Праздник Благовещения. Начало нашего спасения

«Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, - как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Преподобный Феодор Студит

Если имеем помощь Богородицы и святых, то кто одолеет нас? Никто, никогда!

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Никогда ни один вестник не приносил более радостной вести земле, проклятой за свое отчуждение от Бога и за свой союз с мрачным сатаною, чем светозарный и дивный архангел Гавриил. Чьи уста его не восславят, чье сердце его не возблагодарит! Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты.

Святитель Игнатий Бренчанинов

Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения, девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Сошествие Святаго Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на нее Святый дух после благовестил, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, соделал благодатно-чистою, способной принять в Себя Бога-слова и соделаться Его Матерью... Во второй раз нисшел Святый Дух па Деву в день Пятидесятницы... разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.

Святитель Амвросий Медиоланский

Она была Девой не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастоства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее небыло ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях; телосложения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты.

Епископ Феофан Затворник

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых – тех самых, которые, в воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы.

Преподобный Никодим Святогорец

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

Святитель Иоанн Златоуст

Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовной и святой силой подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней Зародыш, как бы какую ткань для спасения людей.

Святитель Григорий Палама

Дева-Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее – как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, и Подательница настоящих, и Ходатаица – вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по ее молитвам о нас.

Преподобный Ефрем Сирин

Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Заключительное слово на III Вселенском Соборе

Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева!

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, в котором Сам выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Смотри , , , , ).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее,” то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, , ). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.”

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что всегда оберегает дар свободной воли , которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь приобщает нас Своей Божественной природе).

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (). В этот день вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” () “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью ” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский , перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся .” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия , праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

“Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”

Богослужение праздника

Б лаговещение празднуется 7-го апреля (25-го марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии” и только с 7 века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий , в 4 веке, называл его “первым в ряду праздников,” началом домостроительства спасения людей. В 5–6 веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, . Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с “лествицей,” виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, ). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью,” т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг) , , , , . На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопределенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле () высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие () повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

Задостойник

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу.

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Земля, возвещай радость великую, небеса хвалите славу Божию.

Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На литургии перед причащением поется

Причастен

Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе.

Господь избрал Сион и возжелал его в жилище для Себя.

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“главизна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

Канон Благовещения

Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Песнь 1-я

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса ().

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное ().

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась ().

Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? ()

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается ().

Песнь 3-я

Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (; )

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой ().

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Песнь 4-я

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (; ).

Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? ()

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой ().

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению ().

Песнь 5-я

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда ().

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона ().

Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? ().

Ангел : Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (; ).

Песнь 6-я

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия ().

Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком ().

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (; ).

Песнь 7-я

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь : благословен, Всечистая, плод Твоего чрева ().

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия ().

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни ().

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое ().

Песнь 8-я

Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа (; ).

Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки ().

Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки ().

Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки ().

Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Пеcнь 9-я

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; ), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ().

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ().

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ().

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ().

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, ).

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

Ты - венец девства, Ты - Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! (Заключительное слово на III Вселенском Соборе).

От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господнятри громкие таинства, которые совершились в тишине Божией.

Мученик Иустин Философ:

Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей.

Святитель Григорий Нисский:

Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства.

Сказавшая слова: "Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева (Ис. 7, 14).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа - не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась.

Святитель Иоанн Златоуст:

Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовной и святой силой подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней Зародыш, как бы какую ткань для спасения людей.

Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

От Пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О, предивный и пречудный обмен.

Святитель Григорий Палама:

Дева - Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица - вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она - слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она - начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего.

Святитель Григорий Нисский:

Говоря о Нерастленной и Неискусобрачной, невозможно в собственном смысле употребить слово "зачатие", потому что слова "девство" и "плотское зачатие" несоединимы в Одной и Той же.

Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так не ощутила рождения. По свидетельству пророчества без болезней было у Нее рождение: "прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном" (Ис. 66, 7).

Преподобный Ефрем Сирин:

Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.

Преподобный Никодим Святогорец:

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

Никифор Каллист:

Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные.

Святитель Амвросий Медиоланский:

Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты.

Никифор Каллист:

В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Священномученик Игнатий Богоносец:

У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество ангельское с человеческим.

Святитель Дионисий Ареопагит:

Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого представления.

Святитель Феофан Затворник:

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых - тех самых, которые, в воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский:

Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Слова Божия, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, которая по своей чистоте телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа. И как тогда, благодаря девственной чистоте своей, взошла и приблизилась к Богу Духу Святому и соединилась в единый дух с Богом,- как сказано в Писании: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17), так и в пречестном Успении своем тою же ступенью взошла к нему, на небеса и превыше небес. Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, ибо через смирение стала достойной быть Ему Матерью. Той же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых... Этой же высокой ступенью глубочайшего смирения достигла она превысочайшей чести Богорождения, нетленного материнства, ибо во время смиренных слов Ее: "Се, Раба Господня" (Лк. 1, 38) в Ее пречистой девической утробе "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин. 1, 14). Смирение есть основание всего, и все прочие добродетели служат как бы надстройкой на этом основании. И в жизни своей Пречистая Дева более всего смирением приблизилась к Богу, Который говорит: "На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом" (Ис. 66, 2). Тем же смирением и в Успении своем Она взошла на небеса и возведена со славою на престол Небесного Царствия, ибо смирение царствует Пречистой Девой там, откуда низвержена гордыня.

К третьему начальнейшему лицу Святой Троицы - Богу Отцу Она взошла третьей высочайшей ступенью - любовью, ибо по апостолу "любовь из них больше" (1 Кор. 13, 13). Через нее Она сделалась Дочерью Отца Небесного. Как возлюбила Пречистая Дева Бога, этого не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум, ибо любовь есть одна из неведомых тайн сердечных, одному только Богу, и сердцу испытующему, известная.

У людей любовь различается по видам: особым образом любят родителей, иначе друга, иначе сына. Любовь же Пречистой Девы не имела различий, ибо тот Единый, Которого Она любила, был для Нее и Отцом, и единственным Сыном, и Женихом нетленным. Вся Ее всеобъемлющая любовь направлялась к единому Богу, и ради нее Она названа и невестой Святого Духа, и Матерью Бога Сына, и Дочерью не по такому приобщению, каким все становятся верными чадами Божиими, по словам Писания: "Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12), и в другом месте: "И я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 17-18). Пречистая Дева сделалась дочерью Бога Отца иным, несравненно высшим, честнейшим и ближайшим усвоением.

Представим себе, что некий человек принял к себе двух юных осиротевших отроковиц, воспитал их, как дочерей, и назвал их обеих своими дочерьми, а затем одну из них сделал невестой своего единокровного сына. Эта отроковица, сочетавшаяся с сыном его, становится по закону естества его ближайшей дочерью, родственной ему в большей степени, чем та отроковица, которая не сочеталась с сыном его. Ибо эта является только названной дочерью его, первая же и по закону естества становится его дочерью, так как становится плотью единой с его сыном, по закону естества - дочерью того же отца. Точно так же можно сказать о Пречистой Богородице. Так тремя этими ступенями (я не упоминаю бесчисленных других) Матерь Божия восходит ныне в горнее: к Богу Духу Святому - девственной чистотой, к Богу Сынусмирением, и к Богу Отцу - любовью. Скажу более: всеми этими ступенями взошла Она к единому в Троице Богу. Ибо тем, чем угодила Богу Духу Святому, тем же угодила и Богу Сыну, и Богу Отцу; чем угодила Богу Сыну, тем же угодила и Богу Отцу, и Богу Духу Святому; чем угодила Богу Отцу, тем угодила Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева. совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама.

Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим.

При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершилось по общему закону человечества, следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Богоматерь исповедует перед всем человечеством в Евангелии... что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества.

Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз сошел на Нее Святой Дух после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, сделал благодатночистой, способной принять в себя Бога Слово и сделаться Его Матерью... Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы... Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую ступень христианского совершенства, сделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.

Божия Матерь не познала борьбы с плотскими пожеланиями: прежде чем могло подействовать в Ней вожделение, сошел на Нее Святой Дух, запечатлел Ее чистоту, даровал Ей духовное наслаждение, к которому прилепилось Ее сердце.

Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком.

Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью в сосуд Божий.

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", одну Богоматерь она просит: "Спаси нас".

Московский Патерик:

Летом 1395 г. вторгся в русские пределы Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, избил много народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного гостя. Белено было перенести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами... Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле, навстречу иконе, И чудо совершилось. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи... Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. "Эта Дева,- сказали они,- Заступница русских, Мать христианского Бога... Ее сила неодолима". Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. "Бежал Тамерлан, говорит летописец, гонимый силой Пресвятой Девы".

Троицкий Патерик:

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий совершал келейное правило и перед иконой Богоматери пел Акафист, что он делал ежедневно... Когда он окончил молитву, его душа ощутила приближение небесного явления и он сказал своему келейнику преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо: мы будем сейчас иметь чудесное посещение". И сразу послышался голос: "Се, Пречистая грядет!" ...Старец встал, вышел в сени, и здесь осиял его свет ярче солнечного. Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом... Не в силах вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц. Но благая Матерь прикоснулась к нему и сказала: "Не бойся, избранник Мой. Услышана молитва твоя об учениках твоих. Не скорби больше и об обители твоей. Отныне она будет иметь изобилие во всем - не только при жизни твоей, но и после того, как ты отойдешь к Богу. Я не оставлю этого места и всегда буду хранить его".

«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста …» воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей), который также был потомок Царя Давида, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.

Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин - указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, прореченная Исайей. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Однажды Пресвятая Дева Мария читала Книгу пророка Исаии, остановилась на том месте, где было сказано «вот дева примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил » (что означает с нами Бог) (Ис.7,14) и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.

И вот является Ей ангел и приветствует Ее: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами ». Эти слова стали первой «благой вестью» для человечества после его грехопадения.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел » (Лк. 1, 28-38).

Считается, что именно в этот момент совершилось таинство воплощения Сына Божия.

Если праведная Сарра приняла весть о рождении от нее Исаака с замешательством, а праведный Захария при подобном предвестии о рождении Предтечи Господня требовал от ангела знамения, то насколько выше самых праведников является Пресвятая Дева Мария, когда благовещение о рождении от Нея Христа — Спасителя, Сына Божия, сверхъестественном, непостижимом, Божественном, приемлет без замешательства, без недоверия.

Страшно даже подумать, что могло бы произойти, если бы на земле не нашлось Достойнейшей для приятия высочайшего Дара Божьего:

По толкованию Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию ». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь ».

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. О том, каким образом, каким способом совершается вселение Сына Божия во чрево Пресвятой Девы, знает, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, “только Сам Бог, и не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо ”.

Православная церковь свято верит, что Мария осталась Девою и по рождестве первенца Иисуса, по пророчеству (пр. Иез.44,2). «И сказал мне господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израелев, вошел ими, и они будут затворены ». На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова.

По словам святителя Феофана Затворника Благовещение тесно связано с установлением таинства Тела и Крови. «Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее ».

Дата праздника Благовещения связана с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря. Считается, что в этот же день 25 марта произошло Сотворение мира - таким образом, человечеству был дан второй шанс.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех других. У древних христиан он носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», — и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование «Благовещения Пресвятыя Богородицы». В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

По уставу в этот день, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия, даже если Благовещение случается в Великую пятницу (в этот день литургия исключена). По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже если он приходится на Пасху . Очень редко случается, что Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой . Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

События Благовещения были описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. Существуют еще апокрифические тексты, но они не изменяют общей истории Благовещения, а добавляют к ней ряд подробностей. В апокрифах - так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи. Его иконография стала складываться очень рано. Основными его атрибутами стали: лилия — символ непорочности Девы Марии; прялка , веретено (с красной пряжей) — образ плоти Христовой; книга пророка Исайи, которую читает Мария; райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь — символ примирения Бога и творения; колодец - символ чистоты Марии. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.

В западноевропейской живописи проторенессанса особенно стоит отметить произведения фра Беато Анжелико, Симоне Мартини; из ренессансных работ - картины Леонардо да Винчи и Боттичелли, а из северных работ - Ян ван Эйк, Робер Кампен и Рогир ван дер Вейден. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко, как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку сюжета проникают многие вольности и отступления.

В иконописной традиции принято, чтобы одно крыло архангела оставалось простёртым за спиной, а другое - поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь - образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. Благовещение переводится с греческого как благая весть . Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связаной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками». Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

Самое раннее «Благовещение» в русском искусстве,(1040-е гг) — мозаика на двух столбах в киевском соборе Святой Софии.


Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 г.

Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери - красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.

Среди русских икон на этот сюжет стоит отметить «Устюжское Благовещение», написанное в XII веке в Великом Новгороде, иконы Рублева и Даниила Чёрного, а также фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы. К более позднему времени относятся работы Боровиковского.

Благовещение Устюжское. 30-40-е гг. XII в.

В Московском Кремле ранее особо почиталась чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что в царствование Иоанна Грозного она чудесным образом явилась написанной на стене Кремлевской башни. Ее появление было связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о «самописанной» иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня, затем каменный храм, а башню стали называть Благовещенская.

Один из самых известных храмов, посвященных этому празднику, — Благовещенский собор Московского кремля , основанный как домовый храм царской семьи при кремлевском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», — молвил он, и через несколько дней его не стало.


Благовещенский собор Московского кремля

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия».

Эту традицию праздника Благовещения очень любил св. Патриарх Тихон, в этот праздник он и закончил свой исповеднический путь, испустив к Богу свою душу.

Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших ».

В католической традиции ей соответствует молитва Ave Maria – одно из самых красивых и известных в мире песнопений. На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки Палестрина, Гуно (на основе прелюдии Баха), Дворжак, Верди, Масканьи, Каччини, Лист, Сен-Санс.

Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810 год) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

На Руси всегда с благоговением относились к празднику Благовещения. Православные не работали в этот день и строго соблюдали это правило. Говорили, что в этот день «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». День Благовещения считался днем милосердия. Люди посещали заключенных в тюрьмах, давали подаяние. Для нищих устраивались обеды в царских палатах, во время которых Государь сам одаривал бедняков щедрой милостыней.

Светлана Финогенова

Тропарь праздника, гл. 4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника, гл. 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.