Ново екатерининская больница уникальные решения. Как выглядит московская городская дума, занявшая ново-екатерининскую больницу

Ново-Екатерининская больница - яркий памятник раннего московского классицизма

Усадьба Гагариных

Здание у Петровских ворот выстроено в 1776 году по проекту для князя как его городская усадьба.

Английский клуб

В 1802 году Гагарины продали усадьбу под Английский клуб, который проводил здесь свои рауты и заседания на протяжении десяти лет.

Н. А. Найдёнов , Public Domain

Во время наполеоновской оккупации в этом доме расположился штаб главного интенданта армии; находившийся при нём Стендаль отозвался о здании:

«В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться».

Пожар 1812 года и восстановление

Дом сгорел в московском пожаре 1812 года.

Восстановительные работы, которыми руководил О. И. Бове , начались лишь в 1826 году.

При этом в цокольном этаже арки были заменены имитирующими замковые камни горизонтальными перемычками, был сделан эффектный фриз.

Екатерининская больница

В 1833 году в здание перевели больных из обветшавшей Екатерининской больницы на 3-й Мещанской.

Эта лечебница носила имя Екатерины II, учредившей в 1775 году Екатерининский богадельный дом. Дата основания выведена на фронтоне.


NVO , CC BY-SA 3.0

В больнице на Петровке, получившей название Ново-Екатерининской, работали Ф. И. Иноземцев, А. В. Мартынов и многие другие видные доктора. Именно здесь в 1879 году начал преподавать терапевт А. А. Остроумов (1844-1908).

В здании помещались госпитальные клиники, сначала московской медико-хирургической академии, а с 1845 года - медицинского факультета Московского университета.

В советское время в основном здании продолжала размещаться больница, получившая после Великой отечественной войны название «городская клиническая больница № 24».

На территории участка сохранился больничный храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского (строение 9; перестроен в 1872-1876 годах архитектором А. А. Никифоровым). В советское время он использовался сначала как слесарная мастерская, затем в храме разместилась котельная.

Наше время

В 2009 году здание перешло в городскую собственность, а больница переведена на Писцовую улицу.

Первый проект реконструкции здания появился ещё в 1998 году: после перевода отсюда больницы в здании должен был разместиться Музей истории Москвы, а внутренний двор планировалось объединить с садом «Эрмитаж».

В 2008 году Юрий Лужков подписал постановление о реконструкции здания под Дворец бракосочетаний, однако это решение исполнено не было. После отставки Лужкова решение было отменено и здание решили передать под размещение Московской городской думы.

В ночь на 1 января 2013 года городские власти начали снос дворовых усадебных строений авторства Осипа Бове с целью высвобождения места для нового корпуса думы. Новое здание площадью более 18 тысяч квадратных метров возводится в охранной зоне объекта культурного наследия, что запрещено законодательством.

Главный дом усадьбы и полукруглый служебный корпус слева от него построены в стиле классицизма. Предположительно, автором проекта был известный .

В 1806 году в этом здании был организован торжественный прием в честь П.И. Багратиона, описанный в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

После занятия Москвы французской армией в 1812 году в доме на Страстном бульваре, 15 располагался штаб главного интенданта. Одним из интендантских офицеров был Анри Бейль - будущий известный французский писатель Стендаль.

В 1821 году был восстановлен полукруглый служебный корпус, который отдали в аренду организатору цирковых представлений Фенарди.

С 1826 года началось восстановление главного дома на Петровке, 29 по проекту архитектора О.И. Бове. В 1828 году здание было куплено казной и отдано приказу общественного призрения.

Ново-Екатериниская больница на углу Петровки и Страстного бульвара

В 1833 году в восстановленный дом переехала больница, получившая название Ново-Екатерининской. На фронтоне здания появилась дата ее основания - 1775 год.

На базе больницы были открыты клиники медико-хирургической академии, а с 1846 года - медицинского факультета Московского университета.

В 1980-х годах по адресу Страстной бульвар, 15 остались только некоторые отделения больницы, основная часть которой была переведена в другое место.

В 2009 году больница на углу с улицей Петровка, 29 полностью переехала в специально построенные для нее новые корпуса на Писцовой улице. Здание на Страстном бульваре было передано городу.

Усадьба Гагарина - Английский клуб - Ново-Екатерининская больница (здание № 15/29 на углу улицы Петровки и Страстного бульвара) - монументальное здание с 12-колонным портиком, памятник зодчества конца XVIII века, построенный для семьи князя С. В. Гагарина (1713-1782). Яркий памятник раннего московского классицизма. В настоящее время здание входит в комплекс зданий Московской городской думы .

Существуют сведения, что на этом месте в XVI веке находился дворец Василия Третьего, позже превращённый в путевой дворец для остановки иностранных послов. Местность, окружавшая дворец, называлась Путинки, а Страстной бульвар, образованный из проезжего переулка у стен Белого города, в начале XIX века носил название Путинский.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Прогулки по Москве. Екатерининская больница

Субтитры

История

Усадьба Гагарина

Ушедший в отставку с поста президента Коллегии экономии в 1773 году князь Сергей Гагарин сосредоточился на управлении подмосковными имениями императрицы Екатерины II и получил землю для возведения собственной городской усадьбы в Москве. Проект был заказан главному придворному зодчему Матвею Казакову . Строительство усадьбы началось в 1776 году на перекрестке у Петровских ворот.

Английский клуб

Членам Английского клуба пришлось покинуть здание в 1812 году, перед вторжением французских войск в Москву. По иронии судьбы именно во дворце на Страстном бульваре, согласно воспоминаниям одного из сподвижников Наполеона Мари-Анри Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль , войска планировали разместить полевой штаб. Претворить замысел в жизнь не удалось: большой московский пожар уничтожил гагаринскую усадьбу раньше. После окончания войны Английскому клубу пришлось подыскать альтернативное помещение по соседству - на Страстном бульваре, а дворец Гагариных на несколько лет остался заброшенным.

Ново-Екатерининская больница

В 1821 году полуциркулярный корпус дворца с левым крылом в главной части отстроили заново . При этом главный трехэтажный корпус и правое крыло оставались не отделанными до 1828 года, когда здание было приобретено военным генерал-губернатором Москвы Д. В. Голицыным для устройства в нём больницы. В этом году оно было восстановлено и приспособлено О. И. Бове для больницы под руководством доктора А. И. Поля - домашнего врача Д.В. Голицына, возглавлявшего также Екатерининскую больницу на 3-й Мещанской улице. Надо отметить, что к 1828 году строения «Екатерининки» обветшали, оснащение поизносилось .

В 1833 году пациентов Екатерининской больницы перевели в здание на Страстном бульваре (отсюда и название - «Ново-Екатерининская»). Дата «1775» на фронтоне относится к году основания Екатерининской больницы. Таким образом, Ново-Екатерининская больница стала преемницей Екатерининской. А своё название получила по Домовой Екатерининской церкви, основанной в 1775 году в здании на 3-й Мещанской улице. В 1833 году церковь в честь великомученицы Екатерины была освящена и в здании на Страстном бульваре.

В новой больнице разместилось клиническое отделение Московской медико-хирургической академии . В 1839 году там открылись терапевтическое отделение и фельдшерская школа . Больница стала крупнейшей в Москве - 250 коек, причем в ней обслуживались люди всех званий и состояний, а беднейшим из них лечение предоставлялось бесплатно.

В 1846 году вышел Указ императора Николая I о преобразовании Ново-Екатерининской больницы в клиническую. Здесь были созданы одни из первых в России госпитальные клиники - терапевтическая и хирургическая с урологическим отделением (1846 г.).

В период 50-60 годов ХIX века в здании размещались клиники медицинского факультета Московского университета. Основатель больницы выдающийся хирург А. И. Поль заведовал Ново-Екатерининской больницей 39 лет.

Во время Великой Отечественной войны больница с июня 1941 года стала эвакогоспиталем, а с осени 1942 до весны 1945 года - окружным военным госпиталем. В последующем она получила название «городская клиническая больница № 24» .

В 1975 году в связи с двухсотлетием за большой вклад в развитие медицины страны городская клиническая больница № 24 была награждена орденом «Знак почета».

Все нежилые помещения на Страстном бульваре, находящиеся в оперативном управлении городской клинической больницы № 24 на срок до окончания строительства нового здания больницы и осуществления переезда, были переданы городу .

Строительство лечебного и вспомогательных корпусов, обеспечивающих функционирование городской клинической больницы № 24 на 500 коек, предполагалось на Писцовой улице, вл. 10. Окончательно больница из занимаемых помещений на Страстном бульваре переехала в новое здание на Писцовой улице в 2009 году.

Восстановление исторического облика здания. Период реставрации

За время своего существования здание претерпело многочисленные реконструкции и перепланировки, как в XIX веке (проект приспособления под больницу О. И. Бове), так и в советский период. За время эксплуатации в качестве больницы многие подлинные элементы здания фактически были уничтожены. Настенная живопись была либо закрашена, либо оказалась под опущенными потолочными перекрытиями, стены отделаны кафелем, художественный паркет покрыт линолеумом, белокаменный декор фасадов частично утрачен или закрашен масляной краской, что недопустимо для белого камня. Уже в новейший период, в 2009-2011 годах, были варварски вырваны и похищены пролёты чугунных лестниц. Здание начало активно разрушаться.

Новая жизнь архитектурного комплекса началась вскоре после избрания на пост Мэра Москвы С. С. Собянина. В 2011 году пустовавшие в течение нескольких лет здания были взяты под государственную охрану, стал прорабатываться вопрос о реставрации и реконструкции комплекса.

Заседание комиссии, разрешившей снос исторических зданий на территории памятника-ансамбля, находящихся под охраной государства
26 декабря 2012 года комиссия по сносу при правительстве Москвы под руководством заместителя Департамента культурного наследия города Москвы А. А. Емельянова, принимает решение о сносе трёх зданий на территории ансамбля (№ 3,4,8) ради строительства нового здания Мосгордумы.

О снесенных зданиях, подлежащих охране

Определённый [кем? ] научный интерес, помимо главного здания Дворца, представляли такие постройки ансамбля, как строения №№ 4 и 8. Первое из них - это хозяйственный корпус усадебного комплекса князей Гагариных, которое было впервые обозначено на плане владения князя Н. С. Гагарина в 1828 г., как уже существующее каменное строение. В нём сохранились элементы архитектурной отделки главного фасада - окна с лучковым завершением, обработанные штукатурными наличниками, элементы архитектурной отделки 2-й половины XIX в. - потолочные карнизы, лучковые наличники дверей, филенчатые дверные полотна.

Несомненный интерес представляет тот факт, что на плане строений, выполненном самим Осипом Бове в 1820-х годах, этот корпус, значащийся в охранных материалах Департамента культурного наследия города Москвы, как анатомический театр с часовней и моргом, показан как элемент уже существующей застройки черного двора Екатерининской больницы. Таким образом, он относится к творению школы М. Ф. Казакова.

Определённую [кем? ] ценность представлял прачечный корпус - каменное строение, построенное по проекту О. И. Бове в 1832-1833 гг. Разрешение на его постройку было выдано 7 октября 1831 г. комитетом Министров, ведавшим покупкой владения Гагариных и размещением в нём новой больницы. В интерьере сохранились уникальные сводчатые лотковые перекрытия с опорой на центральный столб.

Незаконный снос в новогоднюю ночь

В результате решения комиссии исторические здания № 4 и 8, а также корпус № 3 были незаконно снесены в новогоднюю ночь 2013 года, чтобы избежать выступлений общественности против сноса памятников архитектуры.

Незаконно снесённые строения являлись единственными, помимо главного здания, сохранившимися строениями ансамбля периода передачи владения усадьбы больнице Святой Екатерины (1830-е годы) и формировали градостроительный облик усадьбы начала XIX века. Снесённые строения представляли несомненный научный интерес тем, что давали возможность проследить композиционную структуру больничного хозяйственного двора, задуманную и воплощённую архитектором О. И. Бове в 30-е годы XIX века.

Ход реставрации

В 2012 году началась подготовка к проведению полномасштабных реставрационных работ, в 2013 году началась сама реставрация.

В комплекс входят основное здание - бывший дворец князя Гагарина; Храм во имя св. блг. князя Александра Невского на дворе Ново-Екатерининской больницы (1836 г., 1872 г., арх. А. А. Никифоров, 1876 г.); ограда по ул. Петровка (кон. XVIII - нач. XIX вв., 1973 г., арх. Э. Э. Наседкин); флигель XIX в.

Во время реставрационных работ было задействовано более 1000 специалистов в смену. Работы производились круглосуточно.

Реставрация фасадов и крыши

В ходе проведения работ ФГУП ФСО «АТЕКС» отреставрированы фасады главного здания, которые находились в неудовлетворительном состоянии. Учитывая, что их площадь составляет более 7 000 кв. м., объём проведенных работ оказался практически беспрецедентным. Более миллиона кирпичей разного времени и формата потребовали вычинки . С целью сохранения несущей способности стен, помимо удаления обширных фрагментов, пораженных грибком, проведено их инъектирование. На это потребовалось почти 500 тонн инъекционного состава. Более 90 % элементов декора фасадов требовали тщательной реставрации. В том числе выполнена реставрация белокаменных подоконников, междуэтажных карнизов, цоколя здания.

Проведены работы по реставрации лепного декора антаблемента портика главного фасада. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Воссоздан герб на портике главного фасада. До реставрации на портике главного фасада здания находился герб СССР.

Отреставрирована кровля. Полностью заменена аварийная, пришедшая в негодность стропильно-балочная система. Воссозданы покрытие скатной кровли и слуховые окна, водосточные трубы и воронки.

Реставрация интерьеров главного здания

Восстановлен облик парадной лестницы по сохранившейся фотографии начала XX в., а также прямоугольная форма оконных и дверных проемов коридора.

По имеющемуся фрагменту чугунной ступени специалистами-реставраторами был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объёма, выполнены отливки ступеней, балясин и площадок из чугуна. Для этого понадобилось более 20 тонн чугуна.

Кроме того, проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника.

В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были открыты фрагменты первоначального фасада - белокаменный декор. Его скрыли в результате реконструкции, проведенной О. И. Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы, утраченные фрагменты воссозданы. По решению архитектурной комиссии фрагменты первоначального фасада включены в новый интерьер здания.

В помещениях 2-го этажа, служившего в своё время залом для собраний, были обнаружены паркет и фрагменты настенной росписи. На основании полученных архивных данных удалось полностью восстановить живопись на стенах и рисунок паркета. Также был воссоздан лепной декор на потолке помещения.

При проведении работ по разборке и замене аварийных перекрытий на чердаке левого крыла циркумференции обнаружен живописный фриз в стиле гризайль и часть штукатурного карниза. Проведена их реставрация, а роспись на фризе полностью восстановлена.

Воссоздание усадебного парка

При эксплуатации объекта в советский период усадебный парк был практически утрачен вследствие застройки его строениями преимущественно хозяйственного назначения. В ходе работ территория расчищена от поздних хозпостроек, структура парка восстановлена по чертежам О. И. Бове, раскрыты фундаменты существовавших усадебных зданий, которые были использованы для их последующего воссоздания. Планируется создание единого паркового комплекса с садом «Эрмитаж».

Комплексная реставрация ограды со стороны улицы Петровки и Страстного бульвара

Кирпичная ограда с белокаменным цоколем и карнизами столбов и прясел длиной 142 метра тянулась от торца главного дома, выходившего на Петровку, и заворачивала в Успенский переулок. В XIX веке помимо ограждения она выполняла роль подпорной стенки, так как уровень насыпного грунта был поднят почти до верха прясел, выравнивая таким образом территорию сада. К концу XIX века ограда пришла в негодность и была перестроена. На фотографии 1930-х годов видна глухая оштукатуренная стена с нишами, имеющими лучковую перемычку.

Оштукатуренная поверхность кирпичной кладки расчищена от грязи и многократных слоев покраски. Выполнен комплекс работ по усилению фундаментов ограды, отреставрирована белокаменная поверхность цоколя, а поврежденные камни заменены. Прясла ограды укрыты металлом. Воссозданы кованые металлические ворота.

Археологические исследования

Одновременно с реставрационными работами на территории архитектурного комплекса впервые за время его существования проводились археологические исследования. Лучше всего культурный слой сохранился на участках вдоль улицы Петровки, где удалось проследить усадебную застройку начала XVII-XVIII веков. Обнаружен древний колодец, который снабжал питьевой водой жителей усадеб.

Кроме найденных многочисленных аптекарских флаконов и остатков больничных хозяйственных построек, одним из важнейших результатов исследований стало обнаружение кирпично-белокаменных фундаментов летнего корпуса, построенного за счет бюджета города в середине 30-х годов XIX века.

Собрана коллекция интереснейших артефактов XVI-XIX веков, достойных внимания как специалистов, так и широкого круга людей, увлекающихся историей, культурой, духовной жизнью и повседневным бытом москвичей. Всего обнаружено более 3500 предметов, около 500 из них имеют экспозиционную ценность. Артефакты, обнаруженные в ходе проведения археологических исследований, переданы в Музейный фонд РФ и в Музей Москвы.

Также на территории парковой зоны вскрыты конструкции деревянных хозяйственных построек, не подлежащих музеефикации и не имеющих исторической ценности.

Усадебный комплекс

Домовая церковь Великомученицы Екатерины

В результате обследования и на основании ранее полученных архивных данных в помещении внутридомовой церкви Великомученицы Екатерины проведен комплекс реставрационных работ: укреплены деревянные стены, воссоздано мраморное покрытие, по сохранившимся образцам восстановлен паркет, отреставрировано 12 колонн, выполненных из естественного мрамора, реконструирован лепной декор.

Благодаря проведенным исследованиям в конхе домовой церкви были обнаружены достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты живописной росписи. С применением методов научной реставрации было расчищено от многочисленных слоев масляной краски и полностью отреставрировано живописное панно «Вознесение Христа» площадью более 60 кв. м.

Восстановлена золочёная главка домовой церкви.

На территории комплекса имеются два отдельно стоящих здания. Это двухэтажный жилой флигель и храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. В них также были проведены реставрационные работы.

Храм во имя св. блг. князя Александра Невского

В 1876 году церковь была перестроена по проекту архитектора А. А. Никифорова. В советское время здание использовалось как слесарная мастерская, бойлерная и склад. В эти годы интерьер был полностью уничтожен, воздвигнуты новые перегородки, оконные проемы заложены кирпичом, помещения отделаны кафелем.

В ходе реконструкции демонтированы поздние перегородки, металлические конструкции, облицовка плиткой. Выполнена реставрация фасадов здания, белокаменного декора, подоконников, межэтажных карнизов, цоколя.

Сделаны столярные оконные и дверные заполнения по сохранившимся образцам и аналогам. Установлен крест.

По архивным документам воссозданы планировка помещений и покрытие пола из песчаника и солеи.

Флигель

Двухэтажный жилой флигель входил в состав городской усадьбы, сложившейся после пожара 1812 года. Он был построен предположительно в первой четверти XIX века и является единственной сохранившейся усадебной постройкой. Здание двухэтажное, низ каменный, верх деревянный.

За время продолжительной эксплуатации здание подвергалось многочисленным перестройкам. После снятия ремонтной штукатурки со стен первого этажа выполнена вычинка кладки, оконных и дверных проемов, межэтажного карниза и подоконников. Использовался реставрационный кирпич. Проведена реставрация деревянной обшивки стен 2-го этажа и вычинка наружных бревенчатых стен.

Для помещений с плоским потолком изготовлены тянутые карнизы по сохранившимся образцам. Проведена комплексная реставрация лепного декора карнизов и потолочных розеток. Восстановлена частично разобранная угловая печь с оштукатуренной лицевой поверхностью. Установлены дверные блоки, выполненные по сохранившимся образцам. Покрытие пола сделано из художественного паркета.

Многопрофильная городская клиническая больница №24 является одной из старейших клиник Москвы. В основе медицинской деятельности учреждения лежат принципы, установленные с момента образования клиники: сочетание практики с наукой, образованием и профессиональным совершенствованием персонала.

1775 год

Указ императрицы Екатерины о создании постоянной гражданской больницы. Больница была открыта в 1776 году в здании бывшего Карантинного двора на 3-й Мещанской улице (ныне это улица Щепкина, 61/2). В честь основательницы и первой благотворительницы больница получила имя «Екатерининской».

1883 год

Перевод больницы в особняк генерал-губернатора Москвы Д.В.Голицына, рядом со Страстным монастырем. Здание было возведено в 1716 году архитектором М.Ф.Казаковым. Так появилась «Ново-Екатерининская» больница, которая стала крупнейшей в Москве.

В период 50-60гг. ХIX века в больнице были размещены клиники медицинского факультета Московского университета и сконцентрировались силы ведущих специалистов России. Александр III разрешил присвоить больнице наименование Императорской, ко дню столетия которой была выбита медаль.

С историей больницы тесно связаны имена выдающихся русских медиков, которые работали в ней в разные годы. Хирурги А.А. Бобров, С.П. Федоров, А.В. Мартынов, П.А. Герцен, терапевты А.А. Остроумов, Н.А. Семашко, Г.А. Захарьин, невропатологи А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, П.И. Россолимо и многие другие специалисты внесли большой вклад в развитие русской медицины. Их труды и сегодня не потеряли своей значимости.

В 1879 г. здесь начал свою педагогическую деятельность А.А.Остроумов (1844-1908). Здесь работали многие видные врачи, в том числе Ф.И.Иноземцев и Г.А.Захарьин. Среди студентов-медиков, проходивших практику в Ново-Екатерининской больнице, был А.П.Чехов.

В 1930 году Медицинский факультет университета становится самостоятельным институтом. При институте создается санитарно-гигиенический факультет, клинической базой которого становится больница.

Во время Великой Отечественной войны в больнице функционировал госпиталь Московского гарнизона. В последующем больница поименована как Городская клиническая больница №24.

В 1978 году три больницы Свердловского райздравотдела (№24, №28, №9) были объединены в одно учреждение по месту локации больниц №28 и №9 (ул.Писцовая, 10). На Страстном бульваре остались только хирургические колопроктологические службы больницы, диагностические отделения, консультативный отдел и отделение реабилитации стомированных больных, административные и хозяйственные подразделения больницы.

В 2009 году был введен в эксплуатацию новый корпус по улице Писцовой, 10, куда переехали все отделения со Страстного бульвара.

2014 год. Реорганизация здравоохранения г. Москвы. В состав ГКБ №24 вошло Межокружное отделение рассеянного склероза и присоединилась городская больница №8 с входящей в нее службой родовспоможения и выхаживания недоношенных детей.

С 2014 года на базе ГКБ №24 начал старт проект «Территория колопроктологии»: площадка для взаимодействия професионального сообщества хирургов, колопроктологов, онкологов.

На базе клиники №24 работает десять медицинских кафедр ведущих вузов и университетов. В их число входят кафедры общей хирургии, госпитальной терапии, лучевой диагностики и терапии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, ультразвуковой диагностики и хирургии РУДН.

Основным профильным направлением хирургической деятельности клиники на протяжении практически сорока последних лет является КОЛОПРОКТОЛОГИЯ. На сегодняшний день в больнице 5 колопроктологических отделений, 3 из которых онкологические.

В ГКБ №24 проводятся все существующие в мировой медицинской практике колопроктологические операции, многие из которых были разработаны в стенах клиники №24.

Ежегодно в стенах клиники проводится около 7 000 операций, из них 4000 приходится на онкоколопроктологию, причем более половины из них являются ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИМИ. На заре развития лапароскопической хирургии ГКБ 24 была одним из первых лечебно-профилактических учреждений не только в России, но и во всём мире, где стали применять эту методику при заболеваниях ободочной и прямой кишок (1993 год). Создан и функционирует МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КОЛОПРОКТОЛОГИИ.

В настоящее время, клиника сохраняет и наращивает приоритет лапароскопической хирургии, выполняя малоинвазивные органосберегающие операции и активно внедряет трансанальную эндоскопическую микрохирургию.

Два года назад Московская дума въехала в отреставрированный особняк на Страстном бульваре, превратив его в крепость. Теперь, чтобы увидеть архитектуру Казакова и Бове (а еще Чобана и Кузнецова), надо стать депутатом. Второй вариант: записаться на экскурсию. Так и сделала «Афиша Daily».

В 2015 году без шумного новоселья Мосгордума перебралась с Петровки, 22, на территорию бывшей усадьбы Гагариных на Страстном бульваре. Старое здание перешло ведомству Юрия Чайки — Генпрокуратура занимает довольно много недвижимости в районе Петровки и Большой Дмитровки. А аппарат московской Думы вместе с Общественной палатой города теперь работает на территории усадьбы, где почти 200 лет — с 1833-го до 2009 года — размещалась Ново-Екатерининская больница.

Ее отреставрировали, расчистили, укрепили старые заборы и установили новые. Тут же, в охранной зоне памятника, построили новое здание для заседаний и общественных дискуссий, что вообще-то запрещено законом — и о чем заявлял «Архнадзор» в 2013 году. Здание проектировало бюро Speech, основанное Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым — нынешним главным архитектором Москвы. Планированием всего комплекса занимался «Моспроект-2» — бюро Посохина-сына имени Посохина-отца, главного архитектора Москвы в 1960-1980-е годы.

Что представляет из себя комплекс Московской городской думы: визуализация «Моспроекта-2»

От больницы до Думы

Койки из старой больницы вывезли к 2009 году в современное здание в районе «Савеловской». В освободившемся дворце на Страстном бульваре при Лужкове планировали разместить Музей Москвы, который выезжал из Церкви Иоанна под Вязом на Новой площади; потом думали открыть главный дворец бракосочетаний в городе — загс № 1. В итоге договор подряда на реставрацию в 2012 году был заключен с ФГУП «Атэкс» ФСО России. За 3,1 млрд рублей они должны были переоборудовать площадь больницы в 18,5 тыс. кв.м для московских депутатов и думского аппарата. «Атэкс» — компания с солидным веб-сайтом — занималась множеством важных госзаказов: реставрацией Мавзолея, Триумфальной арки на «Кутузовской», Зала им. Чайковского. Неделю назад руководителей компании задержали по делу о хищениях при строительстве путинской резиденции в Ново-Огарево.

Реконструкция тоже шла не без скандалов: на открытом мэрией сайте «Узнай Москву» описан эпизод, когда «…в новогоднюю ночь 2013 года при загадочных обстоятельствах были снесены две хозяйственные постройки XIX века на территории больницы». Возник конфликт между «Мастерской Мальцева», сделавшей изыскательные работы и проект научной реставрации под загс, и «Моспроектом-2», который в итоге проектировал комплекс для Думы на основе их материалов. Иски Мальцева по поводу сноса и нарушения авторского права суд отклонил . Общественная кампания «Архнардзора», который предупреждал , что московские законы будут приниматься в незаконно построенном здании, тоже ни к чему не привела.

При этом реставрация подавалась как подарок городу. Обещали соединить усадебный парк с садом «Эрмитаж» пешеходным Успенским переулком. Говорили, что «…здание станет украшением Бульварного кольца» и «…будет работать на Москву и москвичей» . «Именно по нему мы можем представить себе Москву, восстановленную после пожара 1812-го, — говорил в интервью ТВЦ ректор МАРХИ Швидковский, — зримый символ русской культуры, и он сейчас приобрел тот вид, который был».

В результате с бульвара действительно можно наблюдать парадный портик Матвея Казакова — как и во времена больницы. Но с Успенского переулка узреть символ культуры никак не получится: облагороженный в 2015 году по программе «Моя улица» переулок теперь является местом встречи двух заборов — вокруг «Эрмитажа» и Мосгордумы. Попасть на ее территорию можно, только если у вас какое-нибудь дело — к депутату, в Московской общественной палате, вы приглашены экскурсию или на выставку .

«Афиша Daily» напросилась на экскурсию через пресс-службу. Вход и выход из каждого здания — строго по спискам. «Встреча с депутатом, фотографирование…» — все сообразно регламенту . Вела экскурсию Нина Коновалова , эксперт по Японии из НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, дипломант фестиваля «Зодчество». Примерно час вместе с группой строгих дам она водила по парадной лестнице, залам второго этажа и дворам усадьбы Гагарина. Показала также новое здание, порекомендовав дополнительную информацию о нем «…поискать в интернете». Вот что удалось услышать от нее и увидеть.

Усадьба Гагариных — бывшая Ново-Екатерининская больница

Коридор первого этажа

Усадьба была построена по проекту Матвея Казакова в 1776 году для князя Сергея Гагарина, одного из управляющих делами Екатерины II. Казаковский проект предусматривал ряд технологических хитростей: например, дым от печей шел по лабиринтам в перекрытиях, и таким образом отапливалось здание. На первом этаже располагались хозяйские кабинеты и покои, здесь встречали гостей. Самые высокие потолки были на втором: там устраивались приемы. На третьем одно крыло занимала прислуга, другое — гувернеры. При реставрации полы первого этажа покрыли песчаником, русским мрамором, — неотшлифованным и нескользким. Утверждается, что таким был пол при самом Казакове.

Люстра на первом этаже

Светильники пытались стилизовать под начало XIX века. Тогда по размеру люстры можно было судить, насколько важную роль играет то или иное пространство: в главном зале должно было быть светлее всего. Свечи горели до двух-трех ночи — пока гости не начинали разъезжаться. В начале XVIII века люстры на шесть свечей могли себе позволить богатые люди, и только к концу столетия распространились сложные светильники — в несколько этажей.

Парадная лестница

По лестнице с первого на второй этаж могла подниматься только благородная публика — у прислуги была своя. Оригинальные лестницы вывернули с мясом после переезда больницы в 2009 году. На восстановление у подрядчиков ушло 20 тонн чугуна. Оно велось по сохранившемуся фрагменту ступеньки и фотографии начала XX века.

На стене — председатели Городской думы разного времени. Сама должность появилась в 1762 году, выбирали на нее авторитетных и состоятельных людей: не моложе 40 лет, с недвижимостью стоимостью не менее 15 000 рублей. Среди портретов — Сергей Третьяков, брат основателя галереи Павла, и один из последних городских голов Владимир Михайлович Голицын.

Для справки: в сведениях о доходах за 2015 год нынешнего председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова указана 270-метровая квартира и коттедж на 277 кв. м. 43-летний Алексей Шапошников — потомственный депутат: его отец сидел в Думе 4-го созыва на Петровке. Оба представляют «Единую Россию».

Коридор второго этажа

Первый хозяин дома Сергей Гагарин умер в 1782 году. Спустя десять лет его наследники сдали здание в аренду знаменитому Английскому клубу, один из вечеров в котором — торжественный обед в честь князя Багратиона — описан в романе «Война и мир»: «3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривавших голосов, и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое-кто в пудре и кафтанах члены и гости клуба. Пудреные, в чулках и башмаках, ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами».

Стать членом клуба было непросто: требовалось обладать безупречной репутацией, иметь протекцию одного из участников (в клубе состояло порядка 400 человек), кроме того, быть достаточно состоятельным, чтобы вносить по 30 рублей в месяц. Эта удавалось многим великим писателям: в клубе состояли Пушкин, Баратынский, Чаадаев, Карамзин, Жуковский, Крылов, Толстой, Островский, Некрасов и Гоголь.

Светильник на втором этаже

Во время французской оккупации Москвы 1812 года в особняке Гагариных планировалось разместить штаб конницы Наполеона, в которой служил Стендаль. Он писал своим корреспондентам, что у них на родине нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с Английским в Москве.

В том же 1812 году особняк горел и простоял в руинах на протяжении десяти лет. В 1828 году его купил генерал-губернатор Голицын, чтобы перевезти сюда больницу доктора Поля, которая до того располагалась на 3-й Мещанской улице и называлась Екатерининской в честь стоявшей рядом церкви. Разрушенное здание приспосабливал по медицинские нужды архитектор Осип Бове — автор Большого театра. На месте гагаринских оранжерей он возвел несколько пристроек, которые как раз были снесены в новогоднюю ночь, а также построил церковь Александра Невского. Вместо парадной анфилады в новом проекте были устроены операционные и палаты для больных. Ново-Екатерининская больница была примерно на полвека старше больницы Никербокер и тоже славилась передовыми клиническими техниками.

Лестница для прислуги

В советское время Ново-Екатерининская больница, превратившаяся в 24-ю городскую, сильно пострадала. Потолки опустели, настенную живопись закрасили, стены отделали кафелем, на паркет постелили линолеум. В отреставрированном особняке удивительным образом чувствуется эта неказистость. Тут пластиковые двери соседствуют с навесными потолками, а новодельные светильники и стулья как в школьном актовом зале — с усердными попытками восстанавливать старину.

Овальный зал второго этажа

Большой овальный зал раньше становился эпицентром балов и приемов; у одной из стен — ниша для оркестра. Стены и 12 колон отделаны искусственным мрамором. Роспись по потолку не сохранилась; это даже не реконструкция, а историческая фантазия — вместе с паркетом и лепниной на потолке.

Розовый зал на втором этаже

Описаний цветового решения Матвея Казакова не нашли — решили выбрать распространенный в эпоху романтизма поросячий розовый. На нижней части стен обманка: роспись, имитирующая отделку деревом.

Гризайль под потолком второго этажа

Фокус того же рода можно встретить в коридоре: тут роспись под лепнину, которая отнюдь не всегда означает, что строители хотели сэкономить на материалах. Этот фриз восстановлен по фрагменту, обнаруженному во время замены перекрытий.