Деловая игра есть мнение. Семь интересных коммуникативных игр для менеджеров

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Вопросы для обсуждения.

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

Как вы себя чувствуете?

Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

Что помогло группе прийти к решению?

Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Деловая игра «умение слушать» (25 минут)

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

Первые упоминания о деловых играх встречаются в XVII-XVIII веках, «военные шахматы» и «маневры на карте» в то время применялись в качестве способа обучения молодых военнослужащих. СССР тоже имел опыт использования подобных игр в целях повышения производительности труда.

В 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин впервые в стране был разработан метод освоения новой продукции с помощью игры, но такая инициатива не получила распространения, поскольку свободные высказывания участников и множество вариантов решения проблем, нарабатываемые в ходе деловых игр, были не совместимы с режимом тотальной регламентации. На сегодняшний день существует большое количество деловых игр, они различаются по масштабности имитируемых объектов (отрасль, цех), функциональному профилю (производственные, управленческие), особенностям строения. В игре развиваются такие качества человека, как способность к планированию, прогнозированию, системное мышление, организационные и творческие способности.

Деловые игры могут преследовать одну или несколько целей:

  • знакомство между собой сотрудников – в только что сформированном подразделении или сотрудников разных подразделений;
  • оценка персонала;
  • развлечение на корпоративном празднике;
  • «капиталистическое соревнование» внутри компании, использоваться как модель для проведения профессиональных конкурсов;
  • обучение, в том числе, благодаря моделированию рабочих процессов;
  • придать азарт повседневной деятельности;
  • изменить психологический настрой.

Тренинг и деловая игра — в чем отличия?

  1. В игре четко определены границы начала и конца, этапы в ней регламентированы. Тренинг не всегда имеет ограничения по времени.
  2. Игра моделирует ситуацию, включающую множество факторов. Тренинг, как правило, затрагивает отдельный аспект ситуации.
  3. Игра направлена на развитие совокупности навыков. Тренинг используется чаще для тренировки конкретного навыка.
  4. Для игры характерно проблемное содержание: конкуренция, конфликт интересов участников, недостаток ресурсов. Конфликтная ситуация заставляет игроков искать эффективные способы выполнения задачи.
  5. Особенность игры состоит и в том, что она всегда имеет исход – чью-то победу и чей-то проигрыш. В результате победившие участники убеждаются в эффективности выбранных способов поведения, а проигравшие знакомятся с примерами успешного поведения, анализируют свои ошибки. Ориентация на игровой исход обеспечивает максимальное вовлечение участников в процесс игры, проживание ими симитированных, но все же приближенных к реальным, условий.

В деловой игре опыт приобретается через деятельность, то есть самым эффективным способом усвоения информации. Известно, что обычное прочтение информации позволяет человеку запомнить только 10% материала, прослушивание – 20%, просмотр – 30%, а самостоятельное исполнение – деятельность – 90%.

Все деловые игры можно классифицировать по определенным параметрам.

По времени проведения:

  • с ограничением времени;
  • без ограничения времени;
  • игры, проходящие в реальном времени;
  • игры, сжатые по времени.

По оценки деятельности:

балльная оценка для деятельности игрока или команды.

По конечному результату:

  • жесткие игры, с жестким графиком, где ответ известен заранее;
  • свободные игры, там правила изобретаются свои для каждой игры, участники работают над неструктурированной задачей.

По конечной цели:

  • обучающие, направленные на усвоение новых знаний и навыков;
  • констатирующие, такие как конкурсы профессионального мастерства;
  • поисковые, направленные на выявление проблем и их решение.

По методологии проведения:

  • луночные игры, проходящие на специально организованном поле, имеющие жесткие правила (шахматы, «Монополия»);
  • ролевые игры, где каждый участник имеет определенную роль или определенное задание;
  • групповые дискуссии, направленные на приобретение навыков групповой работы;
  • имитационные, дающие представление участникам, как следовало бы действовать в определенных условиях;
  • эмоционально-деятельностные игры, не имеющие жестких правил, имитирующие конкурентные или зависимые отношения;
  • организационно-деятельностные игры, не имеющие жестких правил, направленные на решение междисциплинарных проблем;
  • инновационные игры, формирующие инновационное мышление участников.

Говоря о степени эффективности деловой игры, можно отметить, что в результате ее проведения у участников наблюдается:

  • снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении;
  • обостряется социальная чувствительность;
  • актуализируется творческий потенциал;
  • уменьшается самоконтроль;
  • формируется установка на восприятие новой информации;
  • расширяются стереотипы;
  • снижается порог принятия точки зрения другого;
  • повышается и взаимооценок.

Деловые игры, заставляя участников использовать свой прошлый опыт, предоставляют им автономное пространство для развития собственных представлений и действий. Обязательное условие каждой игры заключается в том, что каждый участник принимает решения самостоятельно, а это не всегда происходит в реальности, в результате игра становится тренингом креативности. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют радикально сократить время накопления опыта, позволяют повернуть ход возможных событий, попробовать разные стратегии.

Программное и коммуникационное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с.

2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с.

3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с.

4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127

5. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с.

6. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c.

7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с.

8. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c.

Дополнительная литература

1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с.

2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c.

3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с.

4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 477 с.

5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с.

1. http://www.humanities.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

2. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык для всех».

3. http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.

4. http://www.slovari.ru – Словари русского языка.


Цель деловых игр: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Обучить эффективным способам общения.

Развить умение находить подход к людям

Отработать навыки убеждения

Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

Подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации

Развитие умения невербального средства общения.

Требование к участникам:

Занятия рассчитаны на студентов.

Количество 15-20 человек.

Деловая игра «Завтрак с героем»

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Упражнение «Дополнительное рисование»

Деловая игра «Леопольд»



Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Деловая игра «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Деловая игра «Всеобщее внимание»

Цель: – развитие умения невербального средства общения.

Деловая игра «Три закона общения»

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

Деловая игра «Моя проблема в общении»

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Оборудование: бумага, ручки.

Краткое описание деловых игр

Спор практически невозможно выиграть. Если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

Однако собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Деловая игра «Завтрак с героем» (30 минут)

Необходимый материал. Бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

Упражнение «Дополнительное рисование» (25 минут)

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: лист бумаги посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых студентом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Дополнили ли вы рисунок?

Если нет то почему?

Это именно то что вы хотели бы добавить?

Если нет то почему?

Что именно Вы изобразили?

Деловая игра «Леопольд» (25 минут)

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Вопросы для обсуждения.

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

Как вы себя чувствуете?

Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

Что помогло группе прийти к решению?

Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

В интернете сегодня много материала по тренингам и деловым играм на разные темы. Однако, как ни странно, найти , направленных на тему качества передачи информации и постановки задач, не так просто. Особенно, если это не выдуманные тренерами игры, часть из которых вообще не применялась на практике.

Я это выяснил, когда один знакомый руководитель попросил посоветовать интересные коммуникативные игры на передачу информации. Они собрались на новогодние праздники всей компанией за город на целых три дня: и Новый год встретить, и спортом позаниматься, и команду сплотить. Чтобы было и полезно, и весело.

Идея мне понравилась (хотя, признаться, не уверен, что это уместно для новогоднего корпоратива, все же какой-никакой, а тренинг ).

Так вот, покопавшись в интернете, ничего нового не нашел (удивлен). Если кто знает, подскажите! В результате решил вспомнить все самое интересное, что приходилось встречать на тренингах по коммуникациям при своем участии и собрать в одном месте. Раз я проделал такую работу, будет здорово, если кому-то еще поможет.

В большинстве игр я принимал участие сам, за некоторыми наблюдал со стороны. Собрать получилось не так много, но зато испытано на практике. Некоторые моменты я заодно немного усовершенствовал и сопроводил комментариями. Итак, начнем!

Я выделил из собранных игр три группы:

  • Игры, направленные на умение передавать информацию.
  • Игры, направленные на постановку задач.
  • Игры, направленные на организацию командной работы с задачами.

Игры, направленные на качество передачи информации

Это самые простые и распространенные игры, довольно часто применяемые на тренингах по коммуникациям, консалтингу, продажам и другим, где требуются навыки четко передавать информацию от одного человека другому.

Существует множество вариаций игр на данную тему, но условно можно их сгруппировать в две группы: «что-нибудь нарисовать или собрать» и «передать информацию устно». Собирают обычно либо из бумаги, либо из прямых линий, например спичек (зубочисток, счетных палочек, что будет под руками). Ну а рисуют, чем нравится.

№ 1 – Собрать геометрическую фигуру

Суть игры: заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п.). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине, или по разные стороны доски). Один человек видит перед собой собранную фигуру (нарисованную). Второму дают разрезанные части.

Задача заключается в том, чтобы словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее). Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру. Как показывает практика, лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт). Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы детских аппликаций, которые можно найти в интернете в большом количестве. Например, такие:

Или менее очевидные и не совсем логичные, как этот слон:

Кому просто, можно порезать на более мелкие части.

Ну а если картинок не оказалось, то можно…

№ 2 – Собрать фигуру из спичек

Все аналогично предыдущему варианту с фигурами, но фигура складывается из спичек (или других прямых палочек). На первый взгляд это проще, но далеко не всегда. Надо стремиться к точному совпадению картинки.

Если человек не имеет терпения или не может последовательно излагать информацию, задачу выполнить будет сложно. Иногда со стороны странно наблюдать, как люди мучаются с простейшей фигурой. Время также имеет значение. Ведь результативность в подобных упражнениях заключается не только в «смогут или нет» - смогут. А вот как быстро – это и есть цель упражнения. Пример возможных схем:

№ 3 – Нарисовать фигуру

Опять все аналогично, только вместо складывания фигуры, надо ее нарисовать на бумаге. Это задача более сложная, так как фигуры можно переложить, если что-то пошло не так, а рисунок есть рисунок. Рисовать можно все, что угодно. Главное, чтобы это не требовало навыков рисования, т.е. тоже простыми геометрическими фигурами.

№ 4 – Испорченный телефон

Испорченный телефон – классическая всем известная игра еще с детства. Только «по- взрослому» выглядит чуть сложнее.

Задача в следующем: необходимо донести по цепочке наиболее значимую информацию, и желательно как можно точнее. Для передаваемой информации желательно использовать запутанную историю объемом строк на 10. Конечно же, не надо рассказывать друг другу в ухо, чтобы никто не услышал. Процесс организуется так: все выходят за дверь (кроме ведущего и первого участника). Ведущий читает по бумажке историю первому участнику. Зовут второго. Первый рассказывает ему. И. т.д. Все, кто рассказал, садятся, слушают и записывают свои наблюдения, на каком участке и насколько важная информация потерялась.

Затем делают выводы. В этом упражнении важна не только краткосрочная память, но и умение выделять главное из потока информации. Надо отметить, что когда слушаешь в первый раз, сложно схватить, что именно важно, ведь неизвестно, о чем эта история, и важной может оказаться какая-нибудь единственная мелочь.

В процессе передачи информации можно переспрашивать, уточнять. Но время в этом случае надо лимитировать.

В качестве текста может быть использован какой-нибудь малоизвестный исторический факт, занимательная история из жизни животных или просто текст делового письма с фактами, цифрами и инструкциями.

Существуют «расширения» игры:

Самым сложным является вариант, когда в качестве текста выбирается логическая задача, которую надо отгадать последнему участнику. Ведь если утеряны важные детали, догадаться будет очень трудно.

Если возникли трудности с подготовкой текста, существует другой вариант испорченного телефона. Берут картинку, на которой изображено много деталей (любую, хоть произведение искусства, хоть коллаж). Первый внимательно изучает картинку, затем начинают передавать по цепочке по той же схеме. В конце сравнивают, обмениваются мнениями.

Игра на постановку задач

№ 5 – Спешащий руководитель

Суть игры в следующем. Директор ставит срочную задачу руководителю отдела. Поскольку он спешит (неважно куда: на самолет, экстренное совещание, главное – директор будет недоступен для повторного уточнения информации), задачу передает через своего секретаря. Руководитель в свою очередь перепоручает задачу своему подчиненному. (То есть цепочка Директор – секретарь – начальник отдела - сотрудник). При желании можно цепочку сократить на одного человека, но это сильно упростит задачу.

Игру можно проводить в двух вариантах: только устное общение или с фиксацией на бумаге (это разные задачи и результат будет разный).

Уточнять задачу можно только у того, кто ее передал. Сама задача должна быть сформулирована просто и понятно, но содержать множество мелких деталей, важных для ее точного исполнения. Может быть, даже в чем-то запутанная.

Например: «Мария, передайте Сергею Викторовичу, руководителю финансового отдела, чтобы он зашел в бухгалтерию и на стеллаже справа от дверей на третьей сверху полке нашел красную папку. На полке стоит три красных папки, и они не подписаны. Ему нужна только одна, та, которая слева. В папке надо найти отчет об аудите компании «Бизнес-финанс». Там рядом будет отчет компании «Бизнес-формула», он мне не нужен, нужен только «Бизнес-Финанс». Пусть он этот отчет перечитает, сделает пометки, отсканирует и пришлет мне по электронной почте. Отчет нужен мне буквально через час, я хочу ознакомиться с ним в самолете».

Это короткий и легкий пример, пофантазируйте!

Эффект более наглядный, если конечному исполнителю передается описание обстановки, которую он наблюдает при выполнении задачи.

В конце делается вывод: смог ли конечный исполнитель выполнить задачу? Что ему помешало?

Игры, направленные на организацию командной работы с задачами

№ 6 – Собрать карты

Пожалуй, самая сильная игра на постановку задач, которую мне приходилось встречать в тренингах по коммуникациям. Если вам попадались более эффективные, расскажите, пожалуйста.

Задача сама по себе простая и с ней справятся все, вопрос, за сколько итераций.

Данная игра направлена как на четкую постановку задачи руководителем верхнего уровня, так и на способность организовать работу руководителями подразделений, а также навыки коммуникаций между подразделениями.

Необходимо достаточно большое количество участников (желательно кратное количеству карт, без учета руководителей, лучше использовать колоду 54 карты). Например, у нас четыре отдела по три сотрудника, итого 12 человек. Если раздать им по четыре карты, получится 48, оставшиеся можно раздать как угодно. У руководителей карт нет.

Главное условие – разговаривать нельзя. Никому нельзя. Все общение только письменно. Директор ставит задачу руководителям отдела. Руководители отдела ставят задачу своим сотрудникам.

Для организации коммуникаций потребуется бумага. Я рекомендую использовать цветную бумагу для записей (которая квадратными блоками). Еще стоит раздать по пачке скрепок. Удачно, если у каждого отдела свой цвет – потом можно посчитать количество итераций.

Цель: выполнить задачу, поставленную директором наиболее эффективным образом (за меньшее количество коммуникаций).

Директор ставит задачу руководителям (конечно же, письменно). Задача заключается в сборе одинаковых по некоторому признаку карт. Например, все карты одной масти (все пики), все карты одного значения (все десятки) и пр. У каждого руководителя отдела своя задача. В простейшем случае задачи не конфликтны, то есть каждый может выполнить задачу, не нарушая интересов другого отдела. В случае посложнее, задачи могут пересекаться.

Например, если одному отделу надо собрать все крести, то второй отдел не сможет собрать всех королей. Комбинации могут быть разными, что делает игру интереснее – можно регулировать сложность. Разнообразить игру можно и изъятием нужной карты (никто из участников знать не должен).

Цепочка коммуникаций такая:

  • Директор общается только с руководителями отделов.
  • Руководители отдела могут общаться только с сотрудниками своего отдела или руководителями других отделов. Соответственно, сотрудник может обращаться только к своему руководителю. Если ему надо обратиться в другой отдел, делает это через своего начальника.

Все запросы выполняются только на бумаге. Помним, что говорить нельзя. Скрепки используются для скрепления связанных запросов (вопрос-ответ), а также прикрепления карты к запросу.

По результату считается количество итераций, которые пришлось сделать каждому отделу. Но это не все. Стоит проанализировать и некоторые способы решения. Например, как поступили руководители, обнаружив, что они не смогут выполнить свои задачи одновременно? Кто-то попытается «потянуть одеяло на себя», кто-то решит помочь другому, а кто-то предложит принять решение директору.

Игра весьма забавная, даже для наблюдающих. Чтобы это прочувствовать, надо попробовать. Особенно интересно, когда интересы отделов пересекаются. Думаю, будет, что обсудить.

№ 7 – Пазлы

Новогоднее повествование об играх на коммуникации завершу простой игрой «пазлы». Несмотря на простоту, она тоже интересна. Идея в том, что пазлы должны собираться коллективно, а сама игра направлена на самоорганизацию команды , то есть, руководителя тут нет.

Суть такая: картинку видит только ведущий. Он рассказывает, что видит, отвечает на вопросы, если их задают участники. Команда собирает картинку.

Цель: собрать как можно быстрее.

Желательно, чтобы элементов пазл было достаточно много, а то коллективно будет неудобно. Команда должна сама решить, как они будут собирать пазл. Встречаются различные варианты:

  • Начинает собирать один, все ему только помогают.
  • Разделяют задачу по объектам картины между разными людьми, потом быстро состыковывают вместе.
  • Возможны и другие сценарии, это зависит от команды, наличия лидера в команде и ее слаженности.

Совет: не используйте сильно распространенные известные картинки. Бывают случаи, когда пазл собирается одним человеком мгновенно просто потому, что он его со своим ребенком уже 50 раз собирал:). Так просто неинтересно получится.

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.