Программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста). Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка Как обучить детей финансовой грамотности

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.

Пока вы много трудитесь, пытаясь преуспеть в этой жизни, ваши дети пребывают в радостной поре беззаботного детства. Но не кажется ли вам, что основы финансовой грамотности необходимо закладывать с самого раннего возраста? Если вы сейчас не расскажете им о главных секретах, касающихся денег, во взрослой жизни ваши дети могут столкнуться с серьезными проблемами.

На собственном примере

Прежде всего, вы сами должны стать примером для подражания. Очень хорошо, если традиции управления финансами передаются в семьях из поколения в поколение. Так на каждом этапе развития ребенок может наглядно отследить отношение матери и отца к деньгам. Эти выводы останутся в его памяти на долгие годы и в дальнейшем смогут стать руководством к действию.

Не бойтесь давать детям карманные деньги. Таким образом малыши быстро усвоят методы принятия независимых финансовых решений. Следующие приемы помогут вам обучить своих отпрысков финансовой грамотности.

Потребности против желаний

Для начала установите лимит трат. Этому приему необходимо следовать в семьях с любым достатком, даже в тех, где финансовые возможности неограниченны. Деньги для детей дошкольного возраста являются чем-то абстрактным, но именно в этом возрасте вы должны объяснить, зачем они нужны.

Когда вы отправляетесь в магазин всей семьей, говорите о продуктах, которые нужно купить. Заранее подготовьте список и расскажите о том, что ваш бюджет ограничен. Вы можете доверить ребенку ответственное дело: класть продукты из списка в корзину. Пусть малыш твердо уяснит, что если товара нет в этом списке, он должен остаться на полке супермаркета.

Как уложиться в бюджет?

Когда ребенок войдет в пору младшего школьного возраста, он будет иметь представление о том, что можно купить на 100 рублей, а что можно купить на одну тысячу. В том случае, если ребенок просит у вас новый рюкзак, ограничение бюджета может помочь вам. Сообщите своему чаду, что вы готовы выделить на его потребности одну тысячу рублей. Поэтому, если, гуляя по магазину, он увидел рюкзак за четыре тысячи рублей, он должен понять, что этот вариант ему не подходит.

Ребенок должен понимать, что определенного количества денег должно хватить на продукты для всей семьи и на другие текущие расходы. И только в том случае, если остаются «лишние» деньги, он имеет право распорядиться ими по своему усмотрению.

Почему мы не можем купить все, что хотим?

Когда ребенок переходит в возрастную категорию старших школьников, он может задаваться вопросом: почему невозможно купить, все, что пожелаешь? Настала пора познакомить подростка с ежемесячным семейным бюджетом, а также путями, при помощи которых вы зарабатываете деньги. Сын или дочь будут благодарны вам за честность и поймут, почему людям приходится себе в чем-то отказывать.

Деньги не растут на деревьях

Дети должны осознавать, что деньги - это не бесконечный ресурс, который растет на деревьях. Любые материальные блага можно заработать только трудом. Если ваши сын или дочь маленькие, вы можете предложить им сыграть в игру, которая научит их усердию и трудолюбию. Предложите небольшое вознаграждение за проделанную работу по дому. Ребенок по желанию может увеличить сумму заработанных денег, если согласится на более сложные и трудоемкие поручения.
В более осознанном возрасте вы можете разрешить крохе управлять собственным «бизнесом». В младшем школьном возрасте у детей имеется множество нестандартных идей, которые могли бы принести «прибыль» (даже если речь идет о соседских пирожках). Ну а когда ребенок достигнет подросткового возраста и неожиданно потребует у вас новый смартфон, отправьте его в трудовой отряд или найдите другие летние вакансии для школьников. Таким образом, подросток сможет получить некоторую степень финансовой ответственности.

Принципы семейного бюджета

В отношении детей к финансам могут быть применимы те же принципы ведения бюджета, что и у взрослых, только в более упрощенной форме. Разложите карманные деньги малыша по трем конвертам: на личные траты, на сбережения и на текущие расходы.

Помогите детям правильно разделить имеющиеся финансы. Совсем не обязательно класть в каждый конверт одинаковое количество денег, однако идеальным считается такое соотношение: 40 процентов - траты, 40 процентов - сбережения и 20 процентов - текущие (непредвиденные) расходы. Эту модель можно использовать и дальше, развивая в детях представление о ведении семейного бюджета.

Накопительный и расчетный счет

В подростковом возрасте дети, знакомые с финансовой грамотностью, вполне могут воспользоваться услугами расчетного и накопительного счета в банке. Вы можете вместе решать, как тратить заработанные каждым членом семьи деньги и какое количество откладывать на черный день. Не забывайте о том, что каждый месяц семью могут ожидать непредвиденные расходы. Познакомьте ребенка с системой оплаты коммунальных платежей, телефона, Интернета. Решите, сколько денег ежемесячно вы будете тратить на развлечения. Научите подростка пользоваться онлайн-банкингом и кредитными картами.

В заключение

Наша жизнь сильно изменилась за последние несколько лет. Если ваши родители боялись обсуждать с вами финансовые вопросы, не совершайте эту ошибку в воспитании собственных детей. Готовьте своих детей к взрослой жизни как можно раньше. Научите их бережливости, экономии, планированию. Придет время, и они скажут вам спасибо.

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?


В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений .

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации - разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:


Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения - излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

    Умение правильно обращаться с деньгами — один из навыков, без которых невозможно добиться успеха во взрослой жизни. И даже если вы не планируете вырастить нового Стива Джобса или Дональда Трампа, основы финансовой грамотности помогут ребенку избежать многих проблем.

    Не секрет, что, вырастая, вчерашние дети зачастую набирают кучу кредитов и быстро оказываются банкротами. Затем либо воруют, либо впадают в депрессию. И, на мой взгляд, это вина родителей, которые не научили свое чадо с детства разумно и рационально относиться к финансам.

    1. Выделяйте ребенку карманные деньги


    Пусть вас не пугает это «взрослое» задание. Простейший «бухгалтерский баланс» под силу вести даже ребенку!

    В качестве примера приведу таблицу приходов и расходов, которую ведет 8-летняя дочь моего клиента. Деньги девочка получает раз в неделю.

    Такое элементарное задание, как ведение таблицы:

    • отвечать за свои финансовые решения;
    • разрушает иллюзию, что деньги берутся из ниоткуда;
    • учит разумно и ответственно обращаться с финансами;
    • объясняет, что клянчить деньги не получится.

    Ребенок привыкает к тому, что у него есть свои деньги, которые нужно расходовать с умом.

    3. Позвольте подростку заработать самостоятельно

    Для подростка идеальный способ научиться ценить деньги и правильно ими распоряжаться — пойти и самому заработать. По закону дети могут работать с 16 лет (в некоторых случаях — с 14 лет). Это не значит, что они не в состоянии выполнять элементарную работу в более раннем возрасте.

    Вы можете стать для ребенка первым работодателем. На официальной основе установите оплату за некоторые виды работ по дому, дайте ему простые поручения или привлеките к собственной работе.

    Детям помладше вполне под силу:

    • помочь с домашними обязанностями;
    • сходить за продуктами в магазин;
    • выгулять соседскую собаку;
    • оказать любые другие мелкие услуги знакомым.

    Ребенок прикладывает усилия, за что получает вознаграждение в виде денег. Благодаря этому он обретает уверенность в себе и своих силах, чувствует себя способным. Согласитесь, заработать деньги самостоятельно куда интереснее, чем выпрашивать их у родителей или бабушек!

    4. Дайте право на ошибку

    Самый лучший способ научить подростка разумно относиться к покупкам — позволить ему совершать ошибки. Не ругайте и не критикуйте его, иначе добьетесь обратного эффекта. Помните, что в данном случае опыт намного важнее денег.

    Формируйте у ребенка правильные стереотипы и не прививайте ненужных страхов. Например, подросток купил дешевые наушники, которые сломались через 2 дня. Он и сам чувствует себя подавленным, что зря потратил деньги. Еще больше его беспокоит, что родители ругают его за бесполезную покупку.

    Каково ему в этот момент? Подросток и так расстроен, его уверенность в себе близится к нулю. Так что не ругайте его, лучше посочувствуйте. Ведите себя как его друг, а не как ростовщик, ссудивший деньги под проценты. В следующий раз он и сам подумает, прежде чем тратить деньги на подделку.

    Пусть ребенок в 10 лет неудачно потратит тысячу рублей и получит ценный опыт. Зато потом, в 30 лет он не пустит по ветру миллион рублей, а сто раз взвесит все «за» и «против». Не забывайте: в 10 лет последствий потери денег нет. В 30 лет, если у него будет семья, миллион ударит по бюджету и эмоциональному состоянию не только вашего подросшего чада, но и всех его домочадцев.

    Мои дети составляют свой еженедельный бюджет. Учитывают приход на начало недели, сколько получено и от кого (от мамы, папы, бабушки, могут быть еще какие-то доходы), итого получено столько-то. Заполняют колонку расходов и подводят итог: сколько потрачено, а сколько осталось.

    Понятно, что при таком навыке позже можно и бухгалтером идти работать: составлять баланс они умеют с детства. Но главное — у ребенка вырабатывается умение планировать свои расходы.

    5. Дайте детям представление о круговороте денег в мире взрослых

    Дайте ребенку почувствовать, как работают деньги. Чтобы заработать деньги, вы взаимодействуете с клиентами, коллегами, партнерами. Пусть и подросток тренируется общаться с людьми. Пусть сам контактирует с обслуживающим персоналом (конечно, где это уместно):

    • пусть сам оплачивает покупки на кассе, проверяет сдачу и чек;
    • пусть сам сделает заказ у официанта в кафе, сам оплачивает счет и решает, оставлять ли чаевые за обслуживание.

    Навыки общения в любом случае пригодятся в будущем. Так почему бы не осваивать их прямо сейчас? Вы можете привлечь подростка к своей работе в офисе или договориться о бесплатной стажировке. Он будет под присмотром, научится полезным вещам, поймет, как именно деньги попадают в кошелек родителей и иначе посмотрит на многие из своих покупок и желаний.

    Не забывайте: научить ребенка обращаться с деньгами, зарабатывать деньги и планировать свой бюджет — задача родителей. Во многом от вашего воспитания зависит, совершит ли ваше чадо финансовые ошибки в будущем.

    Из книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих».