Жизнь и смерть ермака тимофеевича. Место захоронения атамана ермака остается загадкой Как погиб и где ермак

Рядовая поездка в Миякинский район, целью которой был сбор материала о сельских тружениках, обернулась настоящей сенсацией. Глава района Зайнулла Насыров между рассказом о начале посевной и повествованием о растущих надоях огорошил вестью о скором приезде в район челябинских археологов и краеведов: «Могилу Ермака у нас нашли. Тут рядом совсем, в районе телевышки».

Вы, наверное, слышали такое расхожее выражение: «И тут подо мной закачался стул»? Так вот, стул подо мной от такой новости действительно закачался. Да и как иначе, если о месте захоронения Ермака ничего до сих пор доподлинно неизвестно?

«На высокой горе урус похоронен»

Одна из главных версий смерти Ермака, основанная на сибирско-татарских сказаниях, говорит о том, что Ермак утонул. Википедия поясняет: «Существует легенда о том, что тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив имущество Ермака, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения». Есть упоминание о том, где покоится великий атаман в Ремезовской летописи: «И назвали (татары) его Богом, и погребли по своему обычаю на баишевском кладбище под украшенной сосной…».

Как известно, никаких подтверждений погребения Ермака в Сибири нет, хотя поиски его реальной могилы продолжаются уже не одно столетие. Еще Петр I отправлял гонцов в Сибирь с этой целью, но все оказалось тщетным. Местное население либо просто отказывалось общаться с исследователями на эту тему, либо намеренно направляло их по ложному пути.

И вот, по заверениям челябинского краеведа Федора Жижилева, разгадка многовековой тайны близится к своему логическому завершению. «Республике Башкортостан» удалось по телефону связаться с исследователем, который не сомневается, что в могиле, расположенной на окраине Киргиз-Мияков, покоится именно Ермак.

— Об этом погребении на окраине райцентра башкирам из рода мин известно испокон веков («На высокой горе урус похоронен…»), а нам о ней рассказала местная учительница Роза Килеева, — говорит Федор Жижилев. — По преданию, каждый раз, проходя мимо этой могилы, нужно было кинуть на нее камушек, чтобы она не затерялась, а русским рассказывать о ней было нельзя. Примечательно, что о погребенном всегда упоминалось в таких эпитетах, как «князь».

— Прибыв на указанное место, мы действительно обнаружили могильный холм, полностью заваленный камнями, — продолжает Федор. — Внутри могилы находился дубовый гроб с останками. Костяк лежал головой на восток, что характерно для местных мусульман, а не на запад, как это принято у православных. Однако в изголовье лежал березовый веник, а это верный признак того, что погребенный был славянином.

После вскрытия могилы, по словам Жижилева, часть найденного в ней, а именно медные гвозди, с помощью которых был сколочен гроб, кусочки самого гроба, фрагменты ткани и, самое главное, фрагмент пяточной кости погребенного, была отправлена в лабораторию для определения возраста погребения. Анализы показали, что находке почти пятьсот лет, а более точную дату можно установить лишь при более тщательном, профессиональном археологическом исследовании.

Вопросов больше, чем ответов

И это действительно так. Во-первых, аргументация Федора Жижилева не выдерживает пока даже поверхностной критики — нет никаких оснований утверждать, что погребенный «урус» на самом деле является легендарным Ермаком Тимофеевичем. С другой стороны — могила-то есть. И погребенные в этой могиле останки какого-то знатного человека, вероятно, славянского происхождения, имеются. Кто он? И почему погребальный обряд, сопровождавший его похороны, был таким странным, выдержанным и по православным, и одновременно по мусульманским канонам?

Еще больше вопросов к гипотезе Жижилева у специалистов-археологов.

— Нужно досконально изучить найденные останки, и заниматься этим должны профессионалы, а не краеведы-любители. В любом случае, делать какие-либо выводы сегодня слишком рано, необходимо всестороннее изучение объекта, — поделился своими соображениями с газетой ведущий специалист Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Илшат Бахшиев.

— Мы рассчитываем получить ответы на эти вопросы в самое ближайшее время, — заявил нам Федор Жижилев. — Уже 30 апреля начнутся новые раскопки. В числе участников экспедиции будут и специалисты по позднему средневековью. Приглашаем и вашу газету. Кстати, непосредственно на месте раскопок я смогу представить вам те доводы и доказательства, которые не предъявишь по телефону. Одним словом, приезжайте, сами все увидите.

Предложение известного на Южном Урале краеведа редакция принимает и обещает максимально подробно и оперативно информировать своих читателей о разворачивающихся в Миякинском районе событиях.

Что известно о происхождении Ермака?

Доподлинно — ничего, хотя Википедия и выдает несколько версий. По одной из них, он был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знанию местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию по реке Тагил. По другой версии, Ермак являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Существует также версия о его поморском происхождении.

Имя Ермака, по мнению профессора Никитского, является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Известный русский писатель В. Гиляровский называет его Ермил Тимофеевич. Другие историки и летописцы производят его имя от Германа и Еремея (Еремы). Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. По мнению иркутского историка А. Сутормина, полностью имя Ермака якобы звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Эта же версия обыгрывается в сказе П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует также мнение, что Ермак — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует также гипотеза о тюркском происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что это типично тюркское имя до сих пор есть у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек — забава, веселье. Кроме того, мужское имя Ермак (Ырмаг) встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XVI столетия. Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Уфимский журнал

Запись сделана on Среда, 2 мая 2012: 8:35 в рубрике , . Вы можете подписаться на комментарии к этой записи через ленту комментариев. Вы можете

Тюменские археологи второй год не могут завершить исследования возможного места захоронения покорителя Сибири атамана Ермака из-за отсутствия финансирования.

"Два года назад археологи Тобольской комплексной научной станции нашли первые подтверждения легенды о месте захоронения казачьего атамана. Они обнаружили возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское Тюменской области, где, согласно преданиям, и был похоронен завоеватель Сибири. Для исследования этого места нужен геоскан - прибор, который просканирует возвышенность и определит возможное место захоронения. Однако на его покупку у нас нет 600 тыс. рублей ", - сказал Адамов
По словам директора Тобольской комплексной научной станции Уро РАН Игоря Ломакина, ФАНО в этом году не выделило средств на приобретение геоскана. "Дело в том, что приобретение дорогостоящего оборудования - это целевые средства ФАНО. Нам их не выделили. В следующем году будем работать над тем, чтобы их получить ", - сказал Ломакин.

Именно по причине отсутствия геоскана в этом году археологи не исследовали возвышенность. Ученые отмечают, что геоскан имеет уникальную функцию - отображение формы найденного металлического объекта и типа металла. Благодаря этой опции можно определять более точно характеристики найденного предмета и принимать решение о его извлечении. Прибор автоматически измеряет глубину залегания металлического объекта с точностью до 95%.

Глубинный датчик позволяет осуществлять поиск крупных металлических объектов на глубине до 8 метров в грунте, также используется для обнаружения рудных месторождений на глубинах до 14 метров. "Мы дважды подавали заявку на грант, нам дважды отказывали. Сейчас ищем спонсоров, которые могут помочь нам в решении существующей проблемы ", - сказал собеседник агентства.

Угроза от большой воды

По словам Адамова, вероятность того, что возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское и есть место захоронение атамана Ермака, пока сказать сложно. По внешним признакам, утверждает ученый, оно совпадает с описаниями сибирских татар, которые легли в основу карты 1806 года, составленной губернским землемером Василием Филимоновым.

"В 2014 году мы начали искать могилу Ермака по карте Филимонова и обнаружили возвышенность, указанную в ней. Это место не было тронуто никем с тех времен, как была составлена карта. Согласно преданиям, именно здесь был похоронен Ермак ", - сказал Адамов.

По его словам, изучая данное место, археологи нашли на возвышенности захоронения древних угров X-XI веков, а также монеты XVII века и вещи жителей татарского поселка.

"Мы были удивлены, что захоронение сохранилось, поскольку оно находилось всего в 40 сантиметрах от поверхности земли. В нем мы обнаружили две хорошо сохранившиеся сабли. Их ножны были обтянуты очень тонкой фольгой. Также мы нашли глиняную посуду и другие артефакты, которые были переданы в музей Тобольска ", - сказал Адамов.

По его словам, сейчас большая вода представляет угрозу. "Сибирские реки в последние два года сильно разливаются и есть угроза того, что возможное место захоронения Ермака будет размыто ", - подчеркнул собеседник агентства.

Версии о захоронении атамана Ермака

Ермак Тимофеевич - русский военачальник, казачий атаман. В 1581 году возглавил военный поход на сибирского хана Кучума, с которого началось завоевание и освоение Сибири. Одна из главных версий смерти Ермака основана на сибирско-татарских сказаниях. Согласно им, атаман утонул.

Существует легенда, что тело Ермака вскоре после его смерти выловил из Иртыша рыбак-татарин. Позже татары захоронили его в районе деревни Бегишевское за кладбищем, так как он не был мусульманином. По другой версии, могилой Ермака может быть захоронение, найденное на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки в Башкирии. По результатам экспертизы, ему около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака.

Еще по одной версии могила Ермака может находиться в Знаменском районе Омской области. Туда, в окрестности села Усть-Шиш, по сведениям местных краеведов, император Петр I даже собирался направить специальную поисковую экспедицию. Документы, в которых говорилось о необходимости ее организации, есть, отмечают специалисты. Однако, документов, в которых сказано о проведении данной экспедиции, нет.

Если могила найдется, то станет возможным развеять многие мифы, связанные с исторической личностью первопроходца Сибири.

Атаман Ермак "родом незаметный, душой знаменитый" - легендарная личность и национальный герой России. Считается, что он родом с Чусовой, хотя есть и другие версии (с Двины или с Дона). Но во всяком случае на Среднем Урале он оставил неизгладимый след. Все что только можно здесь называют его именем. Ходил он со своей ватагою по Чусовой, Каме и Волге пока не нанялся к богатым уральским купцам Строгановым защищать их владения от набегов со стороны сибирского хана Кучума.

А в 1581 году дружина под командованием Ермака в количестве не менее 1500 человек и хорошо вооруженная выступила за Каменный Пояс воевать Сибирское ханство. Как всем известно предприятие было удачным. Сибирь стала русской. Здесь речь пойдет о смерти Ермака Тимофеевича.

Он погиб в 1585 году, когда с небольшим отрядом в 50 человек шел по Иртышу и в устье реки Вагай попал в засаду. На правом берегу Иртыша с незапамятных времен есть татарская деревня Баишевская (Баишево) Вагайского района Тюменской области. На окраине села находится кладбище которое является священным мусульманским захоронением (астана ). Есть две версии об этом захоронении.

По первой версии здесь похоронен шейх Хаким-Ата (Сулейман Быкыргани) и еще несколько его родственников. Шейх считается мусульманским святым, он одним из первых принес на Сибирскую землю ислам. Кроме того написал исламское сочинение аналог Апокалипсиса. Небольшой деревянный мавзолей. Это место настолько священно, что его посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Правда посетить надо 7 раз. Искер - городище Кучума у сибирских татар тоже священное место.

Но вот что интересно. Кроме мусульман сюда приезжают и православные. Почему? Есть вторая версия что именно здесь на Баишевской Астане похоронен русский казак, православный атаман Ермак. Похоронен по мусульманскому обычаю.

Первая версия. В конце 14 века по повелению правителя из Бухары пришли в Сибирь 366 шейхов-проповедников для обращения местного "дикого", языческого населения в ислам. И с ними 1700 воинов. Миссию активно атаковали туземцы-аборигены, не желавшие никакого ислама. Почти все бухарцы погибли. Значительно позднее их наверное всех или почти всех объявили святыми и на местах захоронений установили 6-гранные строения, называемые в Сибири астана ("порог дворца" в переводе). По крайней мере 30 таких захоронений известно. У каждого священного кладбища есть свои хранители (выдавалась соответствующая грамота) и обязанность эта передается из поколения в поколение. У Баишевского захоронения такая грамота утрачена. Был ли Хаким-Ата одним из этой бухарской команды? Оказывается нет. Хаким-Ата жил в 12 веке. Умер в возрасте 95 лет в 1186 году в Хорезме и похоронен на Амударье. Вскоре после его смерти Амударья вышла из берегов и затопила могилу на 40 лет. А потом когда река отступила, могила уже была утрачена. Но потом все-же ему поставили надгробие. Это в Узбекистане. Но еще несколько точек в Узбекистане и в Таджикистане претендуют на захоронение этого уважаемого гражданина. Он был суфийским шейхом и проповедовал ислам как раз узбекам и таджикам. Никаких документальных свидетельств о его посещении Сибири нет. С какой бы стати кто-то повез сюда в Сибирь останки? Возможно имя Хакм-аты присвоил этому захоронению какой-то мулла, переписчик его трудов, когда они приходили в негодность? Чтобы поднять статус своей деревни. Это версия.

Вторая версия. Мог ли быть здесь похоронен атаман Ермак? Что было после его гибели? 5 ноября 1582 года отряд Ермака разбил войско Кучума - выходца из Бухары - и возвестил о покорении Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казаков. А Ермаку послал в подарок 2 кольчуги. В августе 1585 года маленький отряд причалил к островку на впадении Вагая в Иртыш и встал на ночлег. Под утро на казаков напали. Уцелевшие в том числе и Ермак бросились к стругам. Но Ермак оступился и ушел под воду, еще и надетые две кольчуги были тяжелы. Они спасли Ермака от стрел, но сослужили плохую службу. Тело атамана осталось под водой.

Полвека спустя нашли кольчугу Ермака о чем упоминается в Сибирской летописи начала 18 века. Из нее следует, что в 1646 году березовские служилые люди отбили у приобских самоедов (хантов) русский нагрудный панцырь. Драгоценный трофей отправили в Москву, потому что "на том де панцире на груде мишени золотые а на них вырезано на одной царское имя, на другой орел" Историки считают, что это действительно панцирь Ермака. После гибели атамана кольчуги были разделены. Одну кольчугу получил нурза Кайдаул, который и руководил татарами в том бою, другую отдали в приклад Белогорскому шайтану. Белогорье - это было святилище остяков и вогулов (ханты-манси) в устье Иртыша. Эти кольчуги искали русские начиная с 17 века. В том числе искал тобольский сотник Ульян Макеев-Ремезов. Одна была найдена в Тобольске у потомков Кайдаула, уже перешедших на русскую службу. Ее отправили в оружейную палату где она и находится поныне.

Раз кольчуги были сняты с тела Ермака, это означает, что его могли где-то похоронить. Но от места гибели до Баишевского кладбища довольно далеко порядка 30 километров. Кроме того это село находится выше по течению, а значит река не могла вынести тело в Баишево. Это могли сделать только люди намеренно. Но какой смысл везти тело погибшего Ермака так далеко? Не проще ли было похоронить его там, где нашли. Решили обратиться к фольклору живущих на Иртыше народов. Легенды носят несколько односторонний характер, и основаны на воспоминаниях казаков - сподвижников Ермака. Савва Есипов тобольский дьяк их записывал. Татары напали, был бой, Ермак упал и утонул. Все. Слово "сибирь" на местном языке означает подметать, мести, вьюжить. Коренные народы, живущие на Иртыше передают из поколения в поколение народные предания и песни. Они отличаются художественным образом от летописей. В ткани песен могут упоминаться реальные люди и исторические события. Получилась такая картина. В нескольких километрах от села Вагай есть селение Епанчинские Юрты. Несколько дней подряд после гибели казачьего отряда рыбаки-татары забрасывали здесь невод. Выловил Ермака Яныш Бегишев внук.

Вот что в песне поется: "Невод рыбаки бросили, вместо рыбы мертвеца притащили. В броне боевой и в кольчуге стальной. Роста статного, пойманный в сети". В утопленнике признали русского атамана Ермака. Все знали, что 13 дней назад был бой на Вагае с его отрядом, но то, что погиб сам Ермак до сих пор не знали. В селение стала стекаться туземная знать в том числе и сам Кучум.

События отраженные в татарском фольклоре оказывается нашли свое отражение и в Ремезовской летописи. Ее автор - главный зодчий Тобольска Семен Ремезов - человек обширных знаний и богатого жизненного опыта. Он участвовал в отражении вражеских набегов, собирал ясак, основывал новые села, проводил перепись населения. Это русский энциклопедист Сибири, картограф, историк. Ремезов не просто написал летопись, но проиллюстрировал ее своими рисунками. По свидетельству летописца через несколько дней после гибели Ермака, его тело выловил Яныш Бегишев внук. Потом тело положили на помост и расстреляли из луков. Оказывается это такая дань уважения. Однако написана летопись Ремезова в начале 18 века более чем через 100 лет после первого похода казаков в Сибирь. После гибели Ермака казаки-его сподвижники которых осталось менее 100 человек, из Сибири ушли. Поэтому события остались в тени. Потом пришли уже другие. Татары не сообщали никому о том что же стало с телом Ермака. Возможно боялись мести.

Таким образом тело Ермака оказалось в руках его вчерашних врагов. Где же его могли похоронить? По мусульманской традиции нельзя издеваться над телом. Возможно тело повезли по деревням чтобы показывать жителям, что вот, смотрите, Ермак мертв.

Отец Семена Ремезова рассказывал сыну о своей встрече с калмыцким князем Аблаем в Тобольске в середине 17 века лет через 80 после гибели Ермака. Эта встреча имеет прямое отношение к нашему вопросу. Аблай спросил: "А знаешь ли ты Ульян, где ваш Ермак лежит?" Ульян ответил, что это никому не известно. Аблай посмеялся над ним и ответил, что это место он знает. Аблай заявил, что в детстве он был очень болен и исцелился лишь потому, что пил воду с могилы Ермака.

Фото Тобольск Памятник Семену Ремезову

Место это татары знают, а русские нет. По большим праздникам над могилой Ермака является огненный столб, а по родительским дням горящая свеча. Он обещал показать Ульяну это место, но выполнил ли неизвестно. Еще в летописи есть фрагмент указывающий почему тело Ермака долго не хоронили. В переводе на современный русский язык тело атамана на помосте долго лежало нетленным, являя всевозможные чудеса. И даже птицы не смели на него садиться и клевать. Более того каждая вещь, принадлежащая атаману, обладала какими-то чудесными свойствами. Если Ермак стал объектом поклонения местного населения, тогда и похоронить его могли по особому. Интересно, что о баишевском кладбище в татарском фольклоре упоминается, что там давно похоронен чужак (имя не называется). Этим чужаком вполне может быть Ермак. Так в результате и православные приходят туда поклониться своему Ермаку. Возможно его похоронили не на самом кладбище, а рядом где-то за оградой, все-таки иноверец. По крайней мере в 70-е годы прошлого века старики говорили, что около кладбища похоронен чужой.

Ремезов же, опираясь на одну из легенд, пишет, что похоронили Ермака на священном Баишевском кладбище под кудрявой сосной. Собрали на его поминки 10 баранов. Из могилы при этом шел чудодейственный свет. Историк Катанов писал, что исходя из Ремезовской летописи, многие хотят видеть Ермака чуть ли не как святого. Все таки образ сильно мифологизирован. Но очень уж сомнительна какая бы то ни было религиозность Ермака. Он ею совсем не отличался. Возможно в легендах и рисунках Ремезова проявляются какие-то архаичные дохристианские и домусульманские традиции почитания.

Кто же все-таки похоронен на самом кладбище? Возможно не Хаким-ата, а один из тех 366 шейхов-бухарцев, пришедших сюда в 14 веке? Вот еще что интересно, местные татары считают Ермака сибирским татарином! Своим! Он якобы хотел свергнуть конкретно Кучума и стал казачим атаманом чтобы осуществить это дело. Похоронили его по мусульманским традициям. В принципе тогда можно и поклоняться без проблем. Башкиры, кстати, тоже не проч считать Ермака своим. (У них ведь кроме Салавата... это не в тему)

На одном из рисунков Ремезовской летописи план и крестик, над которым надпись "Ермаково кладбище" , значит Аблай все же показал Ульяну это место и сын отметил на карте. Все таки видимо татары скрывают тайну Баишеаской астаны. Есть опасения, что если объявить что здесь похоронен Ермак, то начнется паломничество, причем массовое. И тогда покой мертвых будет нарушен, а это недопустимо по мусульманским традициям.

Место гибели и захоронения Ермака является для историков загадкой. С помощью Интернета выберите одну из версий места его гибели и подготовьте сообщение с обоснованием необходимости организации исследовательской экспедиции в предполагаемый район.

Ответ

Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Согласно татарским преданиям Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане.

1 версия о месте гибели Ермака

Как пояснил руководитель экспедиции Александр Адамов в интервью, поиск места осуществлялся по карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым на основе опроса местных жителей. «На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Мы проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой», - рассказал ученый.

Адамов отметил, что возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. «На возвышенности мы уже нашли захоронения X–XI веков. Теперь мы хотим исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того как будут получены результаты геосканирования, мы проведем точечные раскопки», - пояснил археолог.

2 версия о месте гибели Ермака

Недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения — около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.

«Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере — генеалогическими древами», — говорит доцент кафедры «Евразия» Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно — до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно.

Считаю, что организовать экспедиции надо в оба района.

Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной. Но Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать ее и, как оказалось, остаться там навсегда.


Кто такой?

Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.

Происхождение Ермака — до сих пор загадка для историков


Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.

Ермак Тимофеевич

В общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».

По собственному желанию

В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».

Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».


Ермак воевал с Кучумом против воли Ивана Грозного


Иван Грозный в самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.

По приказу Строгановых

В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.

Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.

Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.


Завоевание Сибири стало продолжением хаотичного движения на восток


По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была отрыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь.
Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.

Кто покорял Сибирь?

Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.

В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.




Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем «

Интересно и то, что со временем Ермак, как и его отряд оброс огромным количеством мифов и легенд. Так, например, иной раз можно встретить упоминания о разбойничьих нападениях казаков. То их было чуть ли не пять тысяч, и они терроризировали огромную территорию на Оке. Потом казаков уже более семи тысяч, и они разбойничали на Волге. А есть даже легенда, что атаман задумывал вторгнуться в Персию.

Но при этом сам Ермак выступал в роли народного заступника. В общем, он был тем, кем впоследствии в народном сознании станет Степан Разин.

Гибель атамана

Со смертью Ермака Тимофеевича тоже не все гладко и понятно. От самого факта — его гибель — только это и осталось. Все остальное — не более чем выдумка и красивая история. Что же произошло на самом деле, никто не знает. Да и вряд ли когда-нибудь узнает.

Так, например, красивая легенда о кольчуге. Мол ее подарил Ермаку Иван Грозный. И из-за нее атаман-то и погиб, просто утонув из-за большого веса обмундирования. Но на деле нет ни одного документа, который бы фиксировал факт подарка. Зато есть грамота, в которой говорится о том, что царь пожаловал атаману золото и сукно. А заодно приказал вернуться в Москву, когда приедет новый воевода.


Историкам неизвестно, как погиб Ермак


Но Ермак погиб в ночной схватке. Скорее всего, его ранили одним из первых, поскольку у татар была традиция — стрелять из луков по командирам. Кстати, до сих пор жива легенда, в которой рассказывается, что татарский богатырь Кутугай сразил Ермака копьем.

После такого тяжелого удара атаман Мещеряк собрал оставшихся в живых воинов и принял решение о возвращении на Родину. Два года казаки являлись хозяевами Сибири, но им пришлось вернуть ее Кучуму. Правда, всего через год там вновь появились русские знамена.