомкнутых контакторов, когда устройство выключено.

Схема с подсоединением катушки на 220 вольт

Проанализирует конструкцию с напряжением на 220 вольт. Если напряжение равняется 380 вольт, нужно вместо ноля синего цвета подсоединить фазу другого рода. В данной ситуации черную или красную. В случае блокировки контактора берется четвертая пара, которая работает с 3-мя силовыми парами. Они находятся в верхней части, но побочные располагаются сбоку.

На пары силовых контакторов с автомата поступают 3 фазы А, В и С. Для включения при касании к кнопке «Пуск» необходимо, чтобы напряжение равнялось 220 в на сердечнике, который поможет подвижным контакторам соединиться с теми, что неподвижны. Цепь станет замыкаться, чтобы ее рассоединить, нужно отсоединить катушку.

Для сборки цепи управления нужно одну фазу прямо подключить к сердечнику, а со второй подключить с помощью провода к контакту пуска.

Со 2-го контактора прокладываем еще 1 провод сквозь контакты на другой открытый контакт кнопки «Пуск». Из него же изготовляют синюю перемычку на закрытый контактор кнопки «Стоп», на 2-й контактор подсоединяется ноль от электрического питания.

Рабочий принцип

Принцип работы простой. Если нажать кнопку «Пуск», ее контакты начинают замыкаться и на сердечник идет напряжение 220 вольт – он запускает главные и побочные контакты и возникает электромагнитный поток. Если кнопку отпустить – контакторы кнопки пуска разомкнуться, но устройство все еще включено, так как ноль передается на катушку сквозь замкнутые контакты блокировки.

Для того, чтобы отключить МП, нужно разорвать ноль, разомкнув контакты кнопки «Стоп». Снова устройство не включится, ведь ноль будет разорванный. Для повторного включения нужно будет нажать «Пуск».

Как подсоединить тепловое реле?

Можно также составить однолинейный графический рисунок подключения трехфазного электрического двигателя к магнитному пускателю через реле.

Между МП и электрическим двигателем асинхронного характера подсоединяется в последовательном образе реле, которое выбирают в зависимости от конкретного вида двигателя. Данное устройство предохраняет мотор от поломок и режима аварийности (например, когда пропадает одна из трех фаз).

Реле подсоединяют к выводу с МП на электрический двигатель, электричество проходит в нем в последовательном образе сквозь нагрев реле до электромотора. Сверху реле располагаются придаточные контакторы, которые объединяются с катушкой.

Работа реле

Нагреватели теплового реле рассчитываются на максимальное значение тока, который проходит сквозь них. Когда ток растет до небезопасных пределов для двигателя – нагреватели отключают МП.

Монтаж пускателей внутри электрического щита

Конструкция МП позволяет проводить монтаж в средине электрощита. Но есть правила, что предъявляются ко всем устройствам. Для обеспечения большой надежности работы, нужно, чтобы установка совершалась на практически прямой и твердой плоскости. Причем она располагается вертикально на стене электрического щита. Если в конструкции существует тепловое реле, то нужно, чтобы отличие температур между МП и электрическим мотором была как можно меньше.

В каких местах нельзя делать монтаж МП

Для исключения случайного включения пускателя или его предохранения нельзя делать монтаж прибора в местах, которые поддаются толчкам, ударам, тряске.

Также нельзя проводить монтаж МП в одном помещении с приборами, которые имеют ток выше 150 А. При включении и выключении этих устройств, случается быстрый удар.

Провода в монтажной схеме также нужно прокладывать правильно. Для того, чтобы был хороший контакт и не было искривления шайб зажимов пружины, надо выгнуть в круглой форме.

Конструкцию устройства составляют после снятия напряжения. Сердечники могут работать от 220 вольт, либо от 380 . Можно также купить готовый МП, это будет намного упрощать ситуацию.

Пускатель, схема “звезда-треугольник”

Сразу отсылаю читателя к статьям, которые предшествуют этой – , и . Очень рекомендую ознакомиться, перед дальнейшим чтением.

Скажу также, что на языке электриков “контактор” и “пускатель” очень переплетены, и я в статье буду говорить и так, и эдак.

Повторюсь, чтобы освежить в памяти. Магнитный пускатель – устройство, которое обязательно содержит контактор (как главный коммутационный элемент), а также может содержать:

  • мотор-автомат либо (как устройство рабочего или аварийного отключения),
  • (как устройство аварийного отключения при перегрузке и обрыве фазы),
  • кнопки “Пуск”, “Стоп”, различные переключатели режимов схемы,
  • схема управления (может содержать те же кнопки, а может – контроллер),
  • индикация работы и аварии.

Различные схемы подключения магнитных пускателей и их отличия рассмотрим ниже.

Типовая схема подключения двигателя через магнитный пускатель

Этой схеме подключения трехфазного двигателя надо уделить самое пристальное внимание. Она наиболее распространена во всем промышленном оборудовании, выпускавшемся примерно до 2000-х годов. А в новых китайских станках и другом простом оборудовании на 2-3 двигателя используется и по сей день.

Электрик, который её не знает – как хирург, не умеющий отличить артерию от вены; как юрист, не знающий 1-ю статью Конституции РФ; так танцор, не отличающий вальс от тектоника.

Три фазы на двигатель идут в этой схеме не через автомат, а через пускатель. А включение/выключение пускателя осуществляется кнопками “Пуск ” и “Стоп ” , которые могут быть вынесены на пульт управления через 3 провода любой длины.

Пример такой схемы – в статье про , см. последнюю в статье схему, пускатель КМ0.

5. Схема подключения двигателя через пускатель с кнопками пуск стоп

Здесь питание цепи управления поступает с фазы L1 (провод 1 ) через нормально замкнутую (НЗ) кнопку “Стоп” (провод 2 ).

Часто в таких схемах пускатель не включается из-за того, что у этой кнопки “подгорают” контакты.

На схеме не показан защитный автомат цепи управления, он ставится последовательно с кнопкой “Стоп”, номинал – несколько ампер.

Если теперь нажать на кнопку “Пуск”, то цепь питания катушки электромагнитного пускателя КМ замкнется (провод 3 ), его контакты замкнутся, и три фазы поступят на двигатель. Но в таких схемах кроме трёх “силовых” контактов у пускателя есть ещё один дополнительный контакт. Его называют “блокировочным” или “контактом самоподхвата”.

Не путать с блокировкой в реверсивных схемах, см. ниже.

Контакты “Самоподхвата” физически расположены на одном креплении с силовыми контактами контактора, и работают одновременно.

Когда электромагнитный пускатель включается нажатием кнопки SB1 “Пуск”, замыкается и контакт самоподхвата. А если он замкнулся, то даже если кнопка “Пуск” будет отжата, цепь питания катушки пускателя всё равно останется замкнутой. И двигатель продолжит работать, пока не будет нажата кнопка “Стоп”.

Часто в таких схемах бывает, что пускатель не становится на “самоподхват”. Дело в том самом четвертом контакте.

Схема подключения пускателя с тепловым реле

В схеме выше я упустил из виду тепловую защиту ради простоты схемы. На практике обязательно применяют (по крайней мере, это было принято до 2000 г. у нас и до 1990 г. у “них”)

6. Схема подключения пускателя с кнопками и тепловым реле

Как только ток двигателя возрастает выше установленного (из-за перегрузки, пропадания фазы) – контакты теплового реле RT1 размыкаются, и цепь питания катушки электромагнитного пускателя рвётся.

Таким образом, тепловое реле выполняет роль кнопки “Стоп”, и стоит в той же цепи, последовательно. Где его поставить – не особо важно, можно на участке схемы L1 – 1, если это удобно в монтаже.

Однако, тепловое реле не спасает от КЗ на корпус и между фазами. Поэтому в таких схемах обязательно ставят защитный автомат, как показано на схеме 7:

7. Схема подключения пускателя с кнопками автоматом и тепловым реле. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА

Внимание! Цепь управления (цепь, через которую питается катушка пускателя КМ) должна обязательно быть защищена автоматом с током не более 10А. Данный защитный автомат на схеме не показан. Спасибо внимательным читателям!)

Ток защитного автомата двигателя QF не надо подбирать так тщательно, как в схеме 3, поскольку с тепловой перегрузкой справится РТЛ. Достаточно, чтобы он .

Пример. Двигатель 1,5кВт, ток по каждой фазе 3А, ток теплового реле – 3,5 А. Провода питания двигателя можно взять 1,5 мм2. Ток они держат до 16А. И автомат вроде можно поставить на 16А? Однако, не надо действовать топорно. Лучше поставить что-то среднее – 6 или 10А.

Схема подключения магнитного пускателя от контроллера

Последние 10 лет в новой промышленной автоматике широко применяются контроллеры. Катушки пускателей также включаются с выходов контроллера. И в данном случае для защиты от КЗ и теплового перегрева используется схема подключения двигателя номер 8:

8. Схема подключения пускателя с управлением от контроллера. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА

На схеме QF – это мотор-автомат, или автомат защиты двигателя, как в схеме 4. Только изобразил я его по современному. В данном схема подключения пускателя “спрятана” в пунктире. Там находится контроллер, который всем управляет, и включает двигатель согласно программе, заложенной в нём.

При перегрузке двигателя мотор-автомат его отключает, и размыкает свой дополнительный (четвертый, сигнальный) контакт. Это необходимо только для того, чтобы “проинформировать” контроллер о аварии. Часто этот контакт просто-напросто входит в , и останавливает весь станок.

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

Фактически это два магнитных пускателя, объединенные электрически и механически, дальше подробнее.

Реверсивное управление электродвигателем

Реверсивный пускатель нужен тогда, когда необходимо, чтобы двигатель вращался поочередно в обоих направлениях.

Правое вращение (применяется чаще всего) – когда двигатель крутится по часовой стрелке, если смотреть ему “в зад”. Левое вращение – против часовой.

Смена направления вращения реализуется общеизвестным способом – меняются местами любые две фазы. Посмотрите на схему реверсивного включения двигателя ниже:

9. Схема подключения реверсивного магнитного пускателя на 220В с управлением от кнопок. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА

Когда включен пускатель КМ1, это будет “правое” вращение. Когда включается КМ2 – первая и третья фазы меняются местами, движок будет крутиться “влево”. Включение пускателей КМ1 и КМ2 реализуется разными кнопками “Пуск вперед ” и “Пуск назад “, выключение – одной, общей кнопкой “Стоп ” , как и в схемах без реверса.

Обратите пристальное внимание на треугольник между силовыми контактами КМ1 и КМ2. Он означает “защиту от дурака”. Может произойти так, что по какой-то причине включатся оба пускателя сразу. Произойдёт короткое замыкание между фазами L1 и L3. Можно сказать, “Ну и что, у нас ведь есть мотор-автомат QF, он нас спасёт!” А если не спасёт? А пока он будет спасать, выгорят контакты пускателей!

Поэтому реверсивный пускатель должен иметь механическую защиту от одновременного включения двух его половин. А если он состоит из двух отдельных пускателей, между ними ставится специальный механический блокиратор.

Теперь посмотрите на контакты КМ2.4 и КМ1.4, стоящие в цепях питания катушек пускателей. Это – электрическая защита от того же дурака . Например, если включен КМ1, его НЗ контакт КМ1.4 разомкнут, и если наш дурак будет со всей своей дури жать на обе кнопки “Пуск” сразу, ничего не получится – двигатель будет слушаться той кнопки, которая нажата раньше.

Механическая и электрическая защиты в схеме подключения реверсивного пускателя должны быть всегда, они дополняют друг друга. Не ставить одну либо другую – моветон среди электриков .

Для реализации электрической блокировки одновременного включения и самоподхвата на каждый пускатель надо, кроме силовых, ещё один НЗ (блокировка) и НО (самоподхват). Но поскольку пятого контакта, как правило, в пускателях нет, приходится ставить доп. контакт. Например, для пускателя типа ПМЛ используют приставку ПКИ. А если, как в схеме 8, используется контроллер, самоподхват не нужен, и достаточно одного НЗ контакта на каждое направление вращения.

Реверсивное управление гидравликой

А вот пример реверсивного управления клапанами, из статьи про гидравлический пресс:

Электрическая схема управления гидравликой

А между тем магнитный пускатель очень удобен при некоторых монтажах, особенно такого оборудования, как асинхронные трехфазные двигатели. А если подобный двигатель установлен на крыше промышленного здания в качестве вытяжки или нагнетателя воздуха, тогда без пускателя точно не обойтись. Ведь помимо запуска двигателя как в одну, так и в другую сторону, он обеспечивает и аварийное отключение. Также электромагнитный пускатель получил широкое применение в электрических подъемных механизмах (кранах, тельферах и т.п.).

Что же это за электрическое устройство, для чего оно нужно, в чем его преимущества и недостатки, а также действительно ли его подключение настолько сложно - сейчас и попробуем понять.

Устройство и принцип действия

Для начала, чтобы лучше разобраться со схемами подключения подобного прибора, необходимо понять устройство и принцип работы магнитного пускателя. По своей сути пускатель - это автоматический контактор с вынесенным или встроенным в один бокс управлением.

Основной его частью является два якоря и катушка, которая расположена между ними. Один из якорей, расположенный ниже, неподвижен, другой является подвижным - именно он притягивает контакты при срабатывании катушки. В сборе все три части образуют электромагнит, по центру которого (в середине катушки) располагается пружина, которая (при отсутствии напряжения) отталкивает верхний якорь. В результате контакты размыкаются. Вот, собственно, и весь принцип действия магнитного пускателя.

Главное при подключении - посмотреть на номинал самой катушки, который может быть от 12 до 380 В. При повышенном номинале катушка перегорит, а при заниженном - просто не будет должным образом работать, т.к. слабое магнитное поле не сможет притянуть все контакты. В результате этого контакта либо не будет вовсе, либо он будет слабым, что приведет к его отгоранию. При наихудшем исходе вовсе может сгореть двигатель по причине отсутствия одной или двух фаз на нем.

На верхней части магнитного пускателя расположены контактные пары в количестве от 3 до 5. При этом, если сверху только 3 контакта, то должен быть еще 1 возле катушки для нулевого провода.

Вот и все его устройство. Поняв принцип работы пускателя, можно приступать к вопросу подключения.

Схема подключения

Изначально, как уже и упоминалось, необходимо определить номинал катушки (от этого будет зависеть и сама схема подключения магнитного пускателя), а также количество контактных пластин. Далее нужно понять, какое подключение требуется. Дело в том, что если подключается реверсивный двигатель, который будет работать в обе стороны, то будет необходимо 2 магнитных пускателя и минимум 3 кнопки управления, в одном или разных корпусах - значения не имеет, т.к. это личное дело каждого и зависит от ситуации, пожеланий и мест размещения управления.

Вообще, преимущество подобных устройств в том, что не имеет значения, сколько точек управления будет у двигателя, схема подключения от этого не изменится. Максимум у количества подключенных кнопок «пуск» и «стоп» отсутствует.

Для примера имеет смысл рассмотреть вариант подключения магнитного пускателя с катушкой 220 В на простой двигатель.

Пускатель электромагнитный 220В

Схема подключения пускателя подобного типа является наиболее простой, т.к. номинал катушки - 220 В, а значит, питание на нее подается следующим образом: «ноль» на одну сторону, а «фаза» - на вторую. Причем нулевой провод должен идти как раз через кнопку «стоп», разрываясь при ее нажатии, но не напрямую, а через нулевые контакты пускателя.

Но здесь также важна разводка непосредственно в корпусе пульта управления. Нулевой провод, выходящий с кнопки «стоп», после разрыва идет не напрямую на пускатель 220 В, а к разрывающей клемме «пуск» и только оттуда - на контакт. Выходящий с замыкающей клеммы кнопки «пуск» идет непосредственно на нулевой контакт катушки, куда приходит и провод с другой стороны нулевого контакта самого пускателя. Таким образом, питание на кнопках отсутствует.

Далее фазный провод. Он идет на вторую сторону катушки с одной из питающих фаз на контактах пускателя. Таким образом, получается схема, при которой при нажатии кнопки «пуск» замыкается цепь и срабатывает электромагнит, притягивающий контакты пускателя, посредством чего подается питание на электромотор. Ноль при этом подается уже вне зависимости от кнопки «пуск» - она размыкает контакт, но значения это уже не имеет, т.к. второй нулевой провод при замкнутых контактах пускателя уже приходит на катушку постоянно.

Ну а при нажатии кнопки «стоп», которая разрывает окончательно ноль с катушкой, магнит перестает работать и пружина откидывает группу, размыкая контакты. Подробнее можно посмотреть на схематическом рисунке выше.

Катушка на 380 В

Как подключить магнитный пускатель подобного типа? Не намного сложнее предыдущего. Одна из сторон катушки запитана напрямую с подаваемой фазы (к примеру, С). Через пульт управления проходит фазный провод (к примеру, фаза А), далее подключение аналогично предыдущему.

Дело в том, что если номинал катушки магнита - 380 В, то эксплуатация становится не такой безопасной, как при 220 В, по той причине, что когда через пульт управления проходит напряжение, возможно поражение линейным током в случае сырости. Именно поэтому в помещениях с агрессивными средами используется в основном первый вариант катушек.

Сами магнитные пускатели имеют несколько видов, классификаций и вариантов исполнения. Попробуем разобраться, какие из них находят применение в той или иной области.

Схема подключения теплового реле

Подключение теплового реле к магнитному пускателю также не отличается особой сложностью. Устанавливается ТРН обычно рядом с пускателем на DIN-рейку , но также может подключаться непосредственно к пускателю, если имеет собственные жесткие выводы. Тепловое реле (его также называют термореле) включается в цепь между магнитным пускателем и электродвигателем. Обычно непосредственно на нем прорисована и схема его подключения.

Магнитный пускатель с тепловым реле намного надежней в эксплуатации, чем обычный. Подобное дополнительное оборудование спасет от перегрузок и нагрева, обесточив электромагнит. После, когда пластины самого реле остынут, пускатель снова будет готов к включению.

Подключение через тепловое реле

Виды магнитных пускателей и их классификации

Работа пускателя во многом будет зависеть от правильности его выбора. Основное их различие, конечно же, - по силе тока, которую пускатель может выдержать. По этому параметру они электромагнитные пускатели подразделяются на 7 величин:

  • нулевой - максимум 6,3 А;
  • первой - 10–16 А;
  • второй - 25 А;
  • третьей - 40 А;
  • четвертой - до 63 А;
  • пятой - 100 А;
  • шестой - 160 А.

Также приборы различаются по номиналу катушек, о чем уже упоминалось. При выборе стоит обратить на класс - их может быть три.

«А» - это устройства наивысшей износостойкости. Естественно, подобный пускатель имеет высокую стоимость.

«В» - средняя износостойкость - оптимальный вариант соотношения цена-качество.

«С» - низкая. При малой стоимости имеет смысл приобрести такой пускатель при условии редких циклов включения и выключения.

Также различаются подобные устройства и по степени защищенности, однако стоит помнить, что все они предназначены для установки в закрытых помещениях. Магнитных пускателей, устанавливаемых на открытом воздухе, не существует.

И последнее из различий - это наличие дополнительного оборудования. Пускатель может быть «голый», т.е. в комплекте нет ничего. Также он может комплектоваться защитным тепловым реле или же быть полностью в сборе с кнопками, которые уже расключены. При такой комплектации монтеру остается лишь завести питание и подключить электродвигатель или другое оборудование.

Заключение

При всем огромном ассортименте магнитных пускателей на прилавках, выбрать тот, который нужен для определенных целей, не так уж и сложно. Главное - изначально определиться, в каких условиях он будет работать, с каким оборудованием и для чего он нужен. Ну а после грамотно его подключить, если конечно не приобретен пускатель в сборе - в этом случае никаких сложностей установка не составит. Ну а подключить устройство в электрическом шкафу вообще не проблема - современные пускатели крепятся на DIN-рейку так же, как и автоматы.

Но, как и в работах с любым электрооборудованием, тут необходима аккуратность, внимательность и точное соблюдение инструкций. И тогда смонтированные своими руками устройства не доставят лишних проблем и будут работать так, как им положено.

Для тех, кто нормально относился к изучению школьного курса физики, не составит особого труда разобраться в схемах подключения различного электрооборудования, включая трехфазные электродвигатели. Они подключаются через контакторы или магнитные пускатели. Зарубежная классификация не делает разницы между этими аппаратами, поскольку пускатель является тем же контактором, но укомплектованным дополнительными устройствами для безопасной работы потребителя тока.

Другими словами, пускатель – это своего рода электротехнический шкаф в миниатюре, в котором помимо контактора установлена тепловая защита и от короткого замыкания. Пускатели имеют 8 величин от «0» до «7», каждая из которых рассчитана на электродвигатели с определенным диапазоном мощности (номинального тока). Благодаря закрытому исполнению (в корпусе), пускатели могут устанавливаться в любом месте. При подключении электромоторов через контактор защитные устройства подбираются отдельно.

Система контактов на контакторе

Вне зависимости от типоразмера и производителя электротехники любой трехфазный контактор имеет стандартную схему контактов и их подключения. Для удобства монтажа все контакты имеют маркировку, указывающую на их предназначение. Маркировка наносится на корпус аппарата и выглядит следующим образом:

  • А1 (ноль) и А2 (фаза) – контакты для управления включением и отключением контактора;
  • Нечетные цифры 1, 3, 5 и маркировка L1, L2, L3 указывают на места ввода трехфазного питания;
  • Четные цифры 2, 4, 6 и маркировка T1, T2, T3 указывают на места подключения проводов, идущих к потребителю тока;
  • 13NO и 14NO это пара блок-контакта для обеспечения функции самоподхвата.

Контакт А2 продублирован в верхней и нижней части корпуса аппарата для удобства коммутации. С этой же целью верхнюю и нижнюю (нечетную и четную) группу силовых контактов также можно использовать для ввода или вывода питания. При монтаже контактора надо быть внимательным, иначе схема не будет работать.

Нельзя допускать неправильное подключение фаз. Если их перепутать при монтаже контактора, вы получите обратное вращение двигателя. Для этого предусмотрены два способа маркировки на изоляции жил кабеля – цифрами и цветом. Числам 1, 2 и 3 соответствуют цвета – желтый, зеленый и красный. Нулевой проводник имеет белый цвет или маркировку цифрой «0». Подключение силовых контактов не представляет никакой сложности. Главное – это правильное подключение управляющего напряжения через кнопочный пост.

Подключение кнопочного поста


Рассмотрим 2 схемы подключения контактора к сети 380 В: для катушки с напряжением питания 380 В и 220 В.

Кнопочный пост имеет две кнопки. «Пуск» с нормально-открытыми и «Стоп» с нормально-закрытыми контактами. Питание к нему (фаза) подается через контакт №4 кнопки «Стоп». Между клеммами №3 «Стоп» и №2 «Пуск» устанавливаем перемычку, продлевая тем самым линию «фаза». Клемма А1 (фаза) контактора соединяется с контактом №1 «Пуск». Нулевая жила управляющего провода подключается на клемму А2. Между дублем контакта А1 и клеммой 14NO устанавливается перемычка. Клемма 13NO соединяется с контактом №2 «Пуск».

В случае, если схему управления необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), при номинале катушки пускателя 220 В, схема подключения будет выглядеть следующим образом.

При нажатии кнопки «Пуск» происходит срабатывание силовых контактов и подается напряжение на блок-контакт, который обеспечивает рабочее (закрытое) положение силовых контактов, после того, как кнопка будет отпущена. Нажатием кнопки «Стоп» цепь на блок-контакте разрывается, и силовые контакты переходят в нормально-открытое положение. Более подробные описания подключения контакторов с иллюстрациями и видеороликами можно найти в интернете. Сделав эту работу несколько раз, в последующем вы будете выполнять ее автоматически.