Из какого дерева делали сундуки на руси. Как русские на самом деле использовали сундуки

Дама сдавала в багаж… Да чего она только не сдавала! Ох, как ей можно посочувствовать! А ведь она могла доверить все это одному дорожному сундуку и носильщику, сама же прошествовала бы просто Дамой с собачкой…

Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать).

Если проследить трансформацию сундука, а изменения его происходили в зависимости от появления все новых видов транспорта, то можно построить примерно такую цепочку: сундук – баул – чемодан – сумка – шкатулка. Что-то можно поменять местами, но ясно одно: любая из этих вещей приспособлена для хранения и транспортировки багажа – крупного ли, мелкого ли.

Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать,что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф.

Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту они делали из дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей… На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов.

Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто!

Кстати, на сайтах для любителей помастерить своими руками есть подробные инструкции по сооружению сундуков. «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!»


С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки.

Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки.

Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей. Последнее можно отнести, например, к Гете, который путешествовал долгие месяцы, а в пути читал-писал. И здесь что могло быть надежнее сундуков и баулов!

Настоящим домом был дорожный сундук Александра Третьего. Давайте рассмотрим его внимательно, он того стоит! Ящики для белья и посуды занимают нижний этаж. Кровать с матрасом и подушками, грелками для воды и прочими спальными принадлежностями расположились в средней части. А что в верхней? Отделение для шляп, эполет, портупей, сигарет и табака. Даже приспособление для растяжки перчаток здесь можно найти. И, наконец: умывальный столик с зеркалом, принадлежности для бритья, тазик, маникюрный набор, коробочка с мазями – всего не перечислить.

Человек узнает о сундуке еще в детстве, хотя, может быть, потом за всю жизнь не встретится с ним вживую. Конечно же, из сказок! У Андерсена был летающий сундук. В сундуках хранили золото Кощей и пираты. Вы обращали внимание, как в фильмах разгневанные женщины уходят от мужчин? Швыряют в чемодан свои вещи, зачастую вместе с плечиками! Сундук бы им этого не позволил! Несмотря ни на что, он, как пишет публицист С. Лихтарович, остается важным, словно купец первой гильдии.

Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории – давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке, старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…

Я хорошо помню домашний сундук, сундуки, точнее, у сестры был отдельный для приданого. А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: шинель, в которой мама с фронта пришла, плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.

Настоящий праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало!

Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сунду́к (от тюркского сандык ) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой , используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук (сандык), как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях , а также в различных музеях .

История

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте . Позже, в Древней Греции , употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья . Применялись они и в средневековом Китае . В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели .

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели . Мог исполнять роль стола , стула , кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды , предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа ; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца . В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка» .

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник . Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку . Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь , по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно , муку , на базаре использовали для продажи съестного.

Рундук

См. также

Напишите отзыв о статье "Сундук"

Примечания

  1. . - Продукция мебельного производства. Термины и определения: отсканированные страницы. Проверено 29 сентября 2013.
  2. Мебель в БСЭ 3-го выпуска. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль М. О. Вольфа , 1880-1882.
  4. С. К. Жегалова. . ruart.syrykh.net. Русская народная живопись. - Коробьи, удешевление сундуков. Проверено 29 сентября 2013.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • . .
  • . .

Отрывок, характеризующий Сундук

– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей.

Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.

Изготовление сундука - процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). В каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности, и вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью.

За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.

В настоящее время интерес к сундукам снова возрос. Старинные и современные, они чаще всего используются в гостиной в качестве журнального столика, подставки для лампы или в спальне у изножья кровати, являясь при этом главным атрибутом в дизайне интерьеров.

СУНДУК - емкость для хранения одежды, тканей, предметов домашнего быта. Этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях, закрывающейся на внутренний или висячий замок. Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60-70 см в ширину, около 1 м в высоту, но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см. Для обозначения маленьких сундуков использовался термин сундучок или шкатулка.

Словами «сундук», «сундучок» русские люди часто называли также и другие виды емкостей для хранения одежды и ценностей: казенки, коровья, ларцы, подголовники, поставцы1, скрыни. Различные сундучные изделия на протяжении многих веков составляли важную часть интерьера всех русских жилищ: от царских и боярских хором до самой убогой крестьянской избы. Они стояли в горницах, светёлках, сенях, клетях и использовались не только для хранения одежды, тканей, утвари, ценностей, бумаг, книг, но и служили подставкой для подушки, скамьей, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Их покрывали специальными ткаными насундучниками или закрывали нарядными суконными чехлами.

Во многих домах сундуки разного размера выставляли в парадных помещениях в виде горки, т. е. ставили один на другой, иногда до самого потолка. Даже в XIX - первой четверти XX в., когда большая часть русского общества освоила европейский образ жизни, в домах дворян, чиновников, разночинцев, мещан, не говоря уж о крестьянах, сундук оставался неизменным предметом обстановки. В домах горожан, правда, его место было не столь почетным, как в старину. Зато в крестьянских избах и горницах он, как и прежде, выставлялся на видное место, свидетельствуя о богатстве семьи. Как и в старину, крестьяне хранили в сундуках наиболее ценные вещи, наполняли их девичьим приданым, заполняли свадебными подарками. В старинной свадебной песне невеста, обращаясь к подружкам, поет:

Положу ваши подарочки
Я к себе, да в окован сундук,
Увезу ваши подарочки
На чужую дальню сторону.

Заказчики предъявляли сундучным мастерам определенные художественные требования: сундуки должны были быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. В XVI - первой половине XVIII в. сундуки и сундучные изделия изготавливали в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни - центре старообрядцев поморского согласия, в селах по рекам Онеге, Северной Двине, в мастерских Оружейной палаты Кремля. Самыми известными в сундучном производстве в XVI-XVII вв. были Холмогоры и Великий Устюг. Сундучные изделия, изготовленные там, очень ценились, их охотно покупали в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других русских городов.

Иностранец Кильбургер, посетивший Русский Север в XVII в., отмечал: «В городе Холмогоры, на Северной Двине... делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу» (Курц 1915,114). Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки этого времени богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, луженого или вороненого, или, в более позднее время, луженой жестью. Полосы железа могли быть гладкими, немного выпуклыми, или просечными, т.е. со сквозным узором растительного или геометрического характера. Они накладывались прямо на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, такую как цветная кожа, шкура нерпы, ткань, окрашенная бумага, слюда. Цветная подкладка виднелась сквозь просечные узоры железных полос, делая сундуки удивительно красивыми.

Сундуки часто расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим- птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.

Героями жанровых сценок были молодцы и девицы: молодцы изображались подбоченившимися, с заломленной на сторону шапкой, девицы - в скромных позах, с платком-ширинкой в руках. На них обычно надеты костюмы XVII или начала XVIII в., в руках, поднятых вверх, чарки или кубки. Вероятно, это сцены праздника или свадебного пира. Жанровые сценки иногда были иллюстрациями к популярным в XVII-XVIII вв. литературным произведениям, таким как «Повесть о Бове Королевиче» или «Повесть об Еруслане Лазаревиче», «Александрия, или Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском». Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас, Кентавр) - полуконь-получеловек.

Обычно его изображали сражающимся с богатырем или с невидимым врагом. Кентавр наделялся всеми качествами, присущими богатырю, - мужеством, силой, быстротой: «всякий скок его по семи верст», в сражениях он побивает десятитысяч- ное войско. На сундучных изделиях очень часто можно было встретить изображение льва с пышной гривой, открытой пастью, готового к прыжку; грифона - крылатого зверя с поджарым туловищем на четырех когтистых лапах и головой орла.

Львы и грифоны счита- лись зверями сильными, мужественными, хорошими защитника- ми нажитого человеком добра, и именно поэтому их образы на- носили на сундуки, в которых хранились ценности. В росписи лев нередко изображался вместе с единорогом (инрогом, индри- ком) - существом, похожим на коня, но с длинным рогом на лбу. Единорог стоит напротив льва, направив на него свой рог. Борьба льва и единорога рассматривалась как борьба светлого начала, представленного единорогом, и темного начала, олицетворявшегося в данном случае в образе льва. Об этом противостоянии в народной песне говорилось так:

Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались, билися,
Один одного одолеть хочет...
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это кривда с правдою соходилися,
Промежду собой бились, дралися...

Девицы и молодцы, богатыри, фантастические и реальные животные и птицы - все они были окружены пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире, в котором, как говорилось в созданном в XVII в. «Сказании о роскошном житии и веселии», «изобилны по лугам травы зеленящия, и разноцветущи, цветов сличных (красивых) прекрасных и благовонных несказанно. По лесам древес - кедров, кипарисов, виноградов, яблонь и груш и вишень и всякого плодного масличья - зело много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служит, преклоняя свои вершины и розвевая свои ветви, пресладкие свои плоды объявляя. В садех же и дубровах птиц преисполнено и украшено - пернатых и краснопеснивых сиринов и попугаев, и струфокамилов, и иных птах, служащих на снедь человеческому роду» (Изборник 1969,591).

В конце XVIII в. старинные центры сундучного производства - Холмогоры, Великий Устюг, Вологда, мастерские Выпиской пустыни - перестали существовать. Сундучное производство начало развиваться в других регионах России. Самым крупным его центром стал Муромский уезд Владимирской губернии, где ремесленники изготавливали в конце XIX в. до 50 000 сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Пермской, Оренбургской губерний, а также ремесленниками некоторых сел среднерусских и южнорусских губерний.

Сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI - начала XVIII в.: сократился их ассортимент, изменился декор. Кустари прекратили изготовление ларцов, скрынь, подголовников, пользовавшихся спросом в XVII в. В продажу стали поступать только собственно сундуки, т. е. ящики из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях. Их покрывали полосами жести с тисненым узором, которые накладывали на окрашенное в красный, зеленый, синий цвета дерево, или полностью обшивали жестью. Применялась жесть желтоватого цвета, имитировавшая золото. Кроме того, большой популярностью пользовались сундуки «с морозом». Их поверхность имела перламутровый блеск, а узор, хорошо читавшийся на ней, напоминал орнамент, появлявшийся в морозные зимы на окнах деревенских изб.

Подобный эффект достигался путем протравливания жести серной кислотой. Такие сундуки впервые стали изготавливаться во второй половине XVIII в. в Великом Устюге. Наряду с крашеными и обитыми жестью сундуками в России XIX - начала XX в. изготавливали и сундуки с росписью. Ими славились сундучники Вятской, Нижегородской, Пермской губерний. Стенки и крышку сундуков окрашивали в оранжевый, синий, коричневато-красный цвета и расписывали крупным, ярким растительным орнаментом свободными мазками кисти. На сундуках выписывали вазоны с цветами, букеты. Иногда поверхность сундука покрывали полосками, горошинами, ромбиками. Сундуки в XIX - начале XX в. изготавливались мастерами для продажи на ярмарках, реже на заказ.

Скрыня

Емкость для хранения мелких домашних вещей, украшений, разновидность сундука. Представляла собой прямоугольный глубокий ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Крышка была четырехскатной, с плоским завершением, похожей на крышку ларца. На боковых сторонах скрыни крепились ручки-скобы, а на передней стороне крышки - кольцо. Внутри скрыня имела два яруса. Верхний ярус был поделен тонкими досками на прямоугольные ячейки, в которые вещи укладывались сверху, после подъема крышки. Нижний ярус заполнялся выдвижными ящичками и закрывался дверцами с внутренним замком. Скрыню изготавливали из дубовых досок, оклеивали цветной кожей, шкурой нерпы, сукном, бархатом, окрашенной бумагой, слюдой и оковывали металлическими полосами. Полосы делали из кованого железа, луженого, вороненого, иногда золоченого.

С середины XVIII в. кованое железо на скрынях заменяется луженой жестью. Железные полосы могли быть сплошными, слегка выпуклыми, и просечными, т. е. с ажурным геометрическим или стилизованным растительным узором. Полосы располагались на скрыне вертикально, на равном расстоянии друг от друга или плотно прилегая друг к другу, создавая сплошное металлическое покрытие стенок и крышки изделия. В первом случае между полосами набивали металлические накладки - розетки, которые сверху и снизу украшали цветком граната. Скрыни изготавливали на Русском Севере: в Холмогорах, Великом Устюге, а также в ремесленных мастерских Москвы. Они бытовали в XVI-XVII вв. в домах бояр, купцов, посадских людей, богатых крестьян. В XVIII-XIX вв. они сохранялись лишь в деревнях Северной и Центральной России, а также в небольших провинциальных уездных городах, таких как Сольвычегодск, Лальск, Чердынь и др.

Сундук как предмет мебели у многих ассоциируется со сказками. Воображение рисует нам избушку, в ней – большой деревянный стол, широкие лавки, рядом – прялка, буфет и обязательно сундук. В нем всегда хранили самое ценное. Сейчас нам кажется, что там хранятся сами предания глубокой древности. Но это не мешает использовать сундук как современный предмет, получившийся из . Его таинственный образ придаст Вашему дому особенный колорит, оттенок старины.

фото 1

Сундук неспроста считается ярким представителем антикварной мебели. Это – один из предметов утвари, который был популярен еще в XIII веке, в Древнем Египте. Эта страна и является родиной, казалось бы, русского предмета крестьянского интерьера. Мастера на Руси, бывая на заработках в Византии и других городах, постепенно усвоили европейские традиции. И подарили своей культуре такую ни с чем не сравнимую вещь, как сундук. Так миру стали известны русские, макарьевские сундучники.

Русский сундук приобрел свои неповторимые качества. В избе он занял особое место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданное, и одежда, и просто бытовые мелочи. Пожар – нередкий случай на Руси. Но сундук и в таких случаях хранил семейные сокровища. Потому что его можно было легко вынести за ручки из горящей избы. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки; большие – для хранения еды, одежды. Для прочности их оковывали железными полосами. Количеством сундуков измерялось богатство семьи.

фото 2

Немногие знают, что сундук – прообраз комода, саквояжа, чемодана, шкатулки, шкафа, стола, сейфов. «Вытянувшись» от обилия вещей в нем, сундук превратился в шкаф. Благодаря этому во многих квартирах сейчас царит минимализм. Ведь шкафы занимают мало места, а сундук - еще меньше. Для хозяев малогабаритных комнат это – большой плюс. Так сундук решил еще и проблему компактного хранения вещей.

С сундуком связаны и некоторые профессии, которые всегда считались весьма далекими от мебели. Была когда-то давно такая специальность – «укладчиков одежды в сундуки». Одним из таких укладчиков был еще неизвестный миру француз Луи Виттон. Он стал профессионалом в этом деле, ведь только он мог укладывать одежду так, что на ней не было после ни единой складочки. Ни то чтобы с этого и началась его популярность, но сундук в какой-то степени занимает место в судьбе этого великого дизайнера. Именно Виттон и превратил сундук в походный предмет мебели – по образу сундука были созданы чемоданы и дорожные сумки.

фото 3

Помимо своей богатой легендами истории, сундуки хранят в себе практичность и красоту. Они бывают разные: большие и маленькие; плетеные (из искусственных волокон или ротанга) и деревянные (из дуба, ясеня). Украшают сундуки по-разному. Их расписывают вручную и обивают шелковой тканью, выполняют на нем сложные орнаменты на тисненой коже и покрывают восточным тонким шерстяным ковром. Бывают сундуки и со сложными бронзовыми накладками, и резные, и окованные (фото 1) .

Сундук изготавливается, в основном, из дерева (фото 2) . А если быть точнее – из дуба, реже – из березы. Вообще, крестьянская мебель выполнялась из простых пород дерева. В центральных губерниях ее делали и из сосны, и из ели, осины. Самым лучшим русским лесом считался вологодский. Из лиственницы, которая росла в этом лесу, делали удивительные сундуки – в них никогда не заводилась моль.

фото 4

Деревянные сундуки не ушли в сказочное прошлое. Мода возвращается: сейчас дизайнеры часто работают над интерьером в русском стиле. Сундук – один из его главных атрибутов (фото 3) . Естественность будет в таком интерьере негласным правилом. Ведь вся мебель будет состоять из натуральных природных материалов. Кроме сундука, в интерьер впишутся буфет, ларь, камин, лавки с высоким изголовьем, длинный стол, украшенный резьбой. На окнах пусть висят льняные шторы, стены будут в светлых тонах натурального дерева, для пола нужно использовать массивную доску, а не ламинат или привычный для нас паркет. Все это создаст приятную, далекую от шумного города атмосферу.

Сундук не исчерпывает свою сказочную силу в русском стиле. Существуют так называемые этнические направления в дизайне помещений. «Содержимое» такого интерьера составляют предметы мебели, привезенные со своей исторической родины. Это похоже на антикварный стиль, но не требует «состаривания» вещей. Они могут быть абсолютно новыми – главное, чтобы в помещении царил особый колорит неведомых краев. Любовь к редким и красивым вещам – показатель не только богатства и аристократического вкуса человека. Так не происходит обезличивание быта, наполненного серийными неинтересными вещами. Ведь каждый редкий предмет имеет свое лицо и свою биографию.

фото 5

Но если уж говорить конкретно об этностиле, сундук занимает тут почетное место. Помимо традиционных кованых сундуков, хорошо смотрятся и плетеные, очень похожие на короба (фото 4) . И те, и другие напоминают о жарких странах и зовут в путешествия, в дальние края. Такой дизайн интерьера и такой редкий, красивый предмет мебели украсит дом, создаст неповторимую атмосферу и выгодно подчеркнет характер владельца жилища.

Вы будете удивлены, узнав, что в этническом интерьере будет уместен не только русский сундук, но и занзибарский (фото 5) . Он – элемент восточноафриканского колониального стиля. Именно занзибарский сундук считается среди дизайнеров самым оригинальным по сравнению с другими. Восточноафриканские сундуки завоевали свою популярность благодаря внешней привлекательности, долговечности и практичности. Материалом для изготовления этого особенного сундука служат разнообразные сорта местных тропических ценных пород дерева материковой части современной Танзании. Восточноафриканский стиль основан на арабских и индийских традициях обработки дерева. Неудивительно, что занзибарская резьба по дереву давно славится во всем мире (фото 6) .

фото 6

В зависимости от своих размеров, удивительный занзибарский сундук может быть и центральной фигурой в интерьерной композиции этностиля, и завершающим штрихом дизайнерского творения. Цена сундука не уступает его сказочному виду. В европейских странах стоимость колеблется в тысячах евро. Но в самой Танзании купить его обойдется на порядок дешевле.

Особое место сундук занимает в интерьере стиля винтаж. Это эпатажный стиль, символ элиты, утонченная эстетика. Это синтез культур, создающий ощущение благополучия и роскоши. Любители винтажа очень любят мебель «из прошлого». Комната таких хозяев напоминает постановочные театральные декорации к спектаклю о глубокой древности. Сундук поможет здесь навеять дух старинной, загадочной красоты. Это создаст большой простор для фантазии, придаст дому необыкновенный колорит, старые вещи как будто смогут удержать связь между прошлым и настоящим.

фото 7

Сундук найдет себе пристанище и в классическом интерьере, и в авангардном (фото 7) . Легко может претендовать на место в помещении ретро-дизайна. Сундук станет изюминкой комнаты, неким стилеобразующим элементом. И приятно удивит тех. кто ожидает типичной компоновки «шкаф-стол-кровать».

Сундучок – символ благосостояния - еще и оригинальный подарок на любой праздник. Он прекрасно вписывается в домашнюю обстановку благодаря природному материалу, из которого сделан. Если, например, Вы преподносите подарок мужчине - поинтересуйтесь так называемым «сундуком-баром», который оснащен удобными полочками. Маленький сундук для одной бутылки (например, дорогого вина или коньяка) тоже будет стильным и оригинальным подарком. Для женской половины можно подыскать и другие, аккуратно плетеные сундучки с необычной инкрустацией и красивой росписью, например, так называемый сундук «фалиант», который предназначен для хранения необходимых мелочей.