Артикли в немецком языке с нуля самому. Как запомнить немецкие артикли с помощью эйдетики

Благодаря этому простому приёму изучающие немецкий язык намного лучше смогут усвоить артикли,

даже несмотря на то, что Марк Твен в своей статье "Об ужасающей трудности немецкого языка" был прав:

У каждого существительного свой род, но не ищите здесь ни логики, ни системы; а посему род каждого существительного в отдельности нужно вызубрить наизусть. Иного пути нет. Чтобы справиться с этой задачей, надо иметь память, емкую, как гроссбух. В немецком девушка лишена пола, хотя у репы, скажем, он есть. Какое чрезмерное уважение к репе и какое возмутительное пренебрежение к девушке!

Марк Твен
Об ужасающей трудности немецкого языка

Но всё же ему удалось превосходно овладеть письменной и устной немецкой речью.

Давайте всё-таки подытожим то, что сказал об артиклях в немецком языке Марк Твен:
1. В принадлежности артиклей к словам нет никакой системы или логики! К сожалению, это правда.
2. Тот, кто хочет запомнить артикли к немецким словам, должен обладать супер-памятью ("как гроссбух"). И это также верно! Но сейчас, в этой теме Вы обнаружите, что у Вас уже есть эта супер-память. Для этого Вам нужна только методика!

Многие из Вас сейчас, возможно, подумали: "Секундочку, это не так. Методика уже есть!"
Вы, конечно же, правы. Есть особое правило, так называемое определение рода по окончанию слова. Это правило специальных окончаний, подсказывающих нам род слова.

Несколько примеров.

Слова, оканчивающиеся на -ung, всегда женского рода, следовательно, die

Слова, оканчивающиеся на -or, всегда мужского рода, следовательно, der

Слова, оканчивающиеся на -chen, всегда среднего рода, следовательно, das


Таких "специальных окончаний" несколько. Разумеется, среди них есть исключения. Некоторые лингвисты спорят из-за этого: какие окончания являются специальными (определяющими род),а какие - нет.

Мы не будем концентрироваться на исключениях, а перечислим те специальные окончания, которые действительно (почти) всегда точно определяют немецкий артикль:


В первой строке - окончания, определяющие мужской род, во второй - женский, в третьей - средний.

Но посмотрим правде в глаза - кто уже запомнил эти окончания?

Итак, совет для запоминания специальных окончаний: использование квазислов!

И что же такое квазислова?

"Квази" - латинское слово, которое означает "как". Квазислова - это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке. И вот совет:

Мы соединим окончания так, что получим слово, которое можно произнести. И к этому слову мы придумаем историю и нарисуем картинку.

Итак:

der Ig-ling-or-(i)smus

Дер Иг-линг-ор-измус

Этот вирус прилип ко многим словам в немецком языке! Повторяйте его название медленно несколько раз, пока не запомните!

Видите, какие у этого вируса ИГлы, как у ежа? Подумайте об этом чуть позже! Это поможет Вам вспомнить первый слог названия этой бактерии: Иг-линг... Так Вы сможете лучше отличить это квазислово от двух следующих.

Эта женщина - учёный в институте, который называется

die Heit-ung-keit-ei-schaft-tion-(i)tät-ik

ди Хайт-унг-кайт-ай-шафт-цьон-тет-ик

И в заключении хочу представить Вам существо

das Tum-chen-ma-ment-um-lein

дас Тум-хен-ма-мент-ум-лайн

В будущем оно будет у Вас всегда под рукой, чтобы прошептать Вам на ухо нужный артикль.
Как видите, это слово покороче, поэтому его легко запомнить. Итак, поехали...

Это маленькое существо похоже на ТУМ ан: подсказав Вам нужный артикль, тут же растворяется в воздухе. Так Вы легко вспомните первый слог слова: Тум-хен-ма-мент-ум-лайн

И давайте признаем, что довольно часто этих специальных окончаний нет...

Вот неудача! Мы не сможем узнать артикль к этим словам по окончанию. И вспомним снова Марка Твена: "а посему род каждого существительного в отдельности нужно вызубрить наизусть"...

Почему это действительно так сложно?
- И как можно более быстро и просто выучить эти артикли?

Ответы на эти и другие вопросы Вы найдёте в справочнике для тех, кто всерьёз собрался выучить немецкий язык.

Петер Хайнрих
Перевод: команда Start Deutsch
Статья и все материалы размещены с разрешения автора.

Немецкий язык многих пугает именно темой артиклей. Ведь нужно знать не только, какое из очень похожих друг на друга слов выбрать, но и в какую форму его поставить. Мы постараемся кратко и понятно описать основные нюансы употребления артиклей.

Артикль: Was ist das?


Артикль в немецком языке приобрел особое значение. Эти маленькие слова, состоящие из 3-5 букв, заключают в себе сразу четыре характеристики существительного: род, число, падеж и категорию неопределенности-определенности.


Немецкие, как и английские артикли разделены на два вида: неопределенный и определенный. Неопределенный артикль имеет три формы: ein (мужской род – Maskulinum), ein (средний род – Neutrum), eine (женский род – Femininum). Определенный – четыре: der (м.р.), das (с.р.), die (ж.р.), die (множественное число - Plural).


Неопределенный артикль занимает место только перед существительными в Singular (единственном числе) в таких случаях:

  • если о предмете говорится впервые:
    Ich kaufe ein Auto. Das Auto ist schwarz. - Я покупаю автомобиль. Автомобиль черный.
  • если предмет не определен:
    Ich will eine Banane – Я хочу банан (любой банан).
  • если подразумевается один из группы предметов, подобных ему:
    Der Ahorn ist ein Laubbaum. – Клен – лиственное дерево.

С определенным артиклем сочетаются существительные как в Singular, так и в Plural в следующих вариантах:

  • если подразумевается определенный предмет:
    Ich arbeite als Ingenieur. Die Arbeit beginnt um acht Uhr morgens. – Я работаю инженером. Работа начинается в восемь часов утра. (В восемь начинается именно та работа, на которой работаю я.)
  • если указывается уникальный в своем роде предмет:
    Die Sonne geht im Osten auf. – Солнце встает на востоке.
  • при указании на дни недели, времена года, месяцы:
    der Dienstag, der Winter, der Januar – вторник, зима, январь

Как склоняются артикли в немецком?


В немецком языке артикли, имена существительные и прилагательные склоняются по четырем падежам:

  • Nominativ, которому соответствуют вопросы wer? was? (кто? что?);
  • Genitiv - wessen? (чей?);
  • Dativ - wem? (кому?);
  • Akkusativ - wen? was? (кого? чего?).

Каждый из них требует от артикля определенной формы.


  • N: ein (m), ein (n), eine (f);
  • G: eines (m), eines (n), einer (f);
  • D: einem (m), einem (n), einer (f);
  • Akk: einen (m), ein (n), eine (f).

Пример склонения: Ich kaufe einen Blumentopf. – Я покупаю цветочный горшок.


  • N: der (m), das (n), die (f), die (Pl.);
  • G: des (m), des (n), der (f), der (Pl.);
  • D: dem (m), dem (n), der (f), den (Pl.);
  • Akk: den (m), das (n), die (f), die (Pl.).

Пример склонения: Ich helfe dem Sohn. – Я помогаю сыну.

Склонение артиклей наглядно представлено .


Для немецкой грамматики характерно наличие слов-заменителей артиклей, которые имеют такие же окончания, как они. Если вы выучите, как склоняются артикли, у вас не возникнет вопросов, какое окончание в нужном падеже будут иметь следующие слова:

  • притяжательные местоимения: mein, dein, sein, ihr, unser, euer, Ihr;
  • неопределенные местоимения: einer, jemand, niemand, jeder, mancher, alle;
  • указательные местоимения: dieser, solcher, jener;
  • отрицательная частица kein.

Если вы хотите быстро и эффективно запоминать грамматические правила и никогда не путать артикли – записывайтесь на занятия с сайт прямо сейчас! Подать заявку на бесплатный пробный урок по скайпу можно по этой ссылке .

О том, как выучить род немецких существительных со специфическими окончаниями, я рассказала в 1-ом видеоролике. Но нужно иметь ввиду, что предыдущий метод не подойдет для большинства немецких существительных. Почему? Большая часть существительных не имеет окончаний-подсказок. Род таких существительных, к сожалению, придется просто-напросто запоминать, т.к. артикли распределены без какой-либо логики. Для того чтобы запомнить род таких существительных, воспользуйтесь 2-ым способом. Способ 2 – Парное запоминание Прежде чем показать, как можно запомнить с помощью этого метода немецкие артикли, нужно понять, как работает сам метод. Представьте, что Вам нужно запомнить одну пару слов: Мужчина – чай Как видите, это просто 2 несвязанные друг с другом слова. Для того чтобы хорошо их запомнить, нам нужно сделать 1-ый шаг:

  1. Эти слова нужно друг с другом связать.
Например, составим с ними такое предложение: мужчина пьет чай. Теперь между двумя отдельными словами есть понятная взаимосвязь. Шаг 2:
  1. Слова нужно визуализировать.
Для этого нужно использовать фантазию! Придумайте яркую картинку. Представьте себе конкретного мужчину с чашкой чая в руке. Как использовать этот метод с немецкими артиклями? По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже 2 слова. Но как запомнить эту пару слов, если одно из них (артикль) не имеет для нас никакого смысла? Ни один из артиклей мы не можем визуализировать, представить в картинке. Нам нужно сделать следующее: Заменить артикль на понятный для нас образ (метод подмены). Нам нужно подыскать образы для трех артиклей: derdiedas Der – артикль мужского рода, следовательно, нам нужно заменить его на образ, который ассоциируется у нас с мужественностью. Это может быть сильный мужчина или, допустим, лев. Die – артикль женского рода. Спросите себя, какая картинка у Вас появляется перед глазами, когда Вы думаете о женственности. Это может быть образ хрупкой девушки. Das – артикль среднего рода. Найти образ для этого артикля немного сложнее. Пусть это будет что-то нейтральное, не ассоциирующееся с мужским и женским родом. Например, море, вода. Итак, еще раз рассмотрим данный метод на конкретном примере. У нас задача: выучить род существительного dasPapier (бумага) Для того чтобы запомнить артикль, делаем следующее :
  1. Замена. Заменяем артикль das на символический образ – образ моря, воды.
  2. Взаимосвязь. Строим взаимосвязь между словами бумага – море при помощи предложения: бумага промокла от воды.
  3. Визуализация. Представляем данную ситуацию в картинке.
Важно! Вы можете выбрать любые картинки-образы. Важно работать с одними и теми же картинками для запоминания рода существительных. Как визуализировать абстрактное слово? Для того чтобы запомнить род существительного, нам нужно построить взаимосвязь между существительным и словом-символом и визуализировать их. Как визуализировать абстрактное слово, например, слово «свобода»? – Для этого нужно заменить абстрактное слово на символ. Произнесите слово «свобода», какой образ у Вас возникает? Может быть, статуя свободы? Это и есть символ! Нам осталось связать образ статуи свободы и образ, выбранный для женского рода (т.к. слово свобода в нем. яз. женского рода). Допустим, женщина несет в руке статую свободы.

По поводу запоминания немецких артиклей (не правило спряжение, а именно то, какое слово - какого рода). Понятно, что есть ряд слов, типа слов с окончаниями -heit, keit, ung, hen и других, которые указывают на род существительного, но их ничтожное количество по сравнению с теми, род которых так легко не определяем. Как запомнить род существительных? Методика визуализации слова в конкретном цвете, типа, das Auge - представляем глаз зеленым, der Bär - представляем медведя синим, die Hand - руку красной и т.п.

В идеале можно заучить артикли со словами, как заучиваются сами слова. Можно попробовать фонетически. Например, если учите слово «das Hemd» (рубашка), попробовать запомнить именно как «Dashemd» (лично мне аудиовариант заучивания больше подходит).

Можно также опираться на статистику.

К мужскому роду по статистике чаще всего относятся:

Одушевленные мужского пола:

der Bruder, der Junge

Названия времён года, месяцев, дней недели:

der Januar, der Montag, der Abend

Название валют

К женскому роду по статистике чаще всего относятся:

Одушевлённые существительные женского пола

die Henne, die Kuh, die Tante

Слова заканчивающиеся на «е»:

die Liebe, die Woche,

Плоды, ягоды, цветы:

die Linde, die Aster, die Apfelsine

Названия судов и самолетов:

К среднему роду по статистике чаще всего относятся:

Географические названия (стран, материков, городов)

das München, das Australien

Название детей и детёнышей

Есть способы обнаружения рода по суффиксам слов, по окончанию, по части речи и т.д.

Кстати, важный момент. Некоторые слова в зависимости от того, какой артикль применяется, будут иметь разное значение:

der Tor (глупец) – das Tor (ворота)

der Bauer (крестьянин) – das Bauer (клетка)

der See (озеро) – die See (море)

Также хочу отметить, что не во всех немецкоговорящих странах активно применяются артикли. Например, в Швейцарии не всегда их используют в речи (упрощая, тем самым, язык общения), однако люди в этой стране работают и взаимодействуют в разных сферах и это им не мешает выполнять свои основные задачи.

Чаще всего большинство людей, кто учит язык и затем сразу применяет его на практике, доучивает род артиклей, как и само их спряжение, уже в процессе общения. Именно во время общения легче всего заучить фонетически произношение того или иного артикля в том или ином его контексте. Если, скажем, у вас мало времени для изучения языка (например, не более месяца), в этом случае стоит сделать акцент на заучивании именно слов и на аудировании (распознавании немецкой речи). А на то, какой род имеет то или иное слово не акцентировать внимание, так как это уже двойная задача и большая нагрузка на мозг. А в случае цейтнота времени важно отключить как можно больше лишней информации, чтоб лучше усвоить только самое важное. Поверьте, когда вы учите язык первые полгода, и оказываетесь в экстремальной ситуации, где вам придется общаться только на немецком языке, то вы вряд ли в этот момент будете вспоминать какого рода то или иное слово, или как проспрягать тот или иной глагол. В этот момент ваш мозг в срочном порядке будет требовать от вас только СЛОВА, как можно больше слов, которые максимально точно смогут объяснить местному жителю произошедшее, чтобы как можно быстрее решить ваш вопрос. Поэтому, если времени мало – делать акцент именно на заучивании самих слов. И только потом по мере общения доучивать грамматические особенности немецкого языка. Лично я до сих пор не знаю всех артиклей слов, которые я заучила, однако это мне не мешает общаться с немцами, слушать лекции на немецком языке, или работать с немцами. Чем чаще практикуешь язык, тем быстрее идет заучивание. Если же время позволяет досконально учить грамматику, тогда можно прибегнуть ко всем способам выше.

Для людей, которые только начинают изучать немецкий язык, тяжело понять какой артикль подходит к слову. На английском языке слово «THE» настолько обычное и простое в использовании, что это само собой к каждому слову подходит, но на немецком языке вам нужно научиться выбирать между «der», «die» или «das» в зависимости от того, какой род у слова.

Чтобы сделать все это еще более запутанным, артикль «die» также используется для слов во множественном числе. Вы можете себе представить, как это тяжело будет понять новичкам, но не волнуйтесь: давайте рассмотрим несколько советов и трюков, которые помогут вам легко научиться понимать, к какому слову подходит тот или иной артикль.

Мой вам совет: Для хорошего старта вам подойдёт вот ЭТОТ(нажми) курс немецкого языка для начинаюших. В нем указаны все практические темы немецкого языка и что более важно, что там есть крутые аудио, что мне очень помогло изучить немецкий язык.

Как же понимать Der ,Die ,Das?

Первый шаг, который необходимо понимать, — это убедиться, что вы понимаете основные принципы, лежащие в основе слов «der», «die» и «das». На немецком языке каждому существительному присваивается род — мужской, женский или средний.

Прежде чем делать что-либо еще, необходимо сначала узнать, какая род: мужской, женский, средний используется для каждого для артиклей. Для мужских существительных используется слово «der», для женских существительных используется префикс «die», а слово «das» используется для существительных среднего рода.

Также важно понимать, что «слово» определяет род, а не лицо, объект или предмет, что затрудняет оценку рода любого существительного на основе логики. Например, немецкое слово Sofa «диван» является средним родом (Das Sofa) и поэтому мы добавляем префикс «das», а слово Couch «кушетка» является женским родом(die Couch), хотя они относятся к одному и тому же предмету. К счастью, есть несколько шаблонов, которые помогут вам.

1.Общие показатели для определения рода

Хотя многие немецкие ораторы будут настаивать на том, что вы должны изучать род каждого существительного в отдельности, есть несколько ключевых показателей, которые помогут вам. Хотя могут быть и исключения, в целом можно сделать обоснованное предположение о «родовой» проблематике в зависимости от того, как заканчивается это слово. Эти правила могут быть определены следующим образом:

  • Если существительное заканчивается на -or, -ling, -ig, -ner или -smus, то существительное мужского рода и ему должно предшествовать слово «der». Например: der Generator(Генератор), der Frühling(весна), der Honig(мёд), der Rentner(пенсионер) und der Kapitalismus(капитализм).
  • Если существительное заканчивается на -ung, -ie, -ei, -keit, -heit, -schaft, -tät, -ik или -tion, оно является женским родом и должно предшествовать слову «die». Например: die Zeitung(газета), die Komödie(комедия), die Bäckerei(пекарня), die Tätigkeit(занятость), die Schönheit(красота), die Mannschaft(команда), die Universität(университет), die Musik(музыка) und die Situation(ситуация).
  • Если существительное заканчивается на -chen, -lein, -ment, -tum, -ma или -um, оно является средним родом и ему должно предшествовать слово «das». Примеры: das Mädchen(девочка), das Fräulein(мисс), das Supplement(добавка, запомните, что все английский слова имеют средний род), das Rittertum(рыцарство), das Schema(схема) und das Museum(музей).

Итак, если вы потратите время на запоминание того, к какому артиклю принадлежит то или иное окончание, вы начнете смотреть на слова несколько иначе. Это поможет вам сделать обоснованное предположение относительно пола почти каждого существительного, с которым вы встречаетесь в процессе изучения немецкого языка.

2. Правила, касающиеся людей, животных и профессий

  • В общем, существительные, относящиеся к существам мужского пола, включая людей и животных, являются мужскими, и поэтому им предшествует артикль «DER». Например, der Mann(муж), der Vater(отец),der König (король) описывают мужcкой пол, а der Hengst (жеребец) и der Hahn(петух) относятся к самцам.
  • То же самое можно сказать и о существах женского пола. Они в основном женственны и имеют артикль «die». Например: die Frau(Жена), die Mutter(мать) und die Königin(королева) — женщины и die Stute (кобыла) и die Henne(курица) относятся к женскому полу.
  • Известные исключения в существах женского пола являются: das Mädchen (девочка) и das Fräulein (мисс), оба из которых имеют средний род. Логически оба кажутся женщинами, но, как описано выше, слова, заканчивающиеся на -chen и -lein, почти всегда являются средним родом. Не забывайте, что слово присваивается роду, а не объекту.
  • Подобный принцип также применяется при описании мужских и женских профессий. der Polizist, который, по-видимому, описывает мужчину и die Polizistin, которая описывает женщину.

В дополнение к вышеприведенным правилам существует несколько других способов определения рода существительных. Ниже приведены некоторые из этих вариантов.

  • Следующие слова в фразах почти всегда мужского пола и им предшествует «der»:
    — Дни, месяцы и времена года
    — Направления, такие как север
    — Производители автомобилей или поездов, такие как der Mercedes
  • Следующие слова в фразах почти всегда женского рода и им предшествует «die»:
    — Базовые числа, такие как die Eins(один)
    — Названия судов, самолетов или мотоциклов, таких как die Titanic «Титаник»
  • Следующие слова в фразах почти всегда среднего рода и им предшествует «das»:
    — Цвета, используемые в качестве существительных, например: das Rot (красный)
    — Большинство слов, относящихся к науке, технике и механике.

Существуют также исключения из этих правил, но если вы используете их в качестве основы как шаблоны, вы обнаружите, что изучение и запоминание родов существительных намного проще.

Другой простой трюк, чтобы убедиться, что вы учите правильные артикли с существительным, — это расширить свой словарный запас. Если вы начнете рассматривать артикли и существительные как неотделимые части, это будет намного проще. Когда вы записываете новые слова в словарь и маркировать их разными цыетами, каждый цвет должен иметь свой пол, что бы вы могли на подсознании создать визуальные(разноцветные) папки.

Когда вы понимаете взаимосвязь между «der», «die», «das» и можете присвоить их к родам существительных, вам также нужно научиться использовать существительные во множественном числе. К счастью, во множественном числе почти всегда используется артикль «die», за исключением случаев использования дательного склонения, что делает все это довольно простым.

Итак, когда вы говорите о множественных числах, вы всегда используете «die», независимо от того, какой род существительного