Приоритетный проект повышение качества жилищно коммунальных услуг. Приоритетные проекты - правительство россии

15 мая 2018 года Минстрой России опубликовал Отчет о реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» за 2017 год, в котором отмечается, что в результате реализации мероприятий по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в рамках концессионных соглашений, удалось достичь повышения качества предоставления услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. По приведенным данным, в 2017 году 77% россиян удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг.

По данным Минстроя России, по состоянию на 1 января 2018 года в жилищно-коммунальной сфере заключено 1831 концессионное соглашение с общим объемом инвестиций более 257 млрд. руб. Из них 245 млрд руб. (95%) составляют средства концессионера. По сферам деятельности концессионные соглашения распределяются следующим образом: теплоснабжение — 97,42 млрд руб. (38% от общего объема запланированных инвестиций); водоснабжение и водоотведение — 122,21 млрд руб. (48% от общего объема запланированных инвестиций); мультиконцессии (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) — 16,41 млрд руб. (6% от общего объема запланированных инвестиций); обращение с отходами (ТКО) — 20,98 млрд руб. (8% от общего объема запланированных инвестиций).

По результатам анализа лишь в 8,5% концессий не установлен требуемый объем инвестиций (из 1831 концессионного соглашения — 155 формальных соглашений с «0» объемом инвестиций).

По оценке Минстроя России, в число самых эффективных концессий вошли проекты из Волгоградской, Саратовской, Тульской, Тюменской, Московской, Воронежской, Ростовской, Владимирской, Оренбургской, Калужской областей, Алтайского края, Удмуртской и Чувашской республик. В результате реализации мероприятий по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в рамках концессионных соглашений, было достигнуты следующие показатели:

Повышение качества предоставления услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (согласно данным Росстата аварийность в сфере тепло- и водоснабжения сократилась фактически в 2 раза; число аварий во время осенне-зимнего периода 2016-2017 гг. снизилась на объектах теплоснабжения на 40%, на объектах горячего водоснабжения на 32,6%; доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, по данным Роспотребнадзора в 2016 году составила 90,7%;);

Обеспечение населения недостающими видами коммунальных услуг (например, обеспечение горячим водоснабжением в населенных пунктах, где до реализации проекта модернизации данной услуги не было);

Улучшение экологической обстановки на территории муниципальных образований, снижение объема выбросов загрязняющих веществ;

Сдерживание роста тарифа для потребителя (за счет внедрения энергосберегающих технологий и комплексного подхода).

Созданы дополнительные рабочие места для населения (например, строительство в Республике Чувашия полигона захоронения ТБО, мусоросортировочного комплекса и мусоропогрузочной станции в рамках одного проекта позволило обеспечить 300 новых рабочих мест).

Наблюдается рост удовлетворенности граждан качеством жилищно-коммунальных услуг в 2017 г. 77% (в 2016 г. — 76%)

Продолжается работа, направленная на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. В частности, Минстроем России совместно с ПАО «Сбербанк» сформировано типовое тиражируемое кредитное решение, предусматривающее стандартизацию параметров заемного финансирования концессионных проектов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, что позволит концессионерам привлекать долгосрочные кредиты по ставке, превышающей ключевую ставку Банка России не более, чем на 3-4 процентных пункта, что соответствует параметрам, учитываемым в рамках долгосрочного тарифного регулирования.

31 мая 2017 г. Минстроем России утверждена Целевая модель («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации на 2017-2020 гг., на основании которой субъекты Российской Федерации принимают собственные региональные дорожные карты развития жилищно-коммунального хозяйства на 2017-2020 гг. По состоянию на 12 апреля 2018 г. 81 субъект РФ утвердил «дорожные карты».

О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении порядка обложения НДС работ по модернизации коммунальной инфраструктуры при трансформации действующих договоров аренды в концессионные соглашения Распоряжение от 5 сентября 2018 года №1852-р. Принятие законопроекта позволит исключить двоякое толкование норм налогового законодательства в части наличия оснований для восстановления налога на добавленную стоимость при возврате арендодателю арендованного имущества, в отношении которого были произведены неотделимые улучшения.

4 апреля 2018 , Об изменениях в порядке раскрытия информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами Постановление от 31 марта 2018 года №390. В рамках приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В целях повышения открытости данных о деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса установлено, что организации, осуществляющие тепло-, водоснабжение и водоотведение, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, должны будут раскрывать информацию в «Единой информационно-аналитической системе “Федеральный орган регулирования – региональные органы регулирования – субъекты регулирования”».

2 апреля 2018 , Жилищно-коммунальное хозяйство О некоторых вопросах управления многоквартирными домами Постановление от 27 марта 2018 года №331. В рамках приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества, которые могут быть текущими, сезонными и внеочередными. Приняты решения, направленные на улучшение работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций. Установлены требования к взаимодействию управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах. Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций. Цель принятых решений – повысить качество и культуру управления многоквартирными домами.

5 января 2018 , Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» О переводе государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на проектное управление Постановление от 30 декабря 2017 года №1710. Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» переводится на проектное управление с 2018 года.

27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

18 апреля 2017 , Дорожное хозяйство Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»

5 декабря 2016 , Жилищно-коммунальное хозяйство Утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» Ключевая цель проекта – снизить аварийность на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30% и повысить качество жилищно-коммунальных услуг.

21 ноября 2016 , Дорожное хозяйство О паспортах приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Постановление от 27 марта 2018 года №331. В рамках приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Внесены изменения в ряд нормативных правовых актовПравительства Россиипо вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества, которые могут быть текущими, сезонными и внеочередными. Приняты решения, направленные на улучшение работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций. Установлены требования к взаимодействию управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах. Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций. Цель принятых решений - повысить качество и культуру управления многоквартирными домами.

Справка

ВнесеноМинстроем Россиив рамкахприоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» (паспорт приоритетного проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016 года).

Подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актовПравительства Россиипо вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - общее имущество).

В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества, которые могут быть текущими, сезонными и внеочередными.

Текущие осмотры могут быть общие (проводится осмотр всего общего имущества) и частичные (осуществляется осмотр элементов общего имущества). Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества, в том числе в зависимости от материалов изготовления его элементов.

Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества два раза в год. Весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объёмы работ по текущему ремонту. Осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период.

Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или другого бедствия.

Приняты решения, направленные на улучшение работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций.

Так, отныне регламентировано время дозвона в службу - 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Регламентируется время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, - 10 минут. Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Регламентируется время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем - в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Регламентируется время ликвидации засоров - в течение двух часов с момента регистрации заявки. Время устранения аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем - не более трёх суток.

Установлено, что в случае, если исполнение заявки требует доступа в помещение в многоквартирном доме, такой доступ осуществляется в заранее согласованное с собственником или пользователем помещения время. Отклонение от согласованного времени возможно только в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с авариями. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан до наступления согласованного с собственником или пользователем помещения времени уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать другое время проведения проверки.

Если исполнение заявки требует доступа в жилое помещение, сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен сообщить собственнику или пользователю такого помещения номер телефона аварийно-диспетчерской службы для подтверждения необходимости такого доступа. Сотрудник должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).

Аварийно-диспетчерская служба должна проводить оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок, в том числе с использованием инструментов фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Результаты контроля должны вноситься в электронный журнал учёта заявок.

Установлены специальные требования к взаимодействию управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, в том числе посредством их личного приёма в представительстве управляющей компании.

Представительство управляющей организации должно располагаться в пределах муниципального образования, в том числе в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого находятся многоквартирные дома этой управляющей организации.

Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций. В частности, установлено, что управляющая организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности на своём официальном сайте, на досках объявлений во всех подъездах многоквартирных домов, на оборотной стороне платёжных документов.

Цель принятых решений - повысить качество и культуру управления многоквартирными домами.