Начальная форма существительного: примеры. Что такое начальная форма? Носит начальная форма

§ 1 Начальная форма слов-предметов

И школьникам, и взрослым иногда бывает необходимо выяснить, как пишется или что обозначает то или иное слово. Для этих целей учёные составили словари. Они бывают разные: орфографические, толковые, этимологические. В словарях находится огромное количество слов, которые расположены по алфавиту. Но это ещё не всё.

Слова в словарях всегда стоят в начальной форме. Например, в тексте упражнения нам встретилось слово АЗБУКИ. Мы решили узнать значение этого слова. Открыли Толковый словарь, но слова АЗБУКИ не нашли. Но есть другая форма этого слова - АЗБУКА, которая отличается от искомого слова окончанием. Попробуем найти слово БАГАЖОМ. Нет такого слова в словаре, зато есть другая форма этого слова - БАГАЖ, которая тоже отличается окончанием. АЗБУКА и БАГАЖ - это начальная форма слов АЗБУКИ и БАГАЖОМ.

Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? - это слова в начальной форме.

Откроем опять Толковый словарь и посмотрим, как записано слово АЗБУКА:

АЗБУКА, -и.

Что это за буква -и стоит после слова? Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: есть (что?) азбука - нет (чего?) азбуки: -и.

Азбука, азбуки - две разные формы. Азбука - начальная форма. Частички слова -а, -и - это окончания слов азбука, азбуки.

Итак, в начальной форме слова-названия предметов стоят в единственном числе и отвечают на вопросы: кто? что?

§ 2 Начальная форма слов-названий признаков

Прочитайте предложение: Лиса выгнала зайца из лубяного домика.

Найдем в Толковом словаре слово лубяного. Такого слова нет, а есть форма этого слова - лубяной, которая отвечает на вопрос какой? и стоит в единственном числе.

Начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа. Но после слова лубяной, указаны окончания форм женского и среднего рода: -ая, -ое.

Слова-названия признаков, в отличие от слов-названий предметов, могут изменяться по родам: лубяной домик, лубяная избушка, лубяное лукошко.

Слова-названия признаков имеют разные окончания, так как принимают разную форму: форму мужского, женского и среднего рода. И именно слово-название предмета диктует, какого рода будет слово-название признака.

Итак, начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа.

§ 3 Начальная форма слов-названий действий

Прочитайте стихотворение:

Боится идти на рыбалку рыбак.

Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак? -

… К реке не подходит

Трусишка Федот

С тех пор, как прослышал,

Что рыба…

Очень смешное стихотворение! А делает его смешным слово КЛЮЁТ. Это слово имеет несколько значений. Найдём его в Толковом словаре. Теперь мы знаем, что слова в словаре стоят в начальной форме, и легко отыщем форму КЛЕВАТЬ.

Это слово-название действия отвечает на вопрос что делать? Следовательно, слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Итак, следует запомнить, что в словарях слова расположены по алфавиту и стоят в начальной форме. Начальная форма слова-названия предмета - это форма единственного числа, вопросы кто? что? Начальная форма слова-названия признака - это форма мужского рода единственного числа. Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
  3. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Использованные изображения:

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа , класс , ночь .

Для прилагательных - ед.ч., м. р., например: синий , зимний , лисий .

Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И.п., например: десять , сто ,
для порядковых - ед.ч., м.р., И.п., например: второй , сотый .

Примечание:

Для глаголов * начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться , думать , играть .

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить .
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный . Подробнее о природе причастия см.

Форма слова - важнейшее понятие русского языка. По ней судят о грамматическом значении, изменяемости или неизменяемости лексической единицы. Ошибки в форме слова нередки: кто-то путает ее с однокоренным словом, кто-то не знает, как образуется начальная форма, а кто-то не умеет ее изменять.

Определение понятия

Практически любой части речи свойственно изменение. Так, глагол имеет формы времени, числа или лица; существительное, прилагательное, местоимение изменяются по падежам и числам. Все эти значения заключены в словоформе. Нужная форма слова реализуется через окончание (флексию). Здесь следует ввести еще одно понятие: парадигма - это цепочка словоформ.

Например, при изменении глагола решать по временам (решаю - решал - буду решать) изменяются окончания. То же самое происходит и при изменении его по лицам: решаю - решаешь - решает; и числам: решаю - решаем, решаешь - решаете, решает - решают.

Теперь возьмем для примера именную часть речи - существительное день. Изменим его по падежам (возьмем не все, только три): день (именительный), дня (родительный), днем (творительный), о дне (предложный). Теперь по числам: день (ед.ч.) - дни (мн.ч.).

Имя прилагательное, кроме изменения по падежам и числам, возможно изменить по родам: красивый стол - красивая мебель - красивое панно .

Зная, что такое форма слова, можно сказать, что оно стоит в определенном падеже, относится к тому или иному склонению или спряжению, лицу или числу. Через это понятие слово реализуется грамматически.

К примеру, в предложении Лодка отчалила от крутого берега слово отчалила имеет форму прошедшего времени, женского рода, единственного числа, следовательно, это глагол. По окончанию мы можем сказать, что слово это - женского рода. Теперь посмотрим на слово берега . Оно отвечает на вопрос чего?, следовательно, является существительным. Кроме того, можно определить падеж (родительный), число (единственное), род (мужской) и склонение (второе).

Начальная форма

Еще одно понятие русского языка - начальная форма слова. Это закрепленное грамматическое оформление лексемы. Так оно зафиксировано в словарях. Примечательно, что у частей речи эти характеристики различны.

Существительное - именительный падеж, единственное число (пень, слушатель, книга, телефон, облако) .

Прилагательное - именительный падеж, единственное число, мужской род (деревянный, дубовый, чайный, великолепный) .

Числительное, если оно количественное, должно стоять в именительном падеже (двадцать, шесть, сто сорок один) , порядковое же, аналогично прилагательному в мужском роде, - в единственном числе, именительном падеже (двадцатый, шестой, сто сорок первый ).

Начальная форма слова-местоимения зависит от его разряда. Не секрет, что эти части речи подразделяются в зависимости от того, к какой части речи тяготеют. Поэтому для местоимений-существительных это будет форма существительного, аналогично - для местоимений-прилагательных и числительных. Исключение - местоимение, не имеющее формы именительного падежа: себя, себе, собой .

Глагол - инфинитив, т.е неопределенная форма, при которой ставятся вопросы что делать? что сделать?: (шить, стирать, иметь, сесть, взорвать, улыбнуться).

Что касается причастий, то у них начальная форма определяется согласно определению. К сожалению, это достаточно спорная часть речи: некоторые лингвисты выделяют ее в отдельную, и тогда начальная форма - единственное число, именительный падеж, мужской род (танцующий). Но если вы разделяете точку зрения ученых, считающих причастие лишь формой глагола, то в качестве начальной формы необходимо указать инфинитив (танцевать) .

Особняком от всех в этом вопросе стоят неизменяемые части речи - деепричастие и наречие. Что такое форма слова? Это его изменение. Соответственно, эти слова данной характеристики не имеют: быстро, вдвойне, горячо, рисуя, увлекшись. Тут следует сделать оговорку, как в предыдущем абзаце: если деепричастие позиционируется как глагольная форма, то его начальная форма будет инфинитивом: рисуя - рисовать .

Форма и однокоренное слово

Следует понимать, что такое форма слова, говоря об однокоренных словах. Последние образуются с помощью словообразующих морфем: приставки либо суффикса. В изменении же словоформы участвует исключительно окончание.

Для примера приведем слово человек . Изменение его формы: человека - человеку - человека - человеком - о человеке . Слова различаются лишь флексиями. Лексическое значение неизменно. Теперь подберем однокоренные слова: человечек, очеловечивание, человечность . Эти слова уже имеют различные лексические значения и отличаются друг от друга наличием суффиксов и приставок (очеловечивание).

Особые случаи

В русском языке есть особые случаи, названные «несвободность» форм - это такое явление, при котором полностью формообразующую цепочку составить невозможно.

К примеру, к слову кочерга затруднительно подобрать форму множественного числа, от прилагательного красть невозможно образовать страдательное причастие несовершенного вида по принципу рисовать - рисуемый . Зная, что такое форма слова и ее цепочка, вы избежите ошибок в этом вопросе.

Русский язык Тема: Начальная форма слова Цели: научить учащихся определять начальную форму слов – названий признаков, изменять слова – названия признаков по родам; научить сравнивать разные формы одного и того же слова. Ход урока 1. Организационный момент Мы за парты сядем дружно, А шуметь совсем не нужно! Сели прямо, ноги вместе! Класс затих. Вздохнули дружно, Ведь урок начать нам нужно! 2. Чистописание. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока рр ры ра ро ру рыбы рыбу рыбой рыбе - Что мы записали? Разные слова или формы одного и того же слова? + Формы. - Докажите. Что меняется во всех словах? + Окончание - Назовите начальную форму этих слов. + Рыба. - Как находится начальная форма слов – названий предметов? + Нач. ф. отвечает на вопрос кто? что? И стоит в ед.ч. - Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? + О начальной форме. - О начальной форме каких слов вы сейчас должны сказать сами. 3. Работа по теме урока. а) учебник: № 48 (ч.1, с.73) - Прочитайте «Дразнилку». Перечитайте первую часть «Дразнилки». Докажите, что один из тех, кто дразнится, точно мальчик. + По окончаниям слов нечестный, чумазый можно сказать, что это слова мужского рода, значит, адресованы мальчику. - А почему мы не можем определить, второй ребёнок – это мальчик или девочка? + По окончаниям слов вруша, хрюша непонятно, какого рода эти слова: они могут быть адресованы и мальчику, и девочке.
- Перечитайте вторую часть «Дразнилки». Сможете сказать, что второй ребёнок – тоже мальчик? Какая часть слова вам помогла догадаться? + Определить это нам снова помогли окончания – нулевые окончания слов: сам веник, сам вареник. Если бы речь шла о девочке, окончания у первых бы слов были бы другими: сама ты веник, сама ты вареник. - Вернёмся к первой части, к словам нечестный, чумазый. Кто догадался, о начальной форме каких слов мы сегодня будем говорить? + О начальной форме слов – названий признаков предметов. Физминутка Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква О свернусь, И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке, И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь. б) учебник: № 49 (с 74 -75) - Спишите стихотворение и устно проверьте трудные написания. Вспомните, в какой форме стоят слова в словаре? + Всегда в начальной форме. - Как же найти слова ужа в Толковом словаре? + Его нужно поставить в начальную форму – уж. (далее – по заданию) - Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши. Итак, теперь мы знаем, что в отличие от слов – названий предметов, слова – названия признаков могут меняться по родам. А что значит, в отличие от слов – названий предметов? + Они по родам не изменяются. Они могут быть м.р., ж.р., ср.р. А признаки предметов не бывают определённого рода – они изменяются по родам в зависимости от слов – названий предметов, с которыми они стоят. - Найдите в Толковом словаре слова лубяная, ледяная. Какую форму слов вы там нашли? Какая начальная форма для слов – названий признаков? + Форма мужского рода, единственного числа. - А что такое –ая, -ое? (в словаре указаны окончания форм ж.р. и ср.р.) 4. Закрепление материала. Тетрадь для сам. Работы № 1: № 28, с.24 – сам. Работа 5. Подведение итогов урока. - Какая начальная форма у слов – названий предметов? - Какая начальная форма у слов – признаков предметов?
- Как могут изменяться слова – названия признаков предметов? - Кого бы вы оценили сегодня на уроке? Чтобы поставили за работу на уроке? Домашнее задание: ТПО № 1: № 25, с.20 – 21.

Данные об авторе

Попова Светлана Ивановна

Место работы, должность:

МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки, учитель начальных классов

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Цели деятельности учителя:

познавательные коммуникативные - личностные

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые ЦОР:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Краткое описание:

УМК "Перспективная начальная школа"

Тема: Начальная форма слова

Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.

Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

1.Сообщение темы и целей урока.

Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.

Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)

Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)

2. Работа над каллиграфией.

начальная форма

Как вы понимаете это словосочетание?

  1. . Актуализация опорных знаний

Рассмотрите картинку в учебнике.

Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)

А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)

А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).

Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.

В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.

Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)

3. Изучение нового материала

Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

Что за буква - и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука ; нет (кого? чего?) азбуки .

Какая форма слова начальная? (Азбука)

Как называется частичка слова -а, -и ? (Это окончания)

Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа

Работа в парах

Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.

нет высоты есть высота

Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота) .

Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.​

Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.

Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Все (какое?) зеленое.

Деревья (какие?) зеленые.

Травка (какая?) зеленая

Забор (какой?) зеленый

Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).

Назовите это слово. (Зеленый)

  • У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)
  • У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)

Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?

4. Гимнастика для глаз

5.Закрепление изученного материала (работа в группах)

Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки - в 1 группу, белые - во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

Дифференцированная работа

Карточка

Угадай и допиши названия животных.

Серый, хищный, жадный…….

Рыжая, хитрая, ловкая….

Косой, слабый, трусливый…..

Большой, косолапый……

Маленький, колючий……

Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….

6. Словарно-орфографическая работа.

Работа в печатной тетради: задание 26

Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)

Запомните словарные слова: билет, береза

7. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой урока мы работали?(Начальная форма слова)

Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)

Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.

Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

Ребята, спасибо большое за участие и работу.

В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

8. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 1: №27 с. 23