Основные структурно семантические разновидности сложносочиненных предложений. Сложносочинённое предложение

Сложносочиненное предложение – это такой тип сложного предложения, части которого равноправны 1 , соединены сочинительной связью 2 , показателем которой является сочинительный союз 3 .

Сочинительные союзы :

1) соединительные: и, да (=и), тоже, также, ни-ни и др.;

2) противительные: а, но, да (=но), однако, зато и др.;

3) разделительные: или, либо, то … то, не то … не то, то ли … то ли и др.;

4) градационные: не только…, но и; не столько… сколько, как… так и и др.;

5) пояснительные: то есть, а именно и др.;

6) присоединительные: да и, да, и притом и др.

Дифференциальные признаки ССП:

1) относительная автономность предикативных единиц в смысловом и структурном отношении;

2) наличие сочинительного союза как основного средства связи предикативных единиц;

3) характер интонации, объединяющей части (всегда есть интонация незавершенности первой предикативной части).

Два подхода рассмотрению понятия «ССП »:

1. Суженное понимание СПП. ССП – это предложение, в котором в предикативных единицах полностью реализуются структурные схемы и части которого равноправны . Такая точка зрения представлена в школьных учебниках и большинстве вузовских.

2. Расширенное понимание СПП (точка зрения АГ-70 и 80, Шведовой и Белошапковой). Кроме традиционных ССП сюда относятся простые предложения с однородными сказуемыми . Пример: Он попрощался и вышел . Данное предложение полипредикативно, полипропозитивно. Следовательно, это ССП со второй неполной частью.

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ССП

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ССП

Основания для классификации:

1) Тип структуры (открытость / закрытость, гибкость / негибкость);

2) Семантические отношения, передаваемые определенными типами сочинительных союзов.

Соответственно типам сочинительных союзов выделяется шесть видов ССП (внутри соединительных, противительных и разделительных отношений выделяются ЧСО, в остальных нет):

I. ССП с соединительными отношениями - ОСО :

1) Соединительно-перечислительные отношения (основное средство связи – сочинительные союзы и, да (=и), ни … ни) выражают связь однотипных ситуаций. Структура открытая, гибкая / негибкая .

Выделяются два подтипа (ЧСО):

а) с отношениями одновременности (открытая и гибкая структура):

Дожди прошли, и ветры прогудели … (Э.Г.Багрицкий).

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою (А.Плещеев).

б) с отношениями последовательности (открытая и негибкая структура):

Открылась дверь, и вошел лакей в богатой ливрее (Н.В.Гоголь).

В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько дней держалось ненастье (С.Никитин).

Для данного типа характеры : интонация перечисления, использование слов одной тематической группы, лексические повторы, синтаксический параллелизм, наличие общих второстепенных членов предложения, видовременные формы сказуемых, указывающие на одновременность или последовательность событий.



2) Соединительно-отождествительные отношения (союзы тоже, также ) передают сходство между действиями, признаками предметов в первой и второй предикативных единицах. Обычно гибкая структура.

Луга за Волгой окрасились в бурый цвет, в городе также все краски поблекли (М.Горький).

Она мне нравилась все больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : слова одной и той же тематической группы, неполнота частей, соотношение видовременных форм сказуемых.

3) Соединительно-распространительные отношения предполагают обязательное распространение первой предикативной единицы второй частью. Структура негибкая, закрытая.

Небо было черным, и на его фоне ярко выделялись две звезды.

Сад был мал, и в этом было его достоинство (Ю.Тынянов). *Этом – отсылает к первой части высказывания.

Дополнительные средства связи : местоименная замена, использование анафорических местоимений, наречий, отсылающих к первой части.

4) Соединительно-результативные (причинно-следственные) отношения характеризуются тем, что вторая предикативная единица содержит вывод, результат, следствие из того, о чем сообщается в первой предикативной единице.

Ветер шевелил листья, и по полу скользили солнечные зайчики (М.А.Шолохов).

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыданья задергали ее лицо (Л.Н.Толстой).

Дополнительные средства связи : во второй части могут использоваться специальные вводные слова (следовательно ) или частицы (значит ), указывающие на значение следствия.

5) Условно-следственные отношения базируются на том, что первая предикативная единица содержит условие, при котором возможно совершение действия во второй части. Обычно негибкая, закрытая структура.

Скажи ты ей два слова, и она спасена (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : соотношение модально-временных форм сказуемых с нереальной модальностью, параллелизм строения, повторы.

6) Отношения соединительного несоответствия основываются на совмещении несовместимого, на объединении различного, несходного. Обычно негибкая, закрытая структура.

Она хотела заговорить, и вдруг голос ее замер (И.Тургенев).

Дополнительные средства связи : частицы и наречия, указывающие на эффект неожиданности, несоответствие одного факта другому (вдруг, все же, все-таки, тем не менее, как раз ).

II. ССП с разделительными отношениями - ОСО :

1) Отношения взаимоисключения (союзы или, (иль), либо, не то… не то ) констатируют связь двух равноправных ситуаций, причем одна из них исключает другую. Структура чаще гибкая, обычно закрытая .

Или я совершенно ошибся в вас, или вы в состоянии выслушать правду (И.Тургенев).

Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук… (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

2) Отношения чередования (союзы то… то, или… или, либо… либо ) отображают ситуации, существующие в разных временных планах и сменяющие друг друга. .

То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно.

То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору… (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

3) Отношения неразличения (союзы не то… не то, то ли… то ли ) связаны с особой позицией говорящего, который затрудняется точно квалифицировать ситуацию в силу нечеткости ее восприятия или сходства сопоставляемых явлений. Обычно гибкая и закрытая структура .

То ли доктор подавлен чем-то, то ли он чем-то обижен (А.П.Чехов).

Не то я сам за эти три года утратил мою способность уживаться с людьми, не то люди стали за то время более пройдохами (М.Горький).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

4) Отношения альтернативной мотивации (союзы а то, или, а не то ) основываются на наличии двух альтернативных ситуаций, причем одна из них менее предпочтительна для говорящего, чем другая.

Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька браниться станет (А.Н.Островский).

Отвечай же мне, а не то я буду беспокоиться (А.С.Пушкин).

Дополнительные средства связи : отсутствуют.

III. ССП с противительными отношениями - ОСО :

1) Сопоставительные отношения (союзы а, же (=а ) выражаются через сопоставление различных ситуаций, явлений. Структура обычно закрытая, гибкая .

Мать расположилась с детьми в карете, а отец – в кибитке (С.Аксаков).

Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато (А.П.Чехов).

Дополнительные средства связи : параллелизм строения, структурная неполнота второй части, слова одной тематической группы, общий модально-временной план предложения.

2) Противительно-ограничительные отношения (союзы но, да, однако ) основываются на противопоставлении ситуаций, где одна из предикативных единиц содержит сообщение о ситуации, ограничивающей проявление действия, названного в другой предикативной единице. .

Кругом все тихо, только (=но) слышно дыхание старого леса (Н.Лесков).

Мне очень хотелось посмотреть охоту, но мать не пускала (С.Т.Аксаков).

Дополнительные средства связи : ограничительные частицы во второй части (только, лишь ), которые могут использоваться в значении союзов; использование глагола с нереальной модальностью (было бы ).

3) Противительно-уступительные отношения (союзы но, однако, да (=но); в первую часть по смыслу можно подставить хотя ) предполагают совершение действия в одной из предикативных единиц вопреки тому, что происходит в другой части. Структура обычно закрытая, негибкая .

Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне (Л.Леонов).

Солнце село, но в лесу еще светло (И.С.Тургенев).

Дополнительные средства связи : уступительные частицы в первой части, наречия типа еще, уже и др.

4) Противительно-возместительные отношения (союзы зато, но, однако ) характеризуются тем, что в ССП вторая ситуация компенсирует ситуацию в первой части, часто отрицательную по своим проявлениям. Структура закрытая, негибкая .

Старик держал себя с большим достоинством и говорил мало, зато молодой китаец оказался очень словоохотливым (В.Арсеньев).

Яркая роскошь южной природы не трогала старика, зато многое восхищало Сергея… (А.И.Куприн).

Дополнительные средства связи : широкое использование оценочных слов.

IV. ССП с градационными отношениями – ОСО – (союзы не столько… сколько, как … так и, не то чтобы… а ) указывают на неравноценность событий, где второй событие обладает большей значимостью для говорящего, чем первое. Структура закрытая, негибкая .

Он не то что жесток, но он слишком деятельного характера (Л.Н.Толстой).

Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него (А.И.Герцен).

Дополнительные средства связи : общий модельно-временной план.

V. ССП с пояснительными отношениями – ОСО – (союзы то есть, а именно ) служат для указания на тождество соотнесенных ситуаций, при этом информация, в них сообщаемая, распределяется на основную (первая предикативная единица) и второстепенную (вторая предикативная единица). Структура закрытая, негибкая .

Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л.Н.Толстой).

Время стояло самое благоприятное, то есть было тепло, слегка морозно и совершенно тихо (С.Т.Аксаков).

Дополнительные средства связи : ?

VI. ССП с присоединительными отношениями – ОСО – (союзы да и, и притом ) характеризуются тем, что сообщаемое во второй части дается как примечание или добавочный комментарий, уточнение к первой. Структура закрытая, негибкая .

Постояльцы с ним не заговорили, да и он сам не любил тратить попусту слова (И.С.Тургенев).

В лесу было весело, да и привык уж к такой жизни Елеска (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Основное средство связи везде - сочинительные союзы, и они являются семантическими. Это значит, что по типу союза мы можем определить тип смысловых отношений в ССП.

В школьной грамматике рассматриваются ССП трех семантических типов: соединительные, разделительные, противительные. Остальные не включаются в их состав.

КЛАССИФИКАЦИЯ ,ПРЕДСТАВЛЕННАЯ В АГ-70 ,80

(по Н .Ю .Шведовой)

Сложносочиненные предложения
Открытой структуры Закрытой структуры
1.Соединительные отношения 2.Разделительные отношения 1. Допускающие 2-ой союзный элемент 2. Не допускающие 2-ой союзный элемент
а) отношения одновременности; б) отношения последовательности а)отношения взаимодействия /? взаимоисключения; б) чередования а) 2-ой союзный элемент возможен, но в данном предложении его нет: - с союзом и ; - с союзом а . б) 2-ой союзный элемент наличествует в предложении: - соединительно-отождествительные, - ограничительные, -противительно-возместительные - противительно-уступительные и др. а) градационные отношения; б) пояснительные отношения

*Минус классификации, представленной в АГ-70, 80 в том, что структурные характеристики не четко соотносятся с семантическими.

Второй союзный элемент – это слово, которое является элементом лексического состава СП (т.е. членом предложения) и вместе с тем выполняет структурную функцию . Вторыми союзными элементами могут быть:

Местоименные наречия (потому, поэтому, оттого );

Вводно-модальные слова (следовательно, значит );

Частицы (ведь, все-таки, все же, все равно, между тем ).

*Вторые союзные элементы могут сливаться с сочинительными союзами, утрачивать свойства знаменательных слов и становиться элементами, расширяющим союз.

Цель лекции: раскрыть структурно-семантические особенности сложносочиненных предложений, принципы их классификации, охарактеризовать основные разновидности сложносочиненных предложений.

1. Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки сложносочиненного предложения. Средства связи частей в сложносочиненном предложении: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.

3. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

4. Односубъектные и полисубъектные сложносочиненные предложения.

1. Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.

Основной тип сложного предложения – сложноподчиненное предложение, так как нем наиболее ярко представлены типичные структурно-семантические признаки сложного предложения. Поэтому в Русской грамматике-80 и в некоторых вузовских учебниках (В. В. Бабайцевой, Л. Ю. Максимова) рассмотрение видов сложного предложения начинается с сложноподчиненного предложения.

Сложносочиненное предложение – структурно-семантическая разновидность сложного предложения, состоящая из двух или более грамматически равноправных предикативных частей, связанных друг с другом при помощи сочинительных союзов, грамматически и по смыслу.

Вызывает споры вопрос о грамматическом объеме сложносочиненных предложений.

Н-р, Шуршат и плещут волны.

На то, каким является статус предложений с однородными сказуемыми, в специальной литературе существуют две точки зрения:

1) это сложносочиненное предложение (мнение, изложенное в Грамматика-70 и Русской грамматике-80);

2) это простое предложение с однородными сказуемыми (мнение большинства синтаксистов).

В литературе прослеживается разное понимание сочинительных отношений между предикативными частями сложных предложений.

Н-р, Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.

Многие рассматривают подобные предложения как сложносочиненные на основании того, что бессоюзие может содержать в себе характер сочинительных отношений.

Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений:

Й. Структурные признаки:

1. Полипредикативность;

2. Наличие грамматических средств связи предикативных частей – сочинительных союзов.

3. Структурная неполнота одной предикативной части.

Н-р, Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

4. Возможность наличия общих второстепенных членов предложения, что сказывается на пунктуации.

Н-р, Здесь на просторе месяц казался больше и звезды сияли ярче.

5. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный или нефиксированный.

Ср.: Дверь открылась, и Герман вошел. (Фиксированный порядок следования предикативных частей, что предопределяется общим смыслом предложения: предикативные части нельзя поменять местами).

Солнце светит, и птички поют. (нефиксированный порядок следования предикативных частей: предикативные части нельзя поменять местами).

6. Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.

7. Возможный структурный параллелизм построения предикативных частей.

ЙЙ. Семантические признаки:

1. Полипропозитивность.

2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями.

3. Предикативные части предложения логически совместимы.

4. Между предикативными частями предложения складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое сложносочиненное предложение обладает определенным грамматическим значением.

2. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического состава).

Термины сложносочиненные предложения открытой и сложносочиненные предложения закрытой структуры имеют общие и незначительные отличительные признаки. Так, Н.С.Валгина отмечает, что "части сложносоиненного предложения открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены, имеют значение одновременности, что выражается соответствием видо-временных форм глаголов-сказуемых".

Предложения открытой структуры могут иметь неограниченное количество предикативных частей (возникают ограничения лишь лексического плана). "В предложениях закрытой структуры части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Так же Н. С. Валгина указывает, что при автосемантичности части сложносочиненного предложения относительно самостоятельны. При синсемантичности смысловая самостоятельность предикативных частей в сложносочиненном предложении нарушается и все сложносочиненное предложение характеризуется семантико-синтаксической целостностью. Между частями появляются элементы зависимости: анафорические местоимения, общие второстепенные члены предложения и т.д. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава В.В.Бабайцева различает по особенностям строения и грамматическому значению.

3. Принципы классификации сложносочиненных предложений.

Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Синтаксическая традиция выработала три принципа классификации сложносочиненных предложений:

1. По средствам связи.

2. По грамматическому значению.

3. По характеру лексического наполнения.

Виды ССП. Принципы классификации ССП

1. По характеру лексического наполнения предикативных частей

ССП открытой структуры

ССП закрытой структуры

2. По средствам связи

3. По грамматическому значению (общему и частному)

1. С соединительными союзами И, ДА=И, НИ…НИ, ДАЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, и др:

перечислительные отношения: последовательности или одновременности

2. С противительными союзами: А, НО, ДА+НО, ЖЕ, ЗАТО, ОДНАКО и др.:

противительные отношения: противопоставление, сопоставление

3. С разделительными союзами ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО…ТО. НЕ ТО… НЕ ТО и др:

Разделительные отношения: чередования или взаимоисключения, предположения, неуверенности

2. С градационными союзами (сопоставительными) НЕ ТОЛЬКО …НО И, КАК …ТАК И

сопоставительные отношения: возмещения, уступки, ограничения, условия, присоединения, сходства, аналогичности

3. С пояснительными союзами А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ

пояснительные отношения: поправка, оговорка, пояснительно-присоединительный оттенок

4.С присоединительными союзами ДА И, ПРИТОМ, ПРИТОМ, К ТОМУ ЖЕ, А ТО и др.

присоединительные отношения: дополнение, разъяснение, предостережения

2. С соединительными союзами И, ДА=И, НИ…НИ, ДАЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, и др:

Соединительные отношения с оттенком следствия, причинноследственным, условно-следственным

В школе классификация сложносочиненных предложений дается по средствам связи и грамматическому значению.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. –М., 1987. – Ч.3.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

5. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник. – М., 1977. – С.207, 206-215 (см. таблицу на с. 215).

6. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М., 1972.

7. Попов Р.Н. Современный русский язык: Учебник. – М., 1978.

8. Пешковский А.М. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? // Избранные труды. – М., 1959.

9. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

10. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

11. Фоминых Б.И. Сложносочиненное предложение с различными союзами // РЯШ. – 1974. – №4.

12. Топчий С.Н. Русский язык. Теория и практика. – Минск, 2001.

13. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс: Учебник. – М., 1990.

14. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

15. Русский язык: Учебник для 9 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

Контрольные вопросы

1. Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей ССП. Структурные типы ССП: ССП открытой и закрытой структуры, однородного и неоднородного состава, автосемантического и синсемантического. Как соотносятся эти термины, у кого из лингвистов встречаются? Знать определения ССП из вузовских и школьных учебников. Какие отличительные признаки ССП указываются в этих определениях?

2. Принципы классификации ССП. Виды ССП. Что означает: моносубъектные и полисубъектные ССП, двучленные и многочленные ССП? Сравнить виды ССП в вузовских и школьных учебниках (составить алгоритмы). Чем различаются эти классификации? Структурно-семантические типы ССП открытой и закрытой структуры (составить рабочий алгоритм). Знать принципы школьной классификации ССП. Обратить внимание на место СП с присоединительными, пояснительными, градационными союзами в этих классификациях.

3. От каких сходных конструкций необходимо отличать ССП?

4. Переходные случаи между сочинением и подчинением.

5. Многочленные ССП с различными видами сочинительной связи и отношений

6. Какие союзы среди сочинительных можно назвать «семантическими», какие – «функциональными»? Почему? Приведите примеры.

7. Могут ли ССП в качестве синонимов иметь СПП и ПП? Приведите примеры.

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Части сложносочиненного предложения синтаксически относительно равноправны. Но этого нельзя сказать о смысловых взаимоотношениях частей, здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.

Сложносочиненные предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются предложения:

· с соединительными отношениями – общее значение одинакового или сходного,

· противительными отношениями – общее значение противопоставления или сопоставления,

· разделительными отношениями – общее значение чередование событий, последовательная их смена или несовместимость,

· пояснительными отношениями – общее значение пояснения – содержание 2й части представляет собой пояснение, уточнение того, о чем говорится в 1й части,

· предложения с отношениями градации и присоединения – содержание 2 части предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание.

Эти разновидности сложносочиненных предложений могут объединяться в более широкие разряды на основании такого синтаксического признака, как структурная открытость и закрытость.

Структурная классификация сложносочиненных предложений.

К предложениям открытой структуры – сочетание неопределенного количества предикативных единиц - относятся предложения с отношениями

  • соединительными и
  • разделительными;

закрытой структуры - сочетание только двух предикативных единиц - это предложения с отношениями

  • противительными
  • пояснительными
  • присоединительными.

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и противительные отношения. Значения и оттенки значений союзов.

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные отношения.

Соединительные союзы: и, да, также, тоже, и – и, ни – ни . Обладают открытой структурой.

Соединительные союзы : значение одинакового, сходного, аналогичного.

И - самый распространенный и стилистически нейтральный союз.

1) Временные значения (последовательность – порядок частей или одновременность – таксис и детерминант) В школах прозвенел последний звонок, и впереди у выпускников сложные экзамены.

2) Причинно-следственные значения – наглядно выявляются наличием во 2 части после союзов наречий (потому, поскольку, оттого): Студентка готовилась к экзамену, и потому обрадовала всех своими результатами. При отсутствии второго союзного элемента значение определяется лексическим составом частей: Было холодно, и я натянул шапку.

3) Условно-следственные значения - имеют изначально стилевую окраску: в 1 части предложения представлена ирреальная модальность, создаваемая формами усл.накл. глаголов

(Приди он вчера – и ничего бы не случилось ).

4) Сопоставительно-противительные – альтернативный, стилистически окрашенный вариант ССП с противительными союзами. В комнате были открыты окна, и все-таки было душно (=но).

Да - оттенок присоединительности + отношения одновременности и разновремнности

И, И - общеутвердительное, или общеотрицательное значение.

Ни - Ни - значение отрицательного перечисления или взаимоисключения.

Также, тоже – присоединительный оттенок 2 части предложения.

Противительные отношения.

Противительные союзы : а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то. Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой

Противительные союзы : основное значение противопоставление или сопоставление. Закрытая структура предложений.

Но – индивидуальная семантика – соединение противоположного разного. Стилистически нейтральный.

А – сопоставление собственно разного (антонимичные объекты)

Однако - значение противоположности усилено. Стилистически книжный.

Да – значение противоположности ослаблено. Стилистически – разговорный.

Зато – возместительный оттенок.

Же – добавочное значение усилительной частицы.

Тема: Смысловые отношения в сложносочинённом предложении.

Цели: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала: дать понятие о сложносочинённом предложении, показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы; 2. способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формированию навыка построения схемы сложносочинённого предложения; 3. Содействовать воспитанию внимательного, гуманного отношения к людям, бережное отношение к природе

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник русского языка, словарь школьника, таблица «Группы сочинительных союзов», текст для анализа, тест.

Ход урока

    Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

    Разминка. Лексико-орфографическая работа.

Ребята, вы должны были определить значение слов

Прогресс

Прогрессивный

Гуманизм

Гуманный

Феноменальный

    Объявление темы, постановка цели урока.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

(простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и )

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

(не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного)

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Сложносочиненное предложение)

Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

- ;

научиться

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

    Повторение теории.

Ребята, вы уже изучали сложные предложения.

Давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП? (сложное предложение с двумя или более грамматическими основами, связанными между собой сочинительным союзом)

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного? (интонацией и сочинительными союзами).

Назовите сочинительные союзы.

Соединительные: И, ДА (И)

Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО,

Противительные: А, НО, ДА (НО)

- Запишите их в таблицу.

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

    Работа с учебником.

    разбор отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»

    Чтение правила и теоретического материала учебника

    выполнение упр. 60 (дети работают над одним предложением)

-Обратите внимание на п. 12.

    чтение материала учебника.

    работа со схемой учебника

    допишите в таблицу разновидности смысловых отношений между частями сложного предложения

    вернёмся к выполненному нами упражнению 60 и определим смысловые отношения между частями предложений.

(одновременность, последовательность, сопоставление;

одновременность, последовательность, противопоставление;

причина, - , сопоставление;

причина,

    Закрепление изученного

    Запишем предложения, выделите в них грамматические основы, определите какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

    То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Правило 1

Правило 2

    Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л.Андреев.)

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

    Физкультминутка.

    Анализ текста.

И

    Тест.

I вариант

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

А. Б. В. Г.

А. Б. В. Г.

[неопределённо-личное], и [безличное]?

А.Б.В.Г.

4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

?

однако

II вариант

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений. Б. последовательность

В. чередование Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Итог урока.

Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

    Домашнее задание:

Выучить материал п. 11, 12; упражнение 62; подобрать и записать по 10 слов для словарного диктанта на тему «Ь после шипящих»

    Рефлексия.

Детям предложены пословицы, которые ученик выбирает и объясняет свой выбор, комментируя свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Глядя на лес не вырастешь, а смотря на людей богатым не будешь.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Велик телом, да мал делом.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    Живот толстой, а лоб пустой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    С кем поведёшься, от того и наберёшься.

    Пчела мала и та работает.

Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

Феноменальный – выдающийся, исключительный.

повторить

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усвоить

особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

научиться

отличать сложносочинённые предложения от других предложений

    Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

    Анализ текста.

Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.)

I вариант

А. Снег шуршит под ногами, и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

[ неопределённо-личное ] , и [ безличное ] ?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

Феноменальный – выдающийся, исключительный.

повторить

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усвоить

особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

научиться

отличать сложносочинённые предложения от других предложений

    Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

    Анализ текста.

Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Укажите лексические средства, с помощью которых автор передаёт мотив тишины в природе (меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина).

Случайно ли употреблены глаголы совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (наливалась – налилась, писатель передаёт продолжительность, повторяемость действия).

Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.


Части сложносочиненного предложения находятся в различных смысловых взаимоотношениях. Так, при соединительных союзах выражаются значения одновременности действий, явлений, событий: Сон не шел, и в голове мелькали обрывки каких-то далеких-далеких воспоминаний (Марк.); и последовательности: Вот лодки скрипнули днищами по песку, застучали весла, и откуда-то уже из тумана донесся протяжный голос (Марк.).
При противительных союзах выражаются значения сопоставления: Иван предложил вернуться назад, на родину. Благо, там были избы, а поля и огороды не успели еще зарасти бурьяном и чертополохом (Марк.); противопоставления: Никто уже не ждал, а она все ждала (Казак.); или несоответствия: Солнце село, но в лесу еще светло (Т.)
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на чередование действий, явлений, событий или их несовместимость: То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кавер.).
Основные значения (соединительное, противительное и разделительное) могут осложняться дополнительными оттенками. Например, противительный союз но - с уступительным оттенком значения: Ей [Надюше] было немного страшно, но более сильное чувство - живой интерес к людям, когда-то жившим здесь, подталкивал ее вперед и вперед! (Марк.); Противительный союз же - с усилительным оттенком значения: Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Ч.).
Соединительный союз и с причинно-следственным оттенком значения: Потом стало тихо, и люди пошли дальше (Казак.).
Противительный союз зато - с добавочным оттенком возмещения: Надвигалась осень. Дни становились короче, зато ночи длиннее и прохладнее (Марк.).
Кроме того, в отдельных случаях некоторые союзы могут употребляться с разными значениями, например, соединительный союз и в значении противительного: Она исчезла в темной двери, и вместо нее на пороге показалась старая, сгорбленная армянка с красным лицом и в зеленых шароварах (Ч.).
Упражнение 623. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом и и перепишите предложения в следующем порядке:
а) предложения с выражением одновременности действий; б) предложения с выражением последовательности действий; в) предложения со значением причинно-следственным; г) предложения со значением противопоставления (в таком случае возможна замена союза и союзом а).
1. Вскоре котел забулькал, запыхтел, и по всему берегу разнесся аромат смолы (Марк.). 2. Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех (Марк.). 3. Алешка набросил на плечи полушубок, подставил голову Еремеичу, и тот нахлобучил ему шапку до самых ушей (Марк.). 4. Уходя, он осветил фонариком кусок леса, и Травкин, приподнявшись, успел выбрать путь среди деревьев, где немцев, кажется, было меньше (Казак.). 5. Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее (Казак.). 6. Действительно, орудие открыло огонь, и Травкин сообщил по телефону Гуревичу (Казак.). 7. Вся группа, бесшумно скрывшаяся в непроглядной темени, пропала, исчезла, и следы ее замыл дождь (Казак.). 8. Медленно наступал рассвет, и движение по шляху прекратилось (Казак.). 9. В то утро шел дождь, и Травкин решил дать отдых разведчикам (Казак.). 10. Они знали о предстоящей задаче Травкина, и он не без досады читал в их глазах какое-то извиняющееся выражение (Казак.). И. Война стала для них бытом, и этот взвод семьей (Казак.). 12. Дубы, покрытые молодой листвой, гудели под порывами ветра, и тысячи ручьев бегали под ногами, подобные стайкам мышей (Казак.). 13. Газеты рождались рядом, почти под твоими руками, и от этого они были особенно дороги и значимы (С. Бар.). 14. Горячее облако, как из паровозной трубы, шибануло вверх, и пар окутал судно (Б. Пол.).
Упражнение 624. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом а (противопоставление, несоответствие). Перепишите, в скобках после каждого предложения обозначьте эти смысловые взаимоотношения.
Образец. Мамочкин не знал ее, а он знал здесь всех женщин наперечет (Казак.) (несоответствие).
  1. То было летом, а теперь земля лежала под снегом, скованная морозом, а небо переливалось бликами звездных дорожек (Марк.).
  2. Порфирий Игнатьевич потоптался на песке, поскрипел им, а с места все-таки не сошел (Марк.). 3. Пока летом плаваю по таежным рекам - ничего, терпимо, а зимой хоть волком вой (Марк.). 4. Но прошел день и еще день, а Порфирий Игнатьевич не возвращался (Марк.). 5. Он попрощался с ней и пошел по направлению к своей избе, а девушка осталась стоять под деревом (Казак.). 6. Все берут «языка», а мне все не попадается (Казак.). 7. Бражников виновато промолчал, а Мамочкин, узнав об этом разговоре, развел руками (Казак.). 8. Небо рвалось и вспыхивало, а зажигалка все шипела и искрилась (С. Бар.).
Упражнение 625. Образуйте, где это возможно, из сложносочиненных предложений сложноподчиненные с уступительным придаточным.
Образец. Свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, но заспанный немец ничего не заметил (Казак.) - Хотя свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, заспанный немец ничего не заметил.
1. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов (Ч.). 2. Зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, и потекли ручьи, запели птицы (Ч.). 3. Алешка сказал это невнятно, тихо, себе под нос, но его все-таки услышали не только сидевшие за столом, но и на задних партах (Марк.). 4. Экзамены эти в последнее время она выдерживала, но у нее не было времени много думать о школьных испытаниях (Н. Ант.). 5. Она слушала его внимательно, но думала о своем (Марк.). 6. Вероятно, Надюшке следовало отказаться от приглашения, но ей было интересно и хорошо с этим человеком (Марк.). 7. Надюшка старалась напустить на себя беззаботность, но сердце ее билось тревожно (Марк.). 8. Правда, войска были хорошо замаскированы, но беспокойство вызывал самый факт усиленной разведки русскими этих мест (Казак.).
  1. Решил дождаться поезда и Травкин, но поезд все же не показывался (Казак.). 10. Он мог сколько угодно восторгаться преувеличенной лихостью Мамочкина, но образцом для него был только этот замкнутый, юный и немножко непонятный лейтенант (Казак.). 11. Позапрошлой ночью должен был вернуться Марченко, но Травкин, борясь с тяжелой полудремой, напрасно ждал его в траншее (Казак.).
Упразднение 626. Определите роль сочинительных союзов. Выясните их возможную синонимичность (замените данные союзы другими, близкими по значению).
Образец. После чаю дедушка лег спать, а я вышел из дому и сел на крылечко (Ч.). Союз а используется здесь в сопоставительном значении; возможная замена: «После чаю дедушка лег спать, я же вышел из дому и сел на крылечко».
1. Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она (П.).
  1. Он должен уехать, или я погибла (Т.). 3. Солнце пекло мне в голову, и в грудь, и в спину, но я не замечал этого (Ч.). 4. Вокзал уже не загораживал запада, поле было открыто, но солнце уже село, ц дым черными клубами стлался по зеленой бархатной озими (Ч.).
  1. ... Странно выли провода на столбах, да громыхали вывески (А.Н.Т.). 6. Несколько человек вошли в сарай, нотам никого не оказалось (Казак.). 7. Надо было что-нибудь сказать, да слов нет (Горб.).
  1. Солнце садилось за березами, а березы поднимались к облакам белым, весенним, принимающим форму кучевых (Пришв.). 9. Пароход шел правым берегом, а левый, скалистый, поросший поверху редкими голыми елями, виднелся с поразительной четкостью (Б. Пол.). 10. Он крикнул несколько раз, но то ли голос сирены заглушил его, то ли каюта была пуста, никто не отозвался (Б. Пол.). И. Люди были издали неразличимы, но машины можно было рассмотреть (Б. Пол.). 12. Люди в нашей стране - самое важное, самое главное, а у него в Зеленом городке печи дымят, в швы палаток дует (Б. Пол.).
Упражнение 627. Перепишите, подчеркнув сочинительные союзы. После каждого слова в скобках дайте его возможный синонимичный вариант. Сравните полученные пары союзов в стилистическом отношении; укажите, какие из них имеют разговорную окраску.
Образец. Видит око, да зуб неймет (Кр.) - Видит око, да (но) зуб неймет. Разговорную окраску имеет союз да.
  1. Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.). 2. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит (П.).
  1. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем (Г.). 4. Хороша каша, да мала чаша (поел.). 5. Ямщик на козлах спал, голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке, да инородец где-то пел на странном языке (Н.). 6. Косточки истлели, да, говорят, душа-то доброго человека нетленна (Марк.). 7. Сыпались звезды, да иглы звенели (Щип.). 8. Таня села за руль, ното ли аккумулятор был слаб, то ли Таня волновалась,- машина никак не заводилась (Казак.).