Модель и моделирование. Классификация информационных моделей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ключевые слова модель моделирование цель моделирования натурная (материальная) модель информационная модель формализация классификация информационных моделей

3 слайд

Описание слайда:

Модели и моделирование Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект - прототипом или оригиналом. К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик исследуемый объект слишком мал процесс протекает очень быстро Двигатель внутреннего сгорания процесс протекает очень медленно Геологический процесс исследование опасно для окружающих Ядерный взрыв создание реального объекта дорого Макет здания Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Муляж Макет Словесное описание формула, чертеж, схема Натурная Информационная Модель Информационная модель - описание объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.

4 слайд

Описание слайда:

Этапы построения информационной модели Объект и цель моделирования Информационная модель Связь между свойствами и основными частями объекта. Словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. Формализация Существенные признаки объекта Анализ условия задачи Реальный объект

5 слайд

Описание слайда:

Пример построения информационной модели Иван к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Это 42 строки. Сколько потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку Иван может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 5 секунд больше, чем на запоминание предыдущей строки? Объект моделирования Цель моделирования Процесс запоминания Формула расчета времени Арифметическая прогрессия: a1=5, d = 5, n= 42

6 слайд

Описание слайда:

Физическая Экологическая Экономическая Социологическая Статическая Динамическая Образная Знаковая Смешанная Временной фактор Предметная область Форма представления Классификация информационных моделей

7 слайд

Описание слайда:

Знаковая модель Описание природы лета в июне. Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15 +17° C. Классификация информационных моделей program n_16; var i, n: integer; a, y: real; begin writeln ("Возведение в степень"); write ("Введите основание a>>"); readln (a); write ("Введите показатель n>>"); readln (n); y:=1; for i:=1 to n do y:=y*a; writeln ("y=", y) end.

8 слайд

Описание слайда:

Образная модель Поленов В. Д. Московский дворик Классификация информационных моделей

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Цель моделирования определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели - описания объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации. Формализация - процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью. Информационные модели: образные, знаковые и смешанные. Самое главное

11 слайд

Описание слайда:

Вопросы и задания Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний: а) одному объекту может соответствовать несколько моделей; б) одна модель может соответствовать нескольким объектам. Приведите примеры натурных и информационных моделей. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для: а) представления объектов окружающего мира; б) объяснения известных фактов; в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах; г) прогнозирования; д) управления. Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека. Приведите пример информационной модели: а) ученика вашего класса; б) игрока баскетбольной команды; в) пациента ветеринарной лечебницы; г) квартиры жилого дома; д) книги в библиотеке; е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью); ж) города. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации? Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

12 слайд

Описание слайда:

Опорный конспект Натурная Информационная Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Модель Предметная область Временной фактор Форма представления Классификация моделей

Ключевые слова модель моделирование цель моделирования натурная (материальная) модель информационная модель формализация классификация информационныхмоделей

  • 3. Модели и моделирование Модель - это новый объект, который отражает Одним из методов познания объектов окружающего мирасущественные с точки зрения цели моделирования признакиявляется моделирование, состоящее в создании иизучаемого предмета, процесса или явления.исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Моделирование - метод познания, заключающийся вОбъект-заменитель принято называть моделью, а исходныйсоздании и исследовании моделей.объект - прототипом или оригиналом. К созданию моделейприбегают, когда исследуемый объект слишком велик процесс протекает очень быстро процесс протекает очень медленно исследование опасно объектамал создание реального для окружающих дорого Модель Модель Натурная Натурная Информационная Информационная Муляж Муляж Словесное описание Словесное описание Макет Макет формула, чертеж, схема формула, чертеж, схема Информационная модель - описание объекта- оригинала на одном из языков кодирования информации. Ядерный взрыв Двигатель внутреннего сгорания Геологический процесс
  • 4. Этапы построения информационной модели Реальный объект Реальный объект Анализ условия Анализ условия задачи задачи Объект и цель моделирования Объект и цель моделирования Существенные Существенные Связь между свойствами Связь между свойствами признаки объекта признаки объекта и основными частями объекта. и основными частями объекта. Словесное описание, таблица, Словесное описание, таблица, Формализация Формализация рисунок, схема, чертёж, формула, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. алгоритм, программа. Информационная Информационная модель модель
  • 5. Пример построения информационной модели Иван к уроку литературы должен выучить наизусть трипервые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «ЕвгенийОнегин». Это 42 строки. Сколько потребуется времени навыполнение этого задания, если первую строку Иван можетзапомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующейстроки ему требуется времени на 5 секунд больше, чем назапоминание предыдущей строки? Объект моделирования Объект моделирования Процесс запоминания Процесс запоминания Цель моделирования Цель моделирования Формула расчета времени Формула расчета времениАрифметическая прогрессия: 2a 1 +d (n−1) S n= n a1=5, d = 5, n= 42 2
  • 6. Классификация информационных моделей Физическая Физическая Предметная Предметная Экономическая Экономическая область область Экологическая Экологическая Социологическая Социологическая Динамическая Динамическая Временной Временной фактор фактор Статическая Статическая Знаковая Знаковая Форма Форма Образная Образная представления представления Смешанная Смешанная
  • 7. Классификация информационных моделей Знаковая модель Знаковая модель program n_16; природы лета в июне. Описание Пришло var i, n: Июнь. Природа летом цветет, поспевает, лето. integer; a, y: real; S=√ p⋅(p−a)⋅(p−b)⋅(p−c) beginсады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом writeln (Возведение в степень);зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромныекорабли, тяжелые кучевые облака. a>>); write (Введите основание И хотя месяц май под readln (a);конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первыеиюньские write (Введите показатель n>>); дни нередко прохладные, порой дождливые.Огорчатьсяreadlnстоит, ведь затяжная пасмурная погода в не (n); y:=1;начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесеттеплые ветра, а высоко y:=y*a; for i:=1 to n do стоящее в небе солнце обеспечиттеплую и writeln (y=, y) жаркую погоду. В июне температура воздуха end.умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15+17° C.
  • 8. Классификация информационных моделей Образная модель Образная модель Поленов В. Д. Московский дворик
  • 9. Классификация информационных моделей Смешанная модель Смешанная модель
  • 10. Самое главное Модель - это новый объект, который отражает существенныес точки зрения цели моделирования признаки изучаемогопредмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся всоздании и исследовании моделей. Цель моделирования определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенномили увеличенном виде воспроизводящие внешний вид,структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели - описания объекта-оригинала наодном из языков кодирования информации. Формализация - процесс замены реального объекта егоформальным описанием, т. е. его информационной моделью. Информационные модели: образные, знаковые исмешанные.
  • 11. Вопросы и задания В приведённом перечне моделей укажите те, которыемогут использоваться для: Перечислите на построения информационной модели. Приведите пример информационной моделей Подтвердите виды информационных модели: в Опишите этапы Что такое модель? Приведите примеры натурных и информационных примерах справедливость а) представления объектов окружающего мира;зависимости от формы представления информации обследующих высказываний: В чём суть случаяхкласса; а) ученика вашего используется моделирование? В каких этапа формализации? моделей. б) одному объекту может соответствовать несколько а) объяснения известныхкоманды;объекте моделирования. фактов; б) игрока баскетбольной Приведите гипотез информационных знаний об в) проверкипримерыи получения новыхмоделеймоделей;каждого вида. ветеринарной лечебницы; в) пациентаисследуемых объектах; соответствовать нескольким б) одна модель может г) квартиры жилого дома;объектам. г) прогнозирования; д) книги в библиотеке; д) управления. е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью); Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки ж) города.движения воздушных масс; расписание движенияпоездов; модель полёта самолёта новой конструкции ваэродинамической трубе; схема строения внутреннихорганов человека.
  • 12. Опорный конспект Модель - это новый объект, который отражает существенные сточки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета,процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в созданиии исследовании моделей. Натурная Натурная Модель Модель Информационная Информационная Предметная область Предметная область Классификация Классификация Временной фактор Временной фактор моделей моделей Форма представления Форма представления
  • Источники информации1. http://www.alaska.amedd.army.mil/dentac/content/Atom1.gif - модель атома2. http://cvt-a.ru/pics/Image/earth.jpg - фото Земли из космоса3. http://www.box-m.org/uploads/posts/2009-04/1239701360_3.jpg - двигатель внутреннего сгорания4. http://s57.radikal.ru/i156/1109/44/602ebdd6d78d.jpg - ядерный взрыв5. http://www.74dom.ru/pics/uploads/docs/v.dom_Turgoyak/b.jpg - макет здания6. http://www.artprojekt.ru/gallery/polenov/Pic/02.jpg - Московский дворик7. http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_2748.jpg - Кремль8. http://www.map4gps.ru/images/stories/tulaobl/novomoskovsk-map-navitel.jpg - карта Новомосковска9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/20/59020590_207301879.jpg - Амурский тигр10. http://mostevent.ru/files/slovar/diagramma_2.gif - диаграмма11. http://www.nipinfor.ru/images/upload/04143020.gif - геологическая модель
  • Знаковые модели

    1) проверка изученного материала по вопросам к §1.1;

    2.Что такое модель? В каких случаях используется моделирование?

    3.Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:

    а)одному объекту может соответствовать несколько моделей;

    б)одна модель может соответствовать нескольким объектам.

    4.Приведите примеры натурных и информационных моделей.

    5.В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

    а)представления объектов окружающего мира;

    б)объяснения известных фактов;

    в)проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;

    г)прогнозирования;

    д)управления.

    Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.

    6. Приведите пример информационной модели:

    а)ученика вашего класса;

    б)игрока баскетбольной команды;

    в)пациента ветеринарной лечебницы;

    г)квартиры жилого дома;

    д)книги в библиотеке;

    е)диска с аудиозаписями музыкальных произведений;

    ж)города.

    7.Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

    8.Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

    1.2.1. Словесные модели

    Словесные модели

    Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:

    Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;

    Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце.

    Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий, в учебнике географии - модели географических объектов и природных процессов, в учебнике биологии - модели объектов животного и растительного мира.

    Произведения художественной литературы - это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

    Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значении, синонимия, омонимия и т. п., придают человеческому общению выразительность, эмоциональность, красочность. Вместе с тем наличие этих особенностей делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек - компьютер»).

    1.2.2. Математические модели

    Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

    математическими моделями.

    Язык математики представляет собой совокупность множества формальных языков; с некоторыми из них (алгебраическим, геометрическим) вы познакомились в школе, другие сможете узнать при дальнейшем обучении.

    Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами, записав соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования. В школьном курсе физики рассматривается много функциональных зависимостей, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.

    Пример 1. Зависимость координаты тела от времени при прямолинейном равномерном движении имеет вид:

    X = х 0 + v x t.

    Изменение координаты тела х при прямолинейном равноускоренном движении в любой момент времени t выражается формулой:

    С помощью языка алгебры логики строятся логические модели - формализуются (записываются в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Путём построения логических моделей удаётся решать логиче кие задачи, создавать логические модели устройств и т. д.

    Пример 2. Рассмотрите электрические схемы (рис. 1.3).

    На них изображены известные вам из курса физики последовательное и параллельное соединения переключателей. В первом случае, чтобы лампочка загорелась, должны быть включены оба переключателя. Во втором случае достаточно, чтобы был включён один из переключателей. Можно провести аналогию между элементами электрических схем и объектами и операциями алгебры логики:


    Спроектируем электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе председателя и двух рядовых членов. При голосовании «за» каждый член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если члены комиссии проголосуют за него единогласно либо если свои голоса «за» отдадут председатель и один из рядовых членов комиссии. В этих случаях загорается лампочка.

    Упростим полученное логическое выражение:

    F(Ay В, C) = A&B&{Cv1)vA&C = A&B&1vA&C = A&BvA&C = A&(BvC). Мы получили логическую модель, позволяющую построить схему проектируемой электрической цепи, изображённую на рис. 1.4.


    1.2.3. Компьютерные математические модели

    Многие процессы, происходящие в окружающем нас мире, описываются очень сложными математическими соотношениями (уравнениями, неравенствами, системами уравнений и неравенств). До появления компьютеров, обладающих высокой скоростью вычислений, у человека не было возможности проводить соответствующие вычисления, на счёт «вручную» уходило очень много времени.

    В настоящее время многие сложные математические модели могут быть реализованы (Реализация математической модели - это расчёт состояния (выходных параметров) моделируемой системы по формулам, связывающим её входные и выходные параметры) на компьютере. При этом используются такие средства, как:

    Системы программирования;

    Электронные таблицы;

    Специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования.

    Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями .

    Средства компьютерной графики позволяют визуализировать результаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.

    С помощью ресурса «Демонстрационная математическая модель» (119324) вы сможете смоделировать полёт снаряда, выпущенного из пушки при различных исходных данных (http://sc.edu.ru/).

    Особый интерес для компьютерного математического моделирования представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются многочисленные системы массового обслуживания: билетные кассы, торговые предприятия, ремонтные мастерские, служба «Скорой помощи», транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахерскую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заявки заранее предсказать нельзя - это случайные величины.

    Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

    Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется многократный «прогон» моделей со случайными исходными данными, генерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитационное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быстрее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.

    С помощью ресурса «Демонстрационная имитационная модель» (119425) вы сможете смоделировать ситуацию в системе массового обслуживания - магазине (http://sc.edu.ru/).

    САМОЕ ГЛАВНОЕ

    Словесные модели - это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.

    Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями .

    Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями.

    Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

    Вопросы и задания

    1.Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

    2.Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

    3.Вспомните басни И. А. Крылова: «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор?

    4.Решите, составив математическую модель, следующую задачу. Теплоход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

    5.Требуется спроектировать электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе трёх членов. При голосовании «за» член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если оно собирает большинство голосов. В этом случае загорается лампочка.

    7.В середине прошлого века экономисты оценили ежегодный объём вычислений, необходимых для эффективного управления народным хозяйством страны. Он составил 1017 операций. Можно ли справиться с таким объёмом вычислений за год, если привлечь к работе миллион вычислителей, каждый из которых способен выполнять одну операцию в секунду?

    8.Приведите примеры использования компьютерных моделей. Найдите соответствующую информацию в сети Интернет.

    9.В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов найдите лабораторную работу «Изучение закона сохранения импульса». В её основу положена математическая модель, описывающая движение тела, брошенного под углом к горизонту, с последующим делением тела на два осколка. Экспериментально проверьте закон сохранения импульса, выполнив работу согласно имеющемуся в ней описанию.

    10. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов найдите игру «Равноплечий рычаг». Изучите правила игры. Вспомните физическую закономерность, положенную в её основу. Попытайтесь «победить» компьютер и сформулировать выигрышную стратегию.

    В процессе рассмотрения материала урока выполнить № 4–6 к §1.2.

    Домашнее задание. §1.2; вопросы № 1–3, 7, 8 к параграфу; № 68, 69, 70 в РТ. Дополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем – «Разнообразие моделей, изучаемых в школе􀂪 (с использованием № 68 в РТ), «Примеры использования компьютерных моделей􀂪 (на примере № 8 в учебнике).

    § 1.1. Моделирование как метод познания

    Вопросы и задания: Моделирование как метод познания

    1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

    2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование?

    3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:

      а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
      б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

    4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.

    5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

      а) представления объектов окружающего мира;
      б) объяснения известных фактов;
      в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;
      г) прогнозирования;
      д) управления.

    Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.

    6. Приведите пример информационной модели:

      а) ученика вашего класса;
      б) игрока баскетбольной команды;
      в) пациента ветеринарной лечебницы;
      г) квартиры жилого дома;
      д) книги в библиотеке;
      е) диска с аудиозаписями музыкальных произведений;
      ж) города.

    7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

    8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

    9. Ознакомьтесь с ЗБ-моделями, размещёнными в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.sc.edu.ru/). К какому классу моделей их можно отнести?

    Вопросы и задания. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для: а) представления объектов окружающего мира; б) объяснения известных фактов; в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах; г) прогнозирования; д) управления. Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний: а) одному объекту может соответствовать несколько моделей; б) одна модель может соответствовать нескольким объектам. Приведите примеры натурных и информационных моделей. Приведите пример информационной модели: а) ученика вашего класса; б) игрока баскетбольной команды; в) пациента ветеринарной лечебницы; г) квартиры жилого дома; д) книги в библиотеке; е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью); ж) города. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

    Слайд 11 из презентации «Моделирование как метод познания»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Моделирование как метод познания.ppt» можно в zip-архиве размером 2719 КБ.

    Скачать презентацию

    Познание

    «Пути познания мира» - Научное познание. Мутация. Методы используются в комплексе. Пути познания мира. Проблемное задание. Знание ради знания. Теоретические систематизированные взгляды. Инструменты. Роль науки в современном мире. Познание мира. Эмпирическое познание. Рентгеновские лучи. Изображение костей. Формы и методы современного научного познания.

    «Мифологическое познание» - Ненаучное познание. Народная мудрость. Что такое канон. Что такое миф. Художественный образ. Что является отличительной чертой народной мудрости. Что такое паранаука. Какова функция мифа. Куй железо, пока горячо. Испытанные образцы. Музы говорят ложь, которая похожа на правду. Чудесная личностная история.

    «Познание» - Знание- результат познания. Истина- результат познания. Познание чувственное и рациональное. Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. Социальные и гуманитарные знания. К гуманитарному знанию также относится философия. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

    «Эстетическое познание» - Проблема познаваемости. Восприятие. Окружающие нас объекты. Система знаний. Результат познания. Эстетическое познание и сознание. Джамбаттиста Вико. Истина. Особенности научного познания. Ощущение. Пять органов чувств. Эстетика. Познание эстетическое и рациональное. Система законов. Социальные и гуманитарные знания.

    «Уровни научного познания» - Функции научного познания. Гипотеза. Уровни научного познания. Наука. Научная теория. Наблюдение. Моделирование. Эмпирический уровень. Описание. Отличия от обыденного познания. Теоретический уровень. Эксперимент. Научное познание.

    «Предмет познания» - Суждение. Физика Химия Биология. Логическая связь понятий. Наука – основная форма познания. Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального. Процесс получения знаний. Абсолютная истина. Логически обобщенный образ предмета. Основные формы знания – факты и эмпирические законы. Подходы к решению проблемы познаваемости мира.