"использование переноса и интерференции на начальном этапе изучения иностранного языка". Знания умения навыки как способы выполнения действий

Интерференция навыков

Перенос уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие на основании их частичного, чисто внешнего сходства, приводящий к затруднениям усвоения нового навыка.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Интерференция навыков Этимология.

Происходит от лат. inter - взаимно, между собой + ferio - ударяю, поражаю.

Категория.

Форма интерференции.

Специфика.

Перенос уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие, которое может не предполагать в своей структуре этих навыков. Это приводит к затруднениям в формировании и выполнении нового навыка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ

(англ. habit interference ) - негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) др. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к др. (напр., инвертированному) соотношению элементов перцептивного и моторного полей «когнитивные» компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей , тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к др. См. также .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "интерференция навыков" в других словарях:

    Интерференция Навыков - перенос уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие, приводящий к затруднениям выполнения нового навыка … Психологический словарь

    Интерференция навыков - – различного рода языковая интерференция под психологическим углом зрения. Осознанные и привычные правила одного языка дают нарушение ориентировки в правилах другого языка. Кабардинцы вместо русск. запел, заиграл обычно говорят начал петь, начал… … Языковые контакты: краткий словарь

    интерференция навыков - (от лат. inter – взаимно и ferentis – переносящий) – ослабление/усиление имеющихся навыков под влиянием вновь приобретенных или усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже имеющихся … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Интерференция навыков - Взаимодействие навыков. Может быть положительным, при котором один навык усиливает другой (перенос навыков), и отрицательным, когда их взаимодействие оказывается неблагоприятным … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ - ослабление или усиление новых навыков под влиянием уже имеющихся … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Интерференция навыков - негативный эффект переноса, состоящий в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) другого … Словарь дрессировщика

    - (от лат. inter между, ferens (ferentis) несущий) ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. И. изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в … Большая психологическая энциклопедия - (англ. interference, от interfere сталкиваться друг с другом; интер лат. ferio ударять, поражать) взаимоподавление одновр. осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Значительное влияние на овладение учащимися трудовыми умениями и навыками оказывают ранее усвоенные трудовые действия. Они могут ускорять или задерживать формирование нового умения и перехода его в навык.

Положительное влияние приобретенного опыта усвоенных действий на овладение новыми умениями принято называть -переносом. Отрицательное – интерференцией .

Перенос возникает тогда, когда в ранее усвоенных действиях и тех действиях, которые усваиваются, есть общие приемы. При этом элементы ранее усвоенных действий включаются в структуру вновь усваиваемого действия,в результате, этим облегчают и ускоряют процесс овладения им. Эффективность данного процесса будет определяться степенью осознанности его учащимися.

Интерференция возникает тогда, когда:

    элементы ранее приобретенных умений применяются в усвоении новых действий без учета их особенностей (поэтому учителю обязательно необходимо акцентировать на них внимание, например, особенность выполнения крестообразного стежка - выполняется не справа налево, как все остальные стежки, а слева направо);

    при замене старого, хорошо усвоенного способа выполнения трудового действия новым, еще незнакомым способом осуществления этого же самого действия.

Причины интерференции умений и навыков заключаются в следующем:

    В установившихся более прочных нервных связях по сравнению с вновь образующимися нервными связями. Этим собственно и объясняется то, что интерференция сказывается слабее, если усвоенные трудовые действия находятся на уровне умений, а не на уровне навыков. И именно поэтому переучивание, как правило, происходит значительно труднее, чем обучение вновь.

    Другой причиной интерференции может быть слабое осознание различий в способе выполнения новых, усваиваемых трудовых действий, по сравнению со старыми, уже усвоенными. Поэтому одно из важных средств устранения и предупреждения интерференции – это достижение четкого понимания учащимися этих различий.

Вывод: таким образом, перенос и интерференция имеют место только при определенных условиях, которые можно и нужно учитывать при технологической подготовке учащихся, с целью повышения эффективности процесса формирования у них технологических умений и навыков.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

По Платонову К.К. процессы формирования умений и навыков происходят постепенно и включают в себя ряд этапов

Этапы формирования умений

сформированности

Психологическая структура умений

Первоначальное умение

Осознание целей действия, но не понимание способов их осуществления;

Деятельность осуществляется путем проб и ошибок;

Недостаточно умелая

деятельность

Понимание не только целей, но и способов выполнения действий, однако в силу психолого-физиологических особенностей в развитии человека, деятельность выполняется медленно, т.к. присутствуют лишние

движения, неуверенность и их несогласованность;

Отдельные общие

Формируется ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений;

Высокоразвитое умение

Деятельность осуществляется правильно и быстро, отсутствуют лишние движения, появляется возможность выполнения сложных движений, включающих в себя скоординированную работу нескольких рабочих органов;

Мастерство

характерно творческое выполнение деятельности;

Этапы формирования навыков

Уровень автоматизации навыка

Психологические особенности выполнения трудовых действий

Начало осмысления

Отчетливое понимание целей действия, но не знание способов их достижения;

Сознательное, но

неумелое выполнение

действия

Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса навыка;

Автоматизация навыка

Постепенное увеличение качества выполнения действия при ослабевающем произвольном внимании и появление возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка;

Высокоавтоматизированный навык

Точное, устойчивое, экономичное выполнение действия, ставшего средством выполнения другого, более сложного действия;

Деавтоматизация

Ухудшение выполнения действия; возрождение старых ошибок (данный этап возникает обычно из-за длительного временного перерыва, в результате происходит частичная потеря навыка);

Вторичная автоматизация

Восстановление и совершенствование особенностей четвертого этапа.

Технологические знания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений и теорий. Технологические знания – это знания о способах преобразовательной деятельности, включающие в себя знания о средствах, предметах и результатах этой деятельности.

Технологические знания включают в себя:

Знание базовых технологических понятий: технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;

Знание основных способов, средств и путей преобразовательной деятельности;

Представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетной системы;

Знание принципов «этического партнерства»;

Представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека;

Знание основных применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;

Знание сущности и содержания процесса профессионального самоопределения и карьеры человека;

Представление о связи и взаиморазвитии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;

Знание и понимание положительного и отрицательного влияния техники и технологии на человека, естественную природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы как условия существования цивилизации; знание общих правил безопасной преобразовательной деятельности;

Знание экономических аспектов технологий;

Знание показателей готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно-технологического прогресса.

К технологическим умениям относятся:

Умение правильно осуществлять стратегию своего профессионального выбора и профессиональной карьеры;

Умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;

Умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;

Умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку;

Графические умения по разработке, построению и моделированию графических изображений, связанных с преобразовательной деятельностью и учетом графического дизайна;

Умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги) от идеи до ее воплощения;

Умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;

Умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности.

Для формирования технологических умений предусматриваются практические методы обучения. Для обучения школьников составлению технологических процессов Д.А. Тхоржевский предложил на конкретных изделиях изучать не только трудовые приемы и операции, но и элементы технологической последовательности изготовления. Он разработал систему технологических задач, которая включает:

    объяснение технологического процесса;

    выбор заготовки;

    выбор инструмента;

    выбор способа установки заготовок и инструмента;

    определение последовательности трудовых операций;

    составление операционной технологии;

    самостоятельная разработка технологического процесса.

П.Р. Атутов подчеркивает, что система обучения должна быть направлена на приобретение учащимися теоретических знаний, раскрываемых на практических примерах, на их личном производственно-жизненном опыте. Доказано, что решение производственно-технических задач - важнейшее средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеютупражнения . Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Приобретаемые навыки, в какой-то степени опираются на ранее образованные навыки. Это означает, что новообразованные динамические стереотипы накладываются в коре больших полушарий головного мозга на ранее образованные стереотипы, которые не только сосуществуют, а и взаимодействуют. Ранее образованные навыки могут способствовать выработке новых навыков ми же тормозить, задерживать этот процесс.

Во многих случаях ранее образованные навыки облегчают освоение новых навыков.

Так, навыки лепить и рисовать помогают ребенку овладевать навыками письма. Навыки игры на одном инструменте облегчают овладение техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино, легче научиться печатать на машинке. Такое положительное влияние ранее образованных навыков на процесс формирования новых привычек называется переносом.

Явление переноса обусловлено наличием похожих PI тождественных черт старых и новых навыков, общих приемов выполнения действий. Элементы старого навыка включаются при этом в структуру новообразованного навыка и облегчают тем самым процесс овладения им.

Следовательно, в новых ситуациях ранее возникшие временные нервные связи соединяются в новые связи.

Перенос проявляется также в том, что человек, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенно) и другим органом, например, левой рукой или ногой.

Ранее образованные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на создание новых навыков, что проявляется в снижении продуктивности действий, возникновении ошибок и т.п.

Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции проявляется соперничество, которое возникает между некоторыми старыми и создаваемыми новыми стереотипами.

Интерференция возникает в тех случаях, когда на один раздражитель вырабатывается две шш несколько разных реакций. Так, при изучении иностранного языка возникают ошибки в произношении букв, одинаковых своей графемой с буквами родного языка, но разных по произношению («с», «х», «р», «в» и др.).

Это же мы наблюдаем при использовании шифровального кода, в котором заменено значение условных знаков. В одном

эксперименте испытуемые выучили один код, в котором каждая буква обозначала определенную цифру (например «К-5», «С-2» и т.п.). Когда они выполнили эту работу, им предложили заучить другой код, в котором те же буквы обозначали уже другие цифры (например, «К-С», «С-8» и т.п.).

Оказалось, что для овладения: вторым кодом им понадобилось значительно больше упражнений, чем при овладении первым, В этом случае интерференция объясняется недостаточным торможением привычных действий, выработанных ранее.

Интерференция наблюдается тогда, когда ранее выработанные приемы действия применяются в новом ситуации без учета ее отличий.

Так бывает, например, когда оператора переводят с устройства старой конструкции на устройство новой конструкции, в котором изменена последовательность операций,

В целом интерференция возникает, как видим, при определенных обстоятельствах. Зная их и предусматривая их действие в той или другой конкретной ситуации, можно предотвратить интерференцию навыков, облегчив тем самым овладение новыми навыками.

Выработанные у человека навыки удерживаются на определенном уровне совершенства, если они используются. Когда же навыки длительное время остаются без применения, они ослабляются. Лежащие в их физиологической основе системы временных нервных связей, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество.

Так, большой перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к ухудшению качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на соответствующем уровне.

Навыки тем быстрее ослабляются, чем слабее они сформированы, закреплены. А ослабление йх проявляется в деавтома- тизации исполняемых действий.

Сильное волнение и усталость человека нередко приводят к нарушению его обычных действий. В таком случае нужно иметь значительное самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается и тогда, когда человеку надо действовать в новых для него условиях, которые порождают у него неуверенность в своих силах.

Это говорит о том, что выработанные системы условных рефлексов сохраняют характер коркового автоматизма, пока суще с- твуег определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых оя был выработан, то есть пока внешний и внутренний стереотипы пребывают в единстве.

Нарушения навыков наступают и в связи с патологическими изменениями в работе мозга. При патологических изменениях, конечно, разрушаются сначала сложные и позже образованные, а потом - менее

навыки, которые человек приобретает в определенной степени опираются на ранее приобретенные навыки. Это означает, что вновь создаваемых динамические стереотипы накладываются в коре больших полушарий головного мозга на ранее образованные и стереотипы, не только сосуществуют с ними, но и взаимодействуют. Ранее образованные навыки могут способствовать созданию новых навыков или тормозить, задерживать этот процеес.

Во многих случаях ранее образованные навыки способствуют освоению новых навыков, облегчая этот процесс

Так, навыки лепить и рисовать помогают ребенку овладеть навыком писать. Навык игры на одном инструменте облегчает овладения техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино легче научиться печатать на машинке. Такой положительное влияние ранее образованных навыков на процесс формирования новых навыков называется переносням.

Явление переноса обусловливается наличием похожих и тождественных черт в старой и новой навыках, общих приемов выполнения соответствующих действий. Элементы старой навыки включаются при этом в структуру новоут творюванои навыки и тем облегчают процесс овладение нею.

Следовательно, здесь имеет место применение ранее выработанных временных нервных связей, определенных их групп к новым случаям, в новых ситуациях, их обобщение

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенстве) и другим органом, например левой рукой или ного.

Ранее образованные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на образование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д.

Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество, бывает между некоторыми старыми и образуемыми новыми стереотипами

Интерференция происходит в тех случаях, когда на один раздражитель производится два или несколько различных реакций. Так, при изучении иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по своей граф фемою с буквами родного языка, но разных по произношению ("с","х","р","у ** и др.ot;, "р", "у** та ін.).

Аналогичное случается при использовании шифровальным кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква обозначала определенную цифру в (например"К-5","С-2"и т.д.). Когда они справились с этой работой, им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали уже другие цифры (например"К-3","С лад "К-3", "С-8" тощо).

Оказалось, что для овладения вторым кодом им предстояло выполнить значительно больше упражнений, чем для овладения первой. Интерференция здесь объясняется недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее

Интерференция проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы воздействия применяются в новой ситуации без учета его отличий от предыдущей. Так бывает, например, когда оператор переходит на робот ту из прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в действии с которым изменена последовательность операциий.

целом интерференция возникает, как видим, при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно предотвратить интерференции навыков и тем облегчить овладение новы ими навыками.

Производимые у человека навыки находятся на должном уровне совершенства, если они используются

Когда навыки в процессе определенного времени не применяются, они ослабляются. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий упо овильнюеться, снижается их качествоть.

Так, большой перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любые й отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенстваі.

Навыки тем быстрее ослабляются, чем меньше они сформированы, закрепленные. А ослабление их оказывается в деавтоматизация выполняемых действий

Сильное волнение и усталость человека нередко вызывают нарушение его обычных действий. В таком случае нужно иметь значительное самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок нарушений ния привычных действий случается и тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые обусловливают ее неуверенность в своих силаах.

Это свидетельствует о том, что выработанные системы условных рефлексов сохраняют характер пробкового автоматизма лишь постольку, пока существует определенная постоянство внешних и внутренних условий его выработки, т.е. пока пер находящимися в единстве внешней и внутренней стереотип.

Нарушение, расстройства навыков вызванные патологическими изменениями работы мозга. При патологических изменениях конечно разрушаются сначала сложные и позже образованные, а затем - менее сложные и ранее образованные нав вички.

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс. Например, навыки лепки и рисования помогают ребенку осваивать навык писать. Навык игры на одном музыкальном инструменте облегчает овладение техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино, легче научиться печатать. Такое положительное влияние ранее приобретенных навыков на процесс формирования новых называется переносом навыков.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием сходных и тождественных рис в уже сложившейся и новой навыках, совместных приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру создаваемой навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Следовательно, происходит применения ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщение.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специальной упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенно) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее произведенные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и новостворюваними стереотипами.

Интерференция имеющаяся тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций. Например, во время изучения иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по графемою с буквами родного языка, но разных по произношению («с», «х», «г», «в» и т.д.). Аналогично - по пользования шифрувальним кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква означала определенную цифру (например, «К - 5», «С - 2»). Затем им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали другие цифры (например, «К - 3», «С - 8»). Выяснилось, что для овладения вторым кодом испытуемым нужно было выполнить гораздо больше упражнений, чем для овладения первым кодом. Интерференция здесь связана с недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ оказывается тогда, когда ранее произведенные приемы действия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу по старой конструкции прибора на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В целом интерференция возникает при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А когда на протяжении определенного времени их не применяют, они ослабевают. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Что меньше сформированы навыки, закреплены, то скорее они ослабляются, что оказывается в деавтоматизації выполняемых действий.

Сильные волнения и усталость человека часто вызывают нарушение ее привычных действий. В этом случае нужно иметь немалое самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается также тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые порождают неуверенность в своих силах. Это свидетельствует о том, что произведенные системы условных рефлексов сохраняют черты кіркового автоматизма лишь настолько, насколько существует определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых оно было произведено, то есть пока находятся в единстве внешний и внутренний стереотипы.

Нарушения, расстройства навыков наступают в результате патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложнее и позже выработаны навыки, потом - менее сложные и прежде сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и др.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственной труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

  • КОНСТРУКТИВНЫЕ, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой труда;
  • ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для производства определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устной и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминания определенного материала, решения арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной отрасли). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, мыслительные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устную и письменную работу. В сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли опирается на навыки практического оперирования необходимыми для этого, измерительными приборами и другими орудиями.

Навыки и умения играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ей возможность успешно достигать поставленных перед собой целей. Наличие у человека большого количества навыков и умений является основой владение ею своими силами, они дают ей возможность экономить эти силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталости.

Выработка динамических стереотипов в коре головного мозга ускоряет ход приобретенных реакций, освобождает кору для новых индивидуальных приспособлений и допускает возможность развития в коре параллельных процессов. Вследствие автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить и другая аналітико-синтетическая деятельность. Автоматизация приобретенных реакций экономит работу коры как целого и дает возможность перемещать фокус ее активности на самые актуальные процессы.

Все имеющиеся у человека навыки и умения являются ее положительным достоянием. Поэтому ловких людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек владеет навыками и умениями в какой сфере деятельности, тем больше ее ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не была способна приобретать навыки, она не могла бы продвинуться ни на один ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.