Предмет психологии в отечественных школах и подходах. Особенности становления и развития предмета психологии Отечественная психология предмет

Отечественная психология, как наука начала развиваться в конце XIX - начале XX веков, она имеет естественнонаучное направление и следует традициям, идущим еще от М.В. Ломоносова.

Исследовательская работа В.М. Бехтереву, невропатологу, психологу, психиатру, позволила создать ему направление в психологии, которое называется "рефлексология".

В.М. Бехтерев, создал В России первую экспериментально-психологическую лабораторию и Психоневрологический институт, в котором осуществлялись комплексные исследования человека. В дальнейшем, традиции комплексного подхода были развиты отечественным психологом Б.Г. Ананьевым. Рефлексология стремилась быть объективной наукой и, поэтому, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке этот подход связан с именем И.М. Сеченова Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: МПА, 1994. - 152 с..

И.М. Сеченов определял психологию как науку о происхождении психической деятельности, к такой деятельности он относил память, восприятие, мышление и т.п. И.М. Сеченов считал, что психическая деятельность строится также как и рефлекс, которая включает в себя после восприятия среды и его переработки головным мозгом ответную работу двигательного аппарата.

В трудах Сеченова впервые в истории психологии предмет данной науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1996. - 496 с.. И.М. Сеченов считал, что именно поэтому для психологии единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод.

В отношении русской психологии, которая следовала в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, "чистого сознания". Вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов. Получалось, что "объективная психология" отбрасывала "субъективную". Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова, оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: МПА, 1994. - 152 с..

Парадигмы отечественной психологии:

  • · материя первична, а сознание вторично;
  • · психика есть свойство высокоорганизованной материи, а именно - сложно организованной нервной системы;
  • · сущность психики состоит в отражении окружающей действительности и активном воздействии на нее;
  • · в процессе эволюции возникло сознание - высший этап развития психики;
  • · психика и сознание социально обусловлено.

В России, в советский период, в первые 15-20 лет власти, произошел взлет наук, таких как биология (особенно в генетика), математика, физика, лингвистика. Особенно большой прорыв произошел в психологии, появились новые направления: педология (психология обучения), психотехника (психология трудовой деятельности), также проводились работы по зоопсихологии, дефектологии, судебной психологии.

Одним из наиболее важных направлений, которые сформировавшихся в 20-30 годах, стала "культурно-историческая теория", основоположником которой является Лев Семенович Выготский. Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и других науках, таких, как педагогика, дефектология, языкознание, культурология, искусствознание Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. - 376 с..

В концепции Л.С. Выготского, важным является то, как он относился к проблеме взаимосвязи развития и обучения. В концепции рассматривается вопрос, должно ли обучение идти за развитием ребенка или же, наоборот, развитие должно идти за обучением. Л.С. Выготский считал, что все-таки развитие должно идти за обучением, это представление было раскрыто им в понятии "зона ближайшего развития". Л.С. Выготский определил, что существует расхождение в решении ребенком задач, какие-то задачи ребенок может решить сам, а есть задачи, которые он может решить только под руководством взрослого. Л.С. Выготский подчеркивает, что общение ребенка с взрослым, это путь развития одного через другого, и это является основным.

Обучение - это созданное, особым способом общение. Общение с взрослым, усвоение способов обучения под руководством взрослого - это ближайшее будущее развития ребенка, то есть зона ближайшего развития. Обучение, которое на ступень выше развития, является результативным.

С именем ученого-психолога А.Н. Леонтьева связано развитие "теории деятельности". Он являлся учеником Л.С. Выготского, и поэтому он начал развивать важнейшие идеи своего учителя, уделяя больше внимания - проблеме деятельности, так как считал, что эта тема бала менее разработанной Л.С. Выготским.

Общий принцип А.Н. Леонтьева в своем подходе, является таким - в процессе интериоризации внешней практической деятельности, возникает внутренняя психическая деятельность и имеет тоже строение.

Из этого положения следует:

  • · при изучении практической деятельности, человек осваивает и закономерности психической деятельности;
  • · управляя организацией практической деятельности, человек управляет организацией внутренней, психической деятельностью.

Кроме А.Н. Леонтьева, к данной школе принадлежат также и другие ученые, исследуя другие области психологии:

Основателем другой отечественной психологической школы является С.Л. Рубинштейн, который разработал деятельностный подход при рассмотрении принципа "творческой самодеятельности". Он считал, что любая деятельность является самостоятельной и творческой.

Любая деятельность является самостоятельной и творческой - это одна из самых важных мыслей С.Л. Рубинштейна: "...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого" Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: "Питер", 2000, - 712 с.: ил.

Если для школы Л.С. Выготского основным является процесс интериоризации, а в теории С.Л. Рубинштейна основным является действие, "проникающее" в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: МПА, 1994. - 152 с..

С.Л. Рубинштейн, считал, что деятельность выводит человека в мир и, творя мир, чловек творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Различия С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в подходах к рассмотрению деятельности:

  • · А.Н. Леонтьев - деятельность является универсальным объяснительным понятием;
  • · С.Л. Рубинштейн - не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.

Школы С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского являются крупными школами в отечественной психологии.

Важным направлением в советской психологии явилась "теория установки" Д.Н. Узнадзе, он рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы, так как его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении. Любое поведение, по мнению Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на "пустом месте". Центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность - является основой целесообразной избирательной активности человека Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию "психолог": Учеб. пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 464 с...

"Теория отношений", созданная В.Н. Мясищевым, представляет особый подход в условиях марксистской методологии к проблемам личности. В.Н. Мясищев считал, что принцип изучения объектов природы в процессе взаимоотношений с окружающим миром, есть главный принцип ее изучения.

Психическая деятельность человека проявляется из его отношения к окружающему миру. В таких отношениях человек является субъектом, осознанно преобразующего действительность. Отношения человека - система индивидуальных, сознательных, избирательных, связей личности с различными сторонами объективной действительности.

В.Н. Мясищев предполагал, что психические процессы, состояния, отношения, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге - основные стороны психической жизни. Система отношений - психологическая основа личности, через это понятие в теории В.Н. Мясищева, стал возможен анализ различных психических явлений.

Б.Г. Ананьев выступил инициатором комплексных исследований, и выступил с идеей создания новой, особой дисциплины - человекознания, которое включает в себя данные психологии, медицины, антропологии, физиологи и других наук о человеке, тем самым развивал отдельные положения в психологии В.A. Бехтерева.

Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений:

  • · анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;
  • · изучение человека, как биологического вида;
  • · изучение человека как личности;
  • · анализ проблем человечества.

Таким образом, мы раскрыли некоторые основные психологические направления отечественной психологии, которые определяют проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Кроме того осветили основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем.

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа.

Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его

анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента-ми над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);

Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);

Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(пред-мет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения -психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957).

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен-ности личности).

В 60-х годах XX в.

Приковывает к себе внимание новое направле-ние- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

Предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая деятельность. Однако определения этого понятия формулируются по-разному.

Предмет психологии - 1) психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его вза-имоотношений с реальностью.

Интроспекция - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.

Дуализм - идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала. В наиболее развитой форме это учение представлено у французского ученого Рене Декарта.

Бихевиоризм - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX века. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси-хологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).

Гештальт (нем. Gestalt) - целостная форма, образ, структура.

Психоанализ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр 3. Фрейд.

Неофрейдизм - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа 3. Фрейда.

Когнитивная (лат. cognitio - знание) психология - психология знания, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия.

Генетическая психология - психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно(Ж. Пиаже).

Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

Теория отражения - основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности.

Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимосвязь со средой.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведе-ния и деятельности живого организма.

Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - личность («Я» - выход за пределы личности, себя) - одно из направлений современной психологии. Она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, па-рапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение и т.д. Лидерами современной трансперсональной (надличностной) психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и другие.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Предметом отечественной психологической науки считается психика. Хотя определения этого понятия учеными даются по-разному, одно из устоявшихся рассматривает психику через категорию отражения. Это определение указывает на три основные характе-

ристики психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи, но не всякой, а высокоорганизованной (мозга). Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нема-териальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания. Таким образом, основными функциями психики являются:

Психика - 1) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) (по М.Г. Ярошевскому) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Благодаря этим факторам возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью; 3) (по

А.В. Петровскому) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХИКИ

Психика - результат сложной деятельности мозга. Следовательно, материальное первично, а психическое вторично. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Психика носит рефлекторный характер. По утверждению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Основным механизмом психики является рефлекторное «кольцо» (И.П. Павлов - рефлекторная дуга, П.К. Анохин - кольцо).

Исследование П.К. Анохина показало, что рефлекторное кольцо является универсальным механизмом саморегулирования всего поведения животных и человека. Он ввел также понятие «акцептор действия» - модель результата предстоящего действия. Это позволяет отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем.

Главный орган психики мозг имеет сложную функциональную организацию (Алексей Романович Лурия (1902-1977). Он включает три основных блока: 1) энергетический (верхний отдел мозгового ствола), 2) приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры), 3) программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры). При поражении:

1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нарушается работа;

2-го блока - потеря чувствительности (кожной и глубокой), теряется четкость движений и др.;

3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений.

Для регуляции психической деятельности важное значение имеет открытый Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966) принцип сенсорной коррекции, на основе которого происходит регулирование движений. Он состоит в том, что регулирование

происходит на основе данных сравнения поступающей в мозг ин-формации и от проприоцепторов и программы движения.

Рефлекс (лат. reflexus) - ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы.

Рефлекс безусловный - врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

Представители:

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт

Предмет изучения.

Психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи.

Практика.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Аналитическая психология.

Представители:

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Практика.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

Индивидуальная психология.

Представители:

А.Адлер, З.Фрейд.

Предмет изучения.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

    дифференциальная психология

    исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей.

    одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В.С. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г. И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н. О. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого является В.М. Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. А.Ф.Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выготский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Л.С. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, "натуральных", по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

Итак, интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

Закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая".

Подводя итоги, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза (индивидуального развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т е совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, "окультуренные" психические функции приобретают осознанность и произвольность.

Такой подход во многом решал проблему "неподвластности" субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.

В первые годы советской власти отечественная психология развивалась во взаимодействии с мировой психологической наукой. При наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуют практически те же закономерности: рост интереса к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. Например, в области психологии трудовой деятельности возникает одно из направлений практической психологии – психотехника, в области психологии обучения – педология, в области общей психологии – реактология и т.п.

Но позже в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке этим путем можно достигнуть истинно научных психологических знаний с целью обеспечить передовые позиции советской психологии перед зарубежной. Реализация официальной установки потребовала активного применения административных методов. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) и Объединенная научная сессия АН СССР и АМН СССР, посвященной павловскому учению (1950) на долгие годы затормозили развитие отечественной психологии.

К началу 60-х гг. психологии была отведена роль раздела в физиологии ВНД и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это отрицало психологию как самостоятельную науку. Запрещены почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. Но вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижничеству многих ученых-психологов были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Вклад в мировую психологию сделали советские ученые: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, П.И. Зинченко и др. Прежде всего, этот вклад обусловлен разработкой деятельностного подхода как самостоятельного направления в психологии.

Деятельностный подход или теория деятельности - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (Тема № 6).

Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основной предмет исследования - деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.



Главное положение: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого в 30-х гг. С.Л. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности» . Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривают как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

А.Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. А.Н. Леонтьев совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна предмет анализа - психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований через деятельность. В соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирование в результате свертывания «внешней» практической. Согласно принципу детерминированности психики: внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предмет анализа - деятельность. Психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, потому что сама психика является формой предметной деятельности. В соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий по механизму интерирризации. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями.

В дальнейшем исследования в отечественной психологии проводились в рамках деятельностного подхода. Было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Но далее все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике – свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, прозвучала в книге Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (1968) и получила большее признание.

Пусковым моментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества. Наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств. Иначе говоря, психология была востребована системой производительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов – технике.

Начало «прорыва» психологии в производство было заложено в психологической школе ЛГУ, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1959 г. Б.Ф. Ломов создает лабораторию инженерной психологии, где была проделана огромная работа по становлению инженерной психологии как психологической отрасли, проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и др. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Активизация инженерной психологии имела резонанс во всех психологических направлениях. Наиболее восприимчивым оказалось социально-психологическое направление. В 1962 г. Е.С. Кузмин создал в ЛГУ первую в стране лабораторию социальной психологии.

Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки для жизнедеятельности общества. Возникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не могла выйти на качественно новый уровень.

Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственном университетах создало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Психологию включили в официальный классификатор наук, создан Институт психологии АН СССР и система подготовки психологических кадров, психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.

Следующий этап развития отечественной психологии – это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов в результате смены общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Т.о., прогресс психологии зависит от потребностей общества в психологическом знании и его практической полезности и обусловлено уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.