Сестрица аленушка и братец иванушка описание. Урок по литературному чтению на тему:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

(Сказкотерапия и карты таро 1000 жизней)

Сегодня мы продолжим наши сказкотерапевтические тренинги, проводимые в небольших психотерапевтических группах или просто - индивидуально, с помощью карт таро 1000 жиз­ней.

На этот раз мы будем черпать мудрость из известной русской народной сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Мы с вами немного сместим, поменяем акценты - как это и подобает делать всем творческим сказкотерапевтам. А именно: главным героем нашей психотерапевтически осмысленной сказки будет не - Сестрица Алёнушка (как обычно принято), а «второстепенный персонаж сказки», её брат, братец Иванушка .

На мой взгляд, Иванушка, претерпевший в ходе данного сказочного сюжета, памятного всем нам, такие сложные метаморфозы, заслуживает отдельной сказкотерапевтической сессии.

Итак, напомню кратко содержание сказки до того места, которое нас интересует в первую очередь.

Жили-были сестрица Алёнушка и Братец Иванушка. Померли у них в одночасье родители и остались Алёнушка с Иванушкой - круглыми сиротами. Погоревали-погоревали, да жить как-то надо. Пошла Алёнушка на работу, а братца с собой взяла. Идут они полем, в поле жарко, Иванушка пить хочет. Увидал он коровье копытце, водой наполненное и говорит Алёнушке: «Дай я воды напьюсь!»

"Не пей из коровьего копытца", говорит Алёнушка, "а то телёночком станешь".

Послушался Иванушка сестрицу и не стал пить из коровьего копыта.

"Не пей из лошадиного копытца, Иванушка, а то жеребёночком станешь", говорит ему Алёнушка. Послушался братец сестрицу и не стал пить из лошадиного копытца.

И вот опять Иванушке пить хочется, и видит он на дорожке в поле - козье копытце, а в нём стоит водица.

«Не пей из козьего копытца, Иванушка, а то козлёночком станешь!», говорит Алёнушка братцу.

Но не послушался тут братец Иванушка, испил из козьего копытца и обернулся - козлёноч­ком. Взбоднул рожками и побежал вслед за сестрицей, грустный и виноватый...

Много пережили затем и Алёнушка в своем обычном облике, и Иванушка, в своём - звери­ном, даже смерть пережили (и затем вновь воскресли!) и в конце сказки Иванушка превра­тился-таки снова в человека. (Но уже на другом уровне - хочется добавить от себя.

Итак, приступаем к сказкотерапевтическому разбору сказки.

Разбор сказки

Глядя на лошадиные морды и лица людей,

на безбрежный живой поток, поднятый

моей волей и мчащийся в никуда по багровой

закатной степи, я часто думаю:

где Я в этом потоке?

Чингиз-хан

Когда-то Хорхе Луис Борхес сказал, что все сюжеты, существующие в литературе и искус­стве, и придуманные за тысячи лет человечеством, можно свести к двум основным сюжетам:

  1. Первый сюжет: «Мужчина и Женщина».
  2. Второй Сюжет: «Мужчина и его Путь».

До эры феминизма считалось, что женщине жить - проще. Потому что её задача (задача её Пути) сводилась к обретению ею своего Мужчины или, другими словами, обретении-себя-в-Мужчине. (Что сделать тоже не так-то просто, к чему нужно также приложить и ум, и труд, и своё сердце)...

Собственно, к этому и сводился её Путь - Путь Женщины.

Путь же мужчины был намного более непредсказуемым,непросчитываемым и оттого - бо­лее загадочным и опасным.

Каков Путь Мужчины? На этот вопрос готовых ответов - нет, точнее их даёт вся мировая ли­тература и искусство, но ответы эти- сбивчивые, противоречивые, задачу не облегчают, а, порой, только ещё больше запутывают и запугивают.

Вот, например...

Все знают, чем закончился путь Льва Толстого (не самого глупого, бедного и ничтожного че­ловека в России). Церковь объявила Толстого «ересиархом», отлучила от своего лона и до сих пор проклинает в своих ритуальных чтениях... Вам всё равно? А себе бы вы хотели такой участи?

Также, все знают, чем закончился путь Герострата - его «подвиг» даже вошёл в поговорку. Геростратова слава - означает, "прославить" себя чем-то подобным тому, чем "прославил" себя когда-то древний грек Герострат - сжечь храм Артемиды в Эфесе... Но прежде чем сме­яться над Геростратом, ответьте себе на вопрос: А вы бы смогли сжечь "храм Артемиды"? Просто физически, интеллектуально и морально, смогли бы осуществить такое мероприятие? По размышлении, понимаешь, что даже традиционно презираемый Герострат был не самым тупым человеком в Греции, и возможно, был значительнее нас с вами... И смеяться уже ни над кем не хочется. Вот - и первый урок нашей сказки.

Как говорил философ Спиноза (повторю мои любимые слова, ставшие современным кредо психотерапии):

«Не смеяться, не плакать, не проклинать - понимать!»

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» мы видим метафорическую реализацию второго борхесовского сюжета: «Мужчина и его путь». Давайте же разберёмся с метафорами этой притчи, выстроенной на мощных, (почти всех -ветхозаветных), "архетипах" или культурных символах.

Сказка начинается с того, что родители Иванушки и Алёнушки - умерли. Если воспринимать этот зачин опять же - метафорически, то получается картина знакомая всем. Все мы в какой­-то момент - вырастаем и бываем вынуждены «оторваться» от родителей. Эмоционально. Фактически (начать жить отдельно, возможно, даже переехав в другой город). Финансово. Психологически (осознать: какие твои «убеждения» являются родительскими интроекта­ми и провести ревизию этих интроектов на предмет их общей адекватности и их пользы - лично для себя).

Как мы видим из сказки, у Алёнушки период взросления проходит - легко. Это и понятно, будучи Женщиной, Алёнушка живёт-проживает первый борхесовский сюжет«Мужчина и Женщина» . Сегодня - она заботится о брате (не раздумывая взяв на себя архетипическую роль Матери). А больше никаких забот и вопросов к жизни у неё нет.

Завтра же, она выйдет уже как Взрослая в социум (пойдёт «через поле на работу»), социум её закружит-завертит, и после преодоления многих мытарств, препятствий и сказочных перипе­тий, Алёнушка встретит-таки Своего Мужчину , перестав, наконец, заботиться о брате, «иг­рать в куклы».

Не то - Иванушка...

Его взросление (как взросление любого Мужчины) проходит гораздо тяжелее. Оно продраз­деляется на четыре метафорических этапа.

А если говорить точнее, то на пути к последнему, четвёртому (и искомому) этапу своих ме­таморфоз, Иванушку подстерегают целых ТРИ Искушения.

Инициация? Или самоактуализация?

Четвёртый (главный и искомый) пункт прибытия иванушкиного Пути: инициация

Инициация [лат. initiāre - начинать; initiātio - совершение таинств] - смена социального ста­туса индивида, когда происходит его включение в какое-либо замкнутое объединение, при­обретение им особых знаний, функций или полномочий.

Инициация - обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой: по­священие в рыцари в средневековье, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком же значении, инициация - это характерное главным образом для первобытной культу­ры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важней­шим этапом социализации личности.

А теперь давайте выражаться языком гуманистической психотерапии . Да, с точки зрения всей нашей мировой культуры (а не только культуры первобытных обществ!), цель незрело­го индивидуума (только что оторвавшегося от родителей) и называющегося «человеком» пока что только - авансом, пройти свой Путь и суметь стать - Человеком, Зрелой Личностью. Или - самоактуализироваться . Помощь же в самоактуализации - это вообще цель любой современной психотерапии.

Итак, цели у брата и сестры - разные.

Цель Алёнушки - пройти свой Путь и найти своего Мужчину.

Цель Иванушки - пройти Свой Путь и стать Человеком, пройти инициацию, стать полно­правным членом Общества.

Какие же ТРИ Искушения подстерегают Иванушку на этом нелёгком и невнятном пути?

Дорога через поле... Метафорическая (я бы сказала -метафизическая ) дорога из уже остав­ленного навсегда родительского Дома - в ещё незнакомый и, конечно, враждебный Социум.

Для контраста с Высшей Целью - «стать Человеком», метафора сказки предлагает Иванушке - три звериных облика . Пародия на Чаши Причастия - копытца, углубления в земле, напол­ненные застоявшейся дождевой водой.

Коровье раздвоенное копыто. Лошадиное копытце - круглое как озерцо. Козье копытце - еле различишь в траве. Не случайно в сказке они располагаются именно в данной последователь­ности. Именно в такой последовательности человек на пути к своему Триумфу, встречает эти опасности.

Телец. Скотобойня.

Сравните три «копытца» (представьте себе их в своём воображении). След коровы, отпеча­танный в чернозёме... След лошади. След козы. От самого большого (больше юношей напьются в первую очередь и больше - погибнут, сильно проредив мужские ряды), до самого маленького - козьего.

Самое первое Искушение, которое подстерегает Иванушку на пути к Человеку, это искуше­ние превратиться в «Тельца» или "быка"... Телец - древний, ветхозаветный символ. Телец - жертвенное животное иудеев, подаривших нам Библию и её символы, которыми мы опери­руем вот уже несколько тысяч лет почти бессознательно.

Символ не одухотворённой плоти, приносимой на заклание, на алтарь. «И закололи упитан­ного тельца».

Стать телёнком, а затем - быком - это практически означает: погибнуть сразу, не дожив до «ума». Алёнушка предупреждает об этом, и Иванушка - соглашается с опасностью такого выбора. Он не хочет умирать молодым. Не хочет попадать на бойню. Под нож мясника. Ста­новиться «пушечным мясом»... Погибнуть в "разборке"... Характер Иванушки таков, что пер­спектива «быкования» его не прельщает, и поэтому он легко преодолевает своё Первое иску­шение.

Наверное самые лучшие строчки, посвящённые описанию участи быка, можно найти в пер­вом романе Пелевина «Чапаев и Пустота». Почитайте и увидьте, от какого искушения смог отказаться Иванушка на радость всем нам. Пелевин описывает некий метафизический «вневременной и внепространственный мир», похожий на то самое поле, по которому шли Алёнушка и Иванушка. Только вместо "копытец" - сказки, по пелевинскому полю разброса­ны одинокие точки странных костров, около которых ютятся странные люди...

«Возле костра сидели два человека. Они были мокрыми, полуголыми и походили на римлян - единственной их одеждой были короткие простыни, обёрнутые вокруг тел. Оба были во­оружены - один наганом, а второй двустволкой. И оба были покрыты отвратительными и обильными воронками огнестрельных ран. Увидев барона, они повалились на землю и бук­вально затряслись от нестерпимого, физически ощутимого ужаса.

- Серёжи Монголоида бойцы, - сказал один из них, не разгибаясь.

- Как сюда попали? - спросил барон.

- Нас по ошибке завалили, командир.

- Я вам не командир, - сказал барон. - А по ошибке никого не валят.

- В натуре, по ошибке, - жалобно сказал второй. - В сауне. Думали, что там Монголоид до­говор подписывает.

- Какой договор? - спросил Юнгерн, недоуменно поднимая брови.

- Да нам кредит надо было отдавать. И, значит, приезжают два быка...

- кредит? - перебил барон. Понятно.

Нагнувшись, он дунул на пламя, и оно сразу же уменьшилось в несколько раз, превратившись из ревущего жаркого факела в невысокий, в несколько сантиметров, язычок. Эффект, кото­рый это оказало на двоих полуголых мужчин, был поразителен - они сделались совершенно неподвижными, и на их спинах мгновенно выступил иней.

- Бойцы, а? - сказал барон. - Каково? Кто теперь только не попадает в Валгаллу. Сережа Монголоид... А всё это идиотское правило насчет меча в руке.

- Что с ними случилось? - спросил я.

- Что положено, - сказал барон. - Не знаю. Но можно посмотреть.

Он еще раз дунул на еле заметный голубоватый огонек, и пламя вспыхнуло с прежней силой. Барон несколько секунд пристально глядел в него, сощурив глаза.

- Похоже, будут быками на мясокомбинате. Сейчас такое послабление часто бывает. От­части из-за бесконечного милосердия Будды, отчасти из-за того, что в России постоянно не хватает мяса.

Меня поразил костер, который я только сейчас разглядел в подробностях. На самом деле его нельзя было называть костром. В огне не было ни дров, ни веток - он возникал из оплав­ленного отверстия в земле, по форме похожего на ровную пятиконечную звезду с узкими лу­чами.

- Скажите, барон, а почему этот огонь горит над пентаграммой?

- Как почему, - сказал барон. - Это ведь вечный огонь милосердия Будды».

Конь. Пахота.

А вот и второе искушение Иванушки.

Это тоже очень сложная и древняя метафора.

Когда-то Авраам Линкольн гневно сказал про рабовладельцев Юга, с которыми воевал его свободный Север: "С их точки зрения (точки зрения рабовладельцев) СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ, ДВИГАЮЩАЯ МЕЛЬНИЧНОЕ КОЛЕСО, это прекрасная иллюстрация того, каким дол­жен быть рабочий".

Откуда же взял Линкольн эту метафору? Ну, во-первых, из жизни. Раньше, когда лошадь ста­рилась и слепла, её продолжали использовать в хозяйстве - привязывали к мельничному кру­гу и заставляли так ходить - пока не падёт. Если лошадь была не слепа, то ей просто завязы­вали глаза (ослепляя таким образом - искусственно), потому что зрячая лошадь не стала бы ходить по одному и тому же кругу, а обязательно бы взбрыкнула...

А во-вторых, Линкольн имел в виду легенду (опять же взятую из Библии) о силаче Самсоне.

Самсон

Силач Самсон имел длинные волосы, как все мужчины-назореи его племени, и в этих воло­сах скрывалась его сила. Его враги филистимляне (ударение на третий слог с начала) узнали, что Самсон ходит в дом к красавице Далиле и подговорили её выпытать у любовника секрет его силы. Размягчённый от ласк Самсон проговорился Далиле о своих волосах, филистимля­не остригли его во сне и пленили, выставив на потеху в своём городе.

Но им этого было мало - чтобы унижение Самсона было полным, они - ослепили его и, при­вязав к мельничному колесу вместо рабочей лошади, заставили ходить по кругу, выполняя труд даже не раба, но скота...

Когда волосы Самсона вновь отрасли, к нему вернулась его сила и он сумел отомстить вра­гам, правда, это уже совсем другая история...

Если превращённый в "быка" - погибает сразу, то превращённый в "слепого коня" - погибает медленно, надрываясь на рабской работе, пленённый, обманутый и стреноженный.

Знакома ли вам эта участь?

Заметьте, если превращение в быка может состояться сразу же в юности, при знакомстве с "нехорошей мужской компанией", то превращение в рабочую скотину-лошадь идёт через женщину - Далилу, пленяющую силача и лишающую его силы и может состояться чуть поз­же, при прощании с юностью и переходе в зрелость...

Но и этой участи избежал Иванушка. Он избежал долгов, кредитов, ипотек, рабского труда в ненавистном офисе, избежал всего того, что ждёт и во что превращает сильного и красивого мужчину знакомство с вероломной Женщиной, видящей в нём только рабочую слепую ско­тину для вращения каменных жерновов...

Козлище. Козёл отпущения

Перед нами третий культурный архетип "скотского облика", и опять он - библейский.

Отделить агнцев от козлищ - отделить хорошее от плохого.

Козёл отпущения - интересная "личность". В один торжественный день на это животное воз­лагались символически все грехи людей общины, а затем (после церемонии) козла торже­ственно препровождали в пустыню, где и оставляли в покое...

И вот этому искушению Иванушка поддался с видимым удовольствием.

Для того, чтобы понять мотивы иванушкиного поведения, дадим слово воображаемому пер­сонажу нашей сказкотерапии, назвав его "Недоброжелательный Обыватель" (Это тот, кто в чужом глазу видит соринку, а в своём бревна не замечает и вообще, любит посплетничать).

Итак, Недоброжелательный Обыватель:

"Всё понятно! Иванушка обнаружил следующие качества характера: во-первых, он - трусо­ват. По своей природе он - не альфа-самец, поэтому перспектива стать "крутым пацаном" (тельцом) его не прельщает, и он тут же трусливо прячется за алёнушкину юбку.

Во-вторых, Иванушка - одновременно и ленив, и дохловат - и для "побед на любовном фронте" и для "побед на фронте трудовом"... Работать "как конь" во имя какой-то женщины-Далилы - да боже упаси! Ему не нужны ни женщины, ни работа.

Кто же тогда после этого Иванушка? Да ясно кто - козёл! Вот поэтому в козлёночка он и превратился с явным облегчением для себя!"

Теперь, после того, как мы выслушали мнение "психолога"-обывателя, давайте выслушаем мнение нормального психолога, нашего второго воображаемого участника сказкотерапии - Психотерапевта Гуманистического Направления.

Психотерапевт-гуманист:

"Как мы помним, социализация у мужчины проходит трудно и болезненно. Вообще, взросле­ние, эмоциональный отрыв от родителей каждому из нас даётся - не легко. А мужчине труд­нее вдвойне, потому что согласно "культурным кодам", он "не должен показывать слабость"...

Перед Иванушкой лежали три фальшивых способа социализации.

Первый способ, который подстерегает мальчишку в дворовой компании или "на районе", в ранней юности, Иванушка отверг с ходу.

Фальшивость этого способа - очевидна, он, не скрывая, сулит выбравшему этот способ - ран­нюю насильственную смерть.

Самоактуализироваться - не успеешь.

Второй способ социализации: уступить чарам коварной женщины и согласиться на пожиз­ненный рабский труд "в стане врага" подстерегает юношу, когда он перестаёт быть юношей и становится мужчиной.

Фальшивость этого способа "стать нужным обществу членом общества" - так же очевидна.

Самоактуализироваться - будет некогда.

Третий фальшивый способ социализации - это самый интересный способ.

Его можно описать так: "Да называйте меня как вам угодно, только оставьте меня в покое!"

Общество постоянно требует от человека существенных жертв. Это рано или поздно понима­ют все. Оно требует от нас то принести в жертву - своё здоровье, то жизнь, то время, то убе­ждения, то любимых...

А когда человек не соглашается ни на одну из этих жертв - общество самовольно отбирает у него свою последнюю жертву - Хорошую Репутацию и изгоняет из себя прочь, в пустыню, где и оставляет в покое.

Казалось бы, что плохого в таком способе наконец стать хоть кем-то?

Если тебя (как философа) не пугает перспектива того, что многие будут считать тебя "коз­лом" и не будут приглашать на свои "пати", то твоё существование можно назвать - прекрас­ным.

Ты сохранишь себе жизнь, и у тебя будет много свободного времени...

Вот здесь-то и кроется - разгадка фальшивости этого заманчивого предложения.

Стать Человеком можно только тогда, когда ты примирился с людьми и научился с ними об­щаться. А для этого необходимо покинуть "пустыню" и вернуться в социум. Как говорит ре­лигия, чтобы: "послужить людям"...

Но уже в качестве Человека, а не в качестве слепой лошади...

Итак, наша сказкотерапия - завершена, и мы приступаем к практической части тренинга - ра­боте с картами 1000 жизней.

Расклад для карт таро 1000 жизней по сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Давайте сразу же внесём жизненные коррективы в сказочные и мифологические сюжеты. В современном обществе гендерные роли написаны так, что и мужчины, и женщины теперь синхронно ищут "свой Путь", не смотря в сторону друг друга.

Нет, конечно остались ещё и такие женщины, которые с детства до старости живут в сюжете "Мужчина и женщина" и поэтому в начале Дороги ищут своего Мужчину.

Но многие современные женщины уже примерили на себя сюжет "Мужчина и его путь", подставив себя на место мужчины, и возразить им на это - нечего. Таков культурный "ответ" на "вызовы" времени.

Поэтому гендерный расклад про Иванушку (который можно было бы сейчас сделать на кар­тах 1000 жизней) станет у нас несколько универсальным, чтобы подошёл всем.

В раскладе мы выделим следующие важнейшие позиции.

Позиция Первая

Телёнок (Жертва)

Размышляя об этой позиции, мы вытащим из колоды одну карту. Перед тем, как тянуть кар­ту, мысленно мы зададим эти вопросы:

"То, что убьёт меня сразу",

"Роль, выступая в которой я погибну очень быстро",

"Окружение, которое мне абсолютно противопоказано"

Позиция Вторая

Жеребёнок (Самсон)

Размышляя о второй позиции, мы также тащим из колоды одну карту. Перед тем, как тянуть эту карту, мысленно мы зададим вопросы:

Позиция Третья

Козлёнок (Козёл отпущения)

Размышляя о третьей позиции, мы тащим из колоды одну карту, задавая вопрос:

"То, что спровоцирует мой разрыв с людьми"

Позиция Четвёртая

Самоактуализировавшийся Человек

На эту позицию мы вытаскиваем из колоды сразу три карты. Это - самые важные карты. Они изучаются самым внимательнейшим образом и на основе их текста тот, кто делает расклад, составляет внятный рассказ, отвечая на вопрос:

"Какие качества и обстоятельства помогут мне на Пути моей Самоактуализации"

В современном мире свой Путь должны проходить все - и мужчины, и Женщины.

Поэтому - в путь, друзья!

Пример расклада:

Клиентка, как мы и говорили - сегодня женщины,как раньше - только мужчины, ищут свой Путь.

Что ж, посмотрим на расклад и на рассуждения клиентки об увиденном ею в раскладе...

Позиция Телёнок (Жертва)

Клиентка отвечает на вопрос: "Роль, выступая в которой я погибну очень быстро".

Карта, вытащенная из колоды таро 1000 жизней: "Человек противоположного пола"

Рассуждения клиентки: Мне всегда казалось, что доля женщины, вообще, - намного легче мужской. Поэтому,наверное, женщины и живут дольше, этот факт - объективный. А совре­менное общество, которое буквально заставляет женщину играть несвойственную ей роль - роль "мужчины", убивает её наповал, вначале лишая женской привлекательности, а потом - и всего остального. Мне бы не хотелось соперничать с мужчинами ни в интеллекте, ни в силе, ни в скорости реакции, соперничать - ни на каком поле.

Поэтому я твёрдо знаю, что, начни я поддаваться общему тренду и "мериться силой" с миром мужчин, и я кончусь и как личность, и в целом,как живой,умеющий радоваться жиз­ни человек...

Позиция Жеребёнок (Самсон)

Клиентка отвечает на вопрос: "Какое занятие или какая жизненная роль иссушат все мои силы и ресурсы, превратив мою жизнь в бессмысленную и мучительную каторгу?"

Мистификатор .

Читаем текст карты: "Человек,о котором никто не знает правды. У него множество ролей и масок. Он настолько сживается с выдуманными образами, что и сам начинает верить в свои истории. Навык: скрывать свои истинные чувства и мотивы"

Рассуждения клиентки: Я всегда понимала и соглашалась с фразой Булгакова, которую он вложил в уста своего героя - Иешуа, в "Мастере и Маргарите"... "Правду говорить легко и приятно".

А ещё я помню другую фразу Булгакова, из того же романа. Эти слова сказал Мастер, описы­вая неприятную секретаршу из приёмной: "Её глаза были скошены от постоянного вранья"...

Я знаю людей, которые всю жизнь играют роль, носят маску, Персону. Они всю жизнь врут, что они, например, "любят своего мужа", "испытывают оргазм", "любят детей", или что "дети - от мужа", что они "любят лобио своей свекрови", и даже "любят Моцарта", а не, ска­жем, Еву Польну или Басту...

Меня всегда приводили в ужас такие люди, и про себя скажу честно - я бы так жить не смог­ла. Понятно, зачем такие люди врут - они пытаются понравиться тем, от кого получают каку­ю-то социальную выгоду, при этом нещадно давя свою истинную природу (которая не по­нравилась бы их "благодетелям").

Карта говорит, что: "так бы жить я смогла, но жила бы - плохо". А я бы поспорила с картой - долго бы я так не прожила.

Если развивать миф о Самсоне, то в моём случае было бы вот как. Вначале, поверившая в собственную убогость, я бы дала себя "остричь" под гребенку моих "благодетелей" (они же враги). Но со временем, мои волосы бы отросли и ко мне вернулись бы и сила и понимание. И тогда я, подобно вашему Самсону, пошла бы во дворец, где пируют мои ничего не подо­зревающие "филистимляне" и со словами "погублю вас и сам погибну" начала бы трясти ко­лонны так, что крыша рухнула бы на всё это сборище.

Позиция Козлёнок (Козёл Отпущения)

Клиентка отвечает на вопросы: "Какой путь приведёт меня в никуда?" и "То, что спрово­цирует мой разрыв с людьми"

Карта, вытащенная в ответ на этот вопрос из колоды таро 1000 жизней: Знаменитость .

Читаем текст карты: "Вызывает повышенный интерес публики. Готова быть в центре вни­мания даже ценой скандала. Создавайте разнообразные поводы, заставляя о себе загово­рить".

Рассуждения клиентки: Всё верно. Может быть кому-то такое ресурсное состояние и полез­но, но только не мне.

Дело в том, что я весь свой подростковый возраст и всю юность занималась противопостав­лением себя обществу (особенно, обществу сверстников) и откровенным эпатажем. Нет, я не стриглась наголо, не красила волосы в оранжевый цвет, не прокалывала себе язык и не дела­ла татуировок - у меня хватало вкуса, чтобы не уродовать своё тело.

Эпатажным было, в основном, моё поведение, образ мысли, моя одежда и мои знакомые - им я позволяла иметь перечисленные атрибуты "социопата".

И хотя я уже не веду себя так, как вела, будучи студенткой и по-другому одеваюсь, сущность фрика во мне осталась и это никуда не спрячешь...

Поэтому, если я буду продолжать педалировать свою излюбленную психологическую "защи­ту", это будет означать - застревание в "подростковом кризисе", застой и в конечном итоге - отстой))))

Поэтому тема "публичного скандала" - это для меня тема, которую мне нужно избегать. Хва­тит уже детских психологических защит! Нужно учиться нормально разговаривать с родите­лями, и вообще - с людьми...

Позиция Самоактуализировавшийся Человек

Клиентка отвечает на вопрос: "Что поможет моей самоактуализации?" и вытаскивает из ко­лоды три карты:

  • Геймер,
  • Художник,
  • Актёр.

Анализируем текст карт:

Геймер : "Тщательно исследовать окружающее пространство, пытаясь использовать все попадающиеся на пути предметы (комбинируя их) и персонажей (прислушиваясь к их сове­там)".

Некоторые подсказки ведут в никуда. Нужно просто отмести их и продолжить поиск до­роги на новый уровень. Хладнокровие и методичность".

Юлия Королёва
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка - волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («- Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная : добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«- Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка - помогает достижению цели

(«-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Публикации по теме:

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка - Бурка» Цель: - Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; - Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.

Урок литературного чтения

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

    познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    учить характеризовать героя сказки по его поступкам;

    учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

    рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;

    знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

    понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

    находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;

    Учить работать в группе.

Личностные:

    проявлять интерес к чтению русских народных сказок;

    ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

Что отдал много.»

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

Настроить на работу;

Организация рабочего места.

Актуализация необходимых знаний

    Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас .

О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

Чем этот жанр отличается от других?

По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

    Элементы разных сказок
    Мы собрали в кузовок.
    Отгадай названье сказки
    Будь внимателен, дружок.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться отвечать на вопросы…

    Ответы детей на вопросы учителя.

    Учащиеся по предметам отгадывают названия сказок.

    Самостоятельно определяют цели урока.

Коммуникативные:

Владение диалогической речью.

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

Планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

Мотивация познавательной деятельности

    Организация чтения русской народной

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Прочитайте начало сказки.

Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

С какого действия начинается сказочное повествование?

Прочитайте, что случилось в сказке?

Чем закончилась сказка?

Как можно объяснить такой конец?

    Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

    Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.

    Выясняют, чем похожи сказки.

Коммуникативные:

Работа в парах;

Контроль оценки действия партнера;

Сотрудничество с товарищем;

Самооценка.

Познавательные:

Развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

Формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Организация познавательной деятельности.

    Исследовательская работа по сказке:

Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.

    Характеристика Аленушки

Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.

    Называют самую страшную часть сказки, вспоминают другие сказки со страшными эпизодами.

    Рассказывают о характере Аленушки.

Познавательные:

Развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

Умение формировать собственное мнение.

Подведение итогов

Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

Вспомните другие волшебные сказки.

Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

    Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.

    Ответы детей.

Личностные:

Подведение итога урока;

Самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей;

Использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные :

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

    Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.

    Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

    Выразительное чтение сказки.

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
План пересказа сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.
Главная мысль сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Слушайся добрых людей - на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает - жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

  1. Волшебные превращения - козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Ивáнушка-дурачóк (Ивáн-дурáк)

Один из главных героев русской народной сказки. Имя Иванушка – уменьшительно-ласкательная форма самого распространённого в старину русского мужского имени Иван (см. русские имена).

Энциклопедическая справка

Иванушка-дурачок – младший, обычно третий, сын в крестьянской (см. крестьянин) семье. В отличие от старших братьев, он очень доверчив, бесхитростен, порою ленив и как будто глуповат. Однако это только в начале. Сказочный сюжет строится так, что Иванушке предстоит пройти испытания на храбрость (победить злые силы), на доброту (отдать последнее тому, кто в беде), на честность (выполнить данную клятву, не взять чужого) или на сообразительность. Из всех этих испытаний Иванушка выходит победителем. Не требуя для себя ничего, в конце сказки он за свою доброту и бескорыстие получает царскую (см. царь) дочь в жёны и полцарства в придачу.

Близок Иванушке-дурачку образ Емели из сказки «По щучьему веленью» (см. щука).

В культуре

Фольклорный образ Иванушки-дурачка часто трактуется как один из типов русского национального характера (см. русские).

Зрительный образ этого персонажа создан в широко известных иллюстрациях И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к русским народным сказкам.

Из народной сказки образ Иванушки-дурачка перешёл в авторскую. Иванушка – главный герой сказки П.П. Ершова «Конëк-Горбунок» (1834 г.). Под другими именами он узнаваем и в современных литературных сказках, например, в сказке Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».