Три функции политических партий примеры. Основные функции политических партий

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической линии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

Подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные)партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

Политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

Укажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Указаны виды политических отношений и приведены примеры , допустим:

Отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;

Отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;

Отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Могут быть даны другие примеры, соответствующие заданию.

Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:

1) экономическая функция. (Например, принятие Государственной Думой государственного бюджета);

2) социальная функция. (Например, принятие Федеральным Собранием РФ закона о реформе пенсионной системы);

3) функция обороны страны (Например, Президент РФ утвердил военную доктрину России).

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Политические пар­тии играют важ­ную роль в об­ще­ствен­ной жизни де­мо­кра­ти­че­ско­го общества. На­зо­ви­те любые три функ­ции политической пар­тии в по­ли­ти­че­ской системе об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть на­зва­ны функции по­ли­ти­че­ской партии и при­ве­де­ны соответствующие «меры, допустим:

1) Выражение власт­но значимых ин­те­ре­сов отдельных со­ци­аль­ных групп. (Например, парламентская фрак­ция политической пар­тии Х представляет ин­те­ре­сы среднего класса, до­би­ва­ясь принятия законодательства, ре­гла­мен­ти­ру­ю­ще­го деятельность сред­не­го и ма­ло­го бизнеса, и на­ло­го­вых льгот для этих видов бизнеса);

2) Раз­ра­бот­ка политических про­грамм. (Например, политическая пар­тия Х представила свою про­грам­му развития ин­сти­ту­тов гражданского общества);

3) При­вле­че­ние граждан к уча­стию в по­ли­ти­че­ской жизни (мобилизационная функция). (Например, политическая пар­тия Х провела серию мас­со­вых митингов в под­держ­ку демократических реформ, при­вле­кая молодёжь к уча­стию в них при­гла­ше­ни­ем известных поп-исполнителей).

Могут быть на­зва­ны иные функ­ции политической партии, при­ве­де­ны иные примеры.

В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены примеры, допустим:

Ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;

Объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;

Журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;

Организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;

Экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в демократическом обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие примеры:

1) воздействие государства на личность:

Государство Х приняло закон запрещающий курение в общественных местах, теперь граждане вынуждены корректировать свое поведение иначе будут привлечены к административной ответственности;

В государстве X существует система государственных образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные программы, направленные на формирование у граждан определенной системы знаний, компетенций и ценностей;

2) воздействие личности на государство:

Граждане государства Х приняли участие в выборах в Парламент, в результате которых был сформирован его новый состав;

Граждане государства Х вышли на массовый митинг против нового закона, принятого Парламентом, под их давлением депутаты приняли решение отменить закон.

Могут быть приведены другие примеры

Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства. (Сначала укажите признак демократии, затем как он проявляется в РФ). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Народовластие. Например, в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме;

Политический плюрализм. Например, в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия";

Наличие свободных и независимых СМИ (гласность). Например, можно говорить о существовании гласности в РФ, СМИ, как федеральные, так и региональные и местные, широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

Могут быть приведены другие примеры.

Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Названы три института и приведены примеры их деятельности, допустим:

1) Политические партии. Например, партия КПРФ организовала митинг своих сторонников в честь 100-летия Октябрьской революции.

2) Общественные движения. Например, организация «Экологический дозор» организовала субботник по уборке мусора в лесополосе.

3) СМИ. Например, телеканал «Звезда» показал новостной сюжет о новых образцах вооружения Российской армии.

Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Пояснение.

В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия:

1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);

3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.

Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия

Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Укажите три осо­бен­но­сти государства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской системы, и кон­кре­ти­зи­руй­те примером каж­дую на­зван­ную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие осо­бенн­но­сти и примеры:

1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния. (В государстве Х существует органы полиции, армия);

2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ, подчиняться ее публичным органам власти);

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).

Могут быть при­ве­де­ны и иные осо­бен­но­сти и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

Назовите любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния. (Например, Министерство Просвещения разработало новые учебные программы, новые стандарты сред­не­го образования);

2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния. (Например, в государстве Х ежегодно проходит единый государственный экзамен для выпускников школы, благодаря которому происходит независимая проверка качества образования);

3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры. (Например, государство Х осуществляет финансирование двор­цов культуры, биб­лио­тек и т.д.)

Могут быть при­ве­де­ны и иные функ­ции и при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

Назовите любые три со­ци­аль­ные функ­ции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

Уста­нов­ле­ние и обес­пе­че­ние ми­ни­маль­ных со­ци­аль­ных стан­дар­тов жизни. (Например, в государстве Х Парламент принял закон устанавливающий минимальный размер оплаты труда);

Поддержка различных категорий населения. (Например, в государстве Х ежемесячно происходит выплата пенсий пожилым людям и инвалидам. (Например, в государстве Х действуют биржи труда, где безработные могут бесплатно получить помощь в трудоустройстве);

Обес­пе­че­ние занятости. (В государстве Х действует система бирж труда, где безработные бесплатно получают помощь в трудоустройстве).

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Приведите три про­яв­ле­ния роли об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме демократического об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое про­яв­ле­ние примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

1.Защищают ин­те­ре­сы граждан. Например, в России действует организация Комитет солдатских матерей, которая защищает интересы лиц проходящих военную службу в российской армии.

2. Решение социальных проблем. Например, экологическая организация «Green Peace» провела серию пикетов и митингов у областного Законодательного Собрания и добилась отмены разрешения на организацию городской свалки в природоохранной зоне.

3. Общественный контроль за деятельностью властей. Например, Общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разоблачил группу региональных чиновников, которые незаконно обогащались за счет бюджетных средств. Собранные материалы были переданы в прокуратуру, после чего было возбуждено уголовное дело.

Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

1) Наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей. (Например, на II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям, консерватизму).

2) Стремление прий­ти к вла­сти. (Например, партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

3) Нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Например, партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

Назовите любые три внеш­не­по­ли­ти­че­ские функ­ции со­вре­мен­но­го го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

Для ре­ше­ния глобальной экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния задач.

В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три при­зна­ка демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­зна­ки демократии:

1) фор­ми­ро­ва­ние пар­ла­мен­та на ос­но­ве сво­бод­ных кон­ку­рент­ных вы­бо­ров (например, в ка­че­стве кан­ди­да­тов на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в стра­не Z были за­ре­ги­стри­ро­ва­ны 400 человек, пре­тен­ду­ю­щих на 100 де­пу­тат­ских мандатов; из­би­ра­те­ли могли озна­ко­мить­ся с про­грам­мой каж­до­го кан­ди­да­та в своём окру­ге и осу­ще­ствить выбор);

2) га­ран­тии по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод граж­дан (например, в стра­не Z дей­ству­ют ин­сти­тут упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам человека, пра­вам ребёнка, а также пра­во­за­щит­ные об­ще­ствен­ные организации);

3) ре­ше­ние во­про­сов боль­шин­ством го­ло­сов (например, в стра­не Z про­шло все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние о вне­се­нии по­пра­вок в ос­нов­ной закон страны, по­прав­ки были от­кло­не­ны боль­шин­ством голосов);

4) учёт ин­те­ре­сов мень­шин­ства (например, в стра­не Z оп­по­зи­ци­он­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии имеют право кри­ти­ко­вать по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ства и пред­ла­гать аль­тер­на­тив­ные ва­ри­ан­ты по­ли­ти­че­ских решений).

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны дру­гие признаки, при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 202.

1) Ин­фор­ма­ци­он­ная элита. (Журналист из­вест­но­го из­да­ния опуб­ли­ко­вал ста­тью о про­бле­мах школы, после чего было при­ня­то ре­ше­ние вне­сти по­прав­ки в закон об образовании);

2) На­уч­ная элита. (Известный учёный вы­сту­пил на за­се­да­нии пар­ла­мен­та стра­ны Z, за­ста­вив сво­и­ми ар­гу­мен­та­ми де­пу­та­тов пе­ре­смот­реть пла­ни­ру­е­мую про­грам­му на­уч­ных исследований).

3) Эко­но­ми­че­ская элита. (Владелец круп­ной кор­по­ра­ции вло­жил зна­чи­тель­ные сред­ства в пред­вы­бор­ную кам­па­нию пар­тии N, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой вы­сту­па­ют в под­держ­ку вы­год­но­го ему законопроекта).

Могут быть на­зва­ны дру­гие виды элит, при­ве­де­ны иные примеры.

Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

2) определение целей и задач общественного развития, политического курса власти. (Например, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, определяющим задачи развития российского общества);

3) мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. (Например, в Древнем Египте государство привлекало огромное количество людей и материалов для рытья оросительных каналов и строительства пирамид и храмовых комплексов).

Могут быть названы другие функции, приведены другие примеры.

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Политические партии и партийные системы.

Цель: раскрыть понятие, происхождение, функции политических партий. Дать классификацию политических партий. Проанализировать типы партийных систем. Охарактеризовать процес формирования многопартийности в Украине.

Тип занятия: лекция.

План

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

2. Партийные системы и их типология.

3. Формирование многопартийности в Украине.

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

В жизни современного общес­тва одно из самых видных мест принадлежит политичес­ким партиям. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологи­ческое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Политическая партия - это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть – конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия - построение коммунизма или спасение окружающей среды, - она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и ус­тойчивой организационной формой.

К основным признакам политических партий относят:

Активное участие в политической борьбе;

Наличие членства;

Определенную социальную базу;

Наличие политической программы и устава;

Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

Наличие одного или нескольких лидеров.

Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк и др. Проблема политических партий заняла существенное место в трудах известных ученых начала XX ст.: М. Вебера, М.Остро­горского, Р.Михельса, Г. Моска.

Когда же возникли политические партии?

Сведения о первых партийных образованиях относят­ся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в совре­менном смысле слова, а политические союзы. То были сравнительно немногочисленные и узкие по своему соста­ву союзы или группировки, которые не отличались устой­чивостью и не были прочно организационно оформлены. Такого рода образования существовали и в средние века.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти. Первоначально в капиталистическом обществе полити­ческие партии создавались в основном различными груп­пами буржуазии, а также ее противниками из числа фео­дально-аристократических слоев. Впоследствии стали возникать массовые партии, отстаивающие интересы на­емных работников. В демократическом обществе пар­тии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государ­ственные органы могут обратиться к массам за поддержкой, а массы в свою очередь - влиять на работу парламента и правительства, на процесс их формирования.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия . Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов". Одной из первых политических организаций пролетари­ата был также "Союз коммунистов", созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847г. в Лондоне. Его программой стал написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом "Манифест Ком­мунистической партии", вышедший в свет в 1848г. Девизом "Союза коммунистов" был лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Важным этапом на пути становления пар­тий рабочего класса явилось создание в 1864г. Междуна­родного товарищества рабочих - I Интернационала.

Классификация (типология) полити­ческих партий.

Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозици­онные партии , напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов . В первом случае речь идет об установлении определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Главной целью партии интересов можно считать отста­ивание позиций той или иной социальной группы. Делом ее чести является завоевание "места под солнцем" для тех слоев общества, на базе которых она создана. Это позво­ляет в свою очередь разделить партии интересов на рабо­чие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д. Подоб­ных партий становится в последние годы все меньше. Это связано с тем, что люди постепенно приходят к осознанию своих общих интересов, независимо от их социальной при­надлежности.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые . В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партиитради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные , полулегальные и нелегальные . Пер­вые - официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи - запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Функции политических партий

Во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

Во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

В-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

В-четвертых, в условиях демократической полити­ческой системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность лю­бой партии);

В-пятых, проведение избирательных кампаний. Пар­тии призваны выступать главными организаторами и дей­ствующими лицами, не отдавая это дело на откуп влас­тным структурам, бюрократическому аппарату (чиновни­честву);

В-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или груп­пе лиц узурпировать власть. Демократия не связывает бу­дущее с одним лицом, она есть выражение воли большин­ства, ее реализация через это большинство.

Основным способом осуществления названных фун­кций является предвыборная борьба, выдвижение парти­ей своих кандидатов в законодательные органы, в правительство. Скажем, с началом предвыборной борьбы каждая партия развертывает агитационно-пропагандис­тскую кампанию, в ходе которой стремится наиболее при­влекательно представить свои программные цели и зада­чи, своих кандидатов, завоевать на свою сторону как можно больше избирателей. При этом используются раз­личные формы и методы работы: устная и печатная пропа­ганда и агитация, телевидение, радио и др. Выборы - са­мая активная фаза деятельности.

Политическая партия -

2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

«цель»

«социализация»

«мобилизация»

«элита»

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)



1) Заполните таблицу.

5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания

Сформулируйте результаты опроса.

Выскажите предположение о причинах такого результата.

6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

7. Объясните смысл высказываний.

«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).


Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

9) В чем состоит различие выборов и референдума?

10) Какую организацию называют политической партией?

2) Каковы главные особенности политической власти?

3) Что называют суверенитетом государства?

4) Каковы основные виды политических режимов?

5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

7) Что называют гражданским обществом?

8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 3) экономикой

2) политикой 4) суверенитетом

б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

в) Что отличает государство от других политических организаций?

1) исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) выдвижение политических лидеров

г) Что характеризует демократический режим?

1) командно-административные методы управления

2) всесторонний контроль государства за жизнью общества

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.

1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха

2) единоличный глава государства

3) наследственный порядок преемственности власти

4) ответственность правительства перед парламентом

б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:________________

в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть


  • определение целей, задач, путей развития общества;

  • организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

  • распределение материальных и духовных ресурсов;

  • согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

  • разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

  • обеспечение стабильности и безопасности общества;

  • политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

  • контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

  • Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

  • институциональную,

  • коммуникативную,

  • нормативную,

  • культурно-идеологическую.

  • Институциональная подсистема – относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.



    Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.



    Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.


  • Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.


  • Право – это исторически сложившаяся система ценностей, регулирующая общественные отношения, номы человеческого поведения. Право может быть закреплено в форме закона, обязательного для выполнения всеми членами общества, или существовать в виде образца, идеала.

  • Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.

  • Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону.

  • Свобода человека определяется, как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей.


  • Естественно-правовая концепция – права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они не зависят от признания государства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность существования и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека.

  • Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.).

  • В 1993 г., Конституция РФ закрепила фундаментальные права и свободы человека.

  • В нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя.


  • Наиболее распространённой классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

  • К гражданским правам относится: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом, свобода выбора места жительства и т.д.

  • Политические права обеспечивают участие граждан в политической жизни страны.

  • К экономическим правам относятся: право быть собственником, право наследования, право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых и т.д.

  • К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение, право на образование, право на медицинскую помощь, право на защиту материнства и детства и т. д.

  • Культурные права – права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

  • Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан.


  • ограждающие – право на жизнь, на неприкосновенность личности и т.д.;

  • активность самого человека – право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом;

  • группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищённость; право на охрану здоровья и т.д.

  • Право только тогда право, когда оно защищено судом. Каждый человек должен обладать правовой культурой (знать свои права и уметь их защищать).


  • Конституция (лат.) - установление, устройство. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ - первая демократическая Конституция в истории России.

  • Конституция – это договор между властью и народом, в котором народ стремиться зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, защита прав и свобод граждан.

  • Конституция РФ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу.


  • закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

  • упорядочить государственную власть;

  • утвердить правосудие;

  • регулировать образование исполнительных государственных органов власти;

  • установить избирательную систему.

  • Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности человека.


  • Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

  • Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способом обеспечения их соблюдения, формам закрепления.


  • Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Несоблюдение обычаев влечёт негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.

  • Религиозные нормы – правила поведения, закреплённые в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом “божьей кары”, возмездия, ожидающего грешников.

  • Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).



    Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но всё-таки главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.

  • Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия.


  • Нормы права – чётко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

  • Право представляет собой сумму общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством.

  • Право – это особый регулятор общественных отношений человеческого поведения; оно находит своё выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости.


  • субъективное право, обеспечивающее свободу индивида;

  • объективное право – совокупность общеобязательных правил, выраженных в законах.

  • Право построено на трёх элементах:

  • нравственность:

  • государство;

  • экономика.

  • Право – это совокупность правовых норм, которые устанавливают:

  • кто и когда их должен исполнять; при наступлении каких условий (гипотеза);

  • в чём должно состоять это исполнение (диспозиция);

  • каковы последствия неисполнения (санкция).

  • Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путём предоставления им субъективных прав и возложение на них соответствующих юридических обязанностей.


  • Основы правового статуса закреплены в главе 2 Конституции, вместе с тем в Основном Законе РФ прямо указывается, что перечисление в нём основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепринятых прав человека и гражданина.

  • Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного, неотчуждаемого характера. Согласно Конституции, в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В то же время осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.



    Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  • Большое значение в правовом статусе человека и гражданина имеет принцип равенства перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.



    Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают индивидуальные свободы от вмешательства извне – это права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; государственную охрану достоинства личности; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, свободный выбор зыка общения, воспитания, обучения и творчества; право законно находящихся на территории России на свободу передвижения и выбор места пребывания, места жительства; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на участие в объединениях и массовых мероприятиях.


  • Конституция РФ закрепляет народовластие через предоставление своим гражданам политических прав: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления.



    Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Признаётся и охраняется законом право частной собственности, в т.ч. на землю. Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на вознаграждение на труд не ниже установленного федеральным законом минимума, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.



    Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Закрепляется также право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (конституционная гарантия на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Даже имеется право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, не возмещение ущерба, причинённого здоровью людей или их имуществу экологическими правонарушениями, и даже право на возмещение ущерба по вине государственных органов и должностных лиц.



    Конституция России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом. Закреплена новая обязанность государства, его органов и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

    В числе юридических гарантий особое значение имеет судебная защита, которая гарантирована каждому. Конституция устанавливает, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Кроме того, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.



    Конституция каждому гарантирует право на получение юридической помощи, право обвиняемых на помощь адвоката. У граждан имеется право на возмещение государством ущерба, нанесённого незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц. Высшей гарантией является установление Конституцией презумпции невиновности, которая раскрывается в ст.49.


  • В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей.

  • Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.


  • базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;

  • семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);

  • обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

  • обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);

  • обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);

  • призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

  • Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.



    К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.


  • Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.



    Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.

  • После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.

  • Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.