Предложение экономических ресурсов. Особенности предложения на ресурсном рынке Двусторонние и многосторонние соглашения

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 36). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату,

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

В каждый данный момент времени совокупное предложение какого-либо фактора производства имеет конкретную величину, изменяющуюся со временем в результате экономических (рост инвестиций, др.) и неэкономических (засуха, миграция, др.) причин.

Объем предложения ресурса определяется его мобильностью. Мобильность ресурсов – это возможность фактора производства менять сферу своего применения. Ресурс мобилен, если он легко перемещается в другую отрасль. В этом случае говорят об эластичном предложении данного ресурса. Наиболее мобилен фактор «капитал». Фактор «земля» немобилен в физическом смысле, но мобилен в экономическом, так как возможно различное его использование. Относительной высокой мобильностью обладает фактор «труд». На его мобильность влияют экономические факторы и такие неэкономические факторы как вид работы, престижность профессии, трудовой коллектив, удаленность работы от места жительства, др.

Предложение немобильных факторов неэластично. На уровень мобильности фактора производства влияет не только цена, но и фактор времени: чем более рассматриваемый интервал, тем больше мобильность факторов.

В силу мобильности экономических факторов различия в ценах ресурсов приводит к выравниванию общей выгоды, получаемой от применения этих факторов в различных сферах производства. Все единицы мобильного ресурса будут распределяться между их пользователями таким образом, чтобы владельцы факторов получали равную общую выгоду независимо от сферы применения.

Трансфертное вознаграждение – это выплата владельцу ресурса, которая удерживает его от предложения своих услуг в ином, альтернативном месте.

Экономическая рента – выплата, которую владельцы факторов получают сверх трансфертных вознаграждений.

Сумма денег, получаемая владельцем экономического ресурса как трансфертное вознаграждение, для фирмы - нанимателя данного ресурса, представляется издержками упущенной возможности. Получаемая владельцем фактора производства экономическая рента является рентным платежом для фирмы-нанимателя. Чаще реальные выплаты за использование факторов производства являются суммой трансфертного вознаграждения и экономической ренты.

Распределение дохода владельца ресурса на трансфертное вознаграждение и экономическую ренту зависит от мобильности ресурсов. При высокой мобильности экономического ресурса его предложение абсолютно эластично (кривая предложения ресурса горизонтальна), и все владельцы ресурса получают только трансфертное вознаграждение. При низкой мобильности экономического ресурса его предложение абсолютно неэластично (кривая предложения ресурса вертикальна), владельцы ресурса получают экономическую ренту, трансфертное вознаграждение равно нулю.

Таким образом, экономическая рента есть разница между тем, что владелец ресурса получает в настоящее время в данной сфере деятельности и тем, что он может получить, предлагая ресурс в другом месте.

Это государственный проект, который работает в 16 регионах, испытывающих необходимость в квалифицированных специалистах. Перечень субъектов, которые в приоритетном порядке должны быть обеспечены кадрами, утвержден Распоряжением Правительства от 20.04.2015 № 696-р. В этот список вошли:

  • Амурская область;
  • Архангельская область;
  • Вологодская область;
  • Калужская область;
  • Камчатский край;
  • Красноярский край;
  • Липецкая область;
  • Магаданская область;
  • Мурманская область;
  • Новосибирская область;
  • Пермский край;
  • Приморский край;
  • Сахалинская область;
  • Хабаровский край;
  • Ульяновская область;
  • Чукотский автономный округ.

Программа предусматривает выплату денег работодателям — организациям и ИП из вышеназванных регионов, которые трудоустраивают работников, переезжающих из других субъектов РФ. На каждого трудоустроенного власти выдают сертификат на 225 000 рублей, из которых 150 000 — деньги федерального бюджета, а остальная часть — средства регионов. Средства можно израсходовать на переезд, обустройство на новом месте, оплату жилья, обучение. Вернуть полученные денежные средства работодателя могут заставить в случае:

  • нарушения установленных требований;
  • если в отношении компании начинается процедура банкротства или ликвидации.

Отметим, что практически всю нормативную базу, необходимую для функционирования проекта по привлечению работников, разрабатывают региональные власти. Они же собирают заявки от работодателей, которые хотели бы участвовать в программе повышения трудовой мобильности.

По официальным данным, за несколько лет действия программы ее результаты слабые. За первый год удалось привлечь 148 человек, за второй — 464 работника, в 2017-2018 гг. переехать работать в другой регион согласились 550 и 580 человек соответственно. В 2019 чиновники рассчитывают на переезд для работы уже 900 граждан. В бюджет программы на текущий года заложено 0,5 млрд рублей.

Какие поправки утверждены на 2019 год

Чтобы программа стала более эффективной и приемлемой для работодателей, в Министерстве труда решили немного упростить ее. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 № 190-ФЗ, работодателям, которые получают деньги на переехавших работников, теперь разрешено сокращать численность или штат сотрудников в период получения и использования финансовой поддержки. Ранее это запрещалось пп. 4 п. 4 ст. 22.2 . Кроме того, с приглашенными работниками можно заключать трудовые договоры не на 3 года, а только на 2.

Еще одно послабление, на которое согласились власти, — новые правила проверки отсутствия задолженности по страховым взносам и заработной плате у работодателей. Сначала чиновники требовали, чтобы долгов не было на момент выдачи сертификата. Но сейчас формулировка изменилась: у компании-участника госпрограммы не должно быть задолженности по итогам года, в котором были предоставлены деньги.

Сейчас для участия в программе повышения трудовой мобильности работодателям достаточно быть зарегистрированными и работать на территории субъекта, указанного в правительственном перечне. Ранее требовалось, чтобы компания была еще и участником одного из инвестиционных проектов.

Другая важная поправка — увеличение размера оказываемой финансовой помощи с 225 000 до 1 миллиона рублей на одного трудоустроенного работника. Но такую поддержку предоставят только тем работодателям, которые осуществляют деятельность на территории Дальневосточного федерального округа. Во всех остальных субъектах РФ сертификаты по-прежнему выдают на сумму 225 000 рублей.

Какие еще поправки готовятся

Помимо уже утвержденных парламентом и президентом изменений на уровне законов, Минтруд обновил Порядок предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов и форму самого сертификата. Соответствующий приказ ведомства от 17.04.2019 № 261н вступил в силу 15.06.2019. Он предусматривает сокращение сроков выдачи сертификата с 5 до 3 дней, отказ от некоторых требований к работодателям (например, не нужно предоставлять копию трудового договора с приглашенным специалистом). Кроме того, внесены технические правки в бланк сертификата.

По словам действующего вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, программу повышения мобильности трудовых ресурсов продолжат реализовывать. Если вам интересно, вакансии, которые доступны с государственной поддержкой, опубликованы в отдельном разделе портала «Работа в России» . На момент подготовки материала работодатели предлагали 470 мест с заработной платой от 11 500 до 200 000 рублей. Компании нуждаются в инженерах, врачах, водителях, механиках, руководителях.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение ……………………………………………………………….…………… 3

1. Мобильность трудовых ресурсов: понятие, основные причины и факторы развития …………………………………………………………………………….. 4

2. Основные принципы и направления государственной политики занятости …………………………… …………………………………………….. 9

3. Задача ………………………… …………………………………………… 14

Заключение …………………………………………………………………..…… 16

Библиографический список ……………………………………………………… 17

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально - квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

В условиях финансового кризиса, регулирование рынка труда и безработицы требует особенного подхода. Необходимо поддерживать людей, оставшихся без работы и проводить эффективную политику занятости населения, как в России, так и на уровне отдельных регионов страны, поэтому изучение рынков труда является актуальной темой для работы.

Цель работы - отразить процессы рынка труда в современной России и определить приоритетные направления политики занятости в условиях кризиса и инфляции.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— отразить понятие и основные причины мобильности трудовых ресурсов;

— раскрыть основные направления государственной политики занятости;

Объект работы - рынок труда и занятость населения.

Для написания работы использовались специализированные учебные пособия по региональной экономике и экономике труда. Также использовались периодические издания и статистические материалы.

Методами исследования являются: наблюдения, сравнения, абсолютных и относительных разниц, динамический метод и ряд других.

1. МОБИЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Огромное влияние на функционирование рынки трудя и на повседневную жизнь людей оказывает трудовая мобильность - процесс перемещения работников на новые рабочие места. Часто под мобильностью понимают способность к такому перемещению.

Различают несколько видов трудовой мобильности:

1. Внутрифирменная мобильность - человек получает новое рабочее место в той же организации.

2. Межфирменная мобильность - смена места работы не сопровождается ни переездом в другой регион, ни сменой профессии (вида деятельности).

3. Другая разновидность межфирменной мобильности - смена работы сопровождается сменой фирмы (организации) и вида деятельности, но не места жительства.

4. Территориальная мобильность, миграция человек меняет место жительства с целью получить новую, более привлекательную работу. При этом может происходить либо не происходить смена вида деятельности. Возможный вариант: меняя место жительства, работник остается работать в той же организации.

5. Эмиграция - человек переезжает в другую страну. При этом, говоря о трудовой мобильности, имеют в виду миграцию, вызванную экономическими причинами, т.е. стремлением найти более привлекательную работу. Естественно, в реальной жизни существуют и другие причины миг-рации: семейные, этнические, религиозные, стихийные бедствия, социальные конфликты .

Степень мобильности трудовых ресурсов обусловлена следующими факторами:

1. Необходимостью смены работы, определяемой, например, неудовлетворенностью заработной платой, условиями и режимом труда, климатом.

2. Вложениями средств, связанными с работой и условиями жизни (наличие своего хозяйства, специфика профессии).

3. Желательностью нового места работы, обеспечивающего улучшение условий жизни и труда.

4. Легкостью адаптации в новых условиях, определяемой связанными с ней расходами, квалификацией, опытом, возрастом.

5. Обладание информацией о вакансиях и степенью ее достоверности .

По своим последствиям процесс движения персонала далеко не однозначен. Для уходящих работников позитивными моментами являются: ожидаемый рост доходов на новом месте, улучшение перспектив карьеры, расширение связей, приобретение более подходящей по содержанию работы, улучшение морально-психологического климата. В то же время работники в период трудоустройства теряют заработную плату, непрерывный стаж работы в организации и связанные с ним льготы, несут затраты на поиск нового места, подвержены трудностям адаптации и риску потерять квалификацию и остаться без работы.

Для остающихся работников появляются новые возможности продвижения, дополнительной работы и заработка, но увеличиваются нагрузки, теряются привычные функциональные партнеры, изменяется социально-психологический климат.

Для организации мобильность персонала облегчает избавление от аутсайдеров, дает возможность привлекать людей с новыми взглядами, омолаживать состав работников, стимулировать изменения, повышение внутренней активности и гибкости, но порождает дополнительные затраты (связанные с набором и временной заменой кадров, обучением, нарушением коммуникаций), большие потери рабочего времени, падение дисциплины, рост брака, недопроизводство продукции.

В современных условиях наиболее распространена классификация, разграничивающая факторы мобильности трудовых ресурсов на причины экономического и неэкономического характера.

Решение мигрировать зависит не только от характеристик и перспектив самих мигрантов, но также от условий и стереотипов, существующих в общине происхождения и возможной общине назначения.

Эта точка зрения связана с осознанной полезностью альтернативных мест проживания. Общинные нормы являются частью среды, в которой живут люди и которые определяют структурные условия и привычность повседневной жизни. Некоторые могут рассматривать социально-бытовые нормы, характеризующие общину происхождения, как трудноприемлемые, и, соответственно, принять решение мигрировать. На решение мигрировать из одной страны в другую может повлиять характер местного управления или наличие конфликтов в общинах происхождения.

Таким образом, субъективная причина миграции - оценка ее целесообразности, зависит от индивидуальных характеристик мигрантов, от региональных факторов и в целом национальной политики страны происхождения, от соответствующих характеристик страны назначения, сравнивая которые потенциальный мигрант принимает решение о миграции, действуя также под влиянием социальной среды (или общинных норм), в которой он трудится.

Для интегральной оценки миграции как социально-экономического явления целесообразным представляется рассматривать сочетание объективных факторов миграции и субъективных оценок мигрирующих.

Спрос на рабочую силу зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение, зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с "дешевой" рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в "дешевые" страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест на региональных или локальных рынках труда

Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.

Проблема мобильности кадров еще недостаточно изучена в России. Однако она заслуживает того, чтобы ею занимались. Мобильность кадров оказывает значительное влияние на деятельность любой организации, и если ею не заниматься, то работа фирмы может быть затруднена. Персонал - это настоящая ценность организации, и ему должно оказываться соответствующее внимание. В сегодняшней российской практике это - наиболее слабое место.

Большое значение имеет прогнозирование рынка труда. Без серьезного изучения стоимости рабочей силы, спроса и предложения высококвалифицированных работников нужного профиля, изменений в мотивации труда и других факторов движения трудовых ресурсов можно быстро растерять уже имеющийся кадровый потенциал. А для его постоянного наращивания в борьбе с конкурентами важно иметь источники кадрового пополнения, изучать положение в области обучения кадров, предвидеть неблагоприятные обстоятельства .

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка . Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.

Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.

Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Отмеченные виды безработицы различаются причинами их возникновения. Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для се6я работу. Такая безработица существует всегда и везде. Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Циклическая безработица — самая болезненная — возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Существуют следующие цели политики занятости:

 справедливое распределение дохода, которое предполагает, что должна существовать прямая зависимость между стоимостью выполняемой работы и количеством получаемых за нее денег. Такое соотношение не должно приводить к чрезмерной дифференциации доходов. Одним из способов справедливого распределения доходов является изменение квалификационного состава занятых путем инвестирования в обучение и профессиональную подготовку людей, которые в другом случае оставались бы низкооплачиваемыми.

 развитие образования и формирование конкурентных рынков труда. Конкурентный рынок труда способствует тому, чтобы способности работников использовались экономически более продуктивно. Для этого необходимо, чтобы заработная плата соответствовала производительности труда, кадры были бы мобильны, а информация о заработной плате и вакансиях доступна всем.

 обеспечение безопасности и здоровья рабочих. Заключение коллективных договоров.

Коллективные договора позволяют работникам улучшить условия труда, установить льготы, а также участвовать в принятии деловых решений.

Существуют различные типы программ занятости:

 укрепление государственных служб занятости, совершенствование их деятельности. Основная задача этих служб должна состоять в ориентированности безработных на новые профессии, которые соответствуют их способностям и предлагаются на рынке труда.

 программа поддержки самостоятельной занятости. Создание различного рода предпринимательских структур

 программы выплаты компенсаций лицам, потерявшим работу. Здесь также необходимо активизировать страхование по безработице таким образом, чтобы оно поощряло передвижение рабочей силы между профессиями, а также в географическом плане и в межотраслевом.

Программы занятости могут быть как долгосрочного, так и среднесрочного характера.

Для России долгосрочные программы имеют следующую цель: реализация объективно назревшей потребности в рационализации занятости, а не в противоречии интересам социально-экономического развития.

В связи с этим необходима активная политика занятости, которая предполагает наиболее полную реализацию и развитие трудового потенциала населения. Она подразумевает повышение качественных параметров и рациональной мобильности рабочей силы.

Эти задачи решаются путем реализации разнообразных программ образования профессиональной подготовки и улучшения структуры рабочих мест.

В среднесрочном периоде цель Государственной политики на рынке труда может быть сформулирована как формирование эффективной рациональной занятости при регулируемом высвобождении потенциальных безработных при недопущении обвальной безработицы и сдерживание роста открытой, в том числе застойной безработицы.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также посредством региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

 республиканская программа занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

 областная (краевая) программа, определяющая мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня (например, выделение городов приоритетного развития);

 районная (городская) программа занятости, определяющая собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

Региональное регулирование занятости позволяет учитывать особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т. д.

Основные направления этой политики следующие:

Предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости

Соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий

Сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения

Международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления .

Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики.

В обязанности служб занятости входит: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости, оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют право запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест, направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства, разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства, направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы, оплачивать стоимость профессионального обучения, и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий .

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. Создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений.

Приоритетные направления развития политики занятости в 2011 годах:

Преодоление структурного дисбаланса на рынке труда;

Различные формы профессионального обучения и профориентации незанятого населения, как средства повышения профессионального уровня граждан, обратившихся в органы службы занятости и испытывающих сложности в трудоустройстве;

Обеспечение адресной поддержки гражданам, не имеющим работы и находящимся в состоянии активного поиска работы, в том числе реализация специальных мер: организация общественных работ, организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, содействие самозанятости;

Вовлечение в сферу занятости ряда социально-демографических групп населения, слабо адаптированных к рынку труда - молодежь, впервые ищущая работу, не имеющая профессионального опыта и образования; одинокие и многодетные родители; женщины, имеющие детей-инвалидов; длительно незанятые и инвалиды и другие граждане, испытывающие трудности в поиске работы;

Восстановление кадрового состава предприятий, формирование его в соответствии с требованиями производства по социально-демогра-фическим и профессионально-квалификационным характеристикам рабочей силы, необходимой предприятиям области в текущий период, и той, которая может быть потенциально востребована в перспективе.

3. ЗАДАЧА

В соответствии с правительственным постановлением (от 10 марта 2008 г.) минимальная величина пособия по безработице с 1 января 2009 г. составляет 850 рублей, она увеличилась на 69 рублей, и максимальная его величина равна 4900 руб., т.е. увеличилась на 1776 руб. в месяц. Выделите те группы экономически активного населения, которые имеют право претендовать на получение только минимального размера пособия по безработице. Это те, кто:

а) не работал раньше и не нашел соответствующее рабочее место, и обратился в службу занятости;

б) после длительного перерыва (более одного года) хочет возвратиться в трудовую деятельность и встал на учет в службе занятости;

в) уволился в течение 12 месяцев перед тем, как обратился в службу занятости и встал там на учет, и имел в течение этого периода оплачиваемую трудовую деятельность не менее чем 26 календарных недель;

г) был уволен за нарушение дисциплины труда и обратился в службу занятости в поиске рабочего места.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовая мобильность - процесс перемещения работников на новые рабочие места.

Движение трудовых ресурсов - сложный социально-экономический и демографический процесс изменения количественных и качественных характеристик той части населения, которая выступает носителем рабочей силы.

К причинам экономического характера относятся: различия в уровнях экономического и, в частности, промышленного развития отдельных регионов; наличие национальных различий в размерах заработной платы; перенаселение, высокий уровень безработицы в субъекте.

Среди причин неэкономического характера выделяются: политические, правовые, нравственные, подхода к принятию решения мигрировать.

Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Основные направления политики занятости:

Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду

Социальная защита в области занятости

Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики

Поощрение работодателей в создании новых рабочих мест

Международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2009.

2. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2008.

3. Бутов В.И Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М.: Март, 2007.

4. Владимирова Л.П. Экономика труда. М.: изд. Дом «Дашков и К°», 2007

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА- ИНФРА-М, 2007.

6. Ибрагимова И.С. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики: учебное пособие. - Наука. - М. 2010 г.

7. Гимпельсон В. Российская модель рынка труда и заработная плата // Население и общество.- № 6. - 2010 г

8. Заславский И. Е. Труд, занятость, безработица. - Экономика. - СПб. - 2009 г.

11.1. Предложение экономических ресурсов

На рынке факторов производства (ресурсном рынке) роли фирм и домохозяйств в принципе меняются: домохозяйства предлагают имеющиеся в их распоряжении ресурсы (труд, землю, капитал), а фирмы предъявляют спрос на факторы производства.

Исследование ресурсного рынка важно по ряду причин. Во-первых, именно на этом рынке формируется денежный доход населения страны: предлагая фирмам имеющиеся в их распоряжении ресурсы, домохозяйства получают вознаграждение в виде заработной платы, прибыли, процента и ренты. Следовательно, цены на рынке факторов производства определят в дальнейшем доход населения и, в конечном итоге, состояние рынка товаров и услуг. Во-вторых, цены на факторы производства показывают, каким образом распределяются в стране ограниченные ресурсы, что позволяет использовать их наиболее эффективным путем. В-третьих, для фирмы закупка ресурсов является издержками производства. Максимизируя прибыль, фирма всегда будет стремиться снизить издержки на единицу продукции. Соответственно цены ресурсов определят, в какой комбинации будут использоваться факторы при производстве данного вида товаров и услуг. Наконец, в-четвертых, цены ресурсного рынка, прежде всего заработная плата, вопросы распределения дохода являются объектом политической борьбы и всегда находятся в центре общественного мнения.

В каждый момент времени в любой стране суммарное предложение какого-либо фактора производства – труда, земли, капитала – имеет вполне конкретную величину. Действительно, количество наемных работников, площадь обрабатываемой земли, объемы капитальных ресурсов в России, положим, в первом полугодии 1999 г. можно выразить точной цифрой. Однако с течением времени эти объемы могут существенно измениться, причиной тому служат и экономические, и неэкономические факторы. Например, оживление экономики (экономический фактор) вызывает увеличение инвестиций и рост предложения капитала, а засуха (неэкономический фактор) приводит к сокращению предложения зерна и т.п. Наша цель – выяснить, каким образом экономические факторы влияют на предложение ресурсов для отдельной отрасли и фирмы.

Мобильность ресурсов. Большое влияние на предложение ресурсов оказывает их мобильность, под которой понимают возможность фактора производства менять сферу своего применения. Тот ресурс, который под воздействием каких-либо побудительных причин легко перемещается из одной области применения в другую, считается мобильным. Если же ресурс не перемещается даже при наличии серьезных мотивов, то его принято считать немобильным. Перемещение ресурсов может оказать существенное воздействие на их предложение для фирмы и отрасли: факторы производства, имеющие высокую мобильность, обладают эластичным предложением, т.е. их QS значительно меняется при небольшом изменении цены ресурса, соответственно предложение немобильных факторов неэластично.

На мобильность ресурсов влияет временной фактор: чем длиннее рассматриваемый интервал, тем большей мобильностью обладают экономические ресурсы. Например, капитал в небольших по длительности периодах обычно немобилен: станки, оборудование, здания используются, как правило, для производства конкретного вида товаров и услуг, и в коротком по времени периоде затруднительно переналадить их на выпуск иной продукции. В течение длительных периодов времени мобильность капитала, напротив, очень высокая, и экономические причины способны вызвать значительные перемещения капитала из одной области в другую.

Что касается земли, то она обладает высокой мобильностью в экономическом плане: один и тот же участок земли можно использовать для выращивания картофеля, а на следующий год – капусты и т.д. Его можно продать для застройки. Однако застроенный участок земли уже менее мобилен: если на нем выстроен цех, а кто-то хочет на этом месте построить гостиницу, то цена этого участка земли окажется столь значительной, что перекроет затраты на снос цеха (иначе, проще поставить гостиницу на другом месте). Такие затраты на покупку земли, естественно, снижают ее мобильность.

Особенностью труда является то, что его предложение фактически всегда связано с необходимостью физического присутствия владельца этого ресурса – работника – на месте применения своих производственных функций. Для земли и капитала это не является необходимым: владелец земли или капитала может находиться за тысячи километров от самого фактора производства, но получать доход за его использование другими людьми. На мобильность трудовых ресурсов в значительной степени оказывают влияние неэкономические факторы: вид работы, престижность профессии, коллектив сослуживцев, удаленность от места жительства, жилищные проблемы и т.п. Несомненно, заработная плата (цена ресурса) имеет также большое значение для перемещения кадров. Сдерживающим фактором к расширению предложения специалистов той или иной профессии служат и иные причины: отсутствие способностей к данной профессии у некоторых людей, необходимость обучения и др. К примеру, квалифицированному инженеру 45 лет трудно переучиваться на бухгалтера и совсем невозможно стать профессиональным спортсменом. Однако молодежи под силу и то, и другое. В год обычно меняется 3-4% всех трудовых ресурсов страны: определенное количество уходит на пенсию, приходят молодые работники. За небольшой срок, 10-15 лет, общество способно почти полностью перепрофилировать состав трудовых ресурсов. Соответственно суммарные трудовые ресурсы более мобильны, чем отдельный индивидуум.

Различия цен ресурсов. Поскольку на мобильность факторов производства оказывают воздействие цены ресурсов, возникает вопрос: что же влияет на эти цены и приводит к их различию? Если бы все единицы любого ресурса были идентичны, а их мобильность определялась только экономическими причинами, то цены таких единиц ресурса не отличались бы друг от друга в любой области применения. Действительно, когда рабочие имеют одинаковую квалификацию и на каком-либо производстве устанавливается более высокая зарплата, это вызовет расширение предложения труда рабочих на данном производстве и понизит уровень зарплаты (цену ресурса) до среднего уровня, установившегося по всей экономике. Перелив идентичных ресурсов из одного сектора экономики в другой будет продолжаться до тех пор, пока существуют побудительные причины такого перемещения – различие в ценах ресурсов, – и прекратится, когда цены уравняются.

Однако в реальной жизни существуют различия в ценах ресурсов. Условно их можно разделить на две группы: динамические (или неравновесные) и равновесные. Динамические различия в ценах ресурсов наблюдаются в тех случаях, когда отдельные отрасли и начинают резко расширяться, а другие – сокращаться. Например, сокращение военных заказов приводит к падению спроса военных отраслей как на ряд стратегических ресурсов (медь, никель и т.п.), так и на специалистов соответствующих профессий, что вызывает снижение их относительных цен и заработной платы. С другой стороны, наблюдается интенсивный рост выпуска изделий бытовой техники, что повышает спрос этих отраслей промышленности на экономические ресурсы и побуждает относительный рост их цен. Динамические различия в ценах ресурсов не столь долговечны и исчезают, когда отрасли вновь достигают равновесия. Какой период займет процесс выравнивания цен, зависит от мобильности факторов, т.е. оттого, сколь быстро экономические ресурсы могут переместиться из одной отрасли в другую.

Равновесные различия в ценах ресурсов, как показывает само название, наблюдаются даже в тех случаях, когда отрасли находятся в равновесии. Можно указать три вида подобных различий, обусловленных определенными причинами:

а) внутренние различия, присущие самим единицам ресурсов;

б) различия в издержках, связанных с приобретением более производительных единиц ресурса;

в) различия, вызванные неденежными преимуществами при использовании ресурсов.

С равновесными различиями каждый из нас сталкивается постоянно, поскольку люди имеют разные склонности к профессиям, и более талантливый, более умелый работник всегда получает больше остальных (первая причина). Вполне естественно, что если на подготовку производительного ресурса (например, мелиорированной земли) затрачены определенные средства, то и цена единицы такого ресурса превысит цену менее производительного фактора (вторая причина). Что касается неденежных преимуществ, то мы также достаточно часто встречаемся с подобными фактами: порой люди идут на менее оплачиваемую работу, которая устраивает их по иным, неденежным причинам: близость к дому, наличие детского сада, возможность отдыхать в удобное время и т.п. Равновесные различия в оплате факторов производства не устраняются путем перемещения ресурсов и могут сохраняться в течение долгосрочного периода.

Принцип максимизации общей выгоды. Тот факт, что динамические различия цен ресурсов устранимы, а равновесные могут существовать длительное время, позволяет сформулировать так называемый принцип максимизации общей выгоды. Согласно данному принципу, владельцы факторов производства выбирают такой способ применения своих ресурсов, который обеспечивает им получение максимальной общей выгоды. Под общей выгодой понимаются как денежные, так и неденежные вознаграждения и блага. Принцип максимизации общей выгоды чаще трактуется как принцип равной общей выгоды, который можно сформулировать следующим образом: благодаря мобильности экономических факторов, устранение динамических различий в ценах ресурсов приводит к выравниванию общей выгоды, получаемой от применения этих факторов в различных сферах производства. Иными словами, все единицы любого ресурса будут распределяться между их пользователями таким образом, чтобы владельцы факторов производства получали равную общую выгоду независимо от сферы применения ресурсов. Принцип максимизации общей выгоды универсален и играет в теории распределения дохода ту же роль, которую имеет принцип максимизации прибыли в теории производства товаров и услуг.

Хотя неденежные блага оказывают заметное влияние на цены ресурсов, прежде всего труда, они не подвержены значительным изменениям с течением времени. В этой связи долю неденежных благ в общей выгоде можно считать стабильной. Тогда основной причиной изменения общей выгоды является денежное вознаграждение, получаемое владельцами экономических ресурсов; на это вознаграждение оказывает влияние состояние рынка факторов производства. Владелец любого экономического ресурса будет стремиться расширить предложение своих услуг в тех отраслях, где выше оплата единицы ресурса, поскольку там он получит более высокую прибыль.

Итак, количество ресурса, которое его владелец будет предлагать на рынке факторов производства (QS ресурса), определяется общей выгодой, получаемой владельцем ресурса в результате использования ресурсов в процессе производства. Общая выгода в свою очередь зависит от цены ресурса, следовательно, мы можем найти зависимость QS ресурса от его цены, т.е. определить предложение ресурса и построить кривую его предложения. Поскольку повышение цены фактора производства приводит к увеличению QS, кривая предложения ресурса имеет знакомый нам «восходящий» вид. Заметим, что изменения иных факторов, влияющих на QS ресурса (квалификация, неденежные выгоды, издержки на улучшение качества ресурса), воздействуют в целом на предложение ресурса и приводят к сдвигам кривой его предложения.


(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)