Дворец фон дервиза. Усадьбы фон дервизов соха и старожилово в рязанской области

Дом на Галерной в центре Петербурга имеет очень древнюю историю.

Адрес: Галерная, 33

Первым владельцем особняка значится А.П.Волынский, кабинет-министр при царице Анне Иоанновне (он был казнен в 1740 году за участие в заговоре против Бирона). Потом домом на Галерной владела его дочь, вышедшая за графа Воронцова. Судьба обычного доходного дома кардинально меняется в 1883 году, когда его решает переделать молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918). При нем дом перестраивается в стиле модерн, это задание было поручено архитектору Шрайберу.

Шрайбер большое внимание уделил интерьерам: в них эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко – классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля. В 1902 году дом со стороны набережной Невы надстраивается в два этажа. Современный вид здание, выходящее фасадом на Галерную, приобрело уже при другом хозяине, председателе общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н.Шебеко. Он купил особняк в 1909 году, и по проекту архитектора Максимова несколько видоизменил его.


В 1910 году В. Мейерхольд создает в этом здании Дом Интермедий. На двух этажах особняка Мейерхольд создает и в то же время рвет все традиции: театральный традиционализм в духе старых мастеров Александринки сочетается здесь с идеями Театра будущего Мейерхольда. Дом на Галерной становится одной из главных городских испытательных театральных площадок.


После революции 1917 года особняк был разграблен: сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а во дворовом флигеле разместился медвытрезвитель. Наконец, в 1998 году здание было передано в пользование камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Последовали долгие годы ремонта, во время которых удалось воссоздать интерьеры конца XIX века. Речь идет о Мавританской гостиной, покрытой позолоченным орнаментом, Кленовой гостиной, украшенной живописным панно, Зимнем саде, сделанном в виде причудливого грота, Красной гостиной (образец итальянского Ренессанса).



На нашей огромной планете у каждого человека есть особенный уголок, в который хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня это место, моя малая родина, где прошли детские годы. И каждый раз, совершая своё маленькое путешествие, я проезжаю мимо красивейшего архитектурного комплекса Рязанской области - усадьбы барона фон Дервиза.
Величественное сооружение поражает своей красотой: башенки, оконные проемы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам – все делает усадьбу похожей на ожившую сказку.
Дворец был построен в 1889 г. Проект усадьбы фон Дервиза в Кирицах был разработан Федором Шехтелем - ярчайшим архитектором, основателем стиля "архитектурный модерн", рязанцем с немецкими корнями. Федор Шехтель, оставил о себе память по всей России, а усадьба Фон Дервиза стала одним из первых объектов, где знаменитый архитектор смог развернуться и отточить на практике свои представления о прекрасном. На рязанской земле, в Кирицах, он создал удивительный по красоте ансамбль, вне всяких стилей и в то же время стильный.

Асимметричное двухэтажное здание было украшено портиком, венчавшимся башенками со шпилями. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое крыло - оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз - к сложной системе прудов и фруктовому саду - уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров. Таким образом, Шлехтелю удалось изящно вписать барскую усадьбу в сложный ландшафт. Неподалёку раскинулся знаменитый, озаряемый фонарями Мост любви, а по извилистым аллеям можно было дойти до Красных ворот - двух декоративных башенок, соединённых арочным мостиком.


До наших дней сохранилось далеко не всё, но и то, что осталось от былой роскоши, производит неизгладимое впечатление. Уцелела основная часть построек, декоративные элементы фасада и даже знаменитый орёл.

Практически уцелел каменный мост через овраг, ведущий от дворца, по главной аллее парка, к «Красным воротам», что на выезде из парка к речке Кирице. На мосту остались четыре белокаменных обелиска, но разрушены украшавшие их скульптуры.

Усадьбу окружает интересное сооружение: ограда с башенками, напоминающими шахматные ладьи или сказочные готические башни... Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дорогие друзья, посетите Кирицы и посмотрите на это великолепие своими глазами. Не пожалеете!

Помимо официальной истории, усадьба Фон Дервизов имеет несколько легенд. Самая романтичная связана, разумеется, с Мостом любви. По одной из версий, мост был отстроен по заказу Сергея Павловича для уединённых романтических прогулок с местной девушкой. С него же она и сбросилась, страдая от неразделённой любви. Потом девушка якобы появлялась в образе привидения всё на том же месте роковых встреч. Впрочем, история эта, скорее всего, придумана. Возможно, именно из-за этого Мост любви иногда именуют Чёртовым мостом.
Другая легенда носит более современный характер и связана с кинематографом. Согласно ей именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». По словам краеведа, Игоря Канаева, в фильме "Золушка" король командует с балкончика шехтелевского дома в Кирицах. И если это так, то режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро очень удачно выбрали место для натурных съемок - ведь усадьба в Кирицах уже готовая декорация для сказки. А я под впечатлением от увиденного сделал вот такой видеоролик:



Невольно заинтересовавшись судьбой этого имения, мне удалось выяснить некоторые интересные факты из жизни его хозяев.



Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. И фамилия у них была самая простая – Визе, без этой дворянской приставки «фон». А появилось это «фон» с непременным артиклем «дер» позднее, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе эт ого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз (Фон-Дервиз).

История сохранила имя Павла Григорьевича Фон Дервиза, рязанского предпринимателя, прославившегося на всю Россию успехами в строительстве железных дорог. Железнодорожная стезя принесла Фон Дервизу колоссальное состояние, а сам Павел Григорьевич вошёл в число богатейших людей России. Его стали называть «русским Монте-Кристо». Он действительно стал одним из богатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья владела недвижимостью в Москве и Петербурге, Франции и Швейцарии.

Успех, счастье? Увы... Фигура Павла Фон-Дервиза примечательна и своим предпринимательским талантом, и удачливостью, и... своей трагичностью. Судьба, столь благосклонная, казалось бы, к нему, вдруг ударила его в самое сердце, ударила по самому больному. Детей Павла Григорьевича Фон-Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей...

Но двоих детей спасти не удалось: смерть сына Владимира подкосила отца, а гибель младшей дочери Вареньки свела его в могилу - Павел Григорьевич скончался от сердечного приступа, когда увидел гроб с её телом.

Значительная часть колоссального состояния Фон Дервиза досталась его старшему сыну Сергею Павловичу. Серёженька с детства слыл натурой чуткой и артистичной, закончил Московскую консерваторию и с большим удовольствием общался с музами, нежели с деловыми партнёрами. Большую часть наследства он потратил на строительство усадебного дома в Кирицах.

Однако наслаждаться шедевром архитектуры Фон Дервизам пришлось недолго. Сергей Павлович быстро разорился, бросил фамильное дело, а после смерти матери распродал остатки рязанского имущества и уехал с женой и дочерью в Париж. В 1908 году имение перешло к князю Горчакову, однако сам он в нём не жил, и хозяйство постепенно приходило в упадок. Возможно, именно постоянное отсутствие хозяина и спасло усадьбу от расправы крестьян.
После революции здание принадлежало сначала сельскохозяйственному училищу, потом перешло местному техникуму, затем в нём расположился Дом отдыха. В 1938 году в особняке был открыт санаторий для детей… больных костно-суставным туберкулёзом. Удивительное стечение обстоятельство вернуло историческую справедливость. Павел Григорьевич Фон Дервиз, на чьи деньги была построена сказочная усадьба, был бы, вероятно, доволен.


Его младший брат – романтик Павел Павлович, был известный старожиловский коннозаводчик. Павел Фон-Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в том числе скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.
Он преподавал математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда вовсю уже шла в России Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой.

Он, как и отец, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.

В 1919 году, с приходом новой власти, начались «эксцессы» всякого рода, но Павла Павловича предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, слушавших лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...

Однако, ничто не помогло барону-патриоту, добровольно отдавшему советской власти всё своё имущество. Преследуемый новыми властями, сельский учитель Дервиз-Луговой, доживал свои дни в Тверской губернии.

Все осталось в прошлом - государство, имения, коннозаводчество, "Евгений Онегин" на сцене летнего театра, и даже звонкое имя фон Дервиз, казалось, кануло в небытие. Однако, этого не произошло. Каким-то чудом сохранилось оно в памяти, книгах, архивах, в самом здании возрождаемой усадьбы и вернулось в нынешний XXI век.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Практически невозможно поверить в то, что на провинциальных просторах Рязанской области можно встретить роскошный сказочный дворец, который гораздо гармоничнее смотрелся бы где-нибудь среди баварских или чешских лесов. И даже увидев этот замок, ещё несколько минут туристы не могут привыкнуть к совершенно нехарактерному для средней полосы России строению. Однако вот уже более 120 лет усадьба фон Дервиза служит украшением села Кирицы.

История усадьбы фон Дервиза в Кирицах под стать ее облику - сказочная, но сказка эта с грустным концом.

История усадьбы фон Дервиза

История этого поместья под стать его облику - сказочная, но сказка эта с грустным концом. Семейство фон Дервиз не было аристократическим, а свой дворянский титул получило лишь при Петре III. Честным трудом заработав внушительное состояние, дворяне активно занимались благотворительностью, участвовали в строительстве больниц, школ, гимназий. После кончины главы семейства хозяйскую эстафету перенимает старший сын фон Дервизов, он покупает Кирицы, сносит корпуса разорившегося зеркального завода, а на их месте разбивает сад, к которому ведёт мощёная кирпичом дорога.

Строительством дворца и всех прилегающих построек занимается известный архитектор Федор Шехтель.

Обуздать фантазию творца невозможно, и в 1889 г. в селе вырастает невероятной красоты дворец, обрамленный каскадами лестниц, романтичными башенками, арками, коваными ажурными балконами.

Сказочное поместье разорило его владельцев, в 1910-х гг. оно было продано, а после революции и вовсе национализировано. Усадьба успела побывать сельскохозяйственным училищем, домом отдыха, пока в 1938 г. в ней не открылся детский лечебный санаторий. Можно сказать, что имение было спасено и сохранено, однако слишком многое было утрачено безвозвратно за долгие годы разрухи. В советские годы на приусадебной территории появились неизменные атрибуты того времени: скульптуры пионеров, медведей, оленей. Современная история усадьбы связана с масштабными ремонтами и реконструкциями.

Информация для туристов

Несмотря на то, что усадьба открыта для публики, её посещение организованными туристическими группами рекомендуется заблаговременно согласовывать с администрацией. Если экскурсию не одобрили (такое редко, но всё-таки случается), можно воспользоваться услугами туристических фирм, в этом случае вам подберут транспорт и порекомендуют экскурсовода.

Также нужно принять во внимание то, то прогуливаясь по территории усадьбы, вы можете встретить больных детей на инвалидных колясках, проходящих здесь реабилитацию. Не стоит этого бояться и обращать излишнее внимание.

Адрес: Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы.

Вход свободный.

На собственном автомобиле до села можно добраться по трассе М-5 «Урал», следует ориентироваться на указатель «Санаторий Кирицы». Село расположено в 200 км от Москвы и в 60 км от Рязани.

Координаты: N 54° 17.548" E 40° 21.350".

Рядом с усадьбой есть автомобильная парковка.

Кроме этого, через Кирицы проходит несколько автобусных маршрутов, в пригородной кассе рязанского автовокзала вам нужно купить билет на любой из автобусов, которые следуют в Сапожок, Сараи, Шилово или посёлок Лесной. Учтите, что уехать обратно гораздо сложнее, поскольку в Кирицах нет автовокзала, поэтому вам придется положиться на удачу и тормозить мимо проезжающие автобусы (обычно это удаётся, правда, до позднего вечера прогулку всё же лучше не затягивать). Решивших воспользоваться электричкой ждёт достаточно утомительная дорога пешком, так что это не самый удачный выбор.

О владельцах дома из статьи в "Санкт-Петербургских ведомостях",

История дома восходит к первым годам существования Петербурга. В 1717 г. участок значится за Иваном Макаровичем Полянским, адъютантом светлейшего князя А. Д. Меншикова, владельца соседнего мазанкового здания. Если в 1732 г. у обер-кригскомиссара «верхний апартамент палат недоделан», то спустя четыре лета каменные на подвалах палаты уже выстроены в стиле барокко, имеют два этажа, 13 осей по фасаду и крыльца по краям. Тогда же в них «...через маклера Пауля Томсена... разные движимые вещи и уборы с публичного торгу проданы быть имеют». Особняком Полянские владели почти целое столетие.

Иван Макарович родился в семье дьяка, любимца Петра I, и большой карьеры не сделал. Гораздо удачнее был его сын - Андрей Иванович (1698-1764), унаследовавший дом на набережной и закончивший жизнь в чине полного адмирала. Он был отправлен царем обучаться морскому делу в Европу, откуда вернулся в 1725 г. Будучи с 1751 г. командиром Балтийского флота, Полянский успешно участвовал в Семилетней войне, блокировал прусские порты и брал крепость Кольберг.

Его сводный брат Александр Иванович (1721-1818) службе морской предпочел сухопутную. Поступив в армию солдатом, он в 1765 г. вышел в отставку полковником. Был назначен в Комиссию по составлению нового Уложения, стал сенатором и тайным советником. В год отставки Полянский женился на графине Елизавете Романовне Воронцовой (1739-1792), фаворитке убиенного Петра III, который «не скрывал ни перед кем непомерной любви к ней», хотя девушка была некрасивая, толстая и нескладная да к тому же рябая. Поговаривали, будто император хотел на этой фрейлине жениться, разведясь с великой княгиней Екатериной Алексеевной и сослав ее в монастырь. После свержения он умолял: «Оставьте мне мое единственное утешение Елизавету Романовну».

По словам С. П. Жихарева, Александр Иванович в старости слыл чудаком: «никуда не выезжающий, кроме спектаклей, в которых он бывает ежедневно попеременкам, то в русском, то во французском, а иногда и в немецком... и всюду получаемые им впечатления разделяет со всей публикой».

Благодаря жене, родной сестрой которой была известная Екатерина Романовна Дашкова, приближенная Екатерины II, Полянский вошел в придворные круги. Его единственный сын Александр Александрович (1774-1818), оставив воинскую службу, получил чин камергера, а в 1817 г. был назначен сенатором. Женат он был на аристократке - графине Елизавете Ивановне Рибопьер (1781-1847), но детей от нее не имел.
Об обстановке дома Полянских в 1803 г. рассказала в письме на родину Марта Вильмот, приехавшая с сестрой из Англии: «...апартаменты, состоящие из очень элегантной гардеробной, меблированной диванами и стульями <...>, тут имеются фортепьяно, арфа, большое зеркало <...>, статуи на пьедесталах, вазы, есть икона <...>. Хозяйка провела меня через анфиладу огромных, просторных комнат, числом не менее десяти...». Этих комнат в бельэтаже было одиннадцать.

В 1841 г- переделанный в стиле классицизма особняк вдова и ее дети продали за 67 тыс. руб. серебром действительному статскому советнику Никите Всеволодовичу Всеволожскому (1799-1862), этому «баловню судьбы». Никита и его брат Александр, участник войны с Наполеоном, были в числе основателей литературного общества «Зеленая лампа» и унаследовали от отца, «русского Креза», большое богатство, в том числе подгородное имение Рябово (ныне Всеволожск). Никита служил чиновником, переводил французские водевили, дружил с А. С. Пушкиным, с которым познакомился по службе в близлежащей (Английская наб., 32) Коллегии иностранных дел. Дом Всеволожских поэт хотел изобразить в ненаписанном романе «Русский Пелам». Купив дом, Всеволожский его сразу перестроил.

Острослов и заядлый театрал, Никита вел довольно разгульный образ жизни, расточил свое состояние и погряз в долгах, отчего в конце концов попал под опеку. Его дом на набережной в 1853 году всего за 40 тыс. руб. был с молотка продан жене графа Павла Николаевича Игнатьева (1797-1879), в том же году назначенного генерал-губернатором Петербурга. Через восемь лет супруги подарили дом дочери Ольге (1837-1908), бывшей замужем за свитским генералом Александром Ельпидифоровичем Зуровым, в 1878-1880 годах служившим градоначальником столицы. Брат Зуровой - Николай, талантливый дипломат, составил Сан-Стефанский мирный договор, племянник Алексей - автор известных мемуаров «Пятьдесят лет в строю».

В июне 1889 г. дом приобретает Вера Николаевна фон Дервиз, вдова «русского Монтекристо» Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881) из обрусевших немцев. Он получил высшее образование в Училище правоведения и в 1847-1857 гг. служил в Департаменте герольдии Сената и Министерстве юстиции, но казенную службу оставил и очень успешно занялся постройкой железных дорог. По словам некролога, барон П. Г. Дервиз был «первым, указавшим путь к легкому сооружению в России рельсовых путей и возможности этим образом составлять многомиллионные состояния».

Через год после покупки Вера Николаевна подарила особняк младшему сыну - Павлу Павловичу (1870-1943), молодому поручику лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, который, собираясь жениться, тотчас взялся за перестройку. Перестройку в стиле флорентийского ренессанса осуществил академик А. Ф. Красовский, много работавший для семьи барона.

Любвеобильный красавец-гусар в первый раз женился в 1891 г., в последний - в 1920-е гг., и каждый раз это были неравные браки. От пяти браков Павел Павлович имел трех сыновей и семь дочерей. После революции он был арестован, несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме в Москве, а затем уехал в рязанское имение Старожилово, где стал преподавать в школе. Однако имение пришлось оставить, и с 1928 г. Дервиз жил и работал учителем в поселке Максатиха под Тверью, где и похоронен. Он носил фамилию Луговой, которую из-за патриотических чувств взял во время Первой мировой войны.

В июне 1903 г. столичный особняк, который трудно было содержать, продали за 400 тыс. руб. молодому великому князю Андрею Владимировичу (1879-1956), двоюродному брату Николая II. Тот как раз поступил учиться в Военно-юридическую академию у Поцелуева моста, то есть недалече от дома, который он сдал американскому посольству. У Андрея был роман с известной балериной Матильдой Кшесинской, завершившийся в эмиграции законным браком. Свитский генерал-майор в Первую мировую войну командовал гвардейской конной артиллерией и, весьма интересуясь политикой, участвовал в великосветской фронде. Во дворце на набережной в конце 1916 г. прошел семейный совет, где великие князья обсуждали свои конституционные предложения царю.

Так как последующие события не оправдали надежд фрондеров, Андрею Владимировичу пришлось навсегда покинуть свой дворец, в котором разные советские учреждения работали до 1959 г., когда он наконец-то получил более достойное применение.

Петербург заслуженно называют музеем под открытым небом. Особым культурным достоянием являются его театры, каждый из которых имеет неповторимый архитектурный облик.

Среди них, в центре Петербурга, красуется небольшой уютный особняк на улице Галерной, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Петровичу фон Дервизу.

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.

Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус.

В 1883 году молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863 - 1918) решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец эпохи модерна. Сделать это он поручил Петру Шрейберу. Архитектор перестроил особняк, уделив главное внимание интерьерам, в которых эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко - классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля.

Судьба барона фон Дервиза - загадка.
Сергей Павлович был профессиональным музыкантом. Он окончил Московскую консерваторию. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Много занимался благотворительностью, был избран почетным членом Петербургского драматического общества. Неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти. Вскоре С. Дервиз отошел от дел и, распродав всю недвижимость в Петербурге и Москве, навсегда уехал с семьей в Париж, где его след потерялся.

В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е. Юрьевской, тайной женой императора Александра II. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П. Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней.

Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века - эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века - эпоха Юрия Александрова.

В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Это имя ему придумал известный поэт М. Кузмин. Оно возникло из практических соображений (режиссер, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах) и на несколько лет стало обозначением двойника Мейерхольда.

У Мейерхольда началась жизнь в двух этажах. В верхнем этаже он режиссер императорских театров; здесь он ставил спектакли в духе театрального традиционализма, пытаясь воскресить живущую в искусстве старых мастеров Александринки эстетическую память великих театральных эпох. В нижнем - в лабораторных опытах рвет связи с устоявшимся театральным языком, разрабатывает идеи Театра будущего. В итоге, небольшая сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных испытательных площадок режиссерской революции театра.

«Дом интермедий» представлялся Мейерхольду как содружество самых разнообразных людей искусства, своеобразным художественным клубом, куда бы они бескорыстно несли «живые творческие импульсы». Он мечтал о свободном обмене новыми идеями, где между творческой дискуссией и художественным экспериментированием почти не было бы дистанции. На афишах и в программах кабаре именовалось «Товариществом актеров, писателей, музыкантов, художников». Мейерхольд искал в то время единомышленников, не обремененных стереотипами театрального мастерства.

Первая программа «Дома интермедий» не имела ничего общего с обычным театральным спектаклем. Крупных актеров Мейерхольд для выступлений в «Доме интермедий» решил не приглашать. Ему была нужна молодежь, недавно окончившая театральные школы, способная отказаться от привычных форм сценического существования.

В репертуар «Дома интермедий» вошли стилизованная М. Кузминым «пастораль с песнями и плясками» «Голландка Лиза», сменившаяся пантомимой «Шарф Коломбины», которую Мейерхольд обозначил как «трагический балаган», и пародийная буффонада «Блэк энд Уайт» («Черное и Белое»), с которой контрастировали песенки М. Кузмина, простодушно наивные и глубоко серьезные.

Из всей кабаретной братии - людей серьезных, не совсем серьезных и совсем несерьезных - Мейерхольд был единственным, кого в кабаре привела ясно осознанная цель: поиски нового театрального языка. Он вложил в «Дом интермедий» невероятно много сил. Постановки Доктора Дапертутто - начало новой режиссерской манеры. Здесь Мейерхольд работал не только на «сегодня», но и для будущего, впрок, до той поры, когда его идеи смогут быть до конца и правильно прочитанными.

Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь.

Как и «Дом Интермедий» Мейерхольда, «Санктъ-Петербургъ Опера» была создана в «нижнем этаже», с одним отличием: Александров - режиссер Мариинского театра - не выбрал себе псевдонима.

После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом - Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров.

В начале девяностых - сложное время российской истории - ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. Кто знает, чем бы судьба особняка фон Дервиза закончилась, но в 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы», впервые обретя собственный дом, собственную сцену, все же решилась играть здесь свои спектакли. Доказывать, что здание находится в аварийном состоянии, пришлось ровно до того момента, когда произошло обрушение лепнины в зрительный зал. С потолка упала десятикилограммовая глыба (к счастью, никто не пострадал).

В итоге, благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них. Таким образом, благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова петербуржцам возвращен один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде.