Скачать презентацию валерий яковлевич брюсов. Русской поэзии
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/2/1506/389/img23.jpg)
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Если у вас талант, трудолюбие улучшит его, а если у вас нет таланта, трудолюбие восполнит этот недочет. Джон Рескин БРЮСОВ Валерий Яковлевич
В русской литературе можно назвать двух авторов, которые, не будучи от природы гениальными, сумели за счет трудолюбия достичь в поэзии огромных вершин. В XIX веке таким человеком был Некрасов, в начале XX – наш сегодняшний герой – Валерий Яковлевич Брюсов. Валерий Яковлевич Брюсов
Бальмонт: «Поэт, не преодолевший собственной бездарности». Бунин: «Усидчивый копиист французских модернистов и старых русских поэтов». Чулков: «Поразительное однообразие разнообразия». Белый: «В предрассветном тумане нам рисовались горные вершины. Но когда солнце взошло, перед нами оказался – солидный холм ». Но несмотря на такие нелицеприятные отзывы, все современники признавали титаническую трудоспособность Брюсова в сфере литературного творчества. Современники о поэте
П оэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма ". Учился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки. БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924)
В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов - « Chefs d’oeuvre » («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова). Литературная деятельность
Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности - с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства». Брюсов и символисты
Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине… Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», - это было мнение многих современников автора этих строк.
Брюсов никогда не претендовал на роль поэта эпохи, но стремился быть вожаком, наставником организатором литературных обществ. Так, увлекшись французскими символистами, Брюсов за год создает порядка двух тысяч стихотворений, публикует их под десятью вымышленными именами в трех коллективных сборниках «Русских символистов», таким образом утверждая, что на русской почве появилось самобытное символистское направление. Брюсов организовал такие журналы, как «Весы» и «Скорпион», постоянно занимался переводами, преподавал теорию литературы, говоря своим ученикам: «Вы оперу написать можете? Создать стихотворение не легче».
Вот в чем видел Брюсов задачу искусства: « Искусство, может быть, - величайшая сила, которой владеет человечество. В то время как все ломы науки, все топоры общественной жизни не в состоянии разломать дверей и стен, замыкающих нас, - Искусство таит в себе страшный динамит, который сокрушит эти стены, более того – оно есть тот сезам, от которого эти двери растворятся сами » . Именно у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. Искусство - величайшая сила
Брюсов был экспериментатором в поэзии, стихотворцем-инженером, написал книгу «Наука о стихе», где ввел термин «ДОЛЬНИК», у него встречаются акростихи, примеры гипердактилической: Леший бороду Почесывает, Палку сумрачно Обтесывает. И гипергипердактилической рифмы: Холод, тело тайно Сковывающий, Холод душу Очаровывающий … От луны лучи Притягиваются, К сердцу иглами Притрагиваются. Многим известна его знаменитая монопоэма: О закрой свои бледные ноги
Герои поэзии Брюсова так же сильны и целеустремленны, как и сам автор, оттого Брюсов часто обращается к историческим личностям: Ассаргадон, Клеопатра, Мария Стюарт, Наполеон. Обратимся к стихотворению «Юлий Цезарь»
Они кричат: за нами право! Они клянут: ты бунтовщик, Ты поднял стяг войны кровавой, На брата брата ты воздвиг! Но вы, что сделали вы с Римом, Вы, консулы, и ты, сенат! О вашем гнете нестерпимом И камни улиц говорят! Вы мне твердите о народе, Зовете охранять покой, Когда при вас Милон и Клодий На площадях вступают в бой! Вы мне кричите, что не смею С сенатской волей спорить я, Вы, Рим предавшие Помпею Во власть секиры и копья! Хотя б прикрыли гроб законов Вы лаврами далеких стран! Но что же! Римских легионов Значки - во храмах у парфян! Давно вас ждут в родном Эребе! Вы - выродки былых времен! Довольно споров. Брошен жребий. Плыви, мой конь, чрез Рубикон! «Юлий Цезарь»
Что указывает нам в стихотворении на данную историческую личность? (Знаменитая фраза). Но разве Брюсов выступает здесь как историк? (Нет, он хочет провести параллели с 1905 годом).
Действительно, Брюсов всегда стремился вписать день сегодняшний в исторический контекст, и современность для него связана, прежде всего, с образом города.
На фоне чего здесь показан город? Он губит природу?). «Я люблю большие дома» Я люблю большие дома И узкие улицы города, - В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом. Пространства люблю площадей, Стенами кругом огражденные, - В час, когда еще нет фонарей, А затеплились звезды смущенные. Город и камни люблю, Грохот его и шумы певучие, - В миг, когда песню глубоко таю, Но в восторге слышу созвучия. 1898
Безусловно, Брюсов известен преимущественно как поэт, но немало у него и прозаических произведений, с интересом принятых современниками: Романы «Огненный Ангел» (1908) и «Алтарь Победы» (1912), сборники рассказов и драматических сцен – «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913).
После революции Брюсов отдается как раз прозаическому творчеству: создает фантастические повести и романы. Брюсов принимает революцию, активно сотрудничает с новым правительством, не пытается эмигрировать. Из-за этого он лишается старых друзей, обрывает прочные связи и умирает в одиночестве.
Обращаясь к эпиграфу нашего занятия, можно утверждать, что Брюсов явил собой пример того, что гениями не только рождаются, но и становятся. Неслучайно Марина Цветаева говорила, что ей не будет покоя, пока в Москве не установят памятник Брюсову с надписью «Герою труда». Герою труда
Напряженную работу творческой мысли мы видим и в портретах Брюсова.
Закат ударил в окна красные е. Симфония тоски и золота, Огней и звуков слитый хор, Казалась в миг иной расколота: И такт, с певцом вступая в спор, Выстукивал ударом молота Незримый мощный дирижер То вал стучал в углы прибрежные, Ломая скалы, дик и пьян; И всё: заката звуки нежные, Сверканье ветра, и фонтан, Лепечущий рассказы снежные, Крыл гулким стуком Океан! Закат ударил в окна красные И, как по клавишам стуча, Запел свои напевы страстные; А ветер с буйством скрипача Уже мелодии ненастные Готовил, ветвями стуча.
Брюсов
Слайдов: 10 Слов: 793 Звуков: 0 Эффектов: 0Вале?рий Я?ковлевич Брю?сов 1873- 1924. Один из основоположников русского символизма. Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х. Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. Лидер символизма. Основные черты творчества Брюсова. Переводы. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Брюсов-редактор. Брюсов-журналист. Публикуется в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900-1902). Брюсов был и основным автором, и редактором «Весов». - Брюсов.ppt
Валерий Брюсов
Слайдов: 11 Слов: 393 Звуков: 0 Эффектов: 25Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924). В.Я. Брюсов. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. Характерные образы: ночь, луна, тени, тишина; Звукопись: аллитерация - созвучие сонорных согласных «л», «м», «н», «р»; Музыкальные композиционные принципы: последняя строка становится второй в следующей строфе. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Юноша бледный со взором смущенным! Античность и мифология. «Я люблю большие дома И узкие улицы города…». - Валерий Брюсов.ppt
Валерий Яковлевич Брюсов
Слайдов: 6 Слов: 85 Звуков: 0 Эффектов: 14Брюсов валерий яковлевич. (1873-1924). Семья. Семья Брюсова была купеческая. Отец Брюсова с детства был приставлен к делу. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, крепостной крестьянин. Дед по матери, А.Я.Бакулин, происходил из лебедянских мещан. В 1893-1899 учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1899году Брюсов становится одним из организаторов и руководителей Издательства «Скорпион». Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октября. Умер поэт в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. - Валерий Яковлевич Брюсов.ppt
Брюсов биография
Слайдов: 14 Слов: 1167 Звуков: 0 Эффектов: 0Валерий Брюсов. Вокруг талантливые трусы И обнаглевшая бездарь!.. И только вы, Валерий Брюсов, Как некий равный государь… И. Северянин. 1.Биография поэта. 2.Первый сборник. 3.Брюсов- символист. Биография. Основные даты творчества. Творчество. Иванов Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром! Слышу ваш топот чугунный, По еще не открытым Памирам. Осень 1904, 30 июля – 10 августа 1905. Тема стихотворения Брюсова – гибель традиционной культуры. Риторические вопросы и восклицания также способствуют созданию высокого эмоционального накала. Юному поэту. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. - Брюсов биография.ppt
Биография Брюсова
Слайдов: 30 Слов: 1472 Звуков: 0 Эффектов: 99Валерий Яковлевич Брюсов. Один из основоположников русского символизма. Биография и творческий путь. Детство. Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина. В.Я. Брюсов в детстве. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов. Образование. Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х. Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. Брюсов В.Я. - Биография Брюсова.ppt
Жизнь Брюсова
Слайдов: 17 Слов: 1653 Звуков: 0 Эффектов: 0Валерий Яковлевич БРЮСОВ. Символизм. Творчество В.Я.Брюсова. Далеко первая ступень. Пять беглых лет - как пять столетий. В.Я.Брюсов 1900. Русские символисты. Символизм - одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов. Детство и юность В.я.Брюсова. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. - Жизнь Брюсова.ppt
Жизнь и творчество Брюсова
Слайдов: 19 Слов: 969 Звуков: 0 Эффектов: 0Брюсов Валерий Яковлевич. 1873-1924. Жизнь и творческий путь. Валерий Брюсов - русский поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Начало творческого пути. В 1894-1895 гг. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной. В 1895-1899 гг. Еще студентом Брюсов ездит в Крым, на Кавказ, посещает Ригу, Варшаву. В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В отделе "Думы. Сборник "Венок. В 1904-1908 гг. В 1907-1913 гг. Брюсов помимо поэзии активно занимается переводами, прозой, драматургией. - Жизнь и творчество Брюсова.ppt
Стихи Валерия Брюсова
Слайдов: 10 Слов: 769 Звуков: 0 Эффектов: 38Валерий Брюсов. 1873 - 1924. Роль Брюсова в истории русского символизма. В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Биография поэта. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. Основные черты творчества Брюсова. Характеристики, данные творчеству Брюсова. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы». В то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым. -
(1873 -1924) Валерий Яковлевич Брюсов
Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Детство Валерий Брюсов родился в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848--1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 Яков Брюсов отослал в журнал «987з» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «Письмо» было опубликовано (№ 16, 1884). Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889) представляет собой статью в защиту тотализатора.
Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», - вспоминал Брюсов); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи - словом «всё, что попадалось под руку».
Будущий поэт получил хорошее образование - он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 гг. в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890-1893 - в гимназии Л. И. Поливанова; последний - великолепный педагог - оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов много занимался математикой.
Вхождение в литературу Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881; несколько позднее появились первые (довольно неискусные) его рассказы.
В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.
К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов - Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», - вспоминает Брюсов. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. (Конец столетия)».
В 1893 г. Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы - история, философия, литература, искусство, языки. («…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», - отмечал поэт в дневнике). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба; здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова - Елена Краскова - скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892-1893 годов).
В 1895 появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов - «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова 1890-х; так, к примеру, в 1898 поэт записал в своём дневнике: «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния»). Мало того, в предисловии к сборнику автор заявляет: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки ни от критики, ни от публики. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».
Для раннего творчества Брюсова характерна тема борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» - к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов. Принцип «искусство для искусства», отрешённость от «внешнего мира», характерные для всей лирики Брюсова, отразились уже в стихотворениях сборника «Chefs d’oeuvre».
Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы. Например: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине… В стихотворениях сборника чувствуется сильное влияние Верлена.
Окончив в 1899 г. университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х гг. Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности - с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится к 1894; вскоре оно перешло в дружбу, не прекращавшуюся вплоть до эмиграции Бальмонта), стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».
В 1897 Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.
В 1917 поэт выступил с защитой Максим Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.
С 1917 по 1919 он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года - Московское отделение Российской книжной палаты); с 1918 по 1919 заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; с 1919 по 1921 был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). В 1919 г. Брюсов стал членом РКП(б) и др. В 1923 г., в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек не видящий иного пути, кроме как пути к смерти. Основные черты творчества Брюсова
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы» ; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир».
Талант… Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник) . Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898) . Избранные цитаты
Работу выполнили ученицы 11 класса Пасечникова Виктория и Костюченко Юлия
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Роль Брюсова в истории русского символизма В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.
Слайд 3
Описание слайда:
Биография поэта Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет. Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов. В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма. 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).
Слайд 4
Описание слайда:
Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Избранные цитаты Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник). Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898).