Духовенство, миряне и православные святыни кирсановского уезда. Валаам

По данным 1861 года, в уезде служило 109 священников, 58 диаконов и 205 причетников (низших служителей церкви - дьячков и псаломщиков). В 1911 году священников насчитывалось 123, диаконов - 63, а псаломщиков - 97. Все священники имели законченное или незаконченное семинарское образование. У диаконов и псаломщиков уровень образования был значительно ниже. Материальное положение сельского духовенства напрямую зависело от состояния прихода и прихожан, а они, по большей части, бедствовали. Поэтому клирики вели собственное подсобное хозяйство. Определенный доход духовному сословию приносило занятие пчеловодством.

Среднее количество детей в семьях духовенства на протяжении XIX века составляло 3-4 человека. Если в XIX веке сыновья могли избрать себе только одну стезю - духовную , и учились в основном на средства родителей, то в начале XX века многие уже поступали в светские учебные заведения и содержались там нередко за казенный счет. Дочери духовенства в былое время получали только домашнее образование, затем выходили замуж (чаще всего за представителя духовного же сословия) или оставались при родителях. К началу XX века большинство дочерей священно-, церковнослужителей обучались в епархиальном женском училище, на высших женских курсах. Полученное образование давало им возможность трудиться учительницами в начальных школах.

К числу главных обязанностей духовенства относилось увещевание и обращение в православие старообрядцев и сектантов. Священник села Космодамианская Ира И.В. Воскресенский в 1839 году обратил из старообрядчества 14 человек, священник села Пересыпкино М.С. Богословский - из молокан 7 человек, священник села Вяжли И. Крезов присоединил к Церкви 9 старообрядцев и обратил в православие 27 молокан . Примеры удачного миссионерства встречаем и позже: протоиерей И.Е. Рождественский присоединил к православию из молокан 111 человек. Однако все эти случаи, по-видимому, носили исключительный и единичный характер.

В деле проповеди в начале XIX века духовенство преуспевало мало. Когда в 1803 году духовным начальством было предложено избрать из сельских проповедников лучшего для произнесения проповедей в Кирсанове, то нашелся всего лишь один священник - о. Петр Антонов из села Кипец . Постепенно положение менялось. Так, в 1806 году оба священника села Волково просят разрешения произносить им проповеди .

К концу века, в 1894 году, благочинный Кирсановского округа уже писал: "Духовенство округа на высоте своего служения, богослужения совершаются неопустительно, требы справляются правильно, поучения говорятся каждый воскресный и праздничный день; внебогослужебные беседы ведутся во всех церквах... уровень нравственности возвышается" .

Материальное положение уездного духовенства продолжало оставаться затруднительным. Помещики разорялись, крестьяне вынуждены были арендовать землю, чтобы как-то свести концы с концами, сокращались их доходы, следовательно, уменьшались приношения в храм. Кроме денежных пожертвований, для церкви существовала еще одна статья дохода - руга, то есть приношение в виде натуральных продуктов. Руга исправно собиралась в XIX веке и была немалым подспорьем в обеспечении духовенства. В начале XX века она превратилась в неудобную для крестьян традицию, особенно в бедных приходах.

В 1836-1839 годах известно 3-4 случая, когда причетники попадали на военную службу. Их место закреплялось за женами. Вдовы и дочери духовенства могли стать просфорнями (выпекать просфоры) в приходе. В XX веке просфорни - это в основном крестьянские вдовы и девицы. Они получали по 2-3 копейки с просфоры. Заштатное духовенство и в городе, и в селе оставалось на содержании сыновей. За вдовами в первой половине XIX века закреплялось место мужа. В конце XIX - начале XX в. из церковных средств стали выплачивать небольшие пенсии до 25 рублей в год. Система пенсионного обеспечения совершенствовалась. В конце XIX века стали открываться так называемые эмеритальные кассы ("эмерит" - выслуга, заслуга).

Сельское духовенство на рубеже веков не представляло из себя однородную, серую и косную массу, как это могло зачастую казаться читателям критических статей либеральной прессы того времени. Среди представителей духовенства можно было встретить людей разного типа.

Так, священник Ф.А. Кобяков из села Перевоз, умерший в 1915 году в возрасте 37 лет, обновил храм, отстроил школу, способствовал искоренению баптизма. В 1904-1905 годах помогал армии. Благодаря ему в приходе не было беспорядков.

В 1914 году он состоял бухгалтером и кассиром в ссудосберегательном товариществе, которое сам и открыл. О себе говорил: "Я верчусь как белка в колесе, никогда не зная покоя, за что и сгорел" . Таких было немало среди молодого поколения священнослужителей. Служение Богу они воспринимали и как служение обществу, а потому были весьма активны и деятельны.

Священник села Арбеньевка В.И. Раев был сотрудником епархиального попечительства, депутатом общеепархиального съезда, выборщиком в Государственную Думу, председателем Совета кредитного товарищества, председателем ревизионной комиссии потребительского общества, а с начала первой мировой войны председателем попечительства о семьях лиц, мобилизованных на войну .

Семья уездного священника.
Фото начала XX в.

И среди старшего поколения сельских пастырей того времени, не всегда отличавшихся активным социальным служением, было немало светлых личностей, оставивших по себе добрую память. О священнике Ф.И. Белякове из села Ржакса († 1915) писали: "Он был идеалистом чистой воды, полный семьянин... умел говорить живо, сжато и интересно, скромен, юморист. Никогда от него не слышали слова осуждения или порицания" .

В 1884 году, после вынужденного двадцатилетнего перерыва, православное духовенство вновь вышло на поприще школьно-педагогической деятельности. Церковные школы стали общей заботой клириков. К 1917 году в 106 церковно-приходских школах Кирсановского уезда обучалось 6194 человека (3726 мальчиков и 2468 девочек). Стоит отметить, что основная часть священников, диаконов и псаломщиков относилась к делу школьного образования и воспитания ответственно. Причем за работу в школе денег они не получали.


Иеромонах Вениамин (Федченков)
в парке усадьбы Боратынских Мара.
Фото 1900-х гг.

История создания церковно-приходских школ в Российской империи неразрывно связана с именем Сергея Александровича Рачинского. Мать Сергея Александровича, Варвара Аврамовна (Абрамовна), которой он обязан своим воспитанием и начальным образованием, была младшей сестрой поэта Евгения Боратынского и выросла в усадьбе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Зная культуру семьи Боратынских , можно представить, как из тамбовской Мары в смоленское Татево (из дворянской усадьбы в крестьянские села), а из Татева по всей России распространились основы народного образования . Инициативе С.А. Рачинского также принадлежит учреждение в 1882 году "согласия" трезвости в селе Татево и распространение подобных обществ в России.

Во многом благодаря усилиям священнослужителей и местных землевладельцев в конце XIX-начале XX в. в некоторых селах уезда возникает традиция так называемых народных чтений. Первые такие чтения были организованы в Кирсановском уезде в селе Вельможино в 1882 году в форме частных бесед местного землевладельца Горяинова и его супруги с крестьянами. Беседы проходили зимой по воскресеньям, начинались с октября месяца и продолжались до Пасхи. Предметом бесед были: Ветхий и Новый Завет, объяснение богослужения, жития святых. При этом с помощью "волшебного фонаря" (диапроектора) показывались картины, которые выписывались из Москвы. Такие же чтения были разрешены епархиальной властью в 1894 году в селе Соколово (под личной ответственностью законоучителя Соколовского училища священника И. Виноградова), в 1895 году в селе Перевоз (проводимые священником А. Советовым, учителем Д. Аладинским и дьяконом А. Виндряевским ) и других селах уезда.

К сожалению, не всегда благие намерения местных землевладельцев, если таковые и возникали, находили отклик в местном духовенстве. Так, когда хозяин имения в Богословке Кирсановского уезда Владимир Михайлович Андреевский был избран крестьянами церковным старостой, он "с радостью ухватился за это дело, воображая, что занятие церковно-приходским хозяйством будет прекрасной почвой для развития благотворительно-просветительской деятельности, долженствовавшей … быть тем связующим звеном, которое могло бы заполнить пропасть, разделявшую дворянство от крестьянства". "Однако надеждам моим, - вспоминает Андреевский, - не суждено было оправдаться: среди сельского духовенства я встретил такое своекорыстное, мелочно-кляузническое, холодно-эгоистическое отношение ко всему, что выходило за границы их частных интересов, что я вынужден был отказаться от моих благих намерений. Раз только, в 1891 году, под влиянием катастрофического положения населения, вследствие полного неурожая, мне удалось организовать приходской комитет, в который под моим председательством входили: священник, старшина, учитель и выборные от крестьян. В задачи комитета входило: собирание средств, снабжение продовольствием наиболее нуждающихся в нашем приходе, медицинская помощь и похороны бедняков… Работал Комитет с увлечением; деньги и разные продукты обильно притекали к нам и часто из самых неожиданных источников. Крестьяне относились к Комитету, как к чему-то близкому, своему. Я был в восторге. Но, кончился голод, жизнь вошла в норму и… Комитет наш заглох" .

Стоит отметить, что встречался и такой тип сельских пастырей-молитвенников, о которых впоследствии вспоминал митрополит Вениамин (Федченков) . К одному такому священнику - отцу Василию - будущий митрополит отправился со своим товарищем за 40 верст от села Чутановка, где гостил после учебы у родителей. Многосемейный отец Василий С. совершал службу по полному уставу, сам пел стихиры вперемежку со стариком псаломщиком. Вставал рано, в три часа, в пять начинал служить утреню, на совершение проскомидии у него уходило три, а то и более часов. В 10 часов раздавался благовест к литургии, а отец Василий все еще вынимал и вынимал частицы в алтаре. К часу дня заканчивалась литургия и начинались молебны. Домой он возвращался к трем часам. А вечером опять в храм. И так каждый день. Привозили к отцу Василию больных, бесноватых. Присылали с разных сторон записки о поминовении. Конечно, такой путь зачастую исключал активное участие во всевозможных обществах, комитетах и других общественно полезных и значимых начинаниях. Но именно такой тип пастырства пользовался неизменной любовью у простого народа, к нему тянулись люди с разных уголков уезда, а порой и губернии. В таких пастырях более всего нуждались и таковых искали.

Нередко случалось и так, что сама паства в деревне была много выше духовно, чем ее молодой пастырь, "и она уже потом всем своим бытом постепенно одухотворяла пастыря", - о чем свидетельствовал в своих трудах архиепископ Феодор (Поздеевский), будучи ректором Тамбовской духовной семинарии .

Начало ХХ века в России явилось временем всплеска политической и социальной активности. Не осталось в стороне от этого и духовное сословие. Одним из пастырей, не чуравшихся публично в прессе обсуждать проблемы Церкви и общества, был священник села Моршань-Лядовка Константин Богоявленский. Статьи о. Константина нередки в Тамбовских епархиальных ведомостях. О цели своего творчества он писал: "Я верю, что если из десятка написанных мною статей хоть одна добрая мысль ляжет в сердце читателя - то это уже великое дело..." . Отец Константин занимал вполне определенную политическую позицию: "Заветы должны быть: православие, народность, единство Руси" . Единство стало его главной темой. К этому он призывает и духовенство, предлагая: "Создадим же фонд "братских листков" для борьбы с анархией и непорядками" . Кроме публицистических статей, о. Константин Богоявленский писал и художественную прозу. В 1906 году в нескольких номерах Ведомостей был напечатан его большой рассказ "Страшное сидение".

Влияние священника Богоявленского на крестьян своего села было настолько велико, что во время волнений 1905 года в приходе о. Константина не было никаких выступлений, и даже приходящих в село агитаторов прихожане выдворяли вон. По просьбе губернатора епархиальное начальство отметило наградой священника Константина Богоявленского за его деятельность в этот смутный период.

Более активными становились и нижние члены причта. Нередко псаломщики и диаконы занимались миссионерством, были учителями. В некрологе умершего в 1905 году диакона села Старая Гавриловка А.В. Алексеева говорилось: "Это был идеальный служитель. В течение 22 лет был учителем местной церковно-приходской школы и 10 лет попечителем и этому делу отдался весь" .

Особую активность проявило кирсановское духовенство во время войны 1914-1918 годов. В городе открылось отделение епархиального комитета по оказанию помощи беженцам, на заседании которого приняли решение о 2%-ном денежном сборе с каждой церкви. Были созданы именные койки при местном отделении Красного Креста и в лазарете . В каждом приходе создавалось попечительство о семьях лиц, взятых на войну. Главная их цель - сбор средств, вещей для отправки на фронт и помощь семьям солдат.

Активная приходская деятельность в период войны объединяла духовенство и прихожан. Участие прихожан в оказании помощи армии также осуществлялось через церковно-приходские школы. Учащиеся школ изготавливали вещи, собирали деньги. Кроме того, в школах на утренних молитвах поминались погибшие воины, служились воскресные молебны, совершались крестные ходы.

Немалый вклад в дело сбора пожертвований и оказания помощи нуждающимся вносили монастыри Кирсановского уезда. Александро-Невский мужской монастырь открыл лазарет на 10 коек, Тихвино-Богородичный женский монастырь уступил Красному Кресту верхний этаж одного из монастырских корпусов, Оржевский Боголюбовский женский монастырь открыл приют для детей погибших солдат.

Среди местных православных святынь уезда особое место занимали святые источники. Надежда получить исцеление души и тела приводила к источникам множество богомольцев, которые делились увиденным и услышанным с благочестивыми собеседниками в своих родных местах. Источники были как древние, так и новоявленные. Так, недалеко от села Клетинщина располагался источник святителя Николая Чудотворца. Местное предание повествует о его происхождении следующим образом: "Некогда здесь жили брат и сестра, которых считали "глупенькими". Брат был пастухом. Однажды, когда он пас стадо и прилег отдохнуть на траве, ему во сне явился старец и сказал: "Пойди в село и скажи старикам, чтобы они вырыли на этом месте". Проснувшись, мальчик подумал: "Чего не увидишь во сне". Однако на следующий день, когда он снова лег отдохнуть на том же месте, во сне ему вновь явился старец и второй раз повелел то же самое. Теперь братец уж понял, что неспроста ему снятся эти сны, и рассказал все своей матери. Но мать не послушала сына. В другой раз он не ложился спать и видит, что к нему идет старичок, являвшийся во сне. Подойдя ближе, старец очертил на земле палочкой квадрат, по которому нужно было копать. Только теперь мальчик пошел и рассказал все старикам.

Богобоязненные старики пришли на то место, копнули лопатой и увидели камень, а под ним, с краю, оказалась икона святителя Николая Чудотворца. Это и был тот старец, который являлся простому пастушку. О судьбе иконы ничего неизвестно, но на месте ее обретения забил родник.


По прошествии некоторого времени уже сестра мальчика увидела во сне святителя Николая, повелевшего: "Скажи старикам, чтобы поставили на этом месте часовню". Она рассказала о сновидении, и сельские старики сколотили сруб, но перенести его к источнику не спешили. Тогда снова видит брат во сне старца, который говорит ему, чтобы поспешили и сегодня же перенесли сруб. Так и сделали. А как поставили сруб, то на месте, где он раньше стоял, вспыхнул пожар, и часть села сгорела. К источнику потянулись люди и по вере своей начали получать исцеления".

Большой славой в уезде пользовалась Карандеевская чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Помещик Павлов, получивший в свое владение село Карандеевка, хотел построить здесь храм, но денег на постройку не было. Жена его стала молиться у иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", и во сне ей является сельский староста и подает бумагу с надписью: "Строй, строй Мне церковь, Я тебя всю жизнь не оставлю". И подпись "Богородица". После этого сна у Павловых уродился большой урожай гречихи, от продажи которой они выручили несколько тысяч рублей. На эти деньги в 1865 году построили храм в Карандеевке. Там поместили и икону.


Река Вяжля.
Фото начала XX в.

С этой иконой было связано множество чудесных случаев. Вот некоторые из них, опубликованные в журнале "Тамбовские епархиальные ведомости". Жена приходского священника была слепа. Однажды, во время всенощной, она молилась у Карандеевской иконы об исцелении. После помазания прозрела. С тех пор в Карандеевке установили особый день празднования иконе - 1-я пятница по Троице.

Крестьянин Саратовской губернии Балашовского уезда села Колено Андрей Петрович Безполов не ходил три года. Никто ему не мог помочь. В 1872 году привезли его в Карандеевку. После молебна и помазания он выздоровел.

Крестьянку села Мучкап Лукерию Феофанову мучили сильные головные боли. В 1875 году она пошла в Карандеевку. После молебна и окропления святой водой она получила облегчение, а, искупавшись в реке Вороне, почувствовала себя совершенно здоровой. В течение трех лет, каждый год она приходила на праздник, но на четвертый не пошла, и сильные головные боли возвратились. Исцеление пришло после возобновления паломничества.

Дворянка села Грушевка А.А. Муратова 10 лет была глуха. По совету своей знакомой Кириаковой пошла в Карандеевку. Участвовала во всех торжествах. После того, как ей помазали уши, выздоровела.

Кирсановскому купцу Ивану Николаевичу Крюченкову грозила смерть в результате гангрены правой руки. Доктора советовали ампутировать. Крюченков не согласился и решил умереть без ампутации. Вел он нетрезвый образ жизни, но был религиозен, ни одной праздничной службы не пропускал.

И вот, выйдя как-то в предсмертной тоске на крыльцо дома, увидел, как народ идет в Карандеевку. Иван решил пойти с ними. Отстоял литургию, молебен, участвовал в крестном ходе, купался в реке Вороне, а когда снял повязки, то обнаружил, что рука оказалась совершенно здоровой. Произошло это в 1880 году.

Множество и других неизвестных или, попросту, недошедших до нас свидетельств Божьей помощи людям хранит в себе наш край. В этой главе описана лишь небольшая их часть.

Примечания

82. Бывали и исключения. Таким примером может служить дворянский род Оржевских, который происходил из духовного звания и получил фамилию от села Оржевка Кирсановского уезда. Сын священника с. Оржевка Василий Владимирович Оржевский (1797-1868) служил директором департамента полиции исполнительной; имел чин тайного советника. Один из его сыновей - Петр Васильевич (1839-1897) - в 1873 г. был назначен начальником Варшавского жандармского округа. С 1882 по 1887 г. Петр Васильевич - товарищ министра внутренних дел и командир Отдельного Корпуса Жандармов; сенатор. С 1893-го до конца жизни Виленский, Ковенский и Гродненский генерал-губернатор; генерал от кавалерии (1896). Супруга Петра Васильевича Наталья Ивановна (урожденная княгиня Шаховская) была попечительницей Житомирской общины сестер милосердия Красного Креста, входила в состав делегации, обследовавшей во время Первой мировой войны положение русских военнопленных в Германии и Австрии. Другой сын Василия Владимировича - Владимир Васильевич (род. в 1838 г.), командовал бригадой в 22-й пехотной дивизии. Его сын - Алексей Владимирович (ум. 1915), служил корнетом Кавалергардского Императрицы Марии Федоровны полка. Во время Первой мировой войны служил в лейб-гвардии Преображенском полку.
83. Климкова М. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. С. 351.
84. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 404. Л. 177.
85. Там же. Д. 411. Л. 2.
86. Там же. Д. 1835. Л. 48-50.
87. ТЕВ, 1915. № 4. С. 315-316.
88. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2272. Л. 9.
89. ТЕВ, 1915. № 18. С. 636-638.
90. Подробнее см. кн.: Климкова М.А. "Край отеческий…". История усадьбы Боратынских. СПб., 2006.
91. См.: Климкова М. "Внимательный сельский учитель…". Сергей Александрович Рачинский и основы его народных школ // Тамбовские епархиальные вести, 2008. № 8. С. 21-25; 2009. № 6.
92. Из отчета общества по устройству народных чтений. Тамбов, 1896.
93. Андреевский В.М. "О моем сельском хозяйстве". Автобиографические воспоминания (ГАТО. Ф. Р-5328. Оп. 1. Д. 8).
94. См.: Митр. Вениамин (Федченков). Божьи люди. Мои духовные встречи. М., 2011.
95. См.: Служба Богу и России. Новый священномученик архиепископ Феодор. Статьи и речи 1904-1907 гг. Сост. Алленов А.Н., Просветов Р.Ю., Лёвин О.Ю. М., 2002 . С. 117.
96. ТЕВ, 1905. № 46. С. 1961-1967.
97. Там же. № 44. С. 1824-1832.
98. Там же. № 14. С. 724-727.
99. Там же. 1905. № 10. С. 430-433.
100. Там же. 1916. № 5. С. 125-136.

© Левин О.Ю., Просветов Р.Ю.
Кирсанов православный.

…;">Приход: село Кобыльня 54 двора, 201 душа муж. полу и 210 душ жен. полу,

в д. Князевских выселках 40 дворов, 132 души муж. полу и 147 душ жен. полу,

в д. Хупта Кобыльские выселки 29 дворов, 116 душ муж. полу и 122 души жен. полу,

в д. Матвеевских выселках 18 дворов, 67 душ муж. полу и 53 души жен. полу,

в д. Стрельче 16 дворов, 84 души муж. полу и 72 души жен. полу.

Всего 160 дворов, 630 душ муж. полу и 604 души жен. полу прихожан, все православные.

Троицкая церковь в Лубянках

Зданием настоящая каменная, потолок и купол деревянные. Колокольня тоже каменная.

В 1909 году /…/ исправлена внутри и окрашена вся изнутри масляной краской. Церковь теплая.

Престолов 3: в настоящей – во Имя Пресвятой Троицы, 2-й – в честь Казанской иконы Божией Матери, 3-й – в честь Св. Безсеребренников Космы и Дамиана.

Утварью достаточна.

Жалованья нет.

Другие источники доходов: банковские билеты, с них % = 98 руб. - коп. в год.

Земли церковной: усадебной с погостом вместе 4 дес 1200 кв. сажен, /…/ пахотной 78 дес. 1200 кв. сажен, в 1-2 верстах от церкви, план есть.

Качество земли среднее, причт часть пользуется сам, частью сдает в аренду, по 10 руб. за дес в год.

Дом священника на церковной земле, построен на полученную страховку, собственность церкви. У дьякона и псаловмщика дома свои, находятся на церковной земле. Дома новые, крыты железом.

Другие здания: сторожка деревянная, крыта железом, построена в 1912 году.

От консистории в 120 верстах, от благочиния в Турове в 7.

От Ряжска в 23 верстах, от станции ж/д «Кензино» в 9.

Ближайшие церкви: Никольская в Кобыльне в 3 верстах и Знаменская с. Гремячки в 4.

Приписных нет.

Опись имуществу с 1884г., приходно-расходные книги с 1913г., копии с метрик с 1804г., обыскная книга с 1913г., писано 11 листов, исповедные с 1820г.

В церковной библиотеке книги 140 томов.

В приходе имеются школы: в Лубянках земская, в Барановке земская, в Аксени земская.

При церкви старостой состоит крестьянин Семен Григорьев Суетин с 1914 года, на 1-е трехлетие.

Преосвященный последний раз посещал 1887г.

Клир:

  • Священник Григорий Васильев Мелиоранский 43 лет,
  • дьякон Иоанн Евфимиев Фаворов 49 лет,
  • псаломщик Алексей Борисов Троицкий 72 лет. /…/

Приход: село Лубянки 151 двор, 461 душа муж. полу и 479 душ жен. полу,

в д. Барановка 118 дворов, 362 души муж. полу и 360 душ жен. полу,

в д. Аксени 39 дворов, 110 душ муж. полу и 117 душ жен. полу,

в д. Салтыковские Выселки 16 дворов, 50 душ муж. полу и 49 душ жен. полу.

Всего 324 дворов, 983 душ муж. полу и 1005 душ жен. полу прихожан, все православные.

В расколе, сектантов, магометан, евреев и проч. – нет.

Архангельская церковь в Мордвиновке

Построена в 1896г. тщанием добрых людей.

Зданием настоящая деревянная, крыта железом, колокольня деревяная же, крыта железом.

Престолов 3: в настоящей – во Имя Архистратига Божия Михаила, направо – Св. Николая Чудотворца, налево придел – во Имя Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских Чудотворцев.

Утварью достаточна.

Штат: священник и псаломщик. На лицо – то же.

Жалованья 392 руб. на двоих.

Кружечных сборов: 300 руб. коп. -

Другие источники доходов: банковские билеты, с них % = (не посчитано - прим).

Земли церковной: усадебной с погостом вместе 5 дес., /…/ пахотной 33 дес. и под проселком 1 дес. в 2 верстах от церкви, план есть.

Качество земли среднее, частью неплодородна, доход 300 руб. в год.

Дома священнослужителей на церковной земле, построены тщанием самих и составляют их собственность, дома в состоянии среднем.

Другие здания: церковно-приходская школа при с. Мордвиновке и церковно-приходская школа при д. Ляпуновке.

От консистории в 110 верстах, от благочиния в Турове в 8.

От Ряжска в 20 верстах, от станции ж/д «Кензино» в 4.

Адрес: «п/о Ухолово Рязанской губернии».

Ближайшие церкви: Никольская в Чуриловке в 2 верстах и Покровская в Кензино в 3.

Приписных нет.

Опись имуществу с 1878г., приходно-расходные книги с 1877г., копии с метрик с 1780г., обыскная книга с 1912г., писано 17 листов, исповедные с 1827г.

В церковной библиотеке книги 50 томов.

Церковные деньги и бумаги в целости за ключем, ключ у старосты.

В приходе имеются школы: церковно-приходская в Мордвиновке, двухкомплектная и в Ляпуновке однокомплектная. Помещаются в домах церковных, отпускается от прихожан и от Ряжского уездного отделения 114 руб. в год, обучается 60 мальчиков и 50 девочек.

При церкви старостой состоит крестьянин с. Мордвиновки Емельян Шапошников с 1895 года, на - трехлетие.

Преосвященный последний раз посещал 1914 году.

Клир:

  • Священник Димитрий Иоаннов Песочин 27 лет,
  • и/д псаломщика Федор Иоаннов Чилин 22 лет. /…/

Приход: село Мордвиновка 129 дворов, 362 души муж. полу и 414 душ жен. полу,

в д. Ляпуновой 77 дворов, 241 душа муж. полу и 218 душ жен. полу,

в д. Елагин хутор 21 двор, 59 душ муж. полу и 66 душ жен. полу.

Всего 227 дворов, 662 души муж. полу и 698 душ жен. полу прихожан, все православные.

В расколе, сектантов, магометан, евреев и проч. – нет.

Николаевская церковь в Мостье

Построена в 1884-1900гг. тщанием прихожан и других благотворителей, освящена в 1901г.

Зданием настоящая каменная, с таковой же колокольней, теплая, крепка, крыта железом.

Престолов 3: главный – во имя Св. Чудотворца Николая,

2) на правой стороне – во имя Св. Сергия Радонежского,

3) на левой стороне – во имя св. мученика Иоанна Воина.

Утварью достаточна.

Штат: священник, дьякон и псаломщик. На лицо – то же.

Жалованья нет.

Кружечных сборов: 480 руб. - коп.

Другие источники доходов: банковские билеты, с них % = 64 руб. 55 коп. в год.

Земли церковной: усадебной с погостом вместе 4 дес., /…/ пахотной 40 дес., в 200 саженях от церкви, план есть.

Качество земли среднее, частью неплодородна, доход 180 руб. в год.

Дома священнослужителей на церковной земле, построены тщанием самих священнослужителей, их собственные.

Дома в состоянии хорошем. Псаломщик дома не имеет.

Другие здания: каменная церковная сторожка, крыта железом.

От консистории в 115 верстах, от благочиния в Турове в 20.

От Ряжска в 30 верстах, от станции ж/д «Сухарево» Сызранско-Вяземской ж/д в 4.

Адрес: «п/о Ухолово Рязанской губернии».

Ближайшие церкви: Воскресенская в Дубровке в 1 версте и Казанская в Сербино в 3, Троицкая в Ухолово в 5 верстах.

Приписных нет.

Опись имуществу с 1884г., приходно-расходные книги с 1913г., копии с метрик с 1872г., кроме годов 1785, 1786, 1790 и 1890гг., обыскная книга с 1912г., писано 14 листов, исповедные с 1826г.

В церковной библиотеке книги 5 томов.

Церковные деньги и бумаги в целости за ключем, ключ у старосты.

В приходе имеются школы: земская в с. Мостье и церковно-приходская в Бутырках.

В самом селе церковно-приходская школа построена на купленной земле, на содержание отпускается от Ряжского уездного отделения Рязанского Епархиального Училищного совета 390 руб., обучается 29 мальчиков и 22 девочки.

При церкви старостой состоит сапожковский мещанин Иоанн Григорьев Кром..?..н с 1909 года, на трехлетие.

Преосвященный последний раз посещал в - году.

Клир:

  • Священние Косма Феофанов Назарьев 39 лет,
  • дьякон Михаил Михайлов Лебедев 56 лет,
  • псаломщик – (псаломщика нет). /…/

Приход: село Мостье 96 дворов, 273 души муж. полу и 277 душ жен. полу,

в д. Кайровой 13 дворов, 54 души муж. полу и 39 душ жен. полу,

в д. Отрада 40 дворов, 108 душ муж. полу и 118 душ жен. полу,

в д. Александровке 16 дворов, 69 душ муж. полу и 67 душ жен. полу,

в д. Сатиной 13 дворов, 53 души муж. полу и 60 дворов жен. полу,

в д. Бутырки 114 дворов, 353 души муж. полу и 369 душ жен. полу,

в д. Исавщине 20 дворов, 79 душ муж. полу и 84 души жен. полу.

Всего 312 дворов, 989 душ муж. полу и 1014 душ жен. полу прихожан, все православные.

В расколе, сектантов, магометан, евреев и проч. – нет.

Архангельская церковь в Погореловке

Построена в 1869 году тщанием прихожан и разных благотворителей.

Зданием настоящая деревянная, на кирпичном фундаменте, колокольня такова я же. Внутри оштукатурена, окрашена, купол ее обит тесом, снаружи и церковь и колокольня обиты тесом и окрашены.

Престолов 3: в настоящей – 1) во Имя Архистратига Божия Михаила,

2) Рождества Иоанна Предтечи,

3) Великомученика Федора Тирона.

Утварью достаточна.

Штат: священник, псаломщик. На лицо – то же.

Жалованья 400 руб. в год.

Кружечных сборов: 400 руб. - коп.

Другие источники доходов: банковские билеты, с них % = 60 руб. - коп. в год.

Земли церковной: усадебной с погостом вместе 4 дес 500 кв. сажен, /…/ пахотной 31 дес. 304 кв. сажен, в ½ версте от церкви, кроме того, 440 сажен находится под проселочной дорогой. План есть.

Качество земли – малый чернозем, доход 10-15 руб. в год с десятины.

Дома священнослужителей на церковной земле, построены тщанием священника и псаломщика в 1890 году, их собственные. Дома крепки.

Другие церковные здания:

1) деревянное, крытое железом здание церковно-приходской школы,

2) новое каменное крытое железом здание для церковно-приходской школы,

3) каменное (кирпичное) крытое железом здание для церковной сторожки.

От консистории в 100 верстах, от благочиния в Турове в 20.

От Ряжска в 27 верстах, от станции ж/д - .

Адрес: «п/о Ухолово Рязанской губернии».

Ближайшие церкви: Троицкая в Ухолово в 3 верстах и Покровская в Кензине в 6 верстах.

Приписных нет.

Опись имуществу с 1878г., приходно-расходные книги с 1912г., копии с метрик с 1812г., обыскная книга с 1911г., писано 32 листов, исповедные с 1826г.

В церковной библиотеке книги 10 томов.

Церковные деньги и бумаги в целости за ключем, ключ у старосты.

В приходе имеется школа: одноклассная двухкомплектная церковно-приходская школа.

В самом же селе школа в собственном церковном доме, на содержание церковно-приходской школы от местных крестьян средства 50 рублей Ряжского уездного отделения 100 рублей, обучается 45 мальчиков и 23 девочки.

При церкви старостой состоит ряжский купец 2 гильдии Аким Митрофанов Прошляков с 1899 года.

Преосвященный последний раз посещал 1878 году.

Клир:

  • Священник Иоанн Георгиев Каринский 65 лет,
  • псаломщик Стефан Николаев Солотчин 40 лет. /…/

Приход: село Погореловка 106 дворов, 324 души муж полу и 334 души жен полу,

в д. Какуй 31 двор, 99 душ муж полу и 105 душ жен полу,

в д. Какуйских выселок 18 дворов, 50 душ муж полу и 60 душ жен полу,

в д. Слободке Ганиловке 13 дворов, 40 душ муж полу и 48 душ жен полу.

Всего 169 дворов, 518 душ муж полу и 557 душ жен полу прихожан, все православные.

В расколе, сектантов, магометан, евреев и проч. – нет.

Покровская церковь в селе Покровском

Построена в 1789 году тщанием помещика Федора Матвеева Леонтьева, а придельная по разборке старой тесной в 1890г., сооружена на средства помещицы Александры Николаевны Дубровиной и благотворителей прихожан, освящена в 1893г.

Зданием настоящая каменная, на каменном фундаменте, с таковой же колокольней, крепка, все крыто железом.

Престолов 3: в настоящей – во Имя Покрова Пр. Богородицы, а в придельной два – во Имя Рождества Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца Мирликийского.

Утварью достаточна.

Штат: 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. На лицо – то же.

Жалованья не положено.

Кружечных сборов: около 2000 руб.

Другие источники доходов: доход от земли 600 рублей в год.

Земли церковной: усадебной с погостом вместе 10 дес. приблизительно, /…/ пахотной 65 дес. 350 кв. сажен, сенокоса не имеется, плана нет, в 2 ½ верстах от церкви.

Качество земли супесь, доход 10 руб. в год с десятины.

Дома священнослужителей на церковной земле, построены их тщанием. Дома требуют ремонта.

Другие здания: дровяной сарай, церковная сторожка кирпичная с кладовой, крыта железом и церковно-приходская школа, кирпичная, крыта железом.

От консистории в 100 верстах, от благочиния в Турове в 30.

От Ряжска в 33 верстах, от станции ж/д - .

Адрес: «п/о Ухолово Рязанской губернии».

Ближайшие церкви: села Толстых Ольхов Покровская в 5 верстах и села Ясенок Покровская же в 8.

Приписных нет.

Опись имуществу с 1878г., приходно-расходные книги с 1910г., копии с метрик с 1783г., обыскная книга с 1911г., писано 162 листа, исповедные с 1826г., кроме 1895г.

В церковной библиотеке книги 132 тома.

Церковные деньги и бумаги в целости за ключем, ключ у старосты.

В приходе имеется школы: церковно-приходская в селе, в церковной ограде, и земские – в с. Покровском, а другая в д. Соловачеве.

В самом же Покровском школа в доме церковного попечительства, на содержание церковно-приходской школы от местных крестьян выделяется 103 руб., и от Ряжского уездного отделения на содержание учителей 780 руб., обучается 87 мальчиков и 29 девочек, всего 116 учащихся.

При церкви старостой состоит ряжский мещанин Василий Евсигнеев Попов с 1896 года, на - трехлетие.

Преосвященный последний раз посещал 1874 году.

Клир:

  • Протоиерей Николай Алексеев Сабчаков 76 лет,
  • священник Иоанн Георгиев Твердов 38 лет,
  • дьякон Сергий Димитриев Антипатров 45 лет,
  • псаломщик Василий Петров Архангельский 54 лет,
  • псаломщик Александр Иванов Архангельский 22 лет. /…/

Приход: село Покровское 545 дворов, 2056 душ муж полу и 2158 душ жен полу,

в д. Соловачева 81 двор, 298 душ муж полу и 325 душ жен полу.

Всего 626 дворов, 2354 душ муж полу и 2483 душ жен полу прихожан, все православные.

Баптистов – 2 (2+1). В расколе, сектантов, магометан, евреев и проч. – нет.

Казанская церковь в Сербине

Построена в 1794 году тщанием помещицы Агафьи Онсифоровой Сербиной.

Зданием каменная, на каменном фундаменте, с таковой же колокольней в связи, крепка, крыта железом.

Престолов 3: главный холодный – во Имя «Казанской Божией Матери», в правом приделе – Свят. Николая, в левом – «Всех Святых».

Утварю бедна.

Штат: священник, псаломщик и просфорня. На лицо – то же.

Жалованья 400 руб. на причт.

Кружечных сборов: 287 руб. - коп.

Другие источники доходов: доход от сдачи в наем земли … (не заполнено до конца – прим.).

Земли церковной: усадебной с погостом вместе дес - кв саж, /…/ пахотной 30 дес., - из них болота 3 дес., в 100 саженях от церкви.

Качество земли среднее, частью неплодородна, так называемый бель (солончак). Обрабатывается самими членами причта.

Дома священнослужителей на полевой земле, построены тщанием причта в 1903г. Дома в хорошем состоянии.

Другие здания: церковно-приходская школа, деревянная, построена в 1900г.

От консистории в 120 верстах, от благочиния в Турово в 25.

От Ряжска в 30 верстах, от станции ж/д в 5.

Адрес: «п/о Ухолово Рязанской губернии».

Текущая страница: 1 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Вячеслав Марченко, Ричард (Фома) Бэттс
Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940)

Это издание выходит в год семидесятилетия со дня блаженной кончины архиепископа Феофана Нового Затворника.

Первое издание вышло в 1994 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Жизнеописание архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова)

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

(Мф. 5, 11)

Будь верен до смерти,

и дам тебе венец жизни.

(Апок. 2, 10)

Предисловие к первому изданию. Архиепископ Феофан Полтавский – защитник Православия

У великого Святителя и духовного писателя Феофана Затворника было много читателей, желавших жить по-христиански, следуя его учению. Но немного было истинных последователей, на которых в полноте отразилась восприимчивость к стяжанию Духа Святого.

Одним из редких восприемников подлинного наследил явился скромный носитель его имени ~ Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский, впоследствии Болгарский, скончавшийся затворником в пещерах Франции. Его духовный облик во многом напоминает его соименника ~ великого затворника Феофана Вышенского († 1894), и хотя исторические вихри унесли его за пределы России, тем не менее место его в русской агиографии XX века заметно и значимо. Враги архиепископа Феофана Нового Затворника старались уничтожить память о нем, но светильник Божий даже под спудом будет сиять благодатью Божией; такого великого подвижника нельзя скрыть, и память о нем с каждым годом только крепнет.

Значение архиепископа Феофана Полтавского, бывшего духовником Царской Семьи, одного из величайших богословов своего времени и смиренного представителя распятой Святой Руси, заключается прежде всего в стоянии за чистоту Православия. Несмотря на соблазны нашего века, невзирая на исторические перемены психологии русских людей, владыка Феофан с каждым годом вырастает в нашей памяти как подлинный Отец Церкви.

Архиепископ Феофан (Быстров)


Богословские труды архиепископа Феофана недостаточно изучены и лежат под спудом. Его вклад в сокровищницу православной патристики до сих пор был известен только в

двух областях: во-первых, ~ защита Креста Господня, то есть православного учения о догмате Искупления, от новшества митрополита Антония (Храповицкого); и, во-вторых, ~ его критика софианства отца Сергия Булгакова. Если истории суждено еще продлиться, духовный облик архиепископа Феофана Полтавского будет вселенски прославлен. Если же конец мира не за горами, то учение владыки Феофана явится поддержкой для претерпевания грядущих испытаний.

Биография владыки Феофана была составлена на основании записей его четырех учеников и келейников: архиепископов Аверкия Сиракузского († 1976) и Иоасафа Канадского († 1955) и младших келейников – Севрюгина и Чернова (ныне здравствующего схимонаха Епифания). По нашему настоянию архиепископ Аверкий составил и опубликовал жизнеописание, а также письма, писанные Владыкой большею частию ему самому. Чернов начертал для нас большой труд, но включил туда много стороннего, прямо не относящегося к основной цели ~ показать общий облик праведника, исповедника истинного Православия. Но главной «виновницей» появления в свет этих записей является духовная дочь владыки Феофана еще по России Елена Юрьевна Концевич, племянница другого почитателя святителя Феофана, знаменитого церковного писателя Сергея Александровича Нилуса. Она твердо верила в святость Нового Затворника, ездила к нему во Францию и взяла с нас слово издать книгу о нем и о его защите чистоты православного учения.

Архиепископ Сиракузский Аверкий (Таушев)

Архиепископ Канадский Иоасаф (Скородумов)


Для пробуждающейся Святой Руси духовное значение владыки Феофана является поддержкой в апостольском стоянии в Истине, без чего нельзя побороть антихристова духа нашего времени.

С благословения ныне здравствующего святителя Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского, печатается этот скромный труд Братства преподобного Германа Аляскинского.

Издатели выражают надежду, что книга послужит толчком к опубликованию в будущем неизданных сочинений владыки Феофана. Тщательное изучение хотя бы его замечательного труда «Русское Добротолюбие» даст духовную силу молодым подвижникам.

Книга появляется при явной таинственной помощи самого Владыки… Как же радуется он ныне на небесах, когда в год столетия (1894–1994) со смерти его духовного учителя, святителя Феофана Затворника Вышенского, чествуемого во всем православном мире, выходит на свет Божий и его вклад в духовную сокровищницу, откуда духовные бедняки смогут черпать себе богатство святоотеческой мудрости, дабы безбедно прожить свой век и богачами явиться на Суд Божий.

Схимонах Епифаний (Чернов)


Радуются ныне и вышеупомянутые друзья архиепископа Феофана Нового Затворника, ибо они также вложили посильные труды в дело собирания былой славы Святой Руси. Это достояние ныне с помощью Божией передается новому поколению, дабы юноши наши, глядя на дивные образы обоих святителей Феофанов, с новой силой сеяли святое и доброе, оставленное нам великими подвижниками.

Да поможет всещедрый Господь Бог наш Иисус Христос всем нам духовно окрепнуть и продолжить святое дело укрепления рода христианского.


Игумен Герман с братией.

Мая 7/20 1994 года;

явление Креста Господня

в Иерусалиме в 351 году

Предисловие ко второму изданию

Возлюбленные о Христе читатели! Вы держите в руках неоценимое сокровище ~ свидетельство об избраннике Божием, великом светильнике Вселенской Православной Церкви архиепископе Феофане. Это второе издание книги «Духовник Царской Семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник».

Обложка 2-го издания


Такова была воля Божия, что несколько десятилетий имя Владыки оставалось неизвестным большинству верных, но авторы этой книги знали предсказание одного раба Христова, духовными советами которого пользовался при жизни и сам архиепископ Феофан, ~ о судьбах России и об исключительном положении, которое займет в свое время владыка Феофан в Церкви земной, когда станет одним из любимых и чтимых русских святых вселенского значения. Владыка Феофан исповеднически и мученически боролся за Веру Православную, его сподобил Господь места в Царствии Своем Небесном, ему предначертал Он быть в будущей воскрешенной России, в России, искупившей свои страшные грехи XX века.

При удивительных, чудесных обстоятельствах, при явной помощи свыше, совершенно неожиданно был обретен архив Владыки, считавшийся навсегда потерянным. И дал Многомилостивый Господь сокровище это нам. «Господи!кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Пс. 53, 1) ~ со скорбью восклицает святой пророк. Но имеем мы пророчество упомянутого нами подвижника, что владыка Феофан, ушедший в вечность, будет действовать в России и по смерти своей.


Ричард (Фома) Бэттс,

Вячеслав Марченко.

Предисловие к настоящему изданию

Праведники всегда гонимы при жизни; великие праведники часто бывают гонимы и посмертно ~ пока живы их гонители и пока память о них мешает богоборцам.

Самой большой клевете мира подверглась и подвергается святая Царская Семья Императора Николая II. Много лжи и неприятия досталось и людям, ее окружавшим. Мир, во зле лежащий, не желает знать доброе, боится света. Архиепископ Феофан, духовник святого царя Николая и его святой Семьи, был подлинным подвижником, он стал одним из новых славных угодников Христовых; претерпел гонения при жизни, но и поныне не принят даже всеми православными – теми из них, что более всего озабочены устройством внешнего благополучия.

Пример жизни Владыки ясно показывает, как тесен путь, ведущий ко спасению, и вдохновляет шествовать по этому пути сильные души.

Когда в девяностые годы мне попали в руки рукописи владыки Феофана – через моего духовного собрата Фому (православного американца Ричарда Бэттса) от отца Германа (Подмошенского), я не сразу понял, какое это сокровище. Но прошли месяцы совместного с Фомой труда по составлению жизнеописания, пришло понимание важности попавшего к нам – не по достоинству нашему – материала, и возникло опасение. Опасение, что книга не будет принята ни внешними людьми, ни многими церковными. Но Господь, чудом сохранивший рукописи Своего избранника и воспоминания о нем, указал нам и Своего угодника, который мог бы благословить этот труд: нам стало известно, что митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) является почитателем владыки Феофана, что он даже желал того, чтобы могила подвижника была перенесена из Франции в Россию.

И вот мы отправили рукопись в Петербург.

…Прошли недели.

В это время игумен Свято-Германовской пустыни в Платине в Северной Калифорнии (США) отец Герман (Подмошенский) был по делам в России.

Митрополит Иоанн (Снычев)


Батюшка попросил меня связать его по телефону с митрополитом Иоанном. Тогда мне довелось впервые говорить с Владыкой. Владыка Иоанн сразу же пригласил нас к себе в гости, и мне довелось побывать у него вместе с отцом Германом. Единственный раз в жизни удостоился я видеть этого подвижника и общаться с ним.

Не буду рассказывать о подробностях, о главной цели нашего визита п том говорили владыка Иоанн и отец Герман. Меня же больше интересовало мнение Владыки о нашей рукописи. И вот я, улучив момент, с волнением спросил о ней. Владыка ответил, что к нему приходит так много рукописей, большой стол завален весь до потолка, что он физически не может прочитать и малую часть присылаемого. Он попросил не обижаться, но при этом спросил, что за рукопись. Когда я ответил, что о владыке Феофане (Быстрове), владыка Иоанн, весь переменившись, сказал: «Как же, я прочитал, и очень внимательно!» На мою просьбу написать предисловие к будущей книге он ответил, что сам до прочтения знал намного меньше, что добавить ему нечего. На просьбу о благословении на издание тут же преподал его и на мой уточняющий вопрос: «Значит, мы можем написать: Благословение Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского?» – он ответил: «Если вы сделаете это, я буду счастлив».


Вячеслав Марченко

Введение. Детство

Немощное человеческое слово не в силах достойно рассказать о высокой жизни Владыки. Господь в наше лютое время явил в нем великого светильника Церкви, Иерарха высокой духовной жизни, подвижника, вся жизнь которого была непрестанной молитвой о страждущей под игом богоборчества Российской стране.

Как ученый-богослов и иерарх, постоянно свидетельствовавший, что «верным выражением учения Православной Церкви является учение, выраженное в творениях Святых Отцов Церкви», Святитель Христов неколебимо стоял на страже чистоты Православия и вынужден был выступить против новоявленных отступлений от догматического учения Церкви Христовой.

И естественно, он, тихий и незаметный, нажил этим себе много недругов и клеветников.

Архиепископ Феофан, духовник Царской Семьи, хранил к Государю, Государыне и их августейшим Детям в течение всей своей жизни высокое и трогательное благоговение и христианскую любовь как к Помазанникам Божиим, подлинным носителям христианского духа, принявшим великие страдания во Христе и мученический венец от Господа.


Будущий архиепископ Феофан родился в селе Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника Димитрия Быстрова и матушки Марии (в девичестве Разумовской), все богатство которой составляло благочестие родителей. Младенец появился на свет в самый последний день 1873 года (ст. ст.) и был наречен именем ближайшего святого, Василия Великого, одного из трех великих вселенских учителей и святителей.

В раннем детстве, когда Василию было три или четыре года, видел он удивительный, пророческий сон, ниспосланный свыше. Своим детским языком он пересказал его родителям, не понимая, что бы мог он означать. Он видел себя во сне уже «большим», в архиерейском облачении и в «золотой шапке». И стоял он в алтаре на Горнем месте во время Божественной литургии, и священник, его родной отец, кадил ему как архиерею.

Интересно, что сон сбылся до той подробности, что родной отец, вызванный Святейшим Синодом на хиротонию сына, принял участие в богослужении и действительно кадил ему, стоявшему на Горнем месте.

Малютка Вася, по воспоминаниям родителей, любил молиться с самого раннего детства. Он не умел еще читать, не знал на память молитв… Но опускался ребенок на коленки перед святыми иконами, благоговея пред величием Божиим, и лепетал воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26):

– Господи, Господи, Ты – такой большой, а я – такой маленький!..

И слышалась в той дивной, удивительной молитве малютки – немудрой словами, но мудрой смыслом – будущая непрестанная молитва Иисусова нового подвижника. И совершились на нем слова Евангельские: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Мф. 21, 16).

Об этой молитве, бывшей в те годы дыханием души ребенка, сам Владыка в последние годы земной жизни говорил одному из келейников: «Ведь все это так умилительно… Да, Господь подает каждому молящемуся соответствующую степень молитвы (см.: 1 Цар. 2, 9 – слав, текст)… А вдуматься-то во внутренний смысл тех детских, беспомощных слов, как хороши они: “Господи, сжалься надо мною и помоги мне, бесконечно слабому, беспомощному и бедствующему Твоему созданию… Сжалься надо мною, Господи!”»

Отрок Василий жил тихой, незаметной внутренней жизнью. Он был сосредоточен, собран, но при этом светел и радостен. Молитвенное настроение удерживало его

от детских шалостей и излишнего пристрастия к играм. Еще в детстве Василий вкусил, яко благ Господь (Пс. 33, 9), вкусил от дара молитвы, и молитва сделалась наставником его на всю жизнь. Она научила его бережному отношению к миру душевному, потому что в душе своей он ощутил голос нелицемерного, непререкаемого Судии, Который ясно извещал его, что хорошо, что плохо. Как только пресекалось молитвенное настроение и нарушался мир душевный, Василий понимал, что что-то неладно. Тогда он принимался проверять себя и искать причину случившегося: то ли слово какое неуместное было сказано, то ли совершен поступок, не угодный Богу.

И найдя в душе недолжное, повергался в покаянии пред Богом, умоляя Его о прощении, пока совесть не успокаивалась и пока внутренний судия не переставал обличать его, извещая, что грех Богом прощен и мир душевный восстановлен.

Так сердечная молитва и внутренний душевный мир стали неизменными руководителями его в его духовной жизни. Внутренний наставник этот всегда указывал ему его жизненный путь.

Ранние годы Святителя

Любя Господа Бога всеми силами своей чистой души, юный Василий любил и сотворенную Им природу, особенно – не тронутую человеческой рукою суровую природу Севера, среди которой вырос. Он ясно видел в ней Невидимого Бога: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество (Рим. 1, 20). В ту пору она сохранялась еще в своей первозданной, девственной красоте. Все люди этого края были земледельцами. Но земля-кормилица скудна, глина да болота, малоплодородна. Поэтому люди здесь жили небогато, даже в нужде. Лето здесь короткое, а зима долгая. Кругом все леса да топкие места со стоячей водою. В лесах много грибов и ягод: голубика, морошка. Много птиц. И над всем этим – необъятное живое небо. Народ кругом степенный, богомольный, смиренный. И мальчик Василий вдыхал этот благодатный воздух. Сын священника, тихий и прилежный, всегда был на виду.

Пришло время, он поступил в школу. В учении Господь даровал ему исключительные способности. Они проявились позже и в приходском училище, и, еще в большей степени, в Духовной семинарии и Духовной академии.

По бедности и многодетности родителей их младший сын Василий рано покинул свой дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет. Мальчик рос худым и физически слабым, но учился очень хорошо: был первым учеником. Но сам он тогда уже понимал, что успехи его зависели не от него, они – дар Божий. Закончив училище, Василий поступил в Духовную семинарию.

О своей учебе владыка Архиепископ позже рассказывал своим келейникам: «В Духовной семинарии учиться мне было очень легко. Мне было достаточно прочесть одну страницу, и я мог пересказать ее почти слово в слово. А в классах я был по росту самым маленьким и по летам самым молодым».


Видя его необыкновенные способности, его быстро переводили в старшие классы, так что семинарию он закончил на три года раньше тех, с кем поступал в первый класс. Но будущий Архиепископ, осознавая во всем этом великую духовную опасность, дабы не возомнить о себе и не впасть в пагубную прелесть, молился об уменьшении своих способностей к наукам. Он рассуждал так: «Все хвалили меня, восторгались. И я легко мог возгордиться и возомнить о себе невесть что. Но Ангел Хранитель предостерег меня, и я понял, какая пропасть передо мною зияла». Мы не знаем, была ли услышана его молитва, но само по себе это духовное состояние, моление об отнятии дара Божия, – редчайшее явление в духовной жизни, свидетельствующее о зрелом духовном рассуждении юноши.

Василий окончил блестяще курс среднего духовно-учебного заведения, и ему предстояло держать экзамены в высшее учебное заведение, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Было ему тогда неполных семнадцать лет.

Студенческие годы

Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7)


Профессор В.В. Болотов. Процессоры А.П. Лопухин и H.H. Глубоковский. Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Самый молодой из абитуриентов, совсем еще мальчик, Василий хорошо был подготовлен к экзаменам. Боялся лишь письменного по философии у известного профессора М.И. Каринского, тем более что философия не входила в семинарскую программу. Готовясь к нему, он молился святому мученику Иустину Философу и святым великим вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, молился о просвещении ума, о подании верной и легкой мысли.

И вот настал день испытания. Профессор М.И. Каринский вошел, поздоровался и, повернувшись к доске, написал тему сочинения: «Значение личного опыта для выработки мировоззрения». И возблагодарил Бога юный Василий за тему близкую и понятную. По молитвам святых Господь подал мысль действительно легкую. Работа, на которую отводилось четыре часа, была закончена через полчаса и составляла всего одну страницу. Абитуриент Быстров поднялся и спросил разрешения подать работу. Господин профессор был видимо удивлен. Посмотрев на часы, он с некоторым недоумением сказал:

– Ну, хорошо… Подайте.

Профессор Каринский Михаил Иванович


Похоже, что ему подумалось тогда, что самый молодой из абитуриентов просто не понял темы: он несколько колебался, когда принимал лист с сочинением. Попросив Василия немного подождать, экзаменатор начал читать. Во время чтения несколько раз отрывался, внимательно глядя на автора сочинения. Когда дочитал, сказал:

– Благодарю, благодарю Вас!.. Вы можете быть свободны.

Самый трудный экзамен прошел так быстро и удивительно легко! И имя Василия Быстрова оказалось в списке студентов первым по результатам всех экзаменов. (Надо заметить, что этот «экспромт» молодого студента профессор Каринский помнил и много лет спустя, когда архимандрит Феофан уже был инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.)


Студент Василий Димитриевич Быстров, пройдя все четыре академических года первым, в возрасте двадцати одного года окончил свое духовное образование. По решению академического совета он был оставлен при академии для научной деятельности в качестве профессорского стипендиата.

Впоследствии он очень тепло отзывался об академии: об условиях, в которых жили и учились студенты, о возможности научной работы.

Санкт-Петербургская Духовная академия и семинария


Профессоры работали добросовестно и даже талантливо. Среди них блистал драгоценный самородок – профессор древней истории Церкви Василий Васильевич Болотов (1854–1900). Василий Васильевич владел очень многими языками, не только новыми, но и древними, и притом изучил их самостоятельно и в кратчайший срок. Он знал греческий, латинский, древнееврейский, сирский и ассиро-вавилонские клинописи, арабский, абиссинский (богослужебный – геез и разговорный – ахмарский), коптский (и древнеегипетские иероглифы), армянский, персидский (клинопись, зенд и новоперсидский), санскрит, немецкий, французский, английский, итальянский, голландский, датско-норвежский, португальский, готский, кельтский, турецкий, финский, мадьярский. Все эти языки Василий Васильевич использовал для своих научных изысканий.

Профессор Болотов Василий Васильевич


Он всех удивлял и поражал своими знаниями, ничего общего не имевшими с его профессорской специальностью, как, например, в высшей математике или в астрономии. Что касается своей специальности, то масштаб его знаний можно понять из следующего примера.


Профессор сам говорил обо всем том, на что путешественник смотрел как бы слепыми глазами и не видел, что эти немые свидетели сообщали из далекой древности, потому что не знал тех языков, на которых эти надписи сделаны. Профессор все говорил и говорил, не умолкая, как бы читая по книге. Сам путешественник признавался позже владыке Феофану: «Я просто онемел от удивления и очарования. Ведь профессор Болотов никогда не бывал в Абиссинии, а знал в таких археологических подробностях все тамошние памятники. Подумайте только о том, что он цитировал мне многие надписи и сопровождал все это такими историческими пояснениями, что далекая, отстоящая от нас на тысячи лет картина событий оживала с поразительною реальностью, как бы в пересказе очевидца… Я быстро превратился только в благодарного и восторженного слушателя. Мне было страшно неудобно, что я такому человеку хотел рассказывать что-то новое, чего он не знал. Профессор Болотов оказался как бы жителем тех мест и тех далеких времен, а я пытался ему сообщить что-то новое об Абиссинии из моих мимолетных скудных впечатлений. Он знал все в таких мельчайших подробностях, о которых я и понятия не имел… Мне пришлось во всем откровенно признаться профессору и просить его извинить меня».


Профессор Василий Васильевич Болотов происходил из простонародья. Он был сыном сельского псаломщика, родился 1 января 1854 года. С детских лет проявил недюжинные способности в учении и этим обратил на себя всеобщее внимание. Так, он окончил с отличием духовное училище и семинарию. Будучи учеником семинарии, он настолько хорошо знал древнегреческий язык, что составил канон на этом языке святому Василию Великому, имя которого носил. Случайно попавшая ему в руки грамматика абиссинского языка, выданная ему по ошибке вместо еврейской грамматики, привела к тому, что он изучил абиссинский язык. По отзывам учителей семинарии, Василий Болотов занимал в классе место «выше первого», и настолько выше первого, что надо было пропустить за ним сорок номеров, чтобы поставить следующего ученика («Светлой памяти профессора В.В. Болотова». В. Преображенский. Рига, 1928, с. 1).

Поступив в Санкт-Петербургскую Духовную академию, он также сразу привлек к себе особое внимание Совета профессоров академии. Когда профессор по кафедре древней истории Церкви скончался, то Совет академии вынес решение не занимать освободившуюся кафедру до окончания курса студентом В.В. Болотовым, – настолько этот студент высоко поставил себя в научном отношении. Решение это было вынесено в 1878 году, а в 1879 году, всего лишь через несколько месяцев после окончания курса, он блестяще защитил магистерскую диссертацию по древней истории Церкви и занял профессорскую кафедру Тема защиты была: «Учение Оригена о Святой Троице». Эта тема требовала многосторонних и глубоких познаний как в богословии, так и в философии. Рецензент, профессор И.Е. Троицкий, отзывался об этом сочинении как о заслуживающем трех докторских степеней («Светлой памяти профессора В.В. Болотова,» с. 2). За многочисленные последующие труды в этой области он был удостоен научной степени доктора церковной истории.

При его знании многих языков, он был членом различных комиссий: по вопросу о старокатоликах, о присоединении халдеев-сирийцев к Православию и проч. Наконец, он был членом государственной Астрономической комиссии. Перед этой Комиссией ставился вопрос о возможностях реформы календаря. Но когда профессор Болотов прочел свой доклад, с привлечением массы научного материала – астрономического, математического, археологического, коснулся и древних календарей, вавилонского и других, – Комиссия вынесла решение, что вопрос о реформе календаря научно необоснован.

Все это и многое другое говорил о Василии Васильевиче Болотове архиепископ Феофан.

Этот одаренный профессор с особым теплом относился к юному студенту Василию Димитриевичу Быстрову. Так, однажды во время экзаменационной сессии профессор Болотов вошел в аудиторию, в которой шел экзамен по одному из важных предметов академического курса. Но в экзаменационной комиссии профессор не участвовал. В то время как студенты томительно ожидали своей очереди, чтобы сдать экзамен, Василий Васильевич неожиданно сел рядом со студентом В.Д. Быстровым. Вполне естественно, студент был смущен этим. Но профессор своим простым и подчеркнуто дружественным отношением к студенту преодолел это смущение и не как профессор, а как товарищ начал расспрашивать Василия Димитриевича:

– Наверное, устали? Я ведь по себе знаю, что экзаменационная сессия очень утомляет, отнимает много сил. Но Вы же, как всегда, подготовились?

– Да, я усиленно работал. Но знаю ли я предмет, об этом я не могу судить, об этом скажет уж экзаменационная комиссия.

– Не сомневаюсь в Вашей подготовке. Но это ожидание отнимает много сил.

«И как-то незаметно профессор начал интересоваться моей подготовкой к экзамену, – вспоминал позже Владыка. – Однако его вопросы не были по форме вопросами профессора к студенту. Нет, по тону это были вопросы из беседы двух студентов, но разных курсов, старшего и младшего. Он спрашивал, но как бы желая убедить меня в моем знании. Профессор ни разу не показал своего превосходства в знаниях. С его стороны это был вполне коллегиальный, дружественный и даже дружеский разговор. Однако эта беседа затронула круг вопросов несравнимо шире академического курса.

– Прекрасно, прекрасно… Будьте спокойны. Успех обеспечен!

После этих слов профессор вдруг встал и, обращаясь к комиссии, сказал:

– Студент Василий Димитриевич Быстров сдал экзамен по предмету на «отлично»!

Но я не мог знать, что эта столь необычная дружеская беседа окажется экзаменом. По-видимому, профессор, дабы подчеркнуть свое доброе, сердечное ко мне отношение и в то же время чтобы освободить меня от волнений, предварительно договорился с комиссией, что произведет экзамен частным порядком. Поэтому председатель комиссии, обращаясь ко мне, во всеуслышание заявил:

– Итак, экзамен Вами, как Вы слышали, уже сдан. Вы можете быть свободны!

Профессор Болотов, обращаясь ко мне, тихо сказал:

– Итак, мы свободны. Мы можем уйти! Идемте!

Всем происшедшим я был поражен и, конечно, глубоко признателен профессору В.В. Болотову… Но слава и хвала принадлежат Господу».

Профессор благоволил к юному студенту, видя в нем не только соратника. Много общего было у профессора со студентом. Оба они выходцы из села, из простонародья. Первый – сын сельского псаломщика, второй – сын сельского священника. Оба, несомненно, вымолены молитвами родителей. Оба знали нужду по личному опыту. Оба проявили незаурядные способности. Оба с блестящими успехами прошли учение в духовном училище и в семинарии. После этого так же блестяще закончили высшее образование в одной и той же Санкт-Петербургской Духовной академии. И один и другой отобраны и оставлены академическим Советом в качестве профессорских стипендиатов и магистрантов. И тот и другой в год окончания курса начали преподавать в академии. Болотов в качестве профессора в возрасте двадцати пяти лет, а Быстров в возрасте двадцати одного года в качестве доцента. Оба носили одно и то же имя – святого Василия Великого, усердно молились ему, и он был их покровителем и руководителем. Все это, безусловно, сближало их и роднило.


К глубочайшему сожалению, профессор Василий Васильевич Болотов, ведший строгий, аскетический образ жизни, скончался совсем молодым, сорока шести лет. Глава Российского государства Государь Император Николай II выразил от своего лица и от лица всей Августейшей Семьи глубочайшее соболезнование по поводу смерти его, назвав профессора доктора Василия Васильевича Болотова «несравнимым».

Господь послал ему праведную кончину. За три часа до смерти он произнес следующие знаменательные слова:

– Как прекрасны предсмертные минуты!

Спустя час он сказал:

– Я умираю!

Он продолжал сохранять обычное свое жизнерадостное состояние и не переставал произносить отдельные слова, хотя с трудом:

– Иду ко Христу… Христос идет…

За четверть часа до кончины он перестал говорить, сложил руки на груди и, закрыв глаза, как будто уснул.

За десять минут до смерти вошел священник и, коленопреклоненный, с больничным персоналом прочел отходную молитву. Кончина случилась во время Всенощного бдения под Великий Четверг, 5 апреля 1900 года.

Зная пророчества святых о наступлении в скором будущем грозных событий, он при жизни повторял:

– Нет, я не жилец XX века! Вечная память!


Из других профессоров выделялся профессор Александр Павлович Лопухин (род. в 1852 году). Он известен своими миссионерскими трудами в Северной Америке. В академии он занимал в разное время различные кафедры и выпустил много научных трудов, начиная с апологетики и кончая толкованием Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Профессор А.П. Лопухин очень хотел оставить владыку Феофана, в ту пору иеромонаха, а затем архимандрита и доцента по кафедре Библейской истории, занимаемой им самим, продолжателем своего дела и завещал ему посмертно свою многотысячную библиотеку. Но Господь судил иное.