Образование и становление ссср кратко. Ссср - союз советских социалистических республик

Принесла большевистской России полную разруху. Для дальнейшего своего существования ей нужно было на кого-то опираться. В первую очередь это были ближайшие соседи: Украина, Белоруссия и Закавказье. Со своим заданием большевики справились. В итоге 30 декабря 1922 года на I съезде Советов произошло образование СССР. На нём был подписан договор о взаимоотношениях между центральной властью и союзными органами.

Предпосылки к образованию СССР носили следующий характер:

    В РСФСР власть принадлежала большевикам. В своём стремлении распространить её на союзные республики они добились большого успеха.

    На территории всех народностей был распространён русский язык.

    Всю огромную территорию связывала единая железнодорожная сеть.

Причины образования СССР

Причины образования СССР заключались в следующем:

    Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить.

    Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик.

    Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия.

    Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций.

    Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.

Этапы объединения

Основные этапы объединения в начальные годы формирования СССР представлены в таблице.

Название союза

Описание

Политический

Военно-политический союз между Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Белоруссией был подписан в форме декрета. На его основании общее военное командование проводилось из Москвы. Также оттуда осуществлялось управление объединёнными финансами.

Экономический

1920-1921 годы

Между союзными республиками были заключены хозяйственные договора. Сформированный орган ВСНХ находился в Москве и руководил всей промышленностью. Для этого был разработан Госплан, который курировал Кржижановский. Одновременно произошло создание Федерального комитета по развитию сельскохозяйственного производства и землепользования.

Дипломатический

Февраль 1922

В 1922 году в Генуе состоялось международная конференция по вопросам послевоенного восстановления стран Европы. Туда была послана делегация, состоящая из представителей союзных республик.

Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны

Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была , а другая .

Сталинская формулировка состояла в следующем :

  1. Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР.
  2. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве.

Точка зрения Ленина состояла в следующем :

  1. Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах.
  2. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза.

В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.

Как показало время, Ленинская точка зрения через 70 лет привела к развалу объединения.

Трудности объединения

Уже первые шаги по объединению показали, насколько это был трудный процесс. На основании соглашения между союзными республиками большинство отраслей промышленности было подчинено наркоматам РСФСР.

Такое положение дел вызвало недовольство со стороны остальных республик. Фактически, делегировав власть, они лишались возможности принимать самостоятельные решения. При этом шла декларация о независимости республик в сфере управления. У Сталина стали возникать трудности по продвижению идеи вхождения республики в состав РСФСР на правах автономий.

В это время Ленин выдвинул свою концепцию объединения всех республик на равноправных началах. Название такого образование сначала было предложено Союз Советских Республик Европы и Азии, но потом изменено на СССР. Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности. Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.

Образование СССР

Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.

Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики:

  • РСФСР;
  • Украина;
  • Белоруссия:
  • республики Закавказья.

На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор.

В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились:

  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Туркмения;
  • Грузия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Эстония;
  • Молдавия.

Некоторое время входила Финская республика.

В декларации отражалась политика Советского государства. Декларировались его цели на будущие годы.

Некоторые цитаты гласили следующее:

  1. В нынешнее время весь мир разделён на 2 лагеря: и .
  2. Основным чаянием СССР является мировая революция.
  3. Любой республике, ставшей на социалистический путь развития, открыт доступ в СССР.
  4. Звучал призыв к объединению мирового пролетариата против капиталистической системы.

Первая конституция

Документ был принят на II съезде Советов. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы:

  1. Внешняя и внутренняя торговля.
  2. Вопросы войны и мира.
  3. Руководство вооружёнными силами.
  4. Экономические вопросы и формирование бюджета страны.
  5. Законодательная инициатива.
  6. Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.

Органы власти

В Конституции были утверждены органы власти:

    Верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. Только он имел право закреплять Конституцию или вносить в неё изменения. Избирался он от городских Советов.

    Центральный Исполнительный Комитет осуществлял правление государством в перерыве между съездами. Он состоял из Совета национальностей и Союзного совета.

    Президиум ЦИК СССР решал вопросы государства между сессиями ЦИК.

    Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, заместителя и десяти человек наркомов.

Республики имели возможность выражать свои интересы через органы власти, такие как Президиум ЦИК СССР и Совет национальностей. Согласно Конституции, основная власть сосредотачивалась в центре. Таким образом, оттуда мог осуществляться руководство всеми союзными республиками.

Основные посты всех центральных и союзных органов занимали большевики. В итоге партия осуществляла тотальный контроль над деятельностью вновь созданного государства.

Руководители страны

Весь список руководителей СССР с момента его становления до развала представлен в таблице.

Период руководства

Занимаемая должность

1917–1921 и 1924

В первый период занимал пост

Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем 1 год

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

За время правления занимал 4 высших поста в государстве: Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии; Советского Союза; Председатель Совета Министров СССР.

Маленков

Председатель Совета Министров СССР.

Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Андропов

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Черненко

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Горбачёв

1985–1991 и 1991

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, а позже президент СССР.

Значение и последствия образования СССР

В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории. В кратчайшие сроки была проведена промышленности и сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами. Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны.

Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире. Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго. , начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР ОБРАЗОВАНИЕ СССР

ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.
В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) , будучи унитаристом (см. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО) , как Маркс (см. МАРКС Карл) и Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих) , писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма (см. ФЕДЕРАЦИЯ) , правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения (см. БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ) , был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.
Образование РСФСР
Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (см. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА) и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи - РСФСР.
В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК. (см. ВЦИК)
Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.
РСФСР и другие республики - пути их сближения
Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия» советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков.
С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.
Далее последовала череда двухсторонних соглашений: между РСФСР и Азербайджаном (сентябрь 1920), Украиной (декабрь 1920) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности. На стадии этих промежуточных, подготовительных для создания более тесного союза соглашений, имели место конфликты между республиками и РСФСР, игравшей до появления союзных органов власти и управления роль центра. Наиболее активными в этом отношении были Украина и Грузия. Хотя конфликты улаживались в «партийном порядке», большинство решений российской коммунистической партии тех лет ориентировалось на создание в будущем унитарного государства.
Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов и ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух качествах - как орган власти одной республики и как общефедеральный центр. При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.
Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.
После снятия блокады Антанты (см. АНТАНТА) РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина - с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции (см. ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.
Борьба по поводу формы построения нового союза
К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик - Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922 для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М. В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич) пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.
Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был подготовлен И. В. Сталиным (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) и 23-24 сентября 1922 одобрен комиссией ЦК РКП(б), хотя отношение к нему в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним переходили на положение автономий в рамках РСФСР.
Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина, и новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжал настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято).
30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР и 33 - от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В Декларации говорилось, что СССР - добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. В Договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция федерального центра была определена весьма подробно - она насчитывала 22 пункта, что свидетельствовало о векторе на централизацию. Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания союзных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, применение и дополнение союзного Договора подлежали исключительно ведению съезда Советов СССР. Съезд избрал первый ЦИК СССР, президиуму которого было поручено подготовить проекты положений о наркоматах СССР, СНК СССР, ЦИК СССР. Окончательная легитимизация союзного государства была оформлена принятием после серьезных дискуссий на II съезде Советов СССР 31 января 1924 Конституции СССР.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ОБРАЗОВАНИЕ СССР" в других словарях:

    Запрос «Советская история» перенаправляется сюда. См. также статью о фильме «Советская история‎» (2008). История России … Википедия

    Распад Российской империи и образование СССР период российской истории с 1916 по 1923 (иногда по 1924), характеризующийся процессами образования на территории бывшей Российской империи различных государственных образований,… … Википедия

    Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …

    Научно технический потенциал СССР В СССР создан значительный и быстро растущий научно технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно технический уровень общественного… … Большая советская энциклопедия

    Запрос «Советская Россия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Флаг РСФСР Герб РСФСР Девиз: Пролетари … Википедия

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). К началу 20-х годов все более очевидными становились идущие между ними интеграционные процессы – началось образование СССР.

Причины образования СССР:

1. После окончания интервенции и гражданской войны молодые советские республики оказались во враждебном окружении. Перспектива новых вооруженных конфликтов требовала сплочения сил.

2. Революционные потрясения привели к глубочайшему экономическому кризису по всей территории бывшей Российской империи. Поскольку экономики советских республик дополняли друг друга, их политическое объединение могло помочь решить и экономические проблемы.

3. Союз советских республик должен был стать прообразом и ядром будущего глобального государства, которое должно было возникнуть после мировой революции.

Предпосылки образования СССР:

· Наличие устойчивой исторической традиции совместного проживания народов большинства республик – осколков Российской империи.

· Власть в формально независимых государствах принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП (б).

· Единство официального языка.

· Общая железнодорожная сеть и т.д.

В большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. И.В. Сталин подготовил проект вхождения советских республик в РСФСР на правах автономных объединений («план автономизации »). Но В.И, Ленин подверг этот план резкой критике, так как такой Советский Союз слишком напоминал бы бывшую империю и был бы малопривлекателен для вступления в него новых государств. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав («план федерации »). При этом за каждой республикой должно сохраниться право свободного выхода из государственного союза – право наций на самоопределение. ЦК РКП (б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

«План автономизации» был частично реализован лишь в отношении республик Закавказья, которые вошли в состав СССР единой федерацией (ЗСФСР). Такое положение дел вызвало резкий протест грузинского ЦК, а затем и острое столкновение с центральным правительством в лице С. Орджоникидзе («грузинское дело »). Конфликт был улажен после вмешательства в события Ф.Э. Дзержинского.

Актом учреждения нового государства – Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 г. между четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерацией. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Фактически СССР был не федеративным, а унитарным государством.

Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов , а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей – и имел свой руководящий орган – Президиум ЦИК. Высшим исполнительным и административным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР. Эти положения были закреплены в принятой 31 января 1924 г. первой Конституции СССР.

В первые годы своего существования СССР находился в постоянном развитии. В 1925 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.

Значение образования СССР:

1. Произошло значительное укрепление обороноспособности советских республик.

2. Укрепилось их экономическое положение, ускорилось развитие промышленности.

3. Создание СССР создало условия для дальнейшей централизации власти в стране. Усилились тоталитарные тенденции.

Внутрипартийная борьба в СССР в 20-е годы

Внутрипартийная борьба 1920-х гг. была не только продолжением дискуссии, начатой на X съезде партии («рабочая оппозиция » Шляпникова и Коллонтай). В ней переплелись поиск путей построения социализма и личное соперничество. Главными участниками этой борьбы стали И.В. Сталин и Л.Д. Троцкий.

I этап внутрипартийной борьбы (1923-1924 гг.). Осенью 1923 г. в СССР разразился первый хлебозаготовительный кризис. Представители левой оппозиции – Н. Осинский, Б. Преображенский, Л. Троцкий, Б. Пятаков – видели причины экономических проблем в отсутствии плана, случайности и бессистемности деятельности руководящих органов («заявление 46-ти»). Внутрипартийная дискуссия шла не только вокруг экономических проблем. Левой оппозиции противостоял «триумвират» Зиновьева, Каменева и Сталина. Опираясь на партийное большинство «триумвират» довольно легко разгромил левую оппозицию. В 1924 г. на XIII конференции РКП(б) группа Троцкого была осуждена за мелкобуржуазный уклон.
На развитие внутрипартийной дискуссии пытался воздействовать В.И. Ленин. Из-за тяжелой болезни с апреля 1922 г. его сменил на посту Генерального секретаря ЦК РКП (б) И.В. Сталин. Новый Генеральный секретарь изолировал еще сохранявшего работоспособность Ленина от участия в партийных делах. В период болезни, с декабря 1922 г. по март 1923 г., Ленин продиктовал ряд писем и статей, которые известны как «Политическое завещание ». В них он настаивал на сохранении элементов рынка в условиях строительства социализма. Едва ли не главной темой «Завещания» стало развитие сельской кооперации. 21 января 1924 г. В. И. Ленин скончался в Горках под Москвой от кровоизлияния в мозг.
Стремясь предостеречь членов партии от ошибки в выборе лидера, Ленин в «Письме к съезду » (конец 1922 г. - начало 1923 г.), дал личную характеристику ее деятелям. «Письмо к съезду» было зачитано на XIII съезде партии (май 1924 г.), однако ожидаемого эффекта оно не произвело.

II этап (1925-1926 гг.). Накануне начала II этапа, в январе 1925 г., Троцкий был снят с высших государственных постов председателя Реввоенсовета и Наркомвоенмора, но оставался в составе Политбюро.
Новый этап борьбы начался схваткой за власть между сторонниками Сталина и Бухарина, с одной стороны, и «новой оппозицией » (Каменев, Зиновьев), с другой.
На втором этапе внутрипартийной дискуссии обсуждались мероприятия по преодолению очередного экономического кризиса, а так же вопрос о необходимости немедленного проведения мировой революции.
Оппозиция проиграла, а ее лидер Г. Зиновьев был выведен из Политбюро.

III этап (1926-1927 гг.). Руководство страны считало, что преодолеть экономическую отсталость и укрепить обороноспособность государства можно было лишь на путях индустриализации. Сущность ее в понимании руководством партии и государства тех лет была сформулирована на XIV съезде ВКП (б) («съезд индустриализации»): превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их.
Причину экономических трудностей 1925 г. некоторые партийные руководители видели в ослаблении административных мер регулирования экономики. Ставился прямо вопрос о свертывании НЭПа и переводе всего народного хозяйства на «социалистические рельсы». С этой целью левая оппозиция предлагала директивно свернуть НЭП и ускорить индустриализацию.
С критикой оппозиции выступили Бухарин, Рыков, Сталин и другие, обвиняя Троцкого, Преображенского, Зиновьева и Каменева и их сторонников в желании осуществить индустриализацию за счет деревни.
7 ноября 1927 г. оппозиция, с которой была связана вдова В.И. Ленина Н.К. Крупская, выступила в прессе с критикой тоталитарных наклонностей Сталина и попыталась организовать демонстрации протеста. Однако контроль над ситуацией уже полностью находился в руках Сталина. Оппозиция была обречена на поражение.

IV этап внутрипартийной борьбы (1928 - 1929 гг.). Выход из кризиса НЭПа Сталин увидел в его свертывании и производственном кооперировании деревни – коллективизации, Бухарин («правая оппозиция ») – в нормализации экономики, повышении налогов на зажиточную часть деревни, гибкости в заготовительных ценах на хлеб, увеличении выпуска промтоваров. Умеренно либеральная позиция Бухарина получила поддержку ведущих экономистов. Однако, лишенный поддержки членов партии, он не мог противостоять Сталину. Кроме того, все более очевидной становилась угроза крупной войны в Европе и СССР нуждался в сильном ВПК.
В ноябре 1929 г. Бухарин, как «руководитель правых уклонистов», был выведен из состава Политбюро. Рыков и Томский предупреждены.

Причинами победы сталинского блока во внутрипартийной борьбе стали умелое манипулирование общественным мнением и установление контроля над партийным аппаратом.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это - созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения.


С другой стороны, участились требования работников некоторых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Предлагалось, в частности,- в связи с начавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием общего законодательства - объединить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И. В. Сталин , возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков и Н.Н. Нариманов. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР .

При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов. На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Национально-государственное строительство.

После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего, в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье (Дагестанская АССР, Горская АССР) и в Сибири (Якутская АССР, Бурят-Монгольская АССР). Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, заселенных преимущественно белорусами.

По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В результате присоединения новых земель площадь Белорусской ССР и численность ее населения увеличились более чем в 2 раза. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы. Вплоть до середины 30-х годов - времени принятия второй Конституции СССР - все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924 г.

Политика военного коммунизма в тандеме с последствиями Гражданской войны оказались для государства очень тяжелыми. В будущем страну ожидал еще больший кризис. Его первые «звоночки» прослеживались на Поволжье, в Сибири, Украине и на Кавказе с участием казаков и крестьян. Эти и многие другие факторы поспособствовали к становлению нового государства Советского Социалистического Союза Республик. Основные причины образования СССР кроются, прежде всего, в экономике, а также во внешней и внутренней политике, проводимыми государственным аппаратом ранее.

Основные причины образования СССР

К основным причинам образования Советского Социалистического Союза Республик необходимо относить следующие:
1.Внешнеполитические причины.
Государство во главе с коммунистической партией остро нуждалось в праве на независимость. Политика враждебно настроенных соседних стран поспособствовала бы еще большему ухудшению экономической ситуации. Кроме того, незначительная территория республик, в будущем вошедших в состав СССР, и отсутствие центральной власти не позволили бы им проявить себя на международной арене. Государства, как никогда, нуждались в сильном лидере.
2.Экономические причины.
Географические положение республик, входящих в состав СССР обуславливало необходимость в заключение торговых сделок и создании хозяйственных связей. Также следует отметить, что Гражданская война и революция заметно подорвали экономику Россию. Восстановить ее намного проще и быстрее было совместными усилиями нескольких республик. Экономический фундамент – одна из основных характеристик сильного государства.
3.Территориальные причины.
Близкое расположение республик одна к другой являлось одной из основных причин их объединения в единое государство. Благодаря этому у населения появилась возможность свободно перемещаться в пределах одной большой страны, а у государства – возможность организовать бесперебойную поставку сырья и товаров между республиками.
4.Культурно-исторические причины .
Несколько столетий подряд, республики, вошедшие в состав СССР, придерживались практически одинаковых традиций. Исторические корни у народов также были схожи. Благодаря этому объединение разных национальностей в одну большую державу прошло безболезненно для каждого из народов.
5.Политические причины.
Февральская и Октябрьская революции в республиках привели к изменениям в системе правительственного аппарата, которые имели некоторую схожесть между собой. Партийное единство стало решающим фактором в процессе объединения.
Предпосылки для объединения республик формировались на протяжении многих веков. Именно поэтому мнение о том, образование СССР произошло только лишь благодаря инициативе представителей партийного аппарата, считается ошибочным. Естественно, что их вклад в формирование единой могущественной державы все равно был достаточно весомый. Национальная политика в России имела одно из главных значений, так как большая часть граждан, живших на ее территории, имели нерусские корни. Большевики как никто другой отстаивали право наций на их самоопределение.
В состав бывшей Российской Империи вошли 185 национальностей и народностей. У каждой из них был свой уникальный исторический путь. Но впитав культурное наследие друг друга, они смогли объединиться в одно сильное государство, показавшее себя истинным лидером на мировой арене в период своего существования.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР:
РСФСР;
Украинская республика.
Белорусская республика;
Закавказская Федерация.
Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик.
Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

1.Подарок «с секретом» от советских школьников.
В далеком 1945 году американский посол получил от советских школьников весьма необычное деревянное панно, изготовленное из ценных пород дерева. За основу изображения был взят герб США, что и подкупило американца принять такой дар. Однако подарок оказался с небольшим «секретом». Ни сам посол, ни школьники не знали о том, что в панно было вмонтировано подслушивающие устройство. Его разработал Лев Термен.
Целых восемь лет спецслужбы имели возможность прослушивать абсолютно все разговоры в кабине американского посла. Когда «жучок» был обнаружен, устройство было передано в ООН. Американцы позиционировали свою находку как яркое доказательство разведывательной деятельности, ведущей СССР. Сам принцип прослушки был разгадан несколько позже.
2. Гитлер с медалью.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны активное участие в боевых действиях принимал красноармеец-пулемётчик Семён Константинович Гитлер. За совершение подвига воин был представлен медали «За боевые заслуги».
Впоследствии в базе данных «Подвиг народа» сообщалось, что медалью был награжден вовсе не Гитлер, а Гитлев. До сих пор не известно, специально либо же по случайному стечению обстоятельств боец «сменил» свою фамилию.
3.«Пластинки на костях».
Запрещенная в Советском союзе музыка записывалась на старые рентгеновские снимки. Поклонники западных музыкальных композиций могли достать материал совершенно бесплатно. Медперсонал, наоборот, был даже благодарен за то, что им помогали разгружать архивы.
4.Налог на бездетность.
С ноября 1941 года бездетные мужчины от 20 до 50 и женщины в возрасте от 20 до 45 лет обязывались платить налог на бездетность.
5.Запоздалый» Новый год.
Распад СССР вызвал неразбериху в политическом аппарате. Вопрос о том, кто должен быть говорить поздравление с Новым 1992 годом, вызывал некоторые затруднение. В итоге было решено поручить это ответственное задание юмористу Михаилу Задорнову. Однако, сатирик так увлекся своей речью, что окончил поздравление на минуту позже отведенного времени. Это и стало причиной того, Новый 1992 год для граждан уже бывшего СССР наступил позже, нежели для остальных.