Сестринский процесс 3 этап. Примеры использования сестринского процесса в деятельности медсестры

И развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу

Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!

оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях

I. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдо­вец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми добствами. У него один внук 15 лет. который горячо любит деда.

Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает как семья отреагирует на его проолему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.

1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено
у пациента?

2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы,
выделите приоритеты.

3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по приоритетной проблеме.

Страдает уовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ.

СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. недержание мочи;

2. тревога о своем состоянии;

3. нарушение сна;

4. отказ от встреч с близкими людьми:

5. высокий риск нарушения целостности кожных покровов: опрелости в паховой области.

ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: недержание мочи Краткосрочные цели:

а) к концу недели пациент осознает, что при соответсппющсм лече­нии этоо тягостное явление уменьшится или пройти.

6) к концу недели пациент осознает, что при соответсвующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружаю­щих:

Долгосрочные цели:

пациент будет псипсихологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).

2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежеднев­но по 5-10 минут.

3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.

4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочеприемником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.

5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемни­ка и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором
хлорной извести для уничтожения амиачного запаха.

6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.



7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).

8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже

4-х раз в день по 20 минут, использование дезодораторов.

9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже

2-х раз в сутки.

10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.

11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домаш­него ухода.

ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: тревога о своем состоянии.

Краткосрочная цель: пациент будет свободно обсуждать с медсестрой свои проблемы к концу недели.

Долгосрочная цель: при участии медсестры и семьи пациент адапти­руется психологически к своему состоянию и выскажет желание продол­жать жизнь.

1. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опре­лостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.

2. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки пациента.

3. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента
по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, за­писки, цветы, сувениры).

4. Медсестра будет поощрять родственников навещать его после 7-го
дня и проинформирует их о должном поведении.

5. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилиза­
торов, по назначению врача.

6. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недер­
жанием мочи и адаптированным к своему состоянию.

II. Пациент 43-х лет, находящийся на стационарном лечении по пово­ду хронического бронхита, предъявляет жалобы на нарушение сна - с пер­вых дней пребывания в больнице не может заснуть до 2-3 часов утра, ос­тавшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитым, раздраженным, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с переменой обстановки (госпитализация). Просит у медсе­стры снотворное.

1. удовлетворение каких потребностей нарушено?

2. осуществите II и III этапы сестринского процесса.

Нарушено удовлетворение потребностей: СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ. Сестринские проблемы:

Нарушение сна,

Раздражительность,

Периодические головные боли,

Приоритетная проблема: - нарушение сна.

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна к концу беседы с медсестрой.

Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна и будет спать ночью не менее 6 часов все время пребывания в стационаре.

1. медсестра будет беседовать с пациентом о проблеме сна по 5 ми­нут ежедневно;

2. медсестра обеспечит тишину, чистоту и свежий воздух в палате
(температура воздуха в палате 18-20 С), минимальное освещение
возле кровати);

3. медсестра будет следить за соблюдением "тихого часа" в отделении;

4. медсестра, с разрешения врача, посоветует пациенту прогулки в
больничном саду за полчаса-час до сна;

5. медсестра обеспечит пациенту постельный комфорт (удобный матрас, невысокая подушка, теплое легкое одеяло, свежее белье);

6. медсестра даст совет пациенту не переедать перед сном;

7. медсестра посоветует пациенту перед сном выпивать стакан теплого молока с медом или успокаивающего травяного чая;

8. медсестра обучит пациента специальным упражнениям на расслабление (релаксацию), облегчающим засыпание;

9. медсестра побеседует с семьей пациента и соседями по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих из­вестий во второй половине дня;

10. медсестра применит снотворное, по назначению врача;

11. с разрешения врача, медсестра не станет будить пациента для принятия пищи или лекарства, если он заснул;

12. медсестра постарается найти интересное дневное занятие для пациента, делающее его менее сонным и удерживающего его от сна в дневное время (шахматы, книги, телевидение, радио).

III. Пациентка Р., 44-х лет, жалуется на значительное увеличение мас­сы тела за последние 5 лет (с 65 кг до 107 при росте 173 см). Хотела бы снизить вес, но, несмотря на рекомендации врача, диету не соблюдает. Аппетит повышен. В рационе преобладают углеводы. Беспокоит одышка при незначительной физической нагрузке, потливость, утомляемость. От­мечает склонность к запорам. Пять лет назад развелась с мужем. Детей не имеет. Работает бухгалтером. Проживает одна в благоустроенной 2-х ком­натной квартире. Отец и мать страдают полнотой.

1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки?

2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.

3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по одной приоритет­ной проблеме.

Нарушено удовлетворение потребностей: ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ВЫДЕЛЯТЬ, ДЫШАТЬ, РАБОТАТЬ.

Сестринские проблемы:

Избыточное питание, превышающее потребность организма;

Высокая степень риска для сердечно-сосудистой системы в связи с ожирением;

Стул со склонностью к запорам;

Утомляемость;

Потливость.

Приоритетная проблема: избыточное питание, превышающее потребность организма.

Краткосрочная цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости снижения массы тела для улучшения своего самочувствия

Долгосрочная: пациентка снизит массу тела на 10% к моменту вы­писки (через месяц).

1. медсестра будет обсуждать с пациенткой пагубные последствия ожирения для здоровья по 10 минут в течение недели;

2. медсестра подберет популярную литературу по этому вопросу и ознакомит с ней пациентку;

3. медсестра ознакомит пациентку с требованиями лечебного стола, рекомендует частый прием пищи и разгрузочные дни 2 раза в неделю;

4. медсестра проведет беседу с родственниками и знакомыми паци­ентки о характере диетического стола и будет осуществлять контроль передач;

5. медсестра организует консультацию инструктора ЛФК и будет следить за регулярным выполнением рекомендованных гимнасти­ческих упражнений;

6. медсестра обеспечит консультацию физиотерапевта и выполнение его назначений;

7. медсестра организует досуг пациентки, стараясь отвлечь ее от мыслей о еде;

8. медсестра обеспечит прием жиромобилизующих и других лекар­ственных средств, в соответствии с назначением врача;

9. медсестра будет взвешивать пациентку 1 раз в 3 дня, поощряя ее успехи.

IV. Пациент длительное время получал после травмы лечение стреп­томицином, в результате чего наступила полная глухота. Врачи и медсест­ра уверяли, что слух восстановится, считая, что это "ложь во спасение".

"Надежда спасения" длительное время поддерживалась окружающими, стала доминантной.

Пациент объездил все клиники, где занимались восстановлением слу­ха, но, самостоятельно ознакомившись со специальной литературой, по­степенно пришел к выводу, что потеря слуха является необратимой. Во время беседы с медсестрой заявил, что решил покончить с собой, и это яв­ляется взвешенным решением. Речь медленная и спокойная, тщательно подбирает слова. Ему 42 года, женат, имеет 2-х детей, 18-ти и 12-ти лет. Оказывает материальную поддержку престарелым родителям. Имеет педагогическое образование, преподавал физику в школе, последний год на инвалидности.

Нарушено удовлетворение потребностей: ОБЩАТЬСЯ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, РАБОТАТЬ.

Сестринские проблемы:

Не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха), риск суицидальной попытки.

Приоритетная проблема: - не справляется с проблемами своей болез­ни (потеря слуха).

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о возможно­стях реабилитации лиц, потерявших слух в зрелом возрасте, через неделю.

Долгосрочная: через месяц пациент будет психологически адаптиро­ван к своему заболеванию и выскажет желание продолжить жизнь.

Планирование:

1. медсестра обсудит ситуацию с врачом для выработки единой стратегии действий в отношении этого пациента,

2. медсестра будет обсуждать проблемы пациента 2 раза в день по 10 минут, поощряя проявления негодования и горя,

3. медсестра как можно быстрее познакомит пациента с человеком, глухим, но овладевшим методикой чтения с губ и ведущим соци­ально активную жизнь. Она будет поощрять, чтобы было несколь­ко встреч.

4. медсестра организует встречу пациента с представителем "Общества глухих",

5. медсестра подберет популярную литературу о людях, продолжаю­щих активную и творческую жизнь после наступления инвалид­ности,

6. медсестра побеседует с родственниками пациента о необходимос­ти психологической поддержки близкого им человека,

7. медсестра использует ценности пациента для того, чтобы мотивировать его продолжать жить (любовь к детям, необходимость под­держки родителей...),

8. медсестра будет обсуждать с пациентом возможность приобрете­ния новой профессии,

10. медсестра обеспечит прием седативных средств по назначению врача;

11. медсестра обеспечит пациенту безопасное окружение;

12. медсестра организует досуг пациента.

V. Петр Сергеевич, 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом рак желудка. Пациент пониженного питания (рост 175 см. масса

тела 50 кг;. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Трудности в самостоятельном приеме пищи из-за крайней обшей слабости (не удерживает и проливает пишу, устает уже после 3-4 ложек).

Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налетом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил общий стол.

Жена Петра Сергеевича обратилась к медсестре за советом в связи с отказом пациента от еды (последние 2 дня пьет только воду)

Физиологические отправления без отклонений от нормы.

1. Удовлетворениекаких потребностей нарушено у пациента?

2. Определите сестринские проблемы.

3. По приоритетной проблеме пациента сформулируйтецели и со­ставьте план сестринского ухода.

Нарушено удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ.

Сестринскиепроблемы:

Снижение аппетита;

Риск обезвоживания:

Трудности при приеме пищи из-за обессиливания.

Приоритетная проблема: снижение аппетита.

Краткосрочная цель: пациент и его близкие осознают значение пол­ноценного питания для улучшения самочувствия к концу беседы с мед­сестрой.

Долгосрочная цель: пациент будет получать адекватное количество пищи и питья все время пребывания в стационаре:

Масса тела пациента не снизится более чем на 10-15%,

У пациента не будет признаков обезвоживания.

1. медсестра будет беседовать с пациентом о необходимости приема пищи для улучшения самочувствия ежедневно,

2. медсестра побеседует с близкими пациента о составе передач,

3. медсестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента,

4. медсестра и (или) близкие будут осуществлять кормление в посте­ли, максимально поощряя самостоятельность пациента

5. медсестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100-150 г), мягкой влажной пищей,

6. медсестра позаботится:

О сервировке стола;

О чистоте посуды;

О внешнем виде пищи;

О необходимой температуре блюд (теплая, но не горячая пища).

7. медсестра разнообразит меню пациента, включая его любимые блюда (с помощью родственников),

8. медсестра обеспечит прием лекарственных препаратов, повы­шающих аппетит, по назначению врача,

9. медсестра обеспечит прием не менее 2-х литров жидкости в сутки (теплая кипяченая вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода)

10. медсестра будет тщательно следить за состоянием полости рта ее пациента (2 раза в день чистить зубы, очищать язык, полоскать рот после приема пищи настоем ромашки),

11. Медсестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпи­той жидкости ежедневно, раз в 10 дней взвешивать пациента.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Проблемные вопросы:

1. Как Вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть спо­соб удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека?
Приведите свои примеры связи сестринских проблем с нарушением удо­влетворения потребностей пациента.

2. В чем заключается основная цель сестринской помощи?

3. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим
процессом?

4. Охарактеризуйте различия традиционного и современного сестрин­
ского ухода за пациентом?

5. Приведите по пять примеров психологических и духовных проблем
пациента.

В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между психологически­ми и духовными сестринскими проблемами?

6. Правильно ли сформулирована цель: "Медсестра обеспечит полноценный сон пациента"? Предложите свой вариант.

7. Охарактеризуйте значение сестринской документации в осуществлении сестринского процесса. Почему сестринскую историю болезни на­зывают зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления мед­сестры?

8. Прочитайте диалог из книги Н. Козлова:

- "Представляешь, ведь после больницы нужно диетическое питание, а жена специально для меня ничего не готовит! У меня от этого два месяца язва желудка кровоточит, не заживает!

А ты ей говорил, что тебе сейчас по-другому надо питаться?

Вот еще! Сама должна была догадаться".
Сформулируйте проблемы пациента.

9. Прочитайте выдержку из дневника Робинзона Крузо:

"18 июня. Весь день меня сильно знобит... 19 июня. Все еще нездоровится: дрожу от холода, точно зимой. 20 июня. Всю ночь не сомкнул глаз: головная боль, лихорадка. 25 июня. Сильная лихорадка. 7 часов подряд меня бросало то в холод, то в жар. Кончилось испариной и полуобморочным состоянием..

Выделите сестринские проблемы.

10. Прочитайте отрывок из рассказа Д.Пискателло "Убийца Гарри Д.":

"За завтраком, когда сорокалетний тучный Гарри обильно солил сва­ренные вкрутую яйца, подбирая остатки жирного бекона поджаренными на сливочном масле кусочками белого хлеба, жена гюдкладывала ему соч­ный бифштекс. При этом он уже смешивал сахар и замечательно свежие сливки в своей большой чашке утреннего кофе, а затем закурил еще одну за утро сигарету".

Назовите проблемы пациента.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена психологом:

2. Каждый сестринский диагноз медсестра обязана согласовать с вра­чом:

а) да, верно

б)нет, неправильно

3. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:

а) да, верно

б) нет, неправильно

4. Цель сестринского процесса:

а) диагностика и лечение заболевания

б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

5. Сестринский диагноз - это:

а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме

б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние

в) фиксация нарушения той или иной потребности

г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья пациента

6. Пример зависимого типа сестринского вмешательства:

б) промывание желудка

в) реанимационные мероприятия

г) профилактика пролежней

7. Пример независимого типа сестринского вмешательства:

а) постановка сифонной клизмы

б) организация досуга

в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

г) раздача лекарств

8. Установите соответствие.

виды диагностики: перечень диагнозов:

1) сестринский психологический А. грипп

диагноз Б. социальная изоляция

2) медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной лечебной схеме

3) сестринский потенциальный Г. недержание кала
диагноз

9. Установите соответствие.

виды диагностики: предполагаемый перечень:

1) потенциальный А. перелом позвоночника

физиологический диагноз Б. недоверие медперсоналу

2)сестринский диагноз В. боль в спине

3)медицинский диагноз Г. страх смерти

Д. социальная изоляция

Е. риск ухудшения состояния из-за игнорирования своей болезни

Ж. риск усугубления отеков из-за погрешностей в диете

10. В конце II этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы

11. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые
появилось в:

в) Голландии

г) Англии

12. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
а)оценка

б) сестринская диагностика

в) выполнение

г) сбор данных
д)планирование

13. Установите соответствие.

14. этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом

1) планирование А. формулирование целей ухода Б. интерпретация потребностей 2)диагностика удовлетворение которых

нарушено

В. формулирование сестринских

3) оценка Г.оказание непосредственной

помощи пациенту

Д. коррекция ухода

14. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или нескольких человеческих потребностей:

а) Да, верно

б) Нет, не верно

15. установите соответсвие:

Виды диагностики: Перечень диагнозов:

1) Медицинский диагноз А) стах перед операцией

2) Сестринский физиологически Б) Запоры диагноз В) Ангина

3) Потенциальная психологическая Г) Риск суицидальной проблема попытки Д) Дефицит общения

16. На III этапе сестринского процесса цели и план ухода формули­руется отдельно для каждой приоритетной проблемы:

а) да, верно

б) нет, неправильно

17. Установите соответствие,

1) план сестринского А. письменное руководство по вмешательства инди­видуальному уходу за пациентом

2) сестринская история Б. документ, отражающий все болезни пять этапов сестринского процесса В. перечень всех действий медсестры, обеспечивающих качественный уход по определенной сестринской проблеме

18. В конце III этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные проблемы

в) знакомится с медицинской историей болезни

г) согласовывает цели и план ухода с пациентом

19. Установите соответствие,

ступень пирамиды, по Маслоу: основные человеческие потребности:

1) выживание А. работать Б. быть здоровым 2) безопасность В. иметь жизненные ценности Г. выделять

20. Первые шаги реформы сестринского дела в России:

а) Москва, октябрь 1993 г.

б) Голицыно, август 1993 г.

в) Санкт-Петербург, май 1991 г.

г) Каменск-Подольск, январь 1995 г.

Тема занятия : «Планирование ухода»

1. Продолжительность занятия : 4 академических часа

2. Цель занятия :

Овладеть на доклиническом уровне профессиональными компетенциями :

§ ПК 5.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

§ ПК 5.2 Соблюдать принципы профессиональной этики

§ ПК 5.5 Оформлять медицинскую документацию

§ ПК 5.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

§ ПК 5.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.

§ ПК 5.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

§ ПК 5.12 Осуществлять сестринский процесс

Овладеть на доклиническом уровне общими компетенциями :

§ ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

§ ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

§ ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

§ ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

§ ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

§ ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

3. Порядок проведения и примерное распределение времени :

Организационная часть - 5 минут

Мотивация новой темы - 5 минут

Контроль усвоения материала по теме предыдущего занятия - 25 минут

Контроль исходного уровня базисных знаний и умений, необходимых для изучения темы - 10 минут



Изучение данного материала - 25 минут

Самостоятельная работа студентов - 70 минут

Контроль эффективности обучения - 20 минут

Подведение итогового занятия - 15 минут

Домашнее задание - 5 минут

4. Контроль усвоения знаний и умений предыдущего занятия : «Постановка целей»

5. Оснащение занятия по данной теме:

Таблица: выполнение плана по уходу.

Раздаточный материал из «Стандартов»

Информационный материал из журналов: « Медицинская сестра», «Сестринское дело».

7. Контрольные вопросы по данной теме:

  1. Понятие о плане ухода
  2. Значение плана по уходу за пациентом
  3. Индивидуальный план сестринского ухода
  4. Типы сестринских вмешательств
  5. Дайте определение «Стандарт сестринской практики
  6. Перечислите независимые сестринские вмешательства
  7. Перечислите взаимозависимые сестринские вмешательства

8. Задание для закрепления темы:

работа студентов с дидактическим материалом.

Тестовый контроль:

1 вариант

1.Установите соответствие.

виды диагностики: перечень проблем:

1) потенциальный физиологический А. перелом позвоночника

диагноз Б. недоверие медперсоналу

2) сестринский диагноз В. боль в спине

3) медицинский диагноз Г. страх смерти

Д. социальная изоляция

Е. риск ухудшения состояния из-за

Игнорирования своей болезни

Ж. риск усугубления отеков из-за

погрешностей в диете

2. В конце II этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы

3. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые появилось в:

а) Японии

в) Голландии

г) Англии

4. Установите последовательность этапов сестринского процесса:

а) оценка

б) сестринская диагностика

в) выполнение

г) сбор данных

д) планирование

5. Установите соответствие:

Этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом этапе:

1. планирование А. формулирование целей ухода

Б. интерпретация потребностей,

2. диагностика удовлетворение которых нарушено

В. Формулирование сестринских проблем

3.оценка Г. оказание непосредственной помощи пациенту

Д. коррекция ухода

6. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:

а) да, верно

б) нет, неправильно

7. Цель сестринского процесса:

а) диагностика и лечение заболевания

б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

8. Сестринский диагноз – это:

а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме

б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние

в) фиксация нарушений той или иной потребности

г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья

II –Вариант

1 . Пример зависимого типа сестринского вмешательства:

б) промывание желудка

в) реанимационные мероприятия

г) профилактика пролежней

2. Пример независимого типа сестринского вмешательства:

а) постановка сифонной клизмы

б) организация досуга

в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

г) раздача лекарств

3. Установите соответствие:

1.сестринский психологический А. грипп

диагноз Б. социальная изоляция

2.медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной

лечебной схеме

3.сестринский потенциальный диагноз Г. недержание кала

4. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или

нескольких человеческих потребностей:

а) да, верно

б) нет, неправильно

5. Установите соответствие:

виды диагностики: перечень диагнозов:

1. медицинский диагноз А. страх перед операцией

2. сестринский физиологический Б. запоры

диагноз В. Ангина

3.потенциальная психологическая Г. риск суицидальной попытки

проблема

6 . На III – этапе сестринского процесса цели и план ухода формулируется отдельно для

каждой приоритетной проблемы:

а) да, верно

б) нет, неправильно

7 . Установите соответствие.

термин: содержание термина:

1. план сестринского А.письменное руководство по

вмешательства индивидуальному уходу за пациентом

Б. документ, отражающий все пять

этапов сестринского процесса

2. сестринская история

болезни В. перечень всех действий медсестры,

обеспечивающих качественный уход

по определенной сестринской проблеме.

8. В конце III – этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные проблемы

в) знакомится с медицинской историей болезни

г) согласовывает цели и план ухода с пациентом

9. Студент должен знать:

1. понятие о плане ухода

2. значение плана по уходу за пациентом

3. понятие стандартного и индивидуального плана сестринского ухода

10.Студент должен уметь:

Определить объем сестринских вмешательств

Использовать стандартные планы ухода при написании индивидуального плана

сестринских вмешательств;

Согласовывать цели и план ухода за пациентом и его семьей;

Документировать планирование ухода в сестринской документации.

11. Задание для самоподготовки к следующему занятию

1. Сестринское обследование .

2. Сестринская диагностика.

3. Планирование сестринского вмешательства.

4. Реализация сестринского плана (сестринское вмешательство).

5. Оценка результата.

Этапы последовательны и взаимосвязаны.

1 этап СП - сестринское обследование .

Это сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.

Цель : создание информативной базы о пациенте.

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Потребность есть физиологический и (или) психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благополу­чия человека.

В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон (Модель сестринского дела В. Хендерсон, 1966 г.) , которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным и назвала их видами повседневной деятельности. В своей работе В. Хендерсон использовала теорию иерархии потребностей А. Маслоу (1943г.). По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем др. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил эти уровни потребностей в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются основой его жизнедеятельности (учебник стр. 78):

1. Физиологические потребности.

2. Безопасность.

3. Социальные потребности (общение).

4. Самоуважение и уважение.

5. Самовыражение.

Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фун­даментальных потребностей человека:


1. Нормальное дыхание.

3. Физиологические отправления.

4. Движение.

6. Личная гигиена и смена одежды.

7. Поддержание нормальной температуры тела.

8. Поддержание безопасности окружающей среды.

9. Общение.

10. Труд и отдых.


Основные источники информации о пациенте


пациент члены семьи, обзор

мед. персонал мед. документация данные спец. и мед.

друзья, обследований лит-ры

прохожие

Методы сбора информации о пациента


Таким образом, м/с оценивает следующие группы параметров: физиологические, социальные, психологические, духовные.

субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента относительно своего здоровья;

М/с получает два вида информации:

объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестры.

Следовательно, источники информации также разделяются на объективные и субъективные.

Сестринское обследование является независимым, и не может подменяться врачебным, т. к. задача врачебного обследования - назначить лечение, в то время как сестринского - предоставить мотивированный индивидуализированный уход.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.

Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.

2 этап СП – сестринская диагностика

- это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием вероятной причины такой реакции.

Цель сестринской диагностики : проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а так же определить направление сестринского ухода.

С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Проблемы м.б. :

Существующие и потенциальные.

Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.

По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).

К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.

Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:

Врачебный диагноз сестринский диагноз

1. выявляет конкретное заболевание выявляет ответную реакцию пациента

или сущность патологического на болезнь или свое состояние

процесса

2. отражает врачебную цель – вылечить сестринскую – решение проблем

пациента при острой патологии пациента

или вывести заболевание в стадию

ремиссии при хронической

3. как правило, правильно поставленный меняется периодически

врачебный диагноз не меняется

Структура сестринского диагноза:

1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;

2 часть – описание возможной причины такой реакции.

Например : 1ч. – нарушение в питании,

2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.

Классификация сестринских диагнозов (по характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние).

Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении). Психологические (например, пациент боится не проснуться после наркоза).

Духовные - проблемы высшего порядка, связанные с пред­ставлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

Социальные - социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связан­ные с выходом на инвалидность, переменой места житель­ства и т.д.

Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухо­да, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и пре­одоление. Как правило, у пациента одновременно диагностируется не­сколько проблем, связанных со здоровьем. Проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начи­ная с самых важных и далее по порядку. Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:

Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;

Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.

3 этап СП – планирование сестринского вмешательства

Это определение целей и составление ин­дивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значи­мости.

Цель : Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.

Для каждой приоритетной проблемы записываются конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели нужно подобрать конкретное сестринское вмешательство.

Приоритетная проблема – конкретная цель – конкретное сестринское вмешательство

В сестринской практике цель - это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по опреде­лённой проблеме пациента.

Требования, предъявляемые к целям:

  1. Цель должна соответствовать поставленной проблеме.
  2. Цель должна быть реальной, достижимой, диагностичной (возможность проверки достижения).
  3. Цель должна быть сформулирована в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
  4. Цель должна быть сосредоточена на пациенте, то есть должна формулироваться «от пациента», отражать то существенное, что получит пациент в результате сестринского вмешательства.
  5. Цели должны быть конкретными , следует избегать рас­плывчатых общих формулировок («пациент будет чувство­вать себя лучше», «у пациента не будет дискомфорта», «па­циент будет адаптирован).
  6. Цели должны иметь конкретные сроки их достижения.
  7. Цель должна быть понятна пациенту, его семье, а также другим медицинским работникам.
  8. Цель должна предусматривать только положительный результат:

Уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры;

Улучшение самочувствия;

Расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей;

Изменение отношения к своему здоровью.

Виды целей

Краткосрочные Долгосрочные

(тактичные) (стратегические).

Структура цели

исполнение критерий условие

(действие) (дата, время, расстояние) (с помощью кого или чего-либо)

Например, пациент пройдет с помощью костылей 7 метров на восьмой день.

Четко сформулированные цели ухода сестринского ухода позволяют м/с составить план по уходу за пациентом.

План - это письменное руководство, предусматривающее последовательность и фазность сестринских вмешательств, необходимых для достижения целей ухода.

Стандарт плана по уходу – базовый уровень сестринского обслуживания, обеспечивающий качественный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации. Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здра­воохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».

Индивидуальный план по уходу – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий м/с, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.

Планирование обеспечивает:

· преемственность сестринского ухода (координирует работу сестринской бригады, помогает поддерживать связь с др. специалистами и службами);

· снижение риска некомпетентного ухода (позволяет контролировать объём и правильность оказания сестринской помощи);

· возможность определения экономических затрат.

В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согла­совывает свои действия с пациентом и его семьёй.

4 этап СП – сестринское вмешательство

Цель : Сделать все необходимое для выполнения плана ухода за пациентом.

Центральны пунктом сестринского вмешательства, всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.

1. – пациент не может осуществлять самоуход;

2. – пациент может осуществлять самоуход частично;

3. – пациент может осуществлять самоуход полностью.

В связи с этим различны и системы сестринского вмешательства:

1 – полностью компенсирующая система помощи (параличи, бессознательное состояние, запреты пациенту на перемещение, психические нарушения);

2 – частичная система помощи (большинство пациентов, находящихся в стационаре);

3 – консультативно-поддерживающая система (амбулаторное обслуживание).

Типы сестринских вмешательств:

5 этап СП – оценка результата

– это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.

Цель : Определить, в какой степени достигнуты, поставленные цели (анализ качества сестринской помощи)

Процесс оценки включает;

1 – определение достижения цели;

2 – сравнение с ожидаемым результатом;

3 – формулировка выводов;

4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.

Реализация каждого пункта плана по уходу за пациентом приводит в общем случае к новому состоянию пациента, которое может быть:

Лучше прежнего состояния

Без изменений

Хуже прежнего

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характе­ра проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента бу­дет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м/с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

Прогресс в достижении целей;

Ответная положительная реакция пациента на вмешательство;

Соответствие полученного результата ожидаемому.

Если же, цель не достигнута, необходимо:

Выявить причину – поиск допущенной ошибки.

Изменить саму цель, сделать ее более реалистичнее.

Пересмотреть сроки.

Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Как вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения жизненно важных потребно­стей человека? Приведите примеры связи проблем пациен­та, требующих вмешательства сестры, с нарушением удов­летворения потребностей его организма в ситуации болезни.
  2. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим процессом?
  3. Охарактеризуйте различия традиционного и современного подхода к организации сестринской помощи пациенту.
  4. Правильно ли сформулирована цель сестринского вмеша­тельства: медсестра обеспечит полноценный сон пациен­та? Приведите свой вариант.
  5. Почему сестринскую историю болезни называют зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления медицин­ской сестры?

Тема: «ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ.

ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ»

План:

· Понятие о ВБИ.

· Основные факторы, способствующие распространенности ВБИ.

· Возбудители ВБИ.

· Источники ВБИ.

· Инфекционный процесс. Цепочка инфекционного процесса.

· Понятие о санитарно-эпидемиологическом режиме и его роли в профилактике ВБИ.

· Приказы МЗ, регламентирующие санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ.

· Понятие о деконтаминации. Уровни обработки рук.

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;

2) постановки медсестринского диагноза;

3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);

4) реализации (осуществления) сестринского плана;

5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

1) универсальность метода;

2) обеспечение системного и индивидуального подхода к проведению сестринского ухода;

3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;

4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;

5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Постановка сестринского диагноза

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;

2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;

3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения. Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни, и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.). Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь. Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:

1) координирует работу сестринской бригады;

2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;

3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;

4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);

5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;

6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;

б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;

в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;

г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов. Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор. Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения;

4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ.

Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);

2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращать его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;

3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;

2) выполнение мероприятий – II стадия;

3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

4) возраст, дата рождения;

7) место работы;

8) профессия;

9) семейное положение;

10) кем направлен;

11) лечебный диагноз;

12) наличие аллергических реакций.

2. Сестринское обследование:

1) субъективнее обследование:

а) жалобы;

б) анамнез болезни;

в) анамнез жизни;

2) объективное обследование;

3) данные дополнительных методов исследования.

Виды и элементы целей сестринского ухода (вмешательств)
Постановка целей ухода необходима по двум причинам:
1. Определяется направление индивидуального сестринского вмешательства.
2. Используются для определения степени эффективности вмешательства.
Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей. Одновременно медсестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели и вместе с пациентом определяет пути их достижения.
Для каждой доминантной потребности или сестринского диагноза записываются в плане сестринского ухода отдельные цели, которые рассматриваются как желаемый результат ухода.
По срокам существуют 2 вида целей: краткосрочные, которые должны быть достигнуты в течение недели и долгосрочные, которые достигаются после выписки из стационара.
Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:
1. Исполнение (глагол, действие).
2. Критерий (дата, время, расстояние).
3. Условие (с помощью кого- или чего-либо).
Например: пациент будет сидеть в постели с помощью подушек на 7-ой день.

Требования к постановке целей
1. Цели должны быть реальными, достижимыми.
2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
3. Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.
По срокам существуют 2 вида целей:
1. Краткосрочные, достижение которых осуществляется в течение одной недели и более.
2. Долгосрочные, которые достигаются в течение длительного периода, более недели, часто после выписки пациента из стационара.

Примеры целей
Краткосрочных:
1. У пациента К. не будет удушья через 20-25 минут.
2. Сознание пациента восстановится в течение 5 минут.
3. У пациента А. будет купирован болевой приступ в течение 30 минут.
4. У пациента Л. исчезнут отеки на нижних конечностях к концу недели.
Долгосрочных:
1. У пациента К. исчезнет одышка в покое к моменту выписки.
2. У пациента И. стабилизируются показатели АД к 10-му дню.
3. Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА - ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

После формулировки цели по приоритетному диагнозу в сестринском плане ухода проводится планирование объема сестринских вмешательств. План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Различают 3 типа сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые действия.
Зависимыми называются действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под его наблюдением.
Независимые действия медицинская сестра осуществляет сама, в меру своей компетенции. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение, адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутрибольничной инфекции, организация досуга, советы пациенту, обучение.
Взаимозависимыми называются действия медсестры по сотрудничеству с другими работниками с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия по подготовке к участию инструментальных, лабораторных исследованиях, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и др.

Требования к определению объема сестринских вмешательств:

1. Необходимо определить типы сестринских вмешательств: зависимые, независимые, взаимозависимые.
2. Планирование сестринских вмешательств осуществляется на основе нарушенных потребностей пациента.
3. При планировании объема сестринских вмешательств учитываются методы сестринских вмешательств.
Примеры сестринских вмешательств:
Зpависимые:
1. Выполнять назначения врача, докладывать об изменениях состояния здоровья пациента.
Независимые:
1. Наблюдать за реакцией на лечение, оказать доврачебную помощь, осуществить мероприятия по личной гигиене, проводить мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, организовать досуг, дать советы пациенту, обучить пациента...
Взаимозависимые:
1. Сотрудничество с другими работниками с целью ухода, оказания помощи, поддержки.
2. Консультирование.

Методы сестринских вмешательств

Сестринская помощь планируется на основе нарушенных потребностей пациента с целью их удовлетворения, а не на основе медицинского диагноза, т.е. заболевания.
Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения нарушенных потребностей.
К методам относятся:
1. Оказание доврачебной помощи.
2. Выполнение врачебных назначений.
3. Создание комфортных условий для жизнедеятельности с целью удовлетворения основных потребностей пациента.
4. Оказание психологической поддержки и помощи.
5. Выполнение технических манипуляций.
6. Мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья.
7. Организация обучения и консультирования пациента и членов его семьи.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

Требования к реализации плана
Согласно определению ВОЗ этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение специфических целей.

1. Систематически выполнять план.
2. Осуществлять координацию намеченных действий.
3. Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его семьи.
4. Планируемый уход может быть и не оказан, если изменились обстоятельства.
5. Доврачебная помощь оказывается по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальности пациента.
6. Сестринские манипуляции осуществляются по алгоритмам (протоколам сестринских манипуляций).
7. Реализация плана ухода отмечается в карте сестринского ухода с учетом периодичности выполнения, кратности с отметкой о времени выполнения и оценки реакции пациента на оказанный уход.