Усадьба высокие горы грот осколок статуи. Усадьба «Высокие горы

Усадьба выстроена в 1829–1831 гг. архитектором Доминико Жилярди. Усадьба «Высокие горы» (её название в XVIII–XIX вв.) часто приводится как пример классической дворянской усадьбы, но построена она была не для дворян, а для богатейших купцов-чаеторговцев Усачёвых.

В XIX в. усадьбой владели сменявшие друг друга купцы. При этом роскошь и проявившийся в усадебных постройках изысканный вкус не уступали дворянским. Гостеприимный дом крупнейших чаеторговцев Василия и Петра Усачёвых был широко известен в Москве. В память о них мост через Яузу долго назывался Усачёвским.
Род братьев Усачёвых пресёкся, с 1854 г. усадьба принадлежит купцу Г. И. Хлудову, крупному текстильному фабриканту и известному в Москве жертвователю на нужды бедных, затем переходит к его дочери Александре Герасимовне Хлудовой. Продолжая дело отца, она вместе с сёстрами ежегодно вкладывала средства на расширение и содержание фамильного дома призрения. Когда А. Г. Хлудова становится женой мануфактур-советника А. А. Найдёнова, в доме поселяется его брат Николай Александрович, предприниматель и крупный финансист, издатель книг и альбомов о старой Москве, 39 лет бессменно избиравшийся гласным городской думы. В его доме собирались представители купеческой элиты, родственники (Прохоровы, Бахрушины, Рябушинские, Карзинкины, Третьяковы), и профессора, обсуждавшие московские древности.

Строения усадьбы вошли в сокровищницу архитектуры послепожарной Москвы. Главный дом торжественным портиком обращён к Садовому кольцу. С террасы торца здания, выходящего к Яузе, плавно спускается пандус , закругляющийся в сторону парка. Этот приём, заимствованный архитектором из Камероновых бань Царского села, в Москве использован только здесь. Чрезвычайно выразительна чугунная скульптура, украшающая пандус и парк, красивы чугунные зонты-навесы над входом в дом.

Усадьба Усачёвых считается городской, так как Жилярди отстраивал её после сноса земляного вала, ограждавшего Москву до 1820-х гг. Однако, парк усадьбы относится к середине XVIII в. - эпохе барокко. Этот парк террасами спускается к Яузе и имеет чёткую регулярную планировку с сеткой взаимноперпендикулярных аллей. Он состоит из живописной и регулярной частей. Его, как это часто бывало, включили в более поздний ансамбль. При Найдёнове в парке были выстроены павильоны и беседки, в том числе «Чайный павильон» ионического ордера. До наших дней сохранились только две беседки-ротонды. Их автором считается мастер ампира, ученик Жилярди А. Г. Григорьев. На одной беседке-ротонде имелась видовая площадка, с которой открывалась панорама противоположного берега Яузы. В парке сохраняются малые формы и скульптуры, отлитые из чугуна. Сохранился в усадьбе и хозяйственный комплекс XIX в: каретный сарай, конюшни, кладовые

В советское время в усадьбе находился санаторий «Высокие горы», затем разместился городской врачебно-физкультурный диспансер, а с 1999 г. располагается Московский научно-практический центр спортивной медицины. В главном доме размещаются администрация и физиотерапевтическое отделение центра.

В прибрежном флигеле усадьбы с 1990-х гг. базируется Общественный центр А. Д. Сахарова .

Усадьба Усачевых – Найдёновых - памятник архитектуры, подвергнувшийся особому виду вандализма. В 1967 г. вплотную с усадьбой был построен двенадцатиэтажный панельный дом , образец типовой застройки спальных районов образца 1960-1970 гг. Вандализм такого соседства архитектурные планировщики Москвы продолжают игнорировать. Ничего неизвестно о каких-то подвижках в деле необходимого и назревшего сноса вторгшейся в исторический центр Москвы уродливой панельной постройки, которая своим видом вот уже 40 лет терроризирует эстетическое чувство всех нормальных людей.

Объект культурного наследия федерального значения.

Самый центр Москвы, шумное и пыльное Садовое кольцо. И трудно даже поверить, что среди этого городского ада есть уголок, где в тишине аллей старого парка на высоком берегу реки Яузы стоят удивительные скульптуры, а две уютные беседки и грот заставляют вспомнить о чем-то романтичном. А старый дом с колоннами, портиками и с пологим пандусом от одного из входов с вазонами и львами совершенно заставляет забыть, что на дворе уже давно XXI век, и дело происходит в большом мегаполисе.

Усадьба "Высокие горы" - одна из жемчужин Москвы, чудом сохранившая почти все, что принято относить к барской жизни: уютный и красивый особняк, хозяйственные постройки, обширный садово-парковый комплекс. В настоящее время посетителей около входа в усадьбу встречают две таблички: первая сообщает о том, что здесь располагается Московский научно-практический центр спортивной медицины, а вторая, самая главная, рассказывает о том, что перед нами памятник архитектуры, городская усадьба Усачевых-Найденовых, построенная по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1829-1836 годах.

Географ Н.Н. Михайлов пишет: "Когда-то по берегам Яузы среди ремесленных слобод тянулись загородные угодья, поставлявшие ко двору клубнику и яблоки". Вот среди этого природного великолепия и было начато в 1829 году строительство усадебного комплекса для чаеторговцев Василия Николаевича и Петра Николаевича Усачевых архитектором Доменико Жилярди. "Высокие горы" - это яркий образец старинных усадеб русского классицизма. А учитывая еще то, что Петр Николаевич Усачев был еще и страстным садоводом-любителем, то и парк был выполнен со знанием дела и с большим вкусом.

После Усачевых усадьбой владел . Вот как о доме на берегу Яузы упоминается в "Энциклопедии купеческих родов": "Дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец".

А последними владельцами усадьбы стали купцы Найденовы. Главный владелец этой роскошной усадьбы - Николай Александрович Найденов - личность незаурядная, оставившая свой яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие постройки на фотографиях, заботливо собранных в знаменитые Найденовские альбомы. До революции усадьбой "Высокие горы" владели родственники Найденова, затем она отчего-то полюбилась московскому здравоохранению, и в ней постоянно располагаются то туберкулезный диспансер, то всякие медицинские центры. Здесь же снимались многие кинофильмы. Самые знаменитые: "Звезда пленительного счастья" и "Покровские ворота".

Прогулка, взывающая к чувствам и ощущениям, нежели к желанию глубоко расследовать исторические детали



Всего 52 фото

Уже бесчисленное количество раз проезжаю по Садовому кольцу в районе Земляного Вала, а мимолетный взгляд постоянно останавливается на этом впечатляющем знаковом главном здании усадьбы Усачевых-Найденовых, что на высоком берегу Яузы. Как будто внутренний некто настойчиво обращает мое внимание на эту красоту и явные пробелы в конкретных исторических сведениях об этой московской усадьбе. Много лет уж живу в Москве, а побывать в этом удивительном городском усадебном парке так и не довелось. И, только понемногу начав исследовать русские московские и подмосковные усадьбы, их историю я, наконец, насладившись фото работами многих авторов снимавших здесь, я решил, что пора!

Об усадьбе Усачевых-Найденовых (усадьба Высокие Горы) выложено огромное количество исторических материалов и проведена масса исследований любителями-энтузиастами. Поэтому я не ставлю перед собой особой задачи еще и еще раз переписывать довольно известные факты. Напротив - мы с Вами просто прогуляемся по одной из самых интересных и удивительным образом сохранившихся городских усадеб Старой Москвы. А в процессе этой прогулки я буду разбавлять визуальный ряд уместными, на мой взгляд, комментариями и информацией, которая может потребоваться по ходу.

Для тех, кто все же захочет после прогулки углубиться в детективные хитросплетения исторических фактов, домыслов и городских легенд касаемо этого места, я приведу в конце своего поста наиболее авторитетные, подробные и интересные источники об этой усадьбе. И если этой публикацией я смогу возбудить в Вас романтические ощущения и желание узнать больше о своем родном городе и народе - задача, поставленная мной, будет исполнена.

Поскольку материала набралось много, а ЖЖ в последнее время сильно ограничил, как я понял, объем выкладываемой информации по количеству фоток, я разделил рассказ об усадьбе на две логичные части. В первой части мы ознакомимся собственно со строениями усадьбы, а во второй - прогуляемся по замечательному и чудом уцелевшему усадебному парку Старой Москвы.

Кроме того, множество существующих фотографий этой усадьбы в основном сняты золотой осенью, летом и зимой, а здесь перед вами - самый канун майских праздников - парковая зелень только начинает пробиваться и открываться солнечному свету, проявляя миру свою изумрудную растительную ткань, символизируя ростки новой жизни и возрождение Старой и Новой Москвы.

Проще всего до усадьбы добраться, выйдя из станции метро Чкаловская прямо к Садовому и повернув налево пройти 2-3 минуты по внешней части Садового кольца понемногу спускаясь к Яузе. Однако я все же решил пройтись от Таганки по внешней стороне Садового кольца, чтобы сполна насладиться видом этого замечательного архитектурного сооружения на высокой горе, что над Яузой.

Кстати - вот один не совсем профильный общей теме снимок с Яузского моста в сторону Котельнической набережной, который тем ни менее, постепенно начинает погружать в исторический контекст древней Москвы. С трепетным вожделением проявляются не знакомые предвкушающие ощущения и впечатления из коллективного бессознательного Великого Города. Я вот так и почувствовал в это мгновение, что иду к цели по какому то чувственному наитию, что Москва вот вот откроет передо мной частицу своих тайн и былых сокровенных переживаний ее жителей…Когда то именно в этом направлении открывался захватывающий вид на Москву с Высоких Гор.
02.

После моста через Яузу поднимаюсь по Земляному валу. И, вот эта усадьба прямо парит передо мной. Действительно «Высокие Горы»! Красота! Несмотря на жесткий контровой свет снимаю главное здание усадьбы. По Садовому льется сплошная лавина автомобилей. Что бы попытаться снять объект с минимумом элементов снующего городского трафика надо еще потренировать свое терпение) Машины пролетают совсем рядом со зданием усадьбы, а когда то перед ним был обширный палисадник, уничтоженный при реконструкции Садового кольца.
03.

Чтобы попасть на внутреннюю сторону Садового к усадьбе, нужно пройти еще немного и далее по подземному переходу. По дороге к нему встречаю группу городских туристов с колоритным экскурсоводом. Немного позже окажется. что все они направляются туда же, куда и я…
04.


05.

На небольшом крыльце усадьбе бросается в глаза табличка с QR-кодом, приглашающая поинтересоваться усадьбой в интернете.
06.

Вот мы и во дворе усадьбы. Здесь все же стоит немного остановиться и рассказать кто, где, когда и откуда…)

Если кратко, то первыми значимыми владельцами усадьбы были успешные купцы-чаеторговца братья Усачевы. В июле 1828 года они выкупили первый земельный участок под усадьбу у купчихи Степаниды Невежиной на высоком берегу Яузы. Впоследствии братья докупали еще землю у соседей для расширения своих владений и строительства своей городской усадьбы как символа своего купеческого успеха. Усачевы строили не купеческий дом, а изначально полноценную уникальную дворянскую усадьбу и для этих целей был приглашен известный и востребованный в то время швейцарский архитектор Доменико Жилярди.
07.

Именно Жилярди совместно с известным в то время русским архитектором Григорьевым восстановил множество городских зданий после сожжения Москвы в 1812 году, таких как Колокольня Ивана Великого в Кремле, Московский Университет на Моховой, Екатерининский институт, Вдовий дом на Кудринской площади, усадьба Гагариных на Поварской 25а, дом Лунина на Никитском бульваре, 12, Конный двор и Музыкальный салон в усадьбе Кузьминки, а также многих других. Так, что купцы Усачевы денег не жалели…

Жилярди с увлечением взялся за новый масштабный проект, тем более его не ограничивали в фантазиях и можно сказать, что Доменико творил здесь от всей души.

На территории усадьбы в настоящее время находится реабилитационный центр спортивной медицины (МНЦПСМ). Когда то я здесь оказался по причине растянутых мышечных связок от занятий спортом, учась в институте. Но, ничего из интерьеров главного здания я уже решительно не помню)
08.

Поскольку усадьба является памятником федерального значения, внешний фасад главного здания и его сторона, что рядом со входом на территорию усадьбы, тщательно отреставрированы. Однако мы увидим, что еще не все сделано для того, чтобы здание главного дома выглядело блестяще целиком.
09.

Впечатляют знакомые скульптурные изображения стерегущих львов скульптора Замараева на замковых камнях окон здания. Это определенно популярный образ для «тогдашней» классической ампирной Москвы.
10.

Вход на территорию совершенно свободный. Повсюду суетились рабочие бригады, наводя весенний порядок в усадьбе после долгой зимы.
11.


12.

Усадьба строилась Жилярди с 1829 по 1831 гг. Несмотря на то, что Усачевы всячески старались построить именно дворянскую усадьбу, пытаясь выйти из рамок своих купеческих комплексов, все же, внутри двора ощущается усачевская рачительность и практичность. Ансамбль большого двора состоит из внушительного Каретного сарая и больших протяженных Конюшен напротив главного здания усадьбы.

А вот та самая экскурсионная группа, что я встретил на Садовом.
13.


14.

Вход в главное здание устроен со двора. Так было принято с конца XVIII века, чтобы не нарушать строгости композиции главных городских фасадов города. Внутренний же фасад самого главного здания усадьбы определенно не впечатляет. Очевидно, он еще и неоднократно перестраивался впоследствии и во многом утерял свой первоначальный архитектурный образ. Однако восхитительное художественное чугунное литье изящного парадного крыльца с кованым козырьком и стильные воздушные чугунные фонарные столбы сразу же заставляют забыть обо всем на свете.
15.

Особый шарм придают парадному входу эти чугунные стерегущие львы и крылатые грифоны, отлитые как и все скульптурные изображения усадьбы в парижских мастерских (по некоторым сведениям Джованни Витали) и привезенные в Москву по спецзаказу.
16.


17.


18.

Фигуры львов обычно использовали для символической охраны жилища и эти царственные животные очевидно должны были создавать соответствующий величавый и достойный контекст у гостей хозяев усадьбы. Фигуры львов хорошо сохранились, даже выражение их покорных морд создают какую то особую спокойную и умиротворенную атмосферу вокруг.
19.


20.


21.

Особенно впечатляют крылатые грифоны - мифические существа, стилизованные под сфинксов. Грифоны, по свидетельству Геродота, действительно, когда то существовали в пустынях Персии, где охраняли золото и строили из него свои гнезда. Из за связи грифонов с золотом они и стали, в частности, символом ростовщичества. Очевидно, поэтому купцы и использовали фигуры этих древних мифических существ для охраны и процветания своего купеческого и во многом ростовщического дела.
22.


23.

В середине XIX века владение перешло к Хлудовым, а на рубеже XIX-XX вв. - к Найденовым.
24.

Пройдемся немного по внутреннему двору усадьбы. В просторном сквере установлены многочисленные зеленые деревянные скамьи, здесь удобно отдохнуть и поразмышлять в тени свежей шелестящей на ветру зелени.
25.

Каретный сарай находится сразу же слева после главного входа, если миновать приоткрытые и уже изношенные временем чугунные ворота. У самых ворот построена приличная просторная сторожка в виде миниатюрного одно этажного особнячка.
26.

Это как раз и есть Каретный сарай. Во многом он смотрится гораздо выигрышней и впечатляюще, чем даже фасад главного здания усадьбы со двора.
27.


28.


29.


30.


31.

В правой части внутреннего двора - внушительная каменная ограда с чугунными литыми решетками за которой располагается усадебный парк. Однако мы туда не пойдем, а продолжим пока осмотр замечательных строений усадьбы.
32.


33.


34.


35.

Это Конюшенный двор. Конюшни очень большие. Скорее это даже не конюшни, а одно-двухэтажный ампирный дворец с мезонином.
36.


37.

Справа от конюшен и смежно к ним по границе с парком вглубь усадебной территории идут хозяйственные корпуса и складские здания.
38.

Еще одно здание в глубине усадебной территории. Ничего особенного из себя оно не представляет, потому, как отделано крашеными алюминиевыми панелями, что резко диссонирует с общей усадебной атмосферой.
39.

Очевидно, эти строения, когда то являлись известными всей Москве богатыми оранжереями. Один из братьев Усачевых - Петр Николаевич был увлеченным садоводом и с наслаждением спроектировал этот регулярный террасный парк с просторными оранжереями и зверинцем. Москвичу с удовольствием туда ходили.

Сделала подборку из различных источников после незабываемой прогулки по усадебному парку.
Вместо комментариев отрывки из статьи историка русского классицизма Е.В.Николаева Усадьба Усачевых в Москве (ныне санаторий "Высокие горы")
Чережи отсюда

"Усадьба купца Усачева принадлежит к числу тех памятников, которые составляют сердцевину русского ампира, источник его всемирной славы. Усадьба выстроена в 1829-1831 годах арх. Д.Жилярди (итальянцем, родившимся в Москве), который несомненно, использовал старый парк и часть старых построек. Некоторые павильоны, например беседки и Чайный домик (на месте которого была Турецкая палатка), построены уже после отъезда Д.Жилярди в Италию (в 1834 г.) и возможно даже не по его проекту."

"К воротам усадьбы с улицы ведет небольшой проезд с чугунными тумбами по сторонам. (прим.: Уничтожен в 1963 г. в связи с реконструкцией Земляного вала. Тогда же исчез и палисадник перед домом, изображенный на Жилярдиевском плане ). Еще недавно он был замощен булыжником, а тротуары его были выложены белокаменными плитами ". Проезд переносил вас на московскую улицу начала XIX века. Ворота растворялись и вы попадали на просторный парадный двор. Слово парадный здесь, впрочем мало уместно - двор окружен службами. Все прочно, красиво и немного прозаично."

Часть фотографий из домашнего архива.

"... Наконец, пройдя через полутемный сводчатый коридорчик с расписными стенами, вы замечаете, что вы уже не в доме, а на небольшой внутренней террасе, от которой уходит в парк пологий спуск (пандус). Парк врывается в комнату своей зеленью и светлыми далями..."

" Вы выходите из дома на площадку перед террасой и впечатление высоты и простора охватывает вас. Это и в самом деле одно из самых высоких мест в Москве. Дом невысок, но рельеф быстро понижается к Яузе и зрительно вы перелетаете все огромное пространство до противоположного берега, даже не до берега, а до гребня замыкающего пейзаж. Направо улица, сбегающая к Яузе (сейчас крутизна ее значительно нивелирована мостом) и поднимающая затем к высокому Таганскому холму. Вдали она замыкается прекрасно поставленной церковью Николы на Таганке. Слева густой парк, и вы идете таким образом, над самой улицей, как раз по границе усадьбы и города.
Не спуская глаз с дальних видов медленно сходите вы мимо ваз с изображением амуров. Пандус очень поэтичен. В нем счастливо соединяются монументальность парадного спуска с "милостью" заросшей травой садовой дорожки. Слева слегка прикрытый деревьями, справа совершенно открытый, он весь напоен воздухом и светом..."

" Чайный домик" располагавшийся в ценре парка ныне утрачен.
"... Сам домик представляет собой столь типичную для русских парков "Миловиду" (прим.: На фотографиях начала XX века он застеклен, причем переплеты дверей и окон грубо врезаны в белокаменные колонны ), но сквозь его колоны открываются не пруды и не рощи или дальние луга, а все тот же знакомый нам городской вид. Здесь после прогулки вы могли еще раз длительно любоваться им. Здесь можно было отдохнуть, позавтракать, осмотреть чудесные интерьеры домика, его росписи."

" ... в 1836 год уже после отъезда Жилярди из России были построены беседки. Как ни хороши они были сами по себе, в парке они мало необходимы. Видов они не отрывают, а расположение в непосредственной близости трех сооружений создает в этом участке парка некую тесноту..."

Ниже несколько моих фотографий.
Очень режет глаз евростолярка с зеркальным стеклом.

Детали лепного декора главного дома.

Из статьи Е.В.Николаева:
"За невысокой оградой видны темные вершины парка. Но приехавший в первую очеред попадал, конечно не в парк, а в дом. Входил в дом, как входят ныне, через крыльцо с огромным навесом, мимо настороженно сидящих грифонов."

"... Надо представить себе невысокую застройку противоположной стороны улицы (вместо современных домов), за которой далеко были видны сады правого берега Яузы. На левом берегу главенствовал тогда купол церкви Симеона Столпника, поставленный на сравнительно невысоком месте очень эффектно. Правее была видна огромная усадьба Баташевых, еще выше дом Тутомлина (теперь обезображенный надстройкой, а когда-то увенчанный бельведером) и на самом гребне Москвы-реки - ослепительная белая колокольня и фантастический силуэт церкви Никиты за Яузой. И, наконец, еще дальше - Замоскворечье с колокольнями церкви Иоанна Предтечи под Бором и св. Софии. Прямо перед вами - море крыш и сады левобережья Яузы. Высоко над ними видно завершение колокольни Новоспасского монастыря (до него по прямой более двух километров) Так, с первых минут пребывания в парке видно, на каком прекрасном, единственном в Москве месте расположена усадьба."

Тепло уходящего солнца.

Граффити на колонах беседки.

Прогулка по регулярному парку усадьбы Усачевых-Найденовых (Высокие Горы).



Всего 46 фото

Главная аллея ведет к белокаменной беседке-ротонде. Слегка пустынное впечатление, но где то в этих местах, что мы видим на первом плане стоял замечательный «Музыкальный павильон».
03.

Не правда ли восхитительное сооружение!? Концертный зал, или музыкальный павильон, построенный в усадьбе архитектором Жилярди, был украшен с трех сторон шести колонным портиком, а с четвертой - полукруглым выступом - он окончательно утрачен в 70-х годах XX века.
04.

1904-1912 г. Музыкальный павильон.
"Московский стиль Ампиръ.(Empire)" Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко, Москва

05.

1905 г. Музыкальный (концертный) павильон.
"Московский стиль Ампиръ.(Empire)" Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко, Москва.
Источник: sontucio.livejournal.com


А это тоже не сохранившийся чайный домик. Он сгорел в 1943 году.
06.

1905 г. Чайный домик.
Чайный павильон был построен в 1829 году. Утрачен в 1943 году.
Источник: архив СПБ

07.

Поворачиваем направо, и перед нами знаменитая терраса-пандус, ведущая из высокого верхнего этажа главного здания усадьбы в парк.
08.

Здесь следует сказать, что поскольку главный дом усадьбы в классическом стиле ампир должен был стоять на высоком берегу Яузы важной задачей было "обыграть" доступ из главного дома в регулярный парк. Жилярди изящно решил эту творческую задачу и, в основном не применяя ступени, спроектировал эффектную легкую изогнутую террасу-пандус плавно и незаметно погружающуюся и ведущую в лоно террасного усадебного парка.
09.

Здесь, в нижней части террасы нас встречают знакомые и "почти живые" чугунные литые скульптуры стерегущих львов.
10.


11.


12.


13.

Вдоль террасы на белокаменных постаментах Доменико расположил многочисленные массивные чугунные вазоны с растительным орнаментом и изображениями резвящихся херувимов. Поднимемся же по этой удивительной террасе, с которой когда то открывались совершенно изумительные виды на Москву и Кремль.
14.


15.


16.

Многих вазонов на своих местах не хватает, очевидно унесенных «революционным вихрем»)
17.


18.


19.


20.

Здесь реально высоко и сквозь еще не густую листву видна Новая Москва. Ты как будто парИшь над городом. Недаром же, когда то, военный санаторий, что располагался здесь, назывался «Высокие Горы».
Здорово! Правда!?
21.

А вот и парадный выход в парк.
22.


23.

А это уже архитектурная деталь террасы с фигурной литой арочной решеткой. Кирпич с этой тыльной стороны вываливается, либо реставраторы готовят место для ремонтных фасадных работ.
24.

Прямо рядом с террасой и главным домом в парке устроен парковый грот, функцией которого обычно является возбуждение романтических и возвышенных чувств посетителей парка.
25.

Давайте обойдем его со всех сторон.
26.

Сейчас он используется для банальных перекуров реабилитирующихся спортсменов, поэтому мне пришлось убрать в фотошопе большое ведро для окурков чтобы снять неизбежный диссонанс)
27.

Прямо от главного здания в парк мимо грота ведет небольшая приватная дорожка.
28.

В парке очень красиво и спокойно.
29.

Здесь же в центральной его части стоят старые отлитые из чугуна скульптуры олицетворяющие времена года.
30.


31.

32.

Немного поодаль можно найти и Вакха с виноградной гроздью - символизирующего урожайную Осень.
33.

Обычно многие авторы упоминают четыре скульптуры, но мне удалось найти только три… Может изваяние одного из времен на реставрации!?
34.

В парке сохранились две красивейшие беседки-ротонды построенные в 1835 году архитектором Григорьевым. Когда то в них стояли также парижские литые металлические скульптуры, но их, к сожалению нигде не видно.
35.


36.

На фризе ротонды растительный орнамент с теми же грифонами у победной чаши.
37.

Вот так выглядит первая ротонда и часть террасного усадебного парка с видом в сторону Земляного вала.
38.


39.

Вторая беседка находится неподалеку прямо напротив первой. К ней ведет романтичная тропинка, выложенная уже современной бетонной брусчаткой. Ее купол в более удручающем состоянии, чем у первой, но это даже придает какой то теплый шарм парковой архитектуре усадьбы.
40.

Вот так и живет этот террасный парковый ансамбль Усадьбы Усачевых-Найденовых в Старой Москве уединенно и "высоко". Здесь совсем мало гуляющих и определенно стоит сюда сходить прогуляться, отдохнуть и поразмышлять о судьбах строивших эти земные дворцы, судьбах Старой Москвы, как и, впрочем, и о своей собственной. Я получил колоссальное удовольствие, хорошо от души отдохнул и снял напряжение. Если этот материал вызывал подобные чувства и у Вас, значит он был написан не зря.

Дополнительная информация:

Рекомендую замечательный материал моего друга по ЖЖ, deadokey , кто подробно и с любовью исследовал историю этой усадьбы. В двух постах своего журнала он выложил в массу исторического материала, хороших фото, старых фотографий усадьбы, усадебного парка и редчайших городских карт, - так, что удовольствие от соприкосновения с его исследовательским материалом Вы точно получите:
Часть 1
Часть 2

Совершенно уникальный и фактически детективный исторический материал-расследование, касаемо усадьбы «Высокие Горы». До конца я его так и не осилил, так, что предлагаю энтузиастам и любителям покопаться в этих любопытных исторических источниках и узнать много нового об истории Старой Москвы в общем и Высоких Горах в частности.
Земляной вал дом 53. Усадьба Гагариных-Усачёвых-Хлудовых

Все фото сделаны компактной с широкоугольным объективом .