Что значит словосочетание петровская эпоха. Просвещение эпохи Петра Великого: наука, литература, театр и музыка

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

Новыми явления в культуре Петровского времени стали:

  • 1. "Сумасброднейший, всешутейший, всепьянейший Собор" - создан Петром I в 1691 году. Все участники носили шутовские наряды. "Собор" собирался от случая к случаю и непременно по праздникам, устраивая пиры.
  • 2. Сооружение триумфальных арок и торжественные процессии. 30 сентября 1696 года в Москве сооружены триумфальные ворота по образцу древнеклассических. С 1702 г. триумфы праздновались ежегодно.
  • 3. Бритье бород (1698-1699). Население страны, исключая духовенства и крестьянства обязано было брить усы и бороды. Православные рассматривали насильственное брадобритие как притеснение и покушение на старые устои жизни.
  • 4. Юлианский календарь и празднование Нового года с 1 января - принято в 1700 году, ранее Новый год праздновался с 1 сентября.
  • 5. Введение европейской одежды в 1700 году. Указ обязывал думских дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить в Москве и в городах платье немецкое и венгерское, за исключением духовных лиц, извозчиков, пахотных крестьян.
  • 6. Постройка в Москве общедоступного театра в 1702 году. Представления в театре давала два раза в неделю немецкая труппа И. Кунста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. С 1705 г. представления шли на русском языке.
  • 7. Первая газета "Ведомости" в 1702 году. Первая периодическая газета с тиражом от 100 до 2500 тысяч экземпляров.
  • 8. Введение арабских цифр в 1703 году. Впервые арабские цифры были употреблены в учебнике математики Леонтия Магницкого "Арифметика, сиречь наука числительная…"
  • 9. Первая частная типография в Москве в 1705 году. Типография создана жителем посада В. О. Киприановым.
  • 10. Частные библиотеки.
  • 11. Переход на гражданский шрифт в 1708 году. Изменен алфавитный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи буквы (, введены новые буквы е, я, э, упрощено правописание, исчезли знаки ударений.
  • 12. Создание "Модель-камеры". Впоследствии она составит основу Военно-морского музея.
  • 13. Первая публичная библиотека в 1714 году. В состав библиотеки вошли книжные собрания русских царей, издания, подаренные герцогами Голштинским и Курляндским, книги отдельных бояр.
  • 14. Первый ботанический сад в 1714 году.
  • 15. Ассамблеи в 1718 году. Ассамблеи - светская форма развлечений при Петре I, когда собирались представители разных сословий. Ассамблеи положили начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.
  • 16. В 1719 году открыта Кунсткамера. Коллекции состояли из минералов, скелетов животных, анатомических аномалий, оружия, произведений искусств. Начало музейного дела.
  • 17. Публичные праздники. Многие события отмечались публичными гуляниями (фейерверками, праздничными и карнавальными шествиями, маскарадами). Ежегодно отмечались дни побед при Полтаве и Гангуте.
  • 18. Открытие Академии наук в 1725 году. Указ об открытии был подписан Петром I в 1724 году, но она была открыта после смерти императора.

Реформы Петра I в разных сферах вызывали потребность в квалифицированных военных, технических, чиновничьих специалистах, для подготовки которых необходимо было создать систему образования.

Путешествие по Западной Европе убедило Петра I в том, что развитие промышленности и торговли зависело от уровня образования.

Одной из основных задач государственной политики в области просвещения стало создание светской системы образования. В основу системы положен принцип обязательного обучения дворянства, причем учеба приравнивалась к государственной службе.

Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки, богословские предметы вытеснялись из школы.

Церковные школы приобретали четко выраженный профессионально-сословный характер и готовили священников, способных выполнять функции, возложенные на церковь государством.

Была создана система государственного образования и разработаны основы светского обучения и воспитания. Возникло около 150 школ различного типа. Образованием охвачено 0,5 % населения. "В первые полвека реформы русское дворянство очень медленно входило во вкус европейской культуры".

Развитие научных знаний велось большими темпами:

1) Техника, механика

Подъем техники был тесно связан с развитием промышленности, строительством кораблей, созданием армии. По техническому оборудованию русские мануфактуры не отличались от западноевропейских.

Известный изобретатель А. К. Нартов в 1712 г. создал токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартов изобрел машину для сверления дул у пушек, разработал технологию и механизацию производства монет.

2) Геология

Положено начало изучению производительных сил страны. В 1700 году создана государственная горно-разведочная служба. Было открыто месторождение медных руд на Урале, каменного угля на Дону, угольные запасы Кузбасса.

3) Астрономия

В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса "Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях", посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника. С 1725 г. в Петербурге начались систематические метеорологические наблюдения.

4) Медицина

В Москве и Петербурге созданы госпитали и медицинские школы, открыты аптеки. С 1718 г. в Петербурге начато изготовление медицинских инструментов.

5) География

Большие успехи достигнуты в картографии. Ф. Соймонов и К. Верден описали и нанесли на карту Каспийское море. Впервые на карте появилось Аральское море. Созданы карты Балтийского, Азовского морей, Придонья, Поволжья, Сибири, Камчатки, Курильских островов.

Общественно-политическая и экономическая мысль Петровского времени непременно влияла на все остальные сферы жизни общества. В общественное сознание внедрялась идея верховенства государства. Горячая вера в силу разума, рационализм. Народное благосостояние связывалось с распространением просвещения и научных знаний. Жесткая регламентация общественной и частной жизни. За невыполнение законов и указов строжайшие наказания.

Неотъемлемой частью российского общества стал процесс европеизации. Литература сохранила связи с устным народным творчеством, с древнерусской литературой, развивала патриотические и гражданские мотивы, свойственные ей. Но наряду с этим в Россию проникали идеи западноевропейской литературы, и существовавшие литературные формы и жанры постепенно вытеснялись новыми.

В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.

В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка. Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной - авторская.

Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.

Развитие архитектуры при Петре I характеризовалось большим скачком. Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу - комиссия по строению в Санкт-Петербурге. В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля - петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко:

  • · Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.
  • · Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
  • · Вертикальные "лопатки" - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.
  • · Углы зданий либо первые этажи оформлялись "рустом" - имитацией крупных выступающих камней.
  • · Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.
  • · Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
  • · Внутренне убранство решалось по принципу анфилады - ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Архитекторы

Основные сооружения и проекты

Доменико Андреа Трезини

По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови

Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель

Конюшенный двор.

Готфрид Шедель

Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный

Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

Изобразительное искусство первой четверти XVIII века охарактеризовалось следующими чертами:

  • · Живопись по характеру стала преимущественно светской.
  • · Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.
  • · Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.
  • · Бурное развитие гравюрного искусства.

Художники

Основные произведения

Иван Никитич Никитин

"Портрет Петра I", "Петр I на смертном ложе", "Портрет Натальи Алексеевны", "Напольный гетман", "портрет канцлера Г. И. Головкина"

Андрей Матвеевич Матвеев

"Автопортрет с женой", портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора.

Алексей Федорович Зубов

"Васильевский остров", "Панорама Петербурга", "Вид Петербурга"

Скульпторы

Основные произведения

Карло Бартоломео Растрелли

Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа "Анна Иоанновна с арапчонком", "Нептун". Участвовал в отделке интерьеров дворца "Монплезир" и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.

Театр и музыка при Петре I продолжили своё развитие.

  • 1701 г. - школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.
  • 1702 г. - первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.
  • 1702-1707 г. - постройка в Москве на Красной площади публичного театра.
  • 1705 г. - студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича "Владимир", первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.
  • 1721 г. - создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.

Итоги преобразований Петра I: в культурной сфере произошел подъем просвещения, науки и культуры.

Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами.

Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.

Петр I – (1672 – 1725 гг.) Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной; Царь – с 1682 года (при регентстве Софьи Алексеевны); С 1689 года – правит самостоятельно; С 1696 года – правит единовластно (после смерти брата – Ивана V); С 1721 года – первый русский император. «Медный всадник» . Скльптор Э. Фальконе, 1782 год

Азовские походы 1695 и 1696 годы – военные походы на турецкую крепость Азов в рамках русско-турецкой войны 1686 – 1700 гг. Цель – овладеть выходом в Азовское море; Крепость была взята в 1696 году благодаря действиям русского флота.

Великое посольство Состоялось в 1697 – 1698 гг. Возглавлялось Ф. Я. Лефортом, П. Б. Возницыным и Ф. А. Головиным. Формально его цель: поиск союзников против Турции; фактически, искались союзники против Швеции. Также посольство занималось наймом на русскую службу иностранцев. Петр Михайлов (Петр I) в Саардаме

Стрелецкий бунт 1698 г. Начался в 1698 г. около Великих Лук из-за долгой задержки в выплате жалования стрельцам; В организации бунта была признана виновной Софья Алексеевна; Привел к фактическому уничтожению стрелецкого войска. В. Суриков. Утро стрелецкой казни

Начало Северной войны 1700 – 1721 гг. – Северная война; Россия с Речью Посполитой, Данией и Саксонией против Швеции; Цель России в войне – получить выход к Балтийскому морю; 1700 год – поражение России под Нарвой: появление первых гвардейских полков – Преображенского и Семеновского.

Основание Санкт — Петербурга Первые победы: взятие крепостей Нотебург (1702) и Ниеншанц (1703); 16 мая 1703 года – основание Петропавловской крепости Петербурга; 1704 год – победа под Нарвой.

Первые реформы Цель реформ – создание необходимых условий для победы в Северной войне; Расцвет системы прибыльщиков; 1701 год – основание Навигацкой школы; 1705 год – введение рекрутской повинности; 1708 год – губернская реформа: разделение страны на 8 губерний и провинции.

Полтав а 1708 год – победа над корпусом Левенгаупта в битве у д. Лесная; 1709 год, 27 июня – Полтавская битва. «Полтавская баталия» . Мозаика М. В. Ломоносова

Народные бунты Причина: реакция на жесткий налоговый гнет и нежелание участвовать в Северной войне; 1705 – 1706 гг. – Астраханское восстание; 1707 – 1708 гг. – Восстание Кондратия Булавина на Дону. К. Булавин

Прутский поход Причина: объявление Турцией воны России в 1710 года из-за желания возвратить Азов и действий Карла XII. 1711 год – Прутский поход Петра I против Турции; 1711 год – создание Сената в качестве временного органа управления Россией; Итог – сдача Азова обратно Турции, подписание мира в 1713 году.

Экономик а Развитие экономики диктовалось, прежде всего, необходимостью победы в Северной войне; За первую четверть XVIII века было создано 200 мануфактур; Появление « посессионных » крестьян по указу 1721 года; 1722 год – попытка внедрения цеховой организации в городах; Таможенный тариф 1724 года: политика протекционизма. Н. Демидов

Окончание Северной войны 1714 год – победа у мыса Гангут; 1720 год – победа у о. Гренгам; 1721 год – подписание Ништадтского мирного договора: к России присоединялась Эстляндия, Лифляндия и Ингерманландия

Семейные дела 1718 год – «дело» царевича Алексея; 1722 год – указ о престолонаследии. Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Последние реформы Принятие указа о единонаследии (1714 г.): уравнение в правах вотчины и поместья + подтверждение обязательной службы для дворян (кроме старшего наследника); Появление коллегий вместо приказов (1718 г.); 1718 – 1724 гг. – проведение подушной переписи, оформление «подушной подати» ; Учреждение должности «генерал-прокурор» в 1722 г. (око государево). Первый прокурор – Павел Ягужинский. 1722 год – «Табель о рангах»: закрепление принципа службы в зависимости от личных способностей; Введение паспортной системы для крестьян (1724 г.)

Каспийский поход 1722 – 1723 гг. – Каспийский поход против Персии; Итог: присоединение к России Западного и Южного побережья Каспийского моря.

Петр и культурные реформы 1700 год – переход на новое летоисчисление (от Р. Х.); Введение запрета на выборы нового патриарха (1700 г.) появление сначала местоблютителя патриаршего престола (Стефан Яворский), а затем – Синода (1721 год). 1702 год – появление первой печатной газеты – «Ведомости» ; Создание «Кунсткамеры» — первого русского музея (1714 год); Учреждение Академии наук (1724 г.) Появление ассамблей – особых дворянских балов; Петровская ассамблея

Сенат Шелонь Ништадтский мир Прутский поход Крымские походы. Азовские походы. Великое посольство Архитектура Живопись Литература Просвещение 1698 Хованщина. Царица Софья Соборное Уложение Присоединение Украины Вечный мир Андрусовское перемирие Смоленская война Рекрутчина Никон. Деулинское перемирие Василий III Патриаршество Аввакум. Соловецкое сидение Голицын Болотников Разин Минин Ляпунов. Гермоген местничество

Тест 1. Отмена местничества – 2. Отмена кормлений – 3. Рядович – 4. Северная война – 5. Ливонская война – 6. Закуп – 7. Правление Владимира Мономаха – 8. Основание Москвы – 9. Никон – 10. Крымские походы –

Термин «дворцовые перевороты» (1725 -1762 гг.) ввел историк В. О. Ключевский «Деспотизм, ограниченный цареубийством» Общие черты: 1) Особая роль гвардии как новой военно-политической силы; 2) Женское правление проблема фаворитизма; 3) Умаление роли Сената появление неправовых органов управления страной; 4) Засилье иностранцев в органах управления;

Екатерина I (1725 — 1727) 1726 год – учреждение Верховного Тайного Совета; Основную роль в управлении страной играл Александр Данилович Меншиков. Екатерина I А. Д. Меншиков

Петр II – (1727 — 1730) Всю жизнь провел в Москве; 1727 год – первый дворцовый переворот: ссылка А. Д. Меншикова в Березов; Основную роль играли – князья Долгорукие и А. И. Остерман В. Суриков. Меншиков в Березове. Петр II

Анна Иоанновна – (1730 — 1740) 1730 год – попытка «верховников» ограничить власть императрицы через « кондиции » ; Отмена указа о единонаследии (1731 г.); 1731 год – создание Кабинета министров; 1736 год – ограничение срока обязательной службы дворян 25 годами; Э. И. Бирон Анна Иоанновна

Алексей Михайлович Иван V Петр I Елизавета Петровна. Анна Петр IIIАлексей Петр IIЕкатерина Анна Иоанновна Анна Леопольдовна Иван VI Антонович

Внешняя политика при Анне Иоанновне 1733 – 1735 гг. – война за «польское наследство» ; 1735 – 1739 гг. – русско-турецкая война: 1739 год – Белградский мир: статус-кво;

Иоанн VI Антонович – (1740 — 1741) 1740 год – смерть Анны Иоанновны: наследник – Иоанн VI при регентстве Бирона; 1740 г. , ноябрь – дворцовый переворот против Бирона, новая регентша – Анна Леопольдовна; 1741 г. – дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны. Анна Леопольдовна и Иоанн VI

Елизавета Петровна – (1741 – 1761) 1741 год – дворцовый переворот против Иоанна Антоновича; Никогда не применяла смертную казнь; Создание первого университета (1755 г.) Михаилом Ломоносовым и Иваном Шуваловым; Отмена внутренних таможенных пошлин – 1754 г. ; Введение винной монополии – 1754 г. Зимний дворец. Архитектор – Б. Ф. Растрелли

Семилетняя война Россия + Австрия + Франция против Пруссии + Англии; 1757 – 1762 гг. – участие России в войне; 1759 год – победа русских войск при Кунерсдорфе; 1760 год – взятие русскими казаками генерала Чернышева Берлина; 1762 год – заключение Россией сепаратного мира с Пруссией.

Петр III – (1761 — 1762) Немедленно прекратил участие России в Семилетней войне против Пруссии и подписал выгодный для Пруссии мир; 1762 год – издание Манифеста о вольности дворянской; Июнь 1762 года – свергнут с престола своей женой Екатериной Алексеевной Петр III

1) Отмена указа о единонаследии – 2) Верховный Тайный Совет – 3) Кондиции – 4) Бироновщина – 5) А. И. Остерман – 6) Война за «польское наследство» — 7) Белградский мир – 8) Петр II – 9) Анна Леопольдовна – 10) Бирон – 11) Нестяжатели – 12) Избранная Рада – 13) Битва на р. Сити – 14) Крещение Руси – 15) Столбовский мир – 16) Табель о рангах – 17) Северная война – 18) Азовские походы – 19) Коллегии – 20) Сенат –

Тема 15. «Просвещенный абсолютизм» . Империя в зените могущества. Россия в 1762 – 1796 гг.

Свобода издательского дела Екатерина II способствовала свободному изданию периодических журналов; сама она была редактором журнала «Всякая всячина» ; Широкую известность получили журналы Николая Новикова – «Трутень» и «Живописец» , в которых автор критиковал крепостнические реалии.

Уложенная комиссия Даты созыва: 1767 – 1768 гг. ; Цель – разработка нового свода законов Империи; К созыву комиссии Екатерина II написала « Наказ » , в котором предлагала ее членам подумать над возможной отменой крепостного права Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг.

Секуляризац ия 1764 год – проведение окончательной секуляризации церковных земель; Секуляризация – изъятие излишек церковной земельной собственности; Цель: создание полной экономической зависимости Церкви от государства. Арсений Мацеевич – противник секуляризации

Вольное экономическое общество 1765 год – создание общества; Его главная задача – распространение среди помещиков передовых экономических знаний и технологий.

Фаворитиз м Всего в годы правления Екатерины II было около 11 фаворитов; Наиболее значимые из них – Григорий Орлов и Григорий Потемкин; Григорий Потемкин Григорий Орлов

Реформы в образовании 1764 год – учреждение Смольного института благородных девиц; 1782 – 1786 гг. – школьная реформа И. Бецкого: создание сети губернских и уездных училищ. Иван Бецкой

Сужение прав помещичьих крестьян 1765 год – разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу; 1767 год – запрещение крепостным крестьянам жаловаться на своих помещиков; 1768 год – приговор в отношении помещицы Дарьи Салтыковой (Салтычихи). Дарья Салтыкова

Пугачевщина: 1773 – 1775 гг. 1773 – 1775 гг. – самая мощная крестьянская война (третья) в истории России под предводительством Емельяна Пугачева; Причины: недовольство рядом сословий сложившимся положением вещей. Предпосылка: 1771 год – Чумной бунт в Москве; Участники: крепостные крестьяне, посессионные крестьяне, башкиры, казаки. Районы, охваченные восстанием: Урал, Среднее и Нижнее Поволжье Емельян Пугачев

Реформы 1775 года Губернская реформа: раздел страны на 50 губерний, которые делились на уезды; Цель реформы: усилить управленческий контроль за ситуацией на местах; Манифест о свободе предпринимательства: разрешение заниматься предпринимательской деятельностью всем сословиям; Цель: облегчить положение недворянских сословий.

Жалованные грамоты 1785 года 1783 год – распространение крепостного права на Украину; «Жалованная грамота дворянству»: — закрепление всех прав и привилегий дворян, в том числе – подтверждение их права не служить; — запрет на применение телесных наказаний в отношении дворян; — создание институтов дворянского самоуправления: губернских и уездных собраний, возглавлявшихся предводителями дворянства; «Жалованная грамота городам»: — Разрешение городскому населению участвовать в решении городских проблем через городскую думу; — Разделение всего купечества на три гильдии в зависимости от уровня богатства.

Политическая реакция 1790 год – издание А. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву» , за что автор был арестован; 1792 год – арест Николая Новикова за его осуждение крепостного права. А. Н. Радищев Н. И. Новиков

Разделы Речи Посполитой 1772 год – Первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией: к России переходит Восточная Белоруссия; 1793 год – Второй раздел между Россией и Пруссией: Россия получает Центральную Белоруссию и Правобе- режную Украину; 1794 год – восстание в Польше под руководством Т. Костюшко; 1795 год – Третий раздел между Россией, Австрией и Пруссией: к Рос- сии отходят Западная Белоруссия и Литва.

Первая русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. 1770 год – битвы у Ларги и при Кагуле (П. Румянцев); 1770 год – морская Чесменская битва (Г. Спиридов, А. Орлов); 1774 год – битва у д. Козлуджи (А. В. Суворов); П. А. Румянцев-Задунайский. Алексей Орлов

Окончание войны 1774 год – Кючук Кайнаджирский мир: к России переходили Азов и территория между Днепром и Бугом, а Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.

Вторая русско-турецкая война 1787 – 1791 гг. ; 1788 год – взятие крепости Очаков; 1789 год – победа А. В. Суворова при Рымнике и Фокшанах; 1790 год – штурм А. В. Суворовым крепости Измаил; 1791 год – морская битва у м. Килиакрия (адмирал Федор Ушаков) А. В. Суворов «Штурм Измаила»

Окончание войны 1791 год – Ясский мир: Турция подтверждает принадлежность Крыма России, а также к России отходит территория между Бугом и Днестром.

Внешняя политика: разное 1780 год – Декларация «вооруженного нейтралитета»: помощь Соединенным Штатам в их войне за независимость с Англией 1783 год – Георгиевский трактат: переход Восточной Грузии (Картли — Кахети) под протекторат России; 1788 – 1790 гг. – русско-шведская война: победа России (Верельский мир 1790 г.)

Итоги правления: Достижение значимых побед в войнах с Турцией: присоединение Крыма и Новороссии; Восстановление целостности земель бывшего Древнерусского государства (кроме Волыни) в результате разделов Польши; Успешные реформы в области просвещения и образования; Провал попытки отмены крепостного права; Закрепление сословных прав и привилегий дворянства.

Уложенная комиссия. Наказ Чумной бунт Жалованная грамота дворянству Манифест о свободе предпринимательства Жалованная грамота городам Просвещенный абсолютизм. Пугачевщина. Губернская реформа Николай Новиков Александр Радищев Салтычиха Иван Бецкой Вольное экономическое общество Григорий Потемкин Секуляризация. Всякая всячина Манифест о вольности дворянской Отмена внутренних таможенных пошлин. Иван Шувалов Верховный Тайный Совет Отмена указа о единонаследии. Дворянский банк М. В. Ломоносов Растрелли бироновщинакондиции А. И. Остерман

Внутренняя политика 1796 год – утверждение нового воинского Устава, заменявшем традиционные русские порядки в армии прусскими; 1797 год – Манифест о трехдневной барщине: попытка ограничения крестьянской барщины на помещика тремя днями в неделю; 1797 год – указ о престолонаследии: запрет на передачу престола по женской линии. 1798 год – предписание губернаторам присутствовать на выборах предводителей дворянства; 1799 год – отмена губернских собраний дворян.

Рыцарь на троне 1797 – 1801 гг. – строительство Павлом I Михайловского замка в Петербурге. Сейчас – это здание Русского музея. Михайловский (Инженерный) замок. Арх. – В. Бренна

Мальтийский Орден 1797 год – принятие Мальтой покровительства Павла I; 1798 год – захват Мальты Наполеоном и вступление России во вторую антифранцузскую коалицию (Англия, Австрия, Османская империя);

Война на море 1798 год – захват Ф. Ушаковым Ионических островов и крепости Корфу; 1799 год – взятие Неаполя и Рима русским флотом. Федор Ушаков

Переход Суворова через Альпы 1799 год – Итальянский и Швейцарский походы русской армии против Франции (во главе – А. В. Суворов): 24 сентября – битва за Чертов мост; 1799 год – присвоение А. В. Суворову титула князя Италийского и должности генералиссимуса. Январь 1801 года – приказ Павла I донским казакам (атаман – Василий Орлов) выступать в поход против Британской Индии В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»

Тес т 1) Коллегии — … 2) Местничество — … 3) Табель о рангах — … 4) Сенат — … 5) Посессионные крестьяне — … 6) Мануфактура — … 7) Семен Дежнев — … 8) Соборное Уложение — … 9) А. Д. Меншиков — … 10) Битва у деревни Кунерсдорф — …

Реформы в эпоху Петра Великого

Период правления царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедии, были направлены на достижение прогресса.

Строительство фабрик и заводов

Промышленность в России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя льготы и привилегии. Для того, чтобы работать с промышленными предприятиями по всей стране, Петр Первый создал Бургмистерскую палату.
При этом хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее, промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать от России железо, полотно, пшеницу.

Военная реформа

Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.
И Петр создал такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат, которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы. Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский король убегает прочь.

Европеизация общества

Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
Бояре в эпоху Петра начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры. Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение по управлению страной.

Крестьяне

Начинает меняться порядок обращения с крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных при Петре только усиливается. Сам Петр хотел бы отменить куплю и продажу людей, но понимал, что это трудно в его время. В это время начинают составляться ревизские сказки, в которых указывается количество людей, которые приписаны к помещику или к земле. Все эти люди облагаются налогом. Теперь крестьяне не могут уйти от необходимости платить налоги. Петровские реформы кратко ставят своей целью закабалить крестьян, лишить их возможности уйти от хозяина.
В это время Петр способствует развитию сельского хозяйства. В 1721 году он дает указ вводить в использование литовскую косу, которая позволяет жать в десять раз быстрее, чем серп. Приезжают немецкие и латышские крестьяне, которые учат русских крестьян пользоваться косой. Были завезены голландские коровы, мериносовые овцы из Испании. Были завезены и высажены тутовые и фруктовые деревья.

Петербург

Во времена царствования Петра многое было направлено на возведение сооружений, которые могли бы защитить русский народ от шведов. Поэтому в 1703 году на Заячьем острове начинается возведение крепости.
Петровские реформы кратко направлены на то, чтобы создать город-форпост. Основание Санкт-Петербурга поэтому закономерно. В самом начале его существования над его постройкой работали тысячи людей. Все они были привезены сюда из других мест. Многие из них болели.
Поэтому люди не любили жить в Петербурге. Многие из них уезжали в Москву и в другие регионы, поэтому и после Петра их приходилось силой возвращать в город. Но уже при Екатерине Второй город стал красивым и блестящим, и многие стремились поселиться здесь. Сейчас Санкт-Петербург составляет славу и украшение России. Сда приезжают гости со всего мира.

28.Русское искусство Петровской эпохи

КЛАССИЦИЗМ

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразов ания, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

Преобразования Петра I направили течение художественной жизни в новое русло. Процессы, обозначившиеся уже в предыдущем столетии (возрастание роли светской культуры, укрепление связей с Западной Европой), теперь мощно активизировались, получив радикальные импульсы. Благодаря петровским реформам именно светские, а не религиозные произведения вышли на первый план жизни, обретая стилеобразующий смысл. Все искусство было поставлено на службу уже не церковным, лишь опосредованно политическим, а уже непосредственно политическим целям прославления государства и воспитания идеального гражданина. Россия вошла в период своего рода ускоренного Ренессанса, стремительно усваивая опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма, причем уже не в синкретическом, «западно-византийском», как совсем недавно, а вполне цельном варианте.

Архитектура, скульптура

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.

В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеоб-разности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.

Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов - многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные ар-хитекторы. Одним из известнеиших представителеи западнои архитектурной школы, работавших в России, был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771г.), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце).

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных.

Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. -- М. Фонтана и Г. Шедель).

Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый "Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.

Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, "лучше чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и в последствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.

Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.

Многие его указы показывают с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы "О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы "образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены "5 книг теории огородныя", "книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии разыскивая для Сада "редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка "редкой красоты". Петр не забывал заботится о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые казалось бы не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.

В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена "Венус старинный" - Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. "Белая дьяволица" вызывала такую лютую ненависть приверженцев к "старине", что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.

В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала - дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.

До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера - итальянца Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи - бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

Живопись

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве.

Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.

Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет . У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 - 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец - трагические невзгоды.

Портреты, созданные им в ранний пе-риод, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII ве-ка. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и неповторимый.

С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.).

Самым сильным его произведением является портрет государственного канцлера Г.И. Головкина (1720-е.г.). Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордена, не эффектный жест полководца - обычные тогда средства возвеличить - делают лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата.

Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника - он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины - «Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева - « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Живописные миниатюрные портреты на эмали появились в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.

Ювелирное искусство

Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

Для XVIII века, за исключением последних лет характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров - Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами».

Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма.

1. В 1700 году:

а) Петр I провел реформу летосчисления;

б) Екатерина I наследовала престол;

в) был издан «Духовный регламент»;

г) родился М.В. Ломоносов;

д) был убит Павел I.

2. Кто из русских монархов издал указ «лета счислять и писать «с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова <...> (по обычаю других европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1 числа сентября)»?

б) Екатерина I;

в) Павел I;

г) Анна Иоанновна;

д) Елизавета Петровна;

е) Екатерина II.

3. Год основания Санкт-Петербурга:

4. Видный церковный и политический деятель 1700-х – начала 1720-х годов, сподвижник Петра I, талантливый публицист, проповедник, автор «Духовного регламента»:

а) Феофан Прокопович;

б) Антиох Кантемир;

в) Александр Меншиков;

г) Василий Тредиаковский;

д) Стефан Яворский.

5. Укажите год выхода в свет первой книги, напечатанной «гражданским» шрифтом:

6. Укажите год основания первой в России газеты:

7. Укажите, какая из перечисленных ниже задач по преобразованию культуры не характерна для реформ эпохи Петра I.

а) создание новой, секулярной культуры;

б) разрыв с традиционной, древнерусской духовностью;

в) перенесение западноевропейских культурологических схем и моделей развития на русскую почву;

г) усиление роли церкви и православия в государстве;

д) просвещение нации;

е) насаждение идеи единоличной императорской власти и служения государству.

8. «Табель о рангах» Петра I – это:

а) закон, определяющий порядок присвоения чинов в зависимости от срока службы;

б) закон, устанавливающий привилегии государственным служащим в зависимости от чина;

в) закон о делении чиновников всех ведомств на 14 классов;

г) закон, отменяющий какие бы то ни было иерархические отношения на государственной службе;

д) закон, по которому светская и духовная власть сосредоточивалась в руках императора.

9. О ком эта «надпись к портрету»:

Российской церкви столп, совета мудрый муж,

Философ, богослов, историк, пастырь душ.

Витийством слов его доднесь Россия блещет;

Петровым похвалам вселенна совосплещет.

а) о Кантемире;

б) о Прокоповиче;

в) о Шувалове;

г) о Ломоносове;

д) о Потемкине;

е) о Карамзине.

10. О ком идет речь: «Им сочинены многие богословские, нравоучительные книги и даже предисловие к морскому уставу. Как муж просвещенный, благоразумный политик и любимец Петра, он старался доказывать мудрость всех новых его учреждений; первый открыл талант молодого Кантемира; ободрял, наставлял его и вместе с ним писал стихи: два человека, с коими, по тогдашнему времени, никто не мог спорить в остроумии и в учености»?

а) о А. Меншикове;

б) о П. Толстом;

в) о Феофане Прокоповиче;

г) о В. Тредиаковском;

д) о Г. Потемкине;

е) о Э. Бироне.

11. Укажите год открытия Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса:

12. 1745 год – это:

а) год восшествия на престол Елизаветы Петровны;

б) год смерти Г.А. Потемкина;

в) год возвращения М.В. Ломоносова в Россию из Германии;

г) год рождения Д.И.Фонвизина;

д) год написания «Письма о пользе Стекла»;

е) ни одно из перечисленных событий не соответствует указанной дате.

13. В 1762 году:

а) выходит в свет «Наказ» Екатерины II;

б) восходит на престол Елизавета Петровна;

в) умирает Петр III и восходит на престол Екатерина II;

г) издано первое полное собрание сочинений Г.Р. Державина;

д) родился Н.М. Карамзин.

14. 1769 год – это:

а) год выхода в свет «Путешествия из Петербурга в Москву»;

б) год смерти М.В. Ломоносова;

в) начало войны с Наполеоном;

г) год основания Российской Академии Наук;

д) выход в свет журналов «Всякая Всячина», «И то и се», «Поденщина», «Трутень» и др.

15. Монумент императору Петру I («Медный всадник») в Петербурге был открыт в:

16. Манифест «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству» был издан в царствование:

а) Петра II;

б) Екатерины I;

в) Петра III;

г) Елизаветы Петровны;

д) Екатерины II;

е) Павла I.

17. Укажите годы правления Екатерины II:

а) 1725 – 1727;

б) 1741 – 1761;

в) 1750 – 1775;

г) 1762 – 1796;

д) 1772 – 1798.

18. Крестьянская война под предводительством е.И. Пугачева датируется:

а) 1715 – 1719;

б) 1762 – 1765;

в) 1773 – 1775;

г) 1782 – 1784;

д) 1812 – 1815.

19. Укажите год открытия Комиссии по выработке нового Уложения:

20. Год основания Академии наук в Санкт-Петербурге:

21. Укажите год и место основания первого русского университета:

а) 1709, Киев;

б) 1725, Санкт-Петербург;

в) 1732, Москва;

г) 1755, Москва;

д) 1767, Санкт-Петербург.

22. Рождение оригинального русского публичного театра (Ярославль, затем – Петербург) приходится на:

23. Когда в России была основана балетная школа и поставлена первая опера?

24. Тайная канцелярия была учреждена:

а) при Алексее Михайловиче;

б) при Петре I;

в) при Елизавете Петровне;

г) при Анне Иоанновне;

д) при Екатерине I;

е) при Петре III;

ж) при Екатерине II.

25. В царствование какого монарха была учреждена Учительская семинария – первое заведение в России, выпускающее учителей со специальной педагогической подготовкой?

а) Петра I;

б) Анны Иоанновны;

в) Елизаветы Петровны;

г) Петра II;

д) Павла I;

е) Екатерины II.

26. Правление какого русского монарха отражено в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Петра I;

б) Елизаветы Петровны;

в) Павла I;

г) Николая II;

д) Екатерины II;

е) Александра I.

27. «Слово о полку Игореве» было обнаружено учеными:

а) в конце XII в.;

б) в середине XVI в.;

в) в начале XVIII в.;

ж) в первой четверти XIX в.


Похожая информация.