Высшая степень проявления индивидуальности человека. Внешние проявления индивидуальности человека

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

· эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

4. Преобразуясь в деятельности, индивидуально типические свойства человека вносят свой вклад в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования личности (по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности человек постепенно переходит от одной деятельности к другой. В этом чередовании всегда имеется ведущая деятельность, т.е. в большей степени, чем иная, определяющая смысл существования человека в данный момент его развития. Источником развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений, которые человек усваивает в процессе социализации. Усвоение этого опыта - всегда активный процесс. Общество - источник, из которого личность "черпает" то, что открывает для себя; то, что личностью еще не открыто в обществе, не впитывается в человека. Движущей силой развития личности являются противоречия в системе предметной деятельности: человек всегда желает большего, чем достиг. Психологами (например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским) обнаружена так называемая "надситуативная активность" личности, проявляющаяся в том, что человек обнаруживает неадаптивную (в обычном смысле) тенденцию ставить себе разного рода сверхзадачи, выходить за рамки деятельности, что противоречит установке и приобретенному опыту. Это противоречие и оказывается той силой, которая заставляет человека переходить к новой деятельности, развиваться.

В качестве единиц анализа личности принято выделять активность, направленность, "динамические смысловые системы", по А.С. Выготскому, степень осознанности своих отношений к действительности: установка, самосознание, образ "я", самооценка, уровень притязания и др. Эти единицы и составляют (вместе с темпераментом и характером) живую, постоянно изменяющуюся, "пульсирующую", развивающуюся систему - личность.

5. Общее понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

6. Темперамент выступает в качестве индивидной осно­вы различных личностных свойств, прежде всего харак­тера. Он определяет динамические проявления соответ­ствующих свойств. Например, доброта как черта харак­тера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематиче­ской работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появ­лению отрицательных.

7. Впервые систематизированные описания психологических различий между людьми были сделаны в Древнем Китае в VII веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали психологические типы темперамента с характерными особенностями отдельных видов животных. Они считали людей активных, неуравновешенных и подвижных подобными обезьяне, сильных и храбрых сравнивали с тигром, а медлительных и неповоротливых – с пандой.

Выдающийся греческий лекарь Гиппократ, рассматривал в каждом человеке неразрывное единство телесной и духовной жизни. Гиппократ нашел аналог в организме человека в виде четырех основных жидкостей, или жизненных соков. От соотношения четырех жидкостей в организме, считал он, главным образом и зависят психологические типы темперамента. Греческие названия жидкостей: крови (сангвис), желтой желчи (холе), черной желчи (мелена холе) и лимфы (флегма) – послужили для обозначения типов темперамента, широко используемых до сих пор: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

В своей работе «Антропология» Иммануил Кант одним из первых дал точную психологическую характеристику типичным представителям наиболее распространенных психологических типов темперамента.

Сангвинический темперамент, по его мнению, присущ человеку веселого нрава. Как правило, это человек оптимистичный, беззаботный, всегда полный разных планов и надежд. Любому предмету или событию он временно может придавать большое значение, но уже очень скоро совсем перестает об этом думать. Сангвиник часто обещает что-либо, но очень редко сдерживает свое слово. Это происходит потому, что он редко хорошо обдумывает, сможет ли сдержать данное слово, выполнить взятое обязательство. Он всегда добродушен, готов прийти на помощь другому, но при этом сам очень плохой должник и никогда не возвращает долги вовремя, постоянно требует отсрочки. Он очень коммуникабелен, весел, обладает хорошим чувством юмора, всегда в центре внимания в любой компании. При этом сангвиник ничему не придает большого значения и считает всех своими друзьями. Постоянная работа его утомляет, особенно, если она связана с постоянными обязанностями и действиями, ему постоянно требуются новые впечатления, перемены, события.

Меланхолический темперамент отличает человека с мрачным нравом. Всем событиям, которые его касаются, он придает слишком большое значение, во всем находит для себя какую-то опасность и всегда в первую очередь обращает внимание на трудности. Он редко дает обещания, так как всегда неуверен, что сможет их исполнить. Все то, что противоположно его действиям и понятиям, доставляет меланхолику беспокойство, поэтому он часто бывает озабочен, недоверчив, полон сомнений и мало восприимчив к веселью.

Холерический темперамент присущ человеку вспыльчивому. О холерике часто говорят, что он горяч, загорается быстро, как солома, но если встречает уступчивость со стороны других, то очень быстро остывает. Его гнев обычно не содержит ненависти. Более того, холерик любит своего оппонента тем сильнее, чем быстрее тот ему уступает. Он всегда чем-то занят, но не всегда доводит до завершения начатое дело. Холерик часто стремится быть начальником, руководить делами, но при этом ничего самостоятельно не делать, больше создавать видимость деятельности. Честолюбивый холерик очень любит похвалу, блеск, помпезность. Часто охотно защищает других и с виду очень великодушен, но это происходит не из любви, а из гордости, так самого себя он любит больше.

Флегматический темперамент присущ человеку хладнокровному. Он редко приходит в гнев и всегда сомневается, нужно ли ему сердиться. Флегматику темперамент вполне заменяет мудрость, часто людей с этим типом темперамента считают философами. Они легко уживаются с представителями других типов темперамента. Спокойный, дипломатичный флегматик в любой ситуации может найти удачный компромисс. Не смотря на то, что он покорен воле других, флегматик, владея хорошим самообладанием, способен приспособить волю окружающих к своей.

Таким образом, психологические типы темперамента значительно отличаются друг от друга. Но все же чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов встречается не так много. Существует множество промежуточных форм, соединяющих в себе отдельные черты названных выше типов.

Сложные темпераменты

· Сангвиническо-желчный темперамент

· Сангвиническо-лимфатический темперамент

· Сангвиничско-меланхолический темперамент

· Сангвиническо-нервный темперамент

· Желчно-лимфатический темперамент

· Желчно-меланхолический темперамент

· Желчно-нервный темперамент

· Меланхолическо-нервный темперамент

· Меланхолическо-лимфатический темперамент

· Лимфатическо-нервный темперамент

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

«Характер, - писал С. Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.

10. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Иногда о человеке говорят: «Он (она) - большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность - это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность - это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того - нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек - уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется - индивидуальная психология. В основе теории - идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, - это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность - это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность - это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них - личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность - это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он - личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже - идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность - индивид - индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид - это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность - понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения. Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы - Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность - индивид - индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он - индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека - понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее - индивидуальность.

Вопрос 17. Индивид, субъект, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Человек как индивид и субъект деятельности. Общее представление о личности в психологии . Развитие личности. Структура личности (по Платонову К. К.). Понятие об индивидуальности. Основные признаки индивидуальности.
И

ндивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность

(Научный подход Б. Г. Ананьева к изучению психики человека)


Индивидуальность

индивид


субъект

личность

Индивид – биологическое существо, относящееся по классификации Дарвина к Хомо Сапиен, со всеми биологическими признаками, принадлежащими этому виду 9чтобы быть индивидом – достатачно просто родиться).

Человек как индивид – представитель своего рода, носитель генотипических и природообусловленных свойств.

Субъект – человек как носитель сознания, наделенный активностью, направленной на преобразование окружающего мира и саго себя, т. е. деятельностью.

Личность – это индивид, наделенный сознанием.

Личность - сущностная характеристика человека как совокупности общественных отношений; относительно самостоятельное системное образование, которое характеризуется внутренней структурой, закономерной связью, входящих в нее элементов, а также взаимодействует с другими системами более высокого и низкого уровня.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Это то особое и неповторимое, чем одна личность отличается от другой.

По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности.

Индивидуальность – это то особое и неповторимое, чем одна личность отличается от другой.

Индивидные черты – черты индивида (биологические черты).

Индивидуальные черты – черты личности.

Индивидом рождаются. Личностью становятся.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

Признаки человека как индивидуальности: характер, потребность и способность к самореализации, самообладание, самочувствие, самоидентификация, и другие признаки, которые проявляются в индивидуальных особенностях личности, отличающих ее от других, продуктивности деятельности, жизненном опыте и индивидуальной.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятель ности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­

нее и тем самым полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

К числу наиболее общих признаков индивидуальности относятся: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность. Свойства человеческой индивидуальности значительно отличаются от аналогичных свойств других форм индивидуальности. Кроме того, человеческой индивидуальности присущи и такие свойства, которые у иных форм отсутствуют.
Понятие личности в психологии. Структура личности. Развитие личности.

Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.

В отечественной психологии наиболее известные исследо­вания в области личности связаны с теоретическими работа­ми представителей школы Л.С. Выготского: Л. И. Божович и А.Н. Леонтьева .

Так, теорию Божович можно отнести к разряду психодина­мических, экспериментальных, структурно-динамических. Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимосвязи деятельности и общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внут­ренней позицией . Эта позиция и есть одна из главных харак­теристик личности, которая понимается как совокупность ве­дущих мотивов деятельности.

У А. Н. Леонтьева в концепции личности центральное мес­то занимает понятие деятельности , а основной внутренней характеристикой личности выступает также мотивационная сфера. Другое важное понятие в его теории - «личностный смысл» . Личностный смысл выражает отношение цели дея­тельности человека к ее мотивам. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, тем богаче сама личность. В связи с тем, что основу личности по взглядам отечест­венных психологов составляет ее структура, более подробно эти концепции рассматриваются во втором вопросе.

В отечественной психологии большинство психологов придерживаются позиции, что личность - не просто результат биологического созревания, но и субъект активного взаи­модействия со средой, в процессе которого индивид приобре­тает (или не приобретает) личностные черты. Это главное положение, которое отличает позицию отечественных психо­логов от зарубежных: личность - активный деятель, т. е. субъект общественных отношений, а не только объект обще­ ственных отношений.

Поскольку основу личности составляет ее структура, пе­рейдем к рассмотрению этого вопроса.

Структура - определенная взаимосвязь, взаимораспо­ложение составных частей, строение, устройство чего-либо. В современной науке понятие структуры обычно соотносит­ся с понятиями системы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако, в боль­шинстве случаев рассматривают понятие системы, характе­ризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта. Структура выражает лишь то, что остается устойчи­вым, относительно неизменным при различных преобразова­ниях системы. Существенная роль структурных связей и от­ношений приводит к тому, что в целом ряде научных задач изучение структуры выступает в качестве главной пробле­мы.

Структура личности – каркас личности. То, из чего она состоит.
Личность характеризуется (по Леонтьеву А.Н.):


  1. Активностью – стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границей требований ситуации и ролевых предписаний;

  2. Направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов (интересов, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека);

  3. Ценности, установки, убеждения, мировоззрение;

  4. Самосознание – («Я - концепция» – система представлений о себе конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.).

Структура личности по К.К. Платонову:

Подход Платонова К.К . Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) психические процессы 4) индивидуально-типологические способности.

Сам Платонов К.К. называет свою структуру динамической, функциональной, основной, общей. Динамическая (подвижная) потому, что изменяется по своему качеству у каждой конкрет­ной личности с раннего детства и до самой смерти. Функцио­нальная потому, что и целое и ее элементы не морфологичны, а функциональны. Основная потому, что имеет, кроме четырех подструктур, еще две - характер и способности (развиваются на основе задатков). Общая пото­му, что свойственна любой без исключения личности.

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные . Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

Самый нижний уровень - это те черты человека , которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.


Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, цели, мотивы. Социальный уровень.

Подструктура направленности (доминир. Мотивы поведения)


Знания, умения, навыки, привычки. Социальный уровень, биологического практически нет.

Подструктура опыта


Познавательные психич. процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание). Эмоционально – волевые процессы (стресс, аффект, настроение). Биосоциальный уровень (однако, больше социального, чем биологического)

Подструктура психических процессов


Тип и свойства высшей нервной системы, тип и свойства темперамента, задатки, потребности. Биологический уровень.

Подструктура индивидуально-типологических особенностей

Направленность выражена в жизненных целях, активной деятельности по их достижению.

Способности - Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности в одном или нескольких направлениях, не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М.Теплов).

В широком смысле - навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего-то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений и т.п.; в узком смысле - компетентность актера. Готовность и умение человека анализировать являения, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться. Одна из основных идей, задач педагогики: гармонично развитая личность, с разносторонне развитыми способностями, широкими интересами. Высшая степень проявления индивидуальности человека. Реализуется в научных открытиях, создании произведений и иных достижениях, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений, смелость в отстаивании своей точки зрения. Способность к деятельности, предполагающая право на совершение действий юридического характера и ответственность за поступки. Задатки - унаследованные свойства, предпосылки способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. Некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально - природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Комплекс качеств (задатки и способности), обеспечивающих успешное художественное творчество. Действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией как компонентом более сложного навыка (К.К. Платонов). Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость. Уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы "художественной" одаренности и "практической" одаренности. Люди обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов. Дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Способности человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое. Индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов. Основные закономерности в развитии способностей у детей. Специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности, рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью. Способность проявлять в тех или иных ситуациях эмпатию (от греч. empatheia - вчувствование) – понимать и сопереживать другому человеку. Методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Несколько советов для педагогов и родителей по развитию способностей у детей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать так:

  1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения - типа условно-рефлекторных связей.
  2. Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Вторые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Общие : ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Специальные : они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, - математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.
  2. Теоретические : определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические - лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание их свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
  3. Учебные : влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом.
  4. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно формируют их среда и воспитание.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

  • Задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
  • Способности - не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки многозначны, они выступают всего лишь предпосылками для развития способностей, которые ими не предопределяются. Сами по себе задатки ни на что не направлены. Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются в процессе деятельности и воспитания. Задатки только влияют на уровень достижения, быстроту развития.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. Аналогичные свойства математических способностей - умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них оказывается более значительной, чем другие. Одновременно у разных людей наблюдаются одни и те же способности, хотя и неодинаковые по уровню развития. С начала XX в. предпринимались неоднократные попытки их измерить (зарубежные психологи Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине и др.). Для этого использовались тесты. Однако более верный путь определения - выявить динамику успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любых действий определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием таковых, своеобразным у каждого человека. Успех может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие отдельной способности компенсируется другими, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей - конструктивные, организаторские, коммуникативные. Первые проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

Исследования различных видов специальных способностей проводятся главным образом тогда, когда занимаются профессиональной ориентацией и профотбором.

Все многообразие профессий было предложено разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены (Е. А. Климов):

  • П - природа (растения, животные);
  • Г - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
  • X - художественные образы (искусство).

При решении задач профессиональной ориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую по индивидуальным склонностям и способностям этого человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Индивидуальные особенности человека обусловливают неповторимый стиль деятельности (Е. А. Климов). Он характеризуется:

  1. устойчивой системой приемов и способов деятельности;
  2. обусловленностью этой системы определенными индивидуальными качествами;
  3. тем, что данная система - средство эффективного приспособления к объективным требованиям;
  4. тем, что особенности стиля деятельности обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.