Кто из известных исполнителей возродил домру. Что такое домра? История и фото музыкального инструмента

Музыкальный инструмент: Домра

С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.

Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.

Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».

Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности - это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами – все это технические приемы, которыми владеют исполнители.

Домры бывают двух видов: трехструнная – имеет диапазон от «ми» первой до «ми» четвертой октавы; и четырехструнная - диапазон от «си» малой до «ми» четвертой октавы.

Фото :

Интересные факты


  • Домрочеи, так назывались в старину исполнители на домре.
  • В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы.
  • Домра и балалайка - две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.
  • В 1654 году по распоряжению Никона - патриарха всея Руси пять больших полно нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
  • Иосиф Сталин очень любил слушать домру.
  • А.А. Цыганкова - музыканта-виртуоза называют королем домры, а также «домровым Паганини».
  • В Соединенных Штатах Америки есть ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует уже более 30 лет и насчитывает 400 членов.
  • На четырехструнной домре, имеющей скрипичный строй и диапазон, можно исполнять весь репертуар, написанный не только для скрипки, но также и мандолины.

Конструкция

Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.


Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.

1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.

  • Кузов обычно изготавливают из выгнутых клепок, образующих полусферическую форму. Клепки изготавливаются из палисандра, белого клена или волнистой березы. На кузов устанавливаются струнодержатели, которые называются кнопками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса в форме плоского овала, закрывающая кузов и окаймленная по кромке обечайкой. В центре расположен голосник – резонатор, имеющий розетку фигурной формы. На деку накладывается панцирь, который защищает ее от царапин, и подставка, приподнимающая струны и устанавливающаяся в точно определенном месте. Дека обычно изготавливается из резонаторных ели и пихты, подставка из клена, а панцирь из дерева твердых пород или синтетических материалов.

2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.

Звук на домре извлекается при помощи маленькой пластиночки медиатора - плектра, имеющего форму овала и размер которого зависит от размера домры. Лучшим материалом для медиаторов считаются черепаховые панцири, но также сейчас изготавливают плектры из различных полимерных материалов.


Разновидности

Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.

Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.

У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.

У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.

  • Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и украшает звучание всего оркестра.
  • Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда ему поручают и сольные моменты.
  • Бас - по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.

Применение и репертуар


Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.

Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.

К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения композиторы - исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько, К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю. Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано. Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г. Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д. Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А. Пьяццолла.

Произведения:

Н.П. Будашкин - Концерт ля домры с оркестром (слушать)

Ю.Н. Шишаков - Концерт для домры (слушать)

Исполнители

После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.

Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.

История

Исторические корни домры уходят в далекие времена, но когда и откуда появилась она на Русской земле, никто точно сказать не может. В древних, сохранившихся до нас летописях, сведений о ней почти нет. Инструменты, чрезвычайно схожие с домрой имелись у разных национальностей: доглама у турков, думра у киргизов, рубаб у таджиков, думбыра у башкир, домбра у казахов. Предшественником всех таких инструментов считается имеющий форму овала древнеегипетский танбур, звук на котором извлекали при помощи маленькой подточенной палочки. Домра также имела большое сходство с ним, но на русском инструменте, выточенном из дерева, с приделанной палкой - грифом и натянутыми из жил струнами, играли рыбной костью или пером.

Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и даже в царских хоромах. В 16 столетии с целью организации увеселения царского двора была создана «Потешная палата» - своеобразный придворный оркестр того времени, в который входили и домрочеи - так называли исполнителей на домре.

В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.

Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал. Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.

Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение - этот инструмент - домра. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.

По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.

В. Андреевым вместе с С.Налимовым были разработаны, а затем и изготовлены разные виды домр: пикколо, альт, тенор (применяется редко), бас и контрабас(не применяется), ставшие основным инструментарием оркестров народных инструментов. Десять лет после своего возрождения домра, имеющая небольшой диапазон, применялась только как инструмент оркестра. В начале 20 века по просьбе дирижера Г. Любимова мастером С.Буровым была сконструирована домра, которая имела не три струны, как андреевская, а четыре. Она настраивалась по квинтам как скрипка и имела соответствующий диапазон. Несомненно, увеличенный диапазон четырехструнной домры стал преимуществом, но она уступала "трехструнке" в тембральной окраске. Через некоторое время в содружестве Г. Любимова и С.Бурова были изготовлены домры разных размеров - от пикколо до контрабаса, все они имели 4 струны и квинтовый строй. Данные домры вошли в состав оркестра домр, который, к сожалению долго не просуществовал.

Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу, трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.

На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.

Видео: слушать домру

Современные русские народные оркестры в большинстве своем имеют одинаковый инструментальный состав: семейство трехструнных домр, семейство балалаек, баяны, клавишные (реже звончатые или щипковые) гусли, различные ударные инструменты. В некоторых случаях вводятся также аккордеоны, оркестровые или тембровые гармоники.

Вместе с тем в последнее время для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра - флейту, гобой; народные духовые инструменты - жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), другие инструменты.

Каждый из инструментов оркестра выполняет лучше одну какую-либо функцию - мелодическую, басовую или функцию аккомпанемента. Каждый из инструментов оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Их знание необходимо руководителю в процессе обучения оркестрантов, инструментовки пьес, подготовки репертуара. Это важно и для того, чтобы развивать и обогащать исполнительские традиции.

Группа трехструнных домр.

Группа трехструнных домр включает четыре инструмента: домру пикколо, домру малую, домру альтовую, домру басовую.

Домра пикколо. Инструмент транспонирует на октаву вверх. Диапазон домры пикколо от си первой октавы до ми четвертой октавы. Строй инструмента: 1-я струна-ля второй октавы, 2-я струна- ми второй октавы, 3-я струна - си первой октавы. У домры пикколо чаще всего используется высокий регистр, звучащий ярко и светло. Пронзительные по характеру звуки домры пикколо как бы продолжают вверх диапазон домры малой. В партитурах эти инструменты пишутся чаще всего в унисон, а звучат в октаву.

Основные приемы игры на домре пикколо: тремоло, удар, пиццикато, глиссандо.

Домра малая. Оркестровый диапазон домры малой от ми первой октавы до ля третьей октавы. Строй инструмента: 1-я струна - ре второй октавы, 2-я струна - ля первой октавы, 3-я струна - ми первой октавы.
Домра малая имеет ровную и яркую звучность во всем диапазоне, за исключением трех-четырех верхних нот, которые звучат напряженно, с сухим металлическим призвуком. В низком и среднем регистра на домре малой выразительно звучат мелодии напевного, задушевного характера. В партитурах домра малая занимает вторую строку после домры пикколо.
Удобная конструкция, небольшие размеры домры малой делают ее легкой для игры. Она является ведущим инструментом оркестра. Ей часто поручаются сложные пассажи, различные технические фигурации.


Основные приемы игры на домре малой: тремоло, удары вверх и вниз, пиццикато, флажолеты, глиссандо.

Домра альтовая. Домра альтовая транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми малой октавы до ля второй октавы. Строй домры альтовой: 1-я струна - ре первой октавы, 2-я струна - ля малой октавы, 3-я струна - ми малой октавы.
Домра альтовая имеет мягкий, грудной по тембру звук. Напряженно звучат лишь крайние верхние звуки начиная от ми третьей октавы. Нижние звуки, примерно от соль первой октавы и ниже, звучат несколько приглушенно и неопределенно в высотном отношении. Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Основные приемы игры те же, что и на домре малой.

Домра басовая. Диапазон инструмента от ми большой октавы до фа - соль первой октавы. Инструмент обладает ровным и плотным звуком по всему диапазону. Строй домры басовой: 1-я струна - ре малой октавы, 2-я струна - ля большой октавы, 3-я струна - ми большой октавы. Низкий регистр дает сильный, насыщенный, несколько грузноватый звук. Средний и высокий регистры обладают мягким, с бархатистым оттенком, звуком.

Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков. Выразительно на домре басовой звучат мелодии в среднем регистре в октаву с балалайкой контрабас и домрой альтовой. Недостатками инструмента являются его большой размер, овальная форма корпуса, что ограничивает исполнение сложных технических пассажей и требует, как и от играющего на домре альтовой, хороших физических данных, крепких рук. Основные приемы игры на домре басовой: тремоло, удар, пиццикато.

Таким образом, звуковой диапазон четырех инструментов группы домр равен пяти октавам - от ми большой октавы до ми четвертой октавы. В силу различий в тембровом и тесситурном звучании группе домр под силу исполнение самых разнообразных пьес. Яркий, выразительный колорит, достаточная громкость звучания домровой группы по праву делают ее ведущей группой народного оркестра.

Группа балалаек.

Группа балалаек включает в себя пять инструментов: балалайку приму, балалайку секунду, балалайку альт, балалайку бас и балалайку контрабас.

Балалайка прима. Диапазон балалайки примы от ми первой октавы до ре - ми третьей октавы. Строй инструмента: 1-я струна - ля первой октавы, 2-я и 3-я струны - ми первой октавы (в унисон).

Балалайка прима обладает большими техническими возможностями. На ней можно исполнять сложные пассажи, мелодии напевного характера, плясовые наигрыши двойными и тройными нотами. Балалайка прима придает неповторимый колорит звучанию всего оркестра русских народных инструментов. Наравне с домрой малой она является ведущим инструментом в оркестре, ей часто поручаются сольные фрагменты.
Основные приемы игры на балалайке приме: бряцание, тремоло, пиццикато, вибрато, глиссандо.

Балалайка секунда. Диапазон инструмента от ля малой октавы до фа второй октавы. Строй балалайки секунды: 1-я струна -ре первой октавы, 2-я и 3-я струны - ля малой октавы (в унисон).

Балалайке секунде поручаются в основном партии аккомпанемента. Лучше всего инструмент звучит в низком и среднем регистрах. Эти регистры удобны для игры, именно здесь наиболее часто используются открытые струны. Основные приемы игры: удар, тремоло.

Балалайка альт. Балалайка альт транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми малой октавы до до второй октавы. Строй балалайки альт: 1-я струна - ля малой октавы, 2-я и 3-я струны- ми малой октавы (в унисон). Балалайка альт, как и балалайка секунда, выполняет в основном функцию аккомпанемента. Низкий и средний регистры балалайки альт наиболее употребительны. Играют их пальцем или мягким медиатором. Основные приемы игры на балалайке альт те же, что и на балалайке секунде.

Балалайка бас. Диапазон и строй балалайки бас одинаковы с домрой басовой (ми большой октавы - соль первой октавы), но звучат инструменты, в силу различий в конструкции, несколько различно в тембровом отношении.

В техническом отношении балалайка бас менее подвижна, чем домра басовая. Поэтому ей поручаются в основном басовые звуки, реже - проведение мелодии в низком регистре.

Основные приемы игры на балалайке бас: удар, тремоло, пиццикато.

Балалайка контрабас. Балалайка контрабас транспонирует на октаву вниз. Диапазон инструмента от ми контроктавы до соль малой октавы. Строй балалайки контрабас: 1-я струна - ре большой октавы, 2-я струна - ля контроктавы, 3-я струна - ми контроктавы.

В силу большого размера инструмента звуки на балалайке контрабас сочные, густые, долго резонирующие. Регистры балалайки бас и балалайки контрабас сходны, поэтому их партии обычно дублируются в октаву.
Играют на балалайках бас и контрабас чаще всего кожаным или сделанным из мягкого полиэтилена медиатором.

Общий диапазон группы балалаек такой же, как и группы домр, но сдвинут на октаву ниже (от ми контроктавы до ми третьей октавы).

Баяны.

Баян, введенный в состав русского народного оркестра в начале 1930-х годов, стал ныне одним из его ведущих инструментов. Все народные оркестры включают в свой состав разную по количеству группу баянов. При игре в оркестре у них чаще всего используется правая клавиатура инструмента, имеющая диапазон от соль большой октавы до ми четвертой октавы. Лишь в характерных плясовых, наигрышных пьесах для придания звучанию большей устойчивости и ритмичности или для поддержания мелодической линии в нижнем регистре играют на левой клавиатуре баяна.
Большой диапазон правой клавиатуры инструмента дает возможность использовать его в различных по характеру и тесситуре пьесах. Звучание этого инструмента прекрасно сочетается с тембром домр, балалаек, гуслей, духовых народных инструментов, оно привносит в оркестр яркую свежую краску.

Оркестровые гармоники. В целях насыщения басовой партии, а также исполнения в низком регистре сложных технических пассажей (на левой клавиатуре баяна невозможно быстро сыграть их), наконец, усиления звучания баяна в различных регистрах в некоторые партитуры вводятся оркестровые гармоники. В группу оркестровых гармоник входят шесть инструментов - пикколо, сопрано, альт, тенор, бас (баритон) и контрабас.

Все инструменты имеют только правую клавиатуру и отличаются друг от друга размером и диапазоном. Ныне оркестровые гармоники широко применяются как в струнных, так и в баянных оркестрах.

По своему тембру оркестровые гармоники близки звучанию обычных баянов, поэтому при наличии их в партитуре и отсутствии в клубе их можно заменять обычными баянами.

Тембровые гармоники. Иногда в партитуры вводят также тембровые гармоники. Инструменты эти являются разновидностью оркестровых гармоник. Каждый из них имеет только правую клавиатуру и обладает особым тембром, напоминающим звучание того или иного духового инструмента симфонического оркестра. Отсюда и название инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот и т. д. Тембровые гармоники еще не имеют устоявшейся конструкции и определенного диапазона.

Основные сведения


Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской .

Состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв.

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русскую метрополию).

Виды домр

Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Устройство

Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.

Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками.

На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12-го металлического порожка, так и от 12-го металлического порожка до подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.

Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека — из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки — клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.

Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая — 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая — 0,40 мм, третья — 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.

Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.

Истиория-судьба

Судьба домры удивительна и уникальна в своем роде.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две .

Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую , турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов — плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской . В принципе, в Средние века называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. , в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская и ее усовершенствованный вариант — . Как раз очень многое заимствовала непосредственно от . Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом , объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты.

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, домра в то время уже образовала семейство ансамблевых разновидностей. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».

Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно , аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент . Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире . Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но…

Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.

К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В период 1896-1890 гг. В. Андреевым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Однако почти сразу же выявились и некоторые ограничения по возможностям андреевской домры, в связи с чем предпринимались попытки ее конструктивного совершенствования. Главной задачей стало расширение диапазона инструмента. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр.

Интерес к домре рос с каждым годом , расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы — Александр Цыганков и Тамара Вольская (смотрите в разделе Интервью), творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы!

Видео: Домра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово "домра" тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у туркменов – дуатар, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков – домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.

Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий. Не располагая однако, прямыми указании на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян.

Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV - начала XVI веков о Калинке - "домрачее". В переписных документах этого периода профессии "домрачей" и "доморник" встречаются неоднократно.

Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: "человек играет в домру" и "сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры".

Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

К тому же времени относятся поговорки "рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ". "любить - игра, купить - домра", " у Ерёмы гусли, у Фомы домра". Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю "а".

Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово "домра". Помимо того мы располагаем вариантами названий "домришка", "домра большая басистая". Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры.

Основываясь на материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.

Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово "скоморох" происходит от арабского "maskhora" - смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в "вольном" городе большой честью.

Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и "гудьбой" они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного "тишайшим" по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода "скандалезные песни". Музыка и её орудия признавались "треклятыми изобретениями дьявола", музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался "шпынь".

Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то нагрузив ими 5 возов свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.

Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам.

Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд. В 1896-1900 гг. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса.

В 1908 году Г. П. Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. - оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов.

Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.

Домра – старинный славянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору инструменте.

Свою родословную домра ведет из слияния двух культур.

Первая ветвь родословной имеет восточные корни. Похожие инструменты до сих пор существуют в музыкальных культурах стран Востока. Казахская домбра, турецкая баглама или таджикский рубаб имеют много общего. Все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. домбра

баглама

рубаб

танбур

Другая ветвь родословной происходит от европейской лютни.

Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда.

на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура.

кобза

бандура

Вот так и получилось, что домра объединила в себе и европейские, и азиатские черты.

Точно установлено, что инструмент с таким названием –важная часть культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи. исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи» пользовались большой популярностью.

Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах.

На домрах, подобно бандуре, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям,

При царском дворе существовала целая «Потешная палата» -музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент.

Служители церкви считали представления скоморохов «бесовскими игрищами». В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Игроков на домре было велено "бить батоги". Гонениям подверглись, в основном, скоморохи, но наказание грозило не только им, а любому человеку, играющему на домре. Такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. История домры здесь обрывается, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Ее возродил выдающийся исследователь и музыкант, необычайно талантливый человек – Василий Васильевич Андреев.

В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному мастеру Семену Ивановичу Налимову.

Реконструированный в 1896 году инструмент получил три струны и название «домра».

В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова

мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон и возможность исполнять всю европейскую камерную музыку.

Так с тех пор и Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и Украине.

На Украине четырёхструнная домра прочно закрепилась в системе музыкального образования, На первом Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах (1939) исполнители на четырёхструнной домре завоевали все призовые места среди домристов.

В Послевоенный период классы домры открываются в большинстве консерваторий.

К плеяде известных домристов лучших украинских домристов Б.А.Михеева заслуженный артист Украины Валерий Иванович Ивко Благодаря деятельности двух выдающихся современных исполнителей-домристов - Тамары Ильиничны Вольской и Александра Андреевича Цыганкова - домра получила в своём развитии "второе дыхание", стала признанным всюду и всеми как академическим концертным инструментом.