Роль имен числительных в современном русском языке. Синтаксическая роль числительного в предложении Двести пятьдесят лет синтаксическая функция

Наиболее характерным признаком числительного как части речи является его значение числа.

Имя числительное -- это часть речи, которая обозначает отвлеченное количество (число), а также порядок предметов при их счете: один, два, десять; одна вторая, три четвертых; двое, трое, пятеро; первый, второй, десятый.

Количественное значение может передаваться не только числительными, но и словами других частей речи: тройка, пятерка, сотня; утроить, удесятерить. Однако отвлеченное значение количества (числа) присуще одним числительным. Отвлеченность количественной семантики числительных проявляется в следующем:

1. Числительные способны обозначать количество (число) без связи с каким-либо конкретным предметом и на письме обозначаются цифрами: 2 + 2=4, 2x2=4, 2: 2 = 1, 2 -- 2=0.

2. Количественное (числовое) значение числительных не осложнено другими значениями. Три, тройка, утроить -- разные части речи, так как по-разному выражают количественное значение. Тройка -- это существительное, потому что всегда соотнесено с предметом: тройка -- это название отметки (получить тройку); название мужского костюма, состоящего из трех частей (сшить тройку); название игральной карты (тройка бубен); название комиссии в составе трех человек (чрезвычайная тройка). Утроить -- это глагол, потому что всегда обозначает действие как процесс: утроить -- увеличить в три раза. Лишь три является числительным, потому что выражает количество (число) и ничего больше.

Грамматические признаки числительных не столь единообразны и показательны, как семантика рассматриваемой части речи. Слова один, три и тысяча с точки зрения их семантики -- это числительные. Но в морфологическом отношении они не однородны: один изменяется по родам (один дом, одна комната, одно окно); три не имеет категории рода; тысяча -- слово жен. рода и по родам не изменяется. Грамматическая неоднородность числительных обусловливает описание их грамматических признаков в пределах того или иного разряда числительных.

Разряды имен числительных

По значению все числительные делятся на количественные, неопределенно-количественные, порядковые, собирательные.

Числительные, выражающие отвлеченное количество (число), называются количественными.

Количественные числительные подразделяются на числительные, называющие целые числа или количество целых предметов (два, три, десять), и числительные, называющие части целых чисел или количество частей предметов -- дробные (полтора, одна вторая, две трети). Количественные числительные обозначают точное, определенное количество предметов (два стола, пять домов, сто дорог и др.).

Неопределенно-количественные числительные обозначают неопределенное количество предметов (лиц) или вещества: много, немного, мало (много столов, долгов, дорог и т. д.).

Порядковыми называются числительные, указывающие порядок предметов при их счете: первый, второй, пятый, сотый, сто десятый.

Собирательными являются числительные, которые называют количество единиц, образующих совокупность предметов: двое, трое, пятеро и др.

Количественные числительные являются основным разрядом, так как: 1) они делают возможным образование и функционирование других семантических разрядов; 2) они обладают специфическими грамматическими особенностями, что не столь характерно для других числительных.

Структурные разряды числительных

По строению числительные бывают непроизводными, или простыми, и производными.

Непроизводных (простых) числительных мало: количественные числительные первого десятка (один, два, три, десять) и числительные сорок, сто, тысяча. В современном языке к простым можно отнести числительные полтора (дробное), миллион, миллиард (они сейчас не членятся на морфемы).

Производные числительные объединяют две группы: сложные и составные числительные.

Сложными являются однословные числительные, образованные от простых (одиннадцать, двадцать, пятьдесят, двести, пятьсот, одиннадцатый, пятидесятый и др.). Из количественных числительных это названия единиц второго десятка, десятков, сотен.

Названия единиц второго десятка восходят к сочетаниям названий единиц первого десятка с предлогом на и числительным десять в местном (предложном) падеже: одиннадцать из один на десяти («одна единица сверх десяти»); двенадцать из две на десяти и т. д. В результате фонетических изменений числительное десять с предлогом на превратилось в -надцать. Аналогичные трансформации произошли в числительных двадцать, тридцать, которые восходят к сочетаниям числительных два, три и числительного десять в именительном падеже двойственного и множественного числа (десяти). Двадесяти, тридесяти преобразовались в двадцать, тридцать.

Числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят образованы из соединения названий единиц и числительного десять в родительном падеже множественного числа. Происхождение числительного девяносто точно не установлено.

Числительное двести представляет собой по происхождению слияние числительных две и сто (в именительном падеже двойственного числа). Числительные триста, четыреста восходят к древнерусским сочетаниям числительных три, четыре и числительного ста (именительный падеж множественного числа от сто). Числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот произошли из сочетаний пять, шесть, семь, восемь, девять и числительного сто в родительном падеже множественного числа (сотъ).

Составными называются неоднословные числительные, которые образовались путем соположения (составления) простых и сложных числительных (двадцать один, сто тридцать семь, тысяча пятьсот восемьдесят пять, двадцать первый, сто тридцать седьмой). Составные числительные -- продуктивная группа, тогда как сложные числительные в современном языке не пополняются новыми образованиями. Комбинацией немногих простых и сложных числительных мы в состоянии обозначать любое большое или малое количество (число).

Грамматические признаки количественных числительных

Количественные числительные -- наиболее своеобразный разряд в грамматическом отношении. Морфологически они характеризуются отсутствием категории рода у большинства слов, а синтаксически -- особой сочетаемостью с существительными.

Категорию рода, не свойственную количественным числительным, имеют числительные один (одна, одно), два (две), тысяча, миллион, миллиард. У числительных один, два категория рода изменяемая (один дом, одна комната, одно окно; два дома, две комнаты, два окна), а у числительных тысяча, миллион, миллиард -- неизменяемая (тысяча -- женский род, миллион, миллиард -- мужской род).

Категория числа присуща числительным один, тысяча, миллион, миллиард (один -- одни, тысяча -- тысячи, миллион -- миллионы, миллиард -- миллиарды). Однако формы множественного числа числительного один употребляются лишь в сочетаниях с существительными, не имеющими форм единственного числа (pluralia tantum): одни часы, одни ножницы, одни клещи и т. д. Следовательно, у числительного один множественное число фактически не означает множества, а выполняет формальную роль -- служит средством согласования с существительным.

В сочетании с существительными не pluralia tantum слово один во множественном числе не является числительным: Было холодно ехать без шубы, мимо сел, где ни дома, ни люда. Где одни обгорелые трубы шли, как ящеры или верблюды (Самойлов) (одни -- частица, ср.: только, лишь); Он спрашивал очень простую вещь; он спрашивал: зачем и по какому праву одни люди заперли, мучают, ссылают, секут и убивают других людей, тогда как они сами точно такие же, как и те, которых они мучают, секут, убивают? (Л. Толстой) (одни -- местоимение, ср. некоторые).

Если отсутствие содержательной категории числа позволяет сблизить слово один с количественными числительными, то слова тысяча, миллион, миллиард в морфологическом отношении ничем не отличаются от существительных (ср.: тысяча -- дача, тысячи -- дачи; миллион -- бульон, миллионы -- бульоны; миллиард *-- бильярд, миллиарды -- бильярды).

Синтаксические функции количественных числительных разнообразны. Они могут быть: 1) подлежащим и сказуемым: Три да три -- шесть; 2) второстепенными членами предложения: От пяти отнять два (дополнения); Нет, больше двух рублей я не могу дать,-- сказал Чичиков (Гоголь) (двух -- определение). Однако синтаксические особенности количественных числительных прежде всего проявляются в различной сочетаемости числительных с существительными.

1. Числительное один согласуется с определяемым существительным в числе, роде и падеже: один дом -- одного дома -- одному дому; одна комната -- одной комнаты -- одной комнате и т. д.

2. Числительные два, три, четыре в именительном и винительном падежах управляют родительным падежом единственного числа существительных, с которыми они связаны: два (три, четыре) дома, окна; две (три, четыре) комнаты.

Следует иметь в виду, что по форме родительный падеж единственного числа существительных женского рода совпадает с именительным падежом множественного числа (у комнаты -- родительный падеж единственного числа; комнаты светлые -- именительный падеж множественного числа; у двери -- родительный падеж единственного числа; двери раскрыты -- именительный падеж множественного числа), но в сочетании с числительными два, три, четыре именительного и винительного падежей существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа: Три гордые пальмы (родительный падеж единственного числа, не именительный падеж множественного числа!) высоко росли (Лермонтов).

Во всех других падежах, кроме именительного и винительного, числительные два, три, четыре согласуются с существительными и существительное имеет форму множественного числа: два дуба, но двух дубов, двум дубам, двумя дубами, (о) двух дубах.

Так же сочетаются с существительными составные количественные числительные, последний компонент которых -- два, три или четыре: четыре стола -- двадцать четыре стола -- тысяча пятьдесят четыре стола; четырех столов -- двадцати четырех столов -- тысячи пятидесяти четырех столов и т.д.

3. Числительные от пяти и более (кроме тысяча, миллион, миллиард) в им. и вин. падежах управляют род. падежом мн. числа существительных (пять домов, пять комнат, пять окон). В косвенных падежах эти числительные согласуются с существительными (пяти домов, пяти домам, пятью домами, о пяти домах) .

4. Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах управляют род. падежом мн. числа существительных: тысяча книг -- тысячи книг -- тысяче книг -- тысячу книг и т. д.

Собирательные числительные

Собирательные числительные являются непродуктивной и немногочисленной группой слов. Они образуются от количественных числительных только первого десятка: двое, трое, четверо, пятеро шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Особое место занимает числительное оба, обе. Во-первых, оно является не единственным обозначением совокупности двух предметов (ср. двое). Во-вторых, оно обозначает не простую совокупность, а совокупность уже известных слушателю или читателю предметов (и тот, и другой). Числительное двое не требует уточнения, а слова оба, обе всегда предполагают уточнение в контексте; ср.: Двое в городе и Оба в городе (в последнем случае обязательно предварительное знание, о ком или о чем идет речь). Указание на предшествующий контекст сближает слова оба, обе с местоимениями (ср.: он, этот, тот), и ряд исследователей считает оба, обе местоимениями.

Собирательные числительные используются в определенных условиях:

1. Собирательные числительные сочетаются с названиями лиц мужского рода (двое мужчин, человек и др.) и не сочетаются с названиями лиц женского рода. В таком употреблении они свободно замещаются количественными числительными (два мужчины, человека, брата и др.), что особенно характерно для книжных стилей.

2. Собирательные числительные сочетаются с субстантивированными словами, которые обозначают лиц («Семеро смелых», трое взрослых и т. д.).

3. Собирательные числительные употребляются с существительными, не имеющими единственного числа: двое суток, трое саней и др. В косвенных падежах с этими существительными употребляются формы количественных числительных (около двух суток, о трех санях).

4. Собирательные числительные в сочетании с существительными, называющими парные предметы (ботинки, носки, перчатки, туфли и т. д.), обозначают количество пар (трое ботинок -- три пары ботинок, двое носков -- две пары носков), а количественные числительные -- количество отдельных предметов (три ботинка, два носка).

5. Собирательные числительные способны употребляться самостоятельно (без существительных), называя совокупность лиц: семеро одного не ждут (пословица), трое вышли из леса, двое в городе. Количественные числительные в самостоятельном употреблении не получают предметного значения, а называют отвлеченное количество: Два плюс три равно пяти.

Все собирательные числительные в именительном и винительном падежах управляют родительным падежом множественного числа существительных: двое бойцов, и т. д. (ср. родительный падеж единственного числа с количественными числительными два, три, четыре: два бойца, три мальчика и т. д.), а в косвенных падежах согласуются с существительными.

Собирательные числительные не имеют категории рода, кроме числительного оба (мужской и средний род), обе (женский род), не изменяются по числам. Склоняются собирательные числительные как полные прилагательные во множественном числе:

И. двое, четверо

Р. двоих, четверых

Д. двоим, четверым

В. двое, четверо

Т. двоими, четверыми

П. (о) двоих, четверых

У числительного оба (мужского и среднего рода) в основе косвенных падежей имеется гласный о (обоих, обоим, обоими), а у числительного обе (женского рода) -- гласный е (обеих, обеим, обеими).

Порядковые числительные

Порядковые числительные одними своими признаками совпадают с числительными, другими -- с прилагательными.

С числительными их сближает лексическое значение (ср.: пятый дом и дом 5, шестая квартира и квартира 6) и производящая основа (порядковые числительные образуются от количественных: пять -- пятый, пятьдесят -- пятидесятый, сто тридцать восемь -- сто тридцать восьмой).

С прилагательными их объединяют синтаксические, морфологические и словообразовательные признаки. Порядковые числительные употребляются в роли определений (пятый час, третий звонок) или именной части составного сказуемого (Ю. Гагарин был первым, кто увидел Землю из космоса). Они изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные (шестой -- шестого -- шестому; шестая -- шестой; шестое -- шестого -- шестому; шестые -- шестых -- шестым). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть: тридцать пятый -- тридцать пятого -- тридцать пятому. В словообразовании порядковых числительных используются суффиксы, которые образуют и прилагательные: -/- (третий -- третьего); -н- (тысячный), *ое- (сороковой). Сложные порядковые числительные образуются по модели сложных прилагательных с числительным в первой части: пятидесятый, двухсотый (ср.: пятиугольный, двухпалубный).

Словообразование простых порядковых числительных знает некоторые особенности. От числительных один, два порядковые числительные образуются супплетивным способом: первый, второй. .Числительные третий, четвертый произведены от основ треть, четверть. Числительное седьмой сохранило в своем составе общеславянскую основу седмь (ср.: семь из седмь). При образовании порядковых числительных конечный мягкий согласный производящей основы сменяется твердым: пять -- пятый, шесть -- шестой и др.

Двойственная природа порядковых числительных приводит к тому, что они могут и заменяться количественными числительными (Олимпиада-80, квартира 5), и переходить в прилагательные теряя свое порядковое значение (первая любовь, второе дыхание, третьи петухи, шестое чувство).

Дробные числительные

Дробные числительные называют части целых чисел, количество частей целых предметов или совокупности предметов. В качестве числителя употребляется количественное числительное, а знаменателя -- порядковое. Если числителем выступает числительное одна или составное числительное с конечным компонентом одна, то порядковое числительное в знаменателе имеет форму женского рода единственного числа именительного падежа: одна пятая, двадцать одна сотая. Во всех других дробных числительных порядковое числительное стоит в форме родительного падежа множественного числа: две пятых, двадцать сотых. В косвенных падежах числитель и знаменатель согласуются: одну пятую, двум пятым, двадцать одной сотой.

Дробные числительные требуют постановки существительного в родительном падеже: одна шестая земли, три десятых овощей. Дробные числительные в отличие от количественных могут сочетаться с существительными собирательными и вещественными (три пятых молодежи, три пятых масла), называя количество частей какой-либо совокупности предметов (лиц) или вещества. В сочетании с существительными, обозначающими предметы, которые поддаются счету (дерево, дом, город и т.п.), дробные числительные могут называть или количество частей одного предмета, или же количество частей всей совокупности данных предметов: одна вторая дерева, одна вторая деревьев. В первом случае существительное стоит в родительном падеже единственного числа, а во втором -- в родительном падеже множественного числа.

Дробными являются также числительные полтора (мужского и среднего рода), полторы (женского рода), полтораста. Эти числительные обладают некоторыми особенностями.

Во-первых, они одним словом называют сочетание целого числа и части, тогда как во всех других случаях для соединения целого числа с дробным используется союз и или прилагательное целый - семь и две десятых, семь целых две десятых.

Во-вторых, числительное полтора, полторы сочетается в именительном и винительном падежах с существительными в родительном падеже единственного числа полтора метра, ведра; полторы тетради), а числительное полтораста -- с существительными в родительном падеже множественного числа (полтораста метров, ведер, тетрадей). Числительное полтора не сочетается с существительными, имеющими только формы множественного числа, кроме существительного сутки: полтора суток (ударение в числительном перемещается на первый слог). В отличие от других дробных числительных полтора, полторы, полтораста не употребляются с собирательными и вещественными существительными.

В-третьих, эти числительные имеют только две падежные формы: именительного и винительного падежей -- полтора, полторы, полтораста и косвенных падежей -- полутора, полутораста (с ударением на втором слоге).

В косвенных падежах существительные сочетаются с числительными полтора, полторы в форме множественного числа: полтора метра, но полутора метрам.

В значении дробных числительных употребляются существительные половина, треть, четверть (две трети, две четверти).

Неопределенно-количественные числительные

К неопределенно-количественным числительным относят небольшую группу слов, обозначающих неопределенное количество предметов (лиц) или вещества -- много, мало, несколько: много (мало) людей, домов, масла. Включение этих слов в разряд числительных очень условно, так как их сближает с числительными лишь количественное значение. Однако неопределенность количественного значения, выражаемого этими словами, позволяет их сопоставлять с неопределенными местоимениями (ср.: некоторые и несколько), по грамматическим признакам слова много, мало совпадают с наречиями: не изменяются по родам, числам и падежам, способны образовывать форму сравнительной степени (больше, меньше), употребляются не только в роли количественного определения (много домов, мало леса), но и в роли обстоятельства (говорил много, мало). Слово несколько, как и неопределенные местоимения, изменяется по падежам:

И. несколько

Р. нескольких

Д. нескольким

В. несколько, нескольких

Т. несколькими

П. (о) нескольких

Следует иметь в виду, что формы многих, многими образованы не от слова много, а от начальной формы многие.

Неопределенно-количественное значение приобретают и некоторые существительные (масса, уйма и др.): масса дел, уйма хлопот (16: 212-221).

В предложении имя числительное может выполнять самые различные функции, и служить как главным, так и второстепенным членом предложения. Чтобы определить синтаксическую роль этой части речи, необходимо правильно задать вопрос. В данной статье рассмотрены все варианты числительных в предложении с примерами.

Имя числительное играет очень важную текстообразующую роль. Оно может использоваться в речи в самых разных функциях.

Синтаксическая роль имени числительного в предложении

Количественные числительные могут быть и главным, и второстепенным членом в предложении. Для того, чтобы определить синтаксическую функцию имени числительного, нужно правильно поставить к нему вопрос.

  • Подлежащее всегда стоит в И. п. и отвечает на вопросы кто? что?

    Например : (Что?) Десять минус семь равно три. (Кто?) Тринадцать альпинистов бесследно исчезли в горах.

  • Сказуемое обычно обозначает действие или состояние подлежащего. Если сказуемое выражается числительным, как правило, оно обозначает результат и отвечает на вопрос сколько?

    Например : Триста тридцать три делить на сто одиннадцать - (сколько?) три.

  • Дополнение , выраженное сочетанием количественного числительного с существительным, отвечает на вопросы чего? чему? о чём? чем? что?

    Например : (Кому?) Сорока шести ученикам школы вручили грамоты. Всю ночь он думал (о ком?) об этих двух девушках. На день рождения мне подарили (что?) целых пять коробок конфет.

  • Определение , выраженное порядковым числительным, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? какими? каких? каким?

    Например : (Какая?) Седьмая кандидатка понравилась всем членам жюри. Играть роль определения может и собирательное числительное. Все (какие?) восьмеро детей были очень хорошо воспитаны.

  • Обстоятельство , выраженное числительным, обычно отвечает на вопросы где? когда? как долго? каким образом? И т. д.

    Например : (Где?) В семи милях от дома они поняли, что выехали зря. Он предложил встретиться (когда?) в шесть часов вечера.

1. Понятие об имени числительном.

Числительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

Числа (дважды два – четыре),

Количество предметов (четыре стола) или

Порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько ?, который ?

Схема 1. Числительное как часть речи

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды – группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),

число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять ).

К порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

Схема 2. Разряды числительных

3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

Количественные числительные, обозначающие целые числа,

Количественные числительные, обозначающие дробные числа,

Собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода.

4. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать ). Составные – из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять ).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные – составные (три десятых ), числительное полтора – простое, числительное полтораста – сложное.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Схема 3. Структура числительных

5. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Домашнее задание (Источник)

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряды числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Как важно бывает правильно ответить на вопрос сколько?! От правильного ответа могут зависеть и наши потери, и наши приобретения. На данном уроке вы узнаете, как правильно склонять количественные числительные, обозначающие целые числа.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста – это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни – это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть – порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора – простое, полтораста – сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один – одна – одно, два – две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу́тора, полу́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы – в составных дробных числительных – склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая – как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

Тема: Синтаксическая роль числительных в предложении.

Цели: выяснить развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    выражать положительное отношение к процессу познания;

    проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

    оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных ; .

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные : выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных; развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных .

ТИП УРОКА: урок комбинированный (УК)

Карта урока

Приветствие, выявление отсутствующих в классе.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

Проверка домашнего задания (упражнения, взаимопроверка).

Приветствие, дежурный называет отсутствующих

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

    Отгадайте ребусы.

7я (семья) о5(опять) 40а (сорока) (росток)

2. В самой глубокой древности люди почти ничем не владели. Вещей у доисторического человека было ничтожно мало, то ему считать-то было нечего.

Жители части Месопотамии научились собирать урожаи, создали систему законов и возвели исполинские здания. Часть Месопотамии, где жил этот процветающий народ, называется Шумер. Именно процветание шумеров и создало проблему, которая никогда раньше перед людьми не вставала. Им понадобилось вести счет своему богатству и как-то это отмечать. Так появились слова для счета – числительные.

Числа в жизни человека очень важны. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды… Числа окружают нас везде. А между тем, имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. Огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место. Какую роль играют числительные в предложении?

Как будет звучать тема нашего урока?

Какие цели поставим перед собой? Что нужно знать и уметь? 5мин.

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Записывают в тетради дату, тему урока.

3. Актуализация знаний.

    Орфографическая разминка «Склонение числительных» (с. 52). 10 мин.

Работа у доски: 55, 83, сто, сорок, двадцать седьмой. Взаимопроверка.

2. Графический диктант.

А что вы знаете об имени числительном как части речи? На этот вопрос мы ответим в виде записи знаков «+» и «- «.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте. +,

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня. -,

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные. -,

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят. -,

5. Числительные от 5до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения. +,

6. В предложении числительное может быть только сказуемым. -,

7. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. +,

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется. -,

9. В составных количественных числительных склоняется каждая часть. +

Работают у доски, взаимопроверка.

4. Первичное усвоение новых знаний

    Открытие нового материала. 10 мин.

Сегодня на уроке мы должны определить роль числительных в предложении. Для этого нужно провести эксперимент. Вы любите цветы? Сегодня мы вырастим 2 цветка: количественное числительное и порядковое. А вот сколько лепестков будет у каждого из них, зависит от того, как мы поработаем.

Наша цель: создать схемы- цветы. (Рисунок на доске).

    РАБОТА В ГРУППАХ: определить синтаксическую роль числительного.

1: Порядковые.

2: Количественные.

Определяют роль числительных.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу

5. Первичная проверка понимания

    Рисование цветка-схемы.

    Работа с учебником.

Создают схему.

Читают правила в учебнике, сравнивая с ответом

6.Первичное закрепление.

РАБОТА В ГРУППАХ: 10 мин.

    Карточка №1.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

3. Творческое задание.

Записывают предложения в исправленном виде , определяют роль числительных, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    Тест. 5 мин.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

2. РАБОТА В ГРУППАХ: За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна.

выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Д.З.: пар. 56, упр. 419 или упр. 421

Записывают в дневники д.з.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Интеллектуальная разминка. 5 мин.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Игра «Интервью».

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Оценивают результаты своей работы

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.


Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой? Который?.
Синтаксическая роль: В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже — в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства. Количественные числительные в сочетаниях с именами существительными являются одним членом предложения в формах И.п. и В.п. В остальных падежах они являются разными членами предложения. Ср.: На столе стояли три чашки. — На столе не хватало трех чашек. Сочетание порядкового числительного с существительным не является одним членом предложения. Например: Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно (В. Брюсов).

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.
Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.
Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).
Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками (две книги, девятнадцать страниц).
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества (две третьих, пять седьмых, тринадцать двадцать пятых).
Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Разряды числительных по структуре (строению)

По структуре выделяют числительные простые, сложные и составные.
Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).
Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).
Сложные числительные - которые имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый).

Склонение числительных.

Изменение числительных по падежам называется склонением. Особым образом склоняются числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста:
Количественные числительные не имеют категории рода (кроме числительных один, полтора, два), не изменяются по числам (кроме числительного один).

Числительное один согласуется с существительным, к которому оно относится, в роде, числе и падеже (одна ягода, один карандаш, одно окно; одной ягоды, одного карандаша, одного окна). Все остальные числительные в сочетании с существительным в форме родительного падежа употребляются в форме именительного падежа (два друга, пять столов, двадцать метров).

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются по образцу существительных III склонения:
И.пятьпятнадцатьтридцать
Р.пятипятнадцатитридцати
Д.пятипятнадцатитридцати
В.пятьпятнадцатитридцать
Т.пятьюпятнадцатьютридцатью
П.(о) пятипятнадцатитридцати
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две формы: И., В. — сорок, девяносто, сто; Р., Д., Т., П. — сорока, девяноста, ста.
При склонении числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот изменяются обе части слова:

И. семьдесят
Р. семидесяти
Д. семидесяти
В. семьдесят
Т. семьюдесятью П. (о) семидесяти
двести девятьсот двухсот девятисот двумстам девятистам двести девятьсот двумястами девятьюстами двухстах девятистах
При склонении составных числительных изменяется каждое слово:

Числительное тысяча склоняется как существительное I склонения; числительные миллион, миллиард, триллион —,как существительные II склонения.

Лекция, реферат. Разряды числительных по построению и значению,
склонение числительных, синтаксическая роль - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.