Александр Александрович Блок. «Я никогда не понимал…

«Я никогда не понимал…» Александр Блок

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Анализ стихотворения Блока «Я никогда не понимал…»

С детства Блок обожал музыку. Своим самым любимым композитором он считал Рихарда Вагнера. В судьбе великого немца поэт видел типичную трагедию художника. Вагнер всегда был новатором, ниспровергателем догм, революционером от искусства, но постепенно он стал кумиром того мещанства, которое так ненавидел. Его оперы вошли в моду в конце двадцатого столетия как в Европе, так и в России. Их собирались послушать состоятельные господа, ничего не понимавшие в творчестве Вагнера.

Поэзия Блока неразрывно связана с музыкальным искусством. Достаточно вспомнить лишь два наиболее ярких примера. Первый – цикл «Арфы и скрипки». Второй – знаменитая поэма «Двенадцать», через которую Александр Александрович пытался донести до читателей «музыку революции». Произведение это напоминает симфонию с большим количеством разнообразно инструментованных тем. Здесь нашлось место цыганским напевам, революционному маршу, городскому романсу, патетическому гимну.

Стихотворение «Я никогда не понимал…» датировано январем 1901 года. В нем лирический герой называет музыку священным искусством, которое ему ранее было недоступно. Все меняется буквально в одно мгновение. Из полифонии шумов до него доносится сокровенный голос. В небольшом тексте, включающем в себя всего три строфы, два раза встречается слово «мечта». Это служит ключевой характеристикой героя. Его жизнь протекает в мечтах, радость приносит не случившееся событие, а ожидание чего-то таинственного. Музыка помогает ему приблизиться к прошлому, отныне кажущемуся ясным. Интересно, как развивается повествования в блоковском стихотворении. Четко до середины поэт употребляет глаголы в прошедшем времени – «не понимал», «различал», полюбил». Затем – в настоящем («приносит», «встает», «кажется», «поет», «веет»).

По признанию самого Александра Александровича, природа не наградила его музыкальным слухом. Примечателен и один еще факт – поэту очень нравилась постановка Мейерхольда «Тристан и Изольда» в Мариинском театре (1909 год). Бывая на спектакле, он с увлечением слушал оперу, причем не только музыку, но и слова. При этом в дневнике по возвращении из театра Блок писал: «Жаль, что я не понимаю». Вероятно, Александр Александрович больше чувствовал музыку, нежели разбирался в ней на профессиональном уровне, отсюда и родились первые строки анализируемого стихотворения:
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.

Александр Александрович Блок

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Александр Блок

С детства Блок обожал музыку. Своим самым любимым композитором он считал Рихарда Вагнера. В судьбе великого немца поэт видел типичную трагедию художника. Вагнер всегда был новатором, ниспровергателем догм, революционером от искусства, но постепенно он стал кумиром того мещанства, которое так ненавидел. Его оперы вошли в моду в конце двадцатого столетия, как в Европе, так и в России. Их собирались послушать состоятельные господа, ничего не понимавшие в творчестве Вагнера.

Поэзия Блока неразрывно связана с музыкальным искусством. Достаточно вспомнить лишь два наиболее ярких примера. Первый - цикл «Арфы и скрипки». Второй - знаменитая поэма «Двенадцать», через которую Александр Александрович пытался донести до читателей «музыку революции». Произведение это напоминает симфонию с большим количеством разнообразно инструментованных тем. Здесь нашлось место цыганским напевам, революционному маршу, городскому романсу, патетическому гимну.

Александр Блок "Двенадцать"

Стихотворение «Я никогда не понимал…» датировано январем 1901 года. В нем лирический герой называет музыку священным искусством, которое ему ранее было недоступно. Все меняется буквально в одно мгновение. Из полифонии шумов до него доносится сокровенный голос. В небольшом тексте, включающем в себя всего три строфы, два раза встречается слово «мечта». Это служит ключевой характеристикой героя. Его жизнь протекает в мечтах, радость приносит не случившееся событие, а ожидание чего-то таинственного. Музыка помогает ему приблизиться к прошлому, отныне кажущемуся ясным. Интересно, как развивается повествования в блоковском стихотворении. Четко до середины поэт употребляет глаголы в прошедшем времени - «не понимал», «различал», полюбил». Затем - в настоящем («приносит», «встает», «кажется», «поет», «веет»).

По признанию самого Александра Александровича, природа не наградила его музыкальным слухом. Примечателен и один еще факт - поэту очень нравилась постановка Мейерхольда «Тристан и Изольда» в Мариинском театре (1909 год). Бывая на спектакле, он с увлечением слушал оперу, причем не только музыку, но и слова. При этом в дневнике по возвращении из театра Блок писал: «Жаль, что я не понимаю». Вероятно, Александр Александрович больше чувствовал музыку, нежели разбирался в ней на профессиональном уровне, отсюда и родились первые строки анализируемого стихотворения:

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.

Сравнительный анализ стихотворений
А. Блока «Я никогда не понимал» и А. Звонака «Мир ярких звуков».
Когда читаешь стихи, то каждый раз открываешь для себя по-новому даже давно знакомых авторов и испытываешь при этом сильное волнение.
Стихи Александра Блока вошли в нашу жизнь со школьной скамьи, а вот стихи белорусского поэта Звонака мне попались впервые. Тем интереснее сравнить их произведения, которые разделены не только пространством, но и временем.
Пишут, казалось бы, об одном, но как по-разному. Если в стихотворении Блока лирический герой говорит о том, что мир музыки его никогда не трогал, он его «никогда не понимал», то герой второго стихотворения был всегда во власти «зовущей» мелодии, которая его завораживала. Герой Звонака очарован музыкой, его восторженное настроение передается и нам, мы вместе с ним, «дыханье затая», принимаем мир, наполненный множеством звуков.
Совсем по-другому раскрывается мир звуков для блоковского героя. Совсем недавно он не понимал в ее звуках ничего, но вот из полифонии шумов начинают выделяться отдельные, как ему кажется, понятные звуки:
… ныне слух мой различал

Герой даже « полюбил в ней … мечту», что приводит в волнение его душу.
Понять настроение героев помогает композиция стихотворений. Оба автора используют 3 строфы, каждая их которых представляет четверостишие (только у Звонака в последней строфе 5 строк). Но если у Блока строфа – предложение, то у Алеся Звонака 2 и 3 строфа – это одно предложение. Целый период. Да еще он завершается восклицанием, и это делает всё стихотворение очень пафосным, торжественным, своеобразным гимном «мелодии земного бытия». Герой Звонака умеет радоваться самым простым вещам: пению соловья, напеву ветра, ему близок и понятен даже шум старой вербы. Герой Блока живет мечтой, неслучайно это слово дважды звучит в стихотворении. Его радует не сама жизнь, а скорее предчувствие, ожидание чего-то таинственного.
Знаки препинания, которые используют авторы, тоже помогают почувствовать то, что испытывает каждый из героев. У Блока запятые и точки передают очень спокойное, созерцательное состояние героя. В стихотворении Звонака и многоточие, и запятые, и тире, и восклицательный знак. Его герой находится под напором чувств, ему даже не хватает дыхания, чтобы сразу выразить свое восхищение миром.

Проследим за грамматическими формами языка. Следуя за героем Блока, замечаем, что прошедшее время сменяется настоящим, герой словно возвращается в сегодня из своего прошлого: «не понимал, различал, полюбил, приносят, встает, кажется, поет, веет». У Алеся Звонака герой удивляет тем, что сначала говорит не о себе. Сказуемые выражены краткими причастиями (Мир не подвластен, слух заворожен), и только в самом конце стихотворения проявляются глаголы-доминанты «слышу, принимаю, верю», которые, собственно, и передают состояние самого героя.
Стихи обоих авторов притягательны не только характерами героев, но и выразительностью языка. Эпитеты Алеся Звонака (
трепетных созвучий, мелодией зовущей , звенящей тишине, пальцев вдохновенных , ликующих раскатах) очень яркие, выразительные и не уступают блоковским (музыки священной , таинством прекрасным , голос сокровенный ). Метафоры и олицетворения тоже играют не последнюю роль в раскрытии замысла авторов: «волной приносят», «мечта поет», «прошлое встает». Это у Блока. А у другого автора – «слух заворожен», «полетом пальцев», «в ликующих раскатах».
Интересно понаблюдать и за звучанием этих стихотворений. Оба о музыке и наполнены музыкой. Давайте проанализируем периодичность использования звуков у обоих авторов, ведь ещё М.В.Ломоносов говорил о том, что каждый звук имеет и смысл, и свой собственный цвет.

Александр Блок

Алесь Звонак

А-17; О -5 - - звуки широты и восторга

Е - 9 , И -5 – нежные, трепетные, ласковые

У – 9, Ы – 1 –звуки уныния, тревоги, страха

А- 16, О – 10 - - звуки широты и восторга

Е - 14 , И - 4 - нежные, трепетные, ласковые
У -8, Ы -3 - звуки уныния, тревоги, страха

Анализ ударных гласных показал, что настроение, которое преобладает в этих стихотворениях радостное, торжественное, значит светлое и жизнеутверждающее. Да и противопоставления, которые используют оба автора, тоже настраивают нас на то, что мир, полный звуков, это мир жизни и любви. Особенно ярко это у Алеся Звонака:

Мир ярких звуков, трепетных созвучий,

Ты, к сожаленью, не подвластен мне,

Но слух твоей мелодией зовущей...

Пусть не дано мне гроз и грез
Будить полетом пальцев вдохновенных,..

Зато всем сердцем, каждой нитью нерва,

Два стихотворения – два взгляда на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез или реальность? Она уводит от проблем или сопровождает и даёт силы? Вслед за Платоном хочется воскликнуть: « Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного