Храм николая чудотворца на берсеневке, в верхних садовниках. Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке, в Верхних Садовниках Храм на берсеневке

«Живите в доме - и не рухнет дом». (А.Тарковский)

Мой самый любимый храм из всех существующих - вот этот «пряничный домик», церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке (Берсеневская набережная, д.18).

По мнению многих исследователей, это старейший храм Замоскворечья. Ещё в 12-ом веке здесь располагался Никольский на Болоте монастырь, в котором была деревянная «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова».

Маленькую деревянную церквушку перестроили в 1657 году. Правда, тогда она звалась Троицкой и лишь позже получила имя святителя Николая.

Найти этот храм довольно сложно. Попасть в него можно только с набережной, он не виден с основных трасс Москвы, разве что с другой стороны Москва-реки в районе Патриаршего моста.

Изначально церковь Николая Чудотворца на Бересеневке в Верхних Садовниках была домовой некоего садовника государя Кириллова. При его внуке Аверкии Кириллове и была возведена нынешняя церковь святителя Николая в Берсеневке, а также роскошные палаты.

Аверкий Кириллов был убит во время бунта стрельцов, и тело его захоронили в притворе храма. Здесь же похоронили и его жену.

Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года.

На территории храма почти никогда никого нет. Правда, я там бывал только по выходным. Здесь много деревянных строений, например, маленькая колокольня.

Изредка из храма выходит служитель, поднимается на колоколенку и звонит. Звук тихий, но очень светлый.

Какое это странное место! Здесь полная тишина, с двух сторон его огораживает знаменитый "Дом на набережной", через реку - Храм Христа Спасителя и шумная Пречистенская набережная, а сзади подпирает фабрика "Красный октябрь".

Но здесь другой мир, этакий оазис с благоухающими клумбами и деревенским огородиком. Время замерло.

Это довольно необычный православный храм. До сих пор в нём поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда.

С этим странным местом связано несколько московских легенд. Правда это или нет, я сказать не берусь. Говорят, что сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками. Возможно, он выходил из этого колодца или сарайчика рядом.

Ещё говорят, что здесь в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа. Того самого, убитого рукой Малюты Скуратова. Ну, в общем, которого играл О.Янковский.

Ещё по одной легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.

Я очень люблю эту странную стену, которая как бы отделяет храм от палат.

Церковь составляет один архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова, и как-то без них уже и не мыслится.

Сейчас в этих палатах располагается НИИ Культуры. Не знаю, чем они занимаются, но иногда кто-то входит и выходит.

Такое ощущение, что эти древние палаты подпираются с боков какими-то сваями (хотя на самом деле это водоотводящие лотки), и кажется, они вот-вот рухнут, но это невозможно. Дома как люди, они живы, пока в них есть душа.

Откуда взялось слово «берсеневка» так до конца и не понятно. Свое название местность могла получить от имени боярина Берсени-Беклемишева, который был в особом почете у Ивана III и выполнял особые поручения царя. По другой версии, так раньше назывался крыжовник - «берсеня». Его выращивали здесь в большом количестве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Многим наверняка знакомо красное здание на Берсеневской набережной в Москве. Рядом с ним возвышается нарядная церковь. Это – палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек XVII века и церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Сейчас они теряются рядом с махиной «Дома на набережной», и трудно поверить, что в прошлом эти палаты были одними из самых больших и роскошных в Москве.

Мне довелось побывать здесь на экскурсии и увидеть те помещения, которые не доступны «человеку с улицы».

* Организатор экскурсии:

Вид на палаты Аверкия Кириллова с Патриаршьего моста. За ними высится громада «Дома на набережной»

Главный (северный) фасад палат Аверкия Кириллова, середина XVII — начало XVIII века

История и архитектура палат Аверкия Кириллова

Участок, где ныне возвышаются палаты Аверкия Кириллова, в XV веке принадлежал, по всей видимости, боярам Беклемишевым. Один из них, Иван Никитич Берсень-Беклемишев, дипломат и государственный деятель в царствование Ивана III и Василия III, был сторонником «старины и дедины». За открытое несогласие с Василием III, зимой 1525 года он был казнен на Москва-реке.

Слово «берсень» означает «крыжовник». Полагают, что именно в честь Ивана Берсеня-Беклемишева получила свое название Берсеневская набережная, где он перегородил улицу от «лихих людей», поставив берсеневую решётку.

После его казни владение перешло в казну. Согласно одной из московских легенд, следующим владельцем стал Малюта Скуратов. Действительно, до 1917 года в путеводителях по Москве этот дом нередко обозначался как палаты Малюты Скуратова с домовой церковью Скуратовых-Бельских. Здесь Малюта «бесчествовал свои жертвы», лютовал вместе с Васюткой Грязным — царским шутом и палачом. Утверждают, что где-то здесь идет подземный ход на другую сторону Москва-реки, к Колымажному двору и ручью Черторыю. Трудно сказать, где здесь правда, а где вымысел.

Затем эти земли получил в дар «государев садовник» Кирилл. На том месте, где сейчас располагается Водоотводный канал и остров, он разбил прекрасный «государев сад». А здесь в то время уже стояли усадебный дом, церковь и кладбище для прихожан при ней.

Первым документально подтвержденным владельцем усадьбы является «московский гость» (т.е. купец) Аверкий Кириллов (1622-1682). Ему принадлежали многочисленные лавки в Москве, земли с крестьянами, соляные копи в Соликамске. Царь Алексей Михайлович привлек талантливого купца к государевой службе, возведя в чин «думного дьяка», ведающего несколькими приказами. Фактически, в то время он определял всю экономическую политику Российского государства.

В 1656-1657 годах Аверкий Кириллов на основе ранее существующих зданий XV-XVII веков построил палаты и церковь, соединенные переходом. В литературе нередко можно встретить утверждение, что церковь была «домовой», но на самом деле она была приходской.

Церковь Николы на Берсеневке и палаты Аверкия Кириллова, соединенные переходом. Реконструкция

Первоначально палаты представляли собой вытянутый с востока на запад прямоугольник. На белокаменном подклете («казне») возвышалась деревянная надстройка. В подклете сохранились четыре помещения с поперечными сенями между ними. По мере роста культурного слоя подклет, некогда бывший первым этажом, ушел в землю и сейчас выглядит, скорее, полуподвальным помещением.

Сени первого этажа (подклета)

Жилые помещения располагались в деревянной надстройке – на Руси считалось вредным для здоровья жить в каменных помещениях. Подобные деревянные постройки неоднократно горели и затем восстанавливались вновь.

♦ Реконструкции русских жилых домов можно увидеть в статье

В первой четверти XVII века палаты подновили. Чтобы увеличить площадь помещения, юго-восточную белокаменную стену разобрали до фундамента и затем построили новую. В результате здание приобрело ассиметричную Г-образную форму.

В 1656-1657 годах над «казной» были возведены два кирпичных этажа со сводчатыми помещениями. К палатам примыкали наружные крыльца, которые вели на второй этаж.

В северо-западном углу подклета сохранилась внутристенная лестница, ведущая на второй, парадный этаж.

Наиболее нарядным помещением в доме была Крестовая палата, которая находится в юго-восточном углу здания. Окна её восточной стены выходят в сторону Никольского храма. Она выполняла функции приемного помещения.

Обрамление двери в Крестовую палату: до и после реставрации

В центре свода Крестовой палаты сохранился резной белокаменный «замок» — закладной камень с изображением креста и датой постройки. Надпись на нем гласит: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 года, того же лета и полата сия посправлена» . Голгофский крест внутри означает приверженность хозяина дома церковным реформам патриарха Никона.

20 апреля 1665 года палаты Аверкия Кириллова посетил голландец Николаас Витсен (1641-1717), политик, картограф, предприниматель и будущий бургомистр Амстердама. В своем дневнике он оставил такую запись:

Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и всё это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя.

Над третьим, каменным этажом в те времена существовал еще один этаж, деревянный, который опоясывало гульбище. Также здесь существовал «висячий сад». Кирпичные фасады здания с белокаменными вставками и полихромными изразцами были очень нарядными.

Вероятно, именно так выглядели палаты Аверкия Кириллова во второй половине XVII века

Во время Стрелецкого бунта в 1682 году Аверкий Кириллов, сторонник Нарышкиных, был жестоко убит в Кремле. Изуродованное тело Кириллова вытащили на Красную площадь, где над трупом установили табличку с надписью «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил» . Похоронили Аверкия Кириллова и ненадолго пережившую его супругу Евфимию Евлампиевну в фамильном склепе под северной папертью Никольской церкви.

Новым владельцем дома стал его сын, Яков Кириллов, думный дьяк. В 1690-х годах с восточной стороны здания была сделана пристройка с Красным крыльцом. Его украшали кувшинообразные столбы, придававшие всему строению нарядный вид.

На стене восточного фасада палат можно увидеть заложенное Красное крыльцо

Аналогичная пристройка, симметричная восточной, появилась и с западной стороны дома.

Западный фасад палат

Окна части помещений первого этажа, прежде выходившие на улицу, теперь выходят в эти новые помещения. В это же время, вероятно, и был построен переход между домом и церковью.

Окна обрамляли пышные наличники. Этажи разделяли междуэтажные тяги. Дом венчал сложный карниз. Наружные стены были украшены росписью, фрагменты которой были обнаружены на южном фасаде.

После смерти Якова Кириллова владение перешло к дьяку Оружейной палаты, главе Московского магистрата А.Ф.Курбатову, который женился на вдове Я.А.Кириллова. По другой версии, новым владельцем стал Семен Иванович Маслов, на главном фасаде сохранился его герб.

В 1703-1711 году главный дом был перестроен. Внутри были сооружены семь новых печей, украшенных изразцами русской работы начала XVIII века.

Кувшин, изразцы и сабля, обнаруженные во время реставрационных работ

К средней части северного фасада пристроили ризалит с «теремком» на четвертом этаже. Сейчас «теремок» возвышается над зданием, а в прошлом он был частью четвертого, деревянного этажа. Существует версия, что его автором является русский скульптор, живописец и архитектор Иван Петрович Зарудный (1670?-1727), один из создателей знаменитой московской .

За теремком в XX веке был восстановлен деревянный свод, существовавший прежде. Туда ведет узкая лестница. Рядом с ней находится глубокое окно.

Лестница в деревянный свод на четвертом этаже и слуховое окно, выходящее на крышу

Помещение в «теремке»

Окно в «теремке»

Вход в здание украсил богато декорированный портал с балконом над ним (не сохранился). Перед ним на постаментах некогда стояли статуи. По обнаруженным фрагментам можно судить, что они могли быть похожи на апостолов, украшающих церковь в Дубровицах.

Окна третьего этажа обрамляют белокаменные наличники с раковинами в тимпанах. По сторонам «теремка» располагаются волюты и барельефы с изображением цветов и фруктов. Все это придает пристройке ярко выраженный характер петровского барокко. Если прежде главным фасадом дома был южный, то отныне им становится северный, обращенный к Москва-реке.

«Теремок»

В 1746 году или в 1756 году палаты отошли в казну. В разное время здесь располагались Корчемная контора и склад, Разрядно-сенатский архив, Московская казённая палата, Сенатская курьерская команда. Переход между домом и церковью был разобран.

К середине XIX века палаты обветшали настолько, что было решено их снести. Однако благодаря вмешательству активистов и деятельности Императорского Московского археологического общества, здание удалось сохранить. По указу императора Александра II новым владельцем как раз и стало Московское археологическое общество.

Палаты Аверкия Кириллова во владении Императорского Московского археологического общества. На фотографии видна колокольня Никольского храма, снесенная в 1932 году

В 1870 и 1884 годах были проведены реставрационные работы. Позднейшие пристройки были разобраны. Самое большое помещение, Крестовая палата, где располагался зал заседания общества, была расписана «в духе допетровского времени». Чтобы выделить отреставрированные участки, были использованы кирпичи с выбитой на них надписью: «Воспроизведено по древнимъ образцамъ Археологическимъ общю 1881 г.»

Кирпичи (изображение перевернуто)

В 1923 году археологическое общество было распущено. В 1924 году на первом этаже разместился Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Второй этаж передали под Центральные государственные реставрационные мастерские, которые создал и возглавил знаменитый советский реставратор и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В ведение мастерских также была передана церковь Николы на Берсеневке.

Грабарь возглавлял реставрационные мастерские до 1930 года, два года спустя закрыли и сами мастерские. В освободившемся здании поселили обслугу построенного рядом «Дома на набережной» (Дома Правительства). Квартиранты обустраивали дом в соответствии с собственными нуждами, не щадя исторический памятник.

Светильник в «теремке» из «Дома на набережной»

В конце 1947 года палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, который со временем получил всё здание. Название организации со временем поменялось на Институт культурологии.

В 50-60-х годах XX века в палатах Аверкия Кириллова были проведены широкомасштабные реставрационные работы. К сожалению, за прошедшее время многие уникальные детали декора были утрачены, а сами работы пришлось завершать в спешном порядке.

Современная лестница в старинных палатах

В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Сейчас палаты Аверкия Кириллова оказались на популярном туристическом маршруте. Часть помещений по-прежнему занимает академический институт, в других периодически проходят выставки. Однако дальнейшая судьба палат неизвестна. По некоторым данным, они могут отойти РПЦ ().

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках

Согласно летописным данным, в XV веке на территории Верхних Садовников, как тогда называлась эта местность, существовал деревянный храм Николы в Песках, построенный на месте более древнего небольшого вотчинного монастыря. В 1566 году храм был перестроен и стал именоваться Николой Берсеневским. Около 1625 года «по обещанию приходских и разных посторонних людей» была построена каменная церковь, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы. Однако в обиходе храм по-прежнему именовался Никольским.

Существующая ныне каменная церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках была возведена в 1656-1657 годах, одновременно с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, придел – во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1755 году по просьбе прихожан в левой части трапезной был устроен придел Святителя и Чудотворца Николая.

Церковь сильно пострадала от пожара 1812 года, в результате чего обрушилась трапезная. Она была восстановлена в 1817-1823 годах в стиле классицизма.

Здание церкви представляет собой поставленный на подклет двухсветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой. Боковые членения апсид венчают два купола, в прошлом в них размещались приделы. Северное членение крупнее южного и имеет отдельный вход с галереи. Галерея-паперть и нарядное крыльцо пристроены к северному фасаду. Под папертью располагалась усыпальница Кирилловых.

Восточный фасад храма

Центральная глава со световым барабаном окружена четырьмя декоративными главами, ниже которых идут два ряда кокошников. Фасады церкви украшены богатыми по рисунку профилированными наличниками, парными колонками на углах и изразцами.

Красочный храм

Внешнее оформление храма перекликается со стоящими рядом палатами Аверкия Кириллова. Вместе с существовавшим прежде переходом между ними они образовывали общий парадный двор.

Деталь северного фасада храма

В 1694 году, по границе участка вдоль берега Москва-реки была построена колокольня с проездными воротами и надвратной церковью Казанской Божией Матери. С двух сторон от нее пристроили невысокие здания причта и богадельни. В XVIII веке они несколько раз подновлялись.

Во время пожара 1812 года колокольня и здания рядом пострадали и после этого постепенно ветшали, пока не были разобраны. В 1853-1854 году к западу от церкви построили новую колокольню, которая значительно пострадала от ударной волны при взрыве Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года и была разобрана в 1932 году.

В 1871 году вдоль набережной было построено новое здание, включившее остатки старых зданий. Его окна украшены наличниками с упрощенной стилизацией форм XVII века. Летом 1941 года Никольская церковь была переоборудована под хранилище музейных коллекций. Наиболее ценные экспонаты спрятали в церковный подвал. Сейчас церковь вновь возвращена верующим, в ней регулярно проводятся службы.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке на карте

  • Адрес: Москва, Берсеневская набережная, 20
  • Метро: Кропоткинская, выход к Храму Христа Спасителя, далее перейти Москва-реку через Патриарший мост; Новокузнецкая, Третьяковская, далее в сторону Берсеневской набережной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Grazyna 05.09.2016
На этом месте находился монастырь известный с 1390 г. Храм известен с 1625 г. Ныне сохранившееся здание храма в стиле "Русское узорочье" построено в 1656-1657 г. думным дьяком Аверкием Кирилловым. Храм был закрыт около 1931 г. Богослужение возобновлено в 1992 г.

Grazyna 05.09.2016
Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках В 1390-93 гг. в этом месте был вотчинный монастырь Николы на Песках. В 1493 г. упоминается уже церковь Николы на Песках. Деревянный храм стал преемником древнего вотчинного монастыря; в 1475 г. к нему относят летописное упоминание "церковь Николы на Песках, зовумая Борисова". В XVI в. двор, в котором стоял храм, принадлежал боярам Белемишевым. Владение Беклемишевых после казни боярина Ивана Берсень- Беклемишева (1525 г.) перешло в казну, потом было пожаловано государеву садовнику Кириллу. В 1566 г. храм уже именовался Николой на Берсеневке. В эти годы храм был перестроен. В 1625 г. была построена новая каменная церковь "по обещанию приходских и разных посторонних людей". С 1625 г. церковь именовалась "Великий чудотворец Никола за Берсеневскою решеткою". Главный престол ее был освящен во имя Живоначальной Троицы, но храм продолжал именоваться Никольским. В 1655 г. двор Беклемишевых получил думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший Государевыми Садами. При нем был создан существующий ансамбль жилых палат и церкви. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Барабан центральной главы - световой, остальные главы глухие. Четверик завершают два ряда килевиднчх кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды - в них были приделы храма. Северное членение имеет отдельный вход с галереи. Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах, парные колонки на углах, карниз, изразцы - все это делает храм неповторимо нарядным. С запада к храму примыкала одноэтажная трапезная. Очень красиво крыльцо на бочкообразных столбах с гирькой над входом. Новое строительство велось с учетом сложившейся планировки и с использованием старых зданий. В убранстве палат и церкви много общего. Оба здания соединялись крытым переходом. Вместе с Красным крыльцом палат ансамбль украшало северное крыльцо храма. Под папертью расположилась усыпальница рода Кирилловых (состояла из нескольких склепов). В 1694 г. была возведена колокольня с проездными воротамии надвратной церковью Казанской Богоматери. По сторонам ворот построили невысокие здания причта и богадельню - Набережные палаты. В 1766-68 гг. архитектор И.Я.Яковлев перестроил Набережные палаты и обновил колокольню. Храм тоже перестраивался. В какой-то период он утратил Никольский придел, однако к 1755 г. по просьбе прихожан придел был возобновлен. К 1775 г. горка кокошников храма была преобразована в ступенчатую пирамиду путем надкладывания рядов. Церковь сильно пострадала в пожаре 1812 г. В 1817-23 гг. разрушенную трапезную с Никольским и Феодосьевским приделами возобновили в классическом стиле, с колонным портиком. К 1820 г. старая колокольня была сломана. В 1853-54 гг. к западу от церкви архитектор Н.В.Дмитриев поставил новую колокольню - ярусную, с колонками по углам ярусов, с островерхим граненым шатром. В 1871 г. часть палат была разобрана, а оставшиеся стены были включены во вновь построенное двухэтажное здание, фасады которого были обработаны под формы XVII в. После 1918 г. на втором этаже дома разместились ЦГРМ (Центральные Государственные реставрационные мастерские). В 1930 г. работники ЦГРМ добились закрытия церкви св. Николы. В этом же 1930 г. по просьбе ЦГРМ Моссовет вынес решение о сносе колокольни, затемнявшей окна рабочих помещений. В 1931 г. архитектор Б.Иофан, строитель "Дома на набережной" внес в Моссовет просьбу о сносе храма. В 1932 г. храм начали разбирать, но снесли только колокольню. В 1958 г. здание храма отдали НИИ музееведения. Позже, в 1960-70-х гг., здание храма и палат занял НИИ культуры РСФСР. В 1992 г. храм вернули верующим, богослужения были возобновлены. В 1996 г. восстановлена полихромная окраска четверика. В правом приделе почти полностью сохранился двухцветный итальянского мрамора иконостас. При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.

Вент 05.09.2016
Богослужения по старому обряду.

А. 05.09.2016
По старому?

tyyytty 05.09.2016
Существует мнение, что из подвала храма идёт подземный ход на другой берег реки Москвы. Там (на месте храма Христа Спасителя) находилось подворье Малюты Скуратова, которое сетью подземелий было связано со многими окружающими строениями, в том числе и с кремлём.

ВВП 05.09.2016
На противоположном берегу имеется храм Св. Николая. Справа от входа в здание храма, приблизительно на расстоянии 5-8 метров, под землею имеется пустота и большого объема. Если попрыгать на этом месте, в тихое время можно услышать характерный гул от прыжков, когда есть подземная пустота. Немного к западу, на территории Дома Пашкова, приблизительно в 30м, в 90-х годах был раскопан ход времен Ивана Грозного, выложенный из белого камня плотно пригнанного. Искатели библиотеки Грозного дошли до пробки, под которой обнаружили, после откачки грунтовых вод, просто грязь. Так вот в ограде храма они не копали, а именно там и есть та самая пустота, которую они искали. Проверьте сами. В 90-х же годах сотрудники КГБ специальной апааратурой "прозванивали" землю между домом Пашкова и этим храмом, на территорию же храма до сих пор никто не догадался войти с целью исследовать эту пустоту под землей. Метро проходит на много глубже.

ЛЕНИНЪ 05.09.2016
это у библиотеки Ленина.

Surprise 05.09.2016
Прямо перед храмом стоит памятный Крест. Один сотрудник с этой территории сказал, что когда велись раскопки, то обнаружили много расстреляных останков в виде скелетов. Это были политические расстрелы.....

Melkh 05.09.2016
В "Науке и жизни" в 1980е была статья-воспоминания о попытках углубиться по ходу, который якобы ведет от храма в сторону Москвы-реки

Татьяна 05.09.2016
Действительно, была очень интересная статья в "Науке и жизни" про путешествие по подземному ходу от Пашкова дома. Не могу вспомнить в каком номере. Кажется за 1985 год.если кто-то точноо помнит, может напишите?

Адрес: Берсеневская наб., 18-22

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке была построена в 1657г. на месте прежней деревянной, как домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами. Церковь Николая Чудотворца первоначально носила название Троицкой, по главному престолу, позднее получила свое более известное ныне имя, по приделу Святителя Николая.

Местность на берегу Москвы-реки носила издревле два названия – Берсеневка и Верхние Садовники. Название Берсеневской набережной имеет две версии происхождения: либо от старого наименования крыжовника – «берсеня», – который выращивали здесь в Государевых садах, либо от имени боярина П.Н. Берсени-Беклемишева, выполнявшего сложные, особые поручения при Иване III, такие, как посольство к крымскому хану и к польскому королю, но впавшего в немилость и казненного при Василии III. При Романовых усадьба на Берсеневской набережной была пожалована «государеву садовнику» Кириллу, внук которого, Аверкий, стал думным дьяком. При нем и были построены знаменитые палаты и церковь с главным престолом Троицы. Роскошные палаты с каменной нижней частью и деревянной верхней имели при себе «висячий сад» и галерею, соединявшую их с храмом. Хозяин палат, Аверкий Кириллов, в 1682г. был убит в Кремле во время стрелецкого бунта и похоронен в северном притворе своей церкви. Там же похоронена и его жена. После Аверкия Кириллова дом достался его родственнику, дьяк Курбатов; при нем здание было перестроено, по всей вероятности, зодчим Михаилом Чоглоковым, построившим Сухареву башню. Документов, подтверждающих это, не сохранилось, но зодчий служил под началом Курбатова. С 1756г. палаты перешли в казну, и в нем разместили сенатский архив, а позднее туда поселили сенатских курьеров, отчего здание получило имя «Курьерский дом». Александр II передал палаты Московскому археологическому обществу. В советское время в палатах Аверкия Кириллова расположились Центральные государственные реставрационные мастерские.

Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви, которая стояла там, где уже в 1390г. значился Никольский на Болоте монастырь. Деревянный храм в 1625г. записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название. В 1656-1657гг. была возведена новая каменная церковь. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками и изукрашены аркатурой с «дыньками». Центральный барабан – световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.

В 1775г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854г.

В советское время храм действовал до 1930г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.

В 1992г. в храме были возобновлены богослужения, сейчас при нем открыты воскресная школа и библиотека.