Что мы относим к объекту восприятия. Свойства восприятия

Ченнелинг

Делаем сеансы ченнелинга с Высшими Силами на разные темы.

Восприятие: что это такое, свойства, качества и нарушения восприятия.

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков.

Начальным этапом акта восприятия является ощущение, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие . В результате последовательных актов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть при необходимости воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. Наоборот, восприятие - процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.

Правильность акта восприятия зависит от состояния других физических функций (сознания, внимания и др.). Физиологической основой восприятия служит аналитико-синтстическая деятельность анализаторов, составляющих первую сигнальную систему (при влиянии второй). При восприятии, например легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т.д.

Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее. Если человеку показать, например, изображение собаки не известной для него породы, он тем не менее легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраса.

Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, восприятия, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей. Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия. Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.

Избирательный характер восприятия, выделение объекта при восприятии.

При восприятии обычно выступает сосредоточение внимания на каком-либо основном объекте. Другие объекты или менее важные детали рассматриваемого объекта остаются незамеченными, образуют фон восприятия. Процесс восприятия выступает в виде выделения объекта из фона. Так, встретив знакомого человека на улице, мы нередко перестаем замечать особенности других людей, идущих в уличной толпе, едущих по мостовой машин. Все это образует фон, из которого выделяется объект восприятия - знакомый нам человек. Показательно и то, что мы нередко не замечаем не существенные для нас детали и в облике этого человека - цвет его галстука, форму прически.

Избирательность восприятия непосредственно связана с прошлым опытом человека, его интересами, знаниями, мотивами, потребностями, особенностями личности. Так, врач или медицинская сестра заметят даже при внешнем осмотре больного значительно больше важных для оценки здоровья деталей, чем люди, не обладающие специальными медицинскими знаниями. Любитель живописи, рассматривая незнакомую картину, обратит внимание на ряд ее особенностей, которые останутся незамеченными для человека, плохо знакомого с изобразительным искусством. Эта зависимость восприятия от прошлого опыта, мотивов, потребностей, особенностей личности, отношений человека называется апперцепцией.

Физиологической основой избирательности восприятия, умения вычленить объект из фона является свойство нервной системы выделять сигнал на фоне шума. Не относящийся к делу фон является помехой при восприятии объекта. Его называют шумом, независимо от того, затрудняет ли помеха восприятие слуховое, зрительное, обонятельное и т.п. Характерным примером шума являются помехи при восприятии радиопередачи. Специальные нервные механизмы позволяют выделить и воспринять нужный объект, сигнал их шума.

Известны различные типы, затрудняющие восприятие помех или шумов. Задачи такого рода напоминают восприятие, нахождение нужного объекта при поисках инструмента в ящике, в котором имеется много инструментов, расположенных в беспорядке друг над другом, либо при опознании легкового автомобиля определенной марки на дороге с многорядным движением.

Характерной чертой восприятия является его константность , т.е. относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Человек узнает геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб и др.) независимо от того, в какой плоскости предъявлены фигуры - вертикальной, горизонтальной или при определенном наклоне плоскости, на которой расположена предъявляемая фигура. При изменении плоскости предъявления фигуры на сетчатку глаза проецируются изображения, значительно отличающиеся друг от друга, если, например, квадрат расположен в вертикальной или наклонной плоскости.

Константность восприятия выступает также при определении человеком величины предмета в случае их различной (но не очень большой) удаленности от глаза. Постоянство восприятия отмечается также в определенных пределах при узнавании цветов. Так, белая бумага воспринимается как бумага одного и того же цвета при солнечном и электрическом освещении, хотя электрический свет содержит много красных и желтых лучей и мало синих.

Узнавание объектов может быть разделено на два основных вида: обобщенное и индивидуализированное. При обобщенном узнавании мы относим предмет к какой-либо определенной категории, более или менее общей, широкой. Рассматривая изображение стола или стула, человек может сказать, что видит мебель, затем уточняет тип мебели - стол, стул, и указывает, что видит, например, письменный стол. Это все примеры обобщенного узнавания. При индивидуализированном узнавании объект отождествляется с каким-либо конкретным единичным объектом, воспринимавшимся ранее. К такому типу восприятия относится узнавание знакомого человека, конкретного, виденного раньше письменного стола и т.п.

Важную роль в процессе узнавания играет слово, вторая сигнальная система. Узнавая тот или иной объект, человек обычно относит его к определенной словесно обозначаемой категории предмета. Слово придает восприятию осмысленный характер. Оно помогает объединять воспринимаемые предметы в смысловые группы, создает предпосылки для обобщенного восприятия.

Нарушения восприятия

Словесные обозначения значительно облегчают восприятие, делают процесс восприятия более экономным, уменьшают избыточность этого процесса. Так, слово "стол" объединяет ряд предметов, сходных по форме, величине и функциональному назначению. При узнавании стола человек не должен сопоставлять предъявляемый объект только с точно таким же единичным предметом, воспринимавшимся им ранее. Он может использовать для узнавания стола свои обобщенные знания о предметах, объединяемых названием "стол".

Словесные обозначения показывают также существенную помощь при выделении объекта из шума, при необходимости различения предмета с другими, сходными с ним предметами ( воспроизведены на рис.).

Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материальных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение предметов в пространстве.

Поскольку 90% информации мы получаем с помощью зрения, рассмотрим некоторые особенности зрительного восприятия предметов. Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предметов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит развернутый, осмысленный характер (сукцессивное узнавание). Иногда свидетелю удается запомнить характерные опорные признаки предметов, людей, например отдельные броские черты, дефекты лица. И прежде чем ему предъявят для опознания людей, он может назвать эти признаки. Но так бывает далеко не всегда.

В процессе восприятия зрачок глаза совершает как бы ощупывающие предмет мелкие движения, останавливаясь на его различных точках, выделяя смысловые центры. В основе механизма восприятия лежит свойство нашего зрительного анализатора при строго неподвижном фиксированном положении зрачка через 1-2 с утрачивать полученное изображение на сетчатке глаза. Поэтому зрачок самопроизвольно находится в постоянном движении, перемещая тем самым проекцию отражаемого объекта по различным смежным участкам сетчатки. Это первый вид движения глаза. Второй вид проявляется в более крупных движениях глаза с одной информативной точки на другую, напоминая скачкообразные (саккадические) или плавные (дрейфовые) перемещения.

Поскольку движение глаз, сопровождающее перцептивную деятельность, тесно связано с мышлением, наблюдение за человеком с «бегающими глазами» может подсказать следователю об активизации зрительного восприятия, мыслительных процессов, связанных с той ситуацией, в которой оказался субъект, подозреваемый в даче ложных показаний при предъявлении изобличающих его доказательств. Многопред- метность восприятия, стремление в ограниченный отрезок времени «схватить» главные, существенные признаки предъявленных доказательств, поведение самого следователя могут вызвать у такого лица ускоренное движение зрачков глаз. Все это может свидетельствовать о его повышенном интересе к возникшей в кабинете следователя ситуации, о его личной заинтересованности в результатах расследования.

При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направление взора с выделением наиболее важных «узлов» и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора.

Чтобы больше расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет относительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, которые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетической точки зрения криминалистических объектов.

Основными факторами, влияющими положительно или отрицательно на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия, являются:

перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности; сюжетное осмысление им возникшей ситуации; объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия;

и наконец, опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления.

Анализируя воспринятые свидетелем различные события, мы также наблюдаем воздействие на его перцептивные процессы перечисленных выше закономерностей, что иногда приводит к полным или частичным искажениям (иллюзиям).

Например, по одному уголовному делу об автопроисшествии разыскивалась автомашина, на которой вечером был совершен наезд на людей. Очевидец события некто Н., смотревшая вслед удалявшейся на большой скорости с места происшествия машине, утверждала, что это был «грузовик с прицепом в виде фургона, покрытого брезентом». В результате кропотливой розыскной работы установили автомашину, на которой действительно был совершен наезд, однако никакого прицепа у нее не было. Только благодаря тому, что следователь критически отнесся к показаниям свидетельницы, допустив возможность искажения ее зрительного восприятия, дело не зашло в тупик. Осматривались не только грузовые автомашины с прицепами, но и подобного типа машины без прицепов. В последующем свидетельница объяснила ошибку своего восприятия тем, что «хлопающий на ветру сзади кузова быстро ехавшей машины брезент тента» создал у нее искаженное представление о том, что машина была с прицепом. Подобных примеров следственная практика знает немало. Это, по существу, те «поразительные эффекты зрительных искажений, которые не нарастают, а возникают мгновенно. Они необычайно реалистичны, практически неизменны при повторениях и почти одинаковы для всех, кто их когда-либо наблюдал»1.

Говоря о восприятии объектов, следует также упомянуть еще и об искажающем влиянии фона как на конфигурацию, так и на цвет предмета.

Восприятие пространства. Более сложным видом перцептивной деятельности, по сравнению с восприятием отдельных предметов, является восприятие пространства, которое включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относительно друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет исключительно важное значение.

В основе пространственного восприятия лежит деятельность вестибулярного, глазодвигательного аппаратов, участие бинокулярного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от сведения зрительных осей на фиксируемом предмете (конвергенция) и ощущения от изменения преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны (аккомодация). Также активную роль в восприятии пространства в сочетании со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические анализаторы. Большое влияние на точность пространственного восприятия оказывает опыт.

Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помощью которой мы как бы расчленяем пространство на его составные элементы и затем оцениваем их в отдельности. Поэтому, когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно воспользоваться этой системой, предложив ему последовательно определить расстояние до отдельных точек, а уж затем, суммировав данные анализа, попытаться определить искомую величину.

Также большое значение для восприятия пространства имеют: положение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, наличие теней на предметах способствует более точному восприятию. Расположение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по сравнению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его движения при прочих равных условиях может привести к большему искажению пространственного восприятия движущегося объекта.

Восприятие времени - это отражение в сознании человека последовательности, длительности, скоротечности явлений действительности. Это, наконец, ориентировка человека в самом времени.

В основе восприятия времени лежат ритмические процессы жизнедеятельности организма.

На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы: перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками. Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом1. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок всвидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса.

Значительное влияние на восприятие продолжительности какого- либо события во времени также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личност- но значимых мотивов, воспринимается более коротким.

Также меняется восприятие продолжительности времени в зависимости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в их показаниях.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмоциональной, психической напряженности, что также оказывает искажающее влияние на оценку продолжительности события. Подобное можно наблюдать, например, при допросе обвиняемого, который находился в момент совершения преступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать разработанный в психологии прием оценки времени по методу воспроизведения. В этих случаях в ходе следственного эксперимента обвиняемому (потерпевшему, свидетелю) предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Оценивая данный метод, следует сказать, что он хотя и точнее обычной количественной оценки субъектом продолжительности событий, но все же не исключает ошибок, которые могут колебаться в пределах 12-28%.

Иногда при расследовании преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интервалы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать временную оценку интервалов, мы нередко сталкиваемся с существенными искажениями в оценках их длительности. В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени.

Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, практически не воспринимаются. При интервалах в 0,5-1 с границы выстрелов и интервал образуют единство. И лишь при интервалах свыше с преобладающим является восприятие интервала. Наряду с этими эмпирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные - недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее первого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности

громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками. Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точностью определить интервалы между выстрелами, следует не только попросить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хронометрированием следователем его действий. Практика показывает, что оценки интервалов свидетелем в первом и втором случаях будут существенно отличаться друг от друга.

По одному уголовном уделу важно было установить интервал между двумя выстрелами. Допрошенный по делу свидетель А. заявил, что он слышал два выстрела, похожих на хлопки, с интервалом в 20- 30 с. Когда же следователь предложил ему постукиванием воспроизвести услышанные хлопки выстрелов, оказалось, что интервал между ними не превышал и 5 с. Следовательно, метод воспроизведения оказался точнее в 4-6 раз метода количественной оценки интервалов. В связи с этой особенностью некоторые авторы рекомендуют: прежде чем задавать вопрос о продолжительности интервала, предложить свидетелю постукиванием обозначить границы интервала с одновременной фиксацией его в единицах времени.

Восприятие движения - это отражение в сознании человека изменений положения предмета в пространстве: его скорости, ускорения и направления. Поскольку восприятие движения в своей основе имеет восприятие предметов и пространства, то в нем участвуют те же анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.). />Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем случае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения и по нему уже дается оценка скорости. С этим явлением следователь сталкивается при расследовании автопроисшествий. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомашины по результатам аварии и той динамичной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформированный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку ошибочным умозаключениям.

Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов. Ответы на эти вопросы объяснят причины его возможных ошибок в показаниях о скорости движения транспорта.

He полагаясь целиком на метод количественной оценки, можно прибегнуть к методу сравнения. Во время следственного эксперимента водителю предлагается ехать определенное расстояние сначала со скоростью 10, затем 20, 30, 40 и т.д. километров в час. Сравнивая скорости движения, свидетель может определить, в какой момент скорость машины примерно соответствует той скорости, с которой она ехала раньше.

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебнопсихологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний следователем, судом.

К тому, как проявляются закономерности перцептивных процессов, мы еще вернемся при рассмотрении психологических особенностей проведения следственных (судебных) действий, таких, как осмотр места происшествия, предъявление для опознания и некоторые другие в последнем разделе нашего учебника.

Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Поэтому его основное свойство – предметность. Предметность выражается в отнесении сведений, полученных от предметов внешнего мира, к определенному классу, узнаем их. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Образы восприятия - это целостные, как правило, законченные и предметно оформленные образы, а не наборы отдельных свойств и признаков. Предметы имеют не просто цвет, форму, размер и т.п., но и вполне определенное функциональное значение в нашей жизни и деятельности. Предметность восприятия - не врожденное качество. Открытие субъектом предметного мира обеспечивается с помощью определенной системы действий. Решающую роль при этом играют осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом.

Целостность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие на органы чувств, восприятие есть его целостный образ, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Воспринимаем, например, целостную музыкальную мелодию, а не последовательный набор нот, пауз, звуков. Целостность восприятия выражается и в том, что образ воспринимаемых предметов может быть полностью не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого их набора. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени. Так мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями:

Рис. 11. Целостность восприятия.

Осмысленность (категориальность) восприятия . Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют конкретное смысловое значение. У человека восприятие теснейшим образом связано с мышлением, пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Осмысленность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом - понятием, относим к определенной группе, классу предметов, и ищем и видим признаки, свойственные всем предметам данного класса, в незнакомых предметах пытаемся уловить сходство со знакомыми. Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Его опыты доказали, что только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.


Рис. 12. Стимульный материал теста Роршаха.

Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к конкретной категории. На рисунке 8 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке.

Рис. 13. Силуэтный рисунок.

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их одновременно воспринимать. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия , которая зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.

Восприятие обладает свойством константности, т.е. относительного постоянства воспринимаемой формы, цвета, размера (удаленности) предмета независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Дело в том, что в ходе жизни человек приобретает способности корректировать, исправлять ошибки и искажения восприятия, вызванные своеобразием ситуации процесса восприятия в целом, т.е. многообразными изменениями обстоятельств, условий восприятия одних и тех же объектов. Например, при одновременном зрительном восприятии самолета и мухи они могут оставить на сетчатке глаза одинаковый по величине физиологический след (сетчаточный образ), но самолет воспринимается большим, а муха – маленькой.

Люди, воспринимаемые нами (визуально) с расстоянии 1 и 50 м, не кажутся великанами и карликами, а воспринимаются в некотором постоянстве привычных человеческих размеров. Та же константность проявляется и в восприятии цвета. Например, белое остается белым и в солнечном свете, и в сумерках, хотя физические характеристики отражаемого предметом света очень существенно меняются. Константна для нас и форма известных предметов. Константно воспринимаются и лица знакомых людей, несмотря на некоторые изменения освещения или ракурсов наблюдения. Благодаря константности восприятия человек живет в мире относительно постоянных вещей, а не в мире беспрерывно меняющихся и не связанных между собой свойств, а значит, может с уверенностью ориентироваться в предметном мире.

Механизм константности - не врожденный, а приобретенный. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий.

Однако в некоторых условиях механизм нарушается:

1) в случае резкой смены условий обитания человека: люди, постоянно живущие в густом лесу и не видевшие ранее предметы на большом расстоянии, при большой удаленности воспринимают их как маленькие;

2) при попадании в непривычные условия: из окна верхнего этажа высотного дома объекты на земле кажутся слишком маленькими, тогда как строители, работающие на лесах, видят их без искажения;

3) люди, потерявшие зрение в детстве и прозревшие после операции во взрослом возрасте, промахиваются мимо предметов, затрудняются отличить шар от круга и т.д.;

4) в раннем онтогенезе. Пример: сын просит отца: «Папа, достань мне звезду».

Структурность восприятия, восприятие не является простой суммой ощущений, не определяется просто набором раздражителей. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Показательными с этой точки зрения являются «двойственные изображения».

Рис. 14. «Вазы и лица», «Лицо и дерево», «Сосчитайте, сколько кубиков».

Структурность восприятия (в основном зрительная) была предметом изучения в гештальтпсихологии. Главный интерес сводился к выяснению, как из отдельных частей, деталей предметов складывается целостный образ. Так, М. Вертгеймер выделил факторы, влияющие на организацию этих образов и облегчающие выделение фигуры из фона. К таким факторам относятся:

1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и т.п.

2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные.

3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).

4. «Вхождение без остатка».

«Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия двух и более пересекающихся или касающихся линий (рис. а , как правило, воспринимается прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рисунках б и в)

6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые: на рисунке 13– квадраты и окружности.

7. Установка или поведение наблюдателя.

8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (напр.: собакаестмясо или кошкаловитмышей).

Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Ответы к школьным учебникам

У человека наряду с потребностями, обеспечивающими физическое существование (в пище, воде, общении, продолжении рода, безопасности и т. д.), имеются духовные потребности (в творческой деятельности, признании результатов своего труда, искусстве и т. д.) и потребности в предметах, созданных человеческой цивилизацией.

2. Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека.

Базовые потребности (связаны с обеспечением жизнедеятельности организма): потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и др.

Вторичные потребности (связаны с поведением человека в обществе): потребность в учебе, работе, творчестве, искусстве и др.

3. Какие факторы влияют на формирование потребностей?

На формирование потребностей влияет уровень развития общества, материальный достаток семьи, мода на те или иные предметы потребления.

4. Какова роль речи в организации трудовой деятельности?

С помощью слов люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми, делиться знаниями, приобретать новые знания, навыки и умения.

5. Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет?

Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому.

Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики - команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции становятся такими длинными, но вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение.

Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения.

6. Какие психические процессы относятся к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

7. Что мы относим к объекту восприятия, а что - к фону?

К объекту восприятия можно отнести предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания. Все прочие в данный момент предметы служат фоном восприятия.

8. Какие трудности бывают при воспроизведении информационного материала?

Различают объективное и субъективное восприятие. Когда человек точно описывает факты, то он использует объективное восприятие. При субъективном восприятии человек описывает (воспроизводит) не столько факты и события, свидетелями которых он был, сколько свои переживания по поводу этих событий. Понять из такого рассказа что-либо конкретное невозможно.

9. Каково значение речи при запоминании и воспроизведении?

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память значительно более устойчива, когда опирается на речь. С помощью речи усиливается запоминание и последующее воспроизведение полученной информации.

10. Чем краткосрочная память отличается от долговременной?

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память. В первом случае в системе цепей нейтронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором - вырабатываются химические вещества, которые направляют возбуждение по нужным каналам связи.

11. Что такое воображение?

Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе переработки уже имеющихся образов и впечатлений.

12. Объясните разницу между активным воображением и пассивным.

Активное воображение - воображение, которое позволяет человеку до начала его работы представить то, что получится в результате. Пассивное воображение - воображение, которое подменяет собой активные действия, по существу - это мечтания.

13. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.

Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, так как является средством выражения и сообщения мыслей.

Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д.

14. Каковы качества ума?

Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициативность, избирательность - основные качества ума.

Восприятие обладает следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность. Рассмотрим их подробнее.

Предметность - способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Пока мы не зафиксировали взгляд на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший название феномена "фигуры и фона".

Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, он для нас мало интересен, поэтому мы его не замечаем. Предмет имеет контур, притягивает наше внимание, лучше запоминается. Разделение сигналов на фигуру и фон хорошо демонстрирует ситуация на многолюдном шумном собрании. Выделяя из массы происходящих вокруг нас разговоров лишь один, мы делаем его главным сигналом (фигурой), а все остальные звуки лишь фоном.

Разделение нашего восприятия на фигуру и фон особенно ясно проявляется в музыке. Композиторы нередко дают две различные темы одновременно, зная, что слушатель выделит одну из них как главную. Слушая оркестр, мы выделяем одну тему и следим за ней.

В зависимости от задач, стоящих перед нами, предмет и фон могут меняться местами. Эту особенность нашего восприятия прекрасно иллюстрируют примеры обратимых фигур (рис. 1), когда предмет и фон меняются местами. Например, всем известно изображение вазы и двух профилей. Автором этой картины является датский психолог начала XX в. Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении "ваза - профили" фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру, какую - за фон.

Выбор фигуры определяет мотивация личности, установка на восприятие. Для иллюстрации можно привести известные эксперименты Шафера и Мэрфи.

Группе людей тахистоскопически предъявлялась известная фигура Рубина, образованная двумя "полумесяцами", каждый из которых

Рис. 1.

мог видеться как профиль, образующий фигуру на фоне. Опыт строился по типу игры: испытуемый получал вознаграждение, если видел одно из лиц, и штрафовался, если видел другое лицо (при этом в тахистоскопе многократно предъявлялось каждое лицо в отдельности). Когда впоследствии внезапно предъявляли двусмысленную фигуру, испытуемый воспринимал в качестве фигуры то лицо, которое обычно вознаграждалось. Иначе говоря, "ожидания" субъекта определяли выбор элементов фигуры-фона. Аналогичные результаты получали Сэнфорд, Левин, Чейн и Мэрфи в условиях пищевой депривации. При тахистоскопическом предъявлении неопределенных изображений испытуемые часто видели пищевые объекты там, где их не было, при этом пищевые рисунки быстрее и правильнее узнавались с увеличением времени голодания. Источником "ожиданий" испытуемых в данном случае было состояние острой органической потребности, которое определенным образом на правляло восприятие.

Однако окончательно вопрос о выборе фигуры и фона, который кажется простым, пока не решен. Ясно одно, что выбор фигуры не однозначен. В случае с обратимыми фигурами оба варианта выбора одинаково приемлемы, что и делает, например, изображение "ваза - профили" парадоксальным.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраи

Рис. 2.

вается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже "видим" грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти шаблонами.

Константность - относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.

Рис. 3.

Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождение зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.

Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь.

Роль константности восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Если бы не существовало константности восприятия, нам пришлось бы каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно неизменное.

Категориальность - это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Таким образом, мы все время решаем вопрос: "Что это такое?" Благодаря этому свойству мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответственно строим свое поведение.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как определенный предмет, нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Обобщенность восприятия особенно важна при восприятии человека человеком. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения с ними в соответствии с тем, к каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия. Встречая незнакомого человека, мы пытаемся отнести его к определенному классу людей, составить о нем свое мнение. Времени для подобной работы у нас не хватает, мы стремимся экономить наше время и энергию, поэтому используем при восприятии людей стереотипы.

Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Выделяют стереотипы: профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие.

Стереотипизация может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время процесса познания.

В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения.

Представьте себе ситуацию. Скоро выборы президента. Есть описание трех кандидатов.

Первый кандидат дважды отчислялся из колледжа, в студенческое время употреблял опиум, сейчас каждый вечер выпивает литр виски и спит до полудня.

Второй кандидат является героем войны, иногда по праздникам выпивает пиво, не курит, вегетарианец, любит свою жену, внебрачных связей не имеет.

Третий кандидат связан с нечестными политиками и консультируется у астрологов. Имеет двух любовниц, заядлый курильщик, каждый день выпивает от 8 до 10 бокалов мартини.

Кого вы выбираете? Не удивительно, если второго кандидата. Срабатывает стереотип восприятия. Второй кандидат вписывается в стандартные положительные характеристики.

А ведь здесь дано описание трех исторических персонажей: первый - Уинстон Черчилль, второй - Адольф Гитлер, третий - Франклин Рузвельт.

Свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются в жизненном опыте.