Церковь Илии Пророка, что на Воронцовом поле (старая). Церковь илии пророка, что под сосенками Ильинская церковь воронцово поле

Церковь Илии Пророка (Благовещения Пресвятой Богородицы), что под Сосенками, первоначально была построена в селе Воронцово великого князя Ивана III, который выменял его у Андроникова монастыря. Монастырь, в свою очередь, получил это село в подарок от Дмитрия Донского, а Дмитрию оно досталось после казни московского военачальника из семьи Воронцовых-Вельяминовых, давших название месту.

В этом селе с древней историей в 1514-1515 гг. итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый построил церковь Благовещения, которая также называлась по приделу Илии Пророка. Наименование «под Сосенки» (или "что под Сосенками") указывает на то, что в XVI веке здесь рос сосновый лес.
В день храмового праздника (одного из основных церковных праздников – Благовещения) здесь на службе присутствовал Патриарх, а после богослужения открывалась праздничная ярмарка с народными гуляниями. Эта традиция продолжала жить до XIX века.

От постройки Алевиза остался только фундамент. В 1653г. храм был перестроен по приказу царя Алексея Михайловича. Это здание было небольшим (возможно, по размеру более древней церкви) и увенчивалось двумя узкими декоративными шатрами. Известный в Москве храм многократно обновляли и достраивали. В 1702г. на средства братьев Ивана и Матвея Гагариных рядом с древним шатровым храмом была возведена новая большая пятиглавая церковь, а старая церковь обратилась в притвор новой. В 1745г. значительно обновили и старую колокольню, а еще через сто лет, в 1840г., снесли старую трапезную и выстроили новую, огромную, в стиле ампир. Еще немного позже разобрали и апсиды древнего храма, окончательно превратив его в придел более нового и просторного.

Сейчас узнать бывшую церковь в странном массивном здании под номером 16 на улице Воронцово Поле практически невозможно. В 1928г. ее закрыли, а спустя два года, в 1930-1931гг. по какой-то злой иронии переоборудовали в Музей восточных культур. Шатровая колокольня, одна из самых высоких в Москве, была снесена, на ее месте сейчас стоят столбы ворот музея. Уничтожили и маленькие шатры над древней частью храма. Внутри здания все было переделано до неузнаваемости, исчезли все настенные росписи, утварь, иконы. После того, как музей переехал в более просторное здание на Никитском бульваре, здесь остались его запасники и библиотека.

Так и стоит искаженный до неузнаваемости храм, остающийся собственностью Музея Востока, обнесенный оградой с постоянно запертыми воротами и калиткой, и рассмотреть его можно либо издалека, либо с обратной стороны, от старого приходского дома, где в советское время были коммунальные квартиры, а сейчас разместилась церковная община, все же надеющаяся на возвращение храма верующим.

Конечно, этому храму повезло больше, чем тем, в которых устраивали овощные базы или просто ничего не устраивали и бросали открытыми и без присмотра. Хотя бы основной объем его сохранился в полной мере. Но когда храм снова обретет свои купола, а может быть, и шатры, – остается неизвестным.

Илии пророка на Воронцовом поле

Согласно преданию, Илии пророка на Воронцовом поле был возведён по случаю победы над татарами, посягавшими на Москву. Битва состоялась в день Св. Илии (20-го июля по старому стилю) недалеко от села Воронцово. Год данного события не известен, но из летописей можно сделать вывод, что на 1476 г. Илии пророка уже существовал в этом селе.

Здание было деревянным и располагалось в сосновом бору, над рекой Яузой. Позже здесь появилось кладбище села Воронцово.

Некоторые историки полагают, что отшельники Андроникова монастыря устроили недалеко от Ильинской церкви небольшое поселение (скит), которое со временем превратилось в . Он был отмечен на карте Москвы 1389 года, но как долго просуществовал – неизвестно.

Есть сведения, что князь Иван ІІІ приобрёл эту местность у Андрониковой обители и построил здесь загородный дворец, в котором проводил много времени. Храм Илии становится придворным.

Колокольня храма Илии пророка на Воронцовом поле

В 1504 году Воронцово вместе с дворцом и храмом перешло во владения Василия III. При нём село достигло расцвета и на долгое время стало его любимой резиденцией. В 1514-1515 гг. рядом с церковью Илии пророка князь построил каменный храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы, так как его день рождения совпадал с этим великим праздником. Каждый год 25 марта праздничную службу посещал Патриарх, а после открывалась ярмарка, проводились народные гуляния. Эта традиция жила до XIX в.

После развода с женой и последующей скорой женитьбе на Е. Глинской князь всё реже бывал во дворце и перестал посещать храмы, которые в итоге стали приходскими.

Летом 1653-го Москва мучилась засухой. Народ постился и воздавал богу молитвы об избавлении от несчастья, а царь Алексей Михайлович пообещал построить святую обитель в память святого, в день которого землю оросит дождь, а также установить ежегодный Крестный ход. 20 июля, в день Илии пророка с неба полилась вода.

Государь своё обещание не забыл. Древний на то время значительно обветшал. Именно его обустройством и занялся Алексей Михайлович для исполнения своего обета.

Новое здание было небольшого размера с 2-мя декоративными шатрами. Позже оно неоднократно перестраивалось. Рядом с ним в 1702-м возвели новую пятиглавую , и старый храм стал её притвором. В 1745 г. обновили старую колокольню, а в 1840-м - построили новую огромную трапезную в стиле ампир. Чуть позже разобрали апсиды древней обители, окончательно превратив её в придел более просторного храма.

Строительство велось по инициативе братьев Усачёвых (один из них был старостой храма) под руководством архитектора Козловского. Однако завершить его полностью не удалось. Уже в 1870 г. обустройством храма занялся новый староста - Г. И. Хлудов. При нём приобрела новый, неповторимый экстерьер во вкусе русской старины. Изменения коснулись и колокольни, которую надстроили шатровым ярусом, благодаря чему она стала одной из высочайших в Москве. Работами руководил признанный мастер своего дела, архитектор Павел Зыков.

В 1929 г. храм Илии пророка на Воронцовом поле закрыли, а позже передали Музею восточных культур.

Прихожане обустроили домовую в одном из домов, что находятся рядом с храмом. С 2000 года здесь проводятся регулярные богослужения. Ныне приход делает всё возможное, чтобы вернуть главное здание храма Церкви.

Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма.

Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма.



В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась "что под Сосенками". С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка. В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом.

В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар. В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.

В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая обширная трапезная в стиле ампир на средства купцов Усачевых, владельцев усадьбы "Высокое" на берегу Яузы. В трапезной были устроены вновь приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил эту трапезную и надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом. Алтари двухшатровой церкви были разобраны. В результате храм представлял собой сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание 1702 г.; двухшатровый храмик-притвор 1654 г.; большая трапезная 1839 г.; колокольня 1745 г.

На поляне вблизи храма в день храмового праздника собиралась большая ярмарка, куда съезжались жители подмосковных сел. Из Кремля с крестным ходом приходил патриарх, и после богослужения открывалась ярмарка, начиналось народное гулянье с хороводами, качелями и другими увеселениями. Ярмарка была закрыта в середине XIX в. после проведения конки по Садовому кольцу.

Храм был закрыт 6 ноября 1929 года В 1930 г. здание приспособили под Музей восточных культур. Были сломаны завершения обоих храмов. В 1935 г. сломали колокольню (ее место обозначают столбы у входа в музей). С 1962 г. музей называется Музеем искусства народов Востока. В 1965 г. на месте алтарей построено складское здание.

К 1990 г. Музей переехал в здание на Никитском б-ре, 12А, а на Воронцовом поле остались его мастерские и складские помещения. 22 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была возобновлена и зарегистрирована Приходская община храма св. пророка Божия Илии. В мае 2000г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода. К 2009 году здание храма музеем не освобождено.

http://orthomap.ru/mesto12250



По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма, по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7. В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма.

http://iliya-hram.ru/about.html



Храм Илии пророка, что на Воронцовском Поле упоминается в летописи под 1476 г. В завещании Иоанна III 1504 г. значится Ильинская слободка и упомянуто, что вся эта местность выменена у Андроникова монастыря.

В 1514 г. среди церквей, построенных по повелению великого князя Василия III, значится церковь Благовещения Святой Богородицы в Воронцове, освященная в 1518 г. Под 1547 г. упоминается «Илия под Сосенками», с 20-х гг. XVII ст. известна теплая церковь мученицы Параскевы-Пятницы.

В 1653 г., вместо прежнего, построен новый двухшатровый храм, но уже в качестве служебной пристройки. Алтарных абсид нет в этой пристройке, а их было две, что доказывается двумя заложенными арками в восточной стене; эта небольшая церковка имела два престола: Благовещенский и Ильинский.

В 1665 г. выстроена пятиглавая Благовещенская церковь; в ее архитектуре впоследствии изменены только окна и их украшения. Приблизительно с того же года стал совершаться на Воронцово Поле 20 июля крестный ход, прежде совершавшийся в церковь Илии пророка на Ильинке.

В 1702 г. было обновление храма на средства князей И.П. и М.П. Гагариных, более касавшееся теплой церкви. В середине XIX ст. выстроена трапезная с Ильинским и Пятницким приделами. В 1870-78 гг. теплая церковь получила нынешнюю обработку стен и сооружена колокольня по проекту П.П. Зыкова.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.


Рис.67.18. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле в 1841 г.» [Найденов т.IV, № LIII]

Ветхая трапезная была разобрана, а на ее месте соорудили новую в модном для того времени стиле ампир [Бураков, с.204-206]. Ее вид представлен на чертеже из альбома Найденова, изображающем храм в 1841 году, а также на фотографии 1875 года. Северный фасад трапезной украшен четырехколонным портиком с пилястрами, а крышу венчает громадный полусферический купол, равный по высоте центральной главе пятиглавого храма 1702 г. В целом объем новой трапезной почти в два раза превосходит объем самого храма, а древний шатровый придел 1653 г. и вообще теряется на фоне последних.


Рис.67.19. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле (вид, снятый с колокольни ц. Грузинской Божией Матери) в 1875 г.» [Найденов, т.IV, № XXIX]

На фотографии местности близ Воронцова поля с высоты птичьего полета хорошо видно, что даже сегодня большая часть территории бывшего поля остается незастроенной.

Архитектура

Древнейшая часть Ильинской церкви на Воронцовом поле представляет из себя вытянутый с севера на юг четверик с лотковым сводом, над четырехскатной кровлей которого некогда возвышались два миниатюрных декоративных шатрика, об облике которых мы можем судить по фотографиям 1880-х годов, а также по чертехам XIX в.

Восьмерики шатров были украшены ширинками, опирающимися на карниз с миниатюрными стрелами (по две на каждой грани) и отдаленно напоминающими редуцированный вариант стрел на восьмериках шатров ц. Рождества в Путинках, надвратной шатровой ц. Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом и боковых столпов собора Василия Блаженного. Венчающий карниз с сухариками, появившимися, вероятно, при переделоке храма в 1876-78 гг., поддерживает декоративные кокошники, оформляющие грани шатриков, завершенных маленькими луковичными главками. На акварели 1812 г. шатры изображены выкрашенными в красный цвет, с выступающими белыми ребрами. На чертежах первой половины XIX грани шатров изображены уже плоскими, а на фотографиях 1880-х годов, помимо сухариков карниза, также хорошо заметны ребра граней шатров, раскрашенных в ромб наподобие шатра ц. Вознесения в Коломенском. Можно предположить, что шатры были покрыты железом при реставрации храма после пожара 1812 г., а затем вновь раскрыты при перестройке трапезной в псевдорусском стиле в 1876-78 гг. Выполняющее чисто декоративную функцию шатровое завершение Ильинской церкви ближе всего стоит к шатрам московской ц. Космы и Дамиана в Старых Панех 1640 г., а также к декоративным шатрам ряда других храмов середины XVII в. (ц. Св. Духа в Рязани 1642 г., Введенской ц. Спас-Воротынского монастыря 1640-50 гг и надвратной ц. Ферапонтова монастыря 1649 г.).

Для освещения внутреннего пространства храма в северной (и, вероятно, в южной) стене четверика были устроены два ряда окон. Согласно чертежам XIX в., двум окнам верхнего ряда вторили окно и дверной проем нижнего ряда, которые были заложены при перестройке 1876-78 гг., а вместо них на центральной оси четверика устроен новый портал с шатровым крыльцом в псевдорусском стиле. Аналогичное крыльцо было сооружено и у южного портала пятиглавого храма Гагариных (ныне оба крыльца утрачены).

Углы четверика Ильинского храма оформлены лопатками, перерезанными двумя рядами карниза на уровне нижней и верхней части окон второго яруса. Как видно из чертежей храма XIX в., нижний ряд карниза на лопатках является остатком раскрепованного венчающего карниза абсид и трапезной до ее перестройки в 1840 г.

На северной стене храма - два яруса окон со сложными наличниками, украшенными полуколонками с капителями и сандриками в виде кокошников, врезающихся в широкий фриз с раскрепловкой по угловым пилястрам, составленный из ряда прямоугольных ширинок с пиками. Декоративный пояс ширинок с пиками довольно характерен для церковного зодчества середины XVII в. и встречается в ц. Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме (1635 г.), ц. Воскресения на Дебре в Костроме (1630-1645 гг.), Успенском приделе ц. Космы и Дамиана в Старых панех в Москве (1640 г.), Неопалимовском приделе ц. Рождества Богородицы в Путинках (1649-52 гг.), колокольне Троицкого монастыря в Муроме (1652 г.), Знаменской теплой ц. на Дебре в Костроме (2-я пол. XVII в.), Благовещенском соборе Благовещенского монастыря в Муроме (декор 1664 г.), ц. Благовещения в Тайнинском (1675 г.), ц. Преображения за Волгой в Костроме (1685-88 г.). Аналогичным поясом ширинок с пиками, дополненным бегунцом, а также характерными для русского барокко сдвоенными полуколонками украшены стены трапезной, оформленной в псевдорусском стиле при перестройке Ильинского храма П.П. Зыковым в 1876-78 гг.

Верхный профилированный ярус карниза поддерживает ряд ложных полуциркульных кокошников сложного профиля (четыре кокошника - на северной стене и один - на выступающей за трапезную части западной стены), наложенных на плоскость стены. На фотографии Найденова 1881 г. внешний контур кокошников сверху заострен, однако сегодня от этих заострений остались лишь следы на венчающем карнизе.

Утраченные ныне двухчастные абсиды храма с широкими окнами в длину равнялись расстоянию между угловыми лопатками четверика, а в высоту доходили до основания окон второго яруса четверика. Северная абсида была чуть короче южной.
Интерьеры храма в настоящее время для осмотра не доступны.

Размеры и пропорции, по чертежам и планам

Литература

1. Тихомиров М.Н. Труды по истории Москвы. - М.: Языки славянской культуры, 2003.

2. Кучкин В.А. Вельяминовы на службе у московских князей в XIV - начале XV вв. Режим доступа: http://aksakoff.ru/2010/02/veliaminovi/ . См. также: Вторая международная научная конференция «Верховная власть, элита и общество в России XIV - первой половины XIX века.Российская монархия в контексте европейских и азиатских монархий и империй.», 24-26 июня 2009 года, тезисы докладов. Режим доступа: http://www.kreml.ru/ru/main/science/conferences/2009/power/thesis/Kuchkin/

3. Семеоновская летопись / Полное собрание русских летописей, т.XVIII. - СПб., Типография М.А. Александрова, 1913, с.115

4. Юшко А. Древние села Подмосковья. - 2007. Режим доступа: http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200700305; Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области. М., 1967 г.

5. Паламарчук П.Г. Сорок сороков, в 4-х томах. - М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994.

6. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.: Московский рабочий, 1991.

7. Голубцов И.А. Старинная топография и урочища Москвы до 1389 г. / История Москвы, т. 1. Приложение. М., 1952.

8. Программный продукт Google Планета Земля 5. Режим доступа: http://earth.google.com/intl/ru/

9. Интернет-сайт храма Ильи Пророка на Воронцовом поле: http://www.iliya-hram.ru/history.html .

10. Фехнер М.В. Москва и ближайшие окрестности в XV и начале XVI века // Mатериалы и исследования по археологии СССР, №12, М.-Л., 1949, стр. 106-124. Режим доступа: http://www.russiancity.ru/books/b38.htm .

11. Забелин И.Е. История города Москвы, ч. 2. М., 1905.

12. Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959.

13. История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. - М.: Астрель. АСТ, 2005, с.103

14. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_1g.htm и http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2g.htm

15. Кондратьев. И.К. Седая старина Москвы. - М.: Цитадель, 1997.

16. Лѣтопись по Воскресенскому списку / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.VIII. - СПб.: Типографія Э.Праца, 1859, с.182.

17. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.XII. - СПб.: Типографія И.Н. Скороходова, 1901, с.168

18. Татищев В.Н. История Российская, ч.4, гл. 57

19. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / ПСРЛ, т.XIII. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1904, с.152-154;

20. Пискаревский летописец / ПСРЛ, т.XXXIV. - М., 1978, с.182-183

21. Александровский М. Указатель московских церквей. - М, 1996.

22. Ляпишев Г.В. Москва 1812 года на рисунках Х.В. Фабер дю Фора // Московский журнал, 9 (2009),с. 29.

24. Найденов Н.А. Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. т.IV - М., 1886, № XXIX.

25. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 54А

Дополнительная литература

27. Найденов Н. Храм св. пророка Илии, что на Воронцовском поле. М., 1903, 28 с., 13 л. ил.

28. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 266.

29. Материалы для истории храма Илии Пророка, что на Воронцовом поле... М., 1878.

30. Языков Д.М. Храм св. славнаго Пророка Илии, что на Воронцовом поле в Москве. М., 1879.

31. Воронцовский М. Храм Пророка Илии на Воронцовом поле // Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып.21. Прибавление. С. 23—27.

32. Проект наружной облицовки церкви св. Ильи на Воронцовом поле в Москве и наружной облицовки и надстройки верхнего яруса колокольни при ней. Существующий и проектируемый фасады церкви, существующий и проектируемый фасады колокольни, разрез колокольни, план церкви, поярусный план колокольни. Архитектор Зыков. Подл. тушь, акв. бум. 32х120, 32х60. 9 января 1876г. ЦГИА СССР. ф.1293. оп.167. д.160. 2л. (Каталог «История архитектуры и градостроительства Москвы, С-Петербурга и их пригородов». РГАНТД

Введения во храм Пресвятой Богородицы , именуемая тоже «в Барашах» и имеющая два придела: Пророка Илии и Мученика Лонгина Сотника. Церковь эта одна из стариннейших: она освящена в 1647 году 11 октября, а приделы освящены: первый-в 1653 году 19 июля, второй-в 1668 году 15 октября. Следовательно, она относится ко временам царя Алексея Михайловича, не изменив своего наружного вида и поныне.

Илии пророка на Воронцовом поле . По объяснению г. Снегирева, на Воронцовом поле в древности стояло село, принадлежавшее боярам Воронцовым, из коих Николай Воронец приходился свояком великом)" князю Димитрию Иоанновичу Донском).

Настоящая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1653 году на месте старой, построенной при великом князе Василии Иоанновиче в 1518-м, и именовалась прежде (в XVI столетии) «под Сосенками», потому что около церкви росли громадные сосны. Церковь замечательна своей красивой архитектурой, в особенности колокольня.

В храме два придела: Пророка Илии (в честь коего церковь и именуется) и Мученицы Параскевы Пятницы и особо чтимая древняя икона пророка Илии. При церкви были некогда погребены известные Прокофий Ляпунов и Иван Ржевский.
Воронцовым полем называется место, находящееся на правом берегу Яузы, у Земляного вала, близ Землянского моста через Яузу.