Учебник по синтаксису и пунктуации. Что такое синтаксис и как он связан с пунктуацией Правила по синтаксису и пунктуации

  • Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний и предложений, правила соединения слов в словосочетаниях и предложениях.

Чтобы правильно говорить и писать, понимать чужую речь, то есть общаться в устной и письменной форме, нужно знать правила построения словосочетаний и предложений.

  • Пунктуация (лат. punctum- точка) - это система выработанных и закрепившихся правил, которыми руководствуется пишущий при расстановке в тексте знаков препинания.

Знаки препинания составляют принадлежность письменной речи и являются условными обозначениями, применяющимися между словами или синтаксическими отрезками для выражения грамматического и смыслового членения речи.

Русская пунктуация базируется на смысловом и грамматическом принципах, интонация выступает в качестве вспомогательного средства и всецело зависит от смысла высказывания.

Виды связи предложений

Текст - это последовательно объединённые смысловой связью высказывания(предложения), которые представляют смысловую, содержательную и структурную целостность.

Цельный текст - это законченное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, частей, связанных друг с другом по смыслу, объединённых логичностью и последовательностью развития темы.

Тема - это развёрнутое содержание текста, которое раскрывается через подтемы, микротемы. Важную роль в раскрытии темы играет набор подтем. Глубину раскрытия темы обеспечивают микротемы, отобранные автором.

Тема и основная мысль текста раскрываются в тексте последовательно и с помощью цепной и параллельной связи.

  • Цепная связь - это один из важнейших способов связи самостоятельных предложений. Она встречается во всех типах речи(описание,повествование,рассуждение).

При цепной связи соединение предложений носит последовательный характер: первое связано со вторым, второе связано с третьим и т.д. Конец предшествующего предложения, повторяясь в последующем, даёт начало новому предложению. В результате образуется цепь предложений с тесной последовательной смысловой и синтаксической связью.

  • При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно: они одинаково относятся и друг к другу, и к первому предложению.

Одним из основных признаков параллельной связи является одинаковое или сходное синтаксическое строение предложений, так называемый синтаксический параллелизм.

Разница цепной и параллельной связи

Разница в характере структурной соотнесённости предложения при цепной и параллельной связи ведёт к тому, что предложения(кроме первого), соединённые цепной связью, менее самостоятельны в смысловом отношении, в большей степени зависят от контекста, например: Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу.

Предложения, соединённые параллельной связью, довольно самостоятельны; смысл их, как правило, полностью понятен и при изолированном употреблении,например: Когда дул ветер, он приносил с собой меланхоличный звук шороха волн о берег (М.Горький).

Достаточно ли человеку обладать обширным запасом слов, чтобы общаться с окружающими? Конечно же, нет. Ведь сами по себе слова недостаточны, чтобы выразить в полной мере все чувства, мысли, эмоции, переживания человека. Для этого их надо каким-то образом упорядочить, построить, организовать. Именно эту задачу выполняет синтаксис. На уроке вы повторите основные сведения по этому разделу языкознания, которые вы получили в предыдущих классах.

Между подлежащим и сказуемым нет подчинительной связи, это равноправные члены предложения. Они не образуют словосочетание .

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения (рис. 2).

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Рис. 2. Второстепенные члены предложения ()

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:

Распространенное (есть второстепенные члены).

Нераспространенное (нет второстепенных членов).

Виды предложений по количеству грамматических основ:

Простые (одна грамматическая основа).

Сложные (более одной грамматической основы) (рис. 3).

Рис. 3. Простое и сложное предложение ()

Виды сложных предложений по средствам связи:

Союзные.

Повторение правил постановки знаков препинания при прямой речи (рис. 6)

Рис. 6. Знаки препинания при прямой речи ()

Дополнительно

Виды связи слов в словосочетании:

Согласование (зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже).

Например: красные листья (мн.ч.) - красный дом (ед.ч., муж.р.) - красное платье (ед.ч. ср.р.).

Управление (зависимое слово стоит при главном в определенном падеже).

Например: иду в школу (В.п.).

Примыкание (зависимое слово связано с главным только по смыслу и выражено неизменяемыми частями речи: инфинитивом, деепричастием, наречием).

Например: пришел (зачем?) поговорить (инф.).

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Синтаксис и пунктуация. Часть 2 . Балашов, Дементьев ().
  2. Синтаксис и пунктуация. Упражнения ().
  3. Пунктуация в таблицах и схемах ().
  4. Мультфильм «Приключения запятой и точки» ().

Домашнее задание

  1. № 9, 10, 11. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Задание: из данных слов составьте предложения, запишите их. Сделайте синтаксический разбор получившихся предложений.
    1. Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
    2. Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
    3. Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса. Итак, что же такое «синтаксис» ?

Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, то есть:

" словосочетания, предложения, текст;

" способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

" способы соединения простых предложений в сложные;

" способы соединения предложений в текст.

Роль синтаксиса в человеческом общении

Итак, какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.

Единицы синтаксиса

Основные синтаксические единицы - это словосочетание , предложение , текст .


Словосочетанием называют сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. В процессе коммуникации часто встречаемся с фактами неправильного построения словосочетаний. Так, ошибочными с точки зрения синтаксиса окажутся сочетания слов, в которых нарушена либо смысловая, либо грамматическая связь: мышиный мужчина, ужасная красота (нарушена смысловая взаимосвязь), или красивый девочка, встретить друг (грамматическая связь установлена неправильно).


Предложение - это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически и имеющее грамматическую основу. Грамматическая основа может быть представлена подлежащим и сказуемым или только одним из главных членов. Предложение как минимальная единица человеческой речи обладает интонационной и смысловой законченностью. Предложения, содержащие одну грамматическую основу, называются простыми; более одной грамматической основы - сложными.


Если словосочетание призвано назвать и определить предмет, действие, явление (хорошая погода, встретить друга, очень умно и т.п.), то предложение служит для воспроизведения мыслей, эмоций, желаний (Земля - одна из планет Солнечной системы. Как хорошо! Дайте мне воздушный шар!), отражая таким образом деятельность интеллекта.


Текст - это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Важнейшими признаками текста считаются смысловое единство (общая для предложений, составляющих его, тема), наличие средств связи между предложениями (в качестве средств связи могут выступать, например, союзы или местоимения), стилевое единство, абзацное членение.



Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Функция словосочетания , как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик – деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос («обманывать») – свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание – нет.

Существует и другое понимание словосочетания – как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе 2.

Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.

Согласование – подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании – существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения – в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать,

2) местоименным прилагательным (кроме его, её, их), согласование то же: мою книгу,

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу,

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу,

5) существительным – согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем,

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление – подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определённого падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

2) существительным: чтение книги,

3) прилагательным: довольный успехом,

4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении – существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клёш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, её, их: его дом / книга / окно,

7) существительным – несогласованным приложением: в газете «Известия».

Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания, они являются основой предложения и связаны между собой двусторонней связью, при которой спрягаемая форма сказуемого согласуется с подлежащим в числе и роде или лице, а сказуемое управляет подлежащим, требуя его постановки в именительном падеже: Завтра я ↔ дежурю. (Ср.: Завтра мне ← дежурить).

1. Классификация словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:

1. Глагольные (говорить громко, читать книгу),

2. Именные (деревья в лесу, недовольный работой),

Глагольные словосочетания имеют следующие модели:

1) глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;

2) глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;

3) глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.

Виды именных словосочетаний

Именные словосочетания делятся на 1) субстантивные и 2) адъективные, с главным словом числительным и с главным словом местоимение

Основные модели субстантивных словосочетаний

1) согласуемое слово + существительное: ясный день, мой мир;

2) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;

3) существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;

4) существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.

Основные модели адъективных словосочетаний

1) прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;

2) прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;

3) прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться.

4) Последний тип словосочетаний с главным словом числительным и с главным словом местоимением являются синтаксически не свободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

Наречные или адъвирбиальные словосочетания

Словосочетания наречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:

1) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;

2) наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.

2. Классификация по количеству составляющих компонентов

В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания

1. Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

2. К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (низкорослый), офицер с загорелым лицом (загорелый), девушка шестнадцати лет (шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.

3. К типу простых словосочетаний близки сочетания с фразеологизированными глагольными элементами канцелярского или книжного характера: проявлять интерес к делу, вести борьбу с разгильдяйством. Их можно рассматривать как переходный тип между простыми и сложными сочетаниями.

Сложные словосочетания

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. Возможны некоторые обобщения таких комбинаций

1. Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа: часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.

Особенность этих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически, поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.

2. Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание: здание с белыми колоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на язык девочка.

Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание - с белыми колоннами, старик - с седой бородой и т.п.

3. Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (то есть не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу, превратить воду в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.

Подобные словосочетания, в отличие от первых двух групп, не являются продуктом соединения целых словосочетаний. Их образование объясняется лексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способны распространяться несколькими предложно-падежными формами, то есть обнаруживают двойную синтаксическую связь: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздь и вбить в стену. Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.

Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном: готовый бороться - готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа - скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.

Несмотря на большой объем таких словосочетаний, они не теряют своего семантико-грамматического единства, так принципы соединения составляющих их компонентов сохраняются: они опираются на принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными.

Возможность построения сложных многословных словосочетаний отнюдь не свидетельствует о безграничности их объема. Усложнение простых словосочетаний ограничено рамками не коммуникативных объединений слов. Следовательно, объем словосочетаний ограничен его грамматической природой, его качественным отличием от предложения

3. Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов.

В зависимости от степени слитности компонентов, которая обусловлена полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности. В предложении каждый компонент свободного словосочетания выполняет самостоятельную роль.

Компоненты свободных словосочетаний могут заменяться, поскольку синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными, например: поздняя осень, ранняя…, холодная…, дождливая…; поздняя осень, … весна, …любовь. В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость, например: слушать… и подслушать…, что отражается на количестве вариантов словосочетаний с одним и тем же словом.

Известно, что сочетаемость - одно из фундаментальных понятий языковой системы, поскольку отражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, - синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значение слов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например, существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные - с наречием, глаголы - с существительным и т.д., а лексическое значение предопределяет количество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы или группы лексем с одной ведущей семой. Анализ словосочетаний с точки зрения особенностей сочетаемости в них лексем приводит к интересным выводам и результатам, которые позволяют выделять новые семантические разновидности словосочетаний в рамках известных синтаксических отношений, обнаруживать новые, не выделенные ранее, типы лексических единиц и т.д. Проблема семантической и синтаксической сочетаемости в языковой системе остается весьма интересной и актуальной.

Синтаксически несвободные словосочетания

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурно нечленимыми в данном контексте, например: считаться союзником, оказать помощь, много песен, мать с сыном, девушка высокого роста и т.п. В любом случае все словосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературе выделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся в контексте на отдельные компоненты, сравните: Два мальчика играли и Я наблюдал за игрой двух мальчиков. Мать с сыном отправились в лес и Мать отправилась с сыном в магазин; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову, например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукава и т.п.

Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.

1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое - слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, много машин.

2.Словосочетания со значением избирательности ; главное слово - местоимение или числительное, зависимое - существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих.

3. Словосочетания с метафорическим значением : главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово - прямое название предмета: серп месяца, зеркало реки.

4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово - неопределённое местоимение, зависимое - согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное.

5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово - существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое - существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой.**

6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): девушка с голубыми глазами.

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Она выглядела усталой.

Типология





Предложение

Предложение – это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения – коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).

В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы : повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения служат для сообщения:

Я приду к пяти часам.

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:

Ты придёшь к пяти часам?

Когда ты придёшь?

Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:

Кто этого не знает? = «все знают»

Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:

Приходи к пяти часам.

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова – вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации . Ср.:

Он приедет.

Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?

Пусть он приедет.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией – повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными.




Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ.

Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения .

Члены предложения делятся на главные и второстепенные .

Главные члены подлежащее и сказуемое , второстепенные определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело – Стемнело.

В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя – Они опоздали, потому что шёл сильный дождь.

Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Простое предложение

Главные члены предложения.

Подлежащее, способы его выражения.

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее – одно слово:

1) слова разных частей речи в предметном значении:

– существительное в И. п.:

Идёт дождь.

– местоимение-существиельное в И. п.:

Я люблю осень.

– прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Бородатый оглянулся.

– причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Сидящий поднял голову.

– наречие:

Твои завтра мне надоели.

– междометие:

По лесу разносилось «ау».

2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении :

Десять не делится на три без остатка.

3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться – дело нужное.

Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное – учиться. Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой – инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

4) слово любой части речи в любой грамматической форме , если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди – форма повелительного наклонения глагола;Не – отрицательная частица.

Подлежащее – словосочетание:

1. Подлежащее – фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:

1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ. со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:

Брат с сестрой вернулись порознь – ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу.

2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в углу.

У меня много работы.

3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:

Любой из них мог это сделать.

Трое из выпускников получили золотые медали.

Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

5) инфинитив + инфинитив / имя (объём такого подлежащего совпадает с объёмом составного глагольного или составного именного сказуемого – см. далее):

Быть грамотнымпрестижно.

Хотеть стать грамотным естественно.

§ 64. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Пунктуация (от лат. punktum - точка) - система пра­вил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание - остановка, перерыв) - это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

«Знаки препинания - ноты при чтении» - так опреде­лил А. П. Чехов пунктуацию в одном из своих писем. Зна­ки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит её членение.

Пунктуация в значительной мере носит интернацио­нальный характер. Основные знаки препинания были пред­ложены типографами братьями Мануцци в середине XV в. и затем были приняты в большинстве стран Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, мно­готочие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отн?сти и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выде­лительные. К разделительным знакам препина­ния относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.

Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, напри­мер: Я видел всё, что было, (А. Тарковский)

Выделительные знаки препинания - это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное


тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяют­ся различные отрезки и смысловые единицы речи, напри­мер: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)

Знаки препинания помогают расчленить речь на смы­словые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонаци­онное оформление высказывания.

Таким образом, в основе правил русской пунктуации ле­жат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.



378. Прочитайте фрагмент работы великого русского языковеда
Ф. И. Буслаева. Как учёный определяет назначение знаков пре­
пинания? Подтвердите высказанные им положения своими при­
мерами. Найдите в предложении архаизм.

Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то знаки препинания име­ют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложе­нии мыслей, отделяя одно предложение от другого или од­ну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица го­ворящего и его отношение к слушающему...

379. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки
препинания. Укажите выделительные знаки препинания в этом
тексте. Каким принципам русской пунктуации подчиняется
употребление знаков в последнем предложении первого абзаца?
Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.

Я подладил костёр. Он вспыхнул на минуту и тут(же) унялся. Дым откачнуло к воде туда(же) загнуло яркий гре­бень огонька. Придвинувшись к костру я выт..нул руки еж..мая и разж..мая пальцы будто срывал л..пестки с гро­мадного сибирского жарка. Руки особе..о левая зан..мели по плечу и ниже его холодным пластом лежала вкра..чивая боль сказывалось долгое городское сидение и такая сразу нагрузка да и вчерашняя духотища.

Серебристым харюзком 1 м.,лькнул в вершинах леса ме­сяц задел за остриё высокой ели и без всплеска сорвался в гущу. Сеево звёзд на небе..густилось потемнела речка и те-

Уменьшительное название рыбы.


ни дерев об..явившееся при месяце опять и..чезли. Лиш(?) отблескивала в перекатах Опариха катясь по пропаха..ой бороздке к Енисею. (В. Астафьев)

380. Прочитайте стихотворение. Какая фигура речи лежит в ос­
нове его построения? Проанализируйте знаки препинания во
второй строфе (укажите их тип и функции). С какими прин­
ципами пунктуации связано употребление знаков в последней
строфе?

Я помню руки матери моей, Хотя её давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, Чем жёсткие мозолистые эти.

Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то, В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»

(Н. Рыленков)

381. Прочитайте. Найдите случаи ипользования авторских зна­
ков препинания. С чем, на ваш взгляд, связано их употребление?
Какой знак препинания проявляет наибольшую активность?

1) Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении - значит говорить против неё... Мать - всегда против смерти. (М. Г.) 2) Петербургская улица осенью - проницает; и леденит костный мозг, и щеко­чет... (А. Бел.) 3) Зори - свежей. Небо - в новом, осен­нем, блеске, голубеет ясно. Ночами - черно от звёзд и глубоко-бездонно. (Шм.) 4) Где-то в городе горело - крупно, высоко, упорно. (Солж.) 5) Он [Кирша] молчал, - и чёрные глаза его горели тоскою и страхом. По­дошёл к окну, смотрел, - и казалось, ждал чего-то. (Ф. Сологуб)


ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 65, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В конце повествовательного и побудительного предло­жений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: 1) Ночка сегодня морозная, ясная* (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Тр.) Если эти предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклица­тельный знак, например: 1) Воля и труд человека див­ные дивы творят! (Н.) 2) Разворачивайтесь в марше! (Маяк.) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)

Примечание. Для обозначения незаконченности высказыва­ния, недоговорённости употребляется многоточие, например:

1) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою... (Н.) При сочетании многоточия с восклицательным или вопроситель­ным знаком ставится этот знак и две точки, например: 1) Стыд­но робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!.. (Н.)

2) Слышишь ты пение?.. (Н.)

382. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Объясните, почему предложение признаётся основной формой об­щения.

Предложение - это гра..атически оформле..ая по зако­нам данного целостная (т. е. неделимая далее на речевые ед..ницы с теми(же) основными признаками) ед..ница ре­чи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в фу нкци.. пред л.. жений и правила соед.. нения слов и слов..соч..таний в предложении - ядро синтаксиса то­го или иного языка. На основе этих правил устанавлива­ются разные виды или типы предложений. (В. В. Вино­градов)


383. Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажи­те повествовательные, побудительные и вопросительные пред­ложения. Какие из них являются восклицательными? Подчерк­ните их. Сделайте синтаксический разбор 1-го и 5-7-го предло­жений п. I. Объясните употребление многоточий в 11-м предложении.

I. 1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный шатёр сияет вечными лучами || 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов || 3) Чу, пушки грянули || 4) Пой, ям­щик || Я молча, жадно буду слушать голос твой || 5) Мир опустел || Теперь куда же меня б ты вынес, океан || 6) Тес­ней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим ||

7) Как изменилася Татьяна || Как твёрдо в роль свою вошла ||

8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей ||

9) Здравствуй, племя младое, незнакомое || 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы || 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к со­седу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он

не называл меня...

(Из произведений А. Пушкина)

П. 1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое || 2) Какая верная картина || Какая точность в вы­ражении || 3) Не менее превосходна «Казачья колыбель­ная песня» || Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушев­ные звуки, эту женственность и прелесть выражения || 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно по­трясает она душу ||

(В. Белинский)

§ 66. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДВУСОСТАВНЫЕ

И ОДНОСОСТАВНЫЕ.

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

384. Продолжите предложения. Запишите их.

1) Двусоставное предложение - это... .

2) Подлежащим называется... .

3) К главным членам предложения относятся... .

4) Неполные предложения - предложения... .


385. Дайте определение односоставного предложения. Запол­ните таблицу.

386. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из тек­ста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте?

Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная ули­ца, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла... Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами во­да в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хоро­шо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувст­во ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шеп­чет в ухо: подожди, подожди, дружок.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, по­виснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго дер­жится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин)

В неполных предложениях пропуск членов предложе­ния может обозначаться на письме с помощью тире, на­пример: Дела булочной шли хорошо, лично мои - всё ху­же. (М. Г.)


387. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Какой тип предло­
жения в нём использован? Объясните постановку знаков препина­
ния в тексте. Назовите фигуру речи, к которой обратился автор.

Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мёртвому - дроги, Каждому - своё.

Женщине - лукавить, Царю - править, Мне - славить Имя твоё.

388. Прочитайте, укажите односоставные предложения (в том
числе и в составе сложных), назовите их вид. Подчеркните непол­
ные предложения.

1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден го­лый, угрюмый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и па­ром. Надо переправляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушубок, по ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто - не помогает. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меняют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть.

(Из писем А. Чехова)

389. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Не­
полные предложения подчеркните.

1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны ал­леи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.) 2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей прыгавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.) 3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пус­тые... С третьей стороны видны сёла деревни и часть горо­да. (Гонч.) 4) За линейкой ехали охотники с собаками за охотниками кучер Игнат. (Л. Т.) 5) Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6) В одном таком словаре можно со­брать слова имеющие отношение к природе в другом хоро­шие и меткие местные слова в третьем слова людей разных профессий... (Пауст.)


390. Прочитайте и укажите предложения, в которых пропуск
членов предложений (главных или второстепенных) является
ошибкой. Спишите, исправляя такие предложения.

1) «Скажите, пожалуйста, - спросили мы дежурного по станции, - когда придёт поезд?» - «Через 15 минут». 2) В слободке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 3) Дед всё больше беднел, и пришлось идти в люди. 4) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. 5) Отец рассказывал, что несколько раз видел на сцене Качалова, первый раз ещё до револю­ции. 6) Поездка наша за город не состоялась, так как шёл ремонт. 7) Нельзя сказать, что у Манилова есть запросы.

391. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­
ясните (устно) их употребление. Укажите подлежащее и сказуе­
мое в первых двух предложениях.

Ольга и Татьяна

Ольга существо простое, н..посредственное которое неко­гда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало кото­рому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё за­висло от привычк.. || Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и ми­лой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых тре­бовало время || Но совсем не так легко определить характер Татьяны || Натура Татьяны н..многосложна, но глубока и сильна || В Татьяне нет этих болезне..ых противоречий кото­рыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..де-лок и примесей || Вся жизнь её проникнута тою целостно­стью тем единством которое в мире иску..тва составляет вы­сочайшее достоинство художестве..ого произведения ||

Итак летние ночи поев, .щались мечтательности зим­ние чтению романов и это среди мира имевшего благора-зумн.. привычку громко храпеть в то время || Какое проти­воречие между Татьяною и окружающем ее миром || Татья­на это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в ра..елине дикой скалы,

Незнаемый в траве глухой Н.. мотыльками, н.. пчелой ||


Эти два стиха сказа..ые Пушкиным об Ольге гораздо больше идут к Татьяне || Какие м..тыльки, какие пчёлы могли знать этот цветок или пленят(?)ся им || Разве без­образные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина Буя-нова Петушкова и тому подобных ||

Повторяем Татьяна существо исключительное натура глубокая любящая страстная || (По В. Белинскому)

§ 67. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

При отсутствии глагола-связки в именном составном сказуемом между подлежащим и сказуемым ставится ти­ре. Тире ставится в следующих случаях:

1) если подлежащее и сказуемое выражены существи­тельными в именительном падеже: Книга - источник зна­ний;

2) если подлежащее и сказуемое выражены именами числительными в именительном падеже или один из глав­ных членов выражен числительным, а другой - именем существительным (также в именительном падеже): Пятью восемь - сорок. Длина Волги - три тысячи шестьсот во­семьдесят восемь километров;

3) если подлежащее и сказуемое выражены неопре­делённой формой глаголов: Жить - родине служить. (Поел.);

4) если один из главных членов выражен неопре­делённой формой глагола, а другой - именительным паде­жом имени существительного: Превосходная долж­ность - быть на земле человеком! (М. Г.).

При постановке тире между подлежащим и сказуемым нужно иметь в виду следующее:

а) если перед сказуемым стоят слова вот, значит, это,
то тире ставится перед этими словами: Музыкальное воспи­
тание
- это не воспитание музыканта, а прежде всего
воспитание человека.
(Сухомл.);

б) если подлежащим является личное местоимение, то
тире, как правило, не ставится: Он [доктор Вернер] скеп­
тик и материалист.
(Л.)

Тире в этом случае может быть поставлено тогда, когда хотят особо подчеркнуть значительность высказывания и


на местоимение падает логическое (смысловое) ударение: Ты - белая ночь с её загадочным светом. Ты - счастье. Ты - блик зари. (Пауст.);

в) тире обычно не ставится, если перед сказуемым стоит отрицание не или один из сравнительных союзов: как, точ­но, как будто и др.: Пруд как блестящая сталь. (А. Фет) Бедность не порок.

392. Спишите, подчёркивая в предложениях с именным состав­ным сказуемым подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя и ставя, где это необходимо, тире.

I. 1) Грушницкий юнкер. (Л.) 2) Производить эффект
их наслаждение. (Л.) 3) Его цель сделаться героем романа.
(Л.) 4) Приезд его на Кавказ также следствие его романти­
ческого фанатизма. (Л.) 5) Солотча извилистая неглубокая
река. (Пауст.) 6) Путь в лесах это километры тишины, без­
ветрия. (Пауст.) 7) Боевая рубка это мозг корабля.
(Нов.-Пр.) 8) Моё занятие этнография, изучение жизни
русских людей. (Прж.) 9) Сердце не камень,

II. 1) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Г.)
2) Язык литературы важное орудие производства для пи­
сателя. (Н. О.) 3) «Онегин» есть самое задушевное произ­
ведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии...
Оценить такое произведение значит оценить самого поэта
во всём объёме его творческой деятельности. (Бел.)
4) Правдоподобие положений и правда диалога вот настоя­
щие законы трагедии. 5) Точность и краткость вот первые
достоинства прозы. (П.) 6) Критика наука открывать кра­
соты и недостатки в произведениях искусства и литерату­
ры. (П.) 7) Первая цель искусства воспроизведение дейст­
вительности. (Черн.)

§ 68. НЕКОТОРЫЕ СЛУЧАИ СОГЛАСОВАНИЯ В ЧИСЛЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

1. Если подлежащее выражено сочетанием существи­тельного в именительном падеже с существительным в тво­рительном падеже с предлогом с, то сказуемое ставится во множественном числе: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Ма­каром. (Шол.)


Примечание. Сказуемое при таких подлежащих относится од­новременно к обоим существительным. В предложении Отец с сыном шёл в город единственное число сказуемого показывает, что подлежащим является только слово отец, а сочетание с сы­ном является дополнением.

2. Если подлежащее выражено сочетанием числитель­ного с существительным, то сказуемое-глагол стоит или в единственном числе (в прошедшем времени - в среднем роде), или во множественном: 1) Шестеро гребцов сели в вёсла. (Акс); 2) Вокруг каждой чашки садилось десять человек. (М. Г.); 3) Два человека приблизились к нему. (П.); 4) На столе лежит семь книг. Сказуемое ставится в единственном числе, когда внимание обращается на об­щее количество считаемых предметов, на их совокупность, и во множественном числе, когда обращается внимание на каждый из считаемых предметов как на производителя действия.

3. Если подлежащее выражено сочетанием слов не­сколько, сколько, много, мало с существительным, то ска­зуемое ставится в единственном числе (в прошедшем време­ни - в среднем роде), но нередко, особенно при названиях лиц, употребляется и множественное число: 1) Несколько пуль провизжало над моей головой. (Л.); 2) На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то толковали. (П.)

4. Если подлежащим является собирательное имя суще­ствительное, обозначающее количество: множество, боль­шинство, большая часть, масса и т. д., то сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: 1) У князя в сак­ле собралось уже множество народа. (Л.); 2) Толпа дво­ровых не высыпала на крыльцо встречать господ. (Т.)

5. Если подлежащим является собирательное имя су­ществительное, не обозначающее количества: учительст­во, студенчество, молодёжь и т. п., то сказуемое всегда ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь.

6. Если подлежащим является несклоняемое сложносо­кращённое слово, то сказуемое согласуется с основным сло­вом, входящим в наименование, т. е. так, как оно согласо­валось бы при полном названии: МГУ праздновал свой


юбилей (Московский государственный университет). Если сложносокращённое слово склоняется, то согласование происходит по общим правилам: Вуз начал приёмные эк­замены. Неприятельский дот был разрушен (слова вуз и дот относятся к существительным 2-го склонения мужско­го рода).

393. Прочитайте, укажите, чем выражено подлежащее и как с
ним согласуется сказуемое. Спишите, подчеркнув подлежащее
одной чертой, сказуемое двумя.

1) Розанов с Райнером встретились горячо, по-при­ятельски. (Леек.) 2) Вошла Фенечка с Митей на руках. (Т.)

3) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. (Твард.)

4) За столом сидело восемь человек. (А. Н. Т.) 5) Несколь­ко рыбачьих баркасов заблудилось в море. (Купр.) 6) Не­сколько матросов под командой помощника капитана вы­шли как-то в море на этом катере. (Купр.) 7) На Красной площади уже было выстроено квадратами несколько пол­ков пехоты. (К. С.) 8) Вдруг под ногами вспыхнуло множе­ство огней и ослепило Лизу. (Фед.) 9) С баржи несли ране­ных. Некоторые стонали, но большинство молчало. (К. С.) 10) Большинство пассажиров дремали. (Пауст.) 11) Не­сколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по пло­щадке... (Л.) 12) Человечество идёт вперёд и всё произво­дит, творит. (Гонч.)

394. Спишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

1) В ауле множество собак встретил., нас громким ла­ем. (Л.) 2) Базаров с Аркадием уехал., на другой день. (Т.) 3) В беседке сидел.. Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. (Т.) 4) Несколько лодок валял.. сь на берегу. (Аре.)

5) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз
бывал., в трудных путешествиях. 6) Толпа напоминал..
тёмный вал океана. (М. Г.) 7) Большинство людей хотел..
что-нибудь делать. (М. Г.) 8) Целый ряд обстоятельств по­
мешал.. осуществлению проекта. (Т. С.) 9) Оттуда под­
нялась десятка два человек. (А. Н. Т.) 10) Народу сбе­
гал..сь бездна... (П.) 11) И много других подобных дум
проходил., в уме моём... (Л.) 12) За оградой стоял., не­
сколько саней... (П.) 13) Спортсмены из многих стран при­
был.. на Олимпиаду.


9 - В. Ф. Греков

395. Спишите, употребляя глаголы в форме прошедшего вре­
мени.

1) Перила неожиданно (сломаться). 2) Наступили силь­ные холода, и прорубь на реке (замёрзнуть). 3) Рельс (по­гнуться). 4) Повидло (засахариться). 5) Студень (испор­титься). 6) Чернил., (засохнуть).

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 69. ДОПОЛНЕНИЕ В ФОРМЕ

РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

ПРИ ГЛАГОЛАХ С ОТРИЦАНИЕМ

При глаголе (а также причастии или деепричастии) с от­рицанием дополнение стоит обычно в родительном падеже: Я помню море пред грозою. (П.) - Я не помню утра бо­лее голубого и свежего. (Л.)

Примечание. При обозначении конкретных, определённых предметов после отрицания может употребляться и винительный падеж; при обозначении отвлечённых понятий, как прави­ло, - родительный падеж: Он не купил себе журнал. Он не ку­пил себе журнала. Но: Он не имеет права. Он не учёл всех возможностей.

396. Спишите, вставляя вместо точек отрицание не и перестраи­
вая соответствующим образом предложения.

1) Он... осознал всю важность возложенного на него поручения и... выполнил задание к сроку. 2) Собрание... приняло определённое решение по последнему пункту по­вестки дня. 3) Я в воскресенье... смогу исполнить своё обещание и не пойду в музей. 4) Мастерская... принимает новые заказы на оборудование. 5) Молодой спортсмен... оправдал возлагавшиеся на него надежды. 6) ... разобрав условие, мальчик... решил задачу.

§ 70. УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СЛОВАХ, БЛИЗКИХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Некоторые слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а гла-


гол препятствовать - дательного. Плохая погода тор­мозила (что?) продвижение отряда вперёд, но: Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперёд. Необходимо поэтому уметь правильно ставить во­прос к управляемому слову, например:

а) наполнен (чем?) - полон (чего?) воды, впечатле­
ний
и т.д. (но: полон тобой); писать (о чём?) - опи­
сывать
(что?); платить (за что?) - оплачивать
(что?); вера (во что?) - уверенность (в чём?); быть
участником
(чего?) - участвовать (в чём?); думать
(о ч ё м?) - задумать (ч т о?); отчитываться (в ч ё м?) -
делать отчёт (о чём?); удивляться (чему?) - быть
удивлённым
(чем?); упрекать (в чём?) - попрекать
(чем?), порицать (гв. что?); опираться (на что?) - упи­
раться
(во что?);

397. Спишите, присоединяя к выделенным управляющим словам
вместо точек управляемые слова, данные в скобках с соответст­
вующими вопросами. Слова эти измените, где следует, как необ­
ходимо по смыслу.

1) Пловец был недоволен ... (чем? свой результат). Пловец был разочарован ... (в чём? свой результат), 2) Учительница была награждена ... (чем? орден). Она была удостоена... (чего? высокая правительственная на­града). 3) Старый рабочий поделился ... (чем? свои воспо­минания). Он рассказал ... (о чём? строительство цеха). 4) Опытный каменщик посвятил слушателей... (во что? все детали организации труда). Он говорил ... (о чём? пол­ное использование рабочего времени).

398. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках, и
соответствующие предлоги. Устно укажите, в каком падеже вы
употребили эти слова.


399. Спишите, ставя в нужном падеже слова, данные в скоб­
ках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие пред­
логи.

1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет... (положение пореформенного крестьян­ства). Некрасов с глубоким сочу(?)ствием описыва­ет... (тяжёлая судьба женщины-крестьянки). 2) Ари­на Петровна попр..кала сирот-племянниц... (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича упр. .кала она... (недостаточная почтительность). 3) В разговоре собе­седники к..снулись... (самые разнообразные вопросы). Они говорили... (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась... (судьба сына). Она беспокоилась... (состояние его здоровья). 5) Осуществление проекта уп..ралось... (отсутствие необходимых средств). Каждый научный вывод должен опираться... (строго проверенные факты).

400. Спишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках,
нужный вариант.

1) Учительница... (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара... (тормозила, препятствовала) нор­мальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно... (обращалась, относилась) с книгами. 4) Банка была... (полна, переполнена) воды. 5) Ва­ня... (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от по­ездки в Москву.


§ 71. ПАДЕЖ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ВКЛЮЧЁННЫХ

В СОЧЕТАНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО ДВА,

ТРИ ИЛИ ЧЕТЫРЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Определения, выраженные прилагательными, причас­тиями и местоимениями и включённые в сочетание, состоя­щее из числительного два, три или четыре и существи­тельного в родительном падеже, ставятся в следующей форме: если существительное женского рода, то опреде­ление обычно ставится в именительном падеже множест­венного числа; если существительное мужского или среднего рода, то определение обычно ставится в роди­тельном падеже множественного числа: 1) Три скользкие, мокрые ступени вели к её двери. (Л.) 2) Два бедных де­ревца стоят в отраду взора. (П.)

Примечание. Определение, стоящее перед числительным, употребляется в именительном падеже независимо от рода суще­ствительного: 1) Остальные три лошади, осёдланные, шли сза­ди. (Шол.) 2) За последние три года в селе произошли большие изменения.

401. Спишите. Объясните форму падежа определений, выражен­
ных прилагательными.

1) Три неприятельск.. лошади достались тут же в добы­чу победителю. (П.) 2) Две болып.. бел., лохмат., собаки с злобным лаем бросились на меня. (Т.) 3) Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительн.. мая­ка, сверкали на тёмно-синем своде. (Л.) 4) Стоят на той по­ляночке две стар., сосны. (Н.) 5) На стене висели два болып.., тускл.., маслян.. портрета. (Дост.) 6) Вблизи от нашей усадьбы было устроено два стекольн.. завода. (С.-Щ.) 7) Перв.. два месяца экспедиция работала в труд­ных метеорологических условиях. 8) Два огнен., столба прорезали темноту ночи. (Степ.)

402. В словосочетания включите определения. Составьте с ними
предложения.

Три предложения, две берёзы, четыре дома, три книги, два состязания, четыре лодки, три автомобиля, два компь­ютера.

Вопрос 12. Центральные и периферийные явления в семантике и грамматике простого и сложного предложений, переходные и синкретичные конструкции. Связь синтаксиса и пунктуации. Методы и приемы изучения пунктуации в вузе и школе.

На логическом уровне ядром семантики обусловленности можно считать СПП со значением причины, поскольку в основе понятия «каузальность» лежит понятие «причинность» и каузальная ситуация – всегда обобщенная логическая причинно-следственная ситуация, компонентами которой являются обусловливающее – причина и обусловливаемое – следствие. Именно причинная ситуация представляет каузальную ситуацию в наиболее чистом, неосложненном виде: событие-причина, заключающееся при прямом подчинении в придаточном предложении, порождает событие-следствие.

В ядрах полей причины, условия, цели, уступки, следствия находятся структуры, в которых названная семантика выражается наиболее полно, неосложненно. Это собственно-причинные СПП: В среду и пятницу у государыни вечером стол был после полуночи, потому что она строго соблюдала постные дни… ; собственно-условные СПП: Если ты мне поможешь в одном деле, так и я тебе удружу ; собственно-целевые СПП: Подошел автобус, чтобы отвезти группу в гостиницу ; собственно-уступительные и собственно-обобщенно-уступительные СПП: … В монастыре с самого раннего утра господствовало оживление, хотя день не был праздничный, в который можно было бы ожидать наплыва богомольцев, Как он [голод] ни стучал в наши двери, мама и бабушка не пустили его ; собственно-следственные СПП: Глинский сказал это довольно громко, так что Дюбуа слышал его ответ .

На периферии полей располагаются синкретичные структуры.

Периферия «СПП со значением причины» представлена конструкциями с синкретичными значениями причины и следствия: ибо были разряжены, невзирая на раннюю пору. (Ср.: Когда пришли они к Марфе Петровне, дамы, по-видимому, уже ожидали, так что были разряжены, невзирая на раннюю пору ); причины и изъяснения: Прыжкова вывели под караулом, и гости разъехались, благодаря Блистовского [почему?; за что?] за то, что он их избавил от такого человека .

На периферии «СПП со значением условия» находятся структуры с синкретичными значениями условия и причины: Для меня все погибло, если погибла любовь моя (Ср.: Для меня все погибло, потому что погибла любовь моя ); условия и уступки: Впрочем, я съел

все – так полагалось, даже если еда, которую дают, невкусная . (Ср.: Впрочем, я съел все – так полагалось, хотя еда, которую дают, невкусная ); условия и следствия: Если она хочет познакомиться со мной, значит, имеет на отца далеко идущие планы .(Ср.: Она имеет на отца далеко идущие планы, так что хочет познакомиться со мной ); условия и изъяснения: Если я влюбился, Софья Ефимовна, то это ни до кого не касается, кроме меня самого и той особы… ; условия и атрибутивности: Ему подумалось, что путь [при каком условии?; какой?], если он пойдет мимо связной будки с черно-белыми полосами, ближе .

Периферийными функционально-семантическими разновидностями целевых СПП являются конструкции с синкретичными значениями цели и причины: Проходя мимо церкви, Передонов снял шапку и трижды перекрестился, истово и широко [потому ], чтобы видели все, кто мог бы увидеть проходившего мимо церкви будущего инспектора ; цели и условия: Аглаида Васильевна выписала брата из его маленького имения с тем [условием ], чтобы он поселился у нее и вел ее дела (Н. Гарин-Михайловский); отвергнутой цели и сравнения: Купить, наконец, револьвер, чтобы покончить с собою, вместо того чтобы [чем ] вести такую гнусную жизнь (Н. Гарин-Михайловский); цели и атрибутивности: Он выбирал удобную минуту [с какой целью?; какую?], чтобы начать деловой разговор (И.

Бунин).

На периферии «СПП со значением уступки» функционируют структуры со следующими синкретичными значениями: с уступительно-следственным: А ты еще неопытный, сопливый мальчик, хотя хорошо кое-что делаешь (Ю. Бондарев) (Ср.: Ты еще неопытный, сопливый мальчик, так что плохо кое-что делаешь ); с обобщенно-уступительно-пространственным: Везде, где ни проезжал Аммалат, встречал он вооруженные толпы акушлинцев и аварлы, приезжих чеченцев и тайных хищников из татарских деревень, подвластных России (А. Бестужев-Марлинский); с обобщенно-уступительно-временным: И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня (А. Фадеев); с обобщенно-уступительно-изъяснительным: Кухня в сотниковом доме была что-то похожее на клуб, куда стекалось всё, что ни обитало во дворе, считая в это число и собак… (Н. Гоголь); с обобщенно-уступительно-определительным: Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней [Дуне] утихает и милостиво со мной разговаривает (А. Пушкин).

На периферии «СПП со значением следствия» располагаются конструкции с синкретичными значениями следствия и степени: По ту сторону реки было так светло, что беленький обмысочек островка, отемненный водою, виднелся половинкой луны (В.

Астафьев), Она так разволновалась и задумалась, что сразу не расслышала звонка из кабинета редактора… (П. Проскурин); следствия и меры: Собралось такое множество почетных богомольцев, что простые крестьяне не могли поместиться в церкви… (А. Пушкин); следствия и образа действия: Эти слова он произнес так, что голос его как будто ущемил меня за сердце; из глаз его капнула слеза в стакан (А. Вельтман).

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и синтаксических единиц в предложения. Синтаксические единицы – это такие конструкции, компоненты которых объединяются между собой синтаксическими связями и отношениями.

К ним относятся словоформы и словосочетания. Синтаксис текста касается также ещё и области лингвистики, изучающей синтаксическую организацию всего текста, то есть связь между синтаксическими единицами, а также целое речевое произведение. Поднимая вопрос, что такое синтаксис, следует отметить ещё и тот факт, что он, опираясь на смысловые закономерности, напрямую зависит от интонационно–ритмической организации текста. Синтаксис неразрывно связан с пунктуацией. Поэтому, рассматривая синтаксис текста, нельзя забывать о знаках препинания. Пунктуация -это собрание правил о постановке знаков препинания на письме. Знаки, как известно, позволяют людям разделять текст точками на предложения, а также разделять знаками препинания части предложения, однородные члены предложения, выделять обращения, вводные слова и причастные либо деепричастные обороты. А как трудно понять текст, в котором не расставлены знаки при прямой речи! Пунктуация помогает пишущим точно выразить свою мысль и чувства, а читающим - понять их. Синтаксическое направление в русской пунктуации, которое получило широкую популярность в практике ее преподавания, сводится к тому, что знаки призваны, прежде всего, делать синтаксический строй наглядным. Зачастую пунктуационная система базируется на синтаксической почве, но это вовсе не значит, что пунктуационная система копирует структуры предложений, подчиняясь им. Указывая на членение речи знаками препинания, пунктуация в первую очередь опирается на синтаксис и является средством выявления разных смысловых оттенков, которые присущи разным частям письменного текста. Словом, назначение знаков препинания - помогать выявлению синтаксического строения речи.