Политические процессы. Процесс политический Политический процесс основные положения

Политический процесс - одна из центральных и специфических категорий политической науки. Р.Доуз отождествляет ее с понятием политики в целом. Ч.Мэрриам видит специфику политических процессов в реализации субъектами своих интересов и целей.

Политический процесс характеризует переход политической системы от одного состояния к другому. Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, преследующих свои цели по обеспечению, формированию и изменению политического порядка.

Сущность политического процесса заключается в производстве и воспроизводстве различных компонентов политической системы, человека политического, структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, социального порядка и социальных изменений.

Структура политического процесса включает в себя основные элементы:

1) субъекты политики;

2) объекты, которые должны быть созданы или достигнуты как цель политического процесса;

3) средства, методы, ресурсы, исполнители процесса,

4) политические отношения.

Субъекты (акторы) – это те, кто принимает активное, участие в политической деятельности. В процессе своего взаимодействия субъекты политики образуют вполне определенную систему, то есть совокупность реально включенных в политическую жизнь индивидов и их групп, связанных между собой отношениями власти (представительства и руководства, субординации и координации, содействия и борьбы).

Существуют следующие типы политических процессов :

Формирование органов политической системы (институализация);

Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;

Принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.

Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат консерватизм, выражающийся в том, что его сторонники видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное; и революционаризм , представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Революция всегда служит выражением социальных антагонизмов, интенсивной и разнообразной политической борьбы, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса, рассматривается сторонниками такого рода социальных преобразований как необходимый выход из катастрофы. Большое значение в революции имеют программные вопросы, сопоставление различных доктрин и стратегий решений поставленных проблем, по которым внутри и вне революционного лагеря происходит интенсивная борьба.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформы, может быть таким, как и в революции, в которую они часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Если революция и реформа нацелены на целостное преобразование политической системы, то такой политический процесс как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые существенные отличия. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя обычно весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функций господствующей группы в старом обществе.

Бунт - массовое действие, имеющее очень высокую степень активности его участников, оно ограниченно временем протекания. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов. Лозунги, выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны, неконкретны, или чрезвычайно заземлены.

Мятеж по степени интенсивности эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Он носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и костяк мятежников обычно составляет армия.

Если массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, т. е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего в ней обострения.

Политическая кампания - это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели (изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти). Поскольку политическая кампания - это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах.

Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, назначение которого заключается:

В согласовании целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный полит процесс;

В доведении до возможно большего количества участников действия его программы;

В оценке обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие.

Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и через непосредственное влияние граждан на органы политической системы.

Рассмотрим некоторые специфические черты основных проявлений прямого действия в политике.

Митинг - собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Митинг - это акция, имеющая достаточно выраженные тенденции протекания, учет которых позволяет контролировать и направлять его ход.

Демонстрация - массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.

Забастовка - прекращение работы с целью политического заявления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Это акция, требующая для обеспечения своей эффективности высокого уровня организации, четкого определения целей, средств возможной компенсации нежелательного урона жертвам забастовочного действия.

Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Это показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающей в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта.

Политические системы могут быть разделены на два основных типа: консенсуса и конфликта. Второй тип исходит из того, что любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы кроме собственных; исходит из возможности преодоления или даже ликвидации определенной группы интересов.

Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам.

Политические отношения

Политические отношения – отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, государственной власти и политических прав и свобод.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Фиксируется два аспекта бытия политических отношений: деятельный , при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институциональный, указывающий на структурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе;

Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты, движения. Велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

Политические конфликты

Идея конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, А.Бентли рассматривали конфликт как ведущий источник политики. Э.Дюркгейм, М. Вебер, Д.Дьюи считали конфликт вторичным в политике, а главным, по их мнению, являются базовые ценности, интегрирующие социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления.

В действительности политическое сообщество людей всегда формируется через взаимодействие, (сотрудничество и соревновательность).

Политический конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - глубокое разногласие между различными политическими силами, партиями, властными лицами, основу которых составляет альтернативность, а порой непримиримость интересов, несовместимость целей.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникает не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия. Лишь непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.


Похожая информация.


Политический процесс - способ существования полити­чески организованного общества, которое развивается, до­бивается динамичной устойчивости, подвергаясь действию объективных процессов, реально происходящих в данном об­ществе. Постоянность движения есть специфическая харак­теристика любой общественно-политической системы, сущ­ность ее жизнедеятельности.

Политический процесс (от лат. processus - продвиже­ние) - целостная и динамичная совокупность взаимосвязан­ных и последовательных общественных событий, действий, поведений, отражающих динамику борьбы и соперничества различных политических сил за статусы и ресурсы власти, формирование, функционирование и развитие политической системы общества в целом.

Структура политического процесса представляет собой систему, включающую в себя субъект про­цесса (реальная власть или ее носитель), объект процесса в ка­честве цели субъекта (личность, общество, государство и их взаимоотношения), средства, методы, ресурсы, исполнителей, которые предназначены для реализации цели процесса, свя­зывают субъект (власть) и объект (цель) процесса и отражают характер и результативность этой связи.

В политическом процессе в качестве его субъектов за­действованы отдельные индивиды: рядовые граждане, долж­ностные лица и политики (индивидуальные субъекты), соци­альные общности (групповые субъекты), государственные и общественные институты (институциональные субъекты).

Политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения и завершается принятием политического решения. Центральную роль здесь играют высшие органы власти.

Выделяют несколько видов (типов) политического про­цесса.



По структуре в самой общей форме политические процес­сы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполи­тические. По уровню распространения политические процессы бывают глобальные и внутрисистемные. С точки зрения устойчивости можно говорить о стабильных (созидательных) и неста­бильных (разрушительных) политических процессах. В каж­дом обществе одновременно могут происходить и созидатель­ные, и разрушительные процессы.

Политический процесс можно представить в виде шести, образующих полный цикл, взаимосвязанных стадий. Он на­чинается с возникновения проблем ,нуждающихся в обще­ственном внимании. Этими проблемами могут быть экологи­ческие, социальные, экономические, политические и др.

Следующая стадия состоит в восприятии и осмыслении проблемы отдельными индивидами или группами, которые стремятся придать проблеме общественное звучание.

Формулирование и анализ проблемы (последующая стадия) материализуются в научных разработках, аналити­ческих записках, листовках, на заседаниях «круглых сто­лов». Умение сформулировать и проанализировать воз­никшую проблему - важное качество каждого политика. Следующая стадия - выбор модели (путей и методов) принятия решения по данной проблеме.

После принятия управленческого решения наступает стадия его выполнения .Уже на стадии реализации реше­ний наступает стадия контроля ,предварительной и конеч­ной оценки полученного результата.

Политические решения - главная, центральная состав­ляющая политического процесса. Выделяют три этапа про­цесса принятия решений: подготовительный (формулиро­вание и анализ проблемы); этап постановки целей и задач политического действия (выбор модели); этап реализации. Разработка, принятие и выполнение политико-управленче­ских решений зависят от компетенции, личного опыта, интуи­ции управляющих, политического режима, формы правле­ния и территориально-государственного устройства, уровня централизации (децентрализации) верховной власти, взаи­модействия партийных и государственных структур, реали­зации принципа разделения властей, развития форм общест­венного контроля за деятельностью государственного аппа­рата и т.д.

В процессе принятия политических решений можно выделить следующие этапы: подготовительный – представление политических интересов групп институтами, принимающими политически-управленческие решения; формирование политической воли и принятие политических решений; реализация политической воли, выраженной в принятии политических решений.

Процесс принятия политических решений сопровождается соблюдением политических технологий :совокупности научно обоснованных последовательно применяемых проце­дур приемов, способов деятельности, направленных на наи­более оптимальную реализацию намеченных целей и задач.

На различных уровнях власти самыми распространенны­ми формами подхода к принятию управленческого решения являются компромисс и голосование. Для плюралистичес­кой организации власти характерны консенсусная техноло­гия принятия и реализации управленческих решений, рас­средоточение ответственности, политическая активность пра­вящей элиты.

Для реализации политического решения должны быть определены источники и объем необходимых ресурсов, план практических действий для исполнения решения, временные параметры (сроки, этапы), ответственные лица и струк­туры. Процесс реализации решения сопровождается изданием соответствующих директивных, правомочных актов.

Политический процесс

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций , классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию , изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования . Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:

  • революционных и реформаторских начал;
  • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
  • восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Типология политического процесса

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политический процесс" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - (POLITICAL PROCESS) Когда люди стараются получить доступ к политической власти и использовать ее в своих личных или групповых целях, они образуют политический процесс. Идея политического процесса предполагает, что политику можно рассматривать в… … Социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - получившее в последние годы распространение в России понятие, которым охватывают все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (прежде всего конституционным отсюда также… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(1) - political process; 2) political trial) 1) ход развития политических событий, последовательная смена состояний в развитии политической жизни; 2) разбирательство судебного дела с политическим содержанием, мотивами … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно политических и иных общественных отношений, видов… … Политология. Словарь.

    ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени. Пространственно временная локализация политического процесса может охватывать все время существования политики, тогда он понимается как… … Философская энциклопедия

    Совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантиро­ванных законом и включенных в динамику прак­тически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический… … Политология. Словарь.

    - (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из главных обвиняемых,… … Википедия

    Процесс Ольги Грабарь (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из … Википедия

    - «Процесс пятидесяти» («Процесс москвичей», Суд над участниками «Всероссийской социально революционной организации», официальное название: «Дело о разных лицах, обвиняемых в государственном преступлении по составлению противозаконнаго сообщества и … Википедия

Книги

  • Политический процесс в арабских странах. Учебное пособие , Сапронова М.А. , Учебное пособие написано на основе курса лекций для бакалавров факультета международных отношений МГИМО и учитывает политические изменения, произошедшие на Арабском Востоке после 2011 г. На… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Метод обучающего чтения Ильи Франка Издатель: МГИМО-Университет , Производитель:

Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Политика предстает перед наблюдателем, прежде всего, как череда событий: глава государства сделал такое-то заявление, депутаты парламента приняли такой-то закон, политическая партия провела очередной съезд, трудящиеся в столице вышли на митинг. Мы произвольно перечислили несколько событий, но они являются достаточно типичными для политической жизни современного общества. Политология стремится к изучению и этой стороны политической реальности, т.е. к выявлению внутренней последовательности тех или иных политических событий и существующей между ними причинно-следственной связи. Для обозначения этого направления политологических исследований вводится понятие «политический процесс».

Политический процесс - это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий. Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, акте противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации. Можно сказать, что политический процесс это последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и социальных групп. Именно в ходе политического процесса происходит соединение внутреннего субъективного мира отдельного человека и объективного мира политики, созданного многими людьми.

Остановимся подробнее на некоторых основных особенностях политического процесса. Прежде всего, отметим, что политический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства. Это может быть здание парламента, площадь, телестудия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади может собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцентрироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий.

Политические структуры в отличие от политического процесса не имеют ни временной, ни пространственной обусловленности. Государственная Дума, независимо от того, в какое время и в каком помещении она будет заседать, останется российским парламентом с перечисленными в Конституции правами и полем ответственности. Однако события в самой государвтенной думе способны развиваться по-разному. Депутаты, например, если их вдруг переведут в другое здание, могут начать высказывать претензии, связанные с отсутствием необходимых условий для полноценной работы.

Цель работы - изучить сущность политического процесса.

1. Что такое политический процесс? Какие из определений вы считаете наиболее удачными? Аргументируйте


Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро- и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы, осуществляющейся под влиянием действующих на нее факторов. На микроуровне под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, как некая равнодействующая акций (действий) различных социальных и политических субъектов. Политический процесс выступает как результат воздействия групп интересов на органы власти, что приводит к принятию решений, влияющих на состояние общества.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Так, А. Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; во-вторых, выражающий равнодействующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина; и в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы)».

Содержание политического процесса в современной России составляет укрепление и повышение эффективности государственной власти, реформирование государственного аппарата, укрепление рыночных отношений, утверждение гласности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т.д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация. Отечественный политолог В. Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов.

Первый из них гласит: «…политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», исходя из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть.

Второй принцип заключается в том, что «существующая реальность, конфликты, которая порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы.

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса. Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристика субъектов, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, которые образуют среду, а также ее воздействие, представляющее собой внешние для данного политического процесса обстоятельства (правила политической игры, внешние политические события и др.). Несогласованность элементов политического процесса может привести к непредвиденным результатам.

Основными субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых - государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который в свою очередь состоит из микропроцессов или субпроцессов. Например, деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации карьерных планов различных граждан в рамках данного института и т.д. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы.

Деятельность политических акторов характеризуется следующими показателями: потенциалом, видом действий, способами взаимодействий.

Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема его ресурсов.

Вид действий зависит от средств, форм и методов политической борьбы: парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные и неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т.д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).

В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами общества, влияющими на властвующую элиту, сотрудничающими либо конкурирующими друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.

2. Важнейшие разновидности современных политических процессов


В соответствии с содержанием политического процесса можно выделить его типы и разновидности. Типологию политических процессов можно произвести на основе различных критериев: а) по объекту политического воздействия: на внешне - и внутриполитические процессы; б) по характеру участия масс в политической жизни: свободное политическое участие граждан в отношениях с государством (т. н. неангажирующие системы), в демократических режимах и жестко централизованные методы принятия управленческих решений (т. н. ангажирующие системы), характерные для недемократических, тоталитарных режимов; в) по характеру преобразования власти: революционный и эволюционный типы политического процесса. И тот, и другой виды процесса имеют своей причиной общенациональный кризис, в том числе кризис власти. Революционный процесс может происходить как в насильственных (в том числе - кровавых), так и в мирных формах, но в любом случае он имеет быстротекущий характер. Это означает внезапное разрушение традиционных властных структур, законодательства, а также перерыв преемственности в развитии материальной и духовной культуры общества, его менталитета. Преимущество этого пути - быстрота свершения - оказывается со временем мнимым, а результаты, достигнутые в ходе революции, как правило, обратны тем, на которые рассчитывали организаторы (примером могут служить Буржуазная французская революция конца XVIII века, Октябрьская революция др.). Революции, как правило, возникают не только из-за остроты социальных противоречий общества, но и в результате неумения власти сбалансировать эти противоречия путём нахождения компромисса интересов различных социальных групп, отсутствия постоянной легитиматизации власти, национального согласия власти с народом. Компромисс, консенсус, цивилизованное решение конфликтных ситуаций, постоянное нахождение баланса интересов социальных групп в быстро изменяющейся конкретно - исторической обстановке, успешный поиск национального согласия являются инструментом эволюционных форм развития политического процесса. Кажущийся недостаток эволюции - её длительный характер, когда реформаторы не могут рассчитывать на то, что они увидят плоды реформы. Однако эволюция обладает решающим преимуществом: она бескровна, обеспечивает непрерывность политического и исторического процесса в целом, преемственность и поступательное развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Наконец, генетический фонд общества не разрушается. Сегодня, когда вследствие развития научно-технического прогресса неизмеримо увеличилось национальное богатство экономически развитых стран и путём его перераспределения можно достигать смягчения социальных противоречий, умножить средний класс, создаются всё более благоприятные возможности для эволюции. История уже доказала это, когда в 50 - 70 г. г. XX века страны классического капитализма постепенно стали превращаться по существу в новую цивилизацию, которая некоторыми политологами классифицируется как «социализированный капитализм», «модернизированное», «рациональное», «постиндустриальное» общество.


3. Охарактеризуйте специфику этих разновидностей


Уровень политического процесса - это масштабность происходящих политических событий, их значимость. Можно выделить четыре уровня политического процесса:

политические события в жизни одного человека, или политическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень политического процесса интересует биографов, описывающих жизнь и деятельность прежде всего выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков;

Однако такая политическая биография может быть и у простого человека с ограниченной степенью вовлеченности в политические события;

политические события, в которые оказались вовлечены члены одной организации, группы, региона. Например, процесс создания и развития партии. Описание этого процесса будет включать в себя рассказ о событиях, приведших к конституированию организации, о внутриполитической борьбе в ее рядах, об участии ее представителей, активистов в различных акциях, в том числе в избирательных кампаниях, о деятельности членов этой партии в высших государственных органах и т.д. В обществе одновременно разворачивается множество политических процессов такого уровня создается новая общественно-политическая организация, партия проводит свой очередной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно несвязанными между собой. Эта несвязанность событий позволяет выделить еще одну характеристику политического процесса в стране, его дискретность, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними непосредственной причинно-следственной связи;

политические события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Общенациональный уровень политического процесса позволяет нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, способные негативно сказаться на стабильности всего общества. Этот уровень анализа политического процесса является доминирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям общенационального масштаба относится принятие основополагающих законопроектов, важных распоряжений исполнительной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе государственной власти, если они существенным образом могут повлиять на расстановку политических сил в стране;

междугородный, глобальный уровень политических процесcoв. Он включает события, связанные со строительством отношений с другими народами, с сотрудничеством разных государств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными действующими лицами международных процессов являются прежде всего главы государств, руководители внешнеполитических государственных ведомств, а также лидеры политических партий и общественных организаций. Однако в некоторые международные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии.

Уровень - это масштаб политического процесса, но события могут быть объединены и в зависимости от своей направленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влияющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы можно разделить следующим образом:

кооперативные процессы, в ходе которых происходит объединение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассоциации, объединяются в блоки группы интересов, формируются организации. К кооперативным процессам относится проведение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов являются законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами исполнительной власти. И в том, и в другом случае речь идет о сложном поиске компромисса, достигаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов;

конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается сложнейший клубок событий, связанных с действиями претендентов на высшие государственные должности;

конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетельствующих об обострении отношений между отдельными группами или организациями, о появлении противостояния в обществе. Более подробно об этом типе политических процессов мы будем говорить ниже;

инновационные процессы, в ходе которых создаются новые политические и социальные структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе которых спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных нововведений.

Выделение указанных видов политического процесса является достаточно условным.

Обычно они тесно переплетены между собой. Кооперативные взаимодействия могут вести к инновационным изменениям, на периферии конкурентных процессов часто возникают конфликтные ситуации, а стремление людей найти выход из конфликта толкает их к кооперации.

Вместе с тем, изучение специфики каждого из этих процессов позволяет глубже понять тенденции политического развития в каждом конкретном обществе.

Итак, политический процесс в обществе можно представить как многоуровневый и многообразный по направленности решаемых задач. Вот почему применительно к обществу часто говорят не об одном, а о многих политических процессах.

Сложность, противоречивость, взаимное переплетение различных политических процессов являются характерной чертой политической жизни современного общества.

Основные виды политических процессов:

формирование органов политической системы (институализация); в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее существующих политических отношений и институтов, но и из действия по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, политические процедуры, юридические и идеологические предписания;

принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

Поскольку политические процессы затрагивают, причем, весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие.

Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное значение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

Заключение

политический система актор

В российской политологии политический процесс рассматривается как особый вид социально-исторических процессов. Его основная черта - достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и существующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией. Характер и содержание политического процесса определяется особенностями данной политической системы и существующего политического режима.

В американской политологии широкое распространение получило социологическое истолкование политического процесса. Это взаимодействия между социальными субъектами и носителями политической власти на основе выполнения ими политических ролей и функций. Американский политолог Пай в основу политического взаимодействия положил ценностные отношения. С его точки зрения, содержание и характер политического взаимодействия задаётся системой культуры социального субъекта и носителей власти.

Ценностное отношение лежит в основе цивилизационного подхода к классификации различных обществ. Т.е. все общества делят на два основных типа: западное и восточное.

Список литературы


1.Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер. Политология. - 2010. - №2 - С. 101-104.

2.Гендер как инструмент познания и преобразования общества. / Ред.-сост. Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. - М., 2006. - 304 с.

.Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. / Отв. ред. и сост. д.э.н. М.Е. Баскакова. - М.: Едиториал УРСС, 2009. - 336 с.

.Дегтярев А. Основы политической теории: Учеб. пособие. - М., 2008. - 296с.

.Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. - СПб., 2008. - 395 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сущность и содержание отдельно взятого политического процесса определяется исходя из особенностей политической системы и рассматриваемого политического режима . Так демократической системе соответствует такой тип политического процесса, при котором у граждан имеются широкие права в управлении государством , в самом государстве соблюдаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Напротив в тоталитарном типе политической системы политический процесс всецело исключает какую-либо реальную возможность граждан участвовать в политической жизни общества, как отсутствует свобода политического и социального выбора.

По своей структуре «политический процесс состоит из субъектов , носителей политического действия и объекта - цели, которая должна быть достигнута». Политический процесс включает также средства, методы, ресурсы и исполнителей.

Виды субъектов политического процесса:

Кроме субъектов политической деятельности также существуют её участники. Это могут быть социальные группы , отдельные индивиды, различные организации и т.д. Отличием участников от субъектов политической деятельности является то, что первые не имеют определённых политических целей и интересов, возможно, даже не хотят вмешиваться в политическую деятельность, но в силу определённых обстоятельств могут быть "втянуты" в политический процесс.

Политический процесс состоит как из целенаправленных «сознательных усилий субъектов политической деятельности (индивидов, социальных групп , политических партий, государственных органов и др.), так и в результате взаимодействий, которые возникают спонтанно, независимо от воли и сознания участников процесса». Г. Т. Тавадов отмечает: :

Такая совокупность целенаправленных и спонтанных действий субъектов и участников политического процесса исключает какую-нибудь четкую заданность или обреченность политического процесса в развитии событий и явлений. В результате может получиться согласно известной поговорке: «Хотели как лучше, получилось как всегда ».

Во время осуществления своих ролевых задач и позиций участники и субъекты политического процесса должны показать свою «значимость, способность воспроизводить, развивать, изменять или разрушать элементы политической системы ». Отсюда благодаря политическому процессу раскрываются «как поверхностные, так и глубинные изменения, происходящие в политической системе , характеризует её переход от одного состояния к другому».

Структурно в основе политического процесса лежит несколько стадий, которые постепенно претворяются в жизнь, в при этом внутренне всё время остаются друг с другом связанными и циклически повторяются.

Стадии политического процесса

Стадии политического процесса делятся на:

  • Конституирование, образование политической системы ;
  • Воспроизведение компонентов и признаков данной системы;
  • Принятие и выполнение политико-управленческих решений;
  • Контроль функционирования и направления развития политической системы.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, в результате чего в ней происходят изменения и преобразования. Поэтому в каждом новом цикле политическая система не копирует себя, а обогатившись новыми сторонами и свойствами (например, появление избирательной системы или нового законодательства , политических блоков, партий и т. д.), в ней происходят политические изменения. Но главный процесс - повторение на новый лад того, что существовало ранее - самовоспроизводства.

На стадии воспроизводства политической системы повторяются и закрепляются, видоизменяются и обновляются исторический тип политической системы , её классовая природа, связи с другими подсистемами общества. Воспроизводятся политические отношения и институты, политические нормы и ценности, символы, язык . Воспроизводятся сами участники политического процесса как выразители определенных политических позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных политических ролей.