Неформальная занятость населения россии. Неформальная занятость населения и ее влияние на экономику

Обширная сфера неформальной занятости сложилась в российской экономике с начала 90-х годов. Ее масштабы, как представляется, значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размеру с теневым рынком труда Италии (ЗG-48% экономически активного населения) и развивающихся стран (25-45% экономически активного населения).

Хотя проблемы неформальной занятости стали в последние годы объектом пристального внимания специалистов, они до сих пор недостаточно научно проработаны. Это связано, во-первых, с характером самого объекта, скрытого от глаз исследователя. Во-вторых, с размытостью границ сферы неформальной занятости. В-третьих, со сложностью определения масштабов и оценки параметров явления из-за недостатка достоверной информации о нем и существенного расхождения результатов, получаемых различными оценочными методами. И, наконец - с отсутствием ясного и структурированного понятия, определяющего исследуемый объект, и четких критериев, позволяющих отнести к нему тот или иной вид трудовой деятельности, квалифицируемый как занятость населения.

Для разработки теоретических подходов к проблеме неформальной занятости и оценки ее количественных параметров в августе-сентябре 2001 г. был проведен пилотный опрос специалистов-трудовиков.

Масштабы и сферы распространения неформальной занятости

Свыше трети опрошенных специалистов не рискнули количественно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но даже в своем регионе, и ограничились замечанием, что эти масштабы велики и имеют тенденцию к росту. Оценки же тех, кто отважился это сделать, варьируют в широких пределах: от 3-5 до 4050 и даже 80% занятого населения. При этом чаще других в анкетах встречал ась оценка - 25-30% экономически активного населения, что составляет от 18 до 22 млн. чел.

Столь большое расхождение оценок вызвано, как представляется, с одной стороны, сложностью проблемы и практически полным отсутствием информации, с другой - не разработанностью понятия и отсутствием четких критериев отнесения населения к категории неформально занятых. В результате самые высокие оценки могут быть следствием более широкой трактовки понятия ·респондентом.

Наиболее часто встречающиеся в анкетах оценки не опровергают содержащихся в специальной литературе. Согласно таким оценкам, в России неформально занято приблизительно 30% взрослого населения, или от 25 до 30 млн. чел., а всего с теневой экономикой так или иначе связано 58-60 млн. чел.

Таким образом, масштабы неформальной занятости в России значительно шире, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы по размерам с теневым рынком труда в развивающихся странах, где его доля составляет от 25 до 45%. Это означает, что сфера неформальных трудовых отношений - вполне сложившийся самостоятельный сегмент рынка труда со значительной численностью занятых, определенными сферами деятельности, сложившимися социально-демографическими и профессионально-квалификационными характеристиками работающих.

Среди неформально занятых больше всего местных жителей, на долю которых, по оценкам респондентов, приходится примерно половина численности данного контингента. За ними идут граждане стран ближнего зарубежья (примерно 25-30% неформально занятых), среди которых (в порядке снижения частоты упоминания) преобладают граждане Украины, государств Закавказья, Молдовы, республик Средней Азии, Беларуси и Казахстана. Третью позицию - примерно 15-20% - занимают жители других регионов России, среди которых, по мнению респондентов, преобладают выходцы с Северного Кавказа. Причем двое ответивших особо подчеркнули, что контингент неформально занятых формируют представители всех регионов России. И, наконец, примерно 5% неформалов приходится на долю граждан государств дальнего зарубежья (в порядке уменьшения частоты упоминания - Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Корея, прочие страны Азиатского региона, государства Балтии и Югославия).

Таким образом, не менее трети неформально занятых в экономике России составляют, согласно данным анкетного опроса, лица, которых можно квалифицировать как нелегальных иммигрантов, что превосходит даже самые смелые оценки специалистов по миграции населения 2

Свыше 75% респондентов отметили, что больше всего неформальная занятость распространена в Москве и Московской области, Петербурге и вообще в крупных городах (миллионщики, столицы субъектов Федерации и т.п.). Далее следуют Центральный, затем Южный федеральные округа (особо в этом отношении были выделены республики Северного Кавказа и Краснодарский край как регионы, где велика численность беженцев и вынужденных переселенцев) и Дальневосточный регион (особенно Приморский и Хабаровский края). Отдельные респонденты назвали также Поволжье, Урал, Западную и Восточную Сибирь, регионы российского Севера и моногорода. При этом в одной из анкет было подчеркнуто, что данное явление свойственно всем регионам страны.

Отраслями, Где преимущественно распространена неформальная занятость, являются, по мнению специалистов, торговля и общественное питание, строительство, сфера услуг и сельское хозяйство (табл.1). Эти данные корреспондируются теми сферами приложения труда неформалов, которые были отмечены при ответе на вопрос анкеты о видах неформальной занятости.

В числе прочих отраслей упомянутых наука, здравоохранение, образование. В трех случаях было отмечено, что неформальная занятость распространена во всех отраслях экономики.

Отраслевая структура неформальной занятости свидетельствует о том, что в России ее интенсивное развитие в последнее десятилетие тесно связано с процессами разгосударствления экономики: именно в торговле, строительстве, сфере обслуживания начали развиваться и получили наибольшее распространение негосударственные формы собственности, благоприятствующие распространению неформальных трудовых отношений.

Участники опроса явно недооценили промышленность как сферу применения труда неформалов, хотя распространение негосударственной формы собственности способствует росту неформальной занятости и в этой сфере, ~ том числе и на государственных предприятиях.

Так, проведенное в первом полугодии 2001 г. Центром исследований рынка труда Института экономики РАН обследование показало, что на 20% обследованных предприятий на протяжении года, предшествовавшего этому, имел место наем работников без оформления документов с немедленной оплатой по выполнении работы. При этом почти в30% случаев такие работники составляли от 5 до 40%. Распределение указанных предприятий по отраслям и формам собственности представлено в табл.2. Обращает на себя внимание тот факт, что именно на государственных предприятиях доля случайных работников, занятых на неформальной основе, оказалась наибольшей.

Уровень неформальной занятости в промышленности России должен быть существенно выше, поскольку охваченная упомянутым обследованием категория включает далеко не всех неформально занятых на промышленных предприятиях. Так, информация, полученная в ходе обследования домашних хозяйств, предприятий и организаций Брянской области (исследовательский проект ТACIS "Определение параметров теневой экономики"), позволила оценить масштабы совокупной занятости (с учетом ее неформального компонента) на предприятиях области, которые оказались на 19% выше списочной численности работающих.

Наличие неформальной занятости в промышленности подтверждает также обследование, проведенное в Нидерландах, которое показало, что в швейной промышленности страны от 6 до 46% фирм применяют нелегальный труд, на долю которого пришлось около половины совокупной занятости в отрасли. В пищевой промышленности таких фирм от 6 до 20%, в металлообработке - от 3 до 10%.

Нидерландское обследование показало также, что за рубежом отраслями-лидерами в использовании нелегального труда являются сфера услуг (особенно гостиничный бизнес), общественное питание, сельское хозяйство и строительно-монтажные работы, на долю которых в общем объеме нелегальной занятости в стране приходится не менее двух третей Это в целом подтверждает высказанное в ходе опроса мнение российских специалистов относительно отраслевого распределения неформальной занятости.

В России одной из ключевых сфер неформальной занятости является торговля, особенно мелкооптовая рыночная. Городские вещевые и продуктовые потребительские рынки представляют собой крупнейшую составляющую современной неформальной экономики везде в мире, являясь средоточием не только юридически неоформленных отношений найма, но и местами концентрации нелегальных мигрантов и теневого предпринимательства. В России, согласно экспертным оценкам, эти рынки вбирают до 15 % экономически активного населения (т.е. не менее 10 млн. чел.) в качестве наемных работников и предпринимателей, причем более 90% последних, являясь по сути самозанятыми, не имеют и не стремятся приобрести легальный статус и, следовательно, не несут связанных с этим статусом обязанностей (уплата налогов, оформление сделок, предоставление отчетности, сертификация товара и т.д.).

Мелкооптовые потребительские рынки весьма неоднородны в этническом отношении. Помимо численно преобладающих русских (по оценкам, от 60 до 70% персонала рынков) на них присутствуют представители стран ближнего (Украина, Беларусь, Молдова, государства Закавказья) и дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, Афганистан, Индия и др.). Большинство из них с полным правом можно отнести к категории нелегальных мигрантов.

Важной сферой неформальной занятости, к сожалению, переплетающейся практически со всеми остальными ее видами, является криминальная и иная антисоциальная деятельность: наркобизнес, контрабанда (включая торговлю людьми и нелегальную переправку их через границу), торговля оружием, изготовление фальшивых документов и денежных знаков, производство и реализация порнографической продукции, рэкет, проституция, сутенерство и сводничество, заказные убийства, бандитизм и иная силовая поддержка организованной преступности. Эти виды деятельности теснейшим образом связаны с масштабной, коррупцией в органах государственной власти.

Оценить размеры этого вида неформальной занятости крайне трудно в силу ее "подпольного характера, а также вследствие того, что очень часто" она выступает "в форме вторичной занятости, будучи официально "прикрыта каким-либо вполне легальным видом деятельности (учеба в вузе, работа в охранных структурах и т.п.). По оценке МВД РФ, численность тех, кого можно безоговорочно отнести к криминальной составляющей неформальной занятости (криминальные авторитеты и их "рабочая сила": торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и проч.), достигает примерно 9 млн. чел., или не менее 12,5% экономически активного населения страны.

Одним из наиболее одиозных неформальных (занятий" в последние полтора десятилетия стала проституция, причем Россия не только поставляет женщин на мировые рынки сексуальных услуг, но и сама стала активным принимающим центром этого бизнеса, организованного по сугубо криминальным законам и ставшего (с учетом производства и распространения порнографической продукции) одной из ведущих "отраслей" криминальной экономики.

Участники опроса отметили, что неформальная занятость наиболее распространена среди молодежи и лиц среднего возраста, причем в этой возрастной категории мужчин несколько больше, чем женщин (примерно 55 и 45%). Далее неформальная трудовая активность резко падает, однако в большей степени у мужчин (в 3,5 раз), чем у женщин (в 1,5-2 раза). Поэтому с возрастом среди неформалов, по мнению опрошенных, начинают преобладать женщины.

Необходимо, однако, учесть, что более низкие показатели неформальной занятости среди более старших групп населения (отмеченные и ВЦИОМ) могут быть следствием того, что они утаивают дополнительную занятость, которая по преимуществу носит именно неформальный характер. Молодежь, как показали исследования, обычно не скрывает неформальную занятость.

Почти половина работающих граждан вовлечена в "теневой" рынок труда - такие данные обнародовал Центр социально-политического мониторинга. Социологическое исследование Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ показало, что "серый" рынок труда в последнее время оживился.

Счет на миллионы

Опрос охватил 1600 человек в 35 субъектах РФ, включая регионы ЦФО. Количество работников, получающих "серые" зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента.

Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации, считает директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида. По его мнению, нестабильность последних лет вызвала снижение доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка на стороне.

Растет количество тех, кто не оформляет взаимоотношения с работодателем и получает зарплату в "конвертах", - отметил Андрей Покида. - Доля граждан, вовлеченных в некриминальный "теневой" рынок труда, составляет 44,8 процента занятого населения. Это примерно 33 миллиона человек, которые в течение одного года имели неоформленную работу.

Так, по данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тысяч граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тысячи застрахованных сотрудников. На 211 тысяч человек сведения не представлены. Нет их и в списках ИП и безработных. Так кто же они?

Это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет, - пояснила начальник отдела налогообложения доходов физических лиц УФНС по Брянской области Светлана Колодезная. - Они практически лишены социальной и правовой защиты.

Последнее людей пугает меньше, чем угроза потерять часть заработка из-за официального оформления. Предыдущий опрос показал, что в 2016 году в теневой рынок труда было вовлечено 40,3 процента трудоспособного населения. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1 процента. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности.

Самозанятые граждане чаще наемных работников трудятся неофициально, - продолжает Андрей Покида. - Более 62 процентов из них не стремятся оформлять отношения. Рост теневого сектора связан с расширением вторичной занятости. За год число граждан, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 до 35,5 процента.

Работодатели вводят внутреннюю систему безналичных бонусов. Проследить движение таких вознаграждений тяжело. Или предлагают работникам приобрести товары и услуги, в том числе собственного предприятия, с большими скидками. Формально это не зарплата, и налог с нее не возьмешь.

Добро пожаловаться

По мнению социологов, органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени". Принятие законов о самозанятых и патентной системе налогообложения, а также расширение безналичной формы расчета не принесли ожидаемого эффекта. Они коснутся лишь малой части граждан. Кроме того, зачастую люди получают неофициальную работу временно и не думают делиться приработком с государством.

Органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени"

Однако борьба ведется, причем каждый регион пытается придумать что-то новое. Тон в 2014 году задала Ульяновская область. Там власти издали постановление о денежном вознаграждении граждан, "оказавших содействие в раскрытии фактов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о труде". Заявителю положено пять тысяч рублей, если информация подтвердится. Новшество себя не оправдало. Вознаграждение выдают после налоговой проверки в случае, если достигнут экономический эффект. Она может растянуться на год, и желающих столько ждать практически нет.
Куда интереснее опыт Брянской области.

В налоговых органах и в администрациях муниципальных образований размещены "ящики доверия", - рассказала Светлана Колодезная. - Каждый может анонимно указать работодателя, использующего труд работников без оформления. Информацию мы передаем в госинспекцию труда для проведения проверок.

Летом на Брянщине стартовала акция "Достойный труд - достойная жизнь". Она продлится до октября. Ее цель - привлечь общественное внимание к проблеме "серых" зарплат и объяснить, чем чревата такая работа. Многие отказываются от оформления трудовых отношений, не подозревая, что лишают себя соцгарантий.

Это и неоплаченные "больничные" и отпуска, и непроизведенный расчет при увольнении, - перечисляет Светлана Колодезная. - Также это полное отсутствие соцгарантий, связанных с рождением ребенка, отказ в получении банковского кредита или визы, угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Неформально занятый работник может быть уволен по любой причине - и даже по суду не добьется ни восстановления на работе, ни компенсации. Об этом брянцам рассказывают по телефонам "горячей линии". На сайтах муниципалитетов опубликованы памятки, а в бюджетных учреждениях установили информационные стенды.

"Неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором

Также в Брянске прошла профсоюзная акция "Скажи "НЕТ" зарплате в конвертах", - говорит председатель областной федерации профсоюзов Ольга Полякова. - Горожане ответили на вопросы анкеты и получили бюллетени, в которых описаны негативные последствия получения зарплаты в "конвертах".
К слову, в текущем году на Брянщине провели 226 заседаний комиссий по легализации зарплаты. На них заслушали 909 директоров фирм и ИП, которые платят сотрудникам меньше среднерегионального уровня оплаты труда. После бесед 269 из них повысили зарплату. За счет этого в бюджет дополнительно поступило 9,9 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Поговорили по душам

Нетривиальные способы борьбы с зарплатами "в конвертах" ищут и в Орловской области, не стесняясь перенимать опыт соседей. Так, по примеру Брянска в фойе мэрии Орла установили экспериментальный ящик для анонимного сбора информации о недобросовестных работодателях. Организованы "горячие линии". Результат есть: в 2016 году в регионе выявили свыше 21 тысячи неформально занятых граждан, из них более 11,7 тысячи заключили трудовые контракты.

За первое полугодие было выявлено свыше 6,5 тысячи работников без официального оформления, и трудоустройство большинства из них удалось легализовать, - рассказал зампред правительства Орловской области Игорь Козин. - Благодаря наработанному опыту эффективность такой работы по сравнению с прошлым годом возросла на 11,5 процента.

"Ноу-хау" региона - легализация личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Селяне неплохо зарабатывают на наделах и домашних фермах. При этом у них нет официального статуса. Статистика не учитывает их как безработных. Налоги с доходов они не платят. Формально живут за счет натурального хозяйства. В 2016 году чиновники начали переговоры с владельцами самых крупных ЛПХ.

Практика была опробована в Сосковском районе и доказала свою эффективность, - говорит глава облуправления труда и занятости Анатолий Майоров. - Людям объяснили, что владение площадями более 2,5 гектара, используемыми для получения прибыли, является незаконной предпринимательской деятельностью.

Большинство владельцев крупных ЛПХ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств. Легализованные хозяйства обрабатывают 1,5 тысячи гектаров пашни. В прошлом году они произвели свыше 3000 тонн зерна. Соответственно, платят налоги. Все это еще недавно находилось в "тени" и не попадало в статотчеты.

Кроме того, специалисты райадминистраций совместно с налоговыми инспекторами выезжают на торговые объекты, - продолжает Анатолий Майоров. - Сведения о выявленных там работниках передают в пенсионный фонд для сверки с количеством начисленных страховых выплат.
Если данные не совпадают, информацию направляют в госинспекцию труда, которая проводит свою проверку. В частности, такой опыт успешно опробован в Ливенском, Покровском и Кромском районах. Сейчас его внедряют по всему региону.

Тенденция

По данным минтруда РФ, за последние два года в стране было легализовано 4,5 миллиона работников. Дополнительные сборы страховых взносов превысили 35,6 миллиарда рублей. В текущем году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из "тени", в нее попадают другие. Об этом и говорят авторы соцопроса. Они подметили тревожный факт: за последний год доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, сократилась с 67,7 до 52,4 процента.

Вместе с тем выросла доля тех, для кого статус не имеет значения, - с 26,7 процента в 2016 году до 36,8 в текущем. В анкетах такие респонденты отметили: главное для них - чтобы платили деньги. А уж "чистыми" или "грязными" - дело второе. Кроме того, "неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором на своей малой родине.

Подобная ситуация подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, - констатирует Андрей Покида. - Страх наказания за неуплату налогов или потери соцгарантий для таких работников вторичен. В целом наблюдается тренд на расширение "теневой" занятости. И наиболее заметно это происходит за счет тех, кто ищет дополнительную работу.

Пенсионный фонд России (ПФР) ежегодно теряет 710 млрд руб. из-за высокой доли неформально занятых россиян. Такая оценка содержится в аналитическом обзоре Сбербанка "Россия: неформальная занятость как новый феномен".

"Пенсионная система несет непосредственные убытки от высокой доли черных и "серых" зарплатных схем, при которых не платятся социальные взносы. В наших оценках мы учли относительно невысокую оплату труда неформально занятых (55% от оплаты труда формально занятых работников), и их численность, согласно нашим оценкам, - 20 млн человек за вычетом самозанятых 4 млн человек. Мы получили оценку потерь доходов пенсионной системы как 710 млрд руб. в год", - говорится в обзоре Сбербанка, который уточняет, что оценка сделана по данным о среднем размере зарплаты за 2013 год.

Безусловно, это существенный резерв для повышения доходов ПФР и сокращения трансферта из федерального бюджета, стимулирующий работу по выходу рынка труда из тени, говорят аналитики Сбербанка.

Согласно опросам населения по проблемам занятости, средняя численность неформально занятых людей в России в январе-сентябре 2013 года достигла 14,1 млн человек, или 19,8% от общей численности занятого населения. При этом за последнее десятилетие численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 3,6 млн человек.

Наибольшее распространение неформальная занятость имеет в северо-кавказских республиках (около 40% занятого населения занято в неформальном секторе). Наименьшее распространение неформальной занятости зафиксировано в столицах. В Москве она составляет 3,7%, в Санкт-Петербурге - 2,2% от занятого населения, указывают в Сбербанке.
Список секторов экономики с высокой долей неформальной занятости выглядит типичным для любой экономики мира. Как и везде, неформальные трудовые отношения характерны для секторов торговли (34% неформально занятых), сельского хозяйства (26%) и строительства (10,4%).

Сбербанк указывает, что высокая доля неформальной занятости накладывает еще одно существенное ограничение. Оно связано с отсутствием доступа неформально занятых к ипотечному кредитованию. Оценка потерь ипотечного кредитования от невозможности получить кредит неформально занятыми составляет 1,7 трлн рублей гипотетически невыданных кредитов, подсчитали в Сбербанке.

Экономисты уверены: данные Сбербанка еще «преукрашивают» реальность. По подсчетам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона , доля занятых в теневой экономике в России достигает 25-30%. Общий рост занятости в России обеспечивает именно неформальный сектор. Не будь его, рынок труда демонстрировал бы отрицательную динамику. Благодаря неформальной занятости за 12 лет, с 1999 года, российский рынок труда вырос на 7%, неформальный – в 1,5 раза.

Отличие России от других стран заключается в том, что здесь все изменения в неформальной занятости происходят за счет занятости по найму, а не за счет самозанятости. В мире большую часть неформального сектора составляют самозанятые. Полученные Гимпельсоном данные свидетельствуют, что средний неформал (работающий по найму) зарабатывает меньше, чем наемный работник формального сектора. В то же время, заработки самозанятых оказываются выше.

По оценкам экономиста, в социальном плане неформал в России теряет немного. «Формальный сектор не на 100% формален. В формальной занятости соблюдение трудового законодательства не превышает 90%, в неформальной – 60%», – отмечает профессор.

По мнению Гимпельсона, причины роста неформальной занятости в России лежат в сфере спроса на труд. «Формальная экономика не создает рабочие места из-за неблагоприятного инвестиционного климата, избыточного и деформированного регулирования. В то же время “ходить с топором” на неформальный сектор бессмысленно. Требуется изменение трудового законодательства, его рационализация и повышение качества работы госинститутов», – считает Гимпельсон.

Общая характеристика неформальной занятости. Аутстаффинг как кадровая технология полуформальной занятости. Социально-демографические характеристики неформально занятого населения. Понятие, сущность и виды аутстаффинга, преимущества его использования.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет»

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

На тему: Неформальная занятость

Выполнил: студент группы Э-041

Шелковникова Анна Валентиновна

Научный руководитель: к.э.н., доцент

Халиулина Валентина Владимировна

Кемерово, 2008г.

ВВЕДЕНИЕ

2.1 Понятие и сущность аутстаффинга. Виды аутстаффинга.

2.2 Стороны, принимающие участие в процессе аутстаффинга

2.3 Преимущества использования аутстаффинга

ВВЕДЕНИЕ

Масштабы неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран. Это связано, с одной стороны, со стремлением избежать налогообложения доходов и бюрократических процедур, а с другой стороны, с низким уровнем заработной платы по официальному месту работы и с систематическими задержками ее выплаты.

В большинстве стран с переходной экономикой неформальный сектор (НС) значителен по своему масштабу и играет заметную роль в создании рабочих мест, в обеспечении доходов населения и производстве товаров и услуг. Многое свидетельствует о том, что неформальная занятость (НЗ) в этой группе стран заметно выросла по сравнению с дореформенным периодом. Впрочем, количественно оценить ее динамику на протяжении всего предшествующего десятилетия, как правило, не представляется возможным из-за отсутствия данных. К тому же сама эта занятость крайне разнородна, ее рост может быть обусловлен различными причинами, а однозначные оценки НС как социального и экономического явления крайне затруднены.

Начиная со второй половины 1990-хгодов, проблеме неформального сектора в России стало уделяться большое внимание и политиками, и международными экономическими организациями, и средствами массовой информации. Именно в значительном росте неформального сектора многие пытались увидеть объяснение тому обстоятельству, что драматическое сокращение ВВП не привело Россию к катастрофической безработице и к сползанию в еще более глубокую бедность. Тем не менее, неформальный сектор в целом и занятость в нем, в частности, остаются совершенно неисследованными, особенно с количественной точки зрения.

На одном полюсе в спектре видов НЗ находятся высококвалифицированные услуги, оказываемые в индивидуальном порядке профессионалами (например, врачами, преподавателями, адвокатами). Их развитие является позитивным фактом.

На другом - малопроизводительная деятельность, направленная на обеспечение условий простого выживания семей (как, например, производство продуктов в домашнем хозяйстве для последующей продажи на рынке). С одной стороны, это низкопроизводительное использование ресурсов труда в форме нестабильной и малодоходной занятости, представляющей собой разновидность недозанятости или скрытой безработицы. С другой, такая занятость и для общества, и для самих граждан во многом предпочтительнее безработицы. Она не только позволяет экономить на выплате пособий по безработице, но и охватывает тех граждан, которые зачастую имеют наихудшие условия для возврата в формальную экономику (их человеческий капитал просто недостаточен для получения иной работы). В этой своей части она представляет собой альтернативу либо экономической неактивности, либо хронической безработице (но не занятости в формальном секторе.). Это особенно существенно в условиях значительного сокращения спроса на труд в формальном секторе и при отсутствии эффективной системы социальной защиты и/или скудном пенсионном обеспечении.

Между вышеназванными полюсами также наблюдается значительная вариация в характере занятости. Отметим здесь еще лишь один дополнительный сегмент - это малое предпринимательство. Оно может носить индивидуальный и некорпорированный характер (то есть не оформленное в виде фирмы) и поэтому остается вне отчетности формального сектора. При этом рекомендации МОТа допускают в принципе также включение корпорированных и вполне «формализованных» субъектов экономики с численностью занятых ниже определенного порога в число предприятий неформального сектора.

Несмотря на разнообразие видов неформальной занятости, их роднит одно общее - в силу многих обстоятельств они остаются в зоне «плохой видимости» для официальной статистики. Это, однако, не является основанием для того, чтобы сознательно игнорировать «сектор-невидимку». Наоборот, чем плотнее «туман», тем острее необходимость в «противотуманных фарах», тем сильнее дополнительный интерес исследователей к тому, что происходит внутри него или за ним.

Есть длинный перечень взаимосвязанных вопросов, ответы на которые представляют интерес в контексте экономической и социальной политики. Вот лишь некоторые из них. Каковы масштабы и структура неформальной занятости в экономике России? Какова ее динамика? Мы, например, можем предположить, что неформальная занятость разбухает тогда, когда формальная сокращается. В этом случае неформальный сектор является амортизатором безработицы. Возможна, впрочем, и обратная гипотеза. В каких секторах экономики неформальная занятость концентрируется? Какой человеческий капитал она привлекает и «прикрепляет» к себе? И, наконец, является ли труд, функционирующий в этой сфере, отвлечением от ресурсов экономического роста в формальном секторе? Или, наоборот, неформальный сектор, притягивая и «связывая» маломобильную и наименее производительную часть рабочей силы, снижает фискальное давление на бюджет и поддерживает платежеспособный спрос населения, способствуя тем самым экономическому росту?

Цель данной работы - предложить возможные количественные ответы лишь на некоторые из перечисленных выше вопросов.

1. Общая характеристика неформальной занятости

1.1 Понятие и сущность неформальной занятости

Неформальная занятость существовала в СССР в дореформенный период. В условиях перехода к рынку ее роль возросла, появились новые виды неформальной занятости.

К неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.

Международная организация труда (МОТ) рассматривает неформальную занятость как деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В России сфера неформальной занятости шире.

Неформальная занятость тесно связана с неформальным сектором, который сегодня достаточно масштабен в рамках российской экономики.

Понятие неформального сектора нетождественно понятию теневой или ненаблюдаемой экономики.

К теневой экономике относится любая нерегистрируемая и необлагаемая налогами экономическая деятельность, включая криминальную, а также нерегистрируемую в рамках крупных или средних зарегистрированных предприятий.

Под неформальным сектором обычно понимается совокупность мелких хозяйственных единиц, а также экономическая деятельность, осуществляемая на базе домохозяйств или индивидуально.

Теоретически возможна ситуация, когда неформальный сектор по своему вкладу в ВВП или доле занятости невелик, тогда как в целом доля ненаблюдаемой экономики достигает значительных масштабов.

Впервые понятие «неформальности» было введено в исследовании МОТ, посвященном городским рынкам труда в Гане. После этого оно широко вошло в оборот в исследованиях, проводимых МОТ и Всемирным Банком в развивающихся странах. Хотя подобные явления достаточно распространены и в развитых странах Запада (особенно характерен пример Италии), здесь концепция неформального сектора не получила значительной популярности. При этом изучение неформальных рынков труда на Западе иногда маскировалось использованием различных вариантов теорий сегментации рынка труда и такими понятиями как «вторичный рынок труда».

Принципиальные инструментальные подходы к определению и измерению занятости в неформальном секторе для национальных статистических органов были сформулированы в рекомендациях XV Международной конференции статистиков труда (1993год).

Конференция определила неформальный сектор в широком смысле «как совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с основной целью обеспечить работу и доход для тех, кто связан с этими единицами. Эти единицы характеризуются низким уровнем организации, низкой капиталоемкостью и небольшими размерами. Трудовые отношения - если они существуют - базируются преимущественно на привлечении случайных работников, родственных и личных связях, а не на договорных началах, дающих формальные гарантии». С точки зрения статистики национальных счетов неформальный сектор рассматривается как часть сектора домашних хозяйств.

Из вышесказанного следует, что неформальный сектор не является частью криминальной или нелегальной экономики и не включает занятых запрещенной деятельностью (контрабанда, производство и распространение наркотиков, и т.п.). Сюда также не относятся те, кто работает без регистрации на крупных и средних предприятиях формального сектора. При этом он может включать как самозанятых, так и занятых по найму (на предприятиях неформального сектора или у физических лиц).

В качестве альтернативного или дополнительного критерия отнесения предприятий к неформальному сектору может использоваться их размер. Обычно это микропредприятия с численностью занятых до 5 человек (в некоторых случаях до 10). Если вводится этот критерий, то тогда все хозяйственные единицы такого размера, независимо от наличия или отсутствия регистрации, считаются неформальными.

В октябре 2001 года Госкомстат России утвердил «Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики». Критерием определения единиц неформального сектора в России принимается отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица, порог численности занятых на предприятии при всём этом не используется. «Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств, или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица».

Выделение занятых в неформальном секторе по данным обследований населения по проблемам занятости, проводимых в Российской Федерации, осуществляется на основе комбинирования ответов на несколько вопросов. Ключевым является вопрос о месте работы, который предполагает следующие варианты:

(a) на предприятии, в учреждении, организации;

(b) в фермерском хозяйстве,

(c) предпринимательская деятельность без образования юридического лица;

(d) на индивидуальной основе;

(e) по найму у отдельных граждан.

Группы (с)-(е) полностью относятся к неформальному сектору. Занятые в (а)-(b) также относятся к НС в том случае, если они работают «без регистрации или оформления документов» «на собственном предприятии или в собственном деле для получения дохода» или «в качестве члена производственного кооператива (артели)». К неформальному сектору также относятся занятые производством продукции или оказанием услуг в домашнем хозяйстве, если эта продукция или услуги реализуются на рынке.

Дихотомическое деление экономики на формальный и неформальный сектор сильно упрощает реальную ситуацию в переходной экономике. Формальный сектор может быть как средой, где процветают неформальные отношения между работодателями и работниками, так и источником значительных неформальных доходов. Взаимопроникновение формального и неформального составляет одну из ключевых особенностей российской экономики переходного периода.

1.2 Виды неформальной занятости

Существует много разновидностей неформальной занятости. Основными из них являются:

* отраслевые - в сфере образования, медицины, оказания различных услуг (пошив одежды, ремонт, строительство, торговля, например "челночный" бизнес);

* организационные - индивидуально занятые, работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, официально оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте;

* разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К этим группам относятся лица, получающие только неформальные доходы; лица, для которых неформальные доходы основные; лица, совмещающие работу в "формальном" и "неформальном" секторах (неформальная занятость дает неосновную часть доходов).

1.3 Оценка уровня неформально занятого населения

Доля неформальной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в "неформальном" секторе. В развитых странах доля "неформального" сектора составляет 5-10% валового внутреннего продукта, а в развивающихся - до 35%. В России она достигает по итогам исследований социологов на 2003 год - 40%. Имеются все основания полагать, что на сегодняшний день эта цифра значительно больше.

В РФ уровень неформальной занятости сопоставим с развивающимися странами, но в отличие от них в нашей стране неформально занятые могут получать высокие доходы. В "неформальном" секторе России также существует бедность, однако в значительно меньших размерах, чем в развивающихся странах.

Неформальную занятость трудно однозначно определить, но еще труднее статистически корректно измерить. Объективные трудности измерения неформальной занятости усугубляются субъективными: существует естественная настороженность у субъектов такой экономики в отношении открытого и официально фиксируемого обсуждения нюансов своей деятельности. Отсюда неизбежно появление целого спектра оценок, различающихся как авторской методологией, так и используемыми источниками данных. Поскольку значительная часть неформальной экономической деятельности протекает внутри домохозяйств или в связи с ними, то наиболее полным источником информации о неформальной занятости являются представительные обследования домохозяйств.

Проводимые в России обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) во многом удовлетворяют международным требованиям по измерению неформальной занятости. С 1999года они проводятся поквартально, что позволяет «схватить» сезонные колебания в динамике неформальной занятости.

Общая численность занятых в неформальном секторе, усредненная по итогам четырех кварталов 2001года, составляла 9190тыс. человек. Из них 7,136тыс. человек или 11,1% всех занятых в экономике имели здесь свою основную или единственную работу. Свыше 2млн. человек свою дополнительную работу нашли именно в неформальном секторе. В целом же «неформалы» составляют более 70% среди всех имеющих вторую работу. Другими словами, именно неформальный сектор является основным генератором вторичной занятости. Это, по-видимому, связано с особой гибкостью фактически действующих в нем правил.

Начнем с той группы занятых, которая именно в НС (неформальном секторе) имеет свою основную или единственную работу. Среди них 1,3млн. человек (18%) являются предпринимателями без образования юридического лица, то есть владельцами микробизнесов и некорпорированных предприятий. По найму у физических лиц (то есть в основном у ПБОЮЛов) работали свыше 2,7млн. человек. Это составляло 38% всех занятых на основной работе в НС. Вместе они составляли 4млн. человек или 56% всех занятых в неформальном секторе.

При этом наиболее многочисленны «занятые на индивидуальной основе» (самозанятые). Их было 3млн. человек или 42% всей группы. Заметную долю «занятых на индивидуальной основе» составляют лица, занятые производством для реализации в домашних условиях. Это наиболее «пестрая» и во многом маргинальная группа. К ней могут относиться как индивидуально практикующие высококвалифицированные специалисты (врачи или адвокаты), так и граждане, использующие дачные или садовые участки для производства сельскохозяйственной продуции на продажу. В 2001году домашним производством на рынок занималось (в среднем за год) около 2млн. человек или около 30% всех работников, имевших основное место работы в неформальном секторе. К «неформалам-индивидуалам» также относятся те, кто профессионально занимается частным извозом, ремонтом квартир или бытовой техники, строительством дач, и т.п.

Теперь обратимся к тем, для кого неформальный сектор является местом второй или дополнительной занятости (всего их было несколько более 2млн. человек). Здесь группа, «занятых на индивидуальной основе», абсолютно доминирует. Она составляет 88,2% всех имеющих в НС вторую работу. Почти половина этой группы (876тыс. человек или 42,6%) приходится на занимающихся домашним производством на продажу. Каждый десятый в этой группе работает у частных лиц, а доля предпринимателей «по совместительству» почти незаметна (1%).

1.4 Социально-демографические характеристики неформально занятого населения

Идентификация социально-демографического профиля населения, участвующего в неформальном секторе может помочь в прояснении того, какой тип человеческого капитала здесь задействован и в какой мере, если в этом возникнет необходимость, на него можно рассчитывать для использования в формальном секторе экономики.

И на первой, и на второй работе среди неформальной занятых преобладают мужчины, но их численное преимущество в обоих случаях незначительна.

Неформально занятые на основной для себя работе в среднем моложе тех, кто имеет здесь дополнительную работу (38,3года против 39,4года). В первом случае 30% всех занятых моложе 30 лет против 17% во втором. Данный факт не кажется странным, учитывая то обстоятельство, что второе занятие носит подсобно-сельскохозяйственный характер и на него ориентированы в основном лица старших возрастов. При этом это различие выражено не столь сильно, поскольку плотно втянутые в производство в домашних условиях сельскохозяйственной продукции для последующей реализации, как правило, не имеют альтернативного дела и также «сидят» среди имеющих здесь основное занятие.

Более высокая доля старших возрастов и «полуактивных» групп среди имеющих основную работу в НС подтверждается и другими данными ОНПЗ. Так, 13% работников были в пенсионном возрасте, тогда как соответствующая доля среди имеющих дополнительную работу была менее 4%. Студенты составляли здесь 3,3% и пенсионеры 14,4% по сравнению с 0,3% и 3,2% для занятых на дополнительной работе.

При этом гораздо рельефнее возрастной профиль неформально занятых предстает в сравнении со всеми занятыми в экономике. Он наглядно показывает, что доля молодежи среди «неформалов» заметно выше, чем среди всех занятых. Наоборот, доля лиц в возрасте 40-59 лет среди «неформалов» значительно ниже, чем в среднем по всей экономике. На самый старший возраст (60-72 года) приходится 4% всех занятых в экономике, но более 10% занятых в неформальном секторе. Это, на мой взгляд, убедительно иллюстрирует двойственный характер этой занятости: с одной стороны, преобладают молодые люди, с другой - пенсионеры.

Теперь обратимся к распределению занятых по образованию. Лица, лишь подрабатывающие в НС, более образованы (44,3% имеют высшее или среднее профессиональное образование), чем занятые в нем на основной работе (соответствующая доля составляла 44,3%). Наоборот, доля работников с основным общим или начальным общим образованием была 12,9% среди подрабатывающих и 18,9% среди основных работников.

Сравнение «неформалов» с занятыми в экономике в целом показывает, что среди первых вдвое ниже доля имеющих высшее образование, но доля обладателей образования на уровне среднего общего и ниже среди них значительно выше, чем во всей экономике.

«Покомпонентный» анализ неформального сектора (разделение на предпринимателей, наемных работников и самозанятых) лишь подтверждает полученную выше картину. Неформальный сектор неоднороден и составляющие его основные части в социально демографическом плане сильно различаются между собой. Индивидуальные предприниматели в основе своей - люди в возрасте 25-49лет и с довольно высоким образованием (почти 2/3 из них имеют образование выше среднего профессионального). Занятые по найму у физических лиц, как правило, моложе и хуже образованы. Среднее образование для них норма, а высшее встречается нечасто. В этой подгруппе 40% работников моложе 40лет. Наоборот, среди занятых индивидуально (в том числе на собственных огородах) много пожилых женщин с образованием средним и ниже.

Доля «неформалов» в населении достигает максимального значения в 9,4% в возрастной группе 30-34года. С увеличением возраста эта доля снижается, однако общий уровень занятости падает еще быстрее. В итоге самая младшая (15-19 лет) и самая старшая (60-72 года) группы, хотя и имеют наименьшие доли неформалов в населении (3,3% и 4,0%), дают максимальный вклад в неформальную занятость. Например, в младшей возрастной группе 28% всех занятых - это неформалы, а в старшей - 26%. Показательно также разное внутреннее наполнение неформальной занятости по возрастам. Среди самых младших и самых старших доминируют самозанятые индивидуалы, куда входят и занятые в домашнем хозяйстве производством для реализации. В средних возрастах доминируют предприниматели и их наемные работники. Эти тенденции проявляются и среди мужчин, и среди женщин. При этом у женщин вклад неформального сектора через вовлечение в домашнее производство крайних возрастных групп еще значительнее, достигая трети от всех занятых.

Вклад НС в занятость в зависимости от образования таков: со снижением образования общий уровень занятости уменьшается, а уровень занятости в НС, наоборот, повышается. В целом, он варьирует от 4,1 до 7,5% от всего населения с соответствующим образованием в возрасте 15-72года. Граждане с высшим образованием имеют наивысший уровень занятости (около 80%) в целом. Здесь каждый двадцатый занятый приходится на неформальный сектор. Наоборот, среди имеющих начальное (или ниже) образование, 12,5% заняты в экономике. Из них свыше 40% трудятся в неформальном секторе и заняты, прежде всего, домашним производством для последующей продажи. Вклад этого сектора в занятость у женщин превышает 50%.

1.5 Плюсы и минусы неформальной занятости

Теневая экономика в целом - это негативное явление и чем ее доля в экономике (в ВВП, в доходах населения или в занятости) выше, тем хуже для экономики в целом и для общества. В то же время столь однозначная оценка неформального сектора вряд ли будет справедлива. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы, баланс которых не столь однозначен и зависит от многих обстоятельств. В целом, можно предположить, что по мере увеличения его доли в экономике (сверх определенного порога), минусы могут доминировать над плюсами. Наоборот, в определенных масштабах НС (неформальный сектор) просто необходим.

Конечно, значительная по масштабам занятость в неформальном секторе порождает ряд социальных и экономических проблем. Доходы от деятельности здесь не облагаются налогами, поэтому бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств. Поскольку этот сектор малопроизводителен (в силу низкой капиталоемкости и преобладания примитивных технологий), его развитие может сдерживать в целом, предствляя собой нерациональное отвлечение ресурсов. Развитие неформальной занятости, как правило, усиливает и без того чрезмерное неравенство доходов. Трудовые права работающих в этом секторе граждан никак не защищены законом. Занятые здесь оказываются в очень уязвимом и незащищенном положении, лишенные многих трудовых прав и всех социальных льгот. Как и любые теневые доходы, наличные средства, обращающиеся в этом секторе, могут питать коррупцию и преступность. Не имея возможности создавать свои лоббистские организации или отстаивать свои политико-экономические интересы, работники неформального сектора оказываются выключенными из политического процесса. Чем значительнее масштабы этого сектора, тем сильнее могут проявляться его негативные последствия.

При этом неформальный сектор, если он не чрезмерен, имеет и свои несомненные позитивные стороны для развивающейся или переходной экономики. В условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, в которых государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно НС предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. При этом он позволяет потерявшим работу иметь заработок и избежать скатывания в беспросветную нищету, а государству, испытывающему сильное давление на бюджет, экономить на пособиях по безработице. В конце концов, доходы субъектов неформального сектора составляют элемент совокупного спроса в экономике и расходуются в основном в рамках формального.

Неформальный сектор является также своего рода инкубатором предпринимательства, обеспечивая вход в него и первичное обучение. В условиях, когда вход в малый бизнес обставлен массой административных и прочих барьеров, именно неформальный сектор позволяет их обойти или минимизировать издержки. В более широком смысле, открывая доступ к новым профессиям и позволяя относительно «дешево» приобретать новые навыки, он является важным механизмом социальной, трудовой и профессиональной мобильности. Укрепившись, такое предпринимательство и самозанятость могут впоследствии формализоваться и выйти на свет.

Поскольку НС неоднороден, его различные элементы выполняют различные функции и влекут неоднозначные социальные и экономические последствия, то для подведения более точного баланса плюсов и минусов необходимо заглянуть «внутрь» этого черного ящика. Для этого следует перейти от агрегированных оценок к использованию массовых микроданных о поведении непосредственных субъектов неформального сектора.

2. Аутстаффинг как кадровая технология полуформальной занятости

1 Понятие и сущность аутстаффинга. Виды аутстаффинга

Аутстаффинг (от англ. out - вне, снаружи, за пределами и staff - персонал) - выведение персонала за штат предприятия с последующим предоставлением этого же персонала предприятию по гражданско-правовому договору.

Синонимами термина "аутстаффинг" принято считать такие понятия как лизинг персонала, аренда персонала, заёмный труд.

Эта услуга появилась на отечественном рынке после дефолта 1998 года, в ответ на потребность оставшихся в нашей стране иностранных компаний снизить затраты любыми возможными способами. Понятно, что популярность вывода персонала за штат росла параллельно с экспансией западного бизнеса в Россию, который до сих пор остается основным потребителем услуги (его доля составляет, по разным оценкам, 75?85%). Но в последние годы среди клиентов компаний-провайдеров более быстрыми темпами прирастает доля российских предприятий.

Шесть случаев, когда у компании возникает потребность в аутстаффинге

1. Выход на фондовые рынки, заинтересована в увеличении стоимости акций.

2. Ограничения по численности персонала.

3. Намерение сократить штатную численность без потери опытных специалистов.

4. Стремление сэкономить средства за счет регрессии единого социального налога, но не имеет на это права.

5. Планирование нанять работников в других регионах, не открывая при всём этом филиалов или представительств.

6. Желание на время испытательного срока вывести сотрудников в штат посредника, чтобы оценить их работу, не принимая на себя дополнительных обязательств.

В рамках данной услуги провайдер берет на себя:

Зачисление работников в свой штат и оформление с ними трудовых отношений;

Ведение трудовых книжек;

Расчет и выплату зарплаты, а также отчисления в социальные фонды;

Оформление больничных листов, отпусков;

Оформление всех видов справок по требованию сотрудников. Также провайдер берет на себя администрирование авансовых отчетов, обязательное страхование сотрудников.

Можно выделить два типа аутстаффинга:

Аутстаффинг персонала, уже имеющегося в штате предприятия;

Аутстаффинг вновь привлекаемого персонала.

В первом случае за штат выводятся сотрудники, уже имевшие некоторое время трудовые отношения с предприятием. Как правило, такой перевод осуществляется путём увольнения из штата предприятия с немедленным зачислением в штат организации-провайдера. Одновременно организация-провайдер предоставляет сотрудника предприятию, из которого сотрудник был уволен. При отсутствии конфликта с сотрудником увольнение и немедленное трудоустройство в организацию-провайдер осуществляется по соответствующим заявлениям сотрудника.

Во втором типе аутстаффинга можно усмотреть два различных случая:

На аутстаффинг переводится уже существующая вакантная штатная единица;

Штатная единица, идентичная привлекаемому сотруднику, на предприятии-реципиенте отсутствует.

Как правило, второй тип аутстаффинга характеризуется тем, что провайдеру передаётся не только функция работодателя, но и делегируются полномочия по поиску и подбору персонала, который будет предоставлен реципиенту.

Данная типизация в условиях современного российского законодательства и складывающейся судебной практики, в особенности в отношении налогового права, определяет для реципиента различный подход к обоснованию "деловой цели" привлечения персонала. Безусловно, эти реалии российской практики аутстаффинга необходимо учитывать и провайдерам.

Аутстаффинг следует отличать от аутсорсинга, данные понятия соотносятся как видовое и родовое.

Аутсорсинг (от англ. out - вне, снаружи, за пределами и source - источник) - это передача функций структурного подразделения предприятия, либо определённых вспомогательных функций предприятия сторонней организации. К аутсорсингу можно отнести внешнее бухгалтерское обслуживание, клининговую деятельность, курьерские услуг и пр..

Как видно, аутстаффинг является одним из видов аутсорсинга в том смысле, что провайдеру передаются функции работодателя по отношению к выводимому персоналу.

В большинстве случаев аутстаффинг можно отличить от аутсорсинга по отношению заказчика услуг к персоналу, непосредственно выполняющему работу. При аутстаффинге персонал поступает в непосредственное подчинение реципиента, задача провайдера - подобрать персонал, соответствующий заданным характеристикам и вступить с ним в трудовые отношения. Аутсорсинг может характеризоваться полным отсутствием связи между заказчиком услуг и непосредственным исполнителем (персоналом). Например, сотрудники клининговой компании могут приходить в офис заказчика в ночное время, когда там никого нет, не вступая в непосредственный контакт с заказчиком.

В настоящее время на рынке России аутстаффингом занимаются в основном западные рекрутинговые агентства: Kelly Services, Manpower, Coleman Services Inc, Ventra Employement и др. Приоритет иностранных агентств очевиден. За ними - опыт нескольких десятилетий, проверенные методики, наработанные технологии. Среди отечественных компаний подобную услугу предоставляет «Анкор». Заметим, что на данный момент рынок находится только в начале развития, поэтому потенциал его весьма высок. Объем российского рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивается в $80 млн. (по поиску менеджеров высшего звена - всего в $15 млн. - $20 млн).

Все перечисленные компании занимаются аутстаффингом параллельно с подбором персонала. Одна из причин - в том, что для широкого использования аутстаффинга в России недостает законодательной базы и контроля за соблюдением налогового законодательства. Юридически термин «аутстаффинг» в России не закреплен. В рамках кадрового делопроизводства и российского законодательства сотрудники фирмы-провайдера считаются прикомандированными к фирме-заказчику.

Приоритеты заказчиков при выборе компании-провайдера

Репутация 80%

Стоимость услуг 74 %

Сервисная политика 59 %

Надежность 58 %

Ориентированность на Клиента 46 %

Гарантия конфиденциальности 26 %

По данным журнала "Управление персоналом", проводящим в рамках ежегодного исследования опросы более 100 российских компаний-заказчиков с целью оценить качество и стиль работы ведущих рекрутинговых агентств, в понятие "профессионализм" заказчики вкладывают такие качества, как оперативность, четкость, гибкость, обязательность и т.д.В этих условиях привлекательными провайдерами оказываются небольшие компании, подобные Ventra Employment, которая входит в состав международного холдинга Mirantis. По данным журнала "Управление персоналом", в этом году эта компания вошла в десятку лидеров по уровню профессионализма (8,9 из 10 возможных баллов) и по качеству предоставляемого персонала (9,0 из 10). Среди других игроков этой весовой категории можно отметить Sparta Autstaffing, Resource Service и SGS.

2 2 Стороны, принимающие участие в процессе аутстаффинга

Провайдер (от англ. provider - поставщик) - сторона по договору об оказании услуг по предоставлению персонала, осуществляющая функции исполнителя, т.е. предоставляющая персонал и получающая за эти услуги вознаграждение.

Реципиент (от англ. recipient - адресат, получатель) - сторона по договору об оказании услуг по предоставлению персонала, осуществляющая функции заказчика, т.е. принимающая услуги по предоставлению персонала и выплачивающая за эти услуги вознаграждение.

В настоящий момент российское законодательство не предъявляет специальных требований (лицензии и пр.) ни для провайдера, ни для реципиента.

Реципиентом может выступать любое лицо, обладающее гражданской правоспособностью.

Поскольку деятельность по предоставлению персонала направлена на систематическое извлечение прибыли, то провайдером может выступать лишь лицо, имеющее право на осуществление предпринимательской деятельности (организация, индивидуальный предприниматель).

Организация не может заключить договор об оказании услуг по предоставлению персонала, если это запрещено действующим законодательством, либо противоречит целям, для которых она создана.

Поскольку в отношении предоставленного сотрудника работодателем выступает провайдер, то именно на него возлагается ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них.

Т.е., на время действия трудового договора с сотрудником, трудовая книжка подлежит хранению у провайдера.

2 3 Преимущества использования аутстаффинга

Необходимо отметить общие для всех очевидные преимущества применения аутсаффинга:

Снижение числа сотрудников в штатном расписании позволяет уменьшать прямые расходы предприятия.

Приобретение дополнительное времени для освоения и применения НР-отделами новейших методик обучения и управления персоналом.

Значительное уменьшение юридических сложностей, связанных с риском по выплате компенсаций в случае увольнения сотрудников,

Снижение административной и финансовой нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками.

Возможность увеличения заработных плат сотрудников и/или добавления бенефитов за счет оптимизации управления

Возможность проверки всех новых сотрудников на профессиональное и корпоративное соответствие.

Налоговая экономия от аутстаффинга достигается, как правило, за счёт применения провайдером упрощённой системы налогообложения (УСН). В соответствии с п.2 ст.346.11 Налогового Кодекса РФ, применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате единого социального налога (ЕСН). При этом, в соответствии с абз.2 этого же пункта, организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая экономия при определённых условиях может достигать 12% от фонда оплаты труда.

Основными препятствиями в применении такого рода налоговой экономии выступают следующие факторы:

Вероятность признания налоговой выгоды необоснованной;

Ограничения для применения провайдером УСН - численность персонала не более 100 чел. (пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ) и доходы не более 20 млн.руб. в год (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Активное применение аутстаффинга в России позволяет выделить и ряд психологических проблем, возникающих при переводе работников в штат кадрового агентства. При этом очевидно, что степень лояльности сотрудников в отношении такого решения руководства может служить показателем качества HR-менеджмента в компании: чем грамотнее строится работа с персоналом, тем выше степень доверия сотрудников руководству, глубже понимание внутрикорпоративной политики, и, как следствие, ниже вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Предмет договора, заключаемого кадровым (лизинговым) агентством с организацией-заказчиком (пользователем), - предоставление состоящего в штате агентства персонала в пользование организации. Точнее сказать, предметом такого договора является предоставление на возмездной основе одной организацией в пользование другой организации способности состоящих в штате лиц трудиться.

Между тем это не только не соответствует трудовому законодательству, но и противоречит ему. Следовательно, применение подобного договора является делом рискованным. Юридическую ответственность по применению такой формы заемного труда, как аутстаффинг, несет не частное агентство занятости, выступающее посредником между работником и организацией-пользователем, а фактический работодатель - организация-пользователь.

Перемещая штатных работников в категорию лиц заемного труда путем перевода их в частное агентство занятости и прекращения с ними трудовых договоров при фактическом продолжении с ними трудовых отношений, работодатель полагает, что освобождает себя таким образом от исполнения обязанностей, возложенных на него трудовым законодательством. И ошибается!

Практика применения законодательства свидетельствует о ряде негативных последствий, связанных с подобного рода процедурами.

Суды общей юрисдикции при рассмотрении трудовых дел в отсутствии правовой регламентации заемного труда нередко признают трудовыми отношения, возникшие непосредственно между заемным работником и организацией-пользователем (несмотря на наличие трудового договора с частным агентством занятости и отсутствие трудового договора с организацией-пользователем), со всеми вытекающими последствиями. При этом суды руководствуются ч. 2 ст. 16 ТК РФ, согласно которой трудовое отношение между работником и работодателем возникает в результате фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. То обстоятельство, что трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, суды не принимают во внимание (не придают этому значения). Таким образом, при рассмотрении трудовых дел суды общей юрисдикции исходят из положений, преду­смотренных трудовым законодательством.

Риск юридической ответственности организации-пользователя весьма высок. В частности, установление решением суда факта трудовых отношений между работником и организацией-пользователем влечет за собой такие последствия, как признание ее работодателем. Признавая организацию надлежащим ответчиком, суды именно ее обязывают восстановить все нарушенные права работника, заявленные им в иске.

В среднем за лизинговый персонал приходится платить провайдеру на 50-60% больше, чем получает на руки в виде зарплаты аналогичный штатный специалист. Но за штатного сотрудника компания вынуждена отчислять примерно 40% от размера его «чистой» заработной платы (ЕСН, НДФЛ, а также отчисления в Пенсионный фонд). К тому же для компании есть и другой положительный фактор, значимость которого нельзя измерить в процентах и денежных знаках: снимается нагрузка с собственного отдела кадров и бухгалтерии. Так что тут есть над чем поразмышлять с калькулятором в руках.

Заключение

Таким образом, к неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.

Все виды неформальной занятости имеют общую черту - нестабильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, учреждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защитой.

В развитых и развивающихся странах имеются различные формы незарегистрированного труда. Неформальная занятость присутствует в развитых странах в значительно меньших масштабах и в иных формах, чем в развивающихся. В развитых странах доля "неформального" сектора составляет 5-10% валового внутреннего продукта, а в развивающихся - до 35%. В России она достигает 40%.

Многие совмещают работу в "формальном" и "неформальном" секторах. Это в основном работающие неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящиеся в вынужденном отпуске. Получающие низкую заработную плату, имеющие относительно свободный режим работы или возможность подрабатывать на рабочем месте также склонны к неформальной занятости.

Труд занятых в неформальном секторе оплачивается преимущественно по сдельной системе. Таким образом, организована оплата труда более половины этой категории работников, а в формальном секторе - только каждого пятого. В неформальном секторе индивидуальная сдельная оплата применяется гораздо чаще, нежели коллективная.

В сфере незарегистрированной занятости выше интенсивность труда. Средняя продолжительность рабочей недели неформально занятых составляет почти 50 ч, что на 8 ч больше, чем у работников, имеющих оформленную занятость; 60 % неформально занятых трудятся в течение недели более 40 ч. При этом несмотря на то, что продолжительность рабочей недели неформально занятых нередко превышает установленную законодательством, только 4 % работающих сверхурочно отметили, что это учитывается в их заработной плате.

Трудовые права занятых в неформальном секторе практические не защищены. Так, почти две трети имеющих незарегистрированную занятость считают, что их могут уволить с работы без законных на то оснований; каждый второй допускал возможность необоснованного "материального" наказания. Те, чья занятость оформлена, такие оценки высказывали гораздо реже - в 23-25 % случаев. Словом, работник в сфере неформальной занятости весьма уязвим. Очевидно, поэтому уровень потенциальной текучести среди неформально занятых в два раза выше, чем у тех, чьи трудовые отношения оформлены. На вопрос о намерении в ближайшее время сменить работу утвердительно ответили соответственно 32% и 15% респондентов.

Роль неформальной занятости в отечественной экономике неоднозначна. С одной стороны, можно говорить о ее позитивном влиянии на расширение занятости и повышение доходов граждан. Ведь в современных условиях участие населения в неформальной занятости, по существу, является одним из элементов его защитной реакции, адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации. С другой стороны, усиление латентных процессов в сфере занятости уменьшает доступ к контролю и регулированию отношений между субъектами рынка труда со стороны государства и профсоюзов.

1. Гринева Е. Лизинг персонала. Новые кадровые технологии// Коммерсант, 2006 №11

2. Костян, И.А. Аутстаффинг и аутсорсинг: практика применения и правовые последствия// Справочник кадровика, 2006 №4

3. Пашутин С. Аутстаффинг как логическое продолжение аутсорсинга// Управление персоналом, 2006 №9

4. Соколова Л. Штатная ситуация: аутстаффинг// Деловое прикамье, 2006 №8

5. http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/PDF/2003_02/26.pdf

6. http://society.polbu.ru/policy_incomes/ch162_i.html

7. http://society.polbu.ru/policy_incomes/ch163_i.html

8. http://sinyavskaya.ppt

9. http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/arett/arett200702081014/ arett200702081014_p_008.htm

10. http://www.business-magazine.ru/pda/index.php?action=article&id =292755

25 Приморский край

Дата публикации: 16.12.2016

Издание: Журнал "Вэд - Эксперт" №4, октябрь 2016
Тема: неформальная занятость
Источник:   печать

Надежда Владимировна Ян, заместитель руководителя, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

За первое полугодие 2016 года налоговыми органами приморского края совместно с представителями администраций муниципальных образований, территориальных органов МВД России проведено более 50 рейдов по выявлению фактов неформальной занятости.

В ходе рейдов налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, подразумевающие использование наемных работников: розничная торговля, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуги по предоставлению мест для стоянок автотранспортных средств, бытовые услуги, медицинские услуги, парикмахерские услуги. Деятельность гостиницы и ресторанов. Выявлено более 270 работодателей и 120 работников, не заключивших трудовые отношения.

Проблема неформальной занятости характерна не только для Приморья, но и в целом для страны. Отдельные работодатели практикуют такой вид трудовых отношений со своими работниками, так называемую «серую» зарплату. В целях экономии – ухода от налоговых и других обязательных платежей. Неформальная занятость – это нелегальное трудоустройство, т.е. наличие трудовых отношений без издания приказа о приеме на работу, без оформления письменного договора, без внесения соответствующей записи в трудовую книжку, без официальной выплаты заработной платы и связанных с ней налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Уклоняясь от уплаты налогов и взносов в Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, организации ухудшают социальное обеспечение своих работников: размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья, затратах на обучение детей, на лечение. Соглашаясь получать зарплату «в конверте» работник должен понимать, что это негативно скажется на его будущем благосостоянии.

Сегодня налоговые органы края совместно с государственными внебюджетными фондами, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами власти проводят последовательную, целенаправленную работу по легализации «теневой» заработной платы.

Сегодня налоговые органы Приморского края совместно с государственными внебюджетными фондами, контролирующими и правоохранительными органами, а так же органами власти проводят последовательную работу по легализации «теневой» заработной платы.

Работа ведется начиная с 2006 года путем деятельности комиссий по легализации налоговой бвзы всех уровней - комиссий по легализации налоговой базы в налоговых органах и межведомственных комиссий по налоговой и социальной политике при главах муниципальных образований. Руководителей организаций, уклоняющихся от налогов, приглашают на заседания таких комиссий, поскольку неуплата налога с выплаченного работнику неофициального вознаграждения является налоговым правонарушением. В результате выплаты «теневой» зарплаты бюджеты всех уровней недополучают огромные средства, которые могли бы пойти на различные социальные программы.

По результатам заседания комиссия направляет информацию о налогоплательщике в правоохранительные, контролирующие и иные органы, например в органы внутренних дел, государственную инспекцию труда, а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенциями.

Неявка руководителя на комиссию, ка и отказ легализировать заработную плату могут послужить основанием для проведения налоговой проверки.

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициального оформления трудовых отношений налоговыми органами проводится комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, с учетом рекомендаций Федеральной налоговой службы по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.

При проведении мониторинга отчетности, представляемой налогоплательщиком, с целью выявления недобросовестных работодателей налоговые органы используют всевозможные рычаги и механизмы, в том числе руководствуясь сведениями из внешних источников:

  • это наличие информации от самих сотрудников о выплате работодателем заработной платы "в конвертах";
  • размер заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Приморском крае или ниже среднеотраслевого уровня заработной платы;
  • на наличие в организации вновь принятых сотрудников, заключивших трудовой договор с работодателем на менее выгодных финансовых условиях по сравнению с предыдущим местом работы;
  • отслеживание справок о доходах с целью получения кредита с большей суммой заработной платы, чем отражено в отчетности, представленной в налоговые органы работодателем.
  • объявления в средствах массовой информации о вакансиях с указанием настоящего размера вознаграждений.

Полученные таким образом достоверные сведения о манипуляциях с начислением заработной платы направляются вправоохранительные органы, по таким фактам проводятся выездные налоговые проверки, принимаются другие меры в соответствии с действующим законодательством.

Каждый работодатель должен знать, что наступление мер ответственности реально и неизбежно.

Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольна серьезная: административная ответственность – статьями 5.27, 15.11 КоАП РФ, уголовная – статьей 199.1 КУ РФ. Санкции Уголовного кодекса РФ предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, но и принудительные работы либо арест либо лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неудержание или неперечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Для работника, который официально не трудоустроен либо трудовой договор с ним оформлен, но работник получает основную сумму зарплаты в конверте («серая зарплата»), так же предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Кроме того, работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов, а это уже уголовная ответственность.

Каждый человек должен понимать, что за свое благополучие, заработную плату он несет ответственность. И никакой работодатель не может заставить его получать «зарплату в конвертах». Необходимо соизмерять эти риски.

За налоговые правонарушения должны отвечать обе стороны: и работник и работодатель. Если сотрудник знал, что ему выдаётся неучтённая зарплата и с неё не уплачивался налог на доходы, он несёт такую же ответственность перед законом, как и работодатель. Работник работает нелегально, ни работодатель, ни он сам ничего не платит. В итоге бюджет субъекта и муниципальных образований не получает значительные суммы налоговых отчислений, следовательно не выплачивается достойная зарплата, в частности, учителям, медикам, а жители края не получают качественное обслуживание.

В течение 2016 года налоговыми органами края продолжена работа по пивлечению самозанятого населения к декларированию своих доходов и уплате налогов (включая применение патентной системы налогообложения) в отношении таких видов предпринимательской деятельности как репетиторство, сдача недвижимости в аренду (наём) и других.

На 1 июля текущего более 1700 налогоплательщиков привлечены к декларированию полученных в 2015 году доходов от сдачи имущества в аренду, общая сумма исчисленного налога на доходы физических лиц от которых составила порядка 26 млн.руб.